ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НИКНЕЙМОВ
В ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ 7
1.1. Интернет - коммуникация как предмет лингвистического
исследования 7
1.2. Понятие о никнеймах в современном русском языке 10
1.3. История изучения языковых особенностей ников в
Интернете 16
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 23
ГЛАВА 2. СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НИКНЕЙМОВ САЙТА «ВКОНТАКТЕ» 25
2.1. Структурные особенности никнеймов 25
2.2. Лексико - семантические особенности никнеймов 27
2.3 Лингвистический эксперимент по выявлению активности никнеймов разных тематических групп, причин их выбора в социальной сети «ВКонтакте» 42
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Развитие информационных технологий в последние десятилетия привело к широкому распространению Интернет-коммуникации, которая воздействует на все сферы жизнедеятельности человека. Доступность связи между пользователями на дальних и близких расстояниях дает возможность использовать Интернет не только как инструмент для поиска информации, но и как средство для общения посредством электронной почты, веб-сайтов, форумов, гостевых книг, общения через систему ICQ, электронных конференций и чатов.
Несмотря на масштабную популярность и доступность Интернет- коммуникации, ее изучение только начинается. На сегодняшний день накоплена значительная база научных исследований, в которых рассматриваются характеристики Интернет-коммуникации как особой среды функционирования языка (Н.Г. Асмус, Н.А. Ахренова, Н.В. Виноградова, Е.Н. Галичкина, Е.И. Горошко, Л.Ф. Компанцева, Г.Н. Трофимова). Большое количество работ посвящено исследованиям компьютерного жаргона (О.И. Ермакова, О.Е. Котова), анализируются гендерные параметры (Е.И. Горошко, Л.Ф. Компанцева), жанровая дифференциация, а также изучаются графические, лексические и текстовые характеристики Интернет- коммуникации (О.В. Дедова, Н.В. Целепидис).
В настоящее время можно говорить о том, что остается целый ряд проблем, которые еще не получили должного освещения с точки зрения современных механизмов лингвистики. Дальнейшее изучение Интернет - коммуникации идет по пути разработки отдельных аспектов, уточняющих и дополняющих существующие направления исследования.
Известно, что имена собственные занимают особое место в системе частей речи. Стремление за счет имени проявить себя в виртуальном пространстве приводит к свободному выражению формы личного имени. Наибольший объем информации об именах собственных в сети Интернет 3
можно получить из так называемых никонимов (никнеймов) - имен собственных, используемых для общения в Интернет-коммуникации.
Актуальность темы исследования обусловлена, во-первых, возникновением нового лингвистического феномена - никонима - и определяется такими факторами, как широкое распространение последнего, его возрастающая роль в процессе коммуникации; во-вторых, недостаточной разработанностью темы, отсутствием комплексного сопоставительного исследования структурных, семантических и гендерных особенностей имени в Интернет-коммуникации.
Объектом настоящей работы является сетевое имя («никнейм», «ник», «виртуальное имя»), используемое пользователями Интернет в процессе виртуальной коммуникации.
Предметом исследования послужили обусловленные спецификой Интернет-коммуникации структурно-семантические особенности никнеймов.
Цель исследования - выявить структурно-семантические особенности никнеймов в Интернете.
Поставленная цель потребовала последовательного решения следующих задач:
1) осветить историю изучения вопроса;
2) охарактеризовать особенности коммуникации в Интернет-пространстве;
3) выявить статус имени собственного (никнейма), функционирующего в Интернет-коммуникации, среди других типов неофициальных имен собственных;
4) описать и сравнить структурные, семантические особенности никнеймов, используемых в интернете;
5) классифицировать никнеймы по ономасиологическим моделям.
Материалом исследования послужили никнеймы пользователей, зарегистрированных в социальной сети «ВКонтакте». Всего было проанализировано более 1300 никнеймов, 119 обладателей которых участвовали также в лингвистическом эксперименте (анкетировании).
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовался следующий комплекс методов исследования: описательный метод, включающий приемы лингвистического наблюдения, сопоставления, обобщения, систематизации и интерпретации выбранных единиц; структурный анализ; сопоставительный метод, позволяющий выявить общие и специфические особенности конструирования рассматриваемых единиц; метод количественной обработки экспериментальных данных. Иллюстративный материал собран методом сплошной выборки.
Научная новизна работы заключается в том, что в работе впервые были предприняты попытки системно охарактеризовать структурно-семантические особенности личных имен в ономастическом пространстве Интернета на примере одной социальной сети.
Теоретическая значимость работы заключается в дальнейшем развитии методики изучения новых языковых явлений в сфере виртуальной коммуникации, а также в рассмотрении проблемы функционирования сетевых имен в контексте компьютерно-опосредованного общения. Полученные результаты углубляют представление о специфике никнейма как способе идентификации языковой личности в виртуальной коммуникативной среде.
Практическая значимость настоящего исследования определяется возможностью использования его результатов в лекционных курсах и на практических занятиях по языкознанию, современному русскому языку, в спецкурсах по психолингвистике, межкультурной коммуникации, ономастике, социолингвистике, компьютерной лингвистике.
Апробация работы. Результаты данного исследования нашли отражение в статье «Никнеймы в интернет-коммуникации: семантический аспект», которая принята к публикации в сборнике Международной научно-практической конференции "Непрерывное образование личности как феномен ХХ! века" (апрель 2013), а также были представлены в докладе на ежегодной научной студенческой конференции Елабужского института К(П)ФУ (апрель 2013г.).
Настоящая выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и двух приложений.
В первой главе рассматривается Интернет-коммуникация как предмет лингвистического исследования, дается объяснение понятия «никнейм», а также освещается история изучения языковых особенностей ников в Интернете.
Во второй главе рассматриваются структурно-семантические особенности никнеймов сайта «ВКонтакте», приводятся результаты проведенного нами лингвистического эксперимента (анкетирования).
В заключении содержатся выводы по проведенному исследованию
В последнее десятилетие общество оказалось под влиянием массовой информатизации и стремительного развития форм компьютерно - опосредованной коммуникации, в том числе Интернета.
Развитие Интернет-коммуникации обусловило широкое использование имен собственных. Ономастическое пространство Интернета - совокупность имен собственных, употребляющихся в виртуальной реальности, под которой нами понимается пространство Интернета. Любой человек, заходя в Интернет-пространство, должен взять себе компьютерное имя (антропоним). Виртуальный антропонимикон - совокупность личных имен (имен людей), функционирующих в виртуальном пространстве.
В настоящее время накоплена значительная база научных работ, в которых рассматриваются характеристики Интернет-коммуникации как особой среды функционирования языка (Н.Г. Асмус, Н.А. Ахренова, Н.В. Виноградова, Е.Н. Галичкина, Е.И. Горошко, Л.Ф. Компанцева, Г.Н. Трофимова). Большое количество работ посвящено исследованиям компьютерного жаргона (О.И. Ермакова, О.Е. Котова), анализируются гендерные параметры (Е.И. Горошко, Л.Ф. Компанцева), жанровая дифференциация, а также изучаются графические, лексические и текстовые характеристики Интернет-коммуникации (О.В. Дедова, Н.В. Целепидис).
Во всех изученных нами работах основное внимание уделяется, во- первых, описанию специфики такого жанра Интернет-коммуникации, как социальная сеть; во-вторых, большинство исследователей фокусируют свое внимание на рассмотрении языкового аспекта общения в Интернет- сообществах - изучении высказываний пользователей с различных позиций; в-третьих, анализируется языковая личность автора.
Сетевое имя (никнейм, ник) как виртуальное имя собственное, условное или вымышленное компьютерное имя, своеобразный художественный образ, созданный пользователями для личного общения в сети, представляет собой достаточно новое явление в ономастике, поэтому статус его окончательно не определен. В немногочисленных исследованиях, посвященных этому явлению номинации (работы О.В. Лутовиновой, Ю.В. Чепель, Л.В. Самойленко, К.С. Цибизова, Н.Г. Асмус), никнейму отводится место в ряду различных единиц: псевдоним, кличка, прозвище и т.д.
Наше же понимание никнейма совпадает с определением, данным этому термину К.В. Овчаровой, которая рассматривает ник как особую форму имени, прозвище, не совпадающее с официальным именем.
В ходе исследования мы пришли к следующим выводам о лингвистических особенностях и специфике функционирования никнеймов на сайте «ВКонтакте»:
1. Никнейм - это результат искусственной номинации, для которой
важно наличие определенной целеустановки и учет индивидуальных свойств именуемого объекта. Были выявлены ряд факторов, которые влияют на выбор и создание никнейма: функциональные особенности ников, эмоционально-экспрессивная отмеченность подобных личных имен, характер речевой ситуации и желание быть лучшим в замкнутой коммуникативной среде. При создании имени в виртуальном пространстве Интернет-общения личность коммуниканта играет первостепенную роль. Выбирая себе имя в виртуальном пространстве, пользователь выделяет в себе то или иное качество или особенность.
2. В результате проведенного исследования выявлены следующие модели никнеймов сайта «ВКонтакте»:
по структуре:
- монокомпонентные наименования («Карамелька», «Солнышко»);
- поликомпонентные наименования («[Не_БоХ_Ну_и_Что_Ж]», «Одинокий волк»).
Среди монокомпонентных наименований самыми частотными по морфологическому признаку оказались никнеймы: именные («[.ТКотЭТ.]», «БАЛБЕС»),, атрибутивные («РеВнивайа!!!», «сЧаСтЛиВаЯ!!!») и глагольные («Ненавижу», «*[ПеРеБоЛиТ]*»).
Наиболее активными среди производных монокомпонентных никнеймов являются лексемы, образованные путем: суффиксации («ГимНасТоЧка**», «Ыв^ИУочКА:))»), усечения (Марат Умирбеков «МАРА», Рустам Садыков «Рус») и сложения («Синеглазка», «ТонкоруЧКа»).
Среди поликомпонентных наименований выделены никнеймы, равные: сочетанию слов, связанных сочинительной связью («Веселый и добрый», «Белый И Пушистый»); сочетанию слов, связанных подчинительной связью («Сверкающая роза», «Ваша МЕЧТА!!))»); высказыванию («Всегда говорю токо правду:)», «В гостях у своей мечты»).
По тематическому признаку никнеймы распределены по следующим группам:
- отчества или производные от имен и отчеств («Счастливая-,Девушка - По-Имени-Лия», «Михалыч»);
- внешность человека («Ушастик», «Выдра-В-Кедах», «Маленькая»);
- характеристики состояния человека («влюбленная в мечту», «Бросаю Курить»);
- внутренние качества («Девочка-С-Характером», «Покорно-Дьяволу- Служу»);
- характеристики профессиональной деятельности («я учусь в школе 40», «тавыш операторы»);
- прецедентные имена («Спанч-Боб Квадратная-Юбочка», «Рапунцель»);
- увлечения человека («Люблю поесть», «Экстези»);
- гастрономические ники («сахарная паразитка», «Чуда вишневая»);
- зооморфизмы («Тарантул Улетевший», «Голубая-Вислоухая»);
- ники-фантазии («DEVIL», «Будущая-Жена-Олигарха»).
3. Специфической особенностью никнеймов является графика и орфография. В Интернет-коммуникации любой графический символ, нарушение норм орфографии наполняются особым смыслом. Выявлены такие нестандартные графические оформления имен, как выпадение букв в любой части имени, отсутствие пробелов между отдельными лексическими элементами, появление небуквенной символики, использование прописных букв для всего слова или совмещение прописных и строчных букв. Необходимо отметить, что естественный вариант написания личного имени (первая прописная, последующие строчные) не является доминирующим.
С целью выявления причин выбора того или иного никнейма пользователями социальной сети «ВКонтакте» нами был проведен направленный лингвистический эксперимент, в котором приняло участие 119 испытуемых. В результате проведенного эксперимента мы выяснили, что для большинства респондентов их никнейм - это первое, что пришло в голову, никнейм раскрывает их внутренний мир и представляет собой имя, которым называют респондента окружающие его люди. Среди причин выбора никнейма представителями младшей возрастной группы самыми популярными оказались критерии: это модно и хочу, чтобы меня запомнили.
Для большинства опрошенных никнейм является отображением самого человека в виртуальном пространстве Интернета, поэтому на вопрос о том, что он означает, испытуемые чаще всего отвечали, что никнеймы выражают эмоциональное состояние человека, его социальный статус и привычки.
Таким образом, в мире Интернета никнеймы выбираются по определённым мотивированным путям, которые сводятся к оригинальности, краткости мысли, определённому набору знаковых единиц, способных воздействовать как зрительно, так и эмоционально, запоминающихся и узнаваемых в дальнейшем. Эти имена собственные выступают как локально окрашенные лексические элементы, которые наиболее ярко отражают индивидуальную и специфическую языковую картину мира и осложняют понятие «личность».
Благодаря проведенному исследованию нам удалось выявить основные тенденции создания и выбора личных имен в Интернет-коммуникации, их структуру и семантику. Значение никнеймов чрезвычайно велико, что подтверждается разнообразием и креативностью исследуемого материала. Полученные нами данные позволяют сделать вывод о том, что исследуемый нами класс имен собственных в сетевом пространстве Интернета будет пополняться.
1. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.: Эксмо, 2008. - 944 с.
2. Новый англо-русский и русско-английский словарь 100 000 слов и словосочетаний / Под ред. С.И. Карантирова. - М.: ООО «Дом Славянской книги», 2009. - 992 с.
3. Толковый словарь русского языка начала XXI века. Актуальная лексика / Под ред. Г.Н. Скляревской. - М.: Эксмо, 2007. - 1136 с.
II. Литература:
4. Аникина Т.В. Имя собственное в интернет-коммуникации // Известия Уральского гос. ун-та. - 2010. - № 2. - С. 71-76.
5. Аникина Т.В. Структурная классификация никнеймов (на примере англо-, русско- и франкоязычных чатов) // Вестн. Саратов. Ун-та. Сер. 4. - 2010. - 256 с.
6. Асмус Н.Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Челябинск: Челябинский гос. ун-т, 2005. - 23 с.
7. Атабекова А.А. Лингвистический дизайн WEB-страниц. - М.: Изд-во РУДН, 2003. - 202 с.
8. Ахренова Н.А. Лингвистические особенности сетевых имен. - Челябинск: Вестн. Челябинского гос. ун-та, 2009. - 34 с.
9. Бабаева Ю.Д. Интернет: воздействие на личность // Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А.Е. Войскунского. - М.: Академия,
2008. - 78 с.
10. Балкунова А.С. К вопросу о социально-лингвистических особенностях никнеймов (ников) (на примере Хмао-Югры) // В мире научных открытий. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2010. - № 4. - С. 98-100.
11. Брунова Е.Г. Этимология онлайн: о происхождении сетевых имен. - Тюмень: Весь мир, 2009. - 79 с.
12. Виноградова Т.Ю. Специфика общения в Интернете // Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект. - Казань: Казанский гос. ун-т, 2004. - Вып. 4. - С. 63-67.
13. Воробьев Д.В. Виртуальная реальность: бытие и ничто: монография. - Нижний Новгород: ННГАСУ, 2007. - 217 с.
14. Галичкина Е.Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках. - Астрахань: АСТ, 2001. - 231 с.
15. Галичкина Е.Н. Имена самопрезентации в онлайновом интернет- общении // Дискуссионные вопросы современной лингвистики. - Калуга: Академия, 2005. - Вып. 1. - С. 37-44.
16. Голомидова М.В. Искусственная номинация в русской ономастике. - М.: Высшая школа, 1998. - 232 с.
17. Горный Е.С. Онтология виртуальной личности // Бытие и язык: межвуз. сб. науч. тр. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегород. гос. ун-та,
2004. - Вып. 2. - С. 78-88.
18. Горошко Е. И. Интернет-коммуникации в гендерном измерении // Вестник пермского ун-та, 2006. - 36 с.
19. Дедова О.В. Язык Интернета. - М.: Просвещение, 2010. - 76 с.
20. Диасамидзе Л.Р. Способы конструирования гендерной идентичности в Интернет-дискурсе (на материале англоязычных и русскоязычных текстов политических сетевых дневников (блогов). - Тюмень, 2010. - 224 с.
21. Жичкина А.Е. Самопрезентация в виртуальной реальности и особенности идентичности подростка-пользователя Интернета // Образование и информационная культура. - М.: АСТ, 2000. - С. 29-60.
22. Журавлева Е.А., Корнелюк А.А. Никнейм как разновидность антропонимов // Филологические науки. - № 8. - 2009. - 267 с.
23. Иванов Л.Ю. Язык в электронных средствах коммуникации // Культура русской речи. - М.: Флинта, 2003. - 241 с.
24. Кибрик А.Е. Лингвистические предпосылки моделирования языковой деятельности // Моделирование языковой деятельности в интеллектуальных системах. - М.: Наука, 1987. - С. 33-52.
25. Кондрашов П.Е. Компьютерный дискурс: социолингвистический аспект. - Краснодар: Эксмо, 2004. - 156 с.
26. Леонтович O.A. Компьютерный дискурс: языковая личность в
виртуальном мире // Языковая личность: институциональный и
персональный дискурс. - Волгоград: Перемена, 2000. - № 12. - С. 191-200.
27. Луговая Е.А. Топоним виртуального пространства как культурно-историческая категория. - Ставрополь: КоЛибри, 2006. - 215 с.
28. Лутовинова О.В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса: монография. - Волгоград: Перемена, 2009. - 410 с.
29. Лутовинова О.В. О лингвокультурных типажах виртуального дискурса // Вестн. Челябинского гос. ун-та. Сер. 19. - 2008. - С. 58-64.
30. Москальчук А.А. Никнейм - виртуальное имя человека // Записки горного института. - М.: Наука. - Вып. 7. - 2009. - С. 246-248.
31. Мочалкина К.С. Псевдонимы в системе современной русской антропонимии. - Волгоград: Мелик, 2004. - 184 с.
32. Овчарова К.В. Компьютерные чаты в Интернет-коммуникации: содержание и особенности функционирования. - Краснодар: Аванта, 2008. - 240 с.
33. Раевская Е.И. Черты личности Интернет-зависимых и Интернет- независимых пользователей. - М.: Астрель, 2005. - 214 с.
34. Романенко А.П. Особенности языка и словесности средств массовой информации // Предложение и слово: межвуз. сб. науч. тр. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008. - Вып. 9. - С. 336-341.
35. Рут М.Э. Имя и образ: динамический аспект // Филологические науки. - 2001. - № 5. - С. 15-19.
36. Рут М.Э. Образная номинация в русской ономастике: монография. - М.: ЛКИ, 2008. - 192 с.
37. Самойленко Л.В. Фатические средства в речи пользователей компьютерной сетью. - Астрахань: АСТ, 2010. - 17 с.
38. Смирнов Ф.О. Национально-культурные особенности электронной коммуникации. - Ярославль: Полигон, 2004. - 25 с.
39. Сон Л.П. Лексико-семантические особенности Интернет-
коммуникации // Вестн. Пятигорского гос. ун-та. - 2009. - № 1. -С. 194-197.
40. Супрун В.И. Развитие ономастического пространства Интернета // Ономастика Поволжья. - М.: Наука, 2004. - С. 53 - 58.
41. Сухих С.А Репрезентативная сущность личности в коммуникативном аспекте реализаций // Вопросы языкознания. - 1997. - № 3. - С. 203-214.
42. Ушаков Н.Н. Прозвища и личные неофициальные имена. - М.: Наука, 1978. - С. 146-179.
43. Хорикова В.С. Когнитивный анализ никнеймов пользователей сети интернет // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2010. - № 3. - С. 64-68.
44. Цибизов К.С. Самопрезентация языковой личности в немецком молодежном чат-дискурсе: собственное молодежное и национальное специфическое // Новое в зарубежной лингвистике. - М.: Прогресс, 2009. - 23 с.
45. Чабаненко М.Г. Молодежный дискурс как реализация типовой и индивидуальной языковой личности. - Кемерово: Лимбус Пресс, 2007. - 73 с.
46. Чепель (Флерчук) Ю.В. Вербальные средства самопрезентации личности в Интернет-коммуникации // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2008. - № 12. - С. 267-271.
47. Чернейко Л.О. Лингвофилософский анализ абстрактного имени. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. - 272 с.
48. Федорова Л.Л. Маскарадная коммуникация в компьютерных сетях [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.rus.1september.ru/article.php?ID=200204807.- Дата обращения: 18 февраля 2013 г.