Конституционно-правовые основы финансовой системы Российской Федерации
|
Введение 3
Глава I. Финансовая система как объект конституционно-правового регулирования 7
§ 1. Место финансовой системы государства в конституционном праве 7
§ 2. Исторический аспект: развитие регламентации вопросов финансовой системы государства конституционно-правовыми нормами 15
Глава 2. Основные направления конституционно-правового регулирования
финансовой системы 27
§ 1. Основы правового регулирования статуса Государственного бюджета как
конституционно-правового института 27
§ 2. Налоги как институт конституционного права 46
§ 3. Статус Центрального Банка Российской Федерации и его конституционно-правовое регулирование 59
Заключение 72
Список использованной литературы
Глава I. Финансовая система как объект конституционно-правового регулирования 7
§ 1. Место финансовой системы государства в конституционном праве 7
§ 2. Исторический аспект: развитие регламентации вопросов финансовой системы государства конституционно-правовыми нормами 15
Глава 2. Основные направления конституционно-правового регулирования
финансовой системы 27
§ 1. Основы правового регулирования статуса Государственного бюджета как
конституционно-правового института 27
§ 2. Налоги как институт конституционного права 46
§ 3. Статус Центрального Банка Российской Федерации и его конституционно-правовое регулирование 59
Заключение 72
Список использованной литературы
Актуальность темы исследования связана с тем, что вопросы финансовой системы всегда, так или иначе, получали отражение в конституциях нашей страны, то есть она была и остается одним из объектов конституционного регулирования. Закрепление политических, экономических и организационных основ финансовой деятельности в действующей Конституции Российской Федерации свидетельствует об особой значимости правового регулирования финансовой системы. Она обусловлена тем, что, с одной стороны, финансовая система выступает важным атрибутом существования любого государства, гарантией его суверенитета, единства и осуществления его функций, а с другой - определенная модель ее организации служит важным условием реализации важнейших принципов конституционализма - правового, демократического и социального государства.
Конституционно-правовые основы финансовой системы включают те получающие отражение в Конституции элементы содержания ее главных составных частей (денежной, бюджетной, налоговой и банковской систем), которые наиболее тесным образом связаны с реализацией конституционных принципов государственного и народного суверенитета, эффективной защиты прав человека, разделения властей - как по горизонтали, так и по вертикали.
Особую актуальность исследование конституционно-правового регулирования финансовых отношений имеет именно сегодня. В последние годы технологическое усовершенствование денежных отношений, тотальная компьютеризация общества, экономическая и политическая глобализация, возрастание роли финансов в политической сфере, мировой финансовый кризис привели к усилению роли государственных органов в решении финансовых вопросов. Названная тенденция конституционно-правового регулирования финансов, безусловно, требуют научного осмысления.
Степень научной разработанности темы исследования. Несмотря на то, что достаточное количество ученых трудилось над вопросами взаимоотношения конституционной и финансово-экономической отраслей, нам не удалось найти работу, посвященную комплексному анализу правового регулирования финансовой системы.
Значительное влияние на изучение вопросов конституционного регулирования финансовых отношений внесли такие ученые как Г.Н. Андреева и Э.В. Талапина, развив идеи конституционной экономики. Стоит также указать таких ученых как С.А. Авакьян, И.А. Алебастрова, Г.А. Гаджиева, С.Ю. Кашкин, В.Д. Мазаева, М.М. Прошунин и В.Е. Чиркин.
За последние несколько лет были написаны и защищены диссертации, посвященные как конституционному, так и общему законодательному регулированию финансовых вопросов. Среди таковых хотелось выделить докторскую диссертацию С.Е. Лариной «Теория, методология и направления бюджетной децентрализации» (Москва - 2010).
Предмет и объекты исследования. Предметом исследования настоящей работы являются конституционно-правовые нормы, регулирующие финансовые отношения, место и значимость финансовой сферы в конституционном законодательстве, а также конституционная регламентация отдельных, наиболее значимых элементов финансовой системы: центрального банка, бюджета и налогов.
Объектами научного исследования являются:
- общественные отношения, в рамках которых реализуются
конституционно-правовые нормы финансового блока в России;
- действующее, и утратившее силу конституционное
законодательство нашей страны по теме настоящего исследования;
- работы отечественных ученых: конституционалистов, финансистов;
- статистические данные в исследуемой сфере.
Цели и задачи исследования. Целями научного исследования настоящей работы являются проведение комплексного анализа конституционно-правовой регламентации финансов посредством изучения нормативно-правовых актов, выявление наиболее значимых проблем в данной сфере и формулирование предложений по разрешению таких проблем.
Для достижения поставленных целей нам предстоит решить следующие задачи:
- определение места финансовой системы, а также ее элементов в системе конституционно-правового регулирования;
- проведение сравнительного анализа конституционного регулирования финансовых вопросов в историческом аспекте: в период существования СССР и нынешней России;
- выявление особенностей конституционно-правового регулирования отдельных наиболее значимых институтов финансовой системы: центрального банка, бюджета и налогов, и проблем реализации конституционных принципов в законодательстве.
Методы исследования. При написании настоящей работы были применены следующие методы: сравнительно-правовой, диалектический, системный и исторический, а также статистический, позволяющие не выявить и обобщить закономерности и проблемы, существующие в исследуемой сфере, а также предложить способы разрешения данных проблем.
Эмпирическую и нормативную основу настоящего диссертационного исследования составили: действующая Конституция Российской Федерации, ранее действовавшие конституции СССР и России; текущее российское законодательство; российская судебная практика.
Теоретическая основа диссертации.
Теоретическую базу настоящей научной работы составили труды отечественных конституционалистов, теоретиков права, специалистов в области конституционного и финансового права.
Следует выделить следующих исследователей:
- М.А. Абрамова, О.В. Беспалова, И.Н. Добрынин, Т.Г. Ильина, Д.А. Купряжкин и Е.А. Чегринец, рассматривавшие банковскую сферу как объект конституционно-правового регулирования;
- И.А. Аветисян, С.В. Галицкая, А.М. Лавров, посвятившие свои труды бюджетным отношениям;
- В.И. Гуреев, А.Н. Козырин, С.Г. Пепеляев. А.В. Ушаков,
осуществившие исследования в области конституционного регулирования налогообложения.
Безусловно, юридическое исследование института финансов не может обойтись без обращения к анализу трудов таких отечественных ученых- специалистов в области финансового права как Е.Ю. Грачева, Л.П. Окунева, Г.П. Толстопятенко.
Научная новизна настоящей работы заключается в том, были проанализированы и общие вопросы конституционно-правовой регламентации финансовых отношений, и конституционно-правовые аспекты отдельных элементов, к которым относятся налоги, бюджет и банки.
Структура работы. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и библиографического списка
Конституционно-правовые основы финансовой системы включают те получающие отражение в Конституции элементы содержания ее главных составных частей (денежной, бюджетной, налоговой и банковской систем), которые наиболее тесным образом связаны с реализацией конституционных принципов государственного и народного суверенитета, эффективной защиты прав человека, разделения властей - как по горизонтали, так и по вертикали.
Особую актуальность исследование конституционно-правового регулирования финансовых отношений имеет именно сегодня. В последние годы технологическое усовершенствование денежных отношений, тотальная компьютеризация общества, экономическая и политическая глобализация, возрастание роли финансов в политической сфере, мировой финансовый кризис привели к усилению роли государственных органов в решении финансовых вопросов. Названная тенденция конституционно-правового регулирования финансов, безусловно, требуют научного осмысления.
Степень научной разработанности темы исследования. Несмотря на то, что достаточное количество ученых трудилось над вопросами взаимоотношения конституционной и финансово-экономической отраслей, нам не удалось найти работу, посвященную комплексному анализу правового регулирования финансовой системы.
Значительное влияние на изучение вопросов конституционного регулирования финансовых отношений внесли такие ученые как Г.Н. Андреева и Э.В. Талапина, развив идеи конституционной экономики. Стоит также указать таких ученых как С.А. Авакьян, И.А. Алебастрова, Г.А. Гаджиева, С.Ю. Кашкин, В.Д. Мазаева, М.М. Прошунин и В.Е. Чиркин.
За последние несколько лет были написаны и защищены диссертации, посвященные как конституционному, так и общему законодательному регулированию финансовых вопросов. Среди таковых хотелось выделить докторскую диссертацию С.Е. Лариной «Теория, методология и направления бюджетной децентрализации» (Москва - 2010).
Предмет и объекты исследования. Предметом исследования настоящей работы являются конституционно-правовые нормы, регулирующие финансовые отношения, место и значимость финансовой сферы в конституционном законодательстве, а также конституционная регламентация отдельных, наиболее значимых элементов финансовой системы: центрального банка, бюджета и налогов.
Объектами научного исследования являются:
- общественные отношения, в рамках которых реализуются
конституционно-правовые нормы финансового блока в России;
- действующее, и утратившее силу конституционное
законодательство нашей страны по теме настоящего исследования;
- работы отечественных ученых: конституционалистов, финансистов;
- статистические данные в исследуемой сфере.
Цели и задачи исследования. Целями научного исследования настоящей работы являются проведение комплексного анализа конституционно-правовой регламентации финансов посредством изучения нормативно-правовых актов, выявление наиболее значимых проблем в данной сфере и формулирование предложений по разрешению таких проблем.
Для достижения поставленных целей нам предстоит решить следующие задачи:
- определение места финансовой системы, а также ее элементов в системе конституционно-правового регулирования;
- проведение сравнительного анализа конституционного регулирования финансовых вопросов в историческом аспекте: в период существования СССР и нынешней России;
- выявление особенностей конституционно-правового регулирования отдельных наиболее значимых институтов финансовой системы: центрального банка, бюджета и налогов, и проблем реализации конституционных принципов в законодательстве.
Методы исследования. При написании настоящей работы были применены следующие методы: сравнительно-правовой, диалектический, системный и исторический, а также статистический, позволяющие не выявить и обобщить закономерности и проблемы, существующие в исследуемой сфере, а также предложить способы разрешения данных проблем.
Эмпирическую и нормативную основу настоящего диссертационного исследования составили: действующая Конституция Российской Федерации, ранее действовавшие конституции СССР и России; текущее российское законодательство; российская судебная практика.
Теоретическая основа диссертации.
Теоретическую базу настоящей научной работы составили труды отечественных конституционалистов, теоретиков права, специалистов в области конституционного и финансового права.
Следует выделить следующих исследователей:
- М.А. Абрамова, О.В. Беспалова, И.Н. Добрынин, Т.Г. Ильина, Д.А. Купряжкин и Е.А. Чегринец, рассматривавшие банковскую сферу как объект конституционно-правового регулирования;
- И.А. Аветисян, С.В. Галицкая, А.М. Лавров, посвятившие свои труды бюджетным отношениям;
- В.И. Гуреев, А.Н. Козырин, С.Г. Пепеляев. А.В. Ушаков,
осуществившие исследования в области конституционного регулирования налогообложения.
Безусловно, юридическое исследование института финансов не может обойтись без обращения к анализу трудов таких отечественных ученых- специалистов в области финансового права как Е.Ю. Грачева, Л.П. Окунева, Г.П. Толстопятенко.
Научная новизна настоящей работы заключается в том, были проанализированы и общие вопросы конституционно-правовой регламентации финансовых отношений, и конституционно-правовые аспекты отдельных элементов, к которым относятся налоги, бюджет и банки.
Структура работы. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и библиографического списка
Проведенное исследование конституционно-правового регулирования финансовой системы позволяет сделать следующие выводы.
1. Финансовая система является сложной категорией, включающей экономические, политические и юридические аспекты содержания и предназначения. В рамках юридического аспекта особо важное значение имеет конституционно-правовая составляющая.
2. Конституционное регулирование институтов финансовой системы не оставалось неизменным, эволюционируя вместе с самим конституционализмом.
3. В нашей стране необходимо осуществить ряд реформ конституционно-правовой значимости, которые предлагаются и обосновываются автором в настоящей работы:
А) трансформация бюджетных и налоговых взаимоотношений между центром и его территориальными единицами, а именно, переход к пропорциональному вертикальному бюджетному и налоговому выравниванию между Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями, что в итоге позволит субъектам РФ принимать более активное участие в механизмах горизонтального выравнивания. Данная реформа может быть проведена на уровне Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ, то есть, обойтись без конституционных поправок, хотя в дальнейшем для укрепления гарантий бюджетного и налогового федерализма желательны и они. В работе сформулированы конкретные предложения о подобных поправках и механизмах их претворения в жизнь;
Б) установление в Бюджетном кодексе РФ и Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» зоны ответственности глав субъектов РФ (как доноров, так и реципиентов) за ненадлежащее и неэффективное (отсутствие роста ВВП для принимающих регионов и недостижение отдающими соответствующих введенных коэффициентов выравнивания) проведение политики финансового горизонтального выравнивания;
В) подготовка и обязательное опубликование Парламентом пояснительных записок не только к проектам, но и к уже принятым финансовым законам и отчетам об их исполнении, адаптированно и понятно раскрывающих гражданам цель, смысл и содержание подобных актов. Подобную информацию необходимо открыто и доступно размещать на официальном сайте Государственной Думы. Предлагаемый механизм позволит в полной мере осуществить принцип транспарентности финансовой политики государства и будет способствовать налаживанию взаимопонимания между населением и органами государственной власти;
Г) установление в федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» мер и форм сущей и должной ответственности перед органами государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной.
Несмотря на очевидные недостатки конституционного регулирования финансово-экономических отношений в РФ, представляется, что начинать соответствующие реформы следует с внесения изменений в текущее законодательство, используя его как полигон испытаний соответствующих новелл. Однако современный зарубежный опыт обстоятельной регламентации финансовых отношений на конституционном уровне, безусловно, необходимо учитывать в будущем: когда магистральные пути дальнейшего развития финансовой системы РФ будут определены концептуально; возможно, целесообразно будет внесение блока конституционных поправок с целью формирования в России полноценной экономической конституции и построения конституционной экономики
1. Финансовая система является сложной категорией, включающей экономические, политические и юридические аспекты содержания и предназначения. В рамках юридического аспекта особо важное значение имеет конституционно-правовая составляющая.
2. Конституционное регулирование институтов финансовой системы не оставалось неизменным, эволюционируя вместе с самим конституционализмом.
3. В нашей стране необходимо осуществить ряд реформ конституционно-правовой значимости, которые предлагаются и обосновываются автором в настоящей работы:
А) трансформация бюджетных и налоговых взаимоотношений между центром и его территориальными единицами, а именно, переход к пропорциональному вертикальному бюджетному и налоговому выравниванию между Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями, что в итоге позволит субъектам РФ принимать более активное участие в механизмах горизонтального выравнивания. Данная реформа может быть проведена на уровне Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ, то есть, обойтись без конституционных поправок, хотя в дальнейшем для укрепления гарантий бюджетного и налогового федерализма желательны и они. В работе сформулированы конкретные предложения о подобных поправках и механизмах их претворения в жизнь;
Б) установление в Бюджетном кодексе РФ и Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» зоны ответственности глав субъектов РФ (как доноров, так и реципиентов) за ненадлежащее и неэффективное (отсутствие роста ВВП для принимающих регионов и недостижение отдающими соответствующих введенных коэффициентов выравнивания) проведение политики финансового горизонтального выравнивания;
В) подготовка и обязательное опубликование Парламентом пояснительных записок не только к проектам, но и к уже принятым финансовым законам и отчетам об их исполнении, адаптированно и понятно раскрывающих гражданам цель, смысл и содержание подобных актов. Подобную информацию необходимо открыто и доступно размещать на официальном сайте Государственной Думы. Предлагаемый механизм позволит в полной мере осуществить принцип транспарентности финансовой политики государства и будет способствовать налаживанию взаимопонимания между населением и органами государственной власти;
Г) установление в федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» мер и форм сущей и должной ответственности перед органами государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной.
Несмотря на очевидные недостатки конституционного регулирования финансово-экономических отношений в РФ, представляется, что начинать соответствующие реформы следует с внесения изменений в текущее законодательство, используя его как полигон испытаний соответствующих новелл. Однако современный зарубежный опыт обстоятельной регламентации финансовых отношений на конституционном уровне, безусловно, необходимо учитывать в будущем: когда магистральные пути дальнейшего развития финансовой системы РФ будут определены концептуально; возможно, целесообразно будет внесение блока конституционных поправок с целью формирования в России полноценной экономической конституции и построения конституционной экономики
Подобные работы
- БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА В РФ:
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ТЕНДЕНЦИИ
РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Понятие и правовые принципы избирательной системы Российской Федерации
Контрольные работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 300 р. Год сдачи: 2023 - Особенности конституционного-правового статуса Центрального Банка
Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - Публично-правовые основы финансовой деятельности государства
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Конституционно-правовой статус Федерального Собрания Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2020 - Налог на прибыль организаций в доходах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2016 - НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2018 - Особенности конституционно-правого статуса Центрального Банка Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - Конституционно-правовые основы налогообложения
в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016



