ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ОХРАНЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
|
Введение 5
Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ
СРЕДСТВ ОХРАНЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 9
§ 1. Гражданско-правовые средства охраны прав потребителей, 9
их место в системе гражданско-правовых средств 9
§ 2. Классификация гражданско-правовых средств охраны прав
потребителей 16
Глава II. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 24
§ 1. Договор как средство реализации прав потребителя 24
§ 2. Гражданско-правовые средства обеспечения исполнения договоров с участием потребителя 32
§ 3. Законная неустойка как средство реализации прав потребителя 39
Глава III. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 47
§ 1. Претензия как средство защиты прав потребителя 47
§ 2. Потребительский иск как средство защиты прав потребителя 50
Заключение 58
Список использованной литературы
Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ
СРЕДСТВ ОХРАНЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 9
§ 1. Гражданско-правовые средства охраны прав потребителей, 9
их место в системе гражданско-правовых средств 9
§ 2. Классификация гражданско-правовых средств охраны прав
потребителей 16
Глава II. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 24
§ 1. Договор как средство реализации прав потребителя 24
§ 2. Гражданско-правовые средства обеспечения исполнения договоров с участием потребителя 32
§ 3. Законная неустойка как средство реализации прав потребителя 39
Глава III. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 47
§ 1. Претензия как средство защиты прав потребителя 47
§ 2. Потребительский иск как средство защиты прав потребителя 50
Заключение 58
Список использованной литературы
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и охрану здоровья людей. Одним из средств достижения указанной цели является законодательство о защите прав потребителей.
При изучении данной сферы правового регулирования общественных отношений стоит отметить, что законодательство о защите прав потребителей имеет определенную специфику по сравнению с гражданским законодательством, составляющим основу нормативно-правового регулирования отношений вытекающих из договоров с потребителями. Данная специфика выражается в более широком, чем при правовом регулировании других договорных отношений, применении императивных норм для определения содержания договора, что обуславливается экономическим неравенством потребителей и продавцов (исполнителей, изготовителей, импортеров), установлением повышенной ответственности контрагентов потребителя, а также невозможностью традиционными средствами и приемами гражданского права обеспечить потребителям надежную защиту их прав.
Одной из внутренних экономических функции государства является регулирование государством отношений с участием потребителей посредством специального законодательства о защите их прав, ограничивающего в известной мере гражданские права контрагентов потребителей (продавцов, изготовителей, исполнителей) наряду с обеспечением свободы экономической деятельности. Так, количество гражданских дел о защите прав потребителей, рассматриваемых судами общей юрисдикции, возрастает год от года.
Так же, на актуальность данной сферы нормативно-правового регулирования указывает и активная практика Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по разработке различных рекомендаций по осуществлению имеющихся у потребителей прав, адресованных неопределенному кругу потребителей (например, «О конструктивном диалоге между Роспотребнадзором и участниками рынка банковских услуг», «Что надо знать потребителю о своих правах в жилищной сфере» и т.д.). Территориальные органы Роспотребнадзора также участвуют в издании информационных писем для населения по некоторым вопросам осуществления прав потребителей (например, «Как защитить свои права», «Покупаем мобильный телефон» и т.д.).
Решение обозначенных проблем возможна с помощью совершенствовании механизмов реализации прав потребителей, которое осуществимо при глубоком теоретическом осмыслении спорных вопросов нормативно-правового регулирования и экономического содержания потребительских отношений, гражданско-правовых средств реализации, обеспечения и защиты прав потребителей как единой системы и механизма, гарантирующего удовлетворение потребителем своих личных, семейных, бытовых нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Объектом исследования выступают правоотношения, возникающие между потребителями и продавцами (изготовителями, исполнителями, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами).
Предметом исследования явились нормы гражданского и иных отраслей законодательства Российской Федерации, регулирующие отношения между потребителями и продавцами (изготовителями, исполнителями,
уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами), а также судебная практика,
монографическая литература, относящиеся к теме исследования.
Цель и задачи исследования. Цель работы - заключается в формировании комплексного представления о гражданско-правовых средствах, при помощи которых осуществляется охрана прав потребителей, реализация прав потребителей, осуществляется защита прав потребителей.
Постановка указанной цели определяет необходимость решения следующих отдельных задач исследования:
- изучить понятие, место в системе гражданско-правовых средств и классификацию гражданско-правовых средств охраны прав потребителей;
- обозначить гражданско-правовые средства охраны прав потребителей;
- рассмотреть договор как средство реализации прав потребителя;
- разобрать гражданско-правовые средства обеспечения исполнения договоров с участием потребителя;
- проанализировать законную неустойку как средство реализации прав потребителя;
- рассмотреть претензию как средство защиты прав потребителя;
- исследовать потребительский иск как средство защиты прав потребителя.
Теоретическую основу исследования составили труды представителей юридической науки: В.А. Белова, М.И. Брагинского, Е.В. Вавилина, В.П. Грибанов, В.Р. Дворецкий, А.А. Киричук, Ю.Я. Марков, И.Б. Новицкого, О.Н. Садикова, Д.Я. Соломкиной, Е.А. Суханова, В.А. Хохлова, М.Ю. Челышева, А.Е. Шерстобитова и др.
Нормативную основу исследования составили положения Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Закона РФ «О защите прав потребителей» и ряд других нормативно-правовых актов, применяемых в сфере защиты прав потребителей.
Апробация результатов диссертационного исследования. Основные выводы и положения диссертационной работы нашли свое отражение в научных публикациях автора, в том числе в опубликованных научных статьях, а также в публикациях выступлений по результатам научных конференций.
Результаты исследования были апробированы в рамках участия в конференциях международного уровня, а также в научных журналах:
1. Караваев А.Ю. Компенсация морального вреда как способ защиты прав потребителей в правоотношениях по перевозкам / А.Ю. Караваев // «VIII Камские чтения»: всероссийская научно-практическая конференция. (2016; Набережные Челны). В 3-х ч. Часть 3. Всерос. научн.-практ. конф. «VIII Камские чтения», 22 апреля 2016 г. [Текст]: сб-к док. / под ред. д-ра техн. наук Л.А. Симоновой. - Набережные Челны: Издательско-полиграфический центр Набережночелнинского института КФУ, 2016. - С. 229 - 231.
2. Караваев А.Ю. Некоторые проблемы защиты прав потребителей в Российской Федерации / А.Ю. Караваев // Экономика и социум. - 2016. - № 11 (30). - С. 28-33.
3. Караваев А.Ю. Гарантийные сроки в потребительских отношениях / А.Ю. Караваев // Теория и практика современной науки. - 2017. - № 3 (21). - С. 444-447.
4. Караваев А.Ю. Законный задаток как средство обеспечения исполнения обязательств с участием потребителей / А.Ю. Караваев // «IX Камские чтения»: всероссийская научно-практическая конференция. (2017; Набережные Челны). В 3-х ч. Часть 3. Всерос. научн.-практ. конф. «IX Камские чтения», 21 апреля 2017 г. [Текст]: сб-к док. / под ред. д-ра техн. наук Л.А. Симоновой. - Набережные Челны: Издательско-полиграфический центр Набережночелнинского института КФУ, 2017. - В печати.
5. Караваев А.Ю. Страхование жизни и страхование от несчастных случаев: проблемы и сравнительный анализ / А.Ю. Караваев // Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2017 года: сб. тезисов: в 3 т. / Мин-во образования и науки; Казанский (Приволжский) федеральный ун-т. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. - Т. 3: Набережночелнинский институт, Елабужский институт. - В печати.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, содержащих семь параграфов, заключения и списка литературы.
При изучении данной сферы правового регулирования общественных отношений стоит отметить, что законодательство о защите прав потребителей имеет определенную специфику по сравнению с гражданским законодательством, составляющим основу нормативно-правового регулирования отношений вытекающих из договоров с потребителями. Данная специфика выражается в более широком, чем при правовом регулировании других договорных отношений, применении императивных норм для определения содержания договора, что обуславливается экономическим неравенством потребителей и продавцов (исполнителей, изготовителей, импортеров), установлением повышенной ответственности контрагентов потребителя, а также невозможностью традиционными средствами и приемами гражданского права обеспечить потребителям надежную защиту их прав.
Одной из внутренних экономических функции государства является регулирование государством отношений с участием потребителей посредством специального законодательства о защите их прав, ограничивающего в известной мере гражданские права контрагентов потребителей (продавцов, изготовителей, исполнителей) наряду с обеспечением свободы экономической деятельности. Так, количество гражданских дел о защите прав потребителей, рассматриваемых судами общей юрисдикции, возрастает год от года.
Так же, на актуальность данной сферы нормативно-правового регулирования указывает и активная практика Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по разработке различных рекомендаций по осуществлению имеющихся у потребителей прав, адресованных неопределенному кругу потребителей (например, «О конструктивном диалоге между Роспотребнадзором и участниками рынка банковских услуг», «Что надо знать потребителю о своих правах в жилищной сфере» и т.д.). Территориальные органы Роспотребнадзора также участвуют в издании информационных писем для населения по некоторым вопросам осуществления прав потребителей (например, «Как защитить свои права», «Покупаем мобильный телефон» и т.д.).
Решение обозначенных проблем возможна с помощью совершенствовании механизмов реализации прав потребителей, которое осуществимо при глубоком теоретическом осмыслении спорных вопросов нормативно-правового регулирования и экономического содержания потребительских отношений, гражданско-правовых средств реализации, обеспечения и защиты прав потребителей как единой системы и механизма, гарантирующего удовлетворение потребителем своих личных, семейных, бытовых нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Объектом исследования выступают правоотношения, возникающие между потребителями и продавцами (изготовителями, исполнителями, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами).
Предметом исследования явились нормы гражданского и иных отраслей законодательства Российской Федерации, регулирующие отношения между потребителями и продавцами (изготовителями, исполнителями,
уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами), а также судебная практика,
монографическая литература, относящиеся к теме исследования.
Цель и задачи исследования. Цель работы - заключается в формировании комплексного представления о гражданско-правовых средствах, при помощи которых осуществляется охрана прав потребителей, реализация прав потребителей, осуществляется защита прав потребителей.
Постановка указанной цели определяет необходимость решения следующих отдельных задач исследования:
- изучить понятие, место в системе гражданско-правовых средств и классификацию гражданско-правовых средств охраны прав потребителей;
- обозначить гражданско-правовые средства охраны прав потребителей;
- рассмотреть договор как средство реализации прав потребителя;
- разобрать гражданско-правовые средства обеспечения исполнения договоров с участием потребителя;
- проанализировать законную неустойку как средство реализации прав потребителя;
- рассмотреть претензию как средство защиты прав потребителя;
- исследовать потребительский иск как средство защиты прав потребителя.
Теоретическую основу исследования составили труды представителей юридической науки: В.А. Белова, М.И. Брагинского, Е.В. Вавилина, В.П. Грибанов, В.Р. Дворецкий, А.А. Киричук, Ю.Я. Марков, И.Б. Новицкого, О.Н. Садикова, Д.Я. Соломкиной, Е.А. Суханова, В.А. Хохлова, М.Ю. Челышева, А.Е. Шерстобитова и др.
Нормативную основу исследования составили положения Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Закона РФ «О защите прав потребителей» и ряд других нормативно-правовых актов, применяемых в сфере защиты прав потребителей.
Апробация результатов диссертационного исследования. Основные выводы и положения диссертационной работы нашли свое отражение в научных публикациях автора, в том числе в опубликованных научных статьях, а также в публикациях выступлений по результатам научных конференций.
Результаты исследования были апробированы в рамках участия в конференциях международного уровня, а также в научных журналах:
1. Караваев А.Ю. Компенсация морального вреда как способ защиты прав потребителей в правоотношениях по перевозкам / А.Ю. Караваев // «VIII Камские чтения»: всероссийская научно-практическая конференция. (2016; Набережные Челны). В 3-х ч. Часть 3. Всерос. научн.-практ. конф. «VIII Камские чтения», 22 апреля 2016 г. [Текст]: сб-к док. / под ред. д-ра техн. наук Л.А. Симоновой. - Набережные Челны: Издательско-полиграфический центр Набережночелнинского института КФУ, 2016. - С. 229 - 231.
2. Караваев А.Ю. Некоторые проблемы защиты прав потребителей в Российской Федерации / А.Ю. Караваев // Экономика и социум. - 2016. - № 11 (30). - С. 28-33.
3. Караваев А.Ю. Гарантийные сроки в потребительских отношениях / А.Ю. Караваев // Теория и практика современной науки. - 2017. - № 3 (21). - С. 444-447.
4. Караваев А.Ю. Законный задаток как средство обеспечения исполнения обязательств с участием потребителей / А.Ю. Караваев // «IX Камские чтения»: всероссийская научно-практическая конференция. (2017; Набережные Челны). В 3-х ч. Часть 3. Всерос. научн.-практ. конф. «IX Камские чтения», 21 апреля 2017 г. [Текст]: сб-к док. / под ред. д-ра техн. наук Л.А. Симоновой. - Набережные Челны: Издательско-полиграфический центр Набережночелнинского института КФУ, 2017. - В печати.
5. Караваев А.Ю. Страхование жизни и страхование от несчастных случаев: проблемы и сравнительный анализ / А.Ю. Караваев // Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2017 года: сб. тезисов: в 3 т. / Мин-во образования и науки; Казанский (Приволжский) федеральный ун-т. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. - Т. 3: Набережночелнинский институт, Елабужский институт. - В печати.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, содержащих семь параграфов, заключения и списка литературы.
По итогам нашего научного исследования следует сделать следующие выводы.
Гражданско-правовые средства охраны прав потребителей делятся на гражданско-правовые средства реализации прав потребителей и гражданско- правовые средства защиты прав потребителей. В области правового регулирования защиты прав потребителей к первым можно отнести договор с участием потребителя, ко вторым - претензию.
Использование обеспечительных гражданско-правовых способов в гражданско-правовых отношениях делится на несколько этапов: оформление возможности применения того или иного охранительного правового способа и собственно реализация такой возможности. Оформление возможности применения охранительного правового средства отражается в письменном соглашении (о задатке, о неустойке и т.п.) между контрагентами в гражданском правоотношении; непосредственно реализация возможности выражается в правоотношениях, в которые вступает кредитор, чья основная цель восстановление или компенсация нарушенного субъективного права. Отсюда исходит, что гражданско-правовые способы обеспечения субъективных гражданских прав имеют две цели: надлежащее исполнение гражданско- правового обязательства и восстановление или компенсация субъективного права кредитора (в той или иной степени) за счет должника или иных лиц. Более того эти цели взаимосвязаны между собой, ведь риск неблагоприятных имущественных последствий, наступающих при реализации кредитором охранительного правового средства, должен психологически сподвигать должника к надлежащему исполнению своих обязанностей, к этому сводится суть охранительной функции. Данный механизм характерен для всех гражданско-правовых средств охраны субъективных гражданских прав, осуществление которых основано на соглашении сторон.
Следует заметить, гражданско-правовые средства защиты субъективных гражданских прав тоже направлены на защиту гражданских прав. Отличаются от гражданско-правовых средств охраны только тем, что их применение возможно любым субъектом, обладающим статусом кредитора, любого гражданско-правового обязательственного отношения. Гражданско-правовые способы обеспечения применяются для защиты права лишь управомоченным субъектом, установленным соглашением сторон обязательственного правоотношения или законом. Так же гражданско-правовые средства охраны отличаются от гражданско-правовых средств защиты тем, что устанавливают наиболее выгодное положение управомоченного лица при защите своих прав, чем в аналогичном обязательстве без применения гражданско-правовых средств охраны. К тому же выгодное положение кредитора может проявляться в разных аспектах: смягчении бремени доказывания (задаток, неустойка), упрощенный порядок компенсации или защиты права (залог, задаток, неустойка).
Существует ряд обеспечительных гражданско-правовых способов, не требующих заключения соглашения между контрагентами обязательства по поводу возможности их применения для охраны и защиты субъективных гражданских прав. К ним относят законную неустойку и залог.
Условие реализации любого обеспечительного гражданско-правового способа одно - нарушение субъективного гражданского права лица, в отношении которого установлен правовой способ.
На данный момент законодательством о защите прав потребителей нормативно закреплено и тщательно урегулирован только один гражданско- правовой способ обеспечения прав потребителя - неустойка в виде пени: 1% от цены товара в договоре розничной купли-продажи или 0,5% от цены товара при осуществлении предоплаты, 3% от стоимости работы (услуги) в договорах на выполнение работ (оказание услуг). К тому же, в правоотношениях по долевому участию в строительстве объектов недвижимости, для обеспечения прав заказчика (потребителя) установлен залог земельного участка или прав на него, возникающих с момента государственной регистрации договора долевого участия в строительстве объекта недвижимости.
Характерным гражданско-правовым средством охраны прав потребителя считается публичный договор, при реализации которого потребитель получает нужные ему товары, работы, услуги. Сущность охранительной функции конструкции публичного договора содержится в том, что посредством нее на договорное правоотношение распространяется законодательство о защите прав потребителей, т.е. одним из условий действия законодательства о защите прав потребителей является наличие между сторонами публичного договора. Кроме того, конструкция публичного договора позволяет потребителю принудительно осуществлять права контрагента по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг в случае, если сам договор не заключен, что по общему правилу не допускается гражданским законодательством.
Так же возможным выглядит использование конструкции задатка для обеспечения исполнения договоров с участием потребителя, невзирая на то, что традиционно законодательство о защите прав потребителей не предусматривает гражданско-правовых способов обеспечения субъективных гражданских прав, установленных соглашением сторон. В любом случае это не является препятствием для применения задатка в качестве правового способа обеспечения исполнения гражданско-правовых договоров с участием потребителя.
Претензионный порядок в потребительских отношених также имеет определенные отличия в сравнении с классическими гражданско-правовыми претензионными отношениями. Отличительной чертой законодательства о защите прав потребителей являются более жесткие сроки рассмотрения претензий, санкции за нарушение сроков рассмотрения претензий потребителя в виде неустойки (пени), штрафа в виде 50% от суммы, присужденной потребителю за неудовлетворение законных требований потребителя в добровольном порядке.
Собственно защита субъективных гражданских прав потребителя возможна в трех формах: гражданской, административной и процессуальной. Гражданская форма защиты субъективных прав предусматривает вступление кредитора с должником в правоотношения гражданско-правового характера. Административная форма защиты предполагает наличие комплекса правоотношений административно-правового характера, процессуальная форма - комплекса правоотношений между судом и участниками материального общественного отношения. К тому же гражданско-правовые средства можно рассматривать с точки зрения формы и содержания. В аспекте содержания гражданско-правовые средства защиты прав потребителя представляют собой определенные виды гражданско-правовой ответственности контрагента потребителя, иных субъектов потребительских отношений перед потребителем: замена товара ненадлежащего качества, возмещение расходов по устранению недостатков товара, работы, услуги и т.д. С точки зрения своего внешнего выражения гражданско-правовую ответственность контрагента потребителя можно реализовать путем вступления сторон в гражданско-правовые, административно-правовые или процессуальные отношения. Т.е гражданско- правовые средства защиты прав потребителя сводятся к гражданско-правовой ответственности контрагента в том или ином ее варианте, с точки зрения формы эта ответственность реализуется путем отправления претензий в адрес контрагента, жалоб в административные органы, исковых заявлений в суд. В последних двух случаях, невзирая на гражданско-правовое содержание правового средства, это уже не будет гражданско-правовым средством, так как реализуется это гражданско-правовое требование в административных или процессуальных правоотношениях. В этом случае можно говорить о межотраслевом характере правовых средств защиты прав потребителей. Притом межотраслевой характер правового средства может проявляться так же в правовой регламентации его формы и содержания различными отраслями права (например, гражданским правом регулируется содержание, т.е. материально-правовое требование, а гражданским процессуальным - форма, т.е. совокупность правоотношений, в которые вступает кредитор, преследуя цель реализации своего требования).
Отличительная черта гражданско-правовых средств защиты прав
потребителей с позиции их содержания заключается в том, что они могут реализовываться в отношении субъектов, не состоящих с потребителем в материально-правовых отношениях (импортеры, уполномоченные изготовителем организации). Это является особым законодательным приемом, способствующим наиболее эффективному восстановлению нарушенных субъективных прав потребителя как экономически слабой стороны потребительского договора.
Гражданско-правовые средства охраны прав потребителей делятся на гражданско-правовые средства реализации прав потребителей и гражданско- правовые средства защиты прав потребителей. В области правового регулирования защиты прав потребителей к первым можно отнести договор с участием потребителя, ко вторым - претензию.
Использование обеспечительных гражданско-правовых способов в гражданско-правовых отношениях делится на несколько этапов: оформление возможности применения того или иного охранительного правового способа и собственно реализация такой возможности. Оформление возможности применения охранительного правового средства отражается в письменном соглашении (о задатке, о неустойке и т.п.) между контрагентами в гражданском правоотношении; непосредственно реализация возможности выражается в правоотношениях, в которые вступает кредитор, чья основная цель восстановление или компенсация нарушенного субъективного права. Отсюда исходит, что гражданско-правовые способы обеспечения субъективных гражданских прав имеют две цели: надлежащее исполнение гражданско- правового обязательства и восстановление или компенсация субъективного права кредитора (в той или иной степени) за счет должника или иных лиц. Более того эти цели взаимосвязаны между собой, ведь риск неблагоприятных имущественных последствий, наступающих при реализации кредитором охранительного правового средства, должен психологически сподвигать должника к надлежащему исполнению своих обязанностей, к этому сводится суть охранительной функции. Данный механизм характерен для всех гражданско-правовых средств охраны субъективных гражданских прав, осуществление которых основано на соглашении сторон.
Следует заметить, гражданско-правовые средства защиты субъективных гражданских прав тоже направлены на защиту гражданских прав. Отличаются от гражданско-правовых средств охраны только тем, что их применение возможно любым субъектом, обладающим статусом кредитора, любого гражданско-правового обязательственного отношения. Гражданско-правовые способы обеспечения применяются для защиты права лишь управомоченным субъектом, установленным соглашением сторон обязательственного правоотношения или законом. Так же гражданско-правовые средства охраны отличаются от гражданско-правовых средств защиты тем, что устанавливают наиболее выгодное положение управомоченного лица при защите своих прав, чем в аналогичном обязательстве без применения гражданско-правовых средств охраны. К тому же выгодное положение кредитора может проявляться в разных аспектах: смягчении бремени доказывания (задаток, неустойка), упрощенный порядок компенсации или защиты права (залог, задаток, неустойка).
Существует ряд обеспечительных гражданско-правовых способов, не требующих заключения соглашения между контрагентами обязательства по поводу возможности их применения для охраны и защиты субъективных гражданских прав. К ним относят законную неустойку и залог.
Условие реализации любого обеспечительного гражданско-правового способа одно - нарушение субъективного гражданского права лица, в отношении которого установлен правовой способ.
На данный момент законодательством о защите прав потребителей нормативно закреплено и тщательно урегулирован только один гражданско- правовой способ обеспечения прав потребителя - неустойка в виде пени: 1% от цены товара в договоре розничной купли-продажи или 0,5% от цены товара при осуществлении предоплаты, 3% от стоимости работы (услуги) в договорах на выполнение работ (оказание услуг). К тому же, в правоотношениях по долевому участию в строительстве объектов недвижимости, для обеспечения прав заказчика (потребителя) установлен залог земельного участка или прав на него, возникающих с момента государственной регистрации договора долевого участия в строительстве объекта недвижимости.
Характерным гражданско-правовым средством охраны прав потребителя считается публичный договор, при реализации которого потребитель получает нужные ему товары, работы, услуги. Сущность охранительной функции конструкции публичного договора содержится в том, что посредством нее на договорное правоотношение распространяется законодательство о защите прав потребителей, т.е. одним из условий действия законодательства о защите прав потребителей является наличие между сторонами публичного договора. Кроме того, конструкция публичного договора позволяет потребителю принудительно осуществлять права контрагента по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг в случае, если сам договор не заключен, что по общему правилу не допускается гражданским законодательством.
Так же возможным выглядит использование конструкции задатка для обеспечения исполнения договоров с участием потребителя, невзирая на то, что традиционно законодательство о защите прав потребителей не предусматривает гражданско-правовых способов обеспечения субъективных гражданских прав, установленных соглашением сторон. В любом случае это не является препятствием для применения задатка в качестве правового способа обеспечения исполнения гражданско-правовых договоров с участием потребителя.
Претензионный порядок в потребительских отношених также имеет определенные отличия в сравнении с классическими гражданско-правовыми претензионными отношениями. Отличительной чертой законодательства о защите прав потребителей являются более жесткие сроки рассмотрения претензий, санкции за нарушение сроков рассмотрения претензий потребителя в виде неустойки (пени), штрафа в виде 50% от суммы, присужденной потребителю за неудовлетворение законных требований потребителя в добровольном порядке.
Собственно защита субъективных гражданских прав потребителя возможна в трех формах: гражданской, административной и процессуальной. Гражданская форма защиты субъективных прав предусматривает вступление кредитора с должником в правоотношения гражданско-правового характера. Административная форма защиты предполагает наличие комплекса правоотношений административно-правового характера, процессуальная форма - комплекса правоотношений между судом и участниками материального общественного отношения. К тому же гражданско-правовые средства можно рассматривать с точки зрения формы и содержания. В аспекте содержания гражданско-правовые средства защиты прав потребителя представляют собой определенные виды гражданско-правовой ответственности контрагента потребителя, иных субъектов потребительских отношений перед потребителем: замена товара ненадлежащего качества, возмещение расходов по устранению недостатков товара, работы, услуги и т.д. С точки зрения своего внешнего выражения гражданско-правовую ответственность контрагента потребителя можно реализовать путем вступления сторон в гражданско-правовые, административно-правовые или процессуальные отношения. Т.е гражданско- правовые средства защиты прав потребителя сводятся к гражданско-правовой ответственности контрагента в том или ином ее варианте, с точки зрения формы эта ответственность реализуется путем отправления претензий в адрес контрагента, жалоб в административные органы, исковых заявлений в суд. В последних двух случаях, невзирая на гражданско-правовое содержание правового средства, это уже не будет гражданско-правовым средством, так как реализуется это гражданско-правовое требование в административных или процессуальных правоотношениях. В этом случае можно говорить о межотраслевом характере правовых средств защиты прав потребителей. Притом межотраслевой характер правового средства может проявляться так же в правовой регламентации его формы и содержания различными отраслями права (например, гражданским правом регулируется содержание, т.е. материально-правовое требование, а гражданским процессуальным - форма, т.е. совокупность правоотношений, в которые вступает кредитор, преследуя цель реализации своего требования).
Отличительная черта гражданско-правовых средств защиты прав
потребителей с позиции их содержания заключается в том, что они могут реализовываться в отношении субъектов, не состоящих с потребителем в материально-правовых отношениях (импортеры, уполномоченные изготовителем организации). Это является особым законодательным приемом, способствующим наиболее эффективному восстановлению нарушенных субъективных прав потребителя как экономически слабой стороны потребительского договора.
Подобные работы
- Гражданско-правовая ответственности нарушение прав потребителей
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Гражданско-правовое регулирование защиты прав потребителей банковских услуг по законодательству Российской Федерации
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Актуальные проблемы правоприменительной практики по делам о защите прав потребителей
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2018 - Защита прав потребителей: гражданско-правовые аспекты (Дальневосточный государственный университет путей сообщения)
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2018 - Споры о защите прав потребителей
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2019 - Система гражданско-правовых средств борьбы с коррупцией
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
В СФЕРЕ РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Закон о защите прав потребителей
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2023 - Проблемные аспекты гражданско-правовой защиты прав потребителей (Российский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024



