Введение 3
Глава 1. Правовое положение высшего исполнительно-распорядительного органа в теории государства и права 6
Глава 2. Правовое положение Правительства Российской
Федерации 13
§1. Законодательные основы деятельности Правительства Российской Федерации 13
§2. Взаимоотношения Правительства Российской Федерации и Президента Российской Федерации 21
§3. Организационный механизм взаимодействия Правительства и иных органов исполнительной власти 30
§4. Взаимодействие Правительства Российской Федерации с органами судебной власти 38
Глава 3. Практические аспекты реализации полномочий Правительства Российской Федерации 43
§ 1. Правовые и организационные формы осуществления полномочий Правительства Российской Федерации 43
§2. Актуальные проблемы осуществления полномочий Правительства Российской Федерации 49
Заключение 57
Список используемой литературы
В связи с разложением СССР в 1991 году и преобразованием административно-плановой экономики в рыночную, возникла надобность коренной перестройки государственного механизма управления, и, прежде всего, исполнительной власти. Нормативной основой для указанных изменений стали правовые предписания Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ) . В соответствии со ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
Ст. 10 Конституции РФ закрепляет принцип разделения властей. Согласно предписаниям данной статьи, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Исполнительная власть как одна из ветвей государственной власти обладает рядом особенностей и является необходимостью, выступающей как организующая деятельность государства. Основным назначением исполнительной власти является организация исполнения актов законодательной власти и других нормативных актов, отсюда и вытекает название «исполнительная власть». Данное предназначение органов исполнительной власти составляет сущность всей их деятельности, содержание и характер полномочий.
Согласно ч. 1 ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть в нашей стране осуществляет Правительство Российской Федерации (далее - Правительство РФ). Его компетенция, порядок формирования, состав определяются Конституцией РФ и федеральными законами, а также указами Президента РФ.
Основные аспекты осуществления собственных властных полномочий органами государственной власти, и, особенно, исполнительной, всегда были предметом подробного изучения административно-правовой и конституционно-правовой науки. Помимо того с момента принятия Конституции РФ система федеральных органов государственной власти неоднократно подвергалась изменениям в целях ее оптимизации, усиления ее роли в процессах реформирования государства и общества
Правительство РФ как орган государственной власти возглавляет систему органов исполнительной власти и именно от его решений и эффективности исполнения законов зависит социально-экономическая политика.
Особое внимание в рассматриваемой сфере следует уделить и правовым актам Правительства РФ, которые занимают особое место в системе средств реализации компетенции органа исполнительной власти, поскольку именно посредством их принятия и осуществляются их государственно-властные полномочия. В указанных актах наиболее явно проявляется властный характер государственной деятельности.
Несмотря на значимость рассматриваемого института, в отечественной юридической науке не в полной мере разработана доктрина, касающаяся правового положения Правительства РФ, в частности, его системы, структуры, взаимоотношения с иными ветвями власти, Президентом РФ, нормотворческим процессом его структурных подразделений. Поэтому тема, выбранная для написания данного квалификационного исследования, безусловно, актуальна.
Целью дипломной работы является комплексное теоретико-практическое исследование правового статуса Правительства Российской Федерации. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Дать общую характеристику исполнительно-распорядительного органа в системе государственных органов.
2. Определить полномочия и компетенцию Правительства Российской Федерации на основе современного российского законодательства.
3. Проанализировать взаимодействие Правительства Российской
Федерации и Президента Российской Федерации.
4. Проанализировать организационный механизм взаимодействия
Правительства с иными органами исполнительной власти.
Изучением отдельных вопросов, касающихся правового статуса изучаемого субъекта занимались, в частности, Агалов К.В., Байкин И.М., Бахрах Д.Н., Бобылева К.Н., Буряга В.О., Варламов В.Ю., Вишняков В.Г., Волкова Л.П., Гогаева А.Л., Гончаров В.В., Гусева Т.А., Козлов Ю.М., Кондрашев А.А. и ряд других.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере регулирования правоотношений, связанных с правовым статусом Правительства РФ.
Предметом исследования явились нормы конституционного, административного и иных отраслей законодательства Российской Федерации, регулирующие отношения, связанные с правовым положением Правительства РФ, а также судебная практика, монографическая и специальная литература, относящиеся к теме исследования.
Квалификационное исследование состоит из введения, трех глав, состоящих из шести параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Основной задачей исполнительной власти является организация исполнения законов и иных нормативных правовых актов, именно от этой деятельности преимущественно зависит общее положение и благополучие любого государства.
Конституция РФ применительно к системе федеральных органов исполнительной власти регламентирует лишь вопросы организации и деятельности Правительства РФ, возглавляющего федеральные органы власти, а также предусматривает полномочие федеральных органов исполнительной власти создавать свои территориальные органы (ст. 78, ч. 1). Иные же аспекты правового статуса и деятельности Правительства РФ регулируются иными актами; в первую очередь, ФКЗ «О Правительстве РФ».
Органы исполнительной власти не являются однородными по своей структуре. В литературе принято использовать два термина, касающиеся состава органов исполнительной ветви власти: система и структура.
Система федеральных органов исполнительной власти состоит из Правительства РФ, образуемого в соответствии с Конституцией РФ и являющегося высшим исполнительным органом государственной власти в Российской Федерации, и федеральных органов исполнительной власти - федеральных министерств, служб и агентств, перечень которых определяется Президентом РФ.
Значит, система органов исполнительной власти - это виды органов исполнительной власти, а структура - конкретный перечень этих органов. Указом Президента от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» установлено, что в системе исполнительных органов Российской Федерации имеются следующие виды органов, различающихся по назначению, задачам, по принципам и сфере деятельности и другим признакам: федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства. В Указе определяются перечень и особенности каждого из этих видов органов.
Положения этого Указа, с одной стороны, значительно упростили ранее существовавшую систему исполнительной власти, позволили четко обозначить подведомственность органов друг другу, с тем, чтобы распределить их функции и избежать дублирования полномочий. С другой стороны, при сравнительно одинаковых требованиях, предъявляемых к однотипным организационным формам, фактически созданы разные не только по уровню подчиненности, но и по объему полномочий федеральные органы исполнительной власти - руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ и руководство которыми осуществляет Правительство РФ.
Под понятием «структура Правительства РФ» также понимается его внутреннее строение. Оно состоит из Председателя, заместителей Председателя и федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Председатель Правительства РФ предлагает Президенту РФ кандидатуры на должности заместителей и федеральных министров. Председатель Правительства РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента РФ определяет основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу.
Таким образом, в составе Правительства РФ выделяется три вида членства: 1) Председатель Правительства РФ; 2) заместитель (заместители) Председателя Правительства РФ и 3) федеральные министры. Назначение состава Правительства РФ, а также основания и порядок его отставки в самом общем виде устанавливаются Конституцией РФ, и уточняются иными законодательными актами.
Вместе с тем, следует согласиться с часто высказываемыми в специальных исследованиях тезисами о том, что существующее отрывочное,
разрозненное регулирование отношений в сфере установления структуры Правительства РФ, к сожалению, в некоторых случаях приводит к правоприменительным проблемам в осуществлении полномочий исполнительными органами власти, а также в их дублировании.
В связи с этим обосновывается вывод о необходимости принятия Федерального закона «О системе федеральных органов исполнительной власти», в котором необходимо детально регламентировать принципы и порядок формирования этих органов, организационно-правовые формы, их место в системе исполнительной власти, правовой статус, подчиненность, порядок их взаимодействия с другими ветвями власти, а также с органами исполнительной власти субъектов РФ и общественными объединениями.
Правительство РФ, являясь самостоятельным органом власти, вместе с тем, находится в тесной взаимосвязи с органами законодательной и судебной власти.
Анализируя положения о взаимодействии различных ветвей власти, Конституционный суд РФ, и с этим мнением следует согласиться, отметил, что в ст. 10 Конституции РФ речь идет не независимых друг от друга развивающихся властях, а об их сотрудничестве и даже единстве, в рамках которых сохраняется и конституционно обеспечивается различие и самостоятельность органов, осуществляющих законодательство, управление и правосудие.
Однако при исследовании взаимодействия Федерального Собрания РФ и федеральных органов исполнительной власти, необходимо отметить явный «перевес» в системе разделения властей, смещение центра тяжести от законодательной власти в сторону исполнительной. Осуществление контроля представительными органами государственной власти за деятельностью органов исполнительной власти остается неурегулированной на законодательном уровне.
Необходимо отметить, что ФЗ о поправке к Конституции РФ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» от 30 декабря 2008 г. был введен еще один институт контроля - заслушивание ежегодного отчета Правительства о результатах его деятельности, в т.ч. по вопросам, поставленным Думой. 6 апреля 2009 г. данная норма была впервые реализована.
С принятием вышеупомянутых конституционных поправок контрольные права Федерального Собрания были расширены. Данная мера, безусловно, правильна, но недостаточна. Целесообразно и дальнейшее расширение полномочий законодательной власти в этой сфере. Представляется нужным придание нижней палате более серьезных рычагов влияния на формирование Правительства РФ и контроля над его деятельностью.
В системе государственной власти Президент РФ и Правительство РФ - это конституционные органы различного назначения и статуса. Правительство РФ, осуществляя исключительно исполнительную власть, выступает и с формально-правовых позиций и фактически является федеральным органом государственной власти, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Президент РФ институциирован как глава государства, но не исполнительной власти, хотя и наделен существенными полномочиями в этой области.
Правовой акт Правительства РФ представляет собой основанное на законе одностороннее юридически-властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление, изменение или отмену административно-правовых норм или возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений в целях реализации задачи функций исполнительной власти. Они обладают огромным значением поскольку, во-первых, развивают положения нормативных актов более высокого уровня и дают ответы на многие вопросы реализации конкретной нормы, а, во-вторых, способны оперативно решать проблемы, возникающие в правоприменительной практике, позволяя таким образом регулировать отношения до принятия соответствующего правового акта на уровне закона.
Как и любой иной государственный орган, Правительство РФ обладает своей собственной компетенцией, т.е. полномочиями органа по осуществлению возложенных на него функций.
Непосредственная деятельность Правительства РФ осуществляется в двух формах: заседаний Правительства РФ и заседаний Президиума Правительства РФ.
Полномочия Правительства РФ неразрывно связаны с реализацией норм ст. 71 Конституции РФ, определяющей предметы ведения Российской Федерации. Непосредственное отношение к деятельности Правительства РФ имеет указание на такие предметы ведения, как федеральная собственность и управление ею, установление основ федеральной политики и федеральные программы в конкретных областях развития страны; установление правовых основ единого рынка, федеральный бюджет, федеральные налоги, внешнеэкономические отношения, оборона и безопасность.
В сферу полномочий и компетенции Правительства РФ входит регулирование общественных отношений в различных сферах жизнедеятельности российского социума: социально-экономической, политической, духовной, культурной, военной и др.
Анализ основных направлений проводимой в стране административной реформы свидетельствует о том, что главная ее задача - ликвидация избыточных функций административно-правового регулирования предпринимательской деятельности, создание условий для нормального функционирования рынка, в том числе путем совершенствования налогового и бюджетного законодательства; устранение административных барьеров; борьба с коррупцией и взяточничеством; исключение дублирующих полномочий федеральных органов исполнительной власти.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 дек.
2. О судебной системе Российской Федерации: федеральный
конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ [ред. от 105.02.2014] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - №1. - Ст. 1.
3. О правительстве Российской федерации: федеральный
конституционный закон от 17 декабря 1997 № 2-ФЗ [ред. от 28.12.2016] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - №51. - Ст. 5712.
4. О статусе судей в Российской Федерации: Закон Российской
Федерации от 26 июня 1992 № 3132-1 [ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016] // Российская юстиция. - 1995. - № 11.
5. О судебных приставах: федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ [ред. от 03.07.2016] // Российская газета. - 1997. - № 149.
6. Об исполнительном производстве: федеральный закон от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ [ред. от 28.12.2016] // Российская газета. - 2007. - № 223.
7. О полномочном представителе Президента Российской Федерации
в федеральном округе: указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849 [ред. от 28.12.2016]// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 20. - Ст. 2112.
8. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 [ред. от 07.12.2016] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 11. - Ст. 945.
9. Об Администрации Президента Российской Федерации: Указ
Президента Российской Федерации от 25 марта 2004 г. № 400 [ред. от
25.08.2016] // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 13. - Ст. 1188.
10. О структуре федеральных органов исполнительной власти: указ Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 [ред. от 29.12.2016] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 22. - Ст. 2754.
11. Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации: постановление Правительства Российской Федерации от 13
августа 1997 г. № 1009 [ред. от 15.10.2016] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 33. - Ст. 3895.
12. О взаимодействии Правительства Российской Федерации и
федеральных органов исполнительной власти с полномочными
представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и схеме размещения территориальных органов федеральных органов
исполнительной власти: постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2000 г. № 592 [ред. от 27.08.2015] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 34. - Ст. 3473.
13. О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении
об Аппарате Правительства Российской Федерации: постановление
Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260 [ред. от 17.02.2017] // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 23. - Ст. 2313.
14. О мерах по совершенствованию электронного документооборота в
органах государственной власти: постановление Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2012 г. № 890 [ред. от 21.07.2014] // Собрание
законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 38. - Ст. 510.
15. Об утверждении Стратегии развития физической культуры и
спорта в Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р //
Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 33. - Ст. 4110.
II. Специальная литература
1. Авакьян С.А. Конституционное право России. В 2 томах: учебный курс / С.А. Авакьян. - М., 2014. - 864 с.
2. Агалов К.В. Система органов исполнительной власти в Российской Федерации: Конституционно-правовые аспекты: автореф. дисс. ... к.ю.н. / К.В. Агалов. - М., 2013. - 26 с.
3. Азизов Р. Ф. Электронное правительство как элемент электронного государства / Р. Ф. Азизов // Ученые труды Российской Академии адвокатурыи нотариат. - 2014. - № 4. - С. 22 - 27.
4. Бабурин С.Н. Теория государства: правовые и геополитические проблемы / С.Н. Бабурин. - М.: Изд-во МГУ, 1997. - 567 с.
5. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов / М. В. Баглай .- 10-е изд., изм. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 784 с.
6. Байкин И.М. Правовой анализ полномочий органов исполнительной ветви власти и прокуратуры / И.М. Байкин // Российский юридический журнал.
- 2011. - № 5. - С. 161 - 170
7. Бобылева К.Н. Взаимодействие Президента с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации / К.Н. Бобылева // Административное право и процесс. - 2007. - № 2. - С. 18 - 21.
8. Бошно С.В. Модернизация технологии опубликования нормативных правовых актов в России / С.В. Бошно // Вестник Волгоградского государственного университета: Серия 5, Юриспруденция. - 2013. - № 2. - С. 49 - 55.
9. Буринов М. А. Электронное правительство как фактор совершенствования регионального управления в условиях информационного общества / М. А. Буринов // Государственная власть и местное самоуправление.-2013. - № 3. - С. 17 - 19.
10. Буряга В.О. Административные регламенты: некоторые проблемы применения / В. О. Буряга // Юридический мир. - 2013. - № 10. - С. 35 -39.
11. Варламов В.Ю. О некоторых вопросах реализации конституционных полномочий Правительства Российской Федерации в сферах внешней политики и международных отношений / В.Ю. Варламов // Право и политика. - 2005. - № 10. - С. 48.
12. Вишняков В.Г. Об укреплении правовых основ системы государственного управления экономикой / Вишняков В.Г. // Законодательство и экономика. - 2014. - № 4. - С. 7 - 17.
13. Волков А.М., Лютягина Е.А. Аппарат Правительства Российской Федерации как орган публичной администрации / А.М. Волков, Е.А. Лютягина // Административное право и процесс. - 2013. - № 8. - С. 19 - 22.
14. Волкова Л. П. Компетенция органов исполнительной власти: понятие и условия установления / Л.П. Волкова // Административное право и процесс. - 2008. - № 5. - С. 5 - 9.
15. Галуева В. О. Содержательные параметры ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации перед Г осударственной Думой Российской Федерации / В. О. Галуева, А. Л. Гогаева, А. С. Лолаева // Пробелы в российском законодательстве. - 2016. - № 4. - С. 75 - 77.
16. Галяутдинов Р. Ф. Формирование, структура Правительства РФ и распределение обязанностей в его составе / Р. Ф. Галяутдинов, А. Р. Абдуллин // Евразийский юридический журнал. - 2015. - № 9. - С. 282 - 283.
17. Гончаров В. В. Место и роль института Президента Российской Федерации в системе исполнительной власти в стране / В.В. Гончаров // Юридический мир. - 2010. - № 3. - С. 55 - 60.
18. Гончаров В. В. Место и роль федеральных органов исполнительной власти в реализации приоритетных национальных проектов: современные проблемы и пути их разрешения / В.В. Гончаров // Административное и муниципальное право. - 2010. - № 4. - С. 11 - 15.
19. Гончаров В. В. Проблемы соотношения и взаимодействия президентской и исполнительной власти в России / В.В. Гончаров // Юридический мир. - 2008. - № 4. - С. 34 - 38.
20. Гончаров В.В. Становление федерализма как принципа формирования и функционирования органов исполнительной власти в Российской Федерации / В.В. Гончаров // История государства и права. - 2008. - № 11. - С. 7.
21. Горохов Д. Ю. Компетенция федеральных органов исполнительной власти по выработке и реализации миграционной политики России / Д.Ю. Горохов // Административное и муниципальное право. - 2013. - № 4. - С. 20.
22. Гусева Т. А. Новая система и структура органов исполнительной власти: Справочно-учебное пособие / Т.А. Гусева, Л.Е. Чапкевич. - М.: Волтерс Клувер, 2015. - 446 с.
23. Данилов С. Ю. Гражданин в "электронном государстве" в зеркале зарубежных аналитиков / С. Ю. Данилов. // Право. - 2015. - № 3. - С. 230 - 235.
24. Дзидзоев Р. М. Открытое правительство в механизме государственного управления России / Р. М. Дзидзоев // Право и государство. - 2013. - № 6. - С. 6 - 11.
25. Дзидзоев Р. М. К вопросу о федерализации России / Р. М. Дзидзоев // Конституционное и муниципальное право. - 2015. - № 2. - С. 3 - 6.
26. Есиева Ф. К. Генезис понятия и принципов взаимодействия высших органов государственной власти в конституционном развитии России / Ф. К. Есиева // Вопросы экономики и права. - 2014. - № 3. - С. 11 - 13.
27. Жабин Н. А. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта: актуальные вопросы административно-правового статуса / Н. А. Жабин // Юридический мир. - 2012. - № 2. - С. 46 - 47.
28. Зарецкая Д. С. Электронное правительство: понятие и перспективы развития / Д. С. Зарецкая // Актуальные проблемы российского права. - 2013. - № 3. - С. 245 - 250.
29. Казаков В. Н.Теория государства и права: учебник / Казаков В. Н.; Российская акад. адвокатуры и нотариата. - Москва: РААН, 2015. - 362 с.
30. Казанник А. И. Конституционное право: Университетский курс. В 2 т. А. И Казанник, А. Н. Костюков. - М. -2015 - 528 с.
31. Кашанина Т. В.. Российское право: учебник для вузов / Т. В. Кашанина, А. В. Кашанин. - 2-e изд., пересмотр. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 784 с.
32. Козлова Е. И. Конституционное право России: учебник / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2013. - 565 с.
33. Конституционное право России: учебник для вузов / отв. ред.: А. Н. Кокотов, М. С. Саликов. - М.: Норма, ИНФРА-М, 2014. - 447 с.
34. Колесников Ю. А. Финансово-правовое обеспечение передачи части государственных полномочий органам местного самоуправления / Ю. А. Колесников // Административное и муниципальное право. - 2013. - № 5. - С. 18- 21.
35. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / под ред. В.Д. Зорькина.- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, Инфра-М, 2013.
- 1040 с.
36. Комментарий к федеральному конституционному закону «О Правительстве Российской Федерации» / Г. В. Атаманчук, И. Л. Бачило, В. П. Звеков и др. - М.: Юридическая литература, 1999. - 322 с.
37. Копылова О.Н. Место окружных управлений в системе федеральных органов исполнительной власти / О.Н. Копылова // Российский следователь. - 2010. - № 14. - С. 38 - 40.
38. Костенников М.В., Коробкин М.В. Акты органов исполнительной власти в механизме реализации административных регламентов / М.В. Костенников, М.В. Коробкин // Административное и муниципальное право. - 2010. - № 12. - C. 58-65.
39. Кузнецов П.У. Административная реформа в контексте формирования электронного правительства: терминологические проблемы / П.У. Кузнецов // Российский юридический журнал. - 2012. - № 3. - С. 37-47.
40. Кучерова Т.Е. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти : Вопросы общей теории: автореф. дисс. ... к.ю.н. / Т.Е. Кучерова. - М., 2006. - 33 с.
41. Медведев В.Н. Система исполнительной власти в Российской Федерации: Правовые аспекты обеспечения принципа единства: автореф. дисс. ... к.ю.н. / В.Н. Медведев. - М., 2004. - 22 с.
42. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2004. - 512 с.
43. Мелехин А.В. Административное право Российской Федерации: Курс лекций / А.В. Мелехин. - М.: Норма, 2009. - 455 с.
44. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник / А.В. Мелехин. - М.: Маркет ДС, 2007. - 640 с.
45. Миронов А.Н. Экспертиза проектов нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти / А.Н. Миронов // Административное право и процесс. - 2012. - № 2. - С. 32 - 38
46. Мозолев В.В. Проблемы реализации Правительством Российской Федерации части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации / В.В. Мозолев // Право и политика. - 2008. - № 1. - С. 23 - 28.
47. Нарышкин С.Е., Хабриева Т.Я. Административная реформа в России: некоторые итоги и задачи юридической науки / С.Е. Нарышкин, Т.Я. Хабриева // Журнал российского права. - 2006. - № 11. - С. 3 - 13.
48. Перевалов В. Д. Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. В. Д. Перевалов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юр. Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2017.- 496 с.
49. Приймак Д.Ю. Конституционно-правовой статус председателя Правительства Российской Федерации / Д.Ю. Приймак // Закон и право. - 2007.
- № 7. - С. 70 - 77.
50. Прохоров К.В. О необходимости усиления подконтрольности Правительства Федеральному Собранию / К.В. Прохоров // Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 6. - С. 52 - 54.
51. Россинский Б. В. Административное право: учебник / Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. - 5-е изд., пересмотр. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. - 576 с.
52. Сосновский С.А. Правовые проблемы распределения компетенции федеральных органов исполнительной власти : автореф. дисс. ... к.ю.н. / С.А. Сосновский. - СПб., 2011. - 26 с.
53. Стародубцева И.А. Конституционно-правовая ответственность Правительства перед парламентом в России и Франции / И.А. Стародубцева // Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 8. - С. 47 - 49.
54. Стахов А.И. Административные регламенты органов исполнительной власти в сфере юридического образования / А.И Стахов // Административное право и процесс. - 2011. - № 1. - С. 34.
55. Субанова Н.В. Разрешительные полномочия органов исполнительной власти в Российской Федерации / Н.В. Субанова. - М.: Юриспруденция, 2012. - 288 с.
56. Суворов В. Н. Конституционный статус Президента Российской Федерации: автореф. дисс. ... д.ю.н. / В. Н. Суворов. - М., 2000. - 12 с.
57. Тангиев З.А. Контрольно-надзорные полномочия федеральных служб / З.А. Тангиев // Юридические науки. - 2006. - №4. - С. 177 - 184.
58. Тарасов А.С. Правительство Российской Федерации как субъект законодательной инициативы : автореф. дисс. ... к.ю.н. / А.С. Тарасов. - М., 2002. - 23 с.
59. Цой С. В. Правовые основы взаимодействия Правительства РФ с органами исполнительной власти субъектов РФ / С. В. Цой // Закон и право. - 2016. - № 12. - С. 81 - 84.
60. Чепус А. В. Конституционная ответственность Правительства РФ по нормам Конституции России /А. В. Чепус // Конституционное и муниципальное право. - 2014. - № 8. - С. 58 - 61.
61. Черкасов К. В. Аппарат Правительства Российской Федерации: некоторые аспекты правового регулирования его состава и структуры / К. В. Черкасов // Административное и муниципальное право. - 2010. - № 1. - C. 27¬30.
62. Черкасов К. В. Контроль как основное направление деятельности полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах / К. В. Черкасов // Государственная власть и местное самоуправление. - 2009. - № 4. - С. 15 - 22.
63. Шайдуров С. А. Функция по оказанию государственных услуг: особенности и место среди иных функций государственных органов исполнительной власти / С. А. Шайдуров // Журнал российского права. - 2013. - № 9. - С. 120 - 127.
64. Шугрина Е. С. Ответственность Правительства Российской Федерации / Е. С. Шугрина // Государственная власть и местное самоуправление. - 2013. - № 7. - С. 31 - 34.
II. Материалы юридической практики
1. Постановление Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998 г. № 28-П «По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. - 1999. - № 2.
2. По8становление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. № 2-П «По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. - 1999. - № 3.
3. Постановление Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов «О федеральном бюджете на 2002 год», «О федеральном бюджете на 2003 год», «О федеральном бюджете на 2004 год» и приложений к ним в связи с запросом группы членов Совета Федерации и жалобой гражданина А.В. Жмаковского» // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 19 (часть 2). - Ст. 1923
4. Постановление ВС РСФСР от 21 августа 1991 г. № 1626-1 «О
дополнительных полномочиях Президента РСФСР по обеспечению законности деятельности Советов народных депутатов в условиях ликвидации последствий попытки государственного переворота в СССР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991. - № 34. - ст. 1125.- утратил силу.