Введение 4
1 Теоретические аспекты бизнес-планирования на предприятии
1.1 Сущность и значение бизнес-планирования в управлении предприятием 8
1.2 Организация процесса бизнес-планирования на предприятии 13
1.3 Структура бизнес-плана и характеристика его основных разделов 20
2 Изучение экономической деятельности предприятия ООО «Колхоз «Кама» . 30
2.1 Характеристика деятельности ООО «Колхоз-Кама» 30
2.2 Оценка финансово-хозяйственной деятельности ООО «Колхоз «Кама» 32
2.2.1 Анализ состава, структуры и динамики основных фондов 32
2.2.2 Анализ финансовой структуры баланса ООО «Колхоз «Кама» 34
2.3 Анализ финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности ООО «Колхоз «Кама» 39
2.3.1 Анализ деловой активности ООО «Колхоз-Кама» 42
2.3.2 Анализ финансовых результатов ООО «Колхоз «Кама» 43
2.3.3 Диагностика банкротства ООО «Колхоз «Кама» 46
2.4 Система текущих планов предприятия, их взаимосвязь 47
2.4.1 Текущий план предпринимательской деятельности предприятия (на 2017год) 48
2.4.2 Планирование сбыта и производства продукции 48
2.4.3 Планирование потребности в семенах и продуктивности крупного
рогатого скота 50
2.4.4 Планирование поголовья животных по половозрастным группам и
получения продукции животноводства 51
2.4.5 Планирование потребности животных в кормах 52
3 Бизнес-план по расширению фермы крупнорогатого скота в ООО «Колхоз «Кама» 55
3.1 Аннотация, резюме, описание предприятия и продукции, анализ
положения дел в отрасли 55
3.2 Маркетинговые исследования рынка и конкурентов 62
3.3 Производственный и финансовый планы, оценка рисков 65
Заключение 72
Список использованных источников 78
Приложение А. Бухгалтерская отчетность ООО «Колхоз «Кама» .
Приложение Б. Схема организации бизнес-планирования
Приложение В. Устав ООО «Колхоз «Кама»
Экономика подразумевает становление и развитие предприятий различных организационно - правовых форм, основанных на разных видах частной собственности, появление новых собственников, - как отдельных граждан, так и трудовых коллективов.
Появился такой вид экономической деятельности, как предпринимательство - это хозяйственная деятельность, т.е. деятельность, связанная с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг или же продажей товаров, необходимых потребителю. Она имеет регулярных характер и отличается, свободой в выборе направлений и методов деятельности, самостоятельностью в принятии решений, ответственностью за принимаемые решения и их использования. Этот вид деятельности не исключает риска, убытков и банкротства. Предпринимательство четко ориентировано на получение прибыли, чем в условиях развитой конкуренции достигается и удовлетворение общественных потребностей. Это важнейшая предпосылка и причина заинтересованности в результатах финансово - хозяйственной деятельности. Реализация этого принципа на деле зависит не только от предоставленной предприятием самостоятельности и необходимости финансировать свои расходы без государственной поддержки, но и от той доли прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налогов. Необходимо создать такую экономическую среду, в условиях которой выгодно производить товары, получать прибыль, снижать издержки.
Для принятия тех или иных решений в управлении предприятием немаловажным становится проведение различных видов экономического анализа. Анализ связан с повседневной экономической деятельностью предприятия, их коллективов, менеджеров, собственников.
Чтобы обеспечить выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценить финансовое состояние предприятия, своего и конкурентов.
Инструментом для оценки финансового состояния предприятия является финансовый анализ, который характеризует итоги финансово - экономической деятельности предприятия. Для принятия того или иного решения необходимо проанализировать обеспеченность предприятия финансовыми ресурсами, целесообразность и эффективность их использования, платежеспособность предприятия и его финансовое взаимоотношение с партнерами. Анализ и оценка финансовых показателей необходим для эффективного управления предприятием. С его помощью руководители предприятием могут совершенствовать направления своей деятельности.
Итак, успешное финансовое управление направлено на:
^Рентабельность предприятия в условиях конкурентной борьбы;
2. Избежание финансовых неудач;
3 . Конкурентоспособность
4. Развитие экономического потенциала предприятия;
5. Рост объемов производства и реализации в сфере услуг;
6. Увеличение прибыли;
7. Уменьшение расходов;
Все явления и процессы хозяйственной деятельности предприятий находятся во взаимосвязи, взаимозависимости. Одни из них непосредственно связаны между собой, другие - косвенно. На величину валовой продукции непосредственное влияние оказывают такие факторы, как численность рабочих и уровень производительности их труда. Все другие факторы воздействуют на этот показатель косвенно.
Каждое явление можно рассматривать как причину и как результат. Производительность труда можно рассматривать, как причину изменения объема производства, уровня ее себестоимости и как результат изменения степени усовершенствования организации труда и т.д.
Каждый результативный показатель зависит от многочисленных и разнообразных факторов. Чем более детально исследуется влияние факторов на величину результативного показателя, тем точнее результаты анализа и оценка качества работы предприятий. Отсюда важным методологическим вопросом в анализе хозяйственной деятельности является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей. Без изучения факторов нельзя сделать обоснованные выводы о результатах деятельности, выявить резервы производства, обосновать планы и управленческие решения.
Переработка все больших объемов статистической информации позволит выявлять более глубокие вероятностные закономерности экономических явлений.
В условиях рыночных отношений сохраняется актуальность планирования деятельности предприятия. Вообще, планомерное развитие экономики понижается как развитие, соответствующее задачам, поставленным органом управления. И в этом смысле планирование является важнейшей функцией управления, а планомерность присуща экономике вообще, вне зависимости от способа производства, общественно-экономической системы. Наиболее совершенной формой планирования в условиях рынка является бизнес- планирование.
Бизнес-план - это целевой программный документ, представляющий собой систему расчетов, технико-экономических обоснований, совокупность экономических показателей, описание мер и действий, посвященных реализации основной цели предпринимательской деятельности - получения максимальной прибыли от нее.
Целью данной выпускной квалификационной работы является анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Колхоз «Кама» и разработка на его основе бизнес-плана, направленного на повышение эффективности деятельности.
Объектом дипломного исследования является предприятие ООО «Колхоз «Кама». Основной задачей предприятия является удовлетворение потребностей предприятий, организаций, граждан в продукции производимой обществом, извлечение прибыли в интересах его участника.
Предметом исследования является сама методика анализа хозяйственной деятельности и практика применения ее в управленческой деятельности предприятием.
Основными задачами настоящей ВКР являются:
1. Рассмотрение теоретических основ бизнес-плана.
2. Проведение анализа экономической деятельности предприятия ООО «Колхоз «Кама».
3. Оценка финансово-экономического состояния предприятия, и оценка финансовых результатов деятельности предприятия ООО «Колхоз «Кама».
4. Разработка бизнес-плана по повышению эффективности предприятия на основе полученных результатов деятельности.
В данной дипломной работе использованы материалы бухгалтерской отчетности за 2014-2016 годы и различные методические источники (Приложение А).
Материал в данной дипломной работе изложен по трем направлениям:
1. Изложение теоретических аспектов бизнес планирования на предприятии;
2. Проведение анализа, оценка финансового состояния предприятия и рентабельности ООО «Колхоз «Кама»;
3. Разработка бизнес-плана по повышению эффективности ООО «Колхоз «Кама».
Экономика подразумевает становление и развитие предприятий различных организационно - правовых форм, основанных на разных видах частной собственности, появление новых собственников, - как отдельных граждан, так и трудовых коллективов.
Появился такой вид экономической деятельности, как предпринимательство - это хозяйственная деятельность, т.е. деятельность, связанная с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг или же продажей товаров, необходимых потребителю. Она имеет регулярных характер и отличается, свободой в выборе направлений и методов деятельности, самостоятельностью в принятии решений, ответственностью за принимаемые решения и их использования. Этот вид деятельности не исключает риска, убытков и банкротства. Предпринимательство четко ориентировано на получение прибыли, чем в условиях развитой конкуренции достигается и удовлетворение общественных потребностей.
В условиях рыночных отношений сохраняется актуальность планирования деятельности предприятия. Вообще, планомерное развитие экономики понижается как развитие, соответствующее задачам, поставленным органом управления. И в этом смысле планирование является важнейшей функцией управления, а планомерность присуща экономике вообще, вне зависимости от способа производства, общественно-экономической системы. Наиболее совершенной формой планирования в условиях рынка является бизнес - планирование.
Бизнес-план - это целевой программный документ, представляющий собой систему расчетов, технико-экономических обоснований, совокупность экономических показателей, описание мер и действий, посвященных реализации основной цели предпринимательской деятельности - получения максимальной прибыли от нее.
Целью данной выпускной квалификационной работы на тему «Бизнес-план повышения эффективности деятельности ООО «Колхоз «Кама» является изучение и применение на практике теоретических знаний, современных методов экономических исследований финансового состояния предприятия и анализа результатов экономической деятельности.
Объектом дипломного исследования является предприятие ООО «Колхоз «Кама».
В главе 1 выпускной квалификационной работы подробно изучены теоретические аспекты, сущность и организация процесса бизнес-планирования на предприятии.
Итак, важнейшим инструментом планирования является бизнес-план. Трудно найти предприятие, осуществляющее деятельность без составленного бизнес-плана. Бизнес-план - это документ, описывающий развитие предприятия, анализирует проблемы и определяет способы решения, план развития с учётом возможностей. В то же время бизнес-план является выражением цели его существования предприятия.
Бизнес-план является элементом осуществления успешной деятельности предприятия, а индивидуализированный подход способствует многообразию форм предпринимательства.
Бизнес план представляет собой:
1. Резюме является одним из самых важных разделов бизнес-плана - с него и начинается бизнес-план. Задача резюме - привлечь предполагаемого адресата бизнеса к дальнейшему его изучению, оно включает в себя информацию и выводы по проекту. В итоге резюме обязательно должен быть свод финансовых показателей. Составляется оно в конце работы над бизнес-планом, когда готовы все остальные разделы.
2. Анализ рынка - этот раздел направлен на изучение рынков и конкурентов, позволяет предпринимателю четко представить, кто будет покупать его товар и где его ниша на рынке.
3. Маркетинговый план - раздел, посвященный маркетингу, является одной из важнейших частей бизнес-плана, поскольку в нем непосредственно говорится о характере намечаемого бизнеса и способах, благодаря которым можно рассчитывать на успех.
4. Организационный план включает в себя данные по
организационной структуре предприятия.
5. Производственный план обосновывает выбор технологии
производства, потребность в ресурсах, выбор места расположения.
Подробно описывает процесс изготовления, на каком оборудовании, где находится предприятие выпускающее товар.
6. Финансовый план посвящен планированию финансового обеспечения деятельности фирмы с целью наиболее эффективного использования имеющихся денежных средств.
Во 2 главе работы проанализировано формирование прибыли от всей финансово - хозяйственной деятельности ООО «Колхоз «Кама» за период 2014-2016 гг.
В ходе анализа объем основных средств ООО «Колхоз «Кама» за 2015-2016 гг. уменьшился на 3171 тыс. руб., что произошло из-за уменьшения стоимости зданий, сооружений и передаточных устройств на 1620 тыс. руб., суммы земельных участков и объектов природопользования на 495 тыс. руб. По другим элементам основных средств также наблюдается понижение их величины.
В ООО «Колхоз «Кама» источники имущества в 2016 году уменьшились с 62668тыс. руб. до 62556 тыс. руб., т.е. снижение составило 112 тыс. руб. Не наблюдается темпов роста имущества.
Сравнивая величину собственного и заемного капиталов можно сделать вывод об изменениях в структуре пассива баланса. Собственный капитал в данной структуре в 2014 году составлял 65,5%, а в 2016 году составил 72,5%, т.е. собственный капитал увеличился в структуре пассива баланса на 7%. Повышение доли собственного капитала говорит об уменьшении в данной структуре пассива баланса на 7% заемного капитала, который в 2014 году составлял 34,5%, а в 2016 году составил 27,5%.
Доля обязательств в совокупных источниках формирования пассивов за анализируемый период уменьшилась. В 2016 году совокупная величина долгосрочных и краткосрочных обязательств ООО«Колхоз «Кама» составила 17188 тыс. руб. (27,5% от общей величины пассивов). Снижение заемных средств ведет к уменьшению степени финансовых рисков и может положительно повлиять на финансовую устойчивость.
В общей структуре задолженности в 2016 году долгосрочные пассивы превышают краткосрочные на 866 тыс. руб., что говорит о неплохой финансовой устойчивости предприятия и, возможно, о будущем увеличении оборотов предприятия в случае, если долгосрочные пассивы направлены на расширение парка оборудования и объемов производства.
Величина краткосрочных обязательств, которая в 2014 году составляла 9851 тыс. руб., напротив, уменьшилась на 4794 тыс. руб. (темп снижения составил 10,3%), а в 2016 году их величина составила 8161 тыс. руб. Рыночная устойчивость ООО «Колхоз «Кама» снизилась. Коэффициент финансового риска в 2014 году составил 0,53, а в 2016 году - 0,38, т.е. произошло уменьшение на 0,15. Это связано с уменьшением заемного капитала в структуре пассива баланса и говорит о том, что зависимость предприятия от заемных средств снизилась.
Проанализировав актив баланса ООО «Колхоз «Кама» можно сделать вывод, что имущество организации в 2016 году уменьшилось в основном за счет внеоборотного капитала (на 112 тыс. руб.). Величина внеоборотного капитала на протяжении анализируемого периода имеет тенденцию как увеличения, так и уменьшения: в 2014 году он составил 42703 тыс. руб., в 2015 году - 43390 тыс. руб., в 2016 году - 40219 тыс. руб.
В 2016 году наибольший удельный вес в структуре совокупных активов приходится на основные средства (64,486%), что говорит о мобильной структуре активов и увеличению оборачиваемости средств предприятия.
Дебиторская задолженность в денежном эквиваленте увеличилась с 265 тыс. руб. до 429 тыс. руб., т.е. на 164 тыс. руб., доля дебиторской задолженности в структуре актива баланса увеличилась на 0,29%.
Денежные средства на 2014 год составили 4 тыс. руб., а на 2016 год - 40 тыс. руб. Темп роста данного показателя составил 1000%. Доля денежной наличности в структуре актива баланса увеличилась на 0,058%.
В 2016 г. наблюдается уменьшение коэффициента оборачиваемости до 0,88 оборотов, что оценивается как отрицательная тенденция.
Уменьшение уровня коэффициента оборачиваемости говорит о понижении эффективности управления производственными запасами.
Коэффициент оборачиваемости собственных средств имеют положительное значение во все исследуемые годы, это говорит о наличии у предприятия собственных оборотных средств , что оценивается положительно. Выручка
ООО «Колхоз «Кама» в 2015 году увеличилась на 7239 тыс. руб. по сравнению с 2014 годом, а в 2016 году по сравнению с 2015 годом произошел рост выручки еще на 447 тыс. руб., на что могло повлиять увеличение объемов реализации продукции предприятия.
Себестоимость продаж увеличилась в 2015 году с 31670 тыс. руб. до 39693 тыс. руб., что составило 7653 тыс. руб. В 2016 году произошло увеличение на 2036 тыс. руб., причиной данному росту послужило увеличение выручки от продажи ООО «Колхоз «Кама».
Чистая прибыль в 2015 году увеличилась с 166 тыс. руб. до 3350 тыс. руб., т.е. на 318 тыс. руб., а в 2016 году произошло уменьшение и на конец отчетного периода недоимка предприятия составила 3315 тыс. руб.
Однако на основании проведенных расчетов, можно сделать вывод о большой вероятности банкротства. Также показатели финансовых результатов деятельности ООО «Колхоз «Кама» имеют не плохие значения и рост, что является положительным моментом его функционирования. Значит руководству нужно подумать над программой повышения эффективности деятельности предприятия.
В итоговой главе представлен подробный бизнес-план по расширению фермы крупнорогатого скота в ООО «Колхоз «Кама». Реализация данного проекта предусматривает вложение денежных средств не в новое предприятие, а в уже существующее, стратегией развития которого является создание интегрированной фермерской структуры по производству мяса крупнорогатого скота.
Рассматриваемый проект не связан со значительными рисками и предусматривает сохранение базовых показателей продуктивности производства, оказывающих наибольшее влияние на финансовый результат проекта.
С экономической точки зрения, данный проект является целесообразным, т.к. приносит бюджетный эффект, создает новые рабочие места, способствует увеличению производства фермерской продукции республики.
1. Абрамс, Р. Бизнес-план на 100%: Стратегия и тактика эффективного бизнеса / Р. Абрамс. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 486 с.
2. Алиев, В.С. Бизнес-планирование с использованием программы Project Expert (полный курс): Учебное пособие / В.С. Алиев. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 352 с.
3. Баринов, В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А. Баринов. - М.: Форум, 2013. - 256 с.
4. Бекетова О.Н. Бизнес планирование: Учебное пособие/ О.Н. Бекетова. - М.: Ньютон, 2014, - 160 с.
5. Бронникова, Т.С. Разработка бизнес-плана проекта: Учебное пособие / Т.С. Бронникова. - М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2012. - 224 с.
6. Бочаров, С.А. Основы бизнеса: Учебно-методический комплекс М.: ЕАОИ, 2012, — 447 с.
7. Буров, В.П. Бизнес-план фирмы. Теория и практика: Учебное пособие / В.П. Буров. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 192 с.
8. Виноградова, М.В. Бизнес-планирование в индустрии гостеприимства: Учебное пособие / М.В. Виноградова. - М.: Дашков и К, 2013. - 280 с.
9. Гайнутдинов, Э.М. Бизнес-планирование: Учебное пособие / Э.М. Гайнутдинов. - Минск: Высшая школа, 2011. - 207 с.
10. Гладкий, А.А. Бизнес-план: Делаем сами на компьютере / А.А. Гладкий. - М.: Рид Групп, 2012. - 240 с.
11. Джакубова, Т.Н. Бизнес-план: расчеты по шагам / Т.Н. Джакубова. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 96 с.
12. Дубровин, И.А. Бизнес-планирование на предприятии: Учебник для бакалавров / И.А. Дубровин. - М.: Дашков и К, 2013. - 432 с.
13. Жуков, В.В. Бизнес-планирование ./ В.В. Жуков. - М.: МЭИ, 2011. - 568 с.
14. Золотухин, О.И. Бизнес-планирование: Учебное пособие / О.И.
Золотухин. - СПб.: ГУАП, 2013. - 84 с.
15. Кренер, С. Планета МВА. Бизнес-школы: взгляд изнутри / С. Кренер, Д. Дирлова. - М.: Олимп-Бизнес, 2003. - 256 с.
16. Лосев, В. Как составить бизнес-план. Как составить бизнес-план: Практическое руководство с примерами готовых бизнес-планов для разных отраслей: Пер. с англ. / В. Лосев. - М.: Вильямс, 2013. - 208 с.
17. Любанова, Т.П. Сборник бизнес-планов. Методика и примеры: предпринимательская деятельность, экономическое обоснование инженерных решений в курсовом, дипломном проектировании, диссертационных работах: Учебное и научно-практическое пособие / Т.П. Любанова. - М.: ИКЦ МарТ, МарТ, 2011. - 408 с.
18. Морошкин, В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А.
Морошкин. - М.: Форум, 2012. - 288 с.
19. Немети, Л. Стратегии выхода из бизнеса: планирование выхода, опционы, увеличение стоимости бизнеса, управление сделками для владельцев бизнеса / Л. Немети. - М.: Инфотропик Медиа, 2012. - 272 с.
20. Орлова, П.И. Бизнес-планирование: Учебник. / П.И. Орлова. - М.: Дашков и К, 2016. - 288 с.
21. Петухова, С.В. Бизнес-планирование: как обосновать и реализовать бизнес-проект: Практическое пособие / С.В. Петухова. - М.: Омега-Л, 2013. - 171 с.
22. Романова, М.В. Бизнес-планирование: Учебное пособие / М.В. Романова. - М.: ИД ФОРУМ, ИНФРА-М, 2012. - 240 с.
23. Стрекалова, Н. Бизнес-планирование: Учебное пособие / Н. Стрекалова. - СПб.: Питер, 2012. - 352 с.
24. Стрекалова, Н.Д. Бизнес-планирование: Учебное пособие Стандарт
третьего поколения / Н.Д. Стрекалова. - СПб.: Питер, 2013. - 352 с.
25. Бизнес-планирование: Учебное пособие / Под ред. В.З. Черняка, Г.Г. Чараева. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 591 с.
26. http://bs-start.rU/index.php/business-plan/structura-biz-plana/71 -resumebp
27. http: //www.200planov.ru/opisanie tovara.php
28. http: //www.finlabel. ru/lais-159-1. html
29. http://www.plans-b.ru/razdeli.html
30. https://www.inventech.ru/lib/business-plan/plan-0008/