Заказать работу


Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовые основы управления качеством образования на основе образовательных результатов обучающихся

Работа №29251
Тип работыДипломные работы
Предметправо
Объем работы80
Год сдачи2018
Стоимость3700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Соотношение образовательных результатов и образовательной компетентности 7
1.1 Сущность понятия «образовательные результаты» 7
1.2 Подходы к определению понятия «компетенции» 14
1.3 Проектирование образовательных программ на основе образовательных
результатов 23
ГЛАВА II. Система менеджмента качества образования 29
2.1 Сущность качества образования 29
2.2 Исторический анализ подходов к управлению качеством образования в России на основе использования процедур оценки образовательных результатов обучающихся 39
2.3 Система менеджмента качества в образовательных организациях 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73
Актуальность исследования. На современном этапе формулируются новые приоритеты в области образования, один из важнейших - повышение качества образования.
Являясь предметом научных и общественных диспутов, проблема повышения качества образования одновременно становится направлением развития образовательной сферы. Однако отсутствуют четкие критерии и механизмы его достижения, что подтверждает актуальность данной темы и необходимость научной проработки.
В современном мире происходит изменение в целях и направлениях развития различных сфер общественной жизни. Образование, являясь неотъемлемой частью жизнедеятельности общества, адаптируется ко всем происходящим изменениям. Одновременно сохраняя основополагающие ценности, оно вбирает в себя все лучшие новшества и инновационные идеи, которые позволяют совершенствовать образовательный процесс. В динамичных условиях вопрос обеспечения качества образования приобретает еще более важную роль для того, чтобы получить выпускников с определенными сформированными образовательными результатами, которые позволили бы им быть гибкими, подстраиваться под изменяющиеся условия и быть востребованными на рынке труда.
Однако, несмотря на острую дискуссионность и широкое обсуждение вопросов обеспечения управления качеством образования, данный вопрос остается не до конца проработанным. Отсутствуют единые мнения о критериях оценки образовательных результатов, подтверждающих эффективность функционирования системы управления качеством образования. Встает необходимость выработать системную организацию менеджмента качества образования и определить критерии для использования процедур оценки качества образовательных результатов.
Объект исследования - управление образовательным процессом.
Предмет исследования - управление качеством образования на основе образовательных результатов.
Цель исследования - выявить и теоретически обосновать условия обеспечения качества образования и критерии оценки образовательных результатов.
Задачи исследования:
1. Определить сущность понятия «образовательные результаты» и его соотношение с понятием «образовательная компетентность».
2. Изучить понятие качества образования.
3. Проанализировать исторические подходы к управлению качеством образования в России на основе использования процедур оценки образовательных результатов обучающихся.
4. Выявить современные системы управления качеством образования в образовательных организациях среднего и высшего образования.
Источниковая база исследования. Теоретическим изучением вопросов качества образования занимались такие исследователи, как:
- М.М. Поташник (вопросы управления качеством образования);
- Т.Н. Шамова (вопросы улучшения систем управления качеством образовательных организаций);
- Ю.А.Корнажевский, В.П. Панасюк (вопросы изучения особенностей функционирования систем управления качеством и их совершенствования);
- Г.В. Головичер (вопросы методологического обеспечения качества образования);
- Г.А. Шапоренкова (вопросы изучения функционирования региональных систем оценки качества образования, методики их проектирования, практического применения);
- Г.П. Попова (вопросы выделения моделей проведения мониторинга образовательного процесса);
- И.М. Варнавина (вопросы методики организации мониторинговых исследований качества образования).
Наряду с вышеназванными исследователями вопросами методологических основ обеспечения качества образования занимались С.Е.Шишова, Н.А. Селезнева, Ю.К. Бабанский, Л.Я. Зорина, П.И. Третьяков, В.В. Краевский, В.А. Кальней, А.И. Субетто и другие.
Практическая значимость исследования заключается в направленности его результатов на совершенствование системы управления качеством образования путем определения условий обеспечения достижения качественных образовательных результатов; в разработке критериев оценки образовательных результатов; в определении систем управления качеством оказываемых образовательными организациями образовательных услуг
Цель и задачи данного исследования определили структуру представленной работы. Данная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
Во введении подтверждается актуальность исследования, определяются объект и предмет, формулируются цель и задачи.
Основная часть работы состоит из двух глав, разделенных на параграфы. Первая глава посвящена исследованию соотношению понятий «образовательные результаты» и «образовательная компетентность». В данной главе рассматриваются подходы к определению образовательных результатов, компетенций и компетентности. Кроме того, приводятся рекомендации по составлению образовательных программ с опорой на образовательные результаты.
Во второй главе исследование посвящается изучению системы управления качеством образования. В данной главе исследуется сущность понятия «качество образования». Нами систематизируются исторические подходы к управлению качеством на основе использования процедур оценки образовательных результатов в России. Анализу подвергаются современные системы менеджмента качества образования, действующие в образовательных организациях.
В заключении нами приводятся основные итоги и выводы, полученные по результатам проведенного исследования.
В списке использованных источников и литературы приводится перечень литературы, статей, монографий, нормативно-правовых актов и прочих материалов, которые были использованы при написании работы.
Итак, по результатам проведения исследования мы приходим к выводу, что повышения качества образования является одной из усиливающихся тенденций совершенствования системы образования на современном этапе. Достижение качественных образовательных результатов предполагает принятие во внимание двух составляющих: социальной и педагогической. Социальная предполагает утверждение, что обеспечение качества образования должно опираться на запросы общества, потребности и ожидания потребителей образовательных услуг, а также работодателей. Именно на их основе вырабатываются требования к знаниям умениям, навыкам, компетенциям выпускника той или иной образовательной программы. Педагогическая же подразделяет понятие качества образования на два аспекта: первый - соответствие образовательного процесса заданным требованиям к оказываемым образовательной организацией образовательным услугам; второй - соотнесение образовательных результатов с развитием личности обучающихся наряду с получением профессиональных навыков и компетенций.
Пути решения проблемы совершенствования качества образования связаны не только с образовательным процессом, но и с существующей в образовательной организации системой управления качеством. Между обеспечением качества образовательного процесса и качеством образовательных результатов существует взаимосвязь, поскольку благодаря соответствию определенным заданным условиям функционирования системы менеджмента качества удается достичь необходимых образовательных результатов.
В ходе написания работы нами была решена первая задача исследования, нами определена сущность понятия «образовательные результаты». В широком смысле образовательные результаты подразумевают под собой результат, который достигается в результате освоения образовательной программы. Важно также отметить отличия образовательных результатов от таких понятий, как «формы обучения» и «диагностические процедуры», которые определяют, как достичь необходимых результатов и каким образом их оценить. Были выявлены отличительные черты российской системы оценивания образовательных результатов. Среди них: расширены объект и формы оценивания; широкое применение тестовых заданий; использование образовательных результатов для оценки качества образовательного процесса также является особенностью современной российской системы модернизации качества; применение мониторинговых исследование, в том числе международных.
Говоря о соотношении образовательных результатов и компетенции, мы подчеркиваем их взаимосвязь по причине того, что достижение необходимого образовательного результата подкрепляется сформированностью набором определенных компетенций.
Важным является вывод о принципах построения образовательной программы «от результата». Для этого в образовательной программе необходимо четко прописать образовательные результаты, описать формы организации образовательного процесса, благодаря которым результаты будут достигнуты, и выбрать инструменты оценки на каждом этапе. Как было выявлено, такой подход применим также по отношению к модулю, дисциплине и учебному занятию. При этом важен порядок формулирования сначала образовательных результатов программы, модуля, дисциплины и в заключении образовательных результатов учебного занятия. На наш взгляд, соответствующую структура построения образовательной программе на основе образовательных результатов способствует получению в результате освоения образовательной программы выпускника, который в дальнейшем проявит себя как квалифицированный специалист с сформированными знаниями, умениями, навыками и компетенциями, необходимыми в профессиональной деятельности.
В рамках второй задачи нами было изучено понятие качества образования. Мы определили качество образования как социальную категорию, определяющую продуктивность образовательного процесса и его соответствия запросам общества по формированию у выпускников определенных компетенций. В структуру качества образования входят цели образовательного процесса, условия его осуществления, материально-техническое, методическое и информационное обеспечение, а также подготовка обучающихся. Благодаря достигнутому уровню качества можно сопоставить образовательные результаты с целями, требованиями, стандартами.
В рамках третей задачи исследования нами были изучены исторические подходы к проблеме управления качеством. В качестве выводов по данной задаче можно отметить, что в ходе исторического развития происходили изменения способов и подходов оценки качества образования в России. Произведен анализ российской единой системы оценки качества образования (ЕСОКО). Данная система позволила получать комплексные и целостные данные о качестве школьного образования, кроме того, большое влияние на процесс совершенствования качества оказывают и международные мониторинговые исследования.
Решение четвертой задачи позволило выявить, что в образовательных организациях среднего образования ведется работа над составлением и реализацией программ повышения качества образования, в образовательных организациях высшего образования реализуется политика образовательной организации в области качества.
Таким образом, подытоживая, можно отметить, что образовательные результаты являются важнейшим показателем качества образования наряду с профессиональной подготовкой преподавателей, академической квалификацией, условиями реализации образовательного процесса. Уровень профессиональной подготовки преподавателей и образовательные результаты тесно взаимосвязаны. Однако сводить качество результатов лишь к профессионализму преподавателя нецелесообразно, поскольку нами было установлено, что образовательные результаты оцениваются с трех сторон. Во- первых, оцениваются сами образовательные результаты (уровень обученности, количество победителей конкурсов, олимпиад, количество поступивших на бюджетные места и т.п.). Во-вторых, оцениваются условия их достижения (профессиональная подготовка преподавателей, обеспеченность учебно - методическим комплексом и т.п.). В-третьих, цена их достижения (количество проведенных аттестаций, время на подготовку к ним и т.д.). В связи с этим работа над повышением качества образования на основе образовательных результатов должна вестись комплексно и на постоянной основе.
1. "ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Национальный стандарт Российской
Федерации. Системы менеджмента качества. Требования" (утв. Приказом Росстандарта от 28.09.2015 № 1391-ст) URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_194941/ (дата
обращения: 25.01.2018).
2. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 12.11.2012) "Об образовании" URL: https://rg.ru/1992/07/31/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 18.01.2018).
3. Международный стандарт «Системы менеджмента качества. Требования» ISO 9000:2015 URL: https://www.iso.org/ru/iso-9001-quality-management.html (дата обращения: 25.01.2018).
4. Сборник руководящих материалов о школе. - М.: АПН РСФСР, 1952. - С. 42-43.
5. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 № 273-ФЗ URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 15.01.2018) .
Монографии:
6. Байденко, В.И. Болонский процесс: глоссарий (на основе опыта мониторингового исследования) / под ред. В.И. Байденко, О.Л. Ворожейкина, Е.Н. Карачарова // М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2009. - С. 87.
7. Пурсиайнов, К. Болонский процесс и его значение для России: интеграция высшего образования в Европе / ред. К. Пурсиайнов, С. А. Медведева. - М.: РЕЦЭПТ, 2005. - 199 с.
8. Большаков, А.С. Современный менеджмент: теория и практика / А.С. Большаков, В.И. Михайлов. - СПб.: Питер, 2002. - 416 с.
9. Валеев, И.И. Зигзаги советской школы / И.И. Валеев. - Уфа: РИО Госкомиздата БССР, 1992. - С.11-19.
10. Вальдман, И.А. Ключевые аспекты качества образования: уроки
международного опыта / И.А. Вальдман. - М.: Московский центр качества образования, 2009. - С.17-61.
11. Гершунский, Б.С. Россия: образование и будущее: (Кризис образования в России на пороге XXI века) / Б.С. Гершунский. - Челябинск: Челяб. фил. ИПО, 1993. - С. 70.
12. Гимпельсон, В. Е. Российский работник: образование, профессия, квалификация / В. Е. Гимпельсон, Р. И. Капелюшников. - М.: Изд. дом ВШЭ, 2011. - С.78.
13. Гринни, В. Оценка образовательных достижений на национальном уровне / Грини В., Кэллаган Т. // Серия «Национальная оценка учебных достижений», Книга 1. - Всемирный банк, 2011. - 216 с.
14. Днепров, Э.Д. Четвёртая школьная реформа в России / Э.Д. Днепров. - М.: Интер- пракс, 1994. - С. 67.
15. Платонова, Н.М. Педагогика: теория обучения / Н.М. Платонова, В.А. Якунин. - СПб, 1993. - С. 35.
16. Поташник М.М. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие // Под ред. М.М. Поташника. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 448 с.
17. Рюхова, Н.Ф. Управление качеством образования на муниципальном уровне / Н.Ф. Рюхова - Чита: В мире научных открытий, 2013. ISSN: 2072-0831.
18. Сборник руководящих материалов о школе. - М.: АПН РСФСР, 1952. -С. 42-43.
19. Цукерман, Г.А. Совместная ученая деятельность как основа формирования умения учиться: автореф. дисс. ... на д.п.н.: 09.00.07 / Цукерман Галина Анатольевна. - М., 1992. - 40 с.
20. Шишов, С.Е. Мониторинг качества образования в школе / С.Е. Шишов,
B. А. Кальней - М.: Российское педагогическое агентство, 1988. - С. 25.
Научные статьи:
21. Авилова, В.В. Применение процессного подхода в системе управления инновационным развитием нефтехимической отрасли Республики Татарстан в рамках программы импортозамещения / В.В. Авилова, Т.Ф. Ульмаскулов // Вестник Казанского технологического университета. - 2014. - №15.
22. Агранович, М. Инвестиции в человека / М. Агранович // Российская газета. - 2008. 14 февраля. Неделя № 4589.
23. Блинов, В.И. Современные подходы к оцениванию квалификаций / В.И. Блинов, О.Ф. Батрова, Е.Ю. Есенина, А.А. Факторович // Высшее образование в России. - 2013. - № 5. - С. 100-106.
24. Болотов, В.А. Анализ опыта создания российской системы оценки качества образования / В.А. Болотов, И.А. Вальдман, Г.С. Ковалёва, М.А. Пинская // Управление образованием: теория и практика. - 2011. - №1.
25. Болотов, В.А. Условия эффективного использования результатов оценки образовательных достижений школьников. / В.А. Болотов, И.А. Вальдман // Педагогика. - 2012. - №6.
26. Болотов, В.А. Виды и назначение программ оценки результатов обучения школьников / В.А. Болотов, И.А. Вальдман // Педагогика. - 2013. - №8. - C. 15- 26.
27. Болотов, В.А. Российская система оценки качества образования: главные уроки. / В.А. Болотов, И.А. Вальдман, Г.С. Ковалева, М.А. Пинская // Качество образования в Евразии. - 2013. - №1. - С. 85-121.
28. Буденкова, Е.А. Управление результатами обучения в условиях реализации компетентностного подхода в системе ВПО / Е.А. Буденкова // Образовательные технологии. - 2014. - № 3. - С. 47-58.
29. Васильев, Ф.П. Проблемы оценки качества в новейшей истории
российского образования / Ф.П. Васильев, А.Л. Дрондин // Вестник экономической безопасности. - 2017. - №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-otsenki-kachestva-v-noveyshey- istorii-rossiyskogo-obrazovaniya (дата обращения: 12.02.2018).
30.Заботкина, В.И. Система обеспечения качества в рамках совместных образовательных программ / В.И. Заботкина, В.И. Маколов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2015. - №3 (39). URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/sistema- obespecheniya-kachestva-v-ramkah-sovmestnyh-obrazovatelnyh-programm (дата обращения: 11.04.2018).
31. Ибрагимов, Г.И. Оценивание компетенций: проблемы и решения / Г.И. Ибрагимов, Е.М. Ибрагимова // Высшее образование в России. - 2016. - № 1 (197). - С. 43-52.
32. Каспржак, А. Г. Приоритет образовательных результатов как инструмент модернизации программ подготовки учителей / А. Г. Каспржак, С. П. Калашников // Психологическая наука и образование. - 2014. - Т. 19. - № 3. - C. 87-104.
33. Катаев, М.Ю. Концепция и структура автоматизированной системы
мониторинга качества обучения студентов / М.Ю. Катаев, А.М. Кориков, В.С. Мкртчян // Образование и наука. - 2017. - №10. URL:
https: //cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-i- struktura-avtomatizirovannoy- sistemy-monitoringa-kachestva-obucheniya-studentov (дата обращения: 06.03.2018) .
34. Ковалева, А.М. Необходимость внедрения системы менеджмента качества в образовательных учреждениях / А.М. Ковалева, Н.В. Куканова // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 2.
35. Кон, Е.Л. Подход к формированию компонентной структуры компетенций / Е.Л. Кон, В.И. Фрейман, А.А. Южаков, Е.М. Кон // Высшее образование в России. - 2013. - № 7. - С. 37-41.
36. Лосева, Н.А. Актуальные вопросы развития высшего образования в современных экономических условиях / Н.А. Лосева, Н.П. Петрова // Аудитор. - 2016. - № 9. - С. 58.
37. Миролюбова, С. Ю. Компетентностный подход в образовании юриста / С. Ю. Миролюбова // Реформы и право. - 2013. - № 4. - С. 38 - 43
38. Никокошева, Н.Г. Некоторые подходы к определению понятия «качество образования / Н.Г. Никокошева // Педагогическое образование в России. - 2008. - № 2.
39.Олейникова, О.Н. Совместные программы высшего образования как фактор интернационализации и повышения эффективности программ / О.Н. Олейникова, // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. - 2014. - № 2. - С. 69-79.
40. Русанова, А.А. Удовлетворенность как показатель качества образования в
современном Вузе (из опыта конкретного социологического
исследования) / А.А. Русанова // Современные исследования социальных проблем. - 2011. - №3(07).
41. Серякова, С.Б. Реформа высшего образования глазами преподавателей: результаты исследования / С.Б. Серякова, Л.Ф. Красинская // Высшее образование в России. - 2013. - № 11. - С. 22-29.
42. Сидорова, Ю. В. Формирование общих и профессиональных компетенций студентов в учреждении среднего профессионального образования / Ю. В. Сидорова // Педагогическое образование в России. 2012. - № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-obschih-i- professionalnyh-kompetentsiy-studentov-v-uchrezhdenii-srednego- professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 11.01.2018).
43.Черепанова, Л.В. К проблеме оценивания результатов подготовки бакалавров и магистров педагогического образования в
компетентностной парадигме / Л.В. Черепанова // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. - 2013. - № 6 (53). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-
otsenivaniya-rezultatov-podgotovki-bakalavrov-i-magistrov- pedagogicheskogo-obrazovaniya-v-kompetentnostnoy-paradigme (дата обращения: 21.02.2018).
44.Чучалин, А.И. Планирование оценки результатов обучения при проектировании образовательных программ / А.И. Чучалин, А.В. Епихин, Е.А. Муратова / Высшее образование в России. - 2013. - № 1. - С. 13-19.
Учебники и учебные пособия:
45. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования. - ЕФО. - 1997. - С.63.
46. Давыдов, В.В. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993-1999.
47. Кондаков, Н.И. Логический словарь-справочник. / Н.И. Кондаков. - М.: НАУКА, 1975. - С. 123.
48. Краевский, В.В. Основы обучения: Дидактика и методика. / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. - М.: Изд. Центр «Академия», 2007. - С. 60.
49. Кроль, В.М. Педагогика. / В.М. Кроль. - М.: Высшая школа, 2008. - 317 с.
50. Народное образование, наука и культура в СССР. Статистический сборник. - М.: Статистика, 1977. - 448 с.
51. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. / С.И. Ожегов. - М.: Советская энциклопедия, 1968. - С. 238.
52. Поливанова, К.Н. Национальные и международные программы оценки качества образования: учеб.пособие. / К.Н. Поливанова. -М.: Логос, 2010.
53. После защиты диплома выпускников снова ждет экзамен. Стандарты и качество. - URL: http://ria-stk.ru/news/detail.php?ID=54872 &SECTION_ID (дата обращения: 20.02.2018).
54. Яковлев, Е.В. Управление качеством образования: Учебно-практическое пособие. Ч. 1. / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. - С. 34-37.
Материалы научных конференций:
55. Кориков, А. М. Парадигмы образования и роль теории управления в создании образовательных технологий / А. М. Кориков // Современное образование: проблемы обеспечения качества подготовки специалистов в условиях перехода к многоуровневой системе высшего образования: материалы Международной научно-методической конференции, 2-3 февраля 2012 г. - Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники. - 2012. - С. 127-128.
56. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции «Развитие системы независимой оценки качества образования: региональный аспект». - 2017. - URL: http://rr-baltic.ru/publikacii/2806 (дата обращения: 10.03.2018).
Электронные материалы:
57. Информационно-просветительский портал. Педагогический контроль и
оценка качества образования. -
URL: http://www.eduhmao.ru/info/1/3693/23155/ (дата обращения:
18.02.2018) .
58. Министерство образования и науки Российской Федерации. - URL: https://минобрнауки.рф/новости/8708 (Дата обращения: 23.12.2017).
59. Оценка результатов обучения в высшей школы. AHELO. - URL: http://www.hse.ru/ahelo/about (дата обращения: 18.02.2018).
60. Программа магистратуры «Доказательная образовательная политика» // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». - URL: http://ioe.hse.ru/dop (дата обращения 30.03.2018).
61. Портал общероссийской системы оценки качества образования. - URL: http://www.osoko.edu.ru/ (дата обращения: 12.02.2018).
62. Портал сопровождения проектов модернизации педагогического
образования // Министерство образования и науки Российской Федерации. - URL: http://педагогическоеобразование.рф/ (дата обращения: 30.03.2018).
63. Система оценивания качества образовательного процесса в европейских
странах (Великобритания, Дания, Нидерланды, Норвегия, Финляндия, Швеция) и США. -
URL: http://www.pssw.vspu.ru/other/science/publications/klicheva_ merkulova/chaper1 _quality.htm (дата обращения: 18.02.2018).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!
Обновить рисунок


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!



Актуальность исследования. На современном этапе формулируются новые приоритеты в области образования, один из важнейших - повышение качества образования.
Являясь предметом научных и общественных диспутов, проблема повышения качества образования одновременно становится направлением развития образовательной сферы. Однако отсутствуют четкие критерии и механизмы его достижения, что подтверждает актуальность данной темы и необходимость научной проработки.
В современном мире происходит изменение в целях и направлениях развития различных сфер общественной жизни. Образование, являясь неотъемлемой частью жизнедеятельности общества, адаптируется ко всем происходящим изменениям. Одновременно сохраняя основополагающие ценности, оно вбирает в себя все лучшие новшества и инновационные идеи, которые позволяют совершенствовать образовательный процесс. В динамичных условиях вопрос обеспечения качества образования приобретает еще более важную роль для того, чтобы получить выпускников с определенными сформированными образовательными результатами, которые позволили бы им быть гибкими, подстраиваться под изменяющиеся условия и быть востребованными на рынке труда.
Однако, несмотря на острую дискуссионность и широкое обсуждение вопросов обеспечения управления качеством образования, данный вопрос остается не до конца проработанным. Отсутствуют единые мнения о критериях оценки образовательных результатов, подтверждающих эффективность функционирования системы управления качеством образования. Встает необходимость выработать системную организацию менеджмента качества образования и определить критерии для использования процедур оценки качества образовательных результатов.
Объект исследования - управление образовательным процессом.
Предмет исследования - управление качеством образования на основе образовательных результатов.
Цель исследования - выявить и теоретически обосновать условия обеспечения качества образования и критерии оценки образовательных результатов.
Задачи исследования:
1. Определить сущность понятия «образовательные результаты» и его соотношение с понятием «образовательная компетентность».
2. Изучить понятие качества образования.
3. Проанализировать исторические подходы к управлению качеством образования в России на основе использования процедур оценки образовательных результатов обучающихся.
4. Выявить современные системы управления качеством образования в образовательных организациях среднего и высшего образования.
Источниковая база исследования. Теоретическим изучением вопросов качества образования занимались такие исследователи, как:
- М.М. Поташник (вопросы управления качеством образования);
- Т.Н. Шамова (вопросы улучшения систем управления качеством образовательных организаций);
- Ю.А.Корнажевский, В.П. Панасюк (вопросы изучения особенностей функционирования систем управления качеством и их совершенствования);
- Г.В. Головичер (вопросы методологического обеспечения качества образования);
- Г.А. Шапоренкова (вопросы изучения функционирования региональных систем оценки качества образования, методики их проектирования, практического применения);
- Г.П. Попова (вопросы выделения моделей проведения мониторинга образовательного процесса);
- И.М. Варнавина (вопросы методики организации мониторинговых исследований качества образования).
Наряду с вышеназванными исследователями вопросами методологических основ обеспечения качества образования занимались С.Е.Шишова, Н.А. Селезнева, Ю.К. Бабанский, Л.Я. Зорина, П.И. Третьяков, В.В. Краевский, В.А. Кальней, А.И. Субетто и другие.
Практическая значимость исследования заключается в направленности его результатов на совершенствование системы управления качеством образования путем определения условий обеспечения достижения качественных образовательных результатов; в разработке критериев оценки образовательных результатов; в определении систем управления качеством оказываемых образовательными организациями образовательных услуг
Цель и задачи данного исследования определили структуру представленной работы. Данная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
Во введении подтверждается актуальность исследования, определяются объект и предмет, формулируются цель и задачи.
Основная часть работы состоит из двух глав, разделенных на параграфы. Первая глава посвящена исследованию соотношению понятий «образовательные результаты» и «образовательная компетентность». В данной главе рассматриваются подходы к определению образовательных результатов, компетенций и компетентности. Кроме того, приводятся рекомендации по составлению образовательных программ с опорой на образовательные результаты.
Во второй главе исследование посвящается изучению системы управления качеством образования. В данной главе исследуется сущность понятия «качество образования». Нами систематизируются исторические подходы к управлению качеством на основе использования процедур оценки образовательных результатов в России. Анализу подвергаются современные системы менеджмента качества образования, действующие в образовательных организациях.
В заключении нами приводятся основные итоги и выводы, полученные по результатам проведенного исследования.
В списке использованных источников и литературы приводится перечень литературы, статей, монографий, нормативно-правовых актов и прочих материалов, которые были использованы при написании работы.

Итак, по результатам проведения исследования мы приходим к выводу, что повышения качества образования является одной из усиливающихся тенденций совершенствования системы образования на современном этапе. Достижение качественных образовательных результатов предполагает принятие во внимание двух составляющих: социальной и педагогической. Социальная предполагает утверждение, что обеспечение качества образования должно опираться на запросы общества, потребности и ожидания потребителей образовательных услуг, а также работодателей. Именно на их основе вырабатываются требования к знаниям умениям, навыкам, компетенциям выпускника той или иной образовательной программы. Педагогическая же подразделяет понятие качества образования на два аспекта: первый - соответствие образовательного процесса заданным требованиям к оказываемым образовательной организацией образовательным услугам; второй - соотнесение образовательных результатов с развитием личности обучающихся наряду с получением профессиональных навыков и компетенций.
Пути решения проблемы совершенствования качества образования связаны не только с образовательным процессом, но и с существующей в образовательной организации системой управления качеством. Между обеспечением качества образовательного процесса и качеством образовательных результатов существует взаимосвязь, поскольку благодаря соответствию определенным заданным условиям функционирования системы менеджмента качества удается достичь необходимых образовательных результатов.
В ходе написания работы нами была решена первая задача исследования, нами определена сущность понятия «образовательные результаты». В широком смысле образовательные результаты подразумевают под собой результат, который достигается в результате освоения образовательной программы. Важно также отметить отличия образовательных результатов от таких понятий, как «формы обучения» и «диагностические процедуры», которые определяют, как достичь необходимых результатов и каким образом их оценить. Были выявлены отличительные черты российской системы оценивания образовательных результатов. Среди них: расширены объект и формы оценивания; широкое применение тестовых заданий; использование образовательных результатов для оценки качества образовательного процесса также является особенностью современной российской системы модернизации качества; применение мониторинговых исследование, в том числе международных.
Говоря о соотношении образовательных результатов и компетенции, мы подчеркиваем их взаимосвязь по причине того, что достижение необходимого образовательного результата подкрепляется сформированностью набором определенных компетенций.
Важным является вывод о принципах построения образовательной программы «от результата». Для этого в образовательной программе необходимо четко прописать образовательные результаты, описать формы организации образовательного процесса, благодаря которым результаты будут достигнуты, и выбрать инструменты оценки на каждом этапе. Как было выявлено, такой подход применим также по отношению к модулю, дисциплине и учебному занятию. При этом важен порядок формулирования сначала образовательных результатов программы, модуля, дисциплины и в заключении образовательных результатов учебного занятия. На наш взгляд, соответствующую структура построения образовательной программе на основе образовательных результатов способствует получению в результате освоения образовательной программы выпускника, который в дальнейшем проявит себя как квалифицированный специалист с сформированными знаниями, умениями, навыками и компетенциями, необходимыми в профессиональной деятельности.
В рамках второй задачи нами было изучено понятие качества образования. Мы определили качество образования как социальную категорию, определяющую продуктивность образовательного процесса и его соответствия запросам общества по формированию у выпускников определенных компетенций. В структуру качества образования входят цели образовательного процесса, условия его осуществления, материально-техническое, методическое и информационное обеспечение, а также подготовка обучающихся. Благодаря достигнутому уровню качества можно сопоставить образовательные результаты с целями, требованиями, стандартами.
В рамках третей задачи исследования нами были изучены исторические подходы к проблеме управления качеством. В качестве выводов по данной задаче можно отметить, что в ходе исторического развития происходили изменения способов и подходов оценки качества образования в России. Произведен анализ российской единой системы оценки качества образования (ЕСОКО). Данная система позволила получать комплексные и целостные данные о качестве школьного образования, кроме того, большое влияние на процесс совершенствования качества оказывают и международные мониторинговые исследования.
Решение четвертой задачи позволило выявить, что в образовательных организациях среднего образования ведется работа над составлением и реализацией программ повышения качества образования, в образовательных организациях высшего образования реализуется политика образовательной организации в области качества.
Таким образом, подытоживая, можно отметить, что образовательные результаты являются важнейшим показателем качества образования наряду с профессиональной подготовкой преподавателей, академической квалификацией, условиями реализации образовательного процесса. Уровень профессиональной подготовки преподавателей и образовательные результаты тесно взаимосвязаны. Однако сводить качество результатов лишь к профессионализму преподавателя нецелесообразно, поскольку нами было установлено, что образовательные результаты оцениваются с трех сторон. Во- первых, оцениваются сами образовательные результаты (уровень обученности, количество победителей конкурсов, олимпиад, количество поступивших на бюджетные места и т.п.). Во-вторых, оцениваются условия их достижения (профессиональная подготовка преподавателей, обеспеченность учебно - методическим комплексом и т.п.). В-третьих, цена их достижения (количество проведенных аттестаций, время на подготовку к ним и т.д.). В связи с этим работа над повышением качества образования на основе образовательных результатов должна вестись комплексно и на постоянной основе.



1. "ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Национальный стандарт Российской
Федерации. Системы менеджмента качества. Требования" (утв. Приказом Росстандарта от 28.09.2015 № 1391-ст) URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_194941/ (дата
обращения: 25.01.2018).
2. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 12.11.2012) "Об образовании" URL: https://rg.ru/1992/07/31/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 18.01.2018).
3. Международный стандарт «Системы менеджмента качества. Требования» ISO 9000:2015 URL: https://www.iso.org/ru/iso-9001-quality-management.html (дата обращения: 25.01.2018).
4. Сборник руководящих материалов о школе. - М.: АПН РСФСР, 1952. - С. 42-43.
5. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 № 273-ФЗ URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 15.01.2018) .
Монографии:
6. Байденко, В.И. Болонский процесс: глоссарий (на основе опыта мониторингового исследования) / под ред. В.И. Байденко, О.Л. Ворожейкина, Е.Н. Карачарова // М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2009. - С. 87.
7. Пурсиайнов, К. Болонский процесс и его значение для России: интеграция высшего образования в Европе / ред. К. Пурсиайнов, С. А. Медведева. - М.: РЕЦЭПТ, 2005. - 199 с.
8. Большаков, А.С. Современный менеджмент: теория и практика / А.С. Большаков, В.И. Михайлов. - СПб.: Питер, 2002. - 416 с.
9. Валеев, И.И. Зигзаги советской школы / И.И. Валеев. - Уфа: РИО Госкомиздата БССР, 1992. - С.11-19.
10. Вальдман, И.А. Ключевые аспекты качества образования: уроки
международного опыта / И.А. Вальдман. - М.: Московский центр качества образования, 2009. - С.17-61.
11. Гершунский, Б.С. Россия: образование и будущее: (Кризис образования в России на пороге XXI века) / Б.С. Гершунский. - Челябинск: Челяб. фил. ИПО, 1993. - С. 70.
12. Гимпельсон, В. Е. Российский работник: образование, профессия, квалификация / В. Е. Гимпельсон, Р. И. Капелюшников. - М.: Изд. дом ВШЭ, 2011. - С.78.
13. Гринни, В. Оценка образовательных достижений на национальном уровне / Грини В., Кэллаган Т. // Серия «Национальная оценка учебных достижений», Книга 1. - Всемирный банк, 2011. - 216 с.
14. Днепров, Э.Д. Четвёртая школьная реформа в России / Э.Д. Днепров. - М.: Интер- пракс, 1994. - С. 67.
15. Платонова, Н.М. Педагогика: теория обучения / Н.М. Платонова, В.А. Якунин. - СПб, 1993. - С. 35.
16. Поташник М.М. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие // Под ред. М.М. Поташника. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 448 с.
17. Рюхова, Н.Ф. Управление качеством образования на муниципальном уровне / Н.Ф. Рюхова - Чита: В мире научных открытий, 2013. ISSN: 2072-0831.
18. Сборник руководящих материалов о школе. - М.: АПН РСФСР, 1952. -С. 42-43.
19. Цукерман, Г.А. Совместная ученая деятельность как основа формирования умения учиться: автореф. дисс. ... на д.п.н.: 09.00.07 / Цукерман Галина Анатольевна. - М., 1992. - 40 с.
20. Шишов, С.Е. Мониторинг качества образования в школе / С.Е. Шишов,
B. А. Кальней - М.: Российское педагогическое агентство, 1988. - С. 25.
Научные статьи:
21. Авилова, В.В. Применение процессного подхода в системе управления инновационным развитием нефтехимической отрасли Республики Татарстан в рамках программы импортозамещения / В.В. Авилова, Т.Ф. Ульмаскулов // Вестник Казанского технологического университета. - 2014. - №15.
22. Агранович, М. Инвестиции в человека / М. Агранович // Российская газета. - 2008. 14 февраля. Неделя № 4589.
23. Блинов, В.И. Современные подходы к оцениванию квалификаций / В.И. Блинов, О.Ф. Батрова, Е.Ю. Есенина, А.А. Факторович // Высшее образование в России. - 2013. - № 5. - С. 100-106.
24. Болотов, В.А. Анализ опыта создания российской системы оценки качества образования / В.А. Болотов, И.А. Вальдман, Г.С. Ковалёва, М.А. Пинская // Управление образованием: теория и практика. - 2011. - №1.
25. Болотов, В.А. Условия эффективного использования результатов оценки образовательных достижений школьников. / В.А. Болотов, И.А. Вальдман // Педагогика. - 2012. - №6.
26. Болотов, В.А. Виды и назначение программ оценки результатов обучения школьников / В.А. Болотов, И.А. Вальдман // Педагогика. - 2013. - №8. - C. 15- 26.
27. Болотов, В.А. Российская система оценки качества образования: главные уроки. / В.А. Болотов, И.А. Вальдман, Г.С. Ковалева, М.А. Пинская // Качество образования в Евразии. - 2013. - №1. - С. 85-121.
28. Буденкова, Е.А. Управление результатами обучения в условиях реализации компетентностного подхода в системе ВПО / Е.А. Буденкова // Образовательные технологии. - 2014. - № 3. - С. 47-58.
29. Васильев, Ф.П. Проблемы оценки качества в новейшей истории
российского образования / Ф.П. Васильев, А.Л. Дрондин // Вестник экономической безопасности. - 2017. - №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-otsenki-kachestva-v-noveyshey- istorii-rossiyskogo-obrazovaniya (дата обращения: 12.02.2018).
30.Заботкина, В.И. Система обеспечения качества в рамках совместных образовательных программ / В.И. Заботкина, В.И. Маколов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2015. - №3 (39). URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/sistema- obespecheniya-kachestva-v-ramkah-sovmestnyh-obrazovatelnyh-programm (дата обращения: 11.04.2018).
31. Ибрагимов, Г.И. Оценивание компетенций: проблемы и решения / Г.И. Ибрагимов, Е.М. Ибрагимова // Высшее образование в России. - 2016. - № 1 (197). - С. 43-52.
32. Каспржак, А. Г. Приоритет образовательных результатов как инструмент модернизации программ подготовки учителей / А. Г. Каспржак, С. П. Калашников // Психологическая наука и образование. - 2014. - Т. 19. - № 3. - C. 87-104.
33. Катаев, М.Ю. Концепция и структура автоматизированной системы
мониторинга качества обучения студентов / М.Ю. Катаев, А.М. Кориков, В.С. Мкртчян // Образование и наука. - 2017. - №10. URL:
https: //cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-i- struktura-avtomatizirovannoy- sistemy-monitoringa-kachestva-obucheniya-studentov (дата обращения: 06.03.2018) .
34. Ковалева, А.М. Необходимость внедрения системы менеджмента качества в образовательных учреждениях / А.М. Ковалева, Н.В. Куканова // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 2.
35. Кон, Е.Л. Подход к формированию компонентной структуры компетенций / Е.Л. Кон, В.И. Фрейман, А.А. Южаков, Е.М. Кон // Высшее образование в России. - 2013. - № 7. - С. 37-41.
36. Лосева, Н.А. Актуальные вопросы развития высшего образования в современных экономических условиях / Н.А. Лосева, Н.П. Петрова // Аудитор. - 2016. - № 9. - С. 58.
37. Миролюбова, С. Ю. Компетентностный подход в образовании юриста / С. Ю. Миролюбова // Реформы и право. - 2013. - № 4. - С. 38 - 43
38. Никокошева, Н.Г. Некоторые подходы к определению понятия «качество образования / Н.Г. Никокошева // Педагогическое образование в России. - 2008. - № 2.
39.Олейникова, О.Н. Совместные программы высшего образования как фактор интернационализации и повышения эффективности программ / О.Н. Олейникова, // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. - 2014. - № 2. - С. 69-79.
40. Русанова, А.А. Удовлетворенность как показатель качества образования в
современном Вузе (из опыта конкретного социологического
исследования) / А.А. Русанова // Современные исследования социальных проблем. - 2011. - №3(07).
41. Серякова, С.Б. Реформа высшего образования глазами преподавателей: результаты исследования / С.Б. Серякова, Л.Ф. Красинская // Высшее образование в России. - 2013. - № 11. - С. 22-29.
42. Сидорова, Ю. В. Формирование общих и профессиональных компетенций студентов в учреждении среднего профессионального образования / Ю. В. Сидорова // Педагогическое образование в России. 2012. - № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-obschih-i- professionalnyh-kompetentsiy-studentov-v-uchrezhdenii-srednego- professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 11.01.2018).
43.Черепанова, Л.В. К проблеме оценивания результатов подготовки бакалавров и магистров педагогического образования в
компетентностной парадигме / Л.В. Черепанова // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. - 2013. - № 6 (53). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-
otsenivaniya-rezultatov-podgotovki-bakalavrov-i-magistrov- pedagogicheskogo-obrazovaniya-v-kompetentnostnoy-paradigme (дата обращения: 21.02.2018).
44.Чучалин, А.И. Планирование оценки результатов обучения при проектировании образовательных программ / А.И. Чучалин, А.В. Епихин, Е.А. Муратова / Высшее образование в России. - 2013. - № 1. - С. 13-19.
Учебники и учебные пособия:
45. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования. - ЕФО. - 1997. - С.63.
46. Давыдов, В.В. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993-1999.
47. Кондаков, Н.И. Логический словарь-справочник. / Н.И. Кондаков. - М.: НАУКА, 1975. - С. 123.
48. Краевский, В.В. Основы обучения: Дидактика и методика. / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. - М.: Изд. Центр «Академия», 2007. - С. 60.
49. Кроль, В.М. Педагогика. / В.М. Кроль. - М.: Высшая школа, 2008. - 317 с.
50. Народное образование, наука и культура в СССР. Статистический сборник. - М.: Статистика, 1977. - 448 с.
51. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. / С.И. Ожегов. - М.: Советская энциклопедия, 1968. - С. 238.
52. Поливанова, К.Н. Национальные и международные программы оценки качества образования: учеб.пособие. / К.Н. Поливанова. -М.: Логос, 2010.
53. После защиты диплома выпускников снова ждет экзамен. Стандарты и качество. - URL: http://ria-stk.ru/news/detail.php?ID=54872 &SECTION_ID (дата обращения: 20.02.2018).
54. Яковлев, Е.В. Управление качеством образования: Учебно-практическое пособие. Ч. 1. / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. - С. 34-37.
Материалы научных конференций:
55. Кориков, А. М. Парадигмы образования и роль теории управления в создании образовательных технологий / А. М. Кориков // Современное образование: проблемы обеспечения качества подготовки специалистов в условиях перехода к многоуровневой системе высшего образования: материалы Международной научно-методической конференции, 2-3 февраля 2012 г. - Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники. - 2012. - С. 127-128.
56. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции «Развитие системы независимой оценки качества образования: региональный аспект». - 2017. - URL: http://rr-baltic.ru/publikacii/2806 (дата обращения: 10.03.2018).
Электронные материалы:
57. Информационно-просветительский портал. Педагогический контроль и
оценка качества образования. -
URL: http://www.eduhmao.ru/info/1/3693/23155/ (дата обращения:
18.02.2018) .
58. Министерство образования и науки Российской Федерации. - URL: https://минобрнауки.рф/новости/8708 (Дата обращения: 23.12.2017).
59. Оценка результатов обучения в высшей школы. AHELO. - URL: http://www.hse.ru/ahelo/about (дата обращения: 18.02.2018).
60. Программа магистратуры «Доказательная образовательная политика» // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». - URL: http://ioe.hse.ru/dop (дата обращения 30.03.2018).
61. Портал общероссийской системы оценки качества образования. - URL: http://www.osoko.edu.ru/ (дата обращения: 12.02.2018).
62. Портал сопровождения проектов модернизации педагогического
образования // Министерство образования и науки Российской Федерации. - URL: http://педагогическоеобразование.рф/ (дата обращения: 30.03.2018).
63. Система оценивания качества образовательного процесса в европейских
странах (Великобритания, Дания, Нидерланды, Норвегия, Финляндия, Швеция) и США. -
URL: http://www.pssw.vspu.ru/other/science/publications/klicheva_ merkulova/chaper1 _quality.htm (дата обращения: 18.02.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!
Обновить рисунок

Подобные работы


© 2008-2018 Сервис продажи готовых курсовых работ, дипломных проектов, рефератов, контрольных и прочих студенческих работ.