Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Индивидуально-личностные особенности участников буллинга в подростковом возрасте

Работа №18708

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы94
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1693
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БУЛЛИНГА В ПСИХОЛОГИИ 9
1.1. Понятие буллинга в науке 9
1.2. Характеристика типов буллингового поведения 16
1.3. Индивидуально-психологические особенности подростков-участников
буллинга 23
Выводы по теоретической части 34
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАСТНИКОВ БУЛЛИНГА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 35
2.1. Организация и методы эмпирического исследования 35
2.2. Результаты исследования, анализ и интерпретация данных 41
Выводы по эмпирической части 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность исследования.
В настоящее время разнообразные проблемы, присущие подростковому возрасту, находятся во внимании множества наук о развитии человека и общества, и в ряду разнообразных проблем получила свое внимание проблема так называемого буллинга - подросткового насилия, но не в рамках классического подхода к подростковым конфликтам, как это можно было бы ожидать, а как проблема долговременной травли «жертвы». Хотя сам подростковый возраст является по своей природе достаточно конфликтным, и участие подростков в конфликте является нормальным, проблема буллинга отличается тем, что в нем речь идет не о ситуативном противоречии между двумя сторонами, а в создании, сознательно подростками, долговременного статуса для выбранной «жертвы», стремлении не дать сменить этот статус. Хотя, ближайшим аналогом такого статуса мог бы быть статус изгоя, но явление буллинга является проблемой другого рода - она фиксирует у обидчиков «жертвы» чувство безнаказанности, снимает моральные границы по отношению к другому человеку, и носит в целом социально-опасный характер, так как такое поведение регулируется не столько нормами общества, нормами и ценностями подростковой группы, сколько блокировкой обратной связи от «жертвы» и окружающих о аморальном ходе конфликта. Иначе говоря, феномен буллинга по своей природе, очень близок по своему воздействию на окружающих людей и на саму «жертву» к феномену «расчеловечивания», опробованному когда-то нацистами.
Так как, подростковый возраст является периодом пересмотра социальных стереотипов и выработки новых, является важным не допускать переход обычных подростковых конфликтов, в такую деструктивную форму затяжного воздействия на «жертву» как буллинг, равно как и не допускать возникновение «жертвы» в среде подростков, поскольку есть риск закрепления такой формы взаимодействия с более слабым у подростков, и переноса его в последующем на другой возрастной этап, не говоря уже о том, что сама жертва получает достаточно серьезную психологическую, а часто и физическую травму.
Для исследования этого феномена существует ряд сложностей, как теоретического, так и практического характера.
Например, в теоретическом плане, пока еще существует недостаточно наработок, объясняющих этот феномен, особенно в связи с подростковым возрастом, так как эта проблема не только возрастная - она носит характер социальной, поскольку является для самого общества крайне нежелательным образцом поведения у подрастающего поколения. С точки зрения классических теорий агрессии [4], [5], [6], конфликтов [2], возрастной психологии и педагогики [16] и т.п., сложность объяснения феномена буллинга в том, что даже на уровне понятий нет четкого понимания - что есть агрессия, что есть конфликт, что есть жертва и обидчик, и т.п., в каждом теоретическом подходе есть свой взгляд на проблему, но он, как правило, ограничен только рамками какого-то одного подхода. Кроме того, не всегда в объяснении феномена буллинга не учитывается возрастной аспект, так как буллинг не является обязательно возникающим в подростковом возрасте именно как устойчивое явление - это явление часто возникает в закрытых от влияния взрослого группах (класс, сверстники), и не всегда его можно увидеть явно со стороны. Поэтому сложно установить особенности буллинга именно как явления во всех его аспектах. В этом заключается уже проблема практического характера - буллинг сложно определить и отделить от обычных подростковых конфликтов, которые могут быть яркими по проявлению, но короткими по своей природе. Поэтому существует затруднение диагностического характера. Также есть проблема профилактики такого явления, поскольку здесь речь идет не только о умении подростков взаимодействовать друг с другом, общаться, но речь идет о морально-ценностной основе отношений, а именно эта сфера крайне закрыта от влияния педагогов на подростков, так как в подростковом возрасте моральные авторитеты уже утрачивают свое влияние и приобретают ценность совсем другие люди.
С учетом обозначенной актуальности рассматриваемой проблемы, и ее практической и теоретической значимости, в работе были определены цель, объект, предмет, гипотезы и задачи исследования.
Цель исследования: изучение индивидуально-личностных особенностей участников буллинга в подростковом возрасте.
Объект исследования: подростковый буллинг
Предмет исследования: индивидуально-личностные особенности подростков - участников буллинга, такие как: самооценка, фактор локус контроля и копинг стратегия.
В качестве гипотезы было сформулировано предположение о том, что у подростков - участников буллинга, индивидуально-личностные особенности, такие как: самооценка, фактор локус контроля и копинг стратегия, различаются по своей структуре в зависимости от статуса «жертвы» и статуса «обидчика».
Также были определены задачи исследования:
1) Провести анализ теоретических и эмпирических исследований, посвящённых проблемам насилия и буллинга в образовательной среде
2) Выделить потенциальных «жертв» и «обидчиков»
3) Изучить психологические характеристики подростков, участников буллинга в образовательной среде. На примере исследования личностной характеристики, представления о себе (личная самооценка) подростков.
4) Выявить фактор локус контроля респондентов.
5) Выявить тенденцию реагирования на фрустрирующую ситуацию, и способы преодоления конфликта и выбор форм совпадающего поведения (выбор копинг - стратегии) у участников буллинга.
6) Проанализировать и интерпретировать полученные данные
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- теоретические исследования проблемы локус-контроля;
- теоретические и практические исследования зарубежных и отечественных ученых проблемы самооценки (Будасси, Дембо- Рубинштейн);
- теоретические подходы к исследованию копинг - стратегий (К. Томас, Д.Г. Скотт, Р. Лазарус, Емельянов).
Методы и методики исследования.
1. Теоретический анализ литературы.
2. Опросник «Ситуация буллинга в школе»
3. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн
4. Тест на локус контроля Дж. Роттера.
5. Тест Э. Хайма (E. Heim) для определения стиля борьбы со стрессом (копинг-стратегии).
6. Статистический метод обработки эмпирических данных (корреляционный анализ Спирмена).
Эмпирическую базу составили результаты исследовательско-экспериментальной взаимосвязи личностных качеств и стратегий поведения в конфликте участниками буллинга. В исследовании участвовали 78 учащихся седьмых Гимназии №2 г. Красноярска.
Основные этапы исследования:
На первом этапе исследования разрабатывались теоретические основы проблемы, на основе анализа и обобщения работ отечественных и зарубежных ученых.
На втором этапе осуществлялась работа по исследованию индивидуально-личностных особенностей подростков, участников буллинга.
На третьем этапе проводился анализ полученных данных с применением статистических методов обработки результатов.
Практическая значимость: выявленные особенности подростков, участников буллинга, дают возможность более четкой структурной характеристики «жертв» и «обидчиков», что создаёт возможности для разработки соответствующих программ по коррекции и профилактике. Полученные данные и разработанные рекомендации представляют интерес для психологов и педагогов, работающих с подростками, и могут быть использованы для снижения рисков подросткового буллинга в школе.
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проведенного исследования индивидуально-личностных особенностей участников буллинга в подростковом возрасте было установлено, что буллинг - это форма межличностного взаимодействия, при которой один человек или группа осознано выступает обидчиком, а другой - жертвой, который заведомо слабее психологически либо физически, длительно и систематично, подвергающейся физическому,
психологическому, эмоциональному насилию, агрессии.
Особенностями поведенческих реакций подростков - участников буллинга, является агрессивный, или же защитный и необходимо-упорствующий характер, а также экстрапунитивная направленность. Также у подростков - участников буллинга, могут проявляться следующие типы поведения: защитное, характеризующееся пассивностью и неосознанностью поведение; ситуативное, включающее восстанавливающее (направлено на снижение психического напряжения, возникающего при столкновении подростка с конфликтной ситуацией) и нормативное поведение (характеризуется ориентацией на нормы и правила, принятые в социуме, социально одобряемое), реакции пассивного осознаваемого типа; творческое, предполагающее осознанный выбор стратегии, активное поведение подростка в овладении ситуацией, творческий характер используемых стратегий.
Для подростков характерна склонность разрешать конфликтные ситуации в форме обвинений, агрессии и требований. В основе используемых подростками копинг-стратегий в отношении ситуаций буллинга лежат такие механизмы, как: психологическая защита, эмоциональное отреагирование, физическое восстановление, рефлексия, агрессивное отреагирование. Доминирующими формами насилия в образовательной среде признаны психологическое (эмоциональной) и физическое насилие.
Проведенное эмпирическое исследование показало, что большинство «жертв» - не осознают причин буллинга в отношении себя, причиной буллинга считают особенности своей внешности, игнорирование обидчиков. Преобладающей стратегией поведения «жертвы» в ситуации буллинга является стремление сделать вид, что ничего не произошло, игнорирование «обидчиков», пропуск школы, попытки объясниться с «обидчиком». Приоритетным методом борьбы с буллингом для «жертв» является пассивная позиция, пропуск школы.
Изучение «обидчиков» показало, что они склонны высмеивать своих «жертв», распространять сплетни и ложные слухи, исключать «жертвы» из совместной деятельности, применять физическую силу или насмешки над особенностями тела других учеников, портить их собственность. «Обидчики» предпочитают действовать в группе, лично действуют только некоторые. Причины буллинга «обидчики» отмечают следующим образом: «доносы» учителю о других учениках; рассказ другим о ссорах или игнорирование других учеников; конфликтные отношения с другими; высокомерное поведение; подчинение учителю; внешняя специфичность; больше нравится учителю; социальный статус.
Результаты изучения взаимосвязи между показателями индивидуально-личностных особенностей подростков - жертв буллинга показали, что при усилении насмешки других учеников над особенностями тела жертвы, у жертв буллинга снижается продуктивность выработки когнитивных копинг-стратегий, при усилении жертвами буллинга восприятия себя «выше» своих обидчиков, у жертв буллинга поведенческие копинг-стратегии становятся менее выраженными, при усилении у жертв буллинга эмоциональных копинг-стратегий, снижается стремление сменить школу. При наращивании игнорирования и исключения из совместной деятельности у жертвы буллинга снижается склонность приписывать более важное значение внешним обстоятельствам, при усилении стремления жертвы объяснить обидчикам, что так нельзя поступать по отношению к
другому (обижать), снижается склонность считать происходящие события результатом случая, и надеяться на положительные результаты действия других людей в отношении себя. При усилении стремления жертвы использовать такой метод борьбы с буллингом, как посещение психолога, снижается стремление считать не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в семье. При незнании причин буллинга по отношению к себе жертвами, снижается высота самооценки. При усилении стремления жертвы использовать такой метод борьбы с буллингом, как смена школы, снижается уровень притязаний. При усилении стремления жертвы делать вид, что ничего не произошло, снижается реалистичность самооценки жертв.
Результаты изучения взаимосвязи между показателями индивидуально-личностных особенностей подростков - обидчиков, показали следующие их особенности. При усилении такой особенности проявления буллинга у «обидчиков», как исключение «жертвы» из совместной деятельности, у обидчиков усиливается продуктивность выработки когнитивных копинг-стратегий. При игнорировании и исключении из совместной деятельности у обидчика снижается склонность приписывать ответственность более важное значение внешним обстоятельствам. При склонности высмеивать своих «жертв» у обидчика усиливается чувство субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях жертвы. При стремлении заниматься буллингом совместно с другими участниками, снижается высота самооценки. При усилении значимости у обидчиков такой причины буллинга как материальный статус жертвы, усиливается реалистичность самооценки.
Таким образом, можно утверждать, что поставленная ранее гипотеза о том, что у подростков - участников буллинга, индивидуально-личностные особенности, различаются по своей структуре в зависимости от статуса «жертвы» и статуса «обидчика», была эмпирически подтверждена.



1) Андреева Г. М. Социальная психология.- М.: Аспект Пресс, 2010.-303с.
2) Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / Под ред. А.Я. Анцупова, А.И. Шипилова - М.: ЮНИТИ. - 2009. - 201 с.
3) Аверьянов А.И. Школьный буллинг в воспоминаниях студентов МГПИ // Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании: Мат-лы междунар. научи.- практ. конф. - Вып. 4. Том 15. - Одесса, 2011. - С. 22-26.
4) Агрессия детей и подростков / Под ред. Н.М. Платоновой. СПб.:Речь, 2004
5) Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М.: Апрель Пресс, 2000. - 512 с.
6) Берковец Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. М., 2001. - 512 с.
7) Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия./ уч. пособие. - М.: 2000. - 336 с.
8) Берковиц Л. Агрессия, причины, последствия и контроль. - М., «Олма-Пресс». 2001.
9) Бердышев И.С. Медико-психологические последствия жестокого обращения в детской среде. Вопросы диагностики и профилактики. Практическое пособие для врачей и социальных работников / И.С. Бердышева, М. Г. Нечаева - СПб., 2005.
10) Бердышев И. Лекарство против ненависти / Илья Бердышев ; семинар записала Е. Куценко // Первое сент. - 2005. - 15 марта (№ 18). - С. 3.
11) Буллинг в детской среде как значительные изменения в жизни детей, приводящие к психическому дистрессу [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.helpline74.ru/docs.php?id=1
12) Бутенко В.Н., Сидоренко О. А. Буллинг в школьной образовательной
среде: опыт исследования психологических особенностей
«Обидчиков» и «Жертв» // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева - Красноярск, 2015. 148с
13) Белкин, А.С. Отклонения в поведении школьников/ А.С.Белкин. - Свердловск: Изд-во СПИ, 2003. - 138 с
14) Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением / под ред. М.И. Рожкова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 240 с.
15) Волкова Е.Н. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления / Под. ред. Е.Н. Волковой. - СПб.: Питер, 2008. - 240 с.)
16) Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Учебное пособие для студ. пед. вузов / сост. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. - М.: «Академия», 2006. - 624 с.
17) Глазман О.Л. Психологические особенности участников буллинга // Психология. С.160-164 (сел5)
18) Гуггенбюль А.Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними. СПб.: Акад. проект, 2000.
19) Гребенкин Е.В. «Профилактика агрессии и насилия в школе». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006.
20) Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения / под ред. В.А. Никитина. - М.: Просвещение, 2006. - 147 с.
21) Екимова В.И., Залалдинова А.М. Жертвы и обидчики в ситуации буллинга: кто они? // Современная зарубежная психология. 2015. Том 4. № 4. С. 5—10.
22) Ермолова Т.В., Савицкая Н.В. Буллинг как групповой феномен: исследование буллинга в Финляндии и скандинавских странах за последние 20 лет (1994—2014) // Современная зарубежная психология. 2015. Т. 4, № 1. С. 65—90.
23) Кон И.С. Что такое буллинг, как с ним бороться? / И.С. Кон
24) Ломов Б. Ф. Теория, эксперимент и практика в психологии // Психологический журнал. 1980. Т. 1. С. 8-20.
25) Лоренц К. Агрессия: так называемое «зло» / К. Лоренц. - М.: Прогресс, 1994. - 272 с.
26) Лэйн Д. А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия.— СПб.: Питер, 2001.— С. 240-276.
27) Крюкова Т.Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совпадающего поведения // Психол. журнал. 2005. Т. 26, №2. С. 5 - 15.
28) Курбатова Т. Н. Психология агрессии//Агрессия/Отв. ред. А. М. Ельяшевич. СПб.: Хамелеон, 2004.
29) Кривцова С.В.. «Буллинг в школе VS сплоченность
неравнодушных» 2011г
30) Кон И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться? «Семья и школа», 2006, № 11. с.15-18.
31) Коломинский, Я.Л., Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности)/ Я.Л. Коломинский,. - Мн.: ТетраСистемс, - 2007. - 432 с.
32) Лэйн Д. А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лэйна и Э. Миллера. СПб., 2001.
33) Макарова Ю.Л. Гендерные особенности поведения участников
подростковой буллинг-структуры // Психология. Историко¬
критические обзоры и современные исследования. 2017. Т. 6. № 5А. С. 181-192.
34) Маланцева О.Д. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? / О. Д. Маланцева // Социальная педагогика. - 2007. - № 4. - С. 90-92.
35) Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях: справочник практического психолога / И. . Малкина-Пых.
- М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 960 с.
36) Мосина О. А., Устенко В. С. Проблема буллинга в образовательной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 29. - С. 144-148. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56567.htm.
37) Молчанова О.Н. Самооценка: теоретические проблемы и
эмпирические исследования. М.: Флинта: Наука, 2010.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ