ТРУДОВЫЕ СПОРЫ И ПОРЯДОК ИХ РАЗРЕШЕНИЯ
|
Введение 3
Глава I. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ТРУДОВЫХ СПОРОВ 7
§1 Развитие законодательства о трудовых спорах 7
§2 Понятие и виды трудовых споров 16
§3 Основные причины возникновения трудовых споров 22
Глава II. ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ 28
§1Рассмотрение трудовых споров комиссией по трудовым спорам 28
§2 Судебный порядок рассмотрения трудовых споров 38
Глава III. ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ 49
§1 Примирительные процедуры как способ разрешения коллективных трудовых споров 49
§2 Забастовка как исключительный способ разрешения коллективных трудовых споров 64
Заключение 76
Список использованной литературы
Глава I. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ТРУДОВЫХ СПОРОВ 7
§1 Развитие законодательства о трудовых спорах 7
§2 Понятие и виды трудовых споров 16
§3 Основные причины возникновения трудовых споров 22
Глава II. ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ 28
§1Рассмотрение трудовых споров комиссией по трудовым спорам 28
§2 Судебный порядок рассмотрения трудовых споров 38
Глава III. ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ 49
§1 Примирительные процедуры как способ разрешения коллективных трудовых споров 49
§2 Забастовка как исключительный способ разрешения коллективных трудовых споров 64
Заключение 76
Список использованной литературы
Трудовые правоотношения на протяжении всей истории играли большую роль в развитии общества и государства. Начиная как одна из отраслей гражданского права, постепенно трудовое право выделилось из гражданского права в самостоятельную отрасль, обзавелась собственным предметом и методами регулирования.
Трудовое законодательство в Российской Федерации развивалось параллельно c развитием общественных отношений, подстраиваясь под нужды общества и государства. В XX веке развитие трудового законодательства получила сильный толчок благодаря событиям первой половины века, революции, образованию и развитию нового государства.
Вместе c развитием трудового законодательства получило свое развитие и регулирование законами трудовых споров. Наибольшее развитие в регулировании трудовых споров произошли после принятия Трудового кодекса Российской Федерации, который посвятил две главы - 60, 61 трудовым спорам и порядкам их разрешения.
Трудовой спор возникает в результате предполагаемого или реального нарушения прав в области оплаты труда, режима или условий работы, найма и т.п. В случае если подобное нарушение осуществляется по отношению к отдельному работнику, то его последствием может быть индивидуальный трудовой спор. В том же случае, когда возникают разногласия между работодателем и группой работников или трудовым коллективом в целом, трудовой спор приобретает характер коллективного.
Обе эти категории споров на сегодняшний день получили широкое распространение в нашей стране. Однако, если индивидуальные споры не были редкостью и прежде, имели нормативные и процедурные рамки своего разрешения, то проблема урегулирования коллективных трудовых конфликтов со всей остротой встала в России после массовых выступлений трудящихся в 1989 году.
После десятилетий полного государственного контроля в сфере трудовых отношений все социальные партнеры, включая государство, оказались абсолютно не готовы к проявлениям открытой конфронтации. Появилась острая необходимость в разработке нормативных документов, регулирующих трудовые отношения в новых условиях; создании системы социального партнерства; изучении опыта функционирования данной системы в западных странах.
Актуальность темы обуславливается нестабильностью рыночных отношений. К сожалению, число нарушений работодателями норм трудового законодательства остается все также на высоком уровне. (незаконное увольнение работников, переводы их на другую работу, задержка месяцами выплаты заработной платы и т.д., не заключение трудового договора, широкое применение договоров подряда вместо трудового договора и т.д.)
Кроме того, интересы работодателя и наемного работника не всегда совпадают, поэтому часто происходит столкновение этих интересов на разных стадиях трудовых отношений. Это, в свою очередь, приводит к возникновению споров (конфликтов), требующих своего разрешения в юрисдикционных органах. Наблюдаются нарушения как трудовых, так и коллективных договоров, порождающие соответственно индивидуальные и коллективные трудовые споры. Они рассматриваются и разрешаются в зависимости от их характера и подведомственности в комиссиях по трудовым спорам организаций, предприятий, учреждений или суде, между работниками и работодателями, а также в примирительных комиссиях с участием посредников и в трудовых арбитражах между трудовыми коллективами и работодателями. Между тем, в условиях нестабильности трудовых отношений, число индивидуальных и коллективных споров возросло. При этом характер споров обострился, и, разумеется, в них отражаются происходящие в обществе социально-экономические процессы.
В такой непростой ситуации крайне важно, как нам представляется, и работникам, и работодателями, и представителям властных структур знать наиболее актуальные действующие законоположения в сфере труда.
Тема трудовых споров рассматривалась еще дореволюционным юристом, доктором гражданского права - Талем Л.С. В настоящее время разработкой темы трудовых споров занимаются такие ученые-трудовики как Анисимов А.Л., Герасимова Е.С., Гонцов Н.И., Драчук М.А., Миронова А.Н., Новицкая М.В., Сапфирова А.А., Шавин В.А. и многие другие. Исследования данных авторов также вошли состав этой работы.
Цель исследования - комплексный правовой анализ трудового законодательства о сущности, причинах и особенностях порядка
рассмотрения трудовых споров.
Исходя из вышеназванной цели можно выделить следующие задачи:
• анализ развития законодательства о трудовых спорах;
• рассмотреть понятие и виды трудовых споров;
• выявить причины возникновения трудовых споров;
• рассмотреть порядок рассмотрения и разрешения
индивидуальных трудовых споров комиссиями по трудовым спорам;
• рассмотреть судебный порядок разрешения индивидуальных трудовых споров;
• выявить особенности порядка разрешения коллективных трудовых споров примирительными процедурами;
• рассмотреть особенности порядка проведения забастовки, как исключительный способ разрешения коллективных трудовых споров.
В качестве объекта исследования в данной работе рассматриваются общественные отношения, регулируемыми нормами трудового права, в части защиты трудовых прав работников.
Предмет исследования составляют правоотношения, возникающие по поводу разрешения трудовых споров.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения и списка использованной литературы
Трудовое законодательство в Российской Федерации развивалось параллельно c развитием общественных отношений, подстраиваясь под нужды общества и государства. В XX веке развитие трудового законодательства получила сильный толчок благодаря событиям первой половины века, революции, образованию и развитию нового государства.
Вместе c развитием трудового законодательства получило свое развитие и регулирование законами трудовых споров. Наибольшее развитие в регулировании трудовых споров произошли после принятия Трудового кодекса Российской Федерации, который посвятил две главы - 60, 61 трудовым спорам и порядкам их разрешения.
Трудовой спор возникает в результате предполагаемого или реального нарушения прав в области оплаты труда, режима или условий работы, найма и т.п. В случае если подобное нарушение осуществляется по отношению к отдельному работнику, то его последствием может быть индивидуальный трудовой спор. В том же случае, когда возникают разногласия между работодателем и группой работников или трудовым коллективом в целом, трудовой спор приобретает характер коллективного.
Обе эти категории споров на сегодняшний день получили широкое распространение в нашей стране. Однако, если индивидуальные споры не были редкостью и прежде, имели нормативные и процедурные рамки своего разрешения, то проблема урегулирования коллективных трудовых конфликтов со всей остротой встала в России после массовых выступлений трудящихся в 1989 году.
После десятилетий полного государственного контроля в сфере трудовых отношений все социальные партнеры, включая государство, оказались абсолютно не готовы к проявлениям открытой конфронтации. Появилась острая необходимость в разработке нормативных документов, регулирующих трудовые отношения в новых условиях; создании системы социального партнерства; изучении опыта функционирования данной системы в западных странах.
Актуальность темы обуславливается нестабильностью рыночных отношений. К сожалению, число нарушений работодателями норм трудового законодательства остается все также на высоком уровне. (незаконное увольнение работников, переводы их на другую работу, задержка месяцами выплаты заработной платы и т.д., не заключение трудового договора, широкое применение договоров подряда вместо трудового договора и т.д.)
Кроме того, интересы работодателя и наемного работника не всегда совпадают, поэтому часто происходит столкновение этих интересов на разных стадиях трудовых отношений. Это, в свою очередь, приводит к возникновению споров (конфликтов), требующих своего разрешения в юрисдикционных органах. Наблюдаются нарушения как трудовых, так и коллективных договоров, порождающие соответственно индивидуальные и коллективные трудовые споры. Они рассматриваются и разрешаются в зависимости от их характера и подведомственности в комиссиях по трудовым спорам организаций, предприятий, учреждений или суде, между работниками и работодателями, а также в примирительных комиссиях с участием посредников и в трудовых арбитражах между трудовыми коллективами и работодателями. Между тем, в условиях нестабильности трудовых отношений, число индивидуальных и коллективных споров возросло. При этом характер споров обострился, и, разумеется, в них отражаются происходящие в обществе социально-экономические процессы.
В такой непростой ситуации крайне важно, как нам представляется, и работникам, и работодателями, и представителям властных структур знать наиболее актуальные действующие законоположения в сфере труда.
Тема трудовых споров рассматривалась еще дореволюционным юристом, доктором гражданского права - Талем Л.С. В настоящее время разработкой темы трудовых споров занимаются такие ученые-трудовики как Анисимов А.Л., Герасимова Е.С., Гонцов Н.И., Драчук М.А., Миронова А.Н., Новицкая М.В., Сапфирова А.А., Шавин В.А. и многие другие. Исследования данных авторов также вошли состав этой работы.
Цель исследования - комплексный правовой анализ трудового законодательства о сущности, причинах и особенностях порядка
рассмотрения трудовых споров.
Исходя из вышеназванной цели можно выделить следующие задачи:
• анализ развития законодательства о трудовых спорах;
• рассмотреть понятие и виды трудовых споров;
• выявить причины возникновения трудовых споров;
• рассмотреть порядок рассмотрения и разрешения
индивидуальных трудовых споров комиссиями по трудовым спорам;
• рассмотреть судебный порядок разрешения индивидуальных трудовых споров;
• выявить особенности порядка разрешения коллективных трудовых споров примирительными процедурами;
• рассмотреть особенности порядка проведения забастовки, как исключительный способ разрешения коллективных трудовых споров.
В качестве объекта исследования в данной работе рассматриваются общественные отношения, регулируемыми нормами трудового права, в части защиты трудовых прав работников.
Предмет исследования составляют правоотношения, возникающие по поводу разрешения трудовых споров.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения и списка использованной литературы
Актуальность данной работы обуславливалась нестабильностью рыночных отношений и того факта, что число нарушений работодателями норм трудового законодательства остается на высоком уровне.
В ходе выполнения работы были сделаны следующие выводы.
История развития законодательства о трудовых спорах неразрывно связана с развитием самого трудового права. Ученые делят периоды развития трудового законодательства на четыре периода: к первому относятся XII - XVII вв., ко второму XVIII - начало XX в., к третьему - 1917 г. - вторую половину 1980-х гг., к четвертому - современный, начинающийся примерно с 1990 г. и продолжающийся в настоящее время.
Наибольшее развитие законодательство о трудовых спорах получило в конце XIX - начале XX века. И хотя не все нормативные акты предусматривали возможность работника самому защищать свои права, многие вводили специальные органы, которые бы следили и своевременно предотвращали нарушения прав работников. Так, в 1882 г. была введена должность фабричных инспекторов, следящих и предотвращающих нарушение трудового законодательства. В советский период вместе с КЗоТом 1922 года появилось упоминание о трудовых спорах, которые рассматривались уполномоченными на то органами, причем нарушение норм КЗоТа преследовалось в уголовном порядке.
КЗоТ 1974 года существенно расширил и дополнил институт трудовых споров. Так, был введен такой орган, как комиссия по трудовым спорам,
который разрешал индивидуальные трудовые споры. Также, трудовые споры теперь имели деление на индивидуальные трудовые споры и коллективные трудовые споры.
И, наконец, Трудовой кодекс Российской Федерации явился венцом трудового законодательства. Он вобрал в себя важнейшие нормы права, разработанные на протяжении всего XX века, пропустил их через "призму" демократии и либерализма, а также подкрепил их некоторыми новшествами. В частности был введен институт государственного инспектора по охране труда, было существенно изменено и расширенно законодательство о трудовых спорах, в том числе также выделен коллективный трудовой спор в отдельную главу, что несомненно является важным шагом в развитии законодательства о трудовых спорах.
Трудовые споры имеют свою классификацию, деление на виды. Существует как официальная классификация, так и доктринальная. Согласно первой трудовые споры делятся по субъектному составу и называются они коллективными и индивидуальными трудовыми спорами. Согласно же доктринальной классификации трудовые споры можно классифицировать по субъектам спора и тогда они делятся на индивидуальные и коллективные, по содержанию спора на споры, возникающие на основе нарушения прав работников, связанных с применением норм трудового законодательства и споры об установлении или изменении индивидуальных условий труда работника, по характеру разногласий - споры искового и споры неискового характера, а также по порядку рассмотрения трудовых споров - общим порядком, судебным порядком и особым порядком.
Условия возникновение трудовых споров могут носить экономический, социальный и юридический характер. Причины трудовых споров опять же можно разделять по их видам.
Так, для коллективных трудовых споров характерными причинами их возникновения будут являться разногласия по поводу заключения коллективного трудового договора, либо в результате принятия локальных правовых актов, содержащих нормы трудового права каким-либо образом не устраивающие работников, либо в результате выдвижения работниками требований, касающихся условий труда, но не принятые, либо частично не принятые работодателями.
Для индивидуальных же трудовых споров характерны недостаточность правовых знаний работника или его добросовестное заблуждение, а также попытка недобросовестных работников, осознающих свою неправоту, доказать свою точку зрения любыми способами. Также возникновение индивидуального трудового спора может быть обусловлено отсутствием урегулирования некоторых разногласий между работником и работодателем.
КТС является органом по разрешению разногласий, который действует на локальном уровне. Нормами ТК РФ деятельность КТС регулируется не в полном объеме и ряд вопросов, стоящих перед КТС необходимо урегулировать в локальном порядке, а сама КТС может быть образована как на постоянной основе, так и на временной для разрешения конкретных споров.
Инициатором КТС может быть как работодатель, так и работники или же работодатель и работники одновременно. Состав КТС должен быть из равного числа представителей работников и работодателя. КТС самостоятельно избирает из своего состава председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии. Организационно-техническое
обеспечение деятельности КТС полностью ложиться на плечи работодателю
Инициатором обращения в КТС может быть только работник и в случае неисполнения решения КТС выдает работнику удостоверение, являющееся исполнительным листом.
Законом устанавливается два случая, когда спор может оказаться предметом судебного разбирательства. Первый - индивидуальный трудовой спор не был рассмотрен КТС в десятидневный срок. Второй случай: одна из сторон спора - работник или работодатель - не согласна с решением КТС.
Для рассмотрения судом дел об индивидуальных трудовых спорах необходимо соблюдать определенные сроки: месячный срок по делам об увольнении, трехмесячный срок для остальных дел по заявлению работником; по вопросам обжалования решений КТС - десятидневный срок со дня вручения копии решения; по вопросам взыскания с работника материального ущерба, причиненного работником работодателю - в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба. Трудовые споры рассматривают суды общей юрисдикции, а именно районные и городские суды. Мировые судьи не вправе рассматривать дела по трудовым спорам.
Необходимо помнить, что работники освобождаются от уплаты гос. пошлины, так как для них установлен так называемый принцип бесплатности рассмотрения трудового спора, так как, несмотря на провозглашенный принцип равенства сторон работник в трудовых отношениях, а значит и при возникновении и рассмотрении трудовых споров является слабой стороной. Это не касается случаев, если работник обращается с жалобой в Кассационную или Надзорную инстанции.
Прокурор РФ обязан участвовать и давать заключение в делах о восстановлении на работе. Также согласно ст. 45. ГПК РФ он может подать заявление в защиту прав, свобод и законных интересов работника в случае, если он по состоянию здоровья, возраста, недееспособности или другим причинам не может самостоятельно обратиться в суд.
Решения суда о выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев, восстановление на работе подлежит немедленному исполнению.
Непосредственное исполнение решений судебных органов по трудовым спорам возлагается на судебных приставов-исполнителей согласно Федеральному закону "Об исполнительном производстве".
Законодательство для разрешения коллективных трудовых споров предусматривает следующие примирительные процедуры - разрешение спора примирительной комиссией; разрешение спора с участием посредника; разрешение спора в трудовом арбитраже.
Разрешение спора примирительной комиссией является обязательным этапом разрешения коллективного трудового спора. Примирительная комиссия представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора. При недостижении примирительной комиссией согласия, либо при достижении лишь его части, не позднее следующего рабочего дня после дня составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника. Посредником является третье, не заинтересованное в исходе дела лицо. Его главная функция - оказание помощи сторонам в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога.
В случае если стороны коллективного трудового спора не достигли согласия по поводу рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, либо не достигли согласия относительно кандидатуры посредника, либо в процессе переговоров с участием посредника не урегулировали все имеющиеся разногласия, они обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.
Трудовой арбитраж представляет собой орган по рассмотрению коллективного трудового спора. Действующее законодательство
предусматривает возможность создание как временных, так и постоянно действующих трудовых арбитражей. Временный трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров для рассмотрения данного коллективного трудового спора. Постоянно действующий трудовой арбитраж может быть создан решением соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, передаваемых ему для рассмотрения по соглашению сторон.
Решение трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передается сторонам этого спора в письменной форме.
Забастовка представляет собой коллективное, организованное прекращение работы в организации или предприятии с целью добиться от работодателя или правительства выполнения каких-либо требований.
Основным регулятором забастовки в Российской Федерации является Трудовой кодекс РФ; другие федеральные законы преимущественно содержат нормы, ограничивающие право на забастовку либо устанавливающие его запрет. Так запрет на забастовку установлен авиационному персоналу, работникам железнодорожного транспорта общего пользования, работникам организации атомной энергии, руководителям государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу. Это объясняется, в частности тем, что должности, занимаемые этими работниками представляются очень важными для функционирования общества и проведение забастовки работниками этих сфер могут оказать негативное влияние на жизнь общества в целом.
В соответствии с законом, забастовки подразделяются на два вида: предупредительные и основные. Предупредительная забастовка - это временное однократное прекращение работы не более чем на час. Проведение основной забастовки допускается после завершения обязательных примирительных процедур либо при уклонении работодателя от участия в таких процедурах, а также при невыполнении им соглашения, достигнутого в ходе разрешения коллективного трудового спора.
При проведении предупредительной забастовки орган, ее возглавляющий, обеспечивает минимум необходимых работ (услуг) в соответствии с ТК РФ.
Забастовку возглавляет представительный орган работников.
Орган, возглавляющий забастовку, имеет право созывать собрания (конференции) работников, получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников, привлекать специалистов для подготовки заключений по спорным вопросам, а также имеет право приостановить забастовку
Главной обязанностью сторон в период проведения забастовки признается продолжение разрешения спора путем проведения переговоров.
Как правило, переговоры проводятся между представителем работодателя и органом, возглавляющим забастовку. Переговоры в период проведения забастовки обычно заканчиваются заключением соглашения об урегулировании коллективного трудового спора. В этом случае забастовка прекращается.
В ходе выполнения работы были сделаны следующие выводы.
История развития законодательства о трудовых спорах неразрывно связана с развитием самого трудового права. Ученые делят периоды развития трудового законодательства на четыре периода: к первому относятся XII - XVII вв., ко второму XVIII - начало XX в., к третьему - 1917 г. - вторую половину 1980-х гг., к четвертому - современный, начинающийся примерно с 1990 г. и продолжающийся в настоящее время.
Наибольшее развитие законодательство о трудовых спорах получило в конце XIX - начале XX века. И хотя не все нормативные акты предусматривали возможность работника самому защищать свои права, многие вводили специальные органы, которые бы следили и своевременно предотвращали нарушения прав работников. Так, в 1882 г. была введена должность фабричных инспекторов, следящих и предотвращающих нарушение трудового законодательства. В советский период вместе с КЗоТом 1922 года появилось упоминание о трудовых спорах, которые рассматривались уполномоченными на то органами, причем нарушение норм КЗоТа преследовалось в уголовном порядке.
КЗоТ 1974 года существенно расширил и дополнил институт трудовых споров. Так, был введен такой орган, как комиссия по трудовым спорам,
который разрешал индивидуальные трудовые споры. Также, трудовые споры теперь имели деление на индивидуальные трудовые споры и коллективные трудовые споры.
И, наконец, Трудовой кодекс Российской Федерации явился венцом трудового законодательства. Он вобрал в себя важнейшие нормы права, разработанные на протяжении всего XX века, пропустил их через "призму" демократии и либерализма, а также подкрепил их некоторыми новшествами. В частности был введен институт государственного инспектора по охране труда, было существенно изменено и расширенно законодательство о трудовых спорах, в том числе также выделен коллективный трудовой спор в отдельную главу, что несомненно является важным шагом в развитии законодательства о трудовых спорах.
Трудовые споры имеют свою классификацию, деление на виды. Существует как официальная классификация, так и доктринальная. Согласно первой трудовые споры делятся по субъектному составу и называются они коллективными и индивидуальными трудовыми спорами. Согласно же доктринальной классификации трудовые споры можно классифицировать по субъектам спора и тогда они делятся на индивидуальные и коллективные, по содержанию спора на споры, возникающие на основе нарушения прав работников, связанных с применением норм трудового законодательства и споры об установлении или изменении индивидуальных условий труда работника, по характеру разногласий - споры искового и споры неискового характера, а также по порядку рассмотрения трудовых споров - общим порядком, судебным порядком и особым порядком.
Условия возникновение трудовых споров могут носить экономический, социальный и юридический характер. Причины трудовых споров опять же можно разделять по их видам.
Так, для коллективных трудовых споров характерными причинами их возникновения будут являться разногласия по поводу заключения коллективного трудового договора, либо в результате принятия локальных правовых актов, содержащих нормы трудового права каким-либо образом не устраивающие работников, либо в результате выдвижения работниками требований, касающихся условий труда, но не принятые, либо частично не принятые работодателями.
Для индивидуальных же трудовых споров характерны недостаточность правовых знаний работника или его добросовестное заблуждение, а также попытка недобросовестных работников, осознающих свою неправоту, доказать свою точку зрения любыми способами. Также возникновение индивидуального трудового спора может быть обусловлено отсутствием урегулирования некоторых разногласий между работником и работодателем.
КТС является органом по разрешению разногласий, который действует на локальном уровне. Нормами ТК РФ деятельность КТС регулируется не в полном объеме и ряд вопросов, стоящих перед КТС необходимо урегулировать в локальном порядке, а сама КТС может быть образована как на постоянной основе, так и на временной для разрешения конкретных споров.
Инициатором КТС может быть как работодатель, так и работники или же работодатель и работники одновременно. Состав КТС должен быть из равного числа представителей работников и работодателя. КТС самостоятельно избирает из своего состава председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии. Организационно-техническое
обеспечение деятельности КТС полностью ложиться на плечи работодателю
Инициатором обращения в КТС может быть только работник и в случае неисполнения решения КТС выдает работнику удостоверение, являющееся исполнительным листом.
Законом устанавливается два случая, когда спор может оказаться предметом судебного разбирательства. Первый - индивидуальный трудовой спор не был рассмотрен КТС в десятидневный срок. Второй случай: одна из сторон спора - работник или работодатель - не согласна с решением КТС.
Для рассмотрения судом дел об индивидуальных трудовых спорах необходимо соблюдать определенные сроки: месячный срок по делам об увольнении, трехмесячный срок для остальных дел по заявлению работником; по вопросам обжалования решений КТС - десятидневный срок со дня вручения копии решения; по вопросам взыскания с работника материального ущерба, причиненного работником работодателю - в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба. Трудовые споры рассматривают суды общей юрисдикции, а именно районные и городские суды. Мировые судьи не вправе рассматривать дела по трудовым спорам.
Необходимо помнить, что работники освобождаются от уплаты гос. пошлины, так как для них установлен так называемый принцип бесплатности рассмотрения трудового спора, так как, несмотря на провозглашенный принцип равенства сторон работник в трудовых отношениях, а значит и при возникновении и рассмотрении трудовых споров является слабой стороной. Это не касается случаев, если работник обращается с жалобой в Кассационную или Надзорную инстанции.
Прокурор РФ обязан участвовать и давать заключение в делах о восстановлении на работе. Также согласно ст. 45. ГПК РФ он может подать заявление в защиту прав, свобод и законных интересов работника в случае, если он по состоянию здоровья, возраста, недееспособности или другим причинам не может самостоятельно обратиться в суд.
Решения суда о выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев, восстановление на работе подлежит немедленному исполнению.
Непосредственное исполнение решений судебных органов по трудовым спорам возлагается на судебных приставов-исполнителей согласно Федеральному закону "Об исполнительном производстве".
Законодательство для разрешения коллективных трудовых споров предусматривает следующие примирительные процедуры - разрешение спора примирительной комиссией; разрешение спора с участием посредника; разрешение спора в трудовом арбитраже.
Разрешение спора примирительной комиссией является обязательным этапом разрешения коллективного трудового спора. Примирительная комиссия представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора. При недостижении примирительной комиссией согласия, либо при достижении лишь его части, не позднее следующего рабочего дня после дня составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника. Посредником является третье, не заинтересованное в исходе дела лицо. Его главная функция - оказание помощи сторонам в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога.
В случае если стороны коллективного трудового спора не достигли согласия по поводу рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, либо не достигли согласия относительно кандидатуры посредника, либо в процессе переговоров с участием посредника не урегулировали все имеющиеся разногласия, они обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.
Трудовой арбитраж представляет собой орган по рассмотрению коллективного трудового спора. Действующее законодательство
предусматривает возможность создание как временных, так и постоянно действующих трудовых арбитражей. Временный трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров для рассмотрения данного коллективного трудового спора. Постоянно действующий трудовой арбитраж может быть создан решением соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, передаваемых ему для рассмотрения по соглашению сторон.
Решение трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передается сторонам этого спора в письменной форме.
Забастовка представляет собой коллективное, организованное прекращение работы в организации или предприятии с целью добиться от работодателя или правительства выполнения каких-либо требований.
Основным регулятором забастовки в Российской Федерации является Трудовой кодекс РФ; другие федеральные законы преимущественно содержат нормы, ограничивающие право на забастовку либо устанавливающие его запрет. Так запрет на забастовку установлен авиационному персоналу, работникам железнодорожного транспорта общего пользования, работникам организации атомной энергии, руководителям государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу. Это объясняется, в частности тем, что должности, занимаемые этими работниками представляются очень важными для функционирования общества и проведение забастовки работниками этих сфер могут оказать негативное влияние на жизнь общества в целом.
В соответствии с законом, забастовки подразделяются на два вида: предупредительные и основные. Предупредительная забастовка - это временное однократное прекращение работы не более чем на час. Проведение основной забастовки допускается после завершения обязательных примирительных процедур либо при уклонении работодателя от участия в таких процедурах, а также при невыполнении им соглашения, достигнутого в ходе разрешения коллективного трудового спора.
При проведении предупредительной забастовки орган, ее возглавляющий, обеспечивает минимум необходимых работ (услуг) в соответствии с ТК РФ.
Забастовку возглавляет представительный орган работников.
Орган, возглавляющий забастовку, имеет право созывать собрания (конференции) работников, получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников, привлекать специалистов для подготовки заключений по спорным вопросам, а также имеет право приостановить забастовку
Главной обязанностью сторон в период проведения забастовки признается продолжение разрешения спора путем проведения переговоров.
Как правило, переговоры проводятся между представителем работодателя и органом, возглавляющим забастовку. Переговоры в период проведения забастовки обычно заканчиваются заключением соглашения об урегулировании коллективного трудового спора. В этом случае забастовка прекращается.
Подобные работы
- Трудовое право (Вариант 1,РАНХ и ГС)
Контрольные работы, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 200 р. Год сдачи: 2019 - Индивидуальные трудовые споры
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Индивидуальные трудовые споры спортсменов и тренеров и порядок их рассмотрения в футболе
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2022 - Трудовые споры и пути их разрешения
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2019 - Индивидуальные трудовые споры: понятие, виды, порядок рассмотрения (Российский государственный профессионально-педагогический университет)
Курсовые работы, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - Трудовые споры и пути их разрешения
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2019 - Коллективные трудовые споры и примирительный порядок их разрешения
Магистерская диссертация, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Разрешение проблем процессуальных особенностей рассмотрения трудовых споров
Магистерская диссертация, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2023 - Анализ межличностных конфликтов и способов их разрешения в Дорожных электромеханических мастерских
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 7900 р. Год сдачи: 2014



