Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Картографический метод в школьной географии

Работа №87141

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

география

Объем работы87
Год сдачи2016
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
206
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1. КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД В ГЕОГРАФИИ 5
1.1. История становления картографического метода в географии 5
1.2. Электронные карты. ГИС - технологии в картографии 11
2. КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД В ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ 19
2.1. Применение картографического метода в классной работе 19
2.2. Применение картографического метода во внеклассной работе 34
3. КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В КУРСЕ ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ 37
3.1. Основные особенности подготовки картографического проекта в
школьной географии 37
3.2. Школьный картографический проект 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность. Существенная часть информации, с которой приходится работать человеку, это информация пространственная. Это топографические, общегеографические и тематические карты, различного рода атласы мелкого и среднего масштаба, космические и аэрофотоснимки, планы и схемы городов, планы квартир и домов, адреса объектов, маршруты движения транспорта, метеорологическая информация и многое другое. В современном обществе информация все чаще и чаще представляется в цифровом виде.
Как следствие, осуществляется постоянно ускоряющийся процесс внедрения географической информации и данных в информационное образовательное пространство на региональном и глобальном уровнях. Важно понимать, что это не может не отражаться на локальном уровне — уровне отдельных школ и других учебных заведений среднего образования. Так, например, в некоторых странах Северной Америки и Европы приняты и внедряются государственные программы «электронного правительства», среди целей которых — формирование общедоступных баз данных, содержащих геоинформацию (представленную в форме электронных карт или требующую привязки к ним). Происходят такие процессы и в России, в основном за счет организаций подведомственных Росреестру.
В концепции модернизации российского образования на период 2020 года подчеркивается необходимость ориентации образования на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать не только целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельную деятельность и личностную ответственность обучающихся, (т.е. ключевые компетентности).
Значительная доля информации, с которой имеет дело человек, является пространственной. Это общегеографические, топографические, тематические карты и атласы мелкого и среднего масштаба, аэрокосмические снимки, планы и схемы городов, планы домов и квартир, адреса размещения объектов, маршруты движения, информация о погоде и климате. В современном информационном обществе вся информация чаще представляется в цифровом (электронном) виде. Однако исследований, посвященных созданию методики использования картографического метода в школьной географии пока не достаточно.
Цель - исследование картографического метода в школьной географии.
Объект исследования: - картографический метод в школьной географии
Предмет исследования: формы и методы организации внеучебной деятельности школьников при изучении физической географии в школе.
Задачи:
- проанализировать картографический метод в географии
- охарактеризовать картографический метод в школе.
- предложить картографический проект.
Методы исследования - анализ научно-теоретической литературы по проблеме исследования, сравнительный анализ, синтез результатов исследования.
Методологическую основу исследования составили: исследования и разработки в области ГИС-образования (А.М. Берлянт, А.И. Мартыненко, И.К Лурье, Е.Г. Капралов, А.В. Симонов, И.В. Пролеткин, ВЛ. Цветков, Л.Е. Гуторова, Г.Н. Дьячковский, А.А. Лобжанидзе, П.И. Мачкин, Н.В. Разумовская, С.В. Шайтура, А.М. Шредерс, Е.М. Афанасьева и др.)
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Информационные технологии всё шире проникают в жизнь каждого человека, в том числе и геоинформационные технологии. В повседневной жизни мы привыкли использовать карты в интернете, которые помимо традиционных потребностей (где эта улица, где этот дом?) позволяют нам получить всё больше данных: сведения о дорожной ситуации (пробки, дорожно-транспортные происшествия, ремонтные работы), фотографии территории, погоду и многое другое.
Можно сказать, что главными особенностями геоинформационных систем (ГИС), с точки зрения школьной географии, являются возможности а) наложения/сопоставления разных информационных слоев и б) получения информации об объекте на карте. Например, в ГИС можно наложить слой отображающий плотность населения России на слой основных месторождений топливных полезных ископаемых, для демонстрации территориального разрыва между потребителем и данным видом ресурсов. Также, в рассматриваемом случае, ГИС может дать возможность получить подробную информацию о каждом месторождении (что добывают, в каком объёме, вид добычи и т.д.).
Применение современных геоинформационных систем широко распространено и практически ничем не ограничено. ГИС успешно применяются как в военном деле, так и гражданской сфере: создание морских навигационных и гидрографических карт; решение задач городского хозяйства (планирование, проектирование инженерных систем); в управлении лесными, сельскохозяйственными, рыбными ресурсами; топографическом картографировании; геологии, геофизике; бизнесе (отображение зон покупательной способности населения, анализ участков транспортной доступности, доставка и маршрутизация); демографического анализа и др.
Применение школьных ГИС-технологий способствует формированию важнейших географических умений:
- читать информацию, заложенную в цифровых географических картах;
- осуществлять поиск географических объектов по заданным параметрам, например по названиям объектов;
- проводить измерения и расчеты по цифровым картам;
- переводить в процессе многократных упражнений умение определять географические координаты в навык;
- формировать пространственное мышление учащихся, демонстрируя изучаемые природные объекты в объемном трехмерном измерении;
- составлять собственные цифровые карты особенно по результатам наблюдений учащихся, например за состоянием погоды своей местности.
В изучении курсов школьной географии начинают применяться тематические цифровые электронные карты, сопровождающиеся звуковым сопровождением, кратким текстом, цифровыми таблицами, диаграммами, графиками, анимацией.
Использование ГИС-технологий предоставляет целый ряд преимуществ, позволяя оперативно решать поставленные задачи, например, дать комплексную оценку геоэкологического состояния изучаемой территории, проследить динамику основных процессов, тенденцию их развития, оценить характер и последствия антропогенного воздействия на окружающую среду и др.
Таким образом, высокая степень информатизации общества способствует активному внедрению и использованию информационных технологий в учебном общеобразовательном процессе, что позволяет вывести преподавание на более высокий уровень, интегрировать знания по различным областям и предметам, а ученикам ощущать себя активными участниками процесса обучения, получать новые знания, умения, навыки и находиться в постоянном поиске и развитии себя.
В ходе проведенного исследования был разработан проект «Картография с основами топографии». Данный метод проекта позволил решить поставленные задачи:
- проанализировать картографический метод в географии
- охарактеризовать картографический метод в школе.
- предложить картографический проект. Для того, чтобы мотивировать учащихся к изучению географии необходимо более эффективней использовать ГИС-технологии в обучении. Этому в полной мере соответствуют многие темы проекта.



1. Алешкина О. В., Бочарникова Э. А. Использование геоинформационных систем на уроках географии // Молодой ученый. — 2014. — №12. — С. 255-257.
2. Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. Научное издание. - М.: Изд-во «НексПринт», 2010. - 84с.
3. Атлас Республики Татарстан. М.: Картография, 2005. 207 с.
4. Берлянт А. М. Картография: учебник для вузов. М.: Аспект-Пресс,
2012. 336 с.
5. Блаженов, В. А. Приемы развивающего обучения географии / В. А. Блаженов. - М.: Дрофа, 2013.- 64 с.
6. Блиновская, Я.Ю. Введение в геоинформационные системы: Учебное пособие / Я.Ю. Блиновская, Д.С. Задоя. М.: Форум: НИЦ Инфра-М, 2013. 112 с.
7. Буланов С. В. Проблемы совершенствования системы картографических знаний и умений в школьной географии: дисс. ... к. пед. н. М., 2013. 151 с.
8. Веселовский А.В. ГИС-технологии и проблемы геоинформатики. Географические информационные системы научного центра «минерал». //Вестник ОГГГГН РАН, 2010. - № 1(7) - С.54 - 61
9. Гвоздева В.А. Базовые и прикладные информационные технологии / В.А. Гвоздева. М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 384 с.
10. География России. Природа. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / И.И. Баринова. - 16-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 303 с.
11. География Татарстана. Рабочая тетрадь. Учеб. пособ. для 8-9 кл.тат.сред. общеобразов. школы (на тат.яз.) / Таисин А.С. и др. Казань: Магариф, 2012
12. География. Современная иллюстрированная энциклопедия, под ред. проф. А.П.Горкина. - М.: Росмэн, 2014
13. Геоинформатика. Толковый словарь основных терминов // Ю.Б. Баранов, А.М. Берлянт, Е.Г. Капралов и др. — М.: ГИС-Ассоциация, 2011. — 204 с.
14. Гильберг Т. Г., Паламарчук Л. Б., Безуглий В. С. География: учебник для 10-х классов общеобразовательных учебных учреждений. К.: Генеза,
2013. 224 с.
15. Горшков, В.Г. Физические и биологические основы устойчивости жизни / В.Г. Горшков. М.: ВИНИТИ, 2013. 472 с.
16. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Республики Татарстан в 2013 году. Казань, 2014. 459 с.
17. Даценко Л., Остроух В. Программа курса по выбору «Основы геоинформационной системы» (для организации профильного обучения в старших классах школа) // География и основы экономики в школе. 2011. № 2. С. 14-19.
18. Долгорукова С.В., Кугут И.А. Уроки географии с применением информационных технологий. 10-11 классы, - Москва, «Глобус», 2013 г.
19. Душина, И. В. Методика и технология обучения географии / И. В. Душина, В. Б. Пятунин, Е. А. Таможняя. - М.: АСТ, 2014. - 208 с.
20. Дьяконов К.Н. и др. Современные методы географических исследований: Кн. для учителя / К.Н. Дьяконов, Н.С. Касимов, В.С. Тикунов.
- М.: Просвещение, 2013. - 207 с.
21. Жучкова В.К. Методы комплексных физико-географических исследований: Учеб. пособие для студ. вузов / В.К. Жучкова, Э.М. Раковская.
- М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 368 с.
22. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании / И. Г. Захарова. — М.: Академия, 2013. — 192 с.
23. Зеленская Л. И. Теоретические и методологические основы создания средств обучения географии (региональный компонент). Д.: Изд-во Днепропетр. ун-та, 2011. 244 с.
24. Земледух Р. М. Картография с основами топографии: учеб. пособие. М.: Высшая школа, 2013. 456 с.
25. Карелина И.В., Хлебородова Л.И. Топографические карты и планы. Решение задач по топографическим картам и планам. Методические указания к проведению лабораторных работ, практических занятий и для СРС студентов, обучающихся по направлениям 270800 «Строительство» и 270100 «Архитектура» / Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. - Барнаул: АлтГТУ, 2013. - 41 с.
26. Каропа, Г. Н. Методика преподавания географии: курс лекций / Г. Н. Каропа. - Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2012. - 248 с.
27. Каропа, Г. Н. Принцип системной дифференциации в экологическомобразовании школьников / Г. Н. Каропа // Вопросы психологии. - 2012. - № 2. - С.28-34.
28. Каропа, Г. Н. Экологическое образование школьников: ведущие тенденции и парадигмальные сдвиги / Г. Н. Каропа. - Мн.: НИО, 2011. - 2001 с.
29. Книжников Ю.Ф. Аэрокосмические методы географических исследований: Учеб. для студ. выс. учеб заведений / Ю.Ф. Книжников, В.И. Кравцова, О.В. Тутубалина. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 336 с.
30. Крейдер О.А. Информационная среда использования ГИС-технологий // Геоинформатика, 2014, - №4, с. 49-52
31. Куприн А.М. Занимательная картография: Кн. для учащихся 6-8 кл. сред. шк. - М.: Просвещение, 2010. - 191 с.
32. Лобина, Н. В. Изучение нового материала на уроках нетрадиционных форм. / Н. В.Лобина, Л. С. Гатенко // География в школе. - 2010. - № 6. - С.53-55.
33. Лопатина Н.В., Флегонтов А.С. Информационно-коммуникационные основы современного профессионального образования // Информационные ресурсы России. - 2011. - №4. - С.32-35.
34. Ляшенко Д. Современные проблемы преподавания картографии в школе // География и основы экономики в школе. 2012. № 3. С. 11-17.
35. Макарова Л. Н. Применение технических средств на уроках географии / Л. Н. Макарова // Вопросы Интернет образования. — 2013. — № 36.
36. Максаковский В.П. Географическая картина мира, - Ярославль, Верхне-Волжское кн. изд-во, 2010 г.
37. Мингазова, Н.М. Природное наследие Татарстана / Н.М. Мингазова. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2012. 304 с.
38. Назаренко Т. Г. Электронные карты и методика работы с ними на уроках географии // География: научно-методический журнал. 2010. № 9 (133). С. 3-9.
39. Никишина В.Ю. Формирование профессиональной информационно- технологической компетенции будущих менеджеров в вузах культуры: Автореф. дис....канд.пед.наук. (Науч.рук. Н.В.Лопатина) - М.:МГУКИ, 2011.
40. Новенко Д. В. Использование геоинформационных технологий в школьном географическом образовании / Д. В. Новенко // География в школе. — 2013. — № 7. — С. 36-40.
41. Носкова Т.Н. Сетевая образовательная коммуникация:
Монография/СПб гос. пед.универс. им. А.И.Герцена - СПб., 2010.
42. Обух Г. Г. Методика обучения географии / Г. Г. Обух. — М.: Университетское, 2011. — 184 с.
43. Петкевич М.В. Аэрокосмические методы географических
исследований. Учебно-методическое пособие. - Томск: Томский
государственный университет, 2010. - 91 с.
44. Поликарпов, В.С. История науки и техники (учебное пособие) / В.С.
Поликарпов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. 352 с.
45. Полякова Н.В. Образовательные технологии. «Завуч», №5, 2010 г.
46. Рогачев А.В. Цифровая картография. Геоинформатика//География, 2010 - № 4 - С. 1-2.
47. Савина, Н. Г. Активные и интерактивные методы и технологии обучения как условие совершенствования методической подготовки будущих учителей / Н. Г Савина, Е. А Савина.- Брянск: Группа компаний «Десяточка», 2010.
48. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 2012. - 256 с.
49. Скавронский П. Содержание и структура понятия «картографическая компетенция» // География и основы экономики в школе. 2011. № 6. С. 32-37.
50. Скуратович Я. Работа с картографическими материалами на уроках географии в общеобразовательных учебных учреждениях: методические рекомендации. К.: НИИ «Картография», 2010. 16 с.
51. Справочник по картографии / Берлянт А.М., Гедымин А.В., Кельнер Ю.Г. и др. - М.: Недра, 2010. - 432 с.
52. Ставрова О.Б. Современный урок технологии с применением компьютера - М.: Школьная пресса, 2014 г.
53. Тайсин А.С. География Республики Татарстан. Учеб .пособ. для 8-9 кл. сред, общеобразоват. шк. - 2-е изд., доп. - Казань: Магариф, 2012.
54. Таможняя Е.А. Компьютерные технологии: возможности
использования // География в школе, №4, 2014 год.
55. Троекашин А.Л. Использование ГИС «Численность сельского населения Курганской области» в процессе обучения географии в средней школе.// География, 2012. - № 7, - С. 4 - 6.
56. Трубина Л.К., Быкова О.Г. Геоинформационные системы. Методические указания. Учебное пособие./ Под.ред В.В. Малина. - Новосибирск: ЦИТ СГГА, 2013. - 46 с.
57. Уваров A.IO. Компьютерная коммуникация в учебном процессе // Пед. информатика. - 2013. - № 1. - С. 34-37
58. Финаров Д.П. ГИС: отбор содержания и методика их изучения в школьном курсе Географии России // География в школе, 2015, - №5, с. 56-58
59. Фромберг А.Э. Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя - М.: Просвещение, 2013.
60. Хасаншина Н.З. Геоинформационные технологии как средство интеграции знаний по информатике и географии. // Информационные технологии обучения - 2012 / Секция II / Подсекция 3 (информационные технологии обучения).
61. Хусаинов З.А. Методика обучения географии и экологии Республики Татарстан. 2-е переработанное и дополненное издание., 2013
62. Цыпина Э.М. Тематические карты и геоинформационные системы для всех.// География. - 2011. - № 9. с. 20-24
63. Чачко А.С. Развивающаяся библиотека в информационном обществе: Научно-методическое пособие. — М.: Либерея, 2014.
64. Brauen, Glenn. (2014). Interactive Audiovisual Design for Cartography: Survey, Prospects, and Example. Chapter in Developments in the Theory and Practice of Cybercartography: Applications in Indigenous Mapping, ed. D. R. Fraser Taylor, associate ed. Tracey P. Lauriault, Amsterdam: Elsevier. P 23.
65. Cartography: Visualization of Geospatial Data Third edition Menno-Jan Kraak and Ferjan Ormeling 2010. 199 p.
66. Experimental investigations of the soil buffer capacity relative to the unsymmetrical dimethylhydrazine-induced impact / P. Krechetov, N. Kasimov, T. Koroleva, O. Chernitsova //Doklady Earth Sciences. — 2014. — Vol. 455, no. 1. — P. 355-359.
67. Journal of Modern Education Review/ Volume 3, Number 8, August 2013
68. Peters S., Krisp J.M., Meng L. (2010): Education paper: Development of an international master program in cartography and geoinformatics Ekscentar, iss. 13, pp. 78-81.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ