Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

Работа №62362

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2016
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
349
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫХ ИГР 7
1.1 Понятие связной речи в психолого - педагогической литературе 7
1.2 Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста 15
1.3Характеристика сюжетно - ролевой игры и ее место в педагогическом процессе 20
1.4 Сущность игровой деятельности и влияние ее на развитие связной речи 37
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1 46
2.1 Организация эксперимента и обоснование выбора методик.
Описание результатов констатирующего этапа эксперимента 47
2.2 Описание формирующего этапа эмпирического исследования направленного на обучение связной речи посредством сюжетно -
ролевых игр 50
2.3 Обсуждение результатов контрольного этапа эксперимента 55
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ


Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека.
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена рядом факторов:
- социальным заказом на развитие связной речи у детей дошкольного возраста;
- необходимостью совершенствования качества работы педагогов по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста путем создания специальных педагогический условий в ДОУ.
Проблема развития связной речи у дошкольников нашла отражение в трудах таких известных педагогов, как Е.И. Тихеева [37], Г.М. Лямина [28], О.С. Ушакова [40], М.М. Алексеева [1] идр. Закономерности речевого развития дошкольников изучались А.Н. Гвоздевым [10], Л.С. Выготским [6], Д.Б. Элькониным [45], А.А. Леонтьевым [26] и др.
Однако, в настоящее время, несмотря на традиционное декларирование необходимости развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста эта проблема не достаточно исследована в педагогике.
В процессе исследования проблемы развития связной речи у старших дошкольников возникает противоречие между необходимостью развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной специальной педагогической работой по ее развитию в условиях ДОУ.
В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, - игра вызывает качественные преобразования в развитии ребёнка. Вместе с тем вопрос о развитии связной речи в сюжетно-ролевой игре изучен недостаточно в дошкольной педагогике. В работах Т.Б. Филичевой [43], занимающейся проблемой формирования умений построения предложений у детей дошкольного возраста с речевым недоразвитием отражается вопрос об использовании в этих целях сюжетно-ролевой игры.
Осуществление обучения без опоры на действенный опыт, на практическую деятельность, употреблению фраз в строго заданных условиях по требованию взрослого приводит к тому, что в итоге многократных занятий уровень развития связной речи детей продолжает оставаться низким. Игра считается эффективным приемом, а не расценивается как основа обучения связной речи.
Таким образом, недостаточная разработанность проблемы и ее важность для совершенствования педагогического процесса в детских садах дают основание считать исследование по изучению возможностей развития связной речи в связи с сюжетно-ролевой игрой у детей старшего дошкольного возраста одним из актуальных вопросов дошкольной педагогики и психологии.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментальным путём доказать эффективность использования сюжетно - ролевой игры в развитии связной речи у детей дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс развития связной речи у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - сюжетно - ролевая игра как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования - систематическое включение сюжетно - ролевой игры в совместную деятельность педагога и ребёнка может служить эффективным средством развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) изучить особенности развития связной речи детей дошкольного возраста;
2) определить сущность игровой деятельности и влияние ее на развитие связной речи;
3) опытно - экспериментальным путём доказать эффективность использования сюжетно - ролевых игр в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.
При рассмотрении состояния исследуемой проблемы на практике использовались такие методы, как: анализ психолого-педагогической литературы, комплексный метод диагностики речевого развития, эксперимент, наблюдения, количественный и качественный анализ полученных данных.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- концепция речевого развития детей дошкольного возраста М.М.Алексеевой, А.М. Бородич, О.С.Ушаковой и др. [1; 5; 40];
- концепция игровой деятельности детей Н.Я. Михайленко, Д.Б.Эльконина [24; 29; 45].
Практическая значимость нашей работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы педагогами ДОО при решении задач связанных с развитием связной речи детей дошкольного возраста.
База исследования - МБДОУ д/с № 4 г. Чистополь.
Структура данной работы полностью соответствует цели и задачам исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Наше исследование состояло из двух глав. В первой главе мы провели обзор психолого - педагогической, методической и специальной литературы анализируя и систематизируя полученные данные мы сделали следующие выводы:
Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста, а именно монологической и диалогической заключаются в том, как ребенок овладевает словообразованием и грамматическим строем. В развитии связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказывать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие) уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.
Необходимо позаботиться о своевременном формировании речи детей, о её правильности и чистоте, предупреждая и исправляя любые отклонения от общепринятых норм родного языка, и этому способствуют сюжетно-ролевые игры.
Ролевые игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усваивать его грамматические нормы. Они таят в себе большие возможности, дают детям определённый объём знаний и учат их владеть этими знаниями; преодолевать при этом определённые трудности речевого развития, такого как связная речь.
Содержание ролевых игр по восполнению пробелов в развитии связной речи направлено на активную работу по:
а) уточнению знаний имеющихся у детей слов и дальнейшему обогащению словарного запаса как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт развития умения активно пользоваться различными способами словообразования;
б) дальнейшему развитию и совершенствованию грамматического оформления связной речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении;
в) установлению связности и последовательности высказывания.
Далее нами было проведено эмпирическое исследование, где мы с
помощью методики обследования развития связной речи О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, на констатирующем этапе, выявили начальный уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Здесь мы отметили, что большинство детей испытывают затруднения в составлении описательного рассказа. Дети не могли логично выстроить предложения, им требовалась некоторая помощь, иногда наводящие вопросы, а иногда образец составления рассказа или чёткий план. Некоторые дети не соблюдали порядок слов в предложении или не могли составить правильный порядок предложений при пересказе сказки «Гуси-лебеди».
После проведения диагностического исследования мы провели формирующий этап, где подобрали и апробировали комплекс игр направленных на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста. Во всех сюжетно-ролевых играх присутствовали связные тексты. Разнообразие предлагаемой методики позволило повысить уровень умения составлять рассказы, что в свою очередь способствовало развитию монологической речи. Развитие диалогической речи происходило во время развития игрового сюжета. После проведения сюжетно - ролевых игр у детей значительно повысился уровень связной речи, что подтверждено результатами, полученными нами на контрольном этапе эмпирического исследования.
Таким образом, задачи, поставленные в начале исследования, решены, а выдвинутая нами гипотеза подтверждена.



1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. / М.М. Алексеева, В.И. Яшина - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 400 с.
2. Арушанова, А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников / Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2008. - с. 4-16.
3. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблема формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. -М. : Педагогика, 2009. - 212с.
4. Виноградова, Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников / Н.А. Виноградова, Н.В.Позднякова - М.: Айрис-пресс, 2009. - 128 с.
5. Бородич, А. М. Методика развития речи у детей / А.М. Бородич - М.: Просвещение, 2006. - 256 с.
6. Выготский, Л.С. Из записок конспекта к лекциям по психологии детей дошкольного возраста // Д.Б. Эльконин / Психология игры - М.: Просвещение, 2009. - 398 с.
7. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский - М.: Просвещение, 1991 - 210 с.
8. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 2006 - № 6. - с.62 - 76.
9. Г альперин, П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии / П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпов. - М.: Изд - во МГУ, 2008. - 176 с.
10. Гвоздев, А.Н. От первых слов до первого класса / А.Н. Гвоздев. - М.: КомКнига, 2006. - 320 с.
11. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в старшей дошкольной группе детского сада / В.В. Гербова - М.: Просвещение, 2009. - С. 40.
12. Гербова, В.В. Работа с сюжетными картинами / В.В. Гербова // Дошкольное воспитание - 2010. - N 1. - с. 18-23.
13. Гербова В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок / В.В. Гербова // Дошкольное воспитание -1998. № 2. - с. 18-21
14. Гербова, В.В. Составление описательных рассказов / В.В. Гербова // Дошкольное воспитание. - 2011. - N 9. - с. 28-34.
15. Громова, О. Е. Норма и задержка речевого развития у детей / О.Е. Громова // Дефектология. - 2009. - №2. - С.66-69.
16. Деркунская, В.А. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 5-7 лет: учеб.-метод. пособие / В.А. Деркунская, А.Н. Харчевникова - М.: Изд-во: Центр педагогического образования, 2015. - 128с.
17. Елкина, Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста.: Автореф. дис.... канд. пед. Наук / Н.В. Елкина - М, 2008. - 107 с.
18. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 2010. - 132 с.
19. Жинкин, Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин.- М.: Издательство «Норма», 2008. - 106 с.
20. Зворыгина, Е.В. Педагогические условия формирования сюжетно - ролевой игры / Е.В. Зворыгина, Н.Ф. Комарова // Дошкольное воспитание. - 1989. - №5. С. 16-19.
21. Карпова, С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет / С.И. Карпова, В.В. Мамаева - СПб.: Речь, 2007. - С. 144.
22. Киселева, О.И. Теория и методика развития речи детей: теория и технология обучения речевому творчеству / О. И. Киселева. - Томск: Изд. ТГПУ, 2006. - 84 с.
23. Комарова, Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду / Н.Ф. Комарова - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. - 160 с.
24. Краснощекова, Н.В.Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова - СПб.: Феникс, 2006 - 251 с.
25. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихсят / Т.А. Ладыженская - М.: Педагогика, 1974. - 256с.
26. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии: учеб. пособие для вузов / Под ред. Д. А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. - М.: Смысл, 2008. - 511с.
27. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии: учебное пособие для вузов по направлению и специальностям психологии / А.Р. Лурия. - СПб.: Питер, 2008. - 318 с.
28. Лямина, Г.М. Формирование речевой деятельности (средний дошкольный возраст) / Г.М. Лямина // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 9. - с. 49-55.
29. Михайленко, Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры // Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова / Дошкольное воспитание - № 4, 2009.
30. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. - М.: Академия - 2008. - 268 с.
31. Новоселова С.Л. Игра дошкольника / С.Л. Новоселова - М.: Просвещение, 1989. - 286 с.
32. Разумова, Л.И. Коррекция нарушений речи у дошкольников / Л.И. Разумова: под ред. Л.С. Сековец. - М.: АРКТИ, 2007. - 248 с.
33. Рубинштейн С.Л. Развитие связной речи: Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 560с.
34. Рундзя М. Н. Развитие речи в игре / // Дошкольное воспитание.- 2008. № 12. С. 12- 14.
35. Седов, К.Ф. «Речь и мышление» в отечественной психологии // К.Ф. Седов, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин / Мир Психологии. - 2009. - № 1. - С. 4-10.
36. Смольникова, Н.Г. Развитие структуры связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста // Н.Г. Смольникова, О.С. Ушакова / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 1999. - С. 439 - 445.
37. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
38. Урунтаева, Г.А. Практикум по психологии дошкольника / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2009. - 368 с.
39. Ушакова, О.С. Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин / О.С. Ушакова, Е.А. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 12. - С. 3-5.
40. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова - М.: Изд-во «ВЛАДОС», 2010. - 147 с.
41. Ушакова, О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // О.С. Ушакова / Дошкольное воспитание, 2012. - № 11. - с. 8-12.
42. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2008. - 240 с.
43. Филичева, Т.Б. Речь как явление физиологическое, социальное, психолого-педагогическое / Т. Б. Филичева // Логопедия. - 2008. - №3. - С. 5-9.
44. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичева. - М.: Просвещение, 2007. - 211 с.
45. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин - 3-е изд. стереотип.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 360с.
46. Якубинский, Л.П. О диалогической речи / под ред. Л.В. Щербы. Спб., 2007. - 259 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ