Список сокращений и обозначений 3
Аннотации 4
ВВЕДЕНИЕ 5
1. Теоретические аспекты управления качеством образования 7
1.1 Понятие качества 7
1.2 Качество в системе образования 8
1.3 Ключевые аспекты качества образования 11
1.4. Принципы управления качеством образования 16
1.5 Проблемы качества образования в РФ 18
2. Анализ деятельности Управления Образования г.Альметьевск по УК
образования 23
2.1 Общая характеристика Управления образования Альметьевского
муниципального района 23
2.2 Деятельность УО г.Альметьевск по управлению качеством
образования 28
2.3 Управление образованием и SWOT-анализ отрасли образования .. 32
3 Методы совершенствования Управления качеством образования в УО
г.Альметьевска для средних школ 44
3.1 Общие вопросы управления качеством образования в средних
школах. Введение системы Управления качеством образования 44
3.2 Модель школьной системы управления качеством образования ... 50
3.3 Школьная система оценки качества образования 57
3.4 Модель Управления качеством образования для лицеев 67
Заключение 77
Список использованных источников 80
Приложения
Приоритетной задачей государственной политики в области образования является обеспечение высокого качества образования, основанного на фундаментальности знаний и развитии творческих компетентностей обучающихся в соответствии потребностям личности, общества и государства, безопасности образовательного процесса и обеспечении здоровья детей при постоянном развитии профессионального потенциала работников образования. При этом все более очевидными и актуальными становятся факторы, определяющие новые требования к качеству общего образования в современной России: - расширяющаяся быстрыми темпами гибкость и нелинейность организационных форм производства и социальной сферы, что требует развития у личности уже на ранних стадиях получения образования способности к постоянному овладению новыми компетенциями; - переход управления экономическими и социальными процессами на электронные информационно-коммуникационные технологии, нарастающий «информационный бум» в области экономики и промышленного производства. Это ориентирует общее образование на формирование содержания, которое было бы направлено не только на получение фундаментальных или специализированных знаний, но и на освоение креативных и социальных компетентностей, формирование готовности и мотивации к переобучению; - переориентация социальной политики российского государства на воспроизводство и развитие человеческого капитала.
Это требует введения новых активных форм организации образовательного процесса при регулярном участии обучающихся в олимпиадах, исследованиях, проектах разного уровня, а школ и педагогов в национальных конкурсах в области образования; - вступление России в общее Европейское образовательное пространство (Болонский процесс) требует унификации процессов и гарантии качества предоставляемых образовательных услуг; - сохраняющееся неравенство стартовых возможностей для обучения детей у семей, имеющих разный социальный статус и проживающих в различных по уровню социально-экономического развития территориях. Это определяет необходимость выравнивания стартовых возможностей за счет предъявления единых требований к качеству образования и эффективного управления процессами, обеспечивающими исполнение в полном объеме предъявленных требований.
Современное содержание требований к качеству общего образования в соответствии с федеральным законодательством определяется, в первую очередь, непосредственными потребителями и заинтересованными сторонами образовательных услуг. Потребителями образовательных услуг являются сами воспитанники и обучающиеся, их родители и законные представители, а также государство, учреждения профессионального образования, рынок труда и, при определенных условиях, бизнес- сообщество.
Каждый из потребителей образовательных услуг, имея свое представление о востребованном качестве образования, формулирует собственный заказ на него, поэтому современное понимание качества образования неотделимо от запроса, формируемого потребителями (заказчиками).
На сегодняшний день все образовательные учреждения стремятся поднять на новый уровень образовательный процесс, достичь качественные результаты по образовательной деятельности, которые соответствуют государственному стандарту. Для этого, естественно, нужно обеспечить необходимый для этого уровень мотивации, здоровья и развития учащихся. Образовательные учреждения занимаются инновационной работой, и тем самым проходят процесс перехода из режима функционирования в режим развития.
Изучение данного состояния преподавания и качества образовательного процесса очень важно и значимо для решения вопросов о повышении качества образования в целом. Своевременно полученная информация о результатах работы учреждения по УК образования и учебной деятельности учащихся позволяет руководителю быстро реагировать на возможные препятствия, оказывать помощь и регулировать образовательный процесс.
Среди различных направлений повышения эффективности управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях я выбрал введение в школы системы управления качеством и оценки качества образования.
Управление качеством образования входит в общую структуру управления образованием. На данный момент в общеобразовательных учреждениях действует линейная структура управления, и показывает кое какую эффективность. И при этом, управление качеством никак не нарушает эту устоявшуюся структуру управления, в которой руководитель наделен всей полнотой распорядительной власти. Учитывая все вышесказанное, введение управления качеством в учреждениях серьезно повышает возможности управления образовательным процессом.
Наличие систем управления качества образования в школах позволит в будущем решить задачу переноса центра тяжести с процедур внешнего контроля качества и оценки результатов образовательного процесса на использование результатов внутреннего контроля и самооценки, что при открытости для общественного наблюдения данных процедур многократно повысит уровень доверия к образовательным учреждениям.
Несомненным достоинством представленных моделей является их ориентация на компетентностную модель образования, предприняты попытки осмысления происходящих в современном образовательном пространстве изменений.
1) Лапидус В.А. Введение в менеджмент качества[Текст]: Учебное пособие по дисциплине «Управление качеством продукции»/ Лапидус В.А. Серов М.Е. — Н.Новгород, СМЦ «Приоритет». 1997, 163 с.
2) ИСО 8402-94 «Управление качеством и обеспечение качества». — Словарь, 1994 г., 38 с
3) Бахмутский А.Е. Мониторинг школьного образования: проблемы и решения [Текст]: Статья/ Бахмутский А.Е. — Санкт-Петербург: КАРО, 2007.
4) Бахмутский А.Е. Мониторинг в школе: Интерпретация и
использование результатов[Текст]: Научно-методические материалы/ Бахмутский А.Е. - СПб.: ООО» Книжный Дом», 2008.
5) Бочерашвили В.Т. Педагогический аудит качества знаний [Текст]: Из опыта работы/ Бочерашвили В.Т — АПКиИЛРО, 2007.
6) Материалы всероссийской научно-методической конференции, посвященной 80-летию НИВИТа - НИИЖТа - СГУПСа[Текст] - Новосибирск: СГУПС, 2012. - С. 18-22.
7) Закон РФ «Об образовании» (в редакции ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ с последующими изменениями, последнее от 13.06.2016).
8) Ковалева Г.С. Мониторинг качества образования на основе
образовательных стандартов//Контроль качества и оценка в образовании [Текст]: Материалы международной конференции/
Ковалева Г.С. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена,1998.
9) Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р[Текст].
10) Курнешова Л.Е. Новая организационная структура управления качеством образования/ Серия [Текст]: «Строим школу будущего»// Курнешова Л.Е .-М.: Московский центр качества образования, 2007.
11) А.А.Киринюк. Оценка качества: Словарь терминов и
понятий [Текст]: Учебное пособие/ А.А.Киринюк, А.П., Грузков, Н.А.Акатов, Ю.С.Захир Новосибирск: Изд.НГПУ, 2008.
12) «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2011 в сфере образования», Стандартинформ, 2007.
13) М.М.Поташник. Управление качеством образования [Текст]: Учебное пособие— М.М.Поташник, г.Москва, 2006.
14) Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы[Текст]. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г.
15) Курнешова Л.Е. Формирование региональной системы оценки
качества образования в г.Москве[Текст]: Учебное пособие—
Курнешова Л.Е. - М.: Московский центр качества образования,2007.
16) Маскин В.В. Алгоритм перехода образовательного учреждения к
компетентностному подходу [Текст]: Практическое пособие/ В.В.
Маскин. - Аркти, 2006. - 315 с.
17) Петренко А.А. Управление развитием образовательного учреждения инновационного типа[Текст]: Практическое пособие / А.А. Петренко. - Аркти, 2006. - 264 с.
18) Стратегии развития России до 2020 года [Электронный ресурс] - URL: http://www.kremlin.ru/
19) Управление Образования Альметьевского муниципального района [Электронный ресурс] - URL: http://www.almetedu.ru/