Административная ответственность за правонарушения в сфере дорожного движения
|
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……...3
Глава 1 Общая характеристика административных правонарушений в области дорожного движения……………………………………………….….11
1.1. Развитие административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения в России и за рубежом ……………………..........11
1.2. Понятие и виды административных правонарушений в области дорожного движения…………………………………………………………………………….23
Глава 2 Состав административных правонарушений в области дорожного движения…………………………………………………………………………...33
2.1.Объект и субъект правонарушений в области дорожного движения………. 33
2.2. Объективные и субъективные стороны административных правонарушений в области дорожного движения……………………………………………………...42
Глава 3 Правовые проблемы административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения…………………………....54
3.1. Существующие правовые проблемы практики по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения……......54
3.2. Тенденции развития административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения в Российской Федерации.....64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...…………76
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….…………..82
Глава 1 Общая характеристика административных правонарушений в области дорожного движения……………………………………………….….11
1.1. Развитие административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения в России и за рубежом ……………………..........11
1.2. Понятие и виды административных правонарушений в области дорожного движения…………………………………………………………………………….23
Глава 2 Состав административных правонарушений в области дорожного движения…………………………………………………………………………...33
2.1.Объект и субъект правонарушений в области дорожного движения………. 33
2.2. Объективные и субъективные стороны административных правонарушений в области дорожного движения……………………………………………………...42
Глава 3 Правовые проблемы административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения…………………………....54
3.1. Существующие правовые проблемы практики по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения……......54
3.2. Тенденции развития административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения в Российской Федерации.....64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...…………76
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….…………..82
Отдельные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения являлись объектом монографических и диссертационных исследований в различных аспектах: развитие государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения (А.С. Квитчук, Б.В. Россинский, П.А. Солошенков), анализ административно-юрисдикционных полномочий ГИБДД МВД РФ (Р.Ф. Альбиков, А.В. Никишкин,), вопросы защиты прав и законных интересов участников дорожного движения (А.В. Амеличкин, М.А. Макаренко), назначение и исполнение административных наказаний (А.И. Быков, И.В. Слышалов), производство по делу об административном правонарушении в области дорожного движения (И.П. Бакулина, С.Ю. Кошелкин, П.В. Молчанов).
Кроме того, в науке значительную теоретическую и практическую проработку получила проблематика административных правоотношений в области обеспечения безопасности дорожного движения в работах доктора юридических наук профессора Владимира Ивановича Майорова.
Вызывают безусловный научный интерес публикации в зарубежных специализированных периодических изданиях разных лет также посвященные правовым и практическим вопросам обеспечения безопасности дорожного движения в Европе, США, странах Азиатско-Тихоокеанского региона, исследования зарубежных ученых-юристов, материалы статистики и правоприменительной практики . Вместе с тем, как отмечает Войтенков Е.А. , объединяющим признаком для всех зарубежных исследований является их сугубо прикладной характер, ориентированный на практическое применение национального законодательства той или иной страны.
Цель исследования – совокупный теоретико-правовой анализ нормативно-правового регулирования административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения, определение существующих проблем и подготовка рекомендаций с целью повышения действенности мер административной ответственности за данные виды административных правонарушений.
Задачи настоящего исследования:
1) осуществить юридический анализ истории развития административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения;
2) изучить понятие и существующие классификации видов административных правонарушений в области дорожного движения;
3) проанализировать объект и субъект составов правонарушений в сфере дорожного движения;
4) изучить специфику объективных и субъективных признаков вышеуказанных составов административных правонарушений;
5) определить существующие правовые проблемы в практике по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения и пути их преодоления;
6) на базе проведенного анализа выявить тенденции развития административной ответственности в области дорожного движения в РФ.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере нормативно-правового регулирования административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения.
Предметом исследования являются нормы действующего административного, уголовного и гражданского законодательства, регламентирующие правоотношения, возникающие в области обеспечения безопасности дорожного движения и привлечения к административной ответственности, а также исследования ученых и материалы судебной практики.
Кроме того, в науке значительную теоретическую и практическую проработку получила проблематика административных правоотношений в области обеспечения безопасности дорожного движения в работах доктора юридических наук профессора Владимира Ивановича Майорова.
Вызывают безусловный научный интерес публикации в зарубежных специализированных периодических изданиях разных лет также посвященные правовым и практическим вопросам обеспечения безопасности дорожного движения в Европе, США, странах Азиатско-Тихоокеанского региона, исследования зарубежных ученых-юристов, материалы статистики и правоприменительной практики . Вместе с тем, как отмечает Войтенков Е.А. , объединяющим признаком для всех зарубежных исследований является их сугубо прикладной характер, ориентированный на практическое применение национального законодательства той или иной страны.
Цель исследования – совокупный теоретико-правовой анализ нормативно-правового регулирования административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения, определение существующих проблем и подготовка рекомендаций с целью повышения действенности мер административной ответственности за данные виды административных правонарушений.
Задачи настоящего исследования:
1) осуществить юридический анализ истории развития административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения;
2) изучить понятие и существующие классификации видов административных правонарушений в области дорожного движения;
3) проанализировать объект и субъект составов правонарушений в сфере дорожного движения;
4) изучить специфику объективных и субъективных признаков вышеуказанных составов административных правонарушений;
5) определить существующие правовые проблемы в практике по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения и пути их преодоления;
6) на базе проведенного анализа выявить тенденции развития административной ответственности в области дорожного движения в РФ.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере нормативно-правового регулирования административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения.
Предметом исследования являются нормы действующего административного, уголовного и гражданского законодательства, регламентирующие правоотношения, возникающие в области обеспечения безопасности дорожного движения и привлечения к административной ответственности, а также исследования ученых и материалы судебной практики.
Между тем анализ законодательства иных государств показывает, что по виду и размеру наказания зарубежные санкции за опасное вождение и безрассудное вождение намного суровее, чем в России.
В этой связи автору настоящей магистерской диссертации представляется, что ответственность за опасное вождение должна быть введена в КоАП РФ, если данные действия не повлекли за собой причинение вреда жизни и здоровью человека или причинение смерти. Такое разграничение более отвечало бы принципу соразмерности наказания. Кроме того, в данном случае в понятие опасного вождения по КоАП РФ можно было отнести использование в процессе управления транспортным средством мобильного телефона (исключив соответствующую статью 12.36.1. КоАП РФ).
В-тринадцатых, нерешённым остаётся и вопрос и о нормативном регулировании применения комплексов фиксации нарушений Правил дорожного движения. Изучение правоприменительной практики свидетельствует о недостаточной профилактической направленности данного вида объективного контроля за участниками дорожного движения.
Как отмечают исследователи, до сих пор отсутствует нормативное закрепление общеобязательных требований к их установке, демонтажу, а также понятия и содержания пределов их использования.
Отсутствует механизм, а следовательно, и практика обжалования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления по установке комплексов фиксации нарушений Правил дорожного движения и запрещающих дорожных знаков, нанесению разметки, изменению организации движения на улично-дорожной сети и т.п.
В этой связи автор диссертации полагает, что все стандарты, которые влияют на безопасность дорожного движения (в частности, регламентирующие применение средств автоматической фиксации правонарушений), должны стать обязательными вкупе с установлением административной ответственности за их невыполнение, кроме того, необходимо создать механизм соответствующего обжалования указанных действий и решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Кроме того, необходимо нормативно закрепить пределы передачи полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности дорожного движения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Наконец, еще одной проблемой ответственности юридических лиц за правонарушения в области дорожного движения является недостаточная проработанность вопроса об определении виновности в нарушении требований безопасности при содержании автомобильных дорог. Подрядные организации, выполняющие работы или оказывающие соответствующие услуги, не являются надлежащими субъектами состава правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, поскольку обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог не переходит на них по заключению договора гражданско-правового характера.
Для решения данной проблемы автор магистерской диссертации полагает необходимым более точно определить обязательные действия должностных лиц Госавтоинспекции при проведении дорожного надзора, а также административных расследований в рамках привлечения должностных и юридических лиц к административной ответственности, предусмотренной ст. 12.33 и 12.34 КоАП РФ, на уровне рекомендаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных соответствующими приказами. Помимо прочего, в рекомендациях следует предусмотреть необходимость истребования у работодателя должностного лица, ответственного за состояние дорог и дорожных объектов, трудового договора, должностной инструкции, иных документов, доказывающих наличие соответствующей трудовой обязанности, а при привлечении к административной ответственности юридических лиц требовать у компетентных органов предоставления документов, подтверждающих принадлежность дорог и дорожных объектов привлекаемому к административной ответственности лицу.
В этой связи автору настоящей магистерской диссертации представляется, что ответственность за опасное вождение должна быть введена в КоАП РФ, если данные действия не повлекли за собой причинение вреда жизни и здоровью человека или причинение смерти. Такое разграничение более отвечало бы принципу соразмерности наказания. Кроме того, в данном случае в понятие опасного вождения по КоАП РФ можно было отнести использование в процессе управления транспортным средством мобильного телефона (исключив соответствующую статью 12.36.1. КоАП РФ).
В-тринадцатых, нерешённым остаётся и вопрос и о нормативном регулировании применения комплексов фиксации нарушений Правил дорожного движения. Изучение правоприменительной практики свидетельствует о недостаточной профилактической направленности данного вида объективного контроля за участниками дорожного движения.
Как отмечают исследователи, до сих пор отсутствует нормативное закрепление общеобязательных требований к их установке, демонтажу, а также понятия и содержания пределов их использования.
Отсутствует механизм, а следовательно, и практика обжалования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления по установке комплексов фиксации нарушений Правил дорожного движения и запрещающих дорожных знаков, нанесению разметки, изменению организации движения на улично-дорожной сети и т.п.
В этой связи автор диссертации полагает, что все стандарты, которые влияют на безопасность дорожного движения (в частности, регламентирующие применение средств автоматической фиксации правонарушений), должны стать обязательными вкупе с установлением административной ответственности за их невыполнение, кроме того, необходимо создать механизм соответствующего обжалования указанных действий и решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Кроме того, необходимо нормативно закрепить пределы передачи полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности дорожного движения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Наконец, еще одной проблемой ответственности юридических лиц за правонарушения в области дорожного движения является недостаточная проработанность вопроса об определении виновности в нарушении требований безопасности при содержании автомобильных дорог. Подрядные организации, выполняющие работы или оказывающие соответствующие услуги, не являются надлежащими субъектами состава правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, поскольку обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог не переходит на них по заключению договора гражданско-правового характера.
Для решения данной проблемы автор магистерской диссертации полагает необходимым более точно определить обязательные действия должностных лиц Госавтоинспекции при проведении дорожного надзора, а также административных расследований в рамках привлечения должностных и юридических лиц к административной ответственности, предусмотренной ст. 12.33 и 12.34 КоАП РФ, на уровне рекомендаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных соответствующими приказами. Помимо прочего, в рекомендациях следует предусмотреть необходимость истребования у работодателя должностного лица, ответственного за состояние дорог и дорожных объектов, трудового договора, должностной инструкции, иных документов, доказывающих наличие соответствующей трудовой обязанности, а при привлечении к административной ответственности юридических лиц требовать у компетентных органов предоставления документов, подтверждающих принадлежность дорог и дорожных объектов привлекаемому к административной ответственности лицу.
Подобные работы
- Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2022 - Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2020 - Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения
Магистерская диссертация, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2021 - Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2020 - Понятие и принципы административной ответственности в сфере дорожного движения в Российской Федерации (Алтайский Государственный Университет)
Курсовые работы, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2020 - Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021



