Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конституционно-правовые основы финансовой системы Российской Федерации

Работа №86537

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы80
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
190
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Финансовая система как объект конституционно-правового регулирования 7
§ 1. Место финансовой системы государства в конституционном праве 7
§ 2. Исторический аспект: развитие регламентации вопросов финансовой системы государства конституционно-правовыми нормами 15
Глава 2. Основные направления конституционно-правового регулирования
финансовой системы 27
§ 1. Основы правового регулирования статуса Государственного бюджета как
конституционно-правового института 27
§ 2. Налоги как институт конституционного права 46
§ 3. Статус Центрального Банка Российской Федерации и его конституционно-правовое регулирование 59
Заключение 72
Список использованной литературы

Актуальность темы исследования связана с тем, что вопросы финансовой системы всегда, так или иначе, получали отражение в конституциях нашей страны, то есть она была и остается одним из объектов конституционного регулирования. Закрепление политических, экономических и организационных основ финансовой деятельности в действующей Конституции Российской Федерации свидетельствует об особой значимости правового регулирования финансовой системы. Она обусловлена тем, что, с одной стороны, финансовая система выступает важным атрибутом существования любого государства, гарантией его суверенитета, единства и осуществления его функций, а с другой - определенная модель ее организации служит важным условием реализации важнейших принципов конституционализма - правового, демократического и социального государства.
Конституционно-правовые основы финансовой системы включают те получающие отражение в Конституции элементы содержания ее главных составных частей (денежной, бюджетной, налоговой и банковской систем), которые наиболее тесным образом связаны с реализацией конституционных принципов государственного и народного суверенитета, эффективной защиты прав человека, разделения властей - как по горизонтали, так и по вертикали.
Особую актуальность исследование конституционно-правового регулирования финансовых отношений имеет именно сегодня. В последние годы технологическое усовершенствование денежных отношений, тотальная компьютеризация общества, экономическая и политическая глобализация, возрастание роли финансов в политической сфере, мировой финансовый кризис привели к усилению роли государственных органов в решении финансовых вопросов. Названная тенденция конституционно-правового регулирования финансов, безусловно, требуют научного осмысления.
Степень научной разработанности темы исследования. Несмотря на то, что достаточное количество ученых трудилось над вопросами взаимоотношения конституционной и финансово-экономической отраслей, нам не удалось найти работу, посвященную комплексному анализу правового регулирования финансовой системы.
Значительное влияние на изучение вопросов конституционного регулирования финансовых отношений внесли такие ученые как Г.Н. Андреева и Э.В. Талапина, развив идеи конституционной экономики. Стоит также указать таких ученых как С.А. Авакьян, И.А. Алебастрова, Г.А. Гаджиева, С.Ю. Кашкин, В.Д. Мазаева, М.М. Прошунин и В.Е. Чиркин.
За последние несколько лет были написаны и защищены диссертации, посвященные как конституционному, так и общему законодательному регулированию финансовых вопросов. Среди таковых хотелось выделить докторскую диссертацию С.Е. Лариной «Теория, методология и направления бюджетной децентрализации» (Москва - 2010).
Предмет и объекты исследования. Предметом исследования настоящей работы являются конституционно-правовые нормы, регулирующие финансовые отношения, место и значимость финансовой сферы в конституционном законодательстве, а также конституционная регламентация отдельных, наиболее значимых элементов финансовой системы: центрального банка, бюджета и налогов.
Объектами научного исследования являются:
- общественные отношения, в рамках которых реализуются
конституционно-правовые нормы финансового блока в России;
- действующее, и утратившее силу конституционное
законодательство нашей страны по теме настоящего исследования;
- работы отечественных ученых: конституционалистов, финансистов;
- статистические данные в исследуемой сфере.
Цели и задачи исследования. Целями научного исследования настоящей работы являются проведение комплексного анализа конституционно-правовой регламентации финансов посредством изучения нормативно-правовых актов, выявление наиболее значимых проблем в данной сфере и формулирование предложений по разрешению таких проблем.
Для достижения поставленных целей нам предстоит решить следующие задачи:
- определение места финансовой системы, а также ее элементов в системе конституционно-правового регулирования;
- проведение сравнительного анализа конституционного регулирования финансовых вопросов в историческом аспекте: в период существования СССР и нынешней России;
- выявление особенностей конституционно-правового регулирования отдельных наиболее значимых институтов финансовой системы: центрального банка, бюджета и налогов, и проблем реализации конституционных принципов в законодательстве.
Методы исследования. При написании настоящей работы были применены следующие методы: сравнительно-правовой, диалектический, системный и исторический, а также статистический, позволяющие не выявить и обобщить закономерности и проблемы, существующие в исследуемой сфере, а также предложить способы разрешения данных проблем.
Эмпирическую и нормативную основу настоящего диссертационного исследования составили: действующая Конституция Российской Федерации, ранее действовавшие конституции СССР и России; текущее российское законодательство; российская судебная практика.
Теоретическая основа диссертации.
Теоретическую базу настоящей научной работы составили труды отечественных конституционалистов, теоретиков права, специалистов в области конституционного и финансового права.
Следует выделить следующих исследователей:
- М.А. Абрамова, О.В. Беспалова, И.Н. Добрынин, Т.Г. Ильина, Д.А. Купряжкин и Е.А. Чегринец, рассматривавшие банковскую сферу как объект конституционно-правового регулирования;
- И.А. Аветисян, С.В. Галицкая, А.М. Лавров, посвятившие свои труды бюджетным отношениям;
- В.И. Гуреев, А.Н. Козырин, С.Г. Пепеляев. А.В. Ушаков,
осуществившие исследования в области конституционного регулирования налогообложения.
Безусловно, юридическое исследование института финансов не может обойтись без обращения к анализу трудов таких отечественных ученых- специалистов в области финансового права как Е.Ю. Грачева, Л.П. Окунева, Г.П. Толстопятенко.
Научная новизна настоящей работы заключается в том, были проанализированы и общие вопросы конституционно-правовой регламентации финансовых отношений, и конституционно-правовые аспекты отдельных элементов, к которым относятся налоги, бюджет и банки.
Структура работы. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и библиографического списка

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование конституционно-правового регулирования финансовой системы позволяет сделать следующие выводы.
1. Финансовая система является сложной категорией, включающей экономические, политические и юридические аспекты содержания и предназначения. В рамках юридического аспекта особо важное значение имеет конституционно-правовая составляющая.
2. Конституционное регулирование институтов финансовой системы не оставалось неизменным, эволюционируя вместе с самим конституционализмом.
3. В нашей стране необходимо осуществить ряд реформ конституционно-правовой значимости, которые предлагаются и обосновываются автором в настоящей работы:
А) трансформация бюджетных и налоговых взаимоотношений между центром и его территориальными единицами, а именно, переход к пропорциональному вертикальному бюджетному и налоговому выравниванию между Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями, что в итоге позволит субъектам РФ принимать более активное участие в механизмах горизонтального выравнивания. Данная реформа может быть проведена на уровне Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ, то есть, обойтись без конституционных поправок, хотя в дальнейшем для укрепления гарантий бюджетного и налогового федерализма желательны и они. В работе сформулированы конкретные предложения о подобных поправках и механизмах их претворения в жизнь;
Б) установление в Бюджетном кодексе РФ и Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» зоны ответственности глав субъектов РФ (как доноров, так и реципиентов) за ненадлежащее и неэффективное (отсутствие роста ВВП для принимающих регионов и недостижение отдающими соответствующих введенных коэффициентов выравнивания) проведение политики финансового горизонтального выравнивания;
В) подготовка и обязательное опубликование Парламентом пояснительных записок не только к проектам, но и к уже принятым финансовым законам и отчетам об их исполнении, адаптированно и понятно раскрывающих гражданам цель, смысл и содержание подобных актов. Подобную информацию необходимо открыто и доступно размещать на официальном сайте Государственной Думы. Предлагаемый механизм позволит в полной мере осуществить принцип транспарентности финансовой политики государства и будет способствовать налаживанию взаимопонимания между населением и органами государственной власти;
Г) установление в федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» мер и форм сущей и должной ответственности перед органами государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной.
Несмотря на очевидные недостатки конституционного регулирования финансово-экономических отношений в РФ, представляется, что начинать соответствующие реформы следует с внесения изменений в текущее законодательство, используя его как полигон испытаний соответствующих новелл. Однако современный зарубежный опыт обстоятельной регламентации финансовых отношений на конституционном уровне, безусловно, необходимо учитывать в будущем: когда магистральные пути дальнейшего развития финансовой системы РФ будут определены концептуально; возможно, целесообразно будет внесение блока конституционных поправок с целью формирования в России полноценной экономической конституции и построения конституционной экономики



1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7- ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - 04 авг. - N 31. - Ст. 4398.
2. О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 24.04.2008 N 1-ФКЗ // Российская газета. - 2008. - 30 апр. - N 94.
3. О референдуме Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ [ред. от 06.04.2015] // Российская газета. - 2004. - 30 июн. - N 137-д.
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ [ред. от 03.07.2016] // Российская газета. - 1998. - 12 авг. - N 153-154.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ [ред. от 03.07.2016 0] (с изм. и доп., вступ. всилу с 02.10.2016) // Российская газета. - 1994. - 08 дек. - N 238-239.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 31.07.1998 N 146-ФЗ [ред. от 03.08.2016] // Российская газета. - 1998. - 06 авг. - N 148-149.
7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков: федеральный закон от 23.07.2013 N 251-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Российская газета. - 2013. - 31 июл. - N 166.
8. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (действующая редакция, 2016) // Российская газета. - 1999. - 19 окт. - N 206.
9. О Счетной палате Российской Федерации: федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ (действующая редакция, 2016) // Российская газета. - 2013. - 10 апр. - N 77.
10.О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (действующая редакция, 2016) // Российская газета. - 2002. - 13 июл. - N 127.
11. Закон Республики Татарстан "О бюджете Республики Татарстан на 2016
год" от 19.11.2015 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://pravo.tatarstan.ru/rus/gossov/zakon.htm/?npa_id=8982 - (дата
обращения: 06.09.2016)
12. Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 25.07.2013 N 645 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - 29 июл. - N 30 (часть II). - Ст. 4086
Специальная литература
13. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность / С.А. Авакян - М.: РЮИД, «Сашко», 2000. - 528 с.
14. Авакьян С.А. Конституционное право России . Учебный курс: Учебное пособие: В 2 т. / С.А. Авакьян. - 5-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - Т. 1. - 864 с.
15. Алебастрова И.А. Возрастание роли конституционно-правового регулирования в эпохи экономических кризисов: закономерность или парадокс? / И.А. Алебастрова // Журнал LEX RUSSICA (РУССКИЙ ЗАКОН), 2013. - № 1. - С. 34-46.
16. Андреева Г.Н. Финансовая конституция в зарубежных странах: Монография / Отв. редактор Г.Д. Садовникова. - М.: ИНИОН, 2015. - 201 с.
17. Андреева Г.Н. Экономическая конституция в зарубежных странах: Монография / Отв. редактор В.В. Маклаков; Российская акад. наук, Ин-т науч. информ. по общественным наукам. - М.: Наука, 2006. - 268 с.
18. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник / М.В.Баглай - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 768 с.
19. Белов В.А. Финансово-правовые институты зарубежных стран: Учебное пособие / В.А. Белов, М.М. Прошунин. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М,
2012. - 299 с.
20. Беспалова О.В., Ильина Т.Г. Понятие и сущность центрального банка: современный взгляд на проблему // Проблемы учета и финансов, 2012, № 3 (7). С. 51;
21. Г.А. Гаджиев / Конституционная экономика / Ответственный редактор Г.А. Гаджиев. — М.: Юстицинформ — 2010. - 256 с.
22. Галицкая С.В. Теория и практика бюджетного федерализма / С.В. Галицкая. - М.; Экзамен, 2002. - 127 с.
23. Грачева Е.Ю. Финансовое право: учебник / Е.Ю. Грачева - М.: Проспект,
2013. - 576 с.
24. Гуреев В.И. Механизм взаимодействия публичных и частных
финансовых интересов в налоговом законодательстве / Публичные финансы в XXI веке. - Международная научно-практическая
конференция. 18 декабря 2014 г.: сборник научных статей // М.:
РУСАЙНС, 2015. - 256 с.
25. Добрынин И.Н. Конституционно-правовые основы регулирования банковской системы в Российской Федерации и реформирование национальных финансовых институтов / И.Н. Добрынин // Государство и
право, 2008. - № 6. - с. 116-121.
26. Дробозина Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит. / Дробозина Л.А., Окунева Л.П., Андросова Л.Д. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000. - 479 с.
27. Ерпылева Н.Ю. «Современный правовой статус Европейского центрального банка» / Н.Ю. Ерпылева / Банковское право: Федеральный научно-практический журнал. - № 5. - 2010.- № 5. - С. 35-43.
28. Замятина М.Ф. Оценка прозрачности бюджетного процесса в регионах
участниках процесса; опыт и проблемы / Замятина М.Ф., Бескровная В.А. // Тематический сборник статей: Бюджетный процесс: анализ
прозрачности и общественного участия. - СПб., 2003. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL:
http://www.transparentbudget.ru/rus/transparency.htm (дата обращения:
06.08.2016)
29. Зацепин В.Б. Российский бюджет чрезмерно засекречен: где деньги Зин? / В.Б. Зацепин // [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://www.svobodainfo.org/ru/node/681(дата обращения: 12.10.2016).
30. Казаков В.В. Бюджетный федерализм в России: сценарии
развития / В.В. Казаков // Известия Томского политехнического университета. - 2006. - № 4. - Том 309. - С. 178-190.
31. Качатуров А. Бюджет-2017 — это бомба! / А. Качатуров // Новая газета.
// [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL:
https://www.novayagazeta.ru/articles/2016/10/19/70222-byudzhet-2016-eto- bomba(дата обращения: 20.10.2016)
32. Ковалев В.В. Финансы. Учебник. / В.В. Ковалев. - М.: Проспект, 2013. - 928 с.
33. Ковалева Т.Н. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации / Т.Н. Ковалева. - М.: КНОРУС, 2006. - 208 с.
34. Козлова Е.И. Конституционное право России: учебник / Козлова Е.И., Кутафин О.Е. - М.: Проспект, 2013. - 565 с.
35. Купряжкин Д.А. Тенденция развития финансовой системы Европейского Союза: опыт Европейского центрального банка на открытом рынке в конце XX века / Д.А. Купряжкин // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова, 2011, № 3. С. 71.
36. Кустова М.В. Финансовое право: учебное пособие. Под ред. М.В. Кустовой, Н.А. Шевелевой. М.: Питер, 2014. - 320 с.
37. Лавров А.М. Бюджетный федерализм и финансовая стабилизация / А.М. Лавров // Вопросы экономики. - 2011. - С. 15-24.
38. Лаврушин О.И. Банковское дело: учебник / О.И. Лаврушкин - М.: КНОРУС, 2016. - 766 с.
39. Лазарев В.В. Конституционное право / В.В. Лазарев - М.: Юристъ, 2004. - 516 с.
40. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.33. / В.И. Ленин - М.: Прогресс, 1984.
41. Лившиц Р.З. Теория права: учебник / Р.З. Лившиц - М.: Юристъ, 2004. - 219 с.
42. Маркс К. Критика Готской программы / Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. - Т. 19. - С. 9-32.
43. Марченко М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. / М.Н. Марченко. - М.: Изд-во «Зерцало», 2011. - Т. 2. - 516 с.
44. Миропольцев В.Ю. Конституционно-правовые основы банковской системы Российской Федерации: Дисс. канд. юрид. наук / В.Ю. Миропольцев. - М., 2006. - 23 с.
45. Петров И. Регулятор сказал свое слово / Петров И. [электронный ресурс ] Режим доступа: http:// http://www.km. ru/economics/2013/09/04/tsentrobank- rf/719840-regulyator-skazal-svoe-slovo. - Заглавие с экрана. - (дата обращения: 08.09.2016).
46. Пепеляев С.Г. Комментарий к Постановлению Конституционного Суда РФ от 18 февраля 1997 года по делу о проверке конституционности Постановления Правительства РФ «О введении платы за выдачу лицензии на производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции». / С,Г. Пепеляев. Ответственный редактор Б.С. Эбзеев.: 2 т. - М.: Юристъ, 2001. - 735 с.
47. Петрунина Ю.Ю. Экономика / Петрунина Ю.Ю. Панова М.И. // Словарь
по обществознанию. - 2013. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://www.vocable.ru/dictionary/911/word/bank (дата обращения:
09.07.2016).
48. Пресс-служба Банка России [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
URL: http://www.cbr.ru/press/PR.aspx?file=130809_160059reliz-4.htm -
Заглавие с экрана - (дата обращения: 17.10.2016).
49. Прозоров И.В. Закрепление института собственности в конституционном праве России: автореф. дисс. к.ю.н. / И.В. Прозоров. - Москва, 2010. - 161 с.
50. Пушкарева В.М. История мировой и русской финансовой науки и политики / В.М. Пушкарева. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 272 с.
51. Пушмин Э.А. Система советского права и перспективы ее развития / Э.А. Пушман // Круглый стол журнала Советское государство и право // /Советское государство и право. - 1982. - № 8. - С. 105-106
52. Самнер У. Протекционизм, или теория богатства от непроизводственного труда / У. Самнер. - Челябинск: Социум, 2006. - 256 с.
53. Ушаков А.А. Основополагающие начала налогового права в правовых позициях Конституционного Суда / А.А. Ушаков // Законодательство, 2007. - № 11. - С. 41-43
54. Чегринец Е.А. Конституционно-правовой статус центральных банков Европейского Союза (на примере европейской системы центральных банков). Дисс. к.ю.н. / Е.А. Чегринец. - М., 2001. - 203 с.
55. Чепурнова Н. М. Конституционно-правовые основы регулирования налоговых отношений в Российской: монография / Н. М. Чепурнова, Т. Н. Затулина. - М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2012. - 175 с.
56. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры / С.М. Шахрай. - М.: Статут, 2016. - 613 с.
Материалы юридической практики
57. Определение Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. N 268-О "По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // Вестник Конституционного Суда РФ. - 2001. - N 2.
58. Постановление Конституционного Суда РФ от 21.03.1997 N 5-П "По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (п. 3) // Российская газета. - 1997. - 01 апр. - N 64.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ