Введение 3
1. Теоретические и методические основы принятия управленческих решений на основе моделирования ситуаций 6
1.1 Содержание основных понятий моделирования ситуаций для принятия
управленческих решений 6
1.2 Методы моделирования ситуаций для принятия управленческих решений 16
1.3 Методы оценки эффективности организации моделирования ситуаций для
принятия управленческих решений 25
2. Анализ действующей практики организации моделирования ситуаций для
принятия управленческих решений в ООО «Первый», Ариба пицца 32
2.1 Анализ развития деятельности в сфере общественного питания и общая
характеристика организации 32
2.2 Анализ системы управления и организации моделирования ситуаций для
принятия управленческих решений 53
2.3 Исследование проблем организации моделирования ситуаций для принятия управленческих решений 57
3. Повышение эффективности управления с помощью моделирования ситуации для принятия управленческих решений на примере ООО «Первый», Ариба пицца 68
3.1 Использование математического моделирования для принятия
управленческих решений 68
3.2 Рекомендации по совершенствованию деятельности на основе результатов моделирования 74
3.3 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий 81
Заключение 90
Список литературы 94
Приложение
Выпускная квалификационная работа посвящена сложной, и, несомненно, значимой проблеме - оптимизации управленческих решений на основе моделирования ситуаций.
Актуальность исследований в области оптимизации управленческих решений на основе моделирования ситуаций обусловлена возрастающей ролью человеческих ресурсов в деятельности организации как фактора, который выступает ключевой предпосылкой к повышению конкурентоспособности хозяйствующих субъектов всех отраслей российской экономики. Деятельность любой организации, независимо от формы собственности и масштабов, на протяжении всего периода существования неразрывно связана с людьми, работающими в ней. В зависимости от размеров организации, отдельные ее сотрудники могут объединяться в структурные подразделения (секторы, отделы, отделения), чья работа является составной частью работы организации. От слаженности работы сотрудников, от продуктивности труда каждого, зависит напрямую результат работы компании.
В подтверждение этого Т.В. Зайцева и А.Т. Зуб, исследуя проблемы эффективности функционирования организации, отмечают, что «от человеческих ресурсов зависит слабость и мощь организации. Принимаемые сотрудниками на любом рабочем месте профессиональные решения обусловливают эффективность осуществления производственных задач и формируют общую успешность и результативность деятельности организации. Поэтому важно контролировать, побуждать и помогать сотрудникам, чтобы, с одной стороны, создать все условия для наиболее полной реализации их профессионального багажа, с другой стороны - сформировать желание трудиться качественно и производительно» [10, с. 19].
Таким образом, актуальной является задача разработки таких управленческих решений, которые, бы учитывали специфику сферы деятельности предприятия и являлись осуществимыми на практике.
Вопросы изучения управленческих решений являются самыми изученными в трудах теоретиков и практиков по менеджменту управления: Виханский О.С., Глухов В.В., Базаров Т.Ю., Гутгарц Р.Д., Зайцева Т.В., Зуб А.Т., Маслов Е.В. и др. Так же в научной литературе раскрываются особенности управления персоналом: Архипов В., Ветошникова Ю., Бонниер, Браймер Р., Виноградова М.В., Панина З.И., Джеймс Д., Ефимова О.П., Иванов Н., Иванова Е., Кабушкин Н. И., Калашников А. Ю., Соколинская Н. И., Ямбург Н.И.
Однако, изучению и анализу принятия управленческих решений на основе моделирования ситуаций в сфере общественного питания научных исследований посвящено не было. На основании вышесказанного возникает проблема исследования: каковы особенности принятия управленческих решений на основе моделирования ситуаций в сфере общественного питания?
Объектом исследования являются управленческие решения в организации общественного питания (на примере кафе «Ариба Пицца» г. Казань).
Предметом исследования выступает анализ механизма принятия управленческих решений и на основе этого его оптимизация, направленная на повышение эффективности системы управления.
Целью дипломного проекта является повышение эффективности принятия управленческих решений на основе моделирования ситуации кафе «Ариба Пицца».
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1. изучить теоретические и методические основы принятия управленческих решений на основе моделирования ситуаций,
2. провести анализ действующей практики организации моделирования ситуаций для принятия управленческих решений в ООО «Первый», Ариба пицца,
3. предложить повышение эффективности управления с помощью моделирования ситуации для принятия управленческих решений на примере ООО «Первый», Ариба пицца.
Также дипломный проект ставит перед собой задачу показать насколько важно изучение процесса разработки и принятия управленческих решений, как системы повышения качества функционирования предприятия и результативности работы сотрудников и организации в целом.
Теоретической основой исследования послужили теоретические положения, изложенные в работах отечественных и зарубежных авторов по данной проблематике, нормативные документы РФ, касающиеся дорожного строительства.
В работе применялись приемы экономического и финансового анализа, сравнения и аналогии, единства объективного и субъективного в развитии экономических процессов.
Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Подводя итоги проведенному исследованию, а именно оптимизации управленческих решений в организации, хотелось бы подчеркнуть, прежде всего, что цель исследования достигнута, все задачи решены в полном объеме.
Проведя системный анализ сущности, функций и факторов качества разработки и принятия управленческих решений, пришли к выводу:
1. Предметом управленческого решения является управленческая деятельность и способы ее осуществления. Организация процесса управления заключается в распределении управленческой деятельности по исполнителям, определении порядка и методов ее выполнения, обеспечении необходимых коммуникационных взаимосвязей и т.п.
2. Состав основных управленческих функций может быть представлен следующими: целеполагание, мотивация, организация, планирование, учет, контроль и регулирование. При этом перечисленные функции выполняются как по отношению к организации в целом, так и по отношению к основным функциональным областям организации: основной деятельности, финансам, персоналу, снабжению, сбыту, инженерному обеспечению.
3. Можно дать следующее определение управленческого решения - это
умозаключение работника организации, связанное с выбором управленческих функций, действий и результатов, способов и методов их достижения, закрепленное в его сознании, в нормативных или распорядительских документах или переданное для исполнения другим работникам. А под эффективным управленческим решением следует понимать такое,
осуществление которого: позволяет достичь поставленную цель; использует минимально возможное количество ресурсов; имеет незначительное (минимальное, приемлемое) количество негативных последствий.
4. Определены основные условия качества управленческих решений, это: квалификация лица, принимающего решение, наличие своевременной релевантной информации, четкое распределение функций, прав и ответственности, отработанная процедура принятия и реализации решений.
Анализ трудового потенциала в антикафе «Ариба Пицца» показал, что возрастной и образовательный состав соответствует потребностям предприятия. Однако, существует тенденция к росту текучести персонала, в том числе и среди вновь принятых сотрудников, а также тенденция к росту оборота кадров по приему. При этом были выявлен ряд недостатков в системе отбора персонала, снижающих его эффективность - отсутствие регламентирующих документов, отсутствие детально проработанной процедуры формирования требований к кандидатам, недостаточная эффективность собеседования, отсутствие диагностики личностных характеристик и мотивации кандидатов.
Подводя итог проведенному анализу объекта исследования, сделаем вывод о достаточно устойчивом финансовом положении ООО, эффективности его организационной и производственной структур, несомненном преимуществе, так как это предприятие полного цикла, но «средней» оценке относительно стратегического положения. Развитие системы управления запасами и логистической структуры во многом способствует укреплению производственных и сбытовых позиций предприятий и позволяет сократить издержки и минимизировать потери.
В целом, на основе полученных аналитических данных, ООО «Первый» могут быть рекомендованы следующие направления и мероприятия для повышения эффективности его функционирования:
1. Проведение анализа материальных и нематериальных активов предприятия. В целом, происходит переосмысление использования как материальных, так и нематериальных активов, сокращаются связанные с ними расходы и, возможно, появляются новые внутренние ресурсы.
2. В ходе анализа выпускаемой продукции или оказываемых услуг определяют - сократить объемы, «избавившись» от неприбыльных, увеличить объемы (если спрос превышает производимый предприятием объем), сохранить текущие объемы производства если неплатежеспособность напрямую не связана с конечными результатами производства).
3. Оптимизация работы с посредниками, дилерами и субдилерами, поиск новых рынков сбыта.
4. Направление, направленное на реорганизацию всего производства на основе указанных выше видов анализа, а также изменение структуры управления предприятием на всех уровнях.
5. Направление, связанное с исследованием персонала организации с целью оптимизации количественных и качественных характеристик персонала, а также реорганизация самой структуры персонала объем и виды выполняемых обязанностей по каждой единице, организационное строение предприятия по горизонтали, уровень квалификации кадров и возможность его повышения).
6. Исследование систем учета, контроля, коммуникаций, связей, форм и методов управления, а также стиля руководства с целью выявления слабых сторон и их преодоление с целью совершенствования внутреннего функционирования.
7. На основе вышеперечисленных направлений в итоге, не растягивая по времени исполнения, необходимо разработать комплексный проект или программу план. Наиболее оптимальным и перспективным (по возрастанию) является:
- избавиться от тех активов, которые не нужны, но оттягивают на свое содержание денежные средства;
- сократить численность персонала, «убрав» те должности и направления деятельности, которые либо не нужны, либо могут быть переданы или перераспределены в силу низкой затратности рабочего времени на их выполнение;
- принятие решения относительно выпускаемой продукции (оказываемых услугах) - оставить, увеличить, сократить;
- «отладка» механизмов управления и принятия решений, обеспечения конкурентоспособности продукции и маркетинговых решений, улучшение коммуникационных процессов внутри предприятия;
- формирование на высшем уровне качественно новой политики на основе исследований (перечислены выше) и оптимизации внутренней структуры и внешних связей предприятия и последующая работа «по-новому».
В проектной части работы предложены для внедрения система 5S, изменение модели управления запасами в ООО «Первый» и интегрирование в логистическую систему организации автоматизированной системы управления запасами и, следовательно, управленческих решений.
Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий подтвердила из рентабельность.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.
1. Арсеньев Ю.Н. Управление персоналом: Модели управления - М.: ЭКСМО, 2014. - 296с.
2. Архипов, В., Ветошникова, Ю. Стратегия выживания ресторанного бизнеса / В. Архипов, Ю. ветошникова.// Ресторанный бизнес. - 2012 - №12. - с. 12-19.
3. Аширов, Д.А. Управление персоналом: учебник пособие / Д.А. Аширов. - М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2012. - 135 с.
4. Бизюков, П.В. Система управления персоналом: функции,
типология, модели / П.В. Бизюков // Социологические исследования. - 2014. - № 5. - С. 53-61.
5. Борисова, Е. Управление кадровым потенциалом организации / Е. Борисова // Экономический анализ: теория и практика - 2014. - № 2. - С. 25Ветров А. Организационные структуры управления. - М.: Центр, 2012. - 201 с.
6. Бусов В.И. Управленческие решения. - Юрайт, 2013. - 166 с.
7. Бычков, А.В. Управление персоналом: учеб. пособие / А.В. Бычков. - Пенза: изд-во Пенз. гос. ун-та, 2012. - 200 с.
8. Вавилов С.Ю. Стратегическое планирование как программа долгосрочного развития и адаптации ключевых компетенций компании // Менеджмент в России и за рубежом, 2013, №1. - 76 с.
9. Вандина О.. Методика внутреннего аудита учёта материально-производственных запасов в строительстве // Менеджмент в России и за рубежом, 2013, №1. - 100 с.
10. Вачугов Д.Д., Веснин В.Р. Меннеджер и стиль руководства -М.: Социально-политические науки, 1999. - 224 с.
11. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент - М.: Фирма Гардарики, 2002. - 54 с.
12. Воробьев, Л.А. Основы управления производством: учеб. пособие / Л.А. Воробьев. - Мн.: Финансы. Учет. Аудит, 2012. - 200 с.
13. Гапоненко Т.В. Управленческие решения: учебное пособие. - М.: Феникс, 2008. - 88 с.
14. Гапошина, Л.Г. Маркетинг кадрового обеспечения: учеб. пособие / Л.Г. Гапошина. - М.: Дело, 2013. - 300 с.
15. Герчикова, И.Н. Менеджмент: учеб. пособие / И.Н. Герчикова. М.: ЮНИТИ, 2012. - 346 с.
16. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование - планирование. - Железнодорожный, 1997. - 246 с.
17. Голоктеев К., Матвеев И. Управление производством. Инструменты, котобые работают. - СПб.: Питер, 2008. - 235 с.
18. Горбунова М.В. Основные теории управления. - СПб.: Наука, 2012.-356с.
19. Грейсон Дж.., Одейл К. Американский менеджмент на пороге ХХ1 века - М, Экономист, 1991. - 145 с.
20. Грунин О.А., Грунина С.О. Экономическая безопасность организации.
-СПб.: Питер, 2002. - 90 с.
21. Дафт Рифард Л. Менеджмент - СПб.: Питер., 2004. - 149 с.
22. Дорошенко, Л.С. Управление трудовыми ресурсами / Л.С. Дорошенко - Киев: МАУП, 2012. - 299 с.
23. Друкер, П. Ф., Макьярелло, Д. А. Менеджмент.: Пер. с англ. / П.Ф. Друкер, Д.А. Макжярелло. - М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2010. - 704 с.
24. Евланов Л.. Основы теории принятия решений. -М.: Академия н/х СССР, 1979. - 176 с.
25. Егоршин, А.П. Управление персоналом: учебник / А.П. Егоршин. - Изд. 2-е. - Н. Новгород: НИМБ, 2013. - 624 с.
26. Ефимова О.А. Финансовый анализ - М.: Финансы и статистика, 2000.-85 с.
27. Жданова, Т.С. Шпаргалка по управлению персоналом: ответы на экзаменационные билеты / Т.С. Жданова. - М.: Аллель - 2012. - 64 с.
28. Зайцев, Г.Г. Управление персоналом: учеб. пособие / Г.Г Зайцев. - СПб.: Северо-Запад, 2012. - 345 с.
29. Зайцева О.А., Радугин Л.А., Радугин К.А., Рогачева Н.И. Менеджмент. - М.: Центр, 2000. - 321 с.
30. Зайцева, Т.В., Зуб, А.Т. Управление персоналом. / Т.В. Зайцева, А.Т. Зуб. - М., 2013.- 336 с.
31. Иванова Л.И. Развитие методики анализа финансовой устойчивости как способа достижения объективной оценки финансового состояния организации // Менеджмент в России и за рубежом, 2013, №2. - 324 с.
32. Ивановская, Л.В., Свистунова, В.М. Обеспечение системы управления персоналом на предприятии: учеб. пособие / Л.В. Ивановская, В.М. Свистунова. - М.: ГАУ, 2012. - 350 с.
33. Игнатьева, А.В. Основы менеджмента / А.В. Игнатьева - М.: Образование, 2014. - 503 с.
34. Ильин, Е.М. Мотивация и мотивы / Е. М. Ильин. - СПб.: Питер,2012.- 512 с.
35. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие.- Минск.: Вышэйшая школа, 2005. - 87 с.
36. Казанский Ю.Н. Опыт организации и управления строительными фирмами в СЩА - М.: «Стройиздат», 1985. - 55 с.
37. Калдерон И. А. Развитие лидеров. Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей - М.: Альпина Паблишер,2013.- 457 с.
38. Кануков., Шогенов К.А. Маркетинг - Нальчик.: «Эль-фа», 1999. - 140 с.
39. Кибанов, А.Я. Управление персоналом: энциклопедический словарь / под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 481 с.
40. Кибанов, А.Я., Захаров, Д.К. Формирование системы управления персонала на предприятии: учебник / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров. М.: Дело,2013. - 380 с.
41. Клиланд Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. - М.: Экономика, 1997. - 76 с.
42. Ковалев, А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства / А.Г. Ковалев. - М.: Политиздат, 2012. - 271 с.
43. Комаров Е. Управление карьерой. // Управление персоналом. - 2013. - № 4. - с. 22-27
44. Комисарова, Г.А. Управление человеческими ресурсами: учеб. пособие / Г.А. Комисарова. - М.: Дело, 2013. - 340 с.
45. Коротков, Э.М. Исследование систем управления: учебник / Э.М. Коротков. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ДеКа, 2012. - 445 с.
46. Кочаргина, А.С., Клочкова, М.С. Управление персоналом: учеб. пособие / А.С. Кочаргина, М.С. Клочкова. - М.: Экзамен, 2012. - 180 с.
47. Кочеткова, А.И. Основы управления персоналом: учеб. пособие / А.И. Кочеткова. - М.: Пресс, 2014. - 380 с.
48. Круглов М.И. Стратегическое управление компанией. Учебник для ВУЗов.- М.: Русская деловая литература, 2000. - 332 с.
49. Лапуста М.. Словарь - справочник менеджера - М.: Инфра, 2000. - 88 с.
50. Ларичев О. И. Наука и искусство принятия решений. - М.: Наука, 1999. - 74 с.
51. Липунцов, Ю.П. Управление процессами. Методы управления предприятием с использованием информационных технологий: / Ю.П. Липунцов. - 2-е изд. - М.: ДМК Пресс; М.: Компания АйТи, 2012. - 224 с.
52. Лисицына Е.В. Формирование комплексной системы управления рисками // Финансовый менеджмент, 2013, №2. - 367 с.
53. Лифоренко Р. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. - СПб.: Питер, 2014. - 351 с.
54. Лицарева, Е.Ю. Управление персоналом: учеб. пособие / Е.Ю. Лицарева. - Томск: Томский госуд. ун-т, 2013. - 230 с.