Картографический метод в школьной географии
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1. КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД В ГЕОГРАФИИ 5
1.1. История становления картографического метода в географии 5
1.2. Электронные карты. ГИС - технологии в картографии 11
2. КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД В ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ 19
2.1. Применение картографического метода в классной работе 19
2.2. Применение картографического метода во внеклассной работе 34
3. КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В КУРСЕ ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ 37
3.1. Основные особенности подготовки картографического проекта в
школьной географии 37
3.2. Школьный картографический проект 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД В ГЕОГРАФИИ 5
1.1. История становления картографического метода в географии 5
1.2. Электронные карты. ГИС - технологии в картографии 11
2. КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД В ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ 19
2.1. Применение картографического метода в классной работе 19
2.2. Применение картографического метода во внеклассной работе 34
3. КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В КУРСЕ ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ 37
3.1. Основные особенности подготовки картографического проекта в
школьной географии 37
3.2. Школьный картографический проект 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность. Существенная часть информации, с которой приходится работать человеку, это информация пространственная. Это топографические, общегеографические и тематические карты, различного рода атласы мелкого и среднего масштаба, космические и аэрофотоснимки, планы и схемы городов, планы квартир и домов, адреса объектов, маршруты движения транспорта, метеорологическая информация и многое другое. В современном обществе информация все чаще и чаще представляется в цифровом виде.
Как следствие, осуществляется постоянно ускоряющийся процесс внедрения географической информации и данных в информационное образовательное пространство на региональном и глобальном уровнях. Важно понимать, что это не может не отражаться на локальном уровне — уровне отдельных школ и других учебных заведений среднего образования. Так, например, в некоторых странах Северной Америки и Европы приняты и внедряются государственные программы «электронного правительства», среди целей которых — формирование общедоступных баз данных, содержащих геоинформацию (представленную в форме электронных карт или требующую привязки к ним). Происходят такие процессы и в России, в основном за счет организаций подведомственных Росреестру.
В концепции модернизации российского образования на период 2020 года подчеркивается необходимость ориентации образования на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать не только целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельную деятельность и личностную ответственность обучающихся, (т.е. ключевые компетентности).
Значительная доля информации, с которой имеет дело человек, является пространственной. Это общегеографические, топографические, тематические карты и атласы мелкого и среднего масштаба, аэрокосмические снимки, планы и схемы городов, планы домов и квартир, адреса размещения объектов, маршруты движения, информация о погоде и климате. В современном информационном обществе вся информация чаще представляется в цифровом (электронном) виде. Однако исследований, посвященных созданию методики использования картографического метода в школьной географии пока не достаточно.
Цель - исследование картографического метода в школьной географии.
Объект исследования: - картографический метод в школьной географии
Предмет исследования: формы и методы организации внеучебной деятельности школьников при изучении физической географии в школе.
Задачи:
- проанализировать картографический метод в географии
- охарактеризовать картографический метод в школе.
- предложить картографический проект.
Методы исследования - анализ научно-теоретической литературы по проблеме исследования, сравнительный анализ, синтез результатов исследования.
Методологическую основу исследования составили: исследования и разработки в области ГИС-образования (А.М. Берлянт, А.И. Мартыненко, И.К Лурье, Е.Г. Капралов, А.В. Симонов, И.В. Пролеткин, ВЛ. Цветков, Л.Е. Гуторова, Г.Н. Дьячковский, А.А. Лобжанидзе, П.И. Мачкин, Н.В. Разумовская, С.В. Шайтура, А.М. Шредерс, Е.М. Афанасьева и др.)
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Как следствие, осуществляется постоянно ускоряющийся процесс внедрения географической информации и данных в информационное образовательное пространство на региональном и глобальном уровнях. Важно понимать, что это не может не отражаться на локальном уровне — уровне отдельных школ и других учебных заведений среднего образования. Так, например, в некоторых странах Северной Америки и Европы приняты и внедряются государственные программы «электронного правительства», среди целей которых — формирование общедоступных баз данных, содержащих геоинформацию (представленную в форме электронных карт или требующую привязки к ним). Происходят такие процессы и в России, в основном за счет организаций подведомственных Росреестру.
В концепции модернизации российского образования на период 2020 года подчеркивается необходимость ориентации образования на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать не только целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельную деятельность и личностную ответственность обучающихся, (т.е. ключевые компетентности).
Значительная доля информации, с которой имеет дело человек, является пространственной. Это общегеографические, топографические, тематические карты и атласы мелкого и среднего масштаба, аэрокосмические снимки, планы и схемы городов, планы домов и квартир, адреса размещения объектов, маршруты движения, информация о погоде и климате. В современном информационном обществе вся информация чаще представляется в цифровом (электронном) виде. Однако исследований, посвященных созданию методики использования картографического метода в школьной географии пока не достаточно.
Цель - исследование картографического метода в школьной географии.
Объект исследования: - картографический метод в школьной географии
Предмет исследования: формы и методы организации внеучебной деятельности школьников при изучении физической географии в школе.
Задачи:
- проанализировать картографический метод в географии
- охарактеризовать картографический метод в школе.
- предложить картографический проект.
Методы исследования - анализ научно-теоретической литературы по проблеме исследования, сравнительный анализ, синтез результатов исследования.
Методологическую основу исследования составили: исследования и разработки в области ГИС-образования (А.М. Берлянт, А.И. Мартыненко, И.К Лурье, Е.Г. Капралов, А.В. Симонов, И.В. Пролеткин, ВЛ. Цветков, Л.Е. Гуторова, Г.Н. Дьячковский, А.А. Лобжанидзе, П.И. Мачкин, Н.В. Разумовская, С.В. Шайтура, А.М. Шредерс, Е.М. Афанасьева и др.)
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Информационные технологии всё шире проникают в жизнь каждого человека, в том числе и геоинформационные технологии. В повседневной жизни мы привыкли использовать карты в интернете, которые помимо традиционных потребностей (где эта улица, где этот дом?) позволяют нам получить всё больше данных: сведения о дорожной ситуации (пробки, дорожно-транспортные происшествия, ремонтные работы), фотографии территории, погоду и многое другое.
Можно сказать, что главными особенностями геоинформационных систем (ГИС), с точки зрения школьной географии, являются возможности а) наложения/сопоставления разных информационных слоев и б) получения информации об объекте на карте. Например, в ГИС можно наложить слой отображающий плотность населения России на слой основных месторождений топливных полезных ископаемых, для демонстрации территориального разрыва между потребителем и данным видом ресурсов. Также, в рассматриваемом случае, ГИС может дать возможность получить подробную информацию о каждом месторождении (что добывают, в каком объёме, вид добычи и т.д.).
Применение современных геоинформационных систем широко распространено и практически ничем не ограничено. ГИС успешно применяются как в военном деле, так и гражданской сфере: создание морских навигационных и гидрографических карт; решение задач городского хозяйства (планирование, проектирование инженерных систем); в управлении лесными, сельскохозяйственными, рыбными ресурсами; топографическом картографировании; геологии, геофизике; бизнесе (отображение зон покупательной способности населения, анализ участков транспортной доступности, доставка и маршрутизация); демографического анализа и др.
Применение школьных ГИС-технологий способствует формированию важнейших географических умений:
- читать информацию, заложенную в цифровых географических картах;
- осуществлять поиск географических объектов по заданным параметрам, например по названиям объектов;
- проводить измерения и расчеты по цифровым картам;
- переводить в процессе многократных упражнений умение определять географические координаты в навык;
- формировать пространственное мышление учащихся, демонстрируя изучаемые природные объекты в объемном трехмерном измерении;
- составлять собственные цифровые карты особенно по результатам наблюдений учащихся, например за состоянием погоды своей местности.
В изучении курсов школьной географии начинают применяться тематические цифровые электронные карты, сопровождающиеся звуковым сопровождением, кратким текстом, цифровыми таблицами, диаграммами, графиками, анимацией.
Использование ГИС-технологий предоставляет целый ряд преимуществ, позволяя оперативно решать поставленные задачи, например, дать комплексную оценку геоэкологического состояния изучаемой территории, проследить динамику основных процессов, тенденцию их развития, оценить характер и последствия антропогенного воздействия на окружающую среду и др.
Таким образом, высокая степень информатизации общества способствует активному внедрению и использованию информационных технологий в учебном общеобразовательном процессе, что позволяет вывести преподавание на более высокий уровень, интегрировать знания по различным областям и предметам, а ученикам ощущать себя активными участниками процесса обучения, получать новые знания, умения, навыки и находиться в постоянном поиске и развитии себя.
В ходе проведенного исследования был разработан проект «Картография с основами топографии». Данный метод проекта позволил решить поставленные задачи:
- проанализировать картографический метод в географии
- охарактеризовать картографический метод в школе.
- предложить картографический проект. Для того, чтобы мотивировать учащихся к изучению географии необходимо более эффективней использовать ГИС-технологии в обучении. Этому в полной мере соответствуют многие темы проекта.
Можно сказать, что главными особенностями геоинформационных систем (ГИС), с точки зрения школьной географии, являются возможности а) наложения/сопоставления разных информационных слоев и б) получения информации об объекте на карте. Например, в ГИС можно наложить слой отображающий плотность населения России на слой основных месторождений топливных полезных ископаемых, для демонстрации территориального разрыва между потребителем и данным видом ресурсов. Также, в рассматриваемом случае, ГИС может дать возможность получить подробную информацию о каждом месторождении (что добывают, в каком объёме, вид добычи и т.д.).
Применение современных геоинформационных систем широко распространено и практически ничем не ограничено. ГИС успешно применяются как в военном деле, так и гражданской сфере: создание морских навигационных и гидрографических карт; решение задач городского хозяйства (планирование, проектирование инженерных систем); в управлении лесными, сельскохозяйственными, рыбными ресурсами; топографическом картографировании; геологии, геофизике; бизнесе (отображение зон покупательной способности населения, анализ участков транспортной доступности, доставка и маршрутизация); демографического анализа и др.
Применение школьных ГИС-технологий способствует формированию важнейших географических умений:
- читать информацию, заложенную в цифровых географических картах;
- осуществлять поиск географических объектов по заданным параметрам, например по названиям объектов;
- проводить измерения и расчеты по цифровым картам;
- переводить в процессе многократных упражнений умение определять географические координаты в навык;
- формировать пространственное мышление учащихся, демонстрируя изучаемые природные объекты в объемном трехмерном измерении;
- составлять собственные цифровые карты особенно по результатам наблюдений учащихся, например за состоянием погоды своей местности.
В изучении курсов школьной географии начинают применяться тематические цифровые электронные карты, сопровождающиеся звуковым сопровождением, кратким текстом, цифровыми таблицами, диаграммами, графиками, анимацией.
Использование ГИС-технологий предоставляет целый ряд преимуществ, позволяя оперативно решать поставленные задачи, например, дать комплексную оценку геоэкологического состояния изучаемой территории, проследить динамику основных процессов, тенденцию их развития, оценить характер и последствия антропогенного воздействия на окружающую среду и др.
Таким образом, высокая степень информатизации общества способствует активному внедрению и использованию информационных технологий в учебном общеобразовательном процессе, что позволяет вывести преподавание на более высокий уровень, интегрировать знания по различным областям и предметам, а ученикам ощущать себя активными участниками процесса обучения, получать новые знания, умения, навыки и находиться в постоянном поиске и развитии себя.
В ходе проведенного исследования был разработан проект «Картография с основами топографии». Данный метод проекта позволил решить поставленные задачи:
- проанализировать картографический метод в географии
- охарактеризовать картографический метод в школе.
- предложить картографический проект. Для того, чтобы мотивировать учащихся к изучению географии необходимо более эффективней использовать ГИС-технологии в обучении. Этому в полной мере соответствуют многие темы проекта.
Подобные работы
- Использование картографического метода в обучении географии
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2016 - КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД КАК ПУТЬ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - Реализация картографического метода в роботе со школьниками
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Выявление потенциала школьных географических карт как средства практической и исследовательской деятельности школьников при обучении географии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Информационно-образовательные технологии в школьной
географии
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование картографической грамотности у обучающихся 8 класса в рамках учебного предмета «География»
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Проектная работа на уроках географии с применением геоинформационных технологий
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Особенности формирования теоретических знаний на уроках географии (Методика преподавания географии, Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019



