ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
|
Введение 3
Глава 1. Общие положения о перевозке грузов автомобильным
транспортом 8
§ 1. Понятие и виды автомобильных перевозок грузов 8
§ 2. Перевозка грузов автомобильным транспортом в системе транспортных обязательств 14
§ 3. Источники правового регулирования отношений по перевозке грузов автомобильным транспортом 23
Глава 2. Договор перевозки грузов автомобильным транспортом 32
§ 1. Договор перевозки грузов автомобильным транспортом в системе гражданско-правовых договоров 32
§ 2. Субъекты договора перевозки грузов автомобильным транспортом 38
§ 3. Содержание и форма договора перевозки грузов автомобильным транспортом 44
§ 4. Порядок заключения, изменения и прекращения договора перевозки груза автомобильным транспортом 49
Глава 3. Основные правовые проблемы в сфере перевозок грузов
автомобильным транспортом 55
§ 1. Предъявление претензий и исков по договору перевозки грузов автомобильным транспортом 55
§ 2. Проблемы, связанные с применением удержания при перевозке груза автомобильным транспортом 61
§ 3. Проблемы возмещения вреда, нанесенного федеральной автомобильной дороге 68
Заключение 78
Список использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы 84
Глава 1. Общие положения о перевозке грузов автомобильным
транспортом 8
§ 1. Понятие и виды автомобильных перевозок грузов 8
§ 2. Перевозка грузов автомобильным транспортом в системе транспортных обязательств 14
§ 3. Источники правового регулирования отношений по перевозке грузов автомобильным транспортом 23
Глава 2. Договор перевозки грузов автомобильным транспортом 32
§ 1. Договор перевозки грузов автомобильным транспортом в системе гражданско-правовых договоров 32
§ 2. Субъекты договора перевозки грузов автомобильным транспортом 38
§ 3. Содержание и форма договора перевозки грузов автомобильным транспортом 44
§ 4. Порядок заключения, изменения и прекращения договора перевозки груза автомобильным транспортом 49
Глава 3. Основные правовые проблемы в сфере перевозок грузов
автомобильным транспортом 55
§ 1. Предъявление претензий и исков по договору перевозки грузов автомобильным транспортом 55
§ 2. Проблемы, связанные с применением удержания при перевозке груза автомобильным транспортом 61
§ 3. Проблемы возмещения вреда, нанесенного федеральной автомобильной дороге 68
Заключение 78
Список использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы 84
Актуальность настоящей работы обусловлена тем, что автомобильный транспорт характеризуется мощной материально-технической базой, им пере-возится огромное количество грузов, обеспечивая поддержку значительной части экономики России. Развитие рыночных отношений, малого и среднего бизнеса, связанного с перевозкой грузов автомобильным транспортом, требует комплексного развития договорных отношений по перевозке грузов автомобильным транспортом, что свидетельствует об актуальности выбранной темы.
Транспорт - одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.
Гражданский кодекс Российской Федерации (далее ГК РФ) и Устав авто-мобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее - УАТ РФ) предложили разные правовые возможности для реализации перевозки грузов автомобильным транспортом, а именно, наряду с договором перевозки осуществить перемещение груза стало возможно на основании договора транспортной экспедиции, договора фрахтования. Однако они имеют ряд недоработок и поэтому не разрешили всех проблем в сфере перевозок грузов.
Транспорт является связующим звеном в экономике любого государства и представляет собой единый комплекс, который охватывает все виды общественного производства, распределения и обмена . Транспортное законодательство является наиболее стабильным законодательством, и основные его положения, регулирующие отношения, связанные с заключением договора перевозки, с подачей транспортных средств, ответственностью за их неиспользование, утрату, повреждение грузов, предъявлением претензий и т.д., продолжают оставаться неизменными уже многие годы. Совершенствование транспортного законодательства невозможно в отрыве от современного состояния и перспектив развития экономических отношений как в отраслях народного хозяйства, на обслуживание которых направлена деятельность транспорта, так и внутри самого транспорта.
Степень научной разработанности проблемы. Договоры перевозки всегда были объектом пристального внимания российских ученых. Грузовыми перевозками на различного рода транспорте специально занимались Смирнов В.Т. , Савичев Г.П. , Егиазаров В.А. , Г.А.Микрюкова , Н.М.Артемьева и другие ученые. К авторам исследований перевозки грузов автомобильным транс¬портом можно отнести фундаментальные труды М.М. Агаркова, М.К. Алексан¬дрова-Дольника, В.К. Андреева, М.А. Аллахвердова, А.Г. Быкова, И.А. Верхов¬ского, В.В. Витрянского, Р.Я. Вишневецкой, А.И. Горожанина, Г.С. Гуревича, Г.А. Дегтярева, В.П. Дуюна, Ф.М. Лучанского, И.Б. Новицкого, Г.Д. Отнюко- вой, Д.И. Половинчика, А.Н. Романовича, А.М. Рубина, Г.П. Савичева, М.А. Тарасова, Р.Ш. Цинцадзе, Х.И. Шварца, Н.А. Яковлева и др.
Среди работ, посвященных перевозке грузов автомобильным транспортом необходимо упомянуть работы по грузовым перевозкам автомобильным транспортом В.В.Витрянского , Т.П. Кизяковской , Г.Тулеугалиева и некоторых других. С переходом к рыночным отношениям появляются работы, в которых авторы пытаются сбалансировать транспортное законодательство советских времен с изданными нормативными правовыми актами в условиях рыночных отношений. Более того, они принимают позицию о договоре тех авторов, чьи работы были созданы в рамках административно-командной системы, предполагающей плановую экономику (В.А. Егиазарова (2004 г.), Г.А. Елдашо- ва (2006 г.), В.А. Елизарова (2005 г.), Б.Д. Завидова (1993 г.), В.Н. Гречухи (2002 г.), Т.А. Ивановой (2004 г.), В.М. Кондратьева (1990 г.), В.И. Савина (2002 г.), И.В. Спирина (2006 г.)). Лишь отдельные авторы, например В.В. Витрянский (2001 г.), пытаются взглянуть на проблему по-новому. Но работы этих авторов созданы до опубликования УАТ РФ, а значит, не отражают новое законодательное решение вопроса. В настоящее время появились диссертационные исследования Ю.А. Лончаковой (2009 г.), И.А. Стрельниковой (2009 г.), в которых проведен анализ УАТ РФ, обосновываются предложения по его совершенствованию, сопоставляется договор перевозки с перевозками иными видами транспорта - железнодорожным, водным, авиационным.
Вместе с тем до настоящего времени отсутствует системный подход к изучению договорных отношений по перевозке грузов автомобильным транс-портом. При этом ряд авторов в рамках диссертационных работ проводили системные исследования правовых явлений (А.М. Васильев (1976 г.), Л.О. Красавчикова (1996 г.), В.А. Лапач (2002 г.), Л.А. Чеговадзе (2005 г.)). Весьма не¬многочисленны монографические исследования, посвященные фундаментальному изучению системы договоров (Ю.В. Романец (2004 г.)), основных и вспомогательных обязательств (А.И. Хаснутдинов (1995 г.)), механизму осуществления прав и исполнения обязанностей, который отражает современный целостный подход к изучению договорных отношений (Е.В. Вавилин (2009 г.)).
Актуальность и недостаточность исследования проблем регулирования предпринимательской деятельности в сфере перевозок грузов автомобильным транспортом обусловили выбор темы, постановку цели и задач исследования.
Цель данной работы - на основе анализа системы правового регулирования предпринимательской деятельности в сфере перевозок грузов автомобильным транспортом выявить недостатки правового регулирования и выработать предложения, направленных на совершенствование законодательства в указан¬ной сфере, а также практике его применения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие за-дачи:
- определить понятие и классифицировать виды автомобильных перевозок грузов;
- исследовать место перевозки грузов автомобильным транспортом в си-стеме транспортных обязательств;
- рассмотреть действующую систему правового регулирования правового регулирования отношений по перевозке грузов автомобильным транспортом;
- охарактеризовать договор перевозки грузов автомобильным транспортом в системе гражданско-правовых договоров
- определить субъектов договора перевозки грузов автомобильным транспортом;
- описать содержание и форму договора перевозки грузов автомобильным транспортом;
- выявить особенности заключения, изменения и прекращения договора перевозки груза автомобильным транспортом;
- рассмотреть особенности предъявления претензий и исков по договору перевозки грузов автомобильным транспортом;
- проанализировать удержание как способ обеспечения исполнения обязательств в договоре перевозки груза автомобильным транспортом
- выявить особенности возмещения вреда, нанесенного федеральной автомобильной дороге.
Объектом исследования являются общественные отношения по обеспечению предпринимательской деятельности в сфере перевозок грузов автомобильным транспортом.
Предмет исследования составляют нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность в сфере перевозок грузов автомобильным транспортом.
Методы исследования: нормативно-логический, исторический, сравни-тельного правоведения, аналитический, синтеза, системно-правовой и др. Центральное место в исследовании предмета заняли специальные юридические методы: формально-юридического анализа и сравнительного правоведения.
Теоретическую основу исследования составили труды таких ученых, как: М.М. Агарков, М.И. Брагинский, А.Г.Быков, В.В. Витрянский, Г.С. Гуре-вич, В.А. Егиазаров, Н.Д. Егоров, Н.Ю. Ерпылева, С. Иоффе, А.Г. Калпин, В.Ф. Попондопуло, Б.И. Пугинский, О.Н.Садиков, Е.А.Суханов, Ю.К. Толстой, Г.Ф. Шершеневич и др.
Эмпирическая база исследования. Настоящее исследование основано на изучении гражданское законодательство России как современного, так и предшествующего периодов, материалов практики Конституционного Суда Российской Федерации (далее - КС РФ), Верховного Суда Российской Федерации (далее - ВС РФ), Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (да¬лее - ВАС РФ), а также документов организаций, выступающих в качестве перевозчиков, договоров перевозки, используемых на практике. Наряду с норма¬ми действующего законодательства изучен круг ранее действовавших на территории России нормативных актов.
Структура обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения и списка нормативных актов, материалов судебной практики и литературы.
Транспорт - одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.
Гражданский кодекс Российской Федерации (далее ГК РФ) и Устав авто-мобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее - УАТ РФ) предложили разные правовые возможности для реализации перевозки грузов автомобильным транспортом, а именно, наряду с договором перевозки осуществить перемещение груза стало возможно на основании договора транспортной экспедиции, договора фрахтования. Однако они имеют ряд недоработок и поэтому не разрешили всех проблем в сфере перевозок грузов.
Транспорт является связующим звеном в экономике любого государства и представляет собой единый комплекс, который охватывает все виды общественного производства, распределения и обмена . Транспортное законодательство является наиболее стабильным законодательством, и основные его положения, регулирующие отношения, связанные с заключением договора перевозки, с подачей транспортных средств, ответственностью за их неиспользование, утрату, повреждение грузов, предъявлением претензий и т.д., продолжают оставаться неизменными уже многие годы. Совершенствование транспортного законодательства невозможно в отрыве от современного состояния и перспектив развития экономических отношений как в отраслях народного хозяйства, на обслуживание которых направлена деятельность транспорта, так и внутри самого транспорта.
Степень научной разработанности проблемы. Договоры перевозки всегда были объектом пристального внимания российских ученых. Грузовыми перевозками на различного рода транспорте специально занимались Смирнов В.Т. , Савичев Г.П. , Егиазаров В.А. , Г.А.Микрюкова , Н.М.Артемьева и другие ученые. К авторам исследований перевозки грузов автомобильным транс¬портом можно отнести фундаментальные труды М.М. Агаркова, М.К. Алексан¬дрова-Дольника, В.К. Андреева, М.А. Аллахвердова, А.Г. Быкова, И.А. Верхов¬ского, В.В. Витрянского, Р.Я. Вишневецкой, А.И. Горожанина, Г.С. Гуревича, Г.А. Дегтярева, В.П. Дуюна, Ф.М. Лучанского, И.Б. Новицкого, Г.Д. Отнюко- вой, Д.И. Половинчика, А.Н. Романовича, А.М. Рубина, Г.П. Савичева, М.А. Тарасова, Р.Ш. Цинцадзе, Х.И. Шварца, Н.А. Яковлева и др.
Среди работ, посвященных перевозке грузов автомобильным транспортом необходимо упомянуть работы по грузовым перевозкам автомобильным транспортом В.В.Витрянского , Т.П. Кизяковской , Г.Тулеугалиева и некоторых других. С переходом к рыночным отношениям появляются работы, в которых авторы пытаются сбалансировать транспортное законодательство советских времен с изданными нормативными правовыми актами в условиях рыночных отношений. Более того, они принимают позицию о договоре тех авторов, чьи работы были созданы в рамках административно-командной системы, предполагающей плановую экономику (В.А. Егиазарова (2004 г.), Г.А. Елдашо- ва (2006 г.), В.А. Елизарова (2005 г.), Б.Д. Завидова (1993 г.), В.Н. Гречухи (2002 г.), Т.А. Ивановой (2004 г.), В.М. Кондратьева (1990 г.), В.И. Савина (2002 г.), И.В. Спирина (2006 г.)). Лишь отдельные авторы, например В.В. Витрянский (2001 г.), пытаются взглянуть на проблему по-новому. Но работы этих авторов созданы до опубликования УАТ РФ, а значит, не отражают новое законодательное решение вопроса. В настоящее время появились диссертационные исследования Ю.А. Лончаковой (2009 г.), И.А. Стрельниковой (2009 г.), в которых проведен анализ УАТ РФ, обосновываются предложения по его совершенствованию, сопоставляется договор перевозки с перевозками иными видами транспорта - железнодорожным, водным, авиационным.
Вместе с тем до настоящего времени отсутствует системный подход к изучению договорных отношений по перевозке грузов автомобильным транс-портом. При этом ряд авторов в рамках диссертационных работ проводили системные исследования правовых явлений (А.М. Васильев (1976 г.), Л.О. Красавчикова (1996 г.), В.А. Лапач (2002 г.), Л.А. Чеговадзе (2005 г.)). Весьма не¬многочисленны монографические исследования, посвященные фундаментальному изучению системы договоров (Ю.В. Романец (2004 г.)), основных и вспомогательных обязательств (А.И. Хаснутдинов (1995 г.)), механизму осуществления прав и исполнения обязанностей, который отражает современный целостный подход к изучению договорных отношений (Е.В. Вавилин (2009 г.)).
Актуальность и недостаточность исследования проблем регулирования предпринимательской деятельности в сфере перевозок грузов автомобильным транспортом обусловили выбор темы, постановку цели и задач исследования.
Цель данной работы - на основе анализа системы правового регулирования предпринимательской деятельности в сфере перевозок грузов автомобильным транспортом выявить недостатки правового регулирования и выработать предложения, направленных на совершенствование законодательства в указан¬ной сфере, а также практике его применения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие за-дачи:
- определить понятие и классифицировать виды автомобильных перевозок грузов;
- исследовать место перевозки грузов автомобильным транспортом в си-стеме транспортных обязательств;
- рассмотреть действующую систему правового регулирования правового регулирования отношений по перевозке грузов автомобильным транспортом;
- охарактеризовать договор перевозки грузов автомобильным транспортом в системе гражданско-правовых договоров
- определить субъектов договора перевозки грузов автомобильным транспортом;
- описать содержание и форму договора перевозки грузов автомобильным транспортом;
- выявить особенности заключения, изменения и прекращения договора перевозки груза автомобильным транспортом;
- рассмотреть особенности предъявления претензий и исков по договору перевозки грузов автомобильным транспортом;
- проанализировать удержание как способ обеспечения исполнения обязательств в договоре перевозки груза автомобильным транспортом
- выявить особенности возмещения вреда, нанесенного федеральной автомобильной дороге.
Объектом исследования являются общественные отношения по обеспечению предпринимательской деятельности в сфере перевозок грузов автомобильным транспортом.
Предмет исследования составляют нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность в сфере перевозок грузов автомобильным транспортом.
Методы исследования: нормативно-логический, исторический, сравни-тельного правоведения, аналитический, синтеза, системно-правовой и др. Центральное место в исследовании предмета заняли специальные юридические методы: формально-юридического анализа и сравнительного правоведения.
Теоретическую основу исследования составили труды таких ученых, как: М.М. Агарков, М.И. Брагинский, А.Г.Быков, В.В. Витрянский, Г.С. Гуре-вич, В.А. Егиазаров, Н.Д. Егоров, Н.Ю. Ерпылева, С. Иоффе, А.Г. Калпин, В.Ф. Попондопуло, Б.И. Пугинский, О.Н.Садиков, Е.А.Суханов, Ю.К. Толстой, Г.Ф. Шершеневич и др.
Эмпирическая база исследования. Настоящее исследование основано на изучении гражданское законодательство России как современного, так и предшествующего периодов, материалов практики Конституционного Суда Российской Федерации (далее - КС РФ), Верховного Суда Российской Федерации (далее - ВС РФ), Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (да¬лее - ВАС РФ), а также документов организаций, выступающих в качестве перевозчиков, договоров перевозки, используемых на практике. Наряду с норма¬ми действующего законодательства изучен круг ранее действовавших на территории России нормативных актов.
Структура обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения и списка нормативных актов, материалов судебной практики и литературы.
Одними из очень важных услуг в инфраструктуре каждого государства являются грузоперевозки. Ведь именно благодаря таким услугам как грузовые перевозки, становится возможным заключение множества сделок любого уровня, причем как по стране, так и международных. На данный момент насчитываются несколько видов перевозок грузов, подразделяющиеся исходя из типа транс¬портного средства, используемого при осуществлении перевозки грузов: железнодорожные грузоперевозки; авиаперевозки грузов; перевозки морским транс¬портом; автоперевозки грузов. Несомненно, что именно автомобильный транс¬порт - самая динамично развивающаяся транспортная отрасль России.
В понятие автотранспорта включаются как средства сообщения, так и специализированные сооружения, а также автодороги. Сами же автомобили, полу¬прицепы, прицепы, автобусы составляют подвижный состав, средства передвижения. Грузовые автомобильные перевозки различают по следующим признакам: расстояние, вид перевозимых грузов, размер партий груза, способ выполнения, время освоения, тип организации, подвижной состав (типа кузова, грузоподъемность, осевая нагрузка). При этом все грузовые перевозки можно разделить на две группы: коммерческие и некоммерческие.
Под системой транспортного законодательства понимается построение нормативных актов в субординации, определяемой компетенцией издавших их органов, их содержанием и структурой. Структура транспортного законодательства является элементом системы транспортного законодательства, позволяющим наиболее полно раскрыть ее содержание. Чем более совершенны структура и система транспортного законодательства, тем яснее его содержание и легче его применение. В составе транспортного законодательства различают следующие основные источники права: законы, указы Президента РФ, подзаконные нормативные акты. К источникам транспортного права также относятся санкционированные обычаи, постановления пленумов ВС РФ и ВАС РФ.
В ноябре 2007 г. был принят УАТ РФ. Анализ УАТ РФ позволил выявить в нем как достоинства, так и недостатки. Одно из главных достоинств данного нормативно-правового акта - его соответствие современному состоянию развития экономики РФ и транспортной сферы. В качестве недостатков УАТ РФ, которые могут приводить к проблемам правоприменения можно указать:
1. В УАТ РФ нет специальной нормы, посвященной перевозке почты, в то время как, к примеру, на воздушном транспорте перевозка почты оформляется отдельным договором наряду с договорами перевозки пассажиров и грузов.
2. Ч. 3 ст. 1 УАТ РФ устанавливает, что перевозки пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом в международном сообщении регулируются исключительно международными договорами РФ. Представляется целесообразным внести изменение в ч. 3 ст. 1 УАТ РФ и дополнить ее указанием на то, что перевозки пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом в между¬народном сообщении регулируются международными договорами РФ, а в части, не урегулированной международными договорами РФ, к указанным перевозкам применяются нормы УАТ РФ и Правила перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом.
3. Следует ввести в УАТ РФ отдельную главу, регламентирующую пере-возки в смешанном сообщении, отражающую специфику данной разновидности перевозок, поскольку в настоящее время закон о смешанных перевозках, необходимость принятия которого отражена в ГК РФ, до сих пор не принят, а Правила перевозки грузов автомобильным транспортом, хотя и предусматривают регламентацию смешанной (комбинированной) перевозки грузов, должны разрабатываться на основании УАТ РФ, который об этом умалчивает.
4. При анализе норм УАТ РФ, посвященных перевозке груза, прослеживается отсутствие надлежащего ясного и четкого правового регулирования договора фрахтования, хотя по смыслу закона и исходя из анализа ряда статей (ст. 2, 18, 34, 35, 36 УАТ РФ) ясно, что законодатель выделяет такую разновидность договора перевозки груза, как договор фрахтования. Для удобства правоприменения представляется необходимым, во-первых, отразить нормы о договоре фрахтования и провести разграничение двух видов договоров перевозки грузов в УАТ РФ более четко. Во-вторых, необходимо более четко прописать вопрос о форме договора фрахтования, дать определение заказа и указать в ст. 2 УАТ РФ, когда применяется заказ, а когда заказ-наряд как формы договора фрахтования.
5. На наш взгляд, вызывает нарекание отсутствие в гл. 2 УАТ РФ при регламентации прав и обязанностей по договору перевозки грузов отдельной статьи, предусматривающей обязанность по оплате услуг по перевозке грузов. В связи с этим предлагается дополнить содержание гл. 2 УАТ РФ отдельной стать¬ей, устанавливающей, что плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи вносятся грузоотправителем, как правило, до момента от¬правления груза, если иное не предусмотрено настоящим Уставом или соглашением сторон.
6. Одним из существенных недостатков нового УАТ РФ является отсутствие в нем императивно закрепленного требования об обязательном лицензионном порядке допуска всех перевозчиков на рынок автотранспортных услуг. Представляется, что законодательное закрепление обязательного лицензирования деятельности в области всех пассажирских и грузовых перевозок автомобильным транспортом (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) способно существенно повысить безопасность дорожного движения, сократить количество ДТП и оптимизировать государственный контроль за этой важной сферой общественных отношений.
7. В ст. 38 УАТ РФ не конкретизировано, в каких случаях требуется составить акт, а в каких достаточно отметки, равно как не ясно, в каких случаях от¬метка делается в накладных, путевых листах и сопроводительных ведомостях. Правила перевозки грузов автомобильным транспортом предусматривают случаи, когда делаются отметки в накладных, но полностью умалчивают про путевые листы и сопроводительные ведомости, и кроме того, исходя из их норм, также не ясно, всегда ли требуется составление акта, либо он составляется лишь в случае разногласия с проставлением отметки. В этой связи представляется, что нужно внести большую ясность в главу УАТ РФ об актах, претензиях и исках, с последующей конкретизацией ее положений в Правилах перевозки грузов.
Под транспортными обязательствами в литературе обычно понимаются гражданско-правовые обязательства, применяемые в сфере транспортной деятельности. В качестве основания для отнесения транспортных обязательств к обязательствам об оказании услуг обычно указывается их объект - транспортные услуги. Под договором перевозки груза понимается такое соглашение, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, а от¬правитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Договор автомобильной перевозки груза является возмездным, срочным, реальным. Договор перевозки грузов на автомобильном транспорте является многосторонним (грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель), консенсуальным, возмездным, публичным, при осуществлении перевозок грузов общественным транспортом, предпринимательским и по способу заключения договором присоединения. При перевозке грузов к числу существенных условий договора относятся: вид груза, который подлежит доставке, предмет договора пере¬возки, срок доставки груза и провозная плата. Заключение договора подтверждается транспортной накладной и может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозок грузов - заявки грузоотправителя. Доставкой и выдачей груза, посту¬пившего в адрес грузополучателя, завершается исполнение перевозочного обязательства.
Для требований, возникающих из неисполнения или ненадлежащего исполнения договора перевозки груза, ГК РФ устанавливает обязательный претензионный порядок. Претензионный порядок считается соблюденным, если: 1) претензия заявлена в установленный срок (не более одного года); 2) претензия заявлена надлежащим заявителем; 3) претензия заявлена к надлежащему пере¬возчику; 4) к претензии приложены документы, подтверждающие право требования клиента. В случае полного или частичного отклонения претензии грузовладельца или неполучения на нее ответа в 30-дневный срок к перевозчику может быть предъявлен иск (п. 2 ст. 797 ГК РФ). Иск, подведомственный арбитражным судам и судам общей юрисдикции, предъявляется в соответствующий суд по месту нахождения или месту жительства ответчика. Однако существуют и правила об исключительной подсудности.
Удержание является сравнительно новым способом обеспечения исполнения обязательств, в том числе возникающих по договору перевозки автомобильным транспортом, и не очень распространенным на практике. При этом данное средство укрепляет положение кредитора - перевозчика в обязательстве, делает его уверенным в том, что его убытки будут компенсированы, в том числе без обращения в судебные инстанции. Возможность удержания предусмотрена диспозитивными нормами ГК РФ. Перевозчик вправе удерживать груз, пока не будут внесены все платежи. Основными документами при удержании груза являются уведомление об удержании и документ, уведомляющий посредника или грузовладельца об отправке уведомления об удержании.
Как показал анализ деятельности автотранспортных предприятий, как правило, перевозчик приезжает на погрузку по заявке с диспетчером, а, следовательно, он не заключает договор перевозки в том понимании, которое имеется ввиду в главе 40 ГК РФ. Статья 785 ГК РФ устанавливает стороны договора перевозки - грузоотправитель и перевозчик. Следует учитывать то, что подпись водителя в 6-ой графе транспортной накладной свидетельствует только о приёме им груза к перевозке. Чтобы между фактическим перевозчиком и грузоотправителем был заключён договор перевозки, необходимо соблюдение совокупности условий: в 10-ой графе транспортной накладной в качестве перевозчика указан предприниматель или организация, действительно выполняющие перевозку; в 16-ой графе транспортной накладной имеются подписи грузоотправителя и перевозчика. Срок удержания равен 34 дням со дня оповещения должника с возможностью дальнейшей реализации груза по договору купли-продажи. Не являясь для данных отношений таким распространенным обеспечительным способом, как штраф, удержание может оказаться достаточно мощным способом воз-действия на нерадивого должника.
Владельцы транспортных средств обязаны возмещать вред, причиняемый транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов. Порядок и размер возмещения такого вреда устанавливаются Правительством РФ. Размер платы определяется в зависимости от превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; протяженности участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.
Взвешивание не может быть произведено на передвижном пункте и в динамическом режиме. На федеральных и других автомобильных дорогах создаются только стационарные посты органов внутренних дел, пункты государственного контроля за осуществлением международных автомобильных перевозок и стационарные пункты, на которых производится весовой контроль транс¬портных средств, осуществляющих грузовые перевозки. Контроль транспортных средств на автомобильных дорогах, не предусмотренный федеральными закона¬ми и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, а также проводимый органами и организациями, не указанными в Постановлении № 1079, не допускается. Однако данные пункты регулярно используют во многих регионах РФ, причем взвешивание проводится органами, не имеющими на это право. Считаем, что следует законодательно запретить использование передвижных пунктов весового контроля.
С 15 ноября 2015 г. вступили в действие нормы, регулирующие порядок возмещения вреда, наносимого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн, а также административное наказание за его нарушение. Распоряжением Правительства РФ концессионное соглашение в отношении объектов, предназначенных для взимания платы, заключено с ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», которое является оператором. Вызывает недоумение тот факт, что оператор системы взимания платы - общество с ограниченной ответственностью, и оно всего лишь публикует в средствах массовой информации акты. А поскольку указанные акты должны действовать в отношении неограниченного круга лиц, необходимо, чтобы они утверждались Минтрансом. Закон предусматривает легальное движение транспортных средств только после внесения предоплаты. С учетом практики современного бизнеса это очень обременительное требование, и следует предусмотреть возможность оплаты проезда после окончания движения соответствующего транспортного средства. Кроме этого, за проезд без внесения платы введены штрафные санкции, размер которых совершенно не соответствует масштабу правонарушения. Следует установить размер штрафа на уровне 1 тыс. руб. В противном случае с учетом преобладающего числа в автомобильной отрасли субъектов малого и среднего бизнеса указанные размеры наказаний приведут к их неминуемому банкротству и масштабным социальным последствиям. Как показал анализ деятельности системы, оператором системы взимания платы «Платон» не созданы условия для бесперебойного функционирования вышеуказанной системы взимания платы, поэтому нужно исключить повторную фиксацию правонарушения в один и тот же день.
В понятие автотранспорта включаются как средства сообщения, так и специализированные сооружения, а также автодороги. Сами же автомобили, полу¬прицепы, прицепы, автобусы составляют подвижный состав, средства передвижения. Грузовые автомобильные перевозки различают по следующим признакам: расстояние, вид перевозимых грузов, размер партий груза, способ выполнения, время освоения, тип организации, подвижной состав (типа кузова, грузоподъемность, осевая нагрузка). При этом все грузовые перевозки можно разделить на две группы: коммерческие и некоммерческие.
Под системой транспортного законодательства понимается построение нормативных актов в субординации, определяемой компетенцией издавших их органов, их содержанием и структурой. Структура транспортного законодательства является элементом системы транспортного законодательства, позволяющим наиболее полно раскрыть ее содержание. Чем более совершенны структура и система транспортного законодательства, тем яснее его содержание и легче его применение. В составе транспортного законодательства различают следующие основные источники права: законы, указы Президента РФ, подзаконные нормативные акты. К источникам транспортного права также относятся санкционированные обычаи, постановления пленумов ВС РФ и ВАС РФ.
В ноябре 2007 г. был принят УАТ РФ. Анализ УАТ РФ позволил выявить в нем как достоинства, так и недостатки. Одно из главных достоинств данного нормативно-правового акта - его соответствие современному состоянию развития экономики РФ и транспортной сферы. В качестве недостатков УАТ РФ, которые могут приводить к проблемам правоприменения можно указать:
1. В УАТ РФ нет специальной нормы, посвященной перевозке почты, в то время как, к примеру, на воздушном транспорте перевозка почты оформляется отдельным договором наряду с договорами перевозки пассажиров и грузов.
2. Ч. 3 ст. 1 УАТ РФ устанавливает, что перевозки пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом в международном сообщении регулируются исключительно международными договорами РФ. Представляется целесообразным внести изменение в ч. 3 ст. 1 УАТ РФ и дополнить ее указанием на то, что перевозки пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом в между¬народном сообщении регулируются международными договорами РФ, а в части, не урегулированной международными договорами РФ, к указанным перевозкам применяются нормы УАТ РФ и Правила перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом.
3. Следует ввести в УАТ РФ отдельную главу, регламентирующую пере-возки в смешанном сообщении, отражающую специфику данной разновидности перевозок, поскольку в настоящее время закон о смешанных перевозках, необходимость принятия которого отражена в ГК РФ, до сих пор не принят, а Правила перевозки грузов автомобильным транспортом, хотя и предусматривают регламентацию смешанной (комбинированной) перевозки грузов, должны разрабатываться на основании УАТ РФ, который об этом умалчивает.
4. При анализе норм УАТ РФ, посвященных перевозке груза, прослеживается отсутствие надлежащего ясного и четкого правового регулирования договора фрахтования, хотя по смыслу закона и исходя из анализа ряда статей (ст. 2, 18, 34, 35, 36 УАТ РФ) ясно, что законодатель выделяет такую разновидность договора перевозки груза, как договор фрахтования. Для удобства правоприменения представляется необходимым, во-первых, отразить нормы о договоре фрахтования и провести разграничение двух видов договоров перевозки грузов в УАТ РФ более четко. Во-вторых, необходимо более четко прописать вопрос о форме договора фрахтования, дать определение заказа и указать в ст. 2 УАТ РФ, когда применяется заказ, а когда заказ-наряд как формы договора фрахтования.
5. На наш взгляд, вызывает нарекание отсутствие в гл. 2 УАТ РФ при регламентации прав и обязанностей по договору перевозки грузов отдельной статьи, предусматривающей обязанность по оплате услуг по перевозке грузов. В связи с этим предлагается дополнить содержание гл. 2 УАТ РФ отдельной стать¬ей, устанавливающей, что плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи вносятся грузоотправителем, как правило, до момента от¬правления груза, если иное не предусмотрено настоящим Уставом или соглашением сторон.
6. Одним из существенных недостатков нового УАТ РФ является отсутствие в нем императивно закрепленного требования об обязательном лицензионном порядке допуска всех перевозчиков на рынок автотранспортных услуг. Представляется, что законодательное закрепление обязательного лицензирования деятельности в области всех пассажирских и грузовых перевозок автомобильным транспортом (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) способно существенно повысить безопасность дорожного движения, сократить количество ДТП и оптимизировать государственный контроль за этой важной сферой общественных отношений.
7. В ст. 38 УАТ РФ не конкретизировано, в каких случаях требуется составить акт, а в каких достаточно отметки, равно как не ясно, в каких случаях от¬метка делается в накладных, путевых листах и сопроводительных ведомостях. Правила перевозки грузов автомобильным транспортом предусматривают случаи, когда делаются отметки в накладных, но полностью умалчивают про путевые листы и сопроводительные ведомости, и кроме того, исходя из их норм, также не ясно, всегда ли требуется составление акта, либо он составляется лишь в случае разногласия с проставлением отметки. В этой связи представляется, что нужно внести большую ясность в главу УАТ РФ об актах, претензиях и исках, с последующей конкретизацией ее положений в Правилах перевозки грузов.
Под транспортными обязательствами в литературе обычно понимаются гражданско-правовые обязательства, применяемые в сфере транспортной деятельности. В качестве основания для отнесения транспортных обязательств к обязательствам об оказании услуг обычно указывается их объект - транспортные услуги. Под договором перевозки груза понимается такое соглашение, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, а от¬правитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Договор автомобильной перевозки груза является возмездным, срочным, реальным. Договор перевозки грузов на автомобильном транспорте является многосторонним (грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель), консенсуальным, возмездным, публичным, при осуществлении перевозок грузов общественным транспортом, предпринимательским и по способу заключения договором присоединения. При перевозке грузов к числу существенных условий договора относятся: вид груза, который подлежит доставке, предмет договора пере¬возки, срок доставки груза и провозная плата. Заключение договора подтверждается транспортной накладной и может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозок грузов - заявки грузоотправителя. Доставкой и выдачей груза, посту¬пившего в адрес грузополучателя, завершается исполнение перевозочного обязательства.
Для требований, возникающих из неисполнения или ненадлежащего исполнения договора перевозки груза, ГК РФ устанавливает обязательный претензионный порядок. Претензионный порядок считается соблюденным, если: 1) претензия заявлена в установленный срок (не более одного года); 2) претензия заявлена надлежащим заявителем; 3) претензия заявлена к надлежащему пере¬возчику; 4) к претензии приложены документы, подтверждающие право требования клиента. В случае полного или частичного отклонения претензии грузовладельца или неполучения на нее ответа в 30-дневный срок к перевозчику может быть предъявлен иск (п. 2 ст. 797 ГК РФ). Иск, подведомственный арбитражным судам и судам общей юрисдикции, предъявляется в соответствующий суд по месту нахождения или месту жительства ответчика. Однако существуют и правила об исключительной подсудности.
Удержание является сравнительно новым способом обеспечения исполнения обязательств, в том числе возникающих по договору перевозки автомобильным транспортом, и не очень распространенным на практике. При этом данное средство укрепляет положение кредитора - перевозчика в обязательстве, делает его уверенным в том, что его убытки будут компенсированы, в том числе без обращения в судебные инстанции. Возможность удержания предусмотрена диспозитивными нормами ГК РФ. Перевозчик вправе удерживать груз, пока не будут внесены все платежи. Основными документами при удержании груза являются уведомление об удержании и документ, уведомляющий посредника или грузовладельца об отправке уведомления об удержании.
Как показал анализ деятельности автотранспортных предприятий, как правило, перевозчик приезжает на погрузку по заявке с диспетчером, а, следовательно, он не заключает договор перевозки в том понимании, которое имеется ввиду в главе 40 ГК РФ. Статья 785 ГК РФ устанавливает стороны договора перевозки - грузоотправитель и перевозчик. Следует учитывать то, что подпись водителя в 6-ой графе транспортной накладной свидетельствует только о приёме им груза к перевозке. Чтобы между фактическим перевозчиком и грузоотправителем был заключён договор перевозки, необходимо соблюдение совокупности условий: в 10-ой графе транспортной накладной в качестве перевозчика указан предприниматель или организация, действительно выполняющие перевозку; в 16-ой графе транспортной накладной имеются подписи грузоотправителя и перевозчика. Срок удержания равен 34 дням со дня оповещения должника с возможностью дальнейшей реализации груза по договору купли-продажи. Не являясь для данных отношений таким распространенным обеспечительным способом, как штраф, удержание может оказаться достаточно мощным способом воз-действия на нерадивого должника.
Владельцы транспортных средств обязаны возмещать вред, причиняемый транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов. Порядок и размер возмещения такого вреда устанавливаются Правительством РФ. Размер платы определяется в зависимости от превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; протяженности участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.
Взвешивание не может быть произведено на передвижном пункте и в динамическом режиме. На федеральных и других автомобильных дорогах создаются только стационарные посты органов внутренних дел, пункты государственного контроля за осуществлением международных автомобильных перевозок и стационарные пункты, на которых производится весовой контроль транс¬портных средств, осуществляющих грузовые перевозки. Контроль транспортных средств на автомобильных дорогах, не предусмотренный федеральными закона¬ми и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, а также проводимый органами и организациями, не указанными в Постановлении № 1079, не допускается. Однако данные пункты регулярно используют во многих регионах РФ, причем взвешивание проводится органами, не имеющими на это право. Считаем, что следует законодательно запретить использование передвижных пунктов весового контроля.
С 15 ноября 2015 г. вступили в действие нормы, регулирующие порядок возмещения вреда, наносимого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн, а также административное наказание за его нарушение. Распоряжением Правительства РФ концессионное соглашение в отношении объектов, предназначенных для взимания платы, заключено с ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», которое является оператором. Вызывает недоумение тот факт, что оператор системы взимания платы - общество с ограниченной ответственностью, и оно всего лишь публикует в средствах массовой информации акты. А поскольку указанные акты должны действовать в отношении неограниченного круга лиц, необходимо, чтобы они утверждались Минтрансом. Закон предусматривает легальное движение транспортных средств только после внесения предоплаты. С учетом практики современного бизнеса это очень обременительное требование, и следует предусмотреть возможность оплаты проезда после окончания движения соответствующего транспортного средства. Кроме этого, за проезд без внесения платы введены штрафные санкции, размер которых совершенно не соответствует масштабу правонарушения. Следует установить размер штрафа на уровне 1 тыс. руб. В противном случае с учетом преобладающего числа в автомобильной отрасли субъектов малого и среднего бизнеса указанные размеры наказаний приведут к их неминуемому банкротству и масштабным социальным последствиям. Как показал анализ деятельности системы, оператором системы взимания платы «Платон» не созданы условия для бесперебойного функционирования вышеуказанной системы взимания платы, поэтому нужно исключить повторную фиксацию правонарушения в один и тот же день.
Подобные работы
- ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОКАЗАНИЮ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ
Диссертации (РГБ), юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2022 - Договор перевозки груза на отдельном виде транспорта (железнодорожном, морском, автомобильном, авиационном,
речном)
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ
Бакалаврская работа, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - Актуальные проблемы применения административного законодательства в сфере
перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Санкт-Петербурга
Магистерская диссертация, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 5710 р. Год сдачи: 2021 - Договор перевозки
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2022 - Финансово-правовые формы регулирования производства и оборота алкогольной продукции (38.02.06)
Диссертации (РГБ), финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003



