ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА В ГОРОДЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА ДЕТЕЙ В ГОРОДЕ 7
1.1 Характеристика дорожно-транспортного травматизма детей
в современном городе и его социально-психологические причины 9
1.2 Профилактика безопасности жизнедеятельности как
педагогическая проблема 17
Выводы по первой главе 31
ГЛАВА 2 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ДОРОЖНО¬ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА ДЕТЕЙ В ГОРОДЕ 33
2.1 Результаты диагностики детских суждений о безопасности
дорожного движения 33
2.2 Совершенствование содержания профилактики детского
дорожно-транспортного травматизма на разных ее этапах 44
Выводы по второй главе 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
ГЛАВА 1 СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА ДЕТЕЙ В ГОРОДЕ 7
1.1 Характеристика дорожно-транспортного травматизма детей
в современном городе и его социально-психологические причины 9
1.2 Профилактика безопасности жизнедеятельности как
педагогическая проблема 17
Выводы по первой главе 31
ГЛАВА 2 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ДОРОЖНО¬ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА ДЕТЕЙ В ГОРОДЕ 33
2.1 Результаты диагностики детских суждений о безопасности
дорожного движения 33
2.2 Совершенствование содержания профилактики детского
дорожно-транспортного травматизма на разных ее этапах 44
Выводы по второй главе 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность темы исследования. С развитием автомобилизации в крупных городах количество дорожно-транспортных происшествий со случаями гибели и ранений людей значительно возрастает. Соответственно растет и детский травматизм.
В Российской Федерации количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием детей в возрасте до 14 лет в расчете на 10 тыс. единиц транспорта почти в 10 раз выше, чем в Великобритании, в 30 раз выше, чем в Италии. Число пострадавших в ДТП детей в расчете на 100 тыс. жителей России в три раза выше, чем в Италии, и в два раза - чем во Франции и Германии.
Несмотря на то, что в России действует целый ряд нормативных документов, обязывающих учебные заведения проводить последовательную профилактическую работу по изучению Правил дорожного движения, результаты контрольно-аналитической работы Госавтоинспекции в крупных городах показывают, что более половины дорожно-транспортных происшествий происходит по вине детей, нарушающих правила поведения на улицах и дорогах.
Социальная острота проблемы обусловила введение с 2003 г. в штатный состав городских и районных управлений Госавтоинспекции должности инспектора по пропаганде безопасности дорожного движения, в обязанности которого входит координация, ведение и контроль деятельности всех субъектов, ответственных за профилактическую работу с детьми, а также связь с общественностью и средствами массовой информации. Однако, научно-методическое обеспечение деятельности этих специалистов явно отстает от запросов и нужд практических работников.
Деятельность сотрудников Госавтоинспекции изучена, в основном, с исторической, юридической и управленческой точек зрения. Так, вопросы
нормативно-правового регулирования деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения исследовали Баранов С.А., Бегидов Ю.М., Кондратьев В.Д., Маринец В.П.. Проблемы кадрового обеспечения дорожно-патрульной службы и совершенствования деятельности подразделений Госавтоинспекции, повышения профессионализма сотрудников рассматривали Квитчук А.С., Петров А.Ю., Салимьянов Ф.Ф., Кирьянов В.Н., Сварчевский К.Г., Стародубцев Ю.И., Валеев Ф.Г.. Историко-правовой аспект организации уличного движения и безопасности в различные периоды развития автотранспорта представлен в диссертациях Питеркина И.В., Гарнина В.В.. Обеспечение безопасности дорожного движения за рубежом рассматривал Квитчук А.С..
Концептуальные основы современной государственной системы управления безопасностью дорожного движения представлены в работах Федорова В.А., Кравченко П.А.. Деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения как субъекта профилактики дорожно-транспортных происшествий рассмотрена в диссертации Черноглазова А.К.. Профилактика безопасности дорожного движения в крупных городах исследуется, в основном, с точки зрения дорожно-технических и транспортных проблем.
В педагогическом аспекте деятельность инспекторов Госавтоинспекции практически не изучена. В то же время в последние годы многие городские и районные управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) совместно с муниципальными органами образования разрабатывают и выпускают методические материалы по организации обучения детей Правилам дорожного движения. Недостаточность аналитических материалов приводит к узкому рассмотрению задач профилактики и однообразию содержания профилактической работы с детьми разного возраста. Кроме того, введение в штатный состав ГИБДД инспекторов по пропаганде безопасности дорожного движения, в обязанности которых входит координация деятельности всех субъектов профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, требует обоснования программ их подготовки и переподготовки. Теоретическая неразработанность и потребность практики определяют актуальность системного рассмотрения данной проблемы в педагогическом аспекте, что нашло свое отражение в выборе темы нашего исследования.
Цель исследования: повышение эффективности профилактики детского дорожно-транспортного травматизма посредством научно-методического обоснования и систематизации деятельности всех субъектов, ответственных за безопасность детей на дорогах города.
Объект исследования: организация деятельности по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в условиях современного города.
Предмет исследования: структура, содержание и методы педагогической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в городе.
Гипотеза исследования: педагогическая профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в городе будет системной и эффективной, если:
- обеспечить преемственность различных видов педагогической профилактики, а также координацию деятельности всех субъектов, ответственных за безопасность детей на дорогах города;
- содержание профилактической работы будет строиться с учетом возрастных, полоролевых и индивидуальных особенностей освоения информации детьми разных категорий;
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу и нормативных документов по теме исследования;
2. Выявить психолого-педагогические особенности профилактической работы на разных возрастных этапах становления субъектов поведения на дорогах города.
3. Разработать и апробировать содержание педагогической профилактической работы с различными категориями детей и определить критерии ее оценки.
4. Сформулировать рекомендации в области педагогической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
Методологическую основу исследования составили концепции и теории:
- по методологическим проблемам развития личности и субъекта деятельности (Ананьев Б.Г., Безносов СП., Бордовская Н.В., Василюк Ф.Е., Гинецинский В.И., Зимняя И.А., Кошелева СВ., Леонтьев А.Н., Назаренко A. Ф., Реан А.А., Шестаков А.Г., Якунин В.А.);
- концепции и разработки по проблемам обеспечения безопасности жизнедеятельности школьников, а также по вопросам профилактики опасных состояний и противоправного поведения (Аверина Е.В., Ананьев В.А., Бушуева В.О., Гурьянова М.П., Овчаренко В.А., Пряхина М.В., Рыбников
B. Ю., Санникова М.Ю., Юнацкевич П.И.);
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; анализ нормативных документов, регламентирующих работу инспекторов по пропаганде безопасности дорожного движения подразделений УВД (ГУВД) МВД России и Татарстана; анализ содержания, форм и методов профилактической работы и обеспечения безопасности жизнедеятельности детей в различных видах педагогической деятельности; обобщение опыта профилактики детского травматизма на дорогах в различных регионах страны и за рубежом;
- анкетирование школьников разного возраста, экспертные оценки педагогов, ответственных за проведение профилактической работы в школе и внешкольных учебных заведениях; индивидуальные беседы с инспекторами по пропаганде безопасности дорожного движения в УВД районов города; анализ запросов и затруднений практических работников, ответственных за профилактику детского дорожного травматизма;
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
- педагогическая профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в условиях города стала предметом научного анализа и системного рассмотрения;
- обоснованы принципы построения и организации профилактики дорожно-транспортного травматизма детей в условиях города;
- дано психолого-педагогическое обоснование деятельности по профилактике на разных этапах становления субъектов поведения на улицах и дорогах города;
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
- его результаты способствуют организации и повышению эффективности деятельности введенной в УВД (ГУВД) МВД России штатной должности инспектора по пропаганде безопасности дорожного движения, ответственного за профилактику детского дорожно-транспортного травматизма;
- материалы исследования и практические рекомендации могут быть использованы для совершенствования программы подготовки и переподготовки инспекторов по пропаганде, а также для обучения руководителей и педагогов образовательных учреждений, ответственных за профилактику травматизма детей на дорогах.
Структура ВКР: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В Российской Федерации количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием детей в возрасте до 14 лет в расчете на 10 тыс. единиц транспорта почти в 10 раз выше, чем в Великобритании, в 30 раз выше, чем в Италии. Число пострадавших в ДТП детей в расчете на 100 тыс. жителей России в три раза выше, чем в Италии, и в два раза - чем во Франции и Германии.
Несмотря на то, что в России действует целый ряд нормативных документов, обязывающих учебные заведения проводить последовательную профилактическую работу по изучению Правил дорожного движения, результаты контрольно-аналитической работы Госавтоинспекции в крупных городах показывают, что более половины дорожно-транспортных происшествий происходит по вине детей, нарушающих правила поведения на улицах и дорогах.
Социальная острота проблемы обусловила введение с 2003 г. в штатный состав городских и районных управлений Госавтоинспекции должности инспектора по пропаганде безопасности дорожного движения, в обязанности которого входит координация, ведение и контроль деятельности всех субъектов, ответственных за профилактическую работу с детьми, а также связь с общественностью и средствами массовой информации. Однако, научно-методическое обеспечение деятельности этих специалистов явно отстает от запросов и нужд практических работников.
Деятельность сотрудников Госавтоинспекции изучена, в основном, с исторической, юридической и управленческой точек зрения. Так, вопросы
нормативно-правового регулирования деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения исследовали Баранов С.А., Бегидов Ю.М., Кондратьев В.Д., Маринец В.П.. Проблемы кадрового обеспечения дорожно-патрульной службы и совершенствования деятельности подразделений Госавтоинспекции, повышения профессионализма сотрудников рассматривали Квитчук А.С., Петров А.Ю., Салимьянов Ф.Ф., Кирьянов В.Н., Сварчевский К.Г., Стародубцев Ю.И., Валеев Ф.Г.. Историко-правовой аспект организации уличного движения и безопасности в различные периоды развития автотранспорта представлен в диссертациях Питеркина И.В., Гарнина В.В.. Обеспечение безопасности дорожного движения за рубежом рассматривал Квитчук А.С..
Концептуальные основы современной государственной системы управления безопасностью дорожного движения представлены в работах Федорова В.А., Кравченко П.А.. Деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения как субъекта профилактики дорожно-транспортных происшествий рассмотрена в диссертации Черноглазова А.К.. Профилактика безопасности дорожного движения в крупных городах исследуется, в основном, с точки зрения дорожно-технических и транспортных проблем.
В педагогическом аспекте деятельность инспекторов Госавтоинспекции практически не изучена. В то же время в последние годы многие городские и районные управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) совместно с муниципальными органами образования разрабатывают и выпускают методические материалы по организации обучения детей Правилам дорожного движения. Недостаточность аналитических материалов приводит к узкому рассмотрению задач профилактики и однообразию содержания профилактической работы с детьми разного возраста. Кроме того, введение в штатный состав ГИБДД инспекторов по пропаганде безопасности дорожного движения, в обязанности которых входит координация деятельности всех субъектов профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, требует обоснования программ их подготовки и переподготовки. Теоретическая неразработанность и потребность практики определяют актуальность системного рассмотрения данной проблемы в педагогическом аспекте, что нашло свое отражение в выборе темы нашего исследования.
Цель исследования: повышение эффективности профилактики детского дорожно-транспортного травматизма посредством научно-методического обоснования и систематизации деятельности всех субъектов, ответственных за безопасность детей на дорогах города.
Объект исследования: организация деятельности по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в условиях современного города.
Предмет исследования: структура, содержание и методы педагогической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в городе.
Гипотеза исследования: педагогическая профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в городе будет системной и эффективной, если:
- обеспечить преемственность различных видов педагогической профилактики, а также координацию деятельности всех субъектов, ответственных за безопасность детей на дорогах города;
- содержание профилактической работы будет строиться с учетом возрастных, полоролевых и индивидуальных особенностей освоения информации детьми разных категорий;
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу и нормативных документов по теме исследования;
2. Выявить психолого-педагогические особенности профилактической работы на разных возрастных этапах становления субъектов поведения на дорогах города.
3. Разработать и апробировать содержание педагогической профилактической работы с различными категориями детей и определить критерии ее оценки.
4. Сформулировать рекомендации в области педагогической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
Методологическую основу исследования составили концепции и теории:
- по методологическим проблемам развития личности и субъекта деятельности (Ананьев Б.Г., Безносов СП., Бордовская Н.В., Василюк Ф.Е., Гинецинский В.И., Зимняя И.А., Кошелева СВ., Леонтьев А.Н., Назаренко A. Ф., Реан А.А., Шестаков А.Г., Якунин В.А.);
- концепции и разработки по проблемам обеспечения безопасности жизнедеятельности школьников, а также по вопросам профилактики опасных состояний и противоправного поведения (Аверина Е.В., Ананьев В.А., Бушуева В.О., Гурьянова М.П., Овчаренко В.А., Пряхина М.В., Рыбников
B. Ю., Санникова М.Ю., Юнацкевич П.И.);
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; анализ нормативных документов, регламентирующих работу инспекторов по пропаганде безопасности дорожного движения подразделений УВД (ГУВД) МВД России и Татарстана; анализ содержания, форм и методов профилактической работы и обеспечения безопасности жизнедеятельности детей в различных видах педагогической деятельности; обобщение опыта профилактики детского травматизма на дорогах в различных регионах страны и за рубежом;
- анкетирование школьников разного возраста, экспертные оценки педагогов, ответственных за проведение профилактической работы в школе и внешкольных учебных заведениях; индивидуальные беседы с инспекторами по пропаганде безопасности дорожного движения в УВД районов города; анализ запросов и затруднений практических работников, ответственных за профилактику детского дорожного травматизма;
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
- педагогическая профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в условиях города стала предметом научного анализа и системного рассмотрения;
- обоснованы принципы построения и организации профилактики дорожно-транспортного травматизма детей в условиях города;
- дано психолого-педагогическое обоснование деятельности по профилактике на разных этапах становления субъектов поведения на улицах и дорогах города;
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
- его результаты способствуют организации и повышению эффективности деятельности введенной в УВД (ГУВД) МВД России штатной должности инспектора по пропаганде безопасности дорожного движения, ответственного за профилактику детского дорожно-транспортного травматизма;
- материалы исследования и практические рекомендации могут быть использованы для совершенствования программы подготовки и переподготовки инспекторов по пропаганде, а также для обучения руководителей и педагогов образовательных учреждений, ответственных за профилактику травматизма детей на дорогах.
Структура ВКР: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Данные Госавтоинспекции о состоянии детского дорожно - транспортного травматизма заставляют говорить о чрезвычайной актуальности профилактической работы в современном городе. Социальная острота проблемы обусловила введение с 2002 г. в штатный состав подразделений ГИБДД горрайорганов внутренних дел должности инспекторов по пропаганде безопасности дорожного движения, в обязанности которых входит координация, ведение и контроль деятельности всех субъектов, ответственных за профилактическую работу с детьми, а также связь с общественностью и средствами массовой информации.
Инспектору по пропаганде приходится взаимодействовать с руководством различных организаций (органы образования, комитет по делам молодежи, автотранспортные предприятия, дошкольные учреждения, общеобразовательные и профессиональные учебные заведения, учреждения дополнительного образования, средства массовой информации), а также непосредственно общаться с детьми, их родителями, педагогами, водителями, журналистами. В обязанности инспектора по пропаганде входит также организация разного рода конкурсов, викторин, автомотовелопробегов, рекламных акций и пр.
Таким образом, эта деятельность является не столько пропагандой (т.е. распространением знаний касающихся вопросов обеспечения безопасности дорожного движения), сколько педагогической профилактикой, эффективность и качество которой в большой мере зависит от системности данной работы.
Цель данного исследования заключалась в повышении эффективности профилактики детского дорожно-транспортного травматизма посредством научно-методического обоснования и систематизации деятельности всех субъектов, ответственных за безопасность детей на дорогах современного города.
Рассмотрение психолого-педагогических аспектов данной проблемы, практики ее организации в России и за рубежом показало, что в теоретическом плане она почти не разработана, недостаточно психологическое обоснование данной работы, почти нет материалов для дифференциации ее содержания при работе с детьми разного возраста. Преобладающим в работе со всеми группами населения является обучение Правилам дорожного движения, и практически целенаправленно не развивается мотивация правопослушного поведения дошкольников. При работе с подростками речь идет в основном о собственной безопасности, не формируется ответственность и уважительное отношение к участникам дорожного движения.
Кроме того, в большинстве методических рекомендаций профилактика детского травматизма рассматривается как направление деятельности мало связанное с другими видами профилактической работы в школе - профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения, инфекционных заболеваний, безопасного поведения на воде и др.
Все виды профилактической работы объединены в какой-то мере единым учебным предметом «Обеспечение безопасности жизнедеятельности», однако и там они рассматриваются часто как самостоятельные виды действий, не объединенные уровнем культуры человека и развитием его личности. Решение об информировании детей по соответствующим вопросам принимается администрацией образовательного учреждения.
В результате проведенного анализа литературы и обобщения результатов диагностики детских суждений о безопасности дорожного движения разрабатывалось содержания профилактики детского дорожно-транспортного травматизма на разных ее этапах. Особое внимание уделялось выделению ключевых идей, на основе которых можно дифференцировать и разнообразить работу с детьми разного возраста, развивать не только знания правил дорожного движения, но право- послушность младших школьников, самостоятельность и ответственность старших детей и взрослых.
Анализ эффективности проведенной экспериментальной работы показал ее достаточную результативность, которая позволяет заключить, что в исследовании решены все поставленные задачи, подтверждена выдвинутая гипотеза.
Вместе с тем, в процессе исследования выявился целый ряд вопросов, которые требуют своего дальнейшего исследования. Прежде всего, выявляется необходимость более углубленного изучения отношения детей разного возраста и взрослых к соблюдению законов, правил, нормативных требований. Требуют своего изучения вопросы дифференцированной работы с детьми по половому признаку, однако соответствующие психологические исследования до сих пор отсутствуют. Важна также более глубокая научно-методическая разработка данной проблемы в целях подготовки инспекторов по пропаганде.
По результатам исследования сформулированы следующие теоретические выводы.
1. Система педагогической профилактики детского дорожно -
транспортного травматизма в современном городе включает в себя множество организаций и субъектов профилактической деятельности, решающих мотивационно-воспитательные, нормативно-информационные, организационно-развивающие, научно-методические и контрольно -
аналитические задачи.
2. Координация деятельности субъектов профилактики требует ее построения на единой методологической основе, соблюдения принципов позитивной направленности; поэтапности и преемственности превентивной работы в соответствии с потребностями детей разного возраста; учета особенностей восприятия и переработки информации детьми;
регулирующей направленности профилактики; интегративности видов профилактической работы.
3. Содержание и формы профилактической работы должно дифференцироваться с учетом возрастных предпочтений детей. Для каждого возраста выделены ключевые воспитательные идеи, раскрытие и обсуждение которых способствует формированию мотивации право - послушного поведения младших и ответственного отношения к собственной жизни и здоровью, а также жизни и здоровью людей, вовлеченных в дорожные ситуации, у подростков и юношества,
4. Важнейшими психолого-педагогическими условиями эффективности профилактики ДДТТ является уровень квалификации и подготовленности инспекторов по пропаганде в каждом районе города; обеспеченность данной работы научно-обоснованными наглядными материалами, творческими разработками, видео- и аудио-программами для использования современных информационных средств в профилактической работе; уровень мотивации и ответственности всех субъектов воспитания, ответственных за безопасность детей на дорогах города.
По результатам работы были сформулированы следующие практические рекомендации:
Руководству УГИБДД:
- усилить внимание к системности, последовательности и преемственности профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в городе;
- организовать ежегодную педагогическую конференцию, направленную на обсуждение методологических, психологических и научно-методических основ профилактической работы с детьми в различных образовательных и досуговых учреждениях;
- расширить критерии оценки деятельности инспекторов по пропаганде, включив в них качественные показатели профилактической работы в районе;
- в централизованном порядке привлекать заинтересованные предприятия и организации для финансирования разработки и издания наглядных и информационных материалов на современной научно-методической основе.
Руководству и ведущим кафедрам учебных центров:
- конкретизировать психолого-педагогическое содержание работы по профилактике ДДТТ с учетом запросов и потребностей слушателей, ориентируя его на разные категории населения и разновозрастные группы детей;
- больше времени на занятиях уделять формированию практических умений слушателей в организации бесед с детьми разного возраста, руководителями образовательных учреждений, педагогами и родителями, подготовке печатных и рекламных материалов, организации массовых форм пропаганды и работы с молодежью.
Всем субъектам профилактической работы, в том числе средствам массовой информации:
- основной акцент при ее проведении делать на развитии мотивов безопасного поведения на дорогах, выполнения правил дорожного движения, взаимной ответственности и уважения водителей и пешеходов;
-особое внимание при пропагандистской работе уделять примеру, который взрослые подают детям своим поведением на дорогах города.
Инспектору по пропаганде приходится взаимодействовать с руководством различных организаций (органы образования, комитет по делам молодежи, автотранспортные предприятия, дошкольные учреждения, общеобразовательные и профессиональные учебные заведения, учреждения дополнительного образования, средства массовой информации), а также непосредственно общаться с детьми, их родителями, педагогами, водителями, журналистами. В обязанности инспектора по пропаганде входит также организация разного рода конкурсов, викторин, автомотовелопробегов, рекламных акций и пр.
Таким образом, эта деятельность является не столько пропагандой (т.е. распространением знаний касающихся вопросов обеспечения безопасности дорожного движения), сколько педагогической профилактикой, эффективность и качество которой в большой мере зависит от системности данной работы.
Цель данного исследования заключалась в повышении эффективности профилактики детского дорожно-транспортного травматизма посредством научно-методического обоснования и систематизации деятельности всех субъектов, ответственных за безопасность детей на дорогах современного города.
Рассмотрение психолого-педагогических аспектов данной проблемы, практики ее организации в России и за рубежом показало, что в теоретическом плане она почти не разработана, недостаточно психологическое обоснование данной работы, почти нет материалов для дифференциации ее содержания при работе с детьми разного возраста. Преобладающим в работе со всеми группами населения является обучение Правилам дорожного движения, и практически целенаправленно не развивается мотивация правопослушного поведения дошкольников. При работе с подростками речь идет в основном о собственной безопасности, не формируется ответственность и уважительное отношение к участникам дорожного движения.
Кроме того, в большинстве методических рекомендаций профилактика детского травматизма рассматривается как направление деятельности мало связанное с другими видами профилактической работы в школе - профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения, инфекционных заболеваний, безопасного поведения на воде и др.
Все виды профилактической работы объединены в какой-то мере единым учебным предметом «Обеспечение безопасности жизнедеятельности», однако и там они рассматриваются часто как самостоятельные виды действий, не объединенные уровнем культуры человека и развитием его личности. Решение об информировании детей по соответствующим вопросам принимается администрацией образовательного учреждения.
В результате проведенного анализа литературы и обобщения результатов диагностики детских суждений о безопасности дорожного движения разрабатывалось содержания профилактики детского дорожно-транспортного травматизма на разных ее этапах. Особое внимание уделялось выделению ключевых идей, на основе которых можно дифференцировать и разнообразить работу с детьми разного возраста, развивать не только знания правил дорожного движения, но право- послушность младших школьников, самостоятельность и ответственность старших детей и взрослых.
Анализ эффективности проведенной экспериментальной работы показал ее достаточную результативность, которая позволяет заключить, что в исследовании решены все поставленные задачи, подтверждена выдвинутая гипотеза.
Вместе с тем, в процессе исследования выявился целый ряд вопросов, которые требуют своего дальнейшего исследования. Прежде всего, выявляется необходимость более углубленного изучения отношения детей разного возраста и взрослых к соблюдению законов, правил, нормативных требований. Требуют своего изучения вопросы дифференцированной работы с детьми по половому признаку, однако соответствующие психологические исследования до сих пор отсутствуют. Важна также более глубокая научно-методическая разработка данной проблемы в целях подготовки инспекторов по пропаганде.
По результатам исследования сформулированы следующие теоретические выводы.
1. Система педагогической профилактики детского дорожно -
транспортного травматизма в современном городе включает в себя множество организаций и субъектов профилактической деятельности, решающих мотивационно-воспитательные, нормативно-информационные, организационно-развивающие, научно-методические и контрольно -
аналитические задачи.
2. Координация деятельности субъектов профилактики требует ее построения на единой методологической основе, соблюдения принципов позитивной направленности; поэтапности и преемственности превентивной работы в соответствии с потребностями детей разного возраста; учета особенностей восприятия и переработки информации детьми;
регулирующей направленности профилактики; интегративности видов профилактической работы.
3. Содержание и формы профилактической работы должно дифференцироваться с учетом возрастных предпочтений детей. Для каждого возраста выделены ключевые воспитательные идеи, раскрытие и обсуждение которых способствует формированию мотивации право - послушного поведения младших и ответственного отношения к собственной жизни и здоровью, а также жизни и здоровью людей, вовлеченных в дорожные ситуации, у подростков и юношества,
4. Важнейшими психолого-педагогическими условиями эффективности профилактики ДДТТ является уровень квалификации и подготовленности инспекторов по пропаганде в каждом районе города; обеспеченность данной работы научно-обоснованными наглядными материалами, творческими разработками, видео- и аудио-программами для использования современных информационных средств в профилактической работе; уровень мотивации и ответственности всех субъектов воспитания, ответственных за безопасность детей на дорогах города.
По результатам работы были сформулированы следующие практические рекомендации:
Руководству УГИБДД:
- усилить внимание к системности, последовательности и преемственности профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в городе;
- организовать ежегодную педагогическую конференцию, направленную на обсуждение методологических, психологических и научно-методических основ профилактической работы с детьми в различных образовательных и досуговых учреждениях;
- расширить критерии оценки деятельности инспекторов по пропаганде, включив в них качественные показатели профилактической работы в районе;
- в централизованном порядке привлекать заинтересованные предприятия и организации для финансирования разработки и издания наглядных и информационных материалов на современной научно-методической основе.
Руководству и ведущим кафедрам учебных центров:
- конкретизировать психолого-педагогическое содержание работы по профилактике ДДТТ с учетом запросов и потребностей слушателей, ориентируя его на разные категории населения и разновозрастные группы детей;
- больше времени на занятиях уделять формированию практических умений слушателей в организации бесед с детьми разного возраста, руководителями образовательных учреждений, педагогами и родителями, подготовке печатных и рекламных материалов, организации массовых форм пропаганды и работы с молодежью.
Всем субъектам профилактической работы, в том числе средствам массовой информации:
- основной акцент при ее проведении делать на развитии мотивов безопасного поведения на дорогах, выполнения правил дорожного движения, взаимной ответственности и уважения водителей и пешеходов;
-особое внимание при пропагандистской работе уделять примеру, который взрослые подают детям своим поведением на дорогах города.
Подобные работы
- ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО
ТРАВМАТИЗМА
(в условиях города Мамадыш Республики Татарстан)
Дипломные работы, ВКР, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ПЕДАГОГОВ И РАБОТНИКОВ ГИБДД ПРИ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2013 - Детский дорожный травматизм школьников и его профилактика (Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2018 - Анализ дорожно-транспортных происшествий в г. Комсомольске на Амуре в период 2009 – 2013 года.
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 6000 р. Год сдачи: 2014 - ИССЛЕДОВАНИЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ АВАРИЙНОСТИ В ЕЛАБУЖСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ
Дипломные работы, ВКР, технологические процессы ТО, ремонта и диагностики автомобилей. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖНОГО РАБОТНИКА В СФЕРЕ ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МОЛОДЕЖИ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2016 - Организация факультативных занятий с обучающимися старших классов по основам безопасности дорожного движения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - Тренинг как форма обучения оказанию первой помощи при дорожно-транспортных происшествиях в старших классах
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4640 р. Год сдачи: 2019 - Повышение эффективности деятельности отделения по пропаганде безопасности дорожного движения Отдела ГИБДД МУ МВД России «Красноярское»
Бакалаврская работа, транспорт. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2021



