Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблемы буллинга в подростковом возрасте

Работа №86288

Тип работы

Контрольные работы

Предмет

педагогика

Объем работы37
Год сдачи2022
Стоимость350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
108
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Понятие буллинга в психологии 6
2. Факторы, влияющие на буллинг у подростков 18
3. Стратегии поведения подростков в ситуации буллинга 24
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Многие исследователи различают большое многообразие методологических решений, либо с методологической и теоретической неясностью. Чаще всего предлагают теоретические конструкторы, объясняющие проявление тех или иных нарушений у ребенка; доказательство различий по половому, возрастному или социальному статусу и т.п. изменение эмоционального состояния.
Учение Л.С. Выготского может послужить основой исследований буллинга. Автор писал о кризисах развития в детских возрастах. Отмечая, что развитие ребенка представляет собой процесс чередования спокойных периодов личностного развития и динамичных изменений личности. Многочисленные исследования подтверждают, что наиболее подвержены насилию дети в возрасте 5-7 лет и 13-14 лет.
Л.С. Выготский показал, что новообразования критических периодов не входят в качестве компонента в структуру будущей личности. Личностное развитие подростков-жертв и подростков-буллеров во многом будет отличаться содержанием системы отношений сложившихся с взрослыми и сверстниками. Во многом зависит от того получит ли подросток подкрепление своего виктимного (происходит от лат. victima — существо, приносящее в жертву, то есть противозаконного, безнравственного) или агрессивного поведения со стороны сверстников и взрослых, по своей сути экспериментальные формы поведения закрепятся ли в личностной структуре. Все основные личностные достижения ребенка, содержание, динамику, определяет социальная ситуация его развития.
Направление и содержание качественных изменений личности определяет она. Эти превращения трансформируются через личностные переживания ребенка, через эмоциональный опыт. Социальная ситуация развития – это основное условие развитие ребенка, которая характеризует не только среду его жизни, но и отношение его к окружающему миру и лицам, которые его окружают.
Необходимым отметить, что используемые программы и мероприятия в общеобразовательных учреждениях по предотвращению буллинга в основном выражаются в формировании характерных установок у каждой отдельной личности, а также внедрению норм и правил, направленных против воздействия травли.
Степень научной разработанности темы исследования. Больший вклад в исследование проблемы буллинга внесли скандинавские исследователи: шведский школьный врач Петер-Пауль Хайнеманн и норвежский психолог Дан Ольвеус, педагог и социолог Эрлинг Георг Руланн, шведский когнитивный психолог Анатоль Пикас, финский психолог Кристина Салмивалли. В отечественной психологии исследованием травли или буллинга занимались: И.С. Кон, С.Н. Ениколопов, В.С. Собкин, Кривцова С.В., Белевич А.А., Шапкина А.Н., Солдатова Г.У., Бочавер А.А., Хломов К.Д., Глазман О.Л., Петросяц В.Р., Соловьев Д.Н., Морозова О.А.
Целью исследования являются проблемы буллинга в подростковом возрасте.
Теоретической основой исследования явились труды (О.Л. Глазман, И.С. Кон, В.Р. Петросянц, Хломов К.Д.) по проблеме буллинга в подростковом возрасте, а также работы (Ю.Л. Макарова, В.Р. Петросянц, Е.Ф.Бажин, А.М. Прихожан) по проблеме личностных и поведенческих особенностей подростков.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итоги, с достоверностью можно сказать, что профилактика буллинга среди несовершеннолетних обусловлена целенаправленностью своей деятельности по предупреждению травли в рамках образовательного процесса. Вследствие этого, рассмотренные формы, методы и методики профилактического воздействия нацелены на выявление и принятие мер по разрешению проблем буллинга конкретной возрастной категории. Данные мероприятия включают всестороннее изучение личности подростка и его окружения посредством организации профилактических бесед, тренингов, привлечения самих несовершеннолетних к образовательной и внеурочной деятельности.
Согласно зарубежным исследованиям, наиболее востребованными копинг-стратегиями считаются специфические для различных видов буллинга – технологические, а также – поиск социальной поддержки в лице родных или друзей, стратегии избегания, игнорирования. Наименее востребованные копинг-стратегии – конфронтация и месть в реальной жизни. Нередко стратегией выбора становится избегание, когнитивное в большей степени, чем поведенческое.
В отечественной психологии в последние годы начинает приобретать актуальность тема профилактики и совладания с буллингом, классификации и оценки эффективности копинг-стратегий среди молодежи.
В основе используемых подростками стратегий совладаия лежат такие механизмы, как: психологическая защита, эмоциональное отреагирование, физическое восстановление, рефлексия. Чаще всего в образователной среде присутствуют следующие формы насилия: психологическое (эмоциональное) и физическое.
Вопросы корреляции между самооценкой, копинг-стратегиями в ситуациях буллинга и фокусом локус контроля у подростков изучены недостаточно. В связи с недостатком актуальной информации по заявленной теме, необходимо провести эмпирическое исследование предпочитаемых стратегий совладания с буллингом, распространенности буллинга и наличия корреляционных связей в предпочтении тех или иных стратегий.



1. Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / Под ред. А.Я. Анцупова, А.И. Шипилова-М.: ЮНИТИ. - 2019. - 201 с.
2. Арпентьева, М.Р. Проблема социального порядка и насилие в школах [Текст] / М.Р. Арпентьева // Проблемы современного образования. - 2016. - № 5. - 39-49 с.
3. Аудмайер, К. Все на одного: Как защитить ребенка от травли в школе [Текст] / К. Аудмайер. - Издание на русском языке, перевод, оформление ООО «Альпина Паблишер», 2016. - 28 с.
4. Баева, И.А. Общепсихологические категории в практике исследования психологической безопасности образовательной среды [Текст] / И.А. Баев // Известия российского государственного университета им. А.И. Герцена. - 2010. - № 128. - 27-39 с.
5. Бандура, А., Уолтерс, Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений [Текст] / А. Бандура, Р. Уолтерс. - М., 2000. - 510 с.
6. Баранова, Е.В. Проявление девиаций в подростковой субкультуре [Текст] / Е.В. Баранова // Вопросы психологии. - № 3. - 2003. - 41 с.
7. Белкин, А.С. Отклонения в поведении школьников/ А.С.Белкин. - Свердловск: Изд-воСПИ, 2013 - 138 с
8. Бердышев И.С. Медико-психологические последствия жестокого обращения в детской среде. Вопросы диагностики и профилактики. Практическое пособие для врачей и социальных работников / И.С. Бердышева, М. Г. Нечаева - СПб., 2015.
9. Берковец Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. - М.: Инфра -М, 2015. - 512 с.
10. Берковиц Л. Агрессия, причины, последствия и контроль. - М.: «Олма-Пресс», 2015. -344 с.
11. Бз-рон Р. Ричардсон Д. Агрессия. / уч. пособие. - М.: Юрайт, 2017. - 336 с.
12. Бондарь, В. Насилие над ребенком ведет к деформации личности [Текст] / В. Бондарь // Социальная педагогика в России. - 2008. - № 4. - 42¬44 с.
13. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2013. Т. 10. №. 3.
14. Бутенко В.Н., Сидоренко О. А. Буллинг в школьной образовательной среде: опыт исследования психологических особенностей «Обидчиков» и «Жертв» // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева - Красноярск, 2015. - 148с
15. Бэрон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия [Текст] / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб., 2014. - 112 с.
16. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Учебное пособие для студ. пед. вузов / сост. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. - М.: «Академия», 2016. -624 с.
17. Волкова Е.Н. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления. Под. ред. Е.Н. Волковой. - СПб.: Питер, 2018. - 240 с.
18. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением / под ред. М.И. Рожкова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. - 240 с.
19. Гребенкин Е.В. «Профилактика агрессии и насилия в школе». - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2016. - 211 с.
20. Гребенникова, О.А., Добролюбова, М.И. Буллинг в образовательной среде как угроза здоровью школьников [Текст] / О.А. Гребенникова, М.И. Добролюбова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 59. - 1-6 с.
21. Гриненко, Д.Н. Взаимосвязь условно допустимой агрессии и развитие личности участников буллинга [Текст] / Д.Н. Гриненко // Психология и педагогика: Методика и проблемы практического применения. - 2014. - № 41. - 70 с.
22. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения / под ред. В.А. Никитина. - М.: Просвещение, 2016. - 147 с.
23. Екимова В.И., Залалдинова A.M. Жертвы и обидчики в ситуации буллинга: кто они? // Современная зарубежная психология. - 2015. - Том 4. - №4. - С. 5—10.
24. Ермолова Т.В. Савицкая Н.В. Буллинг как групповой феномен: исследование буллинга в Финляндии и скандинавских странах за последние 20 лет (1994—2014) // Современная зарубежная
25. Коломинский, Я.Л., Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности) / Я.Л. Коломинский. - Мн.: ТетраСистемс, - 2017. - 432 с.
26. Кон И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться? «Семья и школа», 2006, № 11. с.15-18.
27. Коломинский, Я.Л., Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности)/ Я.Л. Коломинский,. - Мн.: ТетраСистемс, - 2007. - 432 с.
28. Лэйн Д. А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лэйна и Э. Миллера. - СПб.: Градиент, 2017. - 512 с.
29. Макарова Ю.Л. Тендерные особенности поведения участников подростковой буллинг-структуры // Психология. Историко¬критические обзоры и современные исследования. - 2017. - Т. 6. - № 5А. - С. 181-192.
30. Маланцева О.Д. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? / О. Д. Маланцева // Социальная педагогика. - 2017. - № 4. - С. 90-92.
31. Малкина-Пых, И.Г. Психология поведения жертвы [Текст] / И.Г. Малкина-Пых. - М.: Эксмо, 2006. - 1008 с.
32. Михайлова, О.Ю., Романко, О.А. Жестокость как предиктор молодежного экстремизма [Текст] / О.Ю. Михайлова, О.А. Романко // Интернет-журнал «Мир науки». - 2016. - Т. 4. - № 5. - 1-10 с.
33. Молчанова О.Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования. - М.: Флинта: Наука, 2017. - 301 с.
34. Мосина О. А., Устенко В. С. Проблема буллинга в образовательной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 29. - С. 144-148.
35. Мэй, Р. Сила и ненависть: в поисках истоков насилия [Текст] / Р. Мэй. - М.: Смысл. - 2001. - 319 с.
36. Нечаева М. Природа агрессии / М. Нечаева // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2018. -№ 1.- С. 73-80.
37. Новикова М.А., Реан А.А. Семейные предпосылки вовлеченности ребенка в школьную травлю: влияние психологических и социальных характеристик семьи // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. №. 4. С. 112-120.
38. Петросянц, В.Р. Проблема буллинга в современной образовательной среде [Текст] / В.Р. Петросянц // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2011. - № 6. - 151-154 с.
39. Пономарева, Е.А. Буллинг как социально-педагогическая проблема взаимоотношений в подростковой среде: профилактика, преодоление и предотвращение [Текст] / Е.А. Пономарева // Социальная безопасность семьи и детства. - 2014. - 254 с.
40. Противодействие школьному буллингу: анализ международного опыта / М 75 Д. В. Молчанова, М. А. Новикова; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2020. — 72 с. —
41. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста /Ф.Райс. -СПб.: Градиент, 2015. - 420 с.
42. Реан А.А. Психология подростка /А.А. Реан. - СПб.: Прайм- Еврознак 2016. - 480 с.
43. Петросянц В.Р. Проблема буллинга в современной образовательной среде // Вестник Томского государственного педагогического университета. Выпуск 6 (108) 2011. С. 151-154.
44. Петросянц В.Р. Психологическая характеристика старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде, и их жизнестойкость. Дисс. канд. психол. наук. - СПб., 2011. - 190 с.
45. Собкин В.С., Смыслова М.М. Буллинг в стенах школы: влияние социокультур¬ного контекста (по материалам кросскультурного исследования) // Социальная психология и общество. 2014. Т. 5. №. 2. С. 71-86.
46. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников. В.Г.Степанов. - М.: «Академия», 2018. - 320 с.
47. Руланн Э. Как остановить травлю в школе: Психология моббинга. - М., 2012. - 264 с.
48. Теоретико-методические основы деятельности педагога- психолога по предотвращению буллинга в школах Тульского региона: гендерно- возрастной аспект /под общ. ред. К. С. Шалагиновой.- Тула: Изд-во «ГРИФ и К», -2014.- 237.
49. Ушакова, Е. Буллинг новый термин для старого явления [Текст] / Е. Ушакова // Директор школы. - 2009. - № 6. - 84-87 с.
50. Файнштейн, Е.И. Моббинг, буллинг и способы борьбы с ним [Текст] / Е.И. Файнштейн // Директор школы. - 2010. - № 7. - 72-76 с.
51. Хаарр, Р. Руководство по реализации программы «Профилактика и реагирование на насилие в школах в Восточно-Казахстанской области» [Текст] / Р. Хаар. - Астана, 2014. - 100 с.
52. Хекхаузен, Х. Личностные и ситуационные подходы к объяснению поведения [Текст] / Х. Хекхаузен // Психология социальных ситуаций. Хрестоматия / Сост. и общая редакция Н. В. Гришиной. - СПб.: Питер. - 2001. - 58-91 с.
53. Хломов К.Д., Давыдов Д.Г., Бочавер А.А. Кибербуллинг в опыте российских подростков // Психология и право. 2019. Т. 9. №. 2. С. 276-295.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ