Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №29221

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
605
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития связной речи детей дошкольного возраста 5
1.1. Понятие связной речи детей дошкольного возраста и ее значение для
развития личности ребенка 6
1.2. Проблема развития связной речи в работах педагогов 9
1.3. Особенности связной речи детей дошкольного возраста 12
1.4. Диагностика развития связной речи дошкольников 15
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа русских народных сказок по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста 20
2.1. Методы, приемы, средства развития связной речи детей: проверка
эффективности экспериментальной технологии 20
2.2. Организация педагогического эксперимента по развитию связной речи
детей старшего дошкольного возраста 27
Выводы по второй главе 38
Заключение 39
Библиографический список 40
Приложение

Актуальность темы. В работе по развитию детей старшего дошкольного возраста категория связной речи является наиболее важной. Связная речь обеспечивает ребенку правильное понимание текста, его пересказ и грамотное построение своей речи.
Связная речь - это смысловое и тематическое единство нескольких предложений, объединенных между собой межфразовой связью (В. Ф. Габ- дулхаков).
Однако в современных детских организациях категория связности отсутствует не только у детей, но и у самих педагогов.
Особую тревогу в этой связи вызывают дети старшего дошкольного возраста, ведь именно они должны овладеть связной речью, для того чтобы успешно учиться в начальной школе. Тем самым на лицо противоречие: с одной стороны, все специалисты понимают необходимость формирования у детей связной речи, с другой стороны, в современной методической литературе практически отсутствуют адекватные технологии формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков связной речи. Особенно мало изучены в этом отношении русские народные сказки.
Проблема исследования: каковы содержание, методы и приемы работы по развитию связной речи дошкольников при ознакомлении детей с русскими народными сказками.
Цель исследования:
Разработать технологию развития связной речи детей старшего дошкольного возраста при знакомстве их с русскими народными сказами.
Объект исследования:
Процесс формирования и развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования:
Гипотеза исследования:
Процесс развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста будет иметь успешный характер, если в основе этого развития будет лежать технология, учитывающая несколько педагогических условий:
- работа по развитию связной речи строится на основе диагностики уровня сформированности компонентов связной речи (тема, основная мысль, межфразовая связь предложений);
- развитие связной речи носит личностно-ориентированный персонифицированный характер (работа по образцу, самостоятельная работа ребенка, творческий пересказ, детское творчество- творческая самодеятельность);
- работа со сказками строится на основе заданий, интегрированных с приемами тестопластики;
- технология связной речи имеет системный характер.
Задачи исследования:
- на основе анализа методической и научной литературы изучение передового педагогического опыта провести диагностику связной речи детей старшего дошкольного возраста;
- разработать личностно-ориентированную персонифицированную технологию развития связной речи детей старшего дошкольного возраста при знакомстве с русскими народными сказками;
- провести апробацию и проверку эффективности системного использования технологии связной речи.
Методы исследования:
- теоретические (анализ, сравнение, синтез);
- эмпирические (наблюдение, беседы, ситуативные упражнения);
- математические, связанные с подсчетом речевых недостатков детей и систематизацией полученных данных в таблицах и диаграммах.
Экспериментальная база исследования:
МБДОУ Высокогорский детский сад «Подсолнушек» Высокогорского муниципального района РТ, старший дошкольный возраст.
Этапы исследования:
1-й этап - изучение научной литературы и передового педагогического опыта.
2-й этап - моделирование занятий по развитию связной речи детей посредством русских народных сказок.
3-й этап - оформление результатов эксперимента в дипломной работе.
Научная новизна исследования:
- разработана методика уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста;
- обоснована личностно - ориентированная персонифицированная технология;
- апробирована модель связной речи детей старшего дошкольного возраста на занятии связной речи.
Практическая значимость исследования:
Результаты проведенного исследования могут быть использованы педагогами детских садов, преподавателями педагогических колледжей и ВУЗов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие речи имеет важное значение в жизни ребенка.
Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Рассматривая виды связного высказывания, можно отметить, что развитие связной речи детей дошкольного возраста происходит в тесной взаимосвязи с развитием других сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Преимущественное внимание необходимо уделять работе над смысловой стороной слова.
В ходе работы был изучен опыт отечественных и зарубежных педагогов по проблеме развития связной речи дошкольников. Были построены теоретические предложения, которые легли в основу организации эксперимента.
Проводился анализ результатов исследования и сделаны основные выводы. Мы раскрыли понятие связная речь, осветили особенности и задачи связной речи, раскрыли методы руководства русскими народными сказками для развития связных высказываний детей.
Работая над проблемой связной речи на занятиях по русским народным сказкам, мы пришли к выводу, что планомерное, систематическое использование русских народных является эффективным средством развития связной речи. Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения. Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
Для воспитателей ДОУ мы рекомендовали использовать в качестве одного из вариантов при работе с детьми посредством сказки и решить задачи образовательной области связной речи в условиях реализации ФГОС.
Данная работа будет полезна для педагогов-практиков, которые хотят оптимально и эффективно развивать связную речь детей.



1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. - М.: изд. центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст] / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. - М.: изд. центр «Академия», 1999. - 158с.
3. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Л.В.Артемова.- М.: Просвещение, 1995. -127 с.
4. Баркан А.И. Его Величество, Ребенок, какой он есть. Тайны и загадки, М.: АО Столетие, 1999 С. 89-143.
5. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей дошкольного возраста, М.: Просвещение, 2000 С.4-24.
6. Бойченко Н.А. Сюжетно ролевые игры дошкольников, Киев: Радянская школа, 1999. С.18-26.
7. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду, М.: Просвещение, 2005 С. 3-16.
8. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] / А.М.Бородич. - М.: Просвещение, 1981.-255с..
9. Буре Р.С. Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений дошкольников, М.: Просвещение, 2006.- 141 с.
10. Васильева М.А., Гербова В.В., Т.С.Комарова Программа воспитания и обучения в детском саду, М.: Мозаика - Синтез, 2008.- 208 с.
11. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. - СПб., Речь, 2005.- 90 с.
12. Венгер Л.А., Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство и отрочество, М.: Просвещение, 2002 С. 63-68.
13. Веракс А.Н, Н.Ф.Губанова, Т.С.КомароваМетодические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. М.: Мозаика- Синтез, 2008 С.54-73.
14. Габдулхаков В.Ф., Новик Н.Н. Инновации дошкольного образования. Казань: Институт психологии и образования, 2015.-191с.
15. Габдулхаков В.Ф., Башинова С.Н. Этнос и культура в межнациональных коммуникациях 21 века: теория и практика дошкольного образования, Казань, 2014.-149 с.
16. Габдулхаков В.Ф. Тьюторинг творческой деятельности: компоненты педагогической технологии, М.: Московский психолого-социальный институт; Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2013.-250 с.
17. Габдулхаков В.Ф., Ильина М.А. Развитие творческих способностей учащихся, М.: Московский психолого-социальный институт; Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2015.-121 с.
18. Гербова В.В. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду, М.: Мозайка-Синтез, 2005 С.251-267.
19. Година Г.Н. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста, М.: Просвещение, 2009 С. 95-101.
20. Захарова Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия. // Журнал практического психолога. - 2000, №6
21. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры детей дошкольного возраста, М.: Просвещение, 2000 С.3-33.
22. Изгаршева В.М. Игрушки и пособия для детского сада, М.: Просвещение, 2010 С. 54-70.
23. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей [Текст] / Н.С.Карпинская.- М.: Педагогика, 2002.-400с.
24. Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей, М.: Творческий центр, 2005 С.61- 77.
25. Коссаковская Е.А. Игрушка, М.: Просвещение, 2001 С. 12-14.
26. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста.- Ростов-на-Дону.: Феникс, 2008.- 251 с.
27. Кулагин С.Н. Возрастная психология, М.: Просвещение, 2000 С.49-6.
28. Логинова В.И. Дошкольная педагогика, М.: Просвещение, 2009 С.92- 136.
29. Лямина Г.М. Воспитание детей в старшей группе детского сада, М.: Просвещение, 2011 С. 14-26.
30. Максаков, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок [Текст] / А.И.Максаков.-- М.: Просвещение,- 2003. - 159с.
31. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2005.
32. Макарова, В.Н. Формирование готовности студентов к работе по развитию речи детей дошкольного возраста [Текст] / В.Н.Макарова- М.: 1996.-234с.
33. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре, М.: Просвещение, 2002 С. 3-58.
34. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду. Пособие для воспитателей. - М.: Гном, 2000.- 96 с.
35. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде, М.: Просвещение, 2000 С. 18-25.
36. Нижегородцева Н.В., Щадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе, М.: Владос, 2001 С.2-36.
37. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста, М.: Просвещение, 2004 С. 8-31.
38. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.-2 изд., испр. и доп. - М.: Мозаика - Синтез, 2008.- 80 с.
39. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов.- М.: Мозаика - Синтез, 2007.- 80 с.
40. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Словарь - М.: Политиздат
41. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении, М.:Просвещение,2002.-125с.
42. Роль игры в развитии дошкольника / Современное дошкольное образование, 2009-№1.- 95 с.
43. Салахетдинова В.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников, М.: Просвещение, С. 3-25.
44. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии, М.: Народное образование, 2010 С. 50-52.
45. Сертакова Н.М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников.- Санкт-Петербург: Издательство Детство-Пресс, 2009.- 64 с.
46. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием, М.: Просвещение, 2006 С.5-21.
47. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений.- М.: Издательский центр "Академия", 2006.- 344 с.
48. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве / Современное дошкольное образование, 2008.-№1.- С.12-20
49. Смирнова Е.И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности.// Дошкольное воспитание, 4/2002, С.70-74.
50. Харчевникова А.Н., Деркунская В.А. Сюжетно-ролевые игры для Социализации детей 4-5 лет: Методическое пособие.- М.: АРКТИ, 2010.64 с
51. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи, М.: Просвещение, 2003 С. 3-8.
52. Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей в 3 -5 лет в игре, М.: Просвещение, 2008. - 78 с.
53. Экки Л. Театрально-игровая деятельность. //Дошкольное воспитание, 2007, - № 7.
54. Ядэшко В.И. Дошкольная педагогика, М.: Просвещение, 2007 С. 294335.
55. Журнал "Дошкольное воспитание", 8/2008, С.17-22.
56. Журнал "Дошкольное воспитание", 1/2006, С.111-117.
57. Журнал "Дошкольное воспитание", 4/2008, С. 42-46.
58. Журнал "Дошкольное воспитание", 4/2002, С.7-10.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ