Введение 3
1. Теоретические основы формирования и развития системы управления
инновационной деятельностью предприятия 6
1.1 Основные термины, понятия и определения в системе управления
инновационной деятельностью предприятия 6
1.2 Классификация методов управления инновационной деятельностью
предприятия 16
1.3 Инновационный процесс в деятельности предприятия 24
2. Исследование действующей системы управления инновационной
деятельностью предприятия на примере ООО "НШГТасма 31
2.1 Экономическая характеристика предприятия 31
2.2 Исследование системы управления ООО "НШГТасма 38
2.3 Анализ эффективности управления инновационной деятельностью
предприятия 41
3. Направления развития системы управления инновационной
деятельностью 44
3.1 Рекомендации и предложения по решению выявленных проблем 44
3.2 Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий 51
3.3 Пути дальнейшего совершенствования системы управления
инновационной деятельностью 54
Заключение 56
Список использованных источников 59
Приложения
Конец двадцатого века привел к обширному переосмыслению путей общественного развития. Концепция экономического роста, анализирующая материальное производство с чисто экономической точки зрения, была применима, пока земные природные ресурсы казались неисчерпаемыми в виду ограниченного воздействия производственной деятельности человека. В настоящее время общество пришло к осознанию того, что экономическая деятельность является лишь частью общечеловеческой деятельности и экономическое развитие должно рассматриваться в рамках более обширной концепции общественного развития.
Все более очевидным становится то, что основной специфической чертой новых систем внутриорганизационного управления должна стать ориентация на долгосрочную перспективу, проведение фундаментальных научных исследований, диверсификацию продуктов, новаторскую
деятельность, максимальное использование творческих способностей персонала. Децентрализация, сокращение уровней в аппарате управления, продвижение работников по служебной лестнице и их оплата, связанная непосредственно с реальными результатами их деятельности станут основными векторами изменений в аппарате управления.
Наиболее важным фактором для достижения высокого уровня конкурентоспособности, как отмечается во многих исследованиях, остается концентрация производства, что повлияет на сокращение тенденции к образованию огромных промышленных объединений.
Наряду с концентрацией уровень конкурентоспособности будет определяться такими факторами, как развитие производства новых видов продукции и стимулирование становления новых потребностей. С ними связаны тенденции продолжения увеличения расходов на исследовательские и опытные разработки, продвижение и маркетинг.
Научно-технический прогресс, признаваемый во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, «Инновационный процесс - единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление». Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена и потребления.
В этих обстоятельствах инновация изначально нацелена на практический коммерческий результат. Сама идея, дающая толчок, имеет меркантильное содержание: это уже не результат «чистой науки», полученный университетским ученым в свободном, ничем не ограниченном творческом поиске. В практической направленности инновационной идеи и состоит ее притягательная сила для капиталистических компаний.
Инновация является не только техническим термином, но также экономическим и социальным. Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности темы настоящей работы, предопределяет ее цель и задачи.
Цель дипломной работы - проанализировать и предложить рекомендации по совершенствованию системы инновационного развития организаций.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Рассмотрение содержания понятий инновация и инновационный процесс.
2. Обобщение теоретических основ организации инновационной деятельности и анализа внедрения инноваций на предприятие .
3. Проведение анализа управления инновационной деятельностью в ООО "НПП"Тасма".
4. Разработка предложений по совершенствованию организации управления инновационной деятельностью на предприятии ООО "НПП"Тасма".
Объектом исследования является ООО "НШГТасма".
Предмет исследования - инновационная система ООО "НШГТасма".
Методологию исследования составляют анализ внутренней документации организации, научной и учебной литературы, систематизация.
В исследовании использовались научная литература, данные из сети Интернет, статистические данные, научные публикации, лекционные материалы. В качестве информационной базы исследования выступила бухгалтерская отчётность ООО "НШГТасма" за 2014-2016 года, данные опроса сотрудников.
Практическая значимость исследования определяется обоснованностью выводов и предложений, позволяющих говорить о возможности внедрения результатов работы в практику деятельности ООО "НШГТасма".
Итак, в данной дипломной работе мы рассмотрели систему управления инновационной деятельности предприятия и пути её совершенствования.
В первой главе мы исследовали теоретические основы, связанные с понятием инновация. Также были подробно изучены основные виды инноваций, типы, критерии, гипотезы возникновения, предпосылки появления. Затем отдельный параграф посвящён методам управления инновационной деятельности на предприятии. Отдельно уделено внимание такому значимому процессу, как инновационный процесс. Были изучены жизненный цикл инноваций, основные фазы инновационного процесса и дана их подробная характеристика.
Вторая глава полностью посвящена исследованию текущего состояния организации ООО "НШГТасма", которую можно рассматривать как объект для применения теоретических знаний, полученных в первой главе. Была дана общая характеристика предприятия и подробно описано экономическое положение предприятия на 2017 год при помощи анализа бухгалтерской отчётности предприятия за три года. Была приведена и подробно изучена организационная структура управления организацией и выявлены наиболее существенные её недостатки. В завершении была рассмотрена схема текущего инновационного процесса на ООО "НШГТасма" и дана оценка её эффективности.
Третья глава содержит в себе рекомендации по совершенствованию инновационного процесса на ООО "НШГТасма". Были непосредственно даны подробные рекомендации, произведена оценка их эффективности, приведены возможные пути для дальнейшего развития инновационного потенциала исследуемого предприятия.
Основные тезисы, содержащиеся в работе:
1) Инновация - это результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового продукта, услуги, технологии или новой организационно - экономической формы, обладающий явными качественными преимуществами при использовании.
2) Методы управления инновационной деятельностью предприятия можно подразделить на следующие блоки: методы планирования и прогнозирования, методы рассмотрения и выбора инноваций, методы организации и управления, методы обучения персонала и руководства. Фактически все рассмотренные методы не являются применимыми только для управления инновационной деятельностью, но являются заимствованными из общего менеджмента.
3) В общем виде инновационный процесс можно записать в виде следующей последовательности:
Фундаментальные исследования ^ прикладные исследования ^ разработка ^ проектирование ^ строительство ^ освоение ^ промышленное производство ^ маркетинг ^ сбыт.
4) ООО "НШГТасма" - это промышленное предприятие города Казань, занимающееся производством различного вида плёнок. Среднесписочная численность работников организации - 326 человек.
5) Экономическое положение предприятия неудовлетворительное, однако присутствует тенденция к улучшению финансовых показателей.
6) Организационная структура организации линейно-функциональная, трёхуровневая. Присутствуют проблемы превышения нормы управляемости руководителей, в первую очередь директора.
7) Инновационный процесс на предприятии работает, однако не лишён многих недостатков. С точки зрения соответствия целям предприятия и эффективности деятельности он развит недостаточно.
8) Основные рекомендации для внедрения на ООО "НШГТасма":
- Открытие опытного производства
- Создание кружков качества
- Оптимизация оргструктуры
- Карты Шухарта
9) Оценка с помощью метода аналогий показала эффективность предлагаемых мероприятий.
10) Пути дальнейшего совершенствования инновационной деятельности на предприятии:
- Дальнейшее развитие научно-исследовательского потенциала
- Сотрудничество с университетами и другими организациями
- Развитие корпоративной социальной ответственности
1. Агарков А.П. Управление инновационной деятельностью - М.: Издательско-торговая корпорация 'Дашков и К-', 2015.
2. Анисимова И.А. Инновационные подходы к управлению российскими предприятиями - Менеджмент инноваций, №2(06), 2009.
3. Асаул А.Н. Модернизация экономики на основе технологических инноваций - М.: АНО «ИПЭВ», 2014.
4. Балабанов И. Т. Инновационный менеджмент - СПб.: Питер, 2014.
5. Балдин К.В. Инновационный менеджмент - М.: Издательский центр «Академия», 2013.
6. Балыбердин В.А. Прикладные методы оценки и выбора решений в стратегических задачах инновационного менеджмента - М.: Издательско- торговая корпорация 'Дашков и К-', 2015.
7. Баранчеев В.П. Управление знаниями в инновационной сфере - М.: Благовест-В, 2011.
8. Баранчеев В.П. Управление инновациями - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2011.
9. Бовин А.А. Управление инновациями в организациях - М.: Омега-JI, 2014.
10. Боер Ф.П. Оценка стоимости технологий: проблемы бизнеса и финансов в мире исследований и разработок - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес»,
2012.
11. Валдайцев С.В. Оценки бизнеса и инноваций - М.: Филинъ, 2016.
12. Ващенко Т.В. Математика финансового менеджмента - М.: Перспектива, 2010.
13. Вертакова Ю.В. Управление инновациями: теория и практика - М.: Эксмо, 2009.
14. Воробьев В.П. Инновационный менеджмент: финансовый аспект - СПб.: СПбУЭФ, 2010.
15. Глазьев С.Ю. Экономическая теория научно-технического прогресса - М.: Професс, 2014.
16. Голубков Е. Инновационный менеджмент. Технология принятия управленческих решений - М.: Дело и Сервис, 2012.
17. Горфинкель В.Я., Базилевич А.И. Инновационный менеджмент - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014.
18. Горфинкель В.Я. Малый инновационный бизнес- М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2013.
19. Грибов В.Д. Инновационный менеджмент - М.: НИЦ Инфра-М,
2013.
20. Друкер П.Ф. Бизнес и инновации - М.: Вильямс, 2010.
21. Зинов В.Г. Менеджмент инноваций - М.: Дело, 2015.
22. Инновационный менеджмент - М.: Вузовский учебник, 2016.
23. Инновационный менеджмент - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.
24. Кристенссен К. Решение проблемы инноваций в бизнесе - М.: Альпина Бизнес Букс, 2014.
25. Масленникова Н.Л., Желтенков А.В. Менеджмент в инновационной сфере - М.: ИД ФБК-Пресс, 2014.
26. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент - М.: НИЦ Инфра-М, 2013.
27. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
28. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент - М.: НИЦ
ИНФРА-М, 2014.
29. Основы инновационного менеджмента: Теория и практика - М.: ОАО «НПО»; Экономика, 2015.
30. Сетевая модель формирования российской национальной инновационной системы - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2015.
31. Стратегический менеджмент в инновационных организациях. Системный анализ и принятие решений - М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2013.
32. Устинов В.А. Управление инновационной деятельностью в процессе создания новой техники, освоение производства новой продукции - М., 2011.
33. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент - СПб: Питер, 2014.
34. Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент - СПб.: Питер, 2017.
35. Якобсон А. Инновационный менеджмент - М.: Омега-Л, 2012.
36. Cooper, R., Portfolio Management for New Products/ Robert G. Cooper, Scott J. Edgett // Product Development Institute, Product Innovation Best Practices Series, Paper # 11, 2011.
37. Kaplan, S Innovation Metrics/ Soren Kaplan, Stu Winby/ Measuring Innovation to Drive Strategic Business Growth, InnovationPoint LLC, 2015.
38. Muller, A Metrics for innovation: guidelines for developing a customized suite of innovation metrics, 2016.
39. http://www.sci-innov.ru
40. http://www.infontr.ru
41. http://www.inno.ru
42. http://www.innovbusiness.ru
43. http://www.rsci.ru
44. https://polimerexpert.ru
45. https://www.basf.com
46. https://ru.wikipedia.org
47. http://www.tasma.ru