Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие связной речи детей дошкольного возраста в условиях ознакомления со сказкой (Томский государственный педагогический университет)

Работа №87147

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2022
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
112
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: МАДОУ № 54 (г. Томск).
Выборка: дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет в количестве 10 человек.
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Есть приложения (результаты эксперимента в табличном виде).

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы развития связной речи у детей дошкольного возраста в условиях ознакомления со сказкой 7
1.1. Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста с учетом требований ФГОС ДО 7
1.2. Роль сказки в процессе развития связной речи детей дошкольного возраста 17
1.3. Методика ознакомления со сказкой с целью развития связной речи детей дошкольного возраста 23
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста в условиях ознакомления со сказкой 30
2.1. Анализ уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе 30
2.2. Комплекс мероприятий по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста путем ознакомления со сказками на формирующем этапе 45
Выводы по второй главе 53
Заключение 54
Список литературы 56
Приложение 60

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования сказок в процессе развития связной речи детей.
Гипотеза исследования: процесс развития речевого связной речи детей дошкольного возраста в условиях ознакомления со сказкой будет эффективнее, если:
- развивать связную речь в разных формах организации детей (в условиях ООД, в совместной с педагогом и свободной деятельности детей);
- осуществлять взаимодействие с родителями с целью поддержки развития связной речи;
- создать предметно-развивающую среду, обеспечивающую развитие связной речи в условиях ознакомления со сказкой.
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста в условиях ознакомления со сказкой.
2. Определить особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в условиях ознакомления со сказкой в экспериментальном исследовании.
3. Обосновать методы и приемы по развитию связной речи детей дошкольного возраста в условиях ознакомления со сказкой.
4. Разработать и провести экспериментальную работу по диагностике и развитию связной речи детей дошкольного возраста в условиях ознакомления со сказкой.
5. Оценить результативность исследования и сделать выводы.
Методы исследования:
- теоретические: изучение, анализ, оценка и обобщение психолого-педагогической литературы по теме работы;
- эмпирические: диагностические (наблюдение, беседы, тестирование), педагогический эксперимент, метод качественно-количественного анализа экспериментальных данных, метод математической обработки полученных данных, метод изучения педагогического опыта и документации.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты экспериментальной работы – разработанный комплекс НОД могут быть использованы воспитателями ДОУ в работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию связной речи в условиях ознакомления со сказкой.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования был успешно решен ряд теоретических и эмпирических задач. Был проведен теоретический анализ научной литературы по проблеме развития связной речи у детей дошкольного возраста в условиях ознакомления со сказкой, рассмотрены определения связной речи, закономерности развития связной речи в дошкольном возрасте, методы и приемы развития связной речи в условиях ознакомления со сказкой, подобран диагностический материал, проведено экспериментальное исследование особенностей развития связной речи у детей дошкольного возраста в условиях ознакомления со сказкой; интерпретированы полученные результаты.
В ходе исследования выявлено, что старшие дошкольники имеют в основном средний (50%) и низкий (30%) уровни развития диалогической речи по методике Ю. Белополовой «Разговор по телефону»; средний (50%) и низкий (20%) уровни развития диалогической речи по методике А.В. Чулковой «Беседа». Анализ результатов исследования показал, что уровни развития монологической речи у старших дошкольников следующие: высокий уровень – не выявлен; со средним уровнем развития речи выявлено 5 старших дошкольников (50%) экспериментальной группы; с низким уровнем развития речи выявлено 5 старших дошкольников (50%) экспериментальной группы.
По результатам экспериментального исследования был сформулирован вывод о том, что дети старшего дошкольного возраста мало заинтересованы в предложенных им заданиях, отмечается нарушение планирования диалога в ситуации общения, малая инициативность, дети не самостоятельны и инертны. В диалогических и монологических высказываниях не проявляется осознанность. Для построения диалога и монолога дети старшего дошкольного возраста не используют выразительные средства, при этом присутствуют значительные лексико-грамматические нарушения. Выявленные недостатки в состоянии связной речи обнаруживают необходимость целенаправленной коррекционно-развивающей работы в данном направлении.
На основании результатов исследования была спланирована развивающая работа по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста в условиях ознакомления со сказкой на год. Был составлен план проведения НОД по развитию связной речи старших дошкольников посредством работы с руссиким народными сказками. Всего предусмотрено проведение 20 НОД,
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.



1. Бизикова, О. А. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста : учебное пособие для студ. высш. учебных заведений / О. А. Бизикова. – Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2018. – 235 с.
2. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи : учеб. пособие для вузов/ Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Катаева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2017. – 544 с.
3. Ветрова, С. И. Средства развития речевой успешности дошкольников / С. И. Ветрова // Вопросы языкознания. – 2019. – №4. – С. 87-88.
4. Выготский, Л. С. Речь и мышление / Л. С. Выготский. – Москва : Академия, 2011. – 874 с.
5. Галева, Е. В. Сказка, как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста / Е. В. Галева, А. О. Шестакова // В сборнике : Молодежь в науке : Новые аргументы Сборник научных работ II-го Международного молодежного конкурса. Отв. ред. А.В. Горбенко. – 2015. – С. 152-154.
6. Горшкова, Е. Учите детей общаться / Е. Горшкова // Детский сад от А до Я. – 2019. – №3. – С. 85-88.
7. Дедюкина, М. И. Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством народных сказок / М. И. Дедюкина // Проблемы современного педагогического образования. –2019. – № 62-3. – С. 67-69.
8. Ежкова, Н. С. Дошкольная педагогика : учебное пособие для академического бакалавриата / Н. С. Ежкова. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 182 с.
9. Иванова, С. А. Методика развития речи / С. А. Иванова. – Москва : ТЦ Сфера, 2018. – 299 с.
10. Игнатьева, С. А. Функции основных типов речевой деятельности / С. А. Игнатьева // Коммуникативные исследования. – 2019. – № 1. – С. 87-93
11. Измайлова, А. Б. Сказка в русской народной педагогике: монография ; Владим. гос. ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых / А. Б. Измайлова. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2013. – 171 с.
12. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей : Популярное пособие для родителей и педагогов / Н. Л. Кряжева. – Москва : Академия развития, 2017. – 192 с.
13. Кудренко, Л. В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС / Л. В. Кудренко // В сборнике: Психолого-педагогические аспекты реализации образовательных программ. сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 37-38.
14. Кухоренко, Л. А. Речевое развитие дошкольников / Л. А. Кухоренко. – Нижний Новгород : ООО «Цветной бульвар», 2021. – 248 с.
15. Лебедева, И. Н. Связная речь : речь в общении и речь в деятельности / И. Н. Лебедева // Концепт. – 2020. – № 4. – С. 138-166.
16. Леонтьев, А. А. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности / А. А. Леонтьев. – Москва : Наука, 2004. – 317 с.
17. Леушина, А. М. Развитие связной речи у дошкольника // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / А. М. Леушина. – Москва : Издат. Центр «Академия», 2019. – С. 358-369.
18. Лямина, Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста : Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений /Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – Москва : Издательский центр «Академия», 2019. – 144 с.
19. Макарова, В. Г. Методика работы по формированию связной речи детей младшего дошкольного возраста с использованием малых форм фольклора / В. Г. Макарова // Альманах мировой науки. – 2019. – № 9 (35). – С. 43-45.
20. Матолина, Н. Ю. Ознакомление с художественной литературой как эффективное средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста / Н. Ю. Матолина // В сборнике: Преподаватель года 2019. сборник статей первого тура Международного научно-методического конкурса. – 2019. – С. 265-269.
21. Мельникова, Л. И. Детский фольклор в дошкольных образовательных учреждениях : учеб, пособие / Л. И. Мельникова, А. Н. Зимина. – Москва : Гном-Пресс, 2017. – 256 с.
22. Минеева, Ю. В. Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников / Ю. В. Минеева, З. Салихова, Н. И. Левшина // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 7. – С. 35-38.
23. Миронова, H. Как учить дошкольников связной монологической речи / H. Миронова // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 9. – С. 111-116.
24. Никитченков, А. Ю. Методика ознакомления старших дошкольников с фольклором: учебно-методическое пособие: В 2-х ч. / А. Ю. Никитченков. –Москва : Прометей, 2008. – 225 с.
25. Обухова, С. М. Русские народные сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста / С. М. Обухова // NovaUm.Ru. – 2020. – № 23. – С. 108-111.
26. Ощепкова, Е. С. Развитие связной устной речи в старшем дошкольном возрасте / Е. С. Ощепкова, Д. А. Бухаленкова, В. А. Якупова // Современное дошкольное образование. – 2020. – № 3 (99). – С. 32-39.
27. .Поштарева, Т. Использование народных сказок в образовательном процессе / Т. Поштарева // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 5. – С. 24-28.
28. Полякова, Н. В. Закономерности развития связной речи в старшем дошкольном возрасте / Н. В. Полякова // Тенденции развития науки и образования. – 2018. – № 45-4. – С. 59-61.
29. Померанцева, Э. В. Русская устная проза: для пед. вузов. / Э. В. Померанцева. – Москва : Просвещение, 1985. – 272 с.
30. Рубинштейн, С. Л. Общая психология / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2018. – 745 с.
31. Слонь, О. В. Развитие диалогической речи старших дошкольников посредством словесных игр / О. В. Слонь // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2015. – №5-4. – С. 132-134.
32. Смольникова, Н. Г. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста / Н. Г. Смольникова. – Москва : Педагогика, 2017 – 250 с.
33. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф. А. Сохин. – Москва : МОДЭК МПСИ, 2008 – 224 с.
34. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников : учеб. пособие для высш.учеб. заведений / Н. А.Стародубова. – 3-е изд., стер. – Москва : Издательский центр «Академия», 2008. – 402 с.
35. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей / А. П. Усова / Под ред. А. В. Запорожца. – Москва : Педагогика, 1976. – 365 с.
36. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – Москва : Детство Пресс, 2013. – 128 с
37. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). – Москва : Просвещение, 2016. – 50 с.
38. Шибекова, Е. А. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста / Е. А. Шибекова // В книге: Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. материалы VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием : в 4 ч.. – 2019. – С. 403-404.
39. Шапорь, А. И. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с детской литературой / А. И. Шапорь // В книге: Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. материалы VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Новосибирский государственный педагогический университет, Институт детства. – 2018. – С. 273-274.
40. Шевченко, В. Рассказывайте детям сказки / В. Шевченко // Хрестоматия к курсу «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста». – Пермь, 2001. – 484 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ