Проведена опытно-экспериментальная работа.
База исследования: МАДОУ г. Нижневартовска Детский сад №52 «Самолетик».
Выборка: 50 детей старшего дошкольного возраста в возрасте от 6 до 7 лет; 10 воспитателей ДОО, работающих в подготовительных группах детского сада.
Разработан и апробирован новый образовательный курс «Хочу в школу!».
Если в данной работе поменять название базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Есть приложения (методические материалы и результаты исследования в табличном виде).
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ К ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА 7
1.1 Готовность к школьному обучению: особенности содержания и современные требования к уровню подготовки детей 7
1.2 Особенности организации процесса подготовки детей к школе в условиях ДОУ 15
1.3 Организация дополнительных образовательных программ ДОУ, как способ повышения качества подготовки ребенка к школьному обучению……. 25
Выводы по I главе ………………………………………………………………..37
Глава 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ К ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА 38
2.1 Анализ организации деятельности учреждения дошкольного образования по реализации программ подготовки детей к школе 38
2.2 Диагностика уровня готовности воспитанников ДОУ к школьному обучению 48
2.3 Апробация комплексной программы подготовки детей 6-7 лет к школе в условиях детского сада 60
2.4 Обоснование эффективности комплексной программы по подготовке детей 6-7 лет к школе в условиях детского сада 66
Выводы по 2 главе 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать комплексную программу подготовки детей 6-7 лет к школе в условиях детского сада.
Объект исследования: процесс предшкольной подготовки детей 6-7 лет в условиях детского сада.
Предмет исследования: процесс организации работы по подготовке детей 6-7 лет к школе в условиях детского сада.
Гипотеза исследования: подготовка детей к школе будет более эффективной, если разработать и внедрить в практику ДОУ комплексную программу по организации процесса работы предшкольной подготовки.
Задачи исследования:
1. Выявить основные теоретико-методологические подходы к исследованию процесса подготовки детей 6-7 лет к обучению в школе.
2. Определить специфику процесса организации деятельности учреждения дошкольного образования к подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе.
3. Апробировать разработанную на основе экспериментального исследования комплексную программу подготовки детей 6-7 лет к школе.
4. Сформулировать рекомендации для учреждений дошкольного образования по организации подготовки детей 6-7 лет к школе.
Методологическая основа исследования. Проблемой управления в отношении организации работы в ДОУ по подготовке детей 6-7 к школе исследовали А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Е.Е. Кравцова, Е.А. Аркин, Л.С. Выготский и другие отечественные авторы, которые занимались исследованием процесса организации работы по подготовке детей 6-7 лет к школе в условиях детского сада. Наряду с ними, изучением проблемы организации деятельности по подготовке детей 6-7 лет к школе в условиях детского сада занимались как педагоги (Т.В. Коновалова, Р.Б. Хамбикова и др.), так и психологи (Н.И. Гуткина, Е.А. Ильинская и др.). Проблемы управления процессом подготовки детей к школе исследовали Ю.А. Тишкина, Э.Д. Гейци и др.
Готовность к школьному обучению является сложной внутренней системой ребенка, затрагивающей все стороны детской психики, при помощи которой ребенок в конце дошкольного детства начинает свой подъем на более высокую ступень своего развития.
Старший дошкольный возраст можно охарактеризовать как сензитивный период для активного развития личности и становления познавательной деятельности. В этот период происходят значительные изменения в структуре и содержании детской деятельности, когда ребенок, прежде всего, стремится к взрослости.
Особенностями формирования готовности к школьному обучению у старших дошкольников являются их умение согласовывать свои действия со сверстниками и регуляция своих действий с общепринятыми нормами поведения. Постепенно у детей формируется сфера интересов и мотивов, они приобретают первоначальные умения мысленно планировать определенные действия, а также оценивать результаты собственной деятельности и своих возможностей, что является важным фактором при обучении к школе.
Наиболее важным компонентом при формировании готовности к обучению в школе является мотивация. Детям можно дать определенное количество знаний, научить их некоторым приемам и методам работы, но если отсутствует мотивация к учебной деятельности, это приводит к неуспеваемости и, как результат, к интеллектуальной пассивности.
Вместе с тем, эффективное профессиональное воздействие на уровень готовности ребенка 6-7 лет к школе способен в полной мере осуществить только по-настоящему сплоченный педагогический коллектив высококвалифицированных специалистов, способных к осознанному анализу своей деятельности.
1. Белая К.Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации / К.Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128 с.
2. Белозерских, Ж.Г. Подготовка воспитателя к деятельности в условиях стандартизации дошкольного образования / Ж.Г. Белозерских, Н.И. Калашникова // Материалы Всероссийской научно-исследовательской конференции преподавателей, аспирантов, студентов, обучающихся «Ломоносовские чтения – 2017» под редакцией В.М. Рассолова, г. Старый Оскол: СТИ НИТУ «МИСиС», – 2017. – Том II. – С. 66-68.
3. Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Л. И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М.: МГУ, 2012. – 98 с.
4. Божович, Л.И. Этапы формирования личности / Л. И. Божович. – Воронеж, 2019. – 164 с.
5. Бойкина, М.В. Готовимся к школе. Перспектива: программа по подготовке к школе детей 5/6-7 лет / М.В. Бойкина. – М.: Просвещение, 2021. – 143 с.
6. Венгер, А.Л. Диагностика ориентировки на систему требований в младшем школьном возрасте / А.Л. Венгер // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. – М.: Инфра-М, 2017. – 96 с.
7. Волкова, Е.Т. Готов ли ребенок к школе / Е.Т. Волкова // Дошкольное воспитание. – 2016. – №12. – С. 17–20.
8. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – СПб.: Питер, 2017. – 96 с.
9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
10. Григорьева, Г.Г. Проблема подготовки детей к школе в свете федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования [Электронный ресурс] / Г.Г. Григорьева // Официальный сайт Нижегородского института развития образования. – URL: http://www.niro.nnov.ru/?id=7355 (дата обращения: 05.05.2022).
11. Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Т.В. Гладыревой, Т.С. Тамбовцевой. – Ижевск: МАУИМЦ «Альтернатива», 2020 г. – 42 с.
12. Екжанова, Е.А. Диагностико-прогностический скрининг в первых классах общеобразовательной школы [Электронный ресурс] / Е.А. Екжанова. – URL: https://mbdou-1.ucoz.ru/psixolog/ekzhanova_e.a-diagnostiko-prognosticheskij_skrinin.pdf (дата обращения: 05.05.2022).
13. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении: кн. для учителя / В.А. Кан-Калик. – М.: Просвещение, 1987. – 190 с.
14. Карелина, С.И. Управление профессиональным ростом персонала образовательного учреждения / С.И. Карелина // Актуальные проблемы дошкольного образования: современные концепции и технологии дошкольного образования. – Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро», 2019. – С. 224-226.
15. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2018. – 416 с.
16. Кравцов, Г.Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе // Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. – М.: Инфра-М, 2017. – 84 с.
17. Кравцова, Е.Е. Психологическая готовность ребенка к школе: учебное пособие / Е.Е. Кравцова. – М.: Педагогика, 1991. – 229 с.
18. Краспицкая, Н.И. Основные направления методической деятельности в дошкольном образовании по достижению качественных изменений / Н.И. Краспицкая // Информационно-аналитический вестник. – 2019. – №22. – С. 17-27.
19. Крулехт, М.В. Дошкольник и рукотворный мир: Педагогическая технология целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности / М.В. Крулехт. – СПб.: Питер, 2018. – 150 с.
20. Кузьмина, В.А. Современные образовательные технологии в ДОУ [Электронный ресурс] / В.А. Кузьмина // Образовательная социальная сеть «NSportal». – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/01/06/ sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii-v-dou (дата обращения: 05.05.2022).
21. Леушина, А.М. Подготовка детей к усвоению арифметического материала в школе: автореф. д. пед. н. / А.М. Леушина. – М., 1956 г. – 35 с.
22. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: А ТЕМП, 2006. – 938 с.
23. Основы дошкольной педагогики / Под редакцией А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М.: Педагогика, – 1980. – 270 с.
24. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста // Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., МГУ, 2015. – 126 с.
25. Поддьяков, А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности / А.Н. Поддьяков // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве / Под ред. А. С. Обухова. – М.: НИИ школьных технологий. – 2016. – С. 51-58.
26. Пономарева, Е.В. Готовность к обучению в школе в научных исследованиях / Е.В. Пономарева // Молодой ученый. – 2019. – №35 (273). – С. 145-149.
27. Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5/6-7 лет / науч. рук. Н.А. Федосова. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с.
28. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. – URL: http://standart.edu.ru/ (дата обращения: 05.05.2022).
29. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2015. – 712 с.
30. Санжаева, Р.Д. Готовность и ее психологические механизмы / Р.Д. Санжаева // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. – 2016. – №2. – С. 6-16.
31. Санникова, Н.Г. Научно-методическая работа как предмет педагогического мониторинга / Н.Г. Санникова, Е.А. Шакуто // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. – 2018. – №1. – С. 116-120.
32. Семаго, Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н.Я. Семаго, М. М. Семаго. – СПб.: Речь, 2017. – 386 с.
33. Сериков, Г.Н. Управление образованием: системная интерпретация / Г.Н. Сериков. – М.: Гардарики, 2017. – 214 с.
34. Смирнова, Б.О. О коммуникативной готовности шестилетних детей к школьному обучению / Б.О. Смирнова // Результаты психологических исследований – в практику обучения и воспитания. – М.: МГУ, 2015. – 97 с.
35. Соколова, Е. Е. Развитие творческих способностей дошкольников в художественной деятельности / Е. Е. Соколова // Детский сад от А до Я. – 2016. – №4. – С. 63-66.
36. Тихеева, Е.И. Детский сад по методу Е.И. Тихеевой / Е.И. Тихеева. – М.: Академия, 2012. – 182 с.
37. Управление персоналом: учебник / Под ред. И. Б. Дураковой. – М.: Инфра-М, 2020. –383 с.
38. Управление персоналом организации / Под ред. А. Я. Кибанова. – М.: Инфра-М, 2018. – 695 с.
39. Урунтаева, Г.А. Детская психология / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2019. – 368 с.
40. Усова, А.П. Обучение в детском саду / под ред. А В. Запорожца. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1981. – 175 с.
41. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://consultant.ru (дата обращения: 05.05.2022).
42. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления / Д.И. Фельдштейн. – М.: МПСИ, 2014. – 672 с.
43. Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: в 2 т. М.; Воро¬неж: НПО «МОДЭК», 2015. – Т. 1. – 568 с.
44. Цветков, В.Я. Особенности образовательных инноваций / В. Я. Цветков, Н. М. Оболяева, И. А. Романов// Дистанционное и виртуальное обучение. – 2017. – №8. – С.53-58.
45. Шакуто, Е.А. Управление научно-методической деятельностью педагогов образовательных организаций на основе проектно-целевого подхода: автореф. дисс. … канд. пед. наук [Электронный ресурс] / Е.А. Шакуто. – Казань, 2017. – Режим доступа: http://konf.x-pdf.ru/ (дата обращения: 05.05.2022).
46. Шарагулова К. М. Научно-методическая деятельность как направление профессиональной самореализации педагогических работников дошкольных образовательных учреждений / К.М. Шарагулова // Профессиональная самореализация личности в современном социуме. – 2014. – С. 201-205.
47. Эльконин, Д.Б. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры / Д.Б. Эльконин // Хрестоматия по возрастной и педагогической у психологии. – М.: Педагогика, 1981. – С. 62.
48. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Книга по Требованию, 2014. – 228 с.
49. Юмасултанова, Е.Н. Современные образовательные технологии в работе с педагогическим коллективом / Е.Н. Юмасултанова // Актуальные проблемы дошкольного образования: современные концепции и технологии дошкольного образования. – Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро», 2017. – С. 436-439.
50. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. – М., 2016. – 365 с.