Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации

Работа №113640

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

административное право

Объем работы70
Год сдачи2021
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
68
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1. Правительство Российской Федерации как высший орган исполнительной власти
Глава .1 Понятие, признаки и принципы построения исполнительной власти в Российской Федерации
1.2 Система и структура Правительства Российской Федерации... 18
2. Полномочия и ответственность Правительства Российской Федерации. 29
2.1 Основные полномочия Правительства Российской Федерации 29
2.2 Ответственность Правительства Российской Федерации 41
3. Правительство Российской Федерации в системе органов
государственной власти Российской Федерации
3.1 Президент Российской Федерации и Правительство
Российской Федерации в механизме государственной власти
3.2 Взаимоотношения Федерального Собрания Российской
Федерации и Правительства Российской Федерации
3.3 Федеративный характер взаимоотношений Правительства
Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Заключение 63
Список используемой литературы

Когда говорят об одной из основных проблем в современном государстве в России, имеется в виду проблема организации и функционирования исполнительной власти. Эта ветвь власти является основой, направленной на улучшение качества жизни граждан страны, поскольку через нее законодатель может понять перспективы принятых методов и мер правового характера для урегулирования общественных отношений между общественными организациями, юридическими лицами и гражданами.
Правительство РФ - это главный орган, управляющий исполнительной властью в стране. В основном Правительство Российской Федерации оперирует Конституцией, законом от 6 ноября 2020 года № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» и другими федеральными законами, указами Президента РФ и иными нормативно-правовыми актами.
Актуальность работы заключается в том, что Правительство РФ представляет из себя центральный орган исполнительной власти в нашем государстве и играет огромную роль в развитии отраслей страны и жизнедеятельности граждан, решает задачи государства и общества, уровень его собранности и концентрации является элементом развития страны в целом. Поэтому, задачи, которые оно выполняет, характеризуют общественную направленность, раскрывают значимость его деятельности. Благодаря правильно поставленным перед Правительством задачам, реализуются функции государства, а общество стабильно функционирует.
Однако, на практике Правительства, взаимодействуя с органами исполнительной власти, претерпевает ряд проблем, которые мешают четкой и слаженной работе органов. К такой проблеме можно отнести следующую: наш основной закон формирует сложную, неоднозначную структуру исполнительных органов. В этой связи на практике создается масса проблем и коллизий во взаимодействии контролирующих органов власти и исполнительных органов. Еще Конституция предусматривает передачу полномочий различным органам как федеральной, так и региональной власти. Данные проблемы требуют особого подхода к их изучению и тщательного анализа. В работе попытаемся найти им решение.
Объектом исследования являются общественные отношения, определяющие конституционно-правовой статус Правительства России.
Предметом работы являются нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность Правительства РФ, учебная и научная литература, правоприменительная практика.
Цель работы - изучить конституционно-правовой статус Правительства РФ как органа исполнительной власти.
Чтобы достичь поставленной в работе цели, необходимо выполнить такие задачи, как:
провести анализ принципов, благодаря которым строится исполнительная власть в нашей стране;
определить систему и структуру Правительства;
выделить основные полномочия Правительства Российской Федерации; проанализировать ответственность Правительства Российской Федерации;
изучить связь и взаимодействие Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
изучить взаимоотношения Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации;
определить федеративный характер отношений Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Научная новизна заключается в сформулированных в настоящей работе выводах и предложениях, которые могут использоваться в целях совершенствования организации работы Правительства Российской Федерации. В частности, автор исследования констатирует проблемы 5
эффективного исполнения органами Правительства РФ своих обязанностей, соответствующих полномочий в рамках наделения органа конституционно- правовым статусом в Российской Федерации.
В работе используются методы общенаучного (анализ, синтез, обобщение) и частно-научного познания, в частности: исторический, сравнительный, логический, технический, правового анализа.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что данная работа дает возможность детально изучить и конкретизировать понятие, систему и структуру Правительства Российской Федерации (далее - Правительство) как органа исполнительной власти, который действует на всей территории страны, а также выявить пробелы законодательства по вопросам регулирования деятельности Правительства. На основании выявленных проблем в работе будут представлены меры совершенствования законодательства, регулирующего деятельность Правительства Российской Федерации.
Нормативные документы указанного исследования - это нормы, регламентирующие деятельность Правительства РФ. К таким нормам относится: Конституция РФ, Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации», Положение об Аппарате Правительства Российской Федерации» и другие.
Теоретические взгляды в работе представлены трудами таких известных ученых, как: А.В. Безруков, Е.Б. Бондарец, А.Ю. Егорова, А.А. Кондрашев, А.В. Нечкин, Е.А. Осипова и другие.
Работа включает в себя введение, три главы, заключение, список используемой литературы и приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По окончанию исследования можно сделать следующие выводы.
Государственная власть в России разделена на судебную, исполнительную и законодательную, а каждая из них в свою очередь характеризуется относительной независимостью, так как все они плотно связаны между собой.
Как было приведено выше, исполнительная власть представляет собой самостоятельную ветвь государственной власти. Она связана с управлением общественными и государственными делами, специальными государственными органами с распорядительными и исполнительными полномочиями.
В систему таких исполнительных органов входят:
1. федеральные органы исполнительной власти;
2. органы исполнительной власти субъектов РФ.
К федеральным органам исполнительной власти РФ относят: Правительство РФ, федеральные министерства и другие федеральные органы исполнительной власти.
Правительство РФ является высшим органом исполнительной власти на территории России.
Сегодня в правительство РФ входят: Председатели Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров, которые стоят во главе федерального министерства России.
Высший исполнительный орган Российской Федерации занимается реализацией государственной политики практически во всех сферах жизни общества, организует деятельность других органов исполнительной власти, что позволяет рассматривать данный орган как орган общей компетенции, сравнивая его с другими подобными органами.
Правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты, в основном постановления и распоряжения. Правительство Российской Федерации сегодня несет в первую очередь политическую ответственность, выраженную перед главой государства и парламентом страны.
Эта ответственность выражается в отставке Правительства Российской Федерации и выражении недоверия к нему. При этом ответственность высшего исполнительного органа РФ может быть коллегиальной и индивидуальной. Правительство Российской Федерации также несет гражданскую и уголовную ответственность, помимо политической.
Отношения между Правительством Российской Федерации и главой государства РФ регулируются главой V Федерального закона о Правительстве Российской Федерации, которая предусматривает, что Президент может отменить решения Правительства РФ; осуществление президентских функций Председателем Правительства Российской Федерации, отставка и передача полномочий новоизбранному Президенту Российской Федерации.
Взаимодействие главы государства и правительства Российской Федерации должно основываться на единстве задач и общенациональных целей. Если такое единство не будет соблюдено, Правительство РФ будет вынуждено уйти в отставку, не дожидаясь этого от Президента.
Отношения между Федеральным Собранием РФ и Правительством РФ регулируются главой VI Федерального Законодательного кодекса Российской Федерации "О Правительстве РФ", который заключаются, прежде всего, в том, что депутаты Государственной Думы РФ соглашаются с назначением Председателя Правительства Российской Федерации, выражают недоверие высшему исполнительному органу Российской Федерации, принимают участие в обсуждении вопроса о доверии Правительству Российской Федерации, согласовании интересов при принятии бюджета РФ и рассмотрении федеральных законопроектов. Федеративный характер отношений Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ закреплен в ст. 43, 44 ФКЗ «О Правительстве РФ».
Согласно нормам, Правительство РФ может координировать деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ с целью обеспечения сочетания интересов России и ее субъектов по предметам их совместного ведения.
«Правительство Российской Федерации в срок не более одного месяца со дня внесения предложений законодательных (представительных) или исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с полномочиями указанных органов по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации рассматривает внесенные предложения и сообщает указанным органам о результатах рассмотрения таких предложений»; оно также обязано следить за тем, чтобы органы исполнительной власти на федеральном уровне уважали права аналогичных органов субъектов Российской Федерации, способствовать их объединению. Оно также имеет право разрешать споры между этими органами, в частности, путем создания согласительной комиссии, состав которой определяется из представителей заинтересованных сторон.
Что касается рассмотренной проблемы, касающейся взаимодействия исполнительных органов с Правительством и неоднозначного делегирования полномочий исполнительной власти, стоит отметить, что на практике остро стоит вопрос в решении данной проблемы. В этой связи можно конечно предложить обратиться к опыту ряда зарубежных стран, но это не даст желаемого результата. Эффективней было бы конкретизировать в Конституции в статье 72 круг полномочий совместного ведения Правительства и исполнительных органов. Данное правило будет способствовать устранению коллизий и быстрому разрешению вопросов.



1. Административное право Российской Федерации. Учебник для бакалавров / под ред. Л.Л. Попова. М.: Издательство Юрайт, 2017. 447 с.
2. Апелляционное постановление Басманного районного суда г. Москвы от 15.11.2016 г. об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста Улюкаеву А.В. // Архив Басманного районного суда г. Москвы за 2016 год. Дело № 3/3-0021/2016 (сайт: www.mos-gorsud.ru, дата обращения - 05.02.2021 г.).
3. Апелляционное постановление Басманного районного суда г. Москвы от 12.04.2017 г. о продлении меры пресечения в виде домашнего ареста Улюкаеву А.В. // Архив Басманного районного суда г. Москвы за 2017 год. Дело № 3/4-0038/2017 (сайт: www.mos-gorsud.ru, дата обращения - 05.02.2021 г.).
4. Безруков А.В. Правительство России и федеральные органы исполнительной власти в механизме обеспечения правопорядка // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 1. С. 33-36.
5. Богатырев А.Д. Организационно-правовой механизм
функционирования исполнительной власти в российской Федерации / Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. № 3. С. 23-28
6. Бондарец Е.Б. Президент Российской Федерации и Правительство
Российской Федерации: проблемы конституционно-правового
взаимодействия // Закон и право. 2017. № 9. С. 32-35.
7. Васильева Н.Ю. О взаимодействии Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2019. № 119. С. 259-262.
8. Введенская В.В. Орган государственной исполнительной власти (теоретико-методологический аспект) / Вестник Краснодарскогоуниверситета МВД России. 2017. № 5. С. 68-69
9. Государственное управление и исполнительная власть: содержание и соотношение. М.: Норма, 2019. 320 с.
10. Дзидзоев Р.М. Правительство России: некоторые вопросы
формирования и состава // Конституционное и муниципальное право.
2019. № 12. С. 39-43.
11. Егорова А.Ю. Правительство Российской Федерации субъект коллективной конституционной ответственности в России // Ученые записки. 2018. № 6. С. 382-384.
12. Золотухина И.В. Структура исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: проблемы и тенденции // Юбилейный сборник научных статей. 2019. № 8. С. 14-22.
13. Итиуридзе Л.А. Система управления и взаимоотношения федеральных, региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления // Право и государство: теория и практика. 2017. № 8 (104). С. 34-40.
14. Коваль Т.А. Исполнительная власть: анализ понятия, сущность // Вестник ЗабГУ. 2020. №10. С.77-81.
15. Кондрашев А.А. Ответственность Правительства Российской Федерации // Современное право. 2020. № 3. С. 43-47.
16. Конституция РФ от 12.12.1993. // СЗ РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
17. Крысанов А.В. Конституционно-правовая ответственность
Правительства Российской Федерации и его должностных лиц: основания и порядок реализации // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 5. С. 45 - 48.
18. Нечкин А.В. Понятие и структура конституционно-правового статуса высшего органа исполнительной власти Российской Федерации // Евразийский юридический журнал. 2017. № 7 (74). С. 143-146.
19.Осипова Е.А. Политическая ответственность Правительства перед Парламентом в России // Актуальные проблемы конституционного и административного права. 2019. № 7. С. 131-137.
67
20. Постановление Государственной Думы ФС РФ «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания РФ» № 2134-II ГД от 22.01.1998 (ред. от 15.12.2020) // СЗ РФ. - 1998. - № 7. - Ст. 801.
21. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.12.1998 № 28-П «По
делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации», (сайт: http://www.consultant.ru, дата
обращения - 05.02.2021 г.).
22. Постановление Правительства РФ «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» № 260 от 01.06.2004 (ред. от 26.12.2020) // СЗ РФ. - 2004. - № 23. - Ст. 2313.
23. Правовые проблемы распределения компетенции федеральных органов исполнительной власти. автореф. дис... к.ю.н. С.-Пб., 2019. 25 с.
24. Прохоров К.В. О необходимости усиления подконтрольности
Правительства Федеральному Собранию // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 6. С. 52-54.
25. Распоряжение Правительства РФ «Об улучшении взаимодействия Правительства Российской Федерации с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, повышения оперативности решения возникающих вопросов» № 1901-р от 20 декабря 1996 г. № 1901-р // СЗ РФ. - 1997. - №51- Ст. 5712.
26. Романовская О.В. Понятие исполнительной власти // Новая правовая мысль. 2017. № 3 (52). С. 16-23.
27. Савенко Я.В. Особенности соотношения полномочий Президента РФ и Правительства РФ в сфере исполнительной власти // Российское право на современном этапе. 2020. № 7. С. 45-47.
28. Сидиропуло И.М. Соотношение понятий «система правительства РФ» и «структура правительства РФ» как научно-теоретических категорий // Актуальные проблемы развития юридической науки. 2019. № 5 С. 149-152.
29. Соколова Ю.А. К вопросу о понятии и признаках органа
исполнительной власти // Современные концепции взаимодействия частного и публичного права. 2019. № 8. С. 160-162.
30. Тлеубаев Ж.С. Соотношение конституционных полномочий
Президента РФ и Председателя Правительства РФ // Проблемы права.
2020. № 1. С. 39-43.
31. Трофимова Г.А. Конституционно-правовая ответственность
Правительства РФ: основные деликты // Конституционное и
муниципальное право. 2020. № 2. С. 45-51.
32. Тюркин М.В. Полномочия Правительства Российской Федерации в области обороны // Военное право: антология диссертаций. 2017. № 1. С. 129-130.
33. Указ Президента РФ «О преобразовании и реорганизации Совета Министров - Правительства Российской Федерации» от 23.12.1993 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1993. - № 52. - Ст. 5080.
34. Указ Президента РФ «О структуре федеральных органов
исполнительной власти» № 636 от 21.05.2012 (ред. от 14.09.2018, с изм. от 21.01.2020) // СЗ РФ. - 2012. - № 22. - Ст. 2754.
35. Указ Президента РФ «Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации» № 1185 от 10.06.1994 (ред. от 26.11.2001) // СЗ РФ. - 1994. - № 7. - Ст. 697. 63
36. Устав Самарской области от 18.12.2006 № 179-ГД // Волжская
коммуна. Самара: ИНФРА, 2007. Т. 1.
37. Участие Правительства Российской Федерации в законодательной деятельности федерального собрания Российской Федерации. Автореф. дис. канд. юрид. наук / Владикавказ. 2018. 24 с.
38. Федеральный закон «О парламентском контроле» № 77-ФЗ от
7.05.2013 (ред. от 03.08.2018) // СЗ РФ. - 2013. - № 19. - Ст. 2304.
69
39. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» № 184-ФЗ от 06.10.1999 (ред. от 30.12.2020) // СЗ РФ. - 1999. - № 42. - Ст. 5005.
40. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» № 4-ФКЗ от 06.11.2020 // СЗ РФ. - 2020. - N 45. - Ст. 7061.
41. Хорьков В.Н. Правительство Российской Федерации в зеркале
административной реформы // Современное право. 2017. № 3. С. 38-42.
42.Чепус А.В. Парламентская ответственность правительства как форма конституционной ответственности: общая характеристика //
Юридическая наука. 2018. № 4. С. 45-48.
43.Черкасов К.В. Аппарат Правительства РФ: некоторые аспекты
правового регулирования его состава и структуры // Административное и муниципальное право. 2019. № 1 (25). С. 27-30.
44.Четвериков В.С. Административное право. Учебное пособие 7-е изд. М.: Инфра-М. 2018. 282с.
45. Энциклопедический словарь «Конституционное право России». URL: http: //constitutional_law_russia.academic.ru/192/ком- петенция_органа_государственной_ власти
46. Энциклопедия права. 2015. URL: http://
encyclopediya_prava.academic.ru/5510/Сmаmус


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ