Разработка комплекса теоретических положений об основах государственного регулирования экономики
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
1.1. Понятие и цели государственного регулирования экономики
1.2. Необходимость усиления государственного воздействия на
экономику в современных условиях
1.3. Направления государственного регулирования экономики
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И ПРАВОВЫЕ МЕТОДЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
2.1. Организационные формы государственного регулирования
экономики
2.2. Экономические формы государственного регулирования
экономики
2.3. Правовые формы государственного регулирования экономики
2.4. Правовые методы государственного регулирования экономики
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
3.1. Проблемы, детерминируемые государством
3.2. Проблемы, детерминируемые отдельными сферами экономики,
видами и субъектами предпринимательской деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
1.1. Понятие и цели государственного регулирования экономики
1.2. Необходимость усиления государственного воздействия на
экономику в современных условиях
1.3. Направления государственного регулирования экономики
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И ПРАВОВЫЕ МЕТОДЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
2.1. Организационные формы государственного регулирования
экономики
2.2. Экономические формы государственного регулирования
экономики
2.3. Правовые формы государственного регулирования экономики
2.4. Правовые методы государственного регулирования экономики
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
3.1. Проблемы, детерминируемые государством
3.2. Проблемы, детерминируемые отдельными сферами экономики,
видами и субъектами предпринимательской деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. Еще в 30-е годы XX века, когда предстояло найти методы, обеспечивающие выход из глубокого кризиса, создать условия для роста производства и преодоления массовой безработицы, была разработана и опубликована теория Дж. М. Кейнса. Данная теория предусматривает активное вмешательство государства в экономическую жизнь. Кейнс не верил в саморегулирующийся рыночный механизм и считал, что для обеспечения нормального роста и достижения экономического равновесия необходимо вмешательство извне. Сама рыночная экономика «вылечить» себя не может.
В современном постиндустриальном мире государство на легитимной основе экономическими, политическими, правовыми методами может и должно играть активную и существенную роль, корректируя провалы рынка и гарантируя реализацию принципов социальной справедливости, социально-политической консолидации общества.
Следует расценивать в целом как позитивный факт, что в последнее время в России произошло осознание того, что государству необходимо возвращаться в экономику и кардинально менять свою роль, законодательно закрепляя свои стимулирующие, регулирующие и защитные функции. А это, в свою очередь, требует адекватного анализа и совершенствования всех средств правового обеспечения государственного регулирования экономики.
Осуществление модернизации экономики России и перевод ее на инновационную основу в значительной степени повышают роль государственного регулирования, включая государственную поддержку перспективных направлений развития. Глобальный финансово-экономический кризис, вынудил все развитые государства пересматривать свое отношение к возникающих в процессе реализации правовых норм, закрепляющих цели, принципы, методы и формы государственного регулирования экономики; закономерности существования и развития правовых основ государственного регулирования экономики.
Предмет исследования: теоретические начала правового обеспечения государственного регулирования экономики.
Эмпирическая основа: федеральное законодательство и законодательство субъектов РФ, содержащее нормы, которые регулируют общественные отношения по государственному регулированию экономики; теоретико-методологические основы государственного регулирования экономики - достижения наук предпринимательского (хозяйственного), конституционного, административного, гражданского и других отраслей права, философии и экономической теории, относящиеся к теме исследования.
Цель работы состоит в обосновании и разработке комплекса теоретических положений об основах государственного регулирования экономики и выработка, исходя из данных теоретических положений, предложений по совершенствованию правового обеспечения государственного регулирования экономики.
Достижение названной цели предполагает решение следующих основных задач исследования:
- определение понятия государственного регулирования экономики с учетом хозяйственно-правовой концепции и нормативного подхода;
- выявление общей (главной) цели государственного регулирования экономики и специальных целей такого регулирования;
- установление существенных признаков и правовой характеристики рационального хозяйствования, обеспечение которого является составляющей общей цели государственного регулирования и целью предпринимательского (хозяйственного) права;
- анализ уроков глобального финансово-экономического кризиса и выработка рекомендаций по совершенствованию правового обеспечения государственного регулирования экономики в кризисный период;
- дифференциация основных секторов государственного
регулирования экономики и установление правовых последствий такой дифференциации;
- правовая квалификация и классификация мер государственного регулирования экономики, определение соотношения методов и форм государственного регулирования экономики;
- выявление проблем правового обеспечения государственного регулирования экономики и выработка предложений по совершенствованию и повышению эффективности правового обеспечения государственного регулирования экономики.
Методологической основой исследования являются как общенаучные, так и специальные юридические методы познания (формально-юридический, историко-правовой и сравнительно-правовой). Использовался системный подход, который позволил проанализировать цели, принципы, методы и формы государственного регулирования экономики. Кроме того, использованы методы анализа и синтеза, обобщения, исторический и логический методы.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в его направленности на разработку и обоснование современной концепции хозяйственно-правовых основ государственного регулирования экономики, а также совершенствование правового обеспечения государственного регулирования экономики. Исследование в определенной мере интегрирует имеющиеся теоретические подходы и восполняет пробелы в современной науке предпринимательского права.
В современном постиндустриальном мире государство на легитимной основе экономическими, политическими, правовыми методами может и должно играть активную и существенную роль, корректируя провалы рынка и гарантируя реализацию принципов социальной справедливости, социально-политической консолидации общества.
Следует расценивать в целом как позитивный факт, что в последнее время в России произошло осознание того, что государству необходимо возвращаться в экономику и кардинально менять свою роль, законодательно закрепляя свои стимулирующие, регулирующие и защитные функции. А это, в свою очередь, требует адекватного анализа и совершенствования всех средств правового обеспечения государственного регулирования экономики.
Осуществление модернизации экономики России и перевод ее на инновационную основу в значительной степени повышают роль государственного регулирования, включая государственную поддержку перспективных направлений развития. Глобальный финансово-экономический кризис, вынудил все развитые государства пересматривать свое отношение к возникающих в процессе реализации правовых норм, закрепляющих цели, принципы, методы и формы государственного регулирования экономики; закономерности существования и развития правовых основ государственного регулирования экономики.
Предмет исследования: теоретические начала правового обеспечения государственного регулирования экономики.
Эмпирическая основа: федеральное законодательство и законодательство субъектов РФ, содержащее нормы, которые регулируют общественные отношения по государственному регулированию экономики; теоретико-методологические основы государственного регулирования экономики - достижения наук предпринимательского (хозяйственного), конституционного, административного, гражданского и других отраслей права, философии и экономической теории, относящиеся к теме исследования.
Цель работы состоит в обосновании и разработке комплекса теоретических положений об основах государственного регулирования экономики и выработка, исходя из данных теоретических положений, предложений по совершенствованию правового обеспечения государственного регулирования экономики.
Достижение названной цели предполагает решение следующих основных задач исследования:
- определение понятия государственного регулирования экономики с учетом хозяйственно-правовой концепции и нормативного подхода;
- выявление общей (главной) цели государственного регулирования экономики и специальных целей такого регулирования;
- установление существенных признаков и правовой характеристики рационального хозяйствования, обеспечение которого является составляющей общей цели государственного регулирования и целью предпринимательского (хозяйственного) права;
- анализ уроков глобального финансово-экономического кризиса и выработка рекомендаций по совершенствованию правового обеспечения государственного регулирования экономики в кризисный период;
- дифференциация основных секторов государственного
регулирования экономики и установление правовых последствий такой дифференциации;
- правовая квалификация и классификация мер государственного регулирования экономики, определение соотношения методов и форм государственного регулирования экономики;
- выявление проблем правового обеспечения государственного регулирования экономики и выработка предложений по совершенствованию и повышению эффективности правового обеспечения государственного регулирования экономики.
Методологической основой исследования являются как общенаучные, так и специальные юридические методы познания (формально-юридический, историко-правовой и сравнительно-правовой). Использовался системный подход, который позволил проанализировать цели, принципы, методы и формы государственного регулирования экономики. Кроме того, использованы методы анализа и синтеза, обобщения, исторический и логический методы.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в его направленности на разработку и обоснование современной концепции хозяйственно-правовых основ государственного регулирования экономики, а также совершенствование правового обеспечения государственного регулирования экономики. Исследование в определенной мере интегрирует имеющиеся теоретические подходы и восполняет пробелы в современной науке предпринимательского права.
В настоящей работе предпринята попытка определения и исследования правовых основ государственного регулирования рыночной экономики. Под таковыми основами понимается система целей, принципов, методов и форм государственного регулирования экономики.
Уроки глобального финансово-экономического кризиса свидетельствуют о том, что тезисы о саморегулируемом рынке являются несостоятельными и не имеют под собой ник кой реальной основы.
Необходимо стремиться к идеальной модели государственного регулирования экономики. Однако, возможна ли вообще такая модель? Скорее нет, поскольку не являются идеальными обе стороны вертикали государственного регулирования экономики - государство и хозяйствующие субъекты.
Совершенствование самого государства - сфера конституционного и административного права, совершенствование форм государственного регулирования экономики и, отчасти, совершенствование хозяйствующих субъектов (помимо того, что это и их собственная задача) - сфера предпринимательского (хозяйственного) права. Сами по себе, без адекватного государственного регулирования на предпринимательско-правовых
(хозяйственно-правовых) основах, хозяйствующие субъекты не ст нут идеальными и д же не приблизятся к идеальности, и основной причиной того является эгоистическая направленность их поведения.
Законодательство в сфере государственного регулирования экономики отличается излишним динамизмом. Оно постоянно изменяется и совершенствуется, но это происходит бессистемно и зачастую поспешно. Одна из объективных причин такого положения - развитие и совершенствование самих хозяйственных отношений. В этих условиях задача законодателя должна состоять не только в правовой регламентации и констатации того, что фактически сложилось, но и в предвидении возможных тенденций развития хозяйственных отношений.
Что касается регионального законодательства, то оно зачастую опережает федеральное, в частности, в отношении правового обеспечения промышленной политики и государственно-частного партнерства, тогда как основы федеральной экономической политики и правовые основы единого рынка находятся в соответствии с Конституцией РФ в ведении РФ.
В сфере государственного регулирования экономики имеют место две противоположные тенденции. С одной стороны, происходит экспансионизм частного права, а с другой стороны, при осуществлении государственного регулирования экономики чрезмерно используются административно-правовые принципы и подходы, которые изначально, по своей сути, не адекватны рыночным отношениям.
Такая противоречивая ситуация не меняется и с учетом уроков глобального финансово-экономического кризиса. Курс на дальнейшую либерализацию экономики, включающий в себя прогрессирующую приватизацию государственного сектор , сопровождается дальнейшим усилением административно-правовых начал государственного регулирования.
Общая (главная) цель государственного регулирования экономики - обеспечение рационального хозяйствования, реализация и защита публичных интересов. Методы и формы такого регулирования должны быть адекватными и, конечно, эффективными средствами достижения н званной общей (главной) цели государственного регулирования экономики. Обеспечение рационального хозяйствования в объективном смысле, как составляющая общей (главной) цели государственного регулирования экономики в комплексе с предпринимательско-правовыми (хозяйственно-правовыми) принципами такого регулирования - система эффективных критериев выбора и совершенствования правовых, экономических и организационных форм государственного регулирования экономики.
Отсутствие системообразующего нормативного правового акта в сфере государственного регулирования экономики говорит о том, что у государства в данной сфере регулирования нет единой стратегии. Государственная экономическая политика не нашла пока своего надлежащего правового оформления.
Однако отсутствие системообразующего нормативного правового акта активно восполняется отдельными нормами бюджетного и налогового законодательства, регулирующими вертикальные предпринимательские отношения. Нормы Бюджетного и Налогового кодексов РФ в некоторой степени восполняют пробелы публично-правового регулирования хозяйственных отношений. Однако, фрагментарность и бессистемность, а также, в некоторой мере, административно-правовая основа названных норм не позволяют последовательно решать правовые проблемы государственного регулирования экономики.
Как позитивный момент можно отметить повышение роли саморегулируемых организаций в сфере государственного регулирования экономики, но, во-первых, сама деятельность таких организаций, которая не лишена определенных недостатков, не должна уходить из-под контроля со стороны государства, во-вторых, в отдельных сферах, таких к к строительство, деятельность саморегулируемых организаций ни в коем случае не должна заменять государственное регулирование и контроль, она может лишь дополнять их
Уроки глобального финансово-экономического кризиса свидетельствуют о том, что тезисы о саморегулируемом рынке являются несостоятельными и не имеют под собой ник кой реальной основы.
Необходимо стремиться к идеальной модели государственного регулирования экономики. Однако, возможна ли вообще такая модель? Скорее нет, поскольку не являются идеальными обе стороны вертикали государственного регулирования экономики - государство и хозяйствующие субъекты.
Совершенствование самого государства - сфера конституционного и административного права, совершенствование форм государственного регулирования экономики и, отчасти, совершенствование хозяйствующих субъектов (помимо того, что это и их собственная задача) - сфера предпринимательского (хозяйственного) права. Сами по себе, без адекватного государственного регулирования на предпринимательско-правовых
(хозяйственно-правовых) основах, хозяйствующие субъекты не ст нут идеальными и д же не приблизятся к идеальности, и основной причиной того является эгоистическая направленность их поведения.
Законодательство в сфере государственного регулирования экономики отличается излишним динамизмом. Оно постоянно изменяется и совершенствуется, но это происходит бессистемно и зачастую поспешно. Одна из объективных причин такого положения - развитие и совершенствование самих хозяйственных отношений. В этих условиях задача законодателя должна состоять не только в правовой регламентации и констатации того, что фактически сложилось, но и в предвидении возможных тенденций развития хозяйственных отношений.
Что касается регионального законодательства, то оно зачастую опережает федеральное, в частности, в отношении правового обеспечения промышленной политики и государственно-частного партнерства, тогда как основы федеральной экономической политики и правовые основы единого рынка находятся в соответствии с Конституцией РФ в ведении РФ.
В сфере государственного регулирования экономики имеют место две противоположные тенденции. С одной стороны, происходит экспансионизм частного права, а с другой стороны, при осуществлении государственного регулирования экономики чрезмерно используются административно-правовые принципы и подходы, которые изначально, по своей сути, не адекватны рыночным отношениям.
Такая противоречивая ситуация не меняется и с учетом уроков глобального финансово-экономического кризиса. Курс на дальнейшую либерализацию экономики, включающий в себя прогрессирующую приватизацию государственного сектор , сопровождается дальнейшим усилением административно-правовых начал государственного регулирования.
Общая (главная) цель государственного регулирования экономики - обеспечение рационального хозяйствования, реализация и защита публичных интересов. Методы и формы такого регулирования должны быть адекватными и, конечно, эффективными средствами достижения н званной общей (главной) цели государственного регулирования экономики. Обеспечение рационального хозяйствования в объективном смысле, как составляющая общей (главной) цели государственного регулирования экономики в комплексе с предпринимательско-правовыми (хозяйственно-правовыми) принципами такого регулирования - система эффективных критериев выбора и совершенствования правовых, экономических и организационных форм государственного регулирования экономики.
Отсутствие системообразующего нормативного правового акта в сфере государственного регулирования экономики говорит о том, что у государства в данной сфере регулирования нет единой стратегии. Государственная экономическая политика не нашла пока своего надлежащего правового оформления.
Однако отсутствие системообразующего нормативного правового акта активно восполняется отдельными нормами бюджетного и налогового законодательства, регулирующими вертикальные предпринимательские отношения. Нормы Бюджетного и Налогового кодексов РФ в некоторой степени восполняют пробелы публично-правового регулирования хозяйственных отношений. Однако, фрагментарность и бессистемность, а также, в некоторой мере, административно-правовая основа названных норм не позволяют последовательно решать правовые проблемы государственного регулирования экономики.
Как позитивный момент можно отметить повышение роли саморегулируемых организаций в сфере государственного регулирования экономики, но, во-первых, сама деятельность таких организаций, которая не лишена определенных недостатков, не должна уходить из-под контроля со стороны государства, во-вторых, в отдельных сферах, таких к к строительство, деятельность саморегулируемых организаций ни в коем случае не должна заменять государственное регулирование и контроль, она может лишь дополнять их
Подобные работы
- ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ
БУМАГ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ
В РФ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5020 р. Год сдачи: 2018 - Государственное регулирование сферы культуры и искусств на региональном уровне
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: В СРАВНЕНИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН, КАМЧАТСКОГО КРАЯ И АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2016 - Внешнеэкономическая деятельность региона как объект государственного регулирования
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2020 - ПОТЕНЦИАЛ НЕКОММЕРЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА В РАЗВИТИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2020 - Государственное регулирование естественных монополий
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2020 - Правовая защита конкуренции при осуществлении торговой деятельности
Дипломные работы, ВКР, юридическая психология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2019



