Особенности развития и механизмы государственного управления особыми экономическими зонами в Российской Федерации
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические аспекты создания особых экономических зон в
Российской Федерации 7
1.1 Сущность особой экономической зоны в Российской Федерации 7
1.2 Организация и функционирование особых экономических зон в
Российской Федерации 10
1.3 Государственно-правовое регулирование и управление особыми
экономическими зонами 24
2 Анализ и перспективы развития свободных экономических зон в
Российской Федерации 37
2.1 Анализ развития свободных экономических зон в Российской
Федерации 37
2.2 Основные проблемы функционирования особых экономических зон в
современных условиях 50
2.3 Перспективы развития особых экономических зон в Российской 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Теоретические аспекты создания особых экономических зон в
Российской Федерации 7
1.1 Сущность особой экономической зоны в Российской Федерации 7
1.2 Организация и функционирование особых экономических зон в
Российской Федерации 10
1.3 Государственно-правовое регулирование и управление особыми
экономическими зонами 24
2 Анализ и перспективы развития свободных экономических зон в
Российской Федерации 37
2.1 Анализ развития свободных экономических зон в Российской
Федерации 37
2.2 Основные проблемы функционирования особых экономических зон в
современных условиях 50
2.3 Перспективы развития особых экономических зон в Российской 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы исследования. Особые экономические зоны в мире позиционируются как активное средство государственной политики, способное придать стимул для продвижения регионов и угнетенных территорий. Создание особых зон стимулирует повышение уровня социально-экономического развития определенного региона за счет привлечения иностранных вложений, продвижения экспортной базы и создания новых рабочих мест; оказывает помощь в формировании сектора промышленных предприятий, в использовании которых находятся современные технологии производства товаров и услуг, передовые методы управления и организации труда и являющихся конкурентоспособными.
Конвенция Киото гласит, что свободная экономическая зона - часть территории государства, в котором ввозимые на территорию государства товары не подлежат обычному государственному таможенному контролю. Иначе говоря, в ОЭЗ действует особое законодательство, регулирующее вопросы в отношении льготного внешнеторгового, таможенного и налогового режимов.
Целью функционирования особых экономических зон в Российской Федерации является перспективным направлением привлечение инвестиций в капитал страны, стимулирование предпринимательской деятельности, с помощью которого повышается конкурентоспособность страны во всем мире. Для осуществления предпринимательской деятельности в землях принадлежащей особой экономической зоне резидентам предоставляются послабления финансово-правового характера: государственное финансирование инфраструктуры, гарантии финансового характера, налоговые и фискальные послабления, и предоставляются льготы по уплате страховых взносов. Оснащение приемлемым и продуктивным правовым управлением исходными процессами содействует приобретению высокого уровня финансовых возможностей региона.
Нормативная правовая база Российской Федерации по регулированию свободных экономических зон состоит из законодательных актов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, ведомственных правовых актов, а также из законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, то есть обладает достаточно полной базой для реализации полноценного управления в области экономики.
Степень разработанности проблемы. При подготовке работы были изучены труды известных ученных, методологические и теоретические материалы, Закон РФ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», нормативные акты, постановления правительства, отчеты деятельности. Изучены и применены работы таких авторов, как Батыров М.В., Вишняков В.Г., Дюмулен И.Н., Кириллова Т.В., Пушкин А.В., Рагулина Ю.В., Бутова Т.В., Дятлова Е.В., Юсупов Т.З., Богданов И.Г., Смородинская Н.
Целью бакалаврской работы является разработка комплекса мероприятий по совершенствованию механизмов государственного управления особыми экономическими зонами в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические аспекты создания особых экономических зон в Российской Федерации;
2) провести анализ системы особых экономических зон в российской Федерации;
3) выявить проблемы и недостатки в работе свободных экономических зон;
4) разработать комплекс мероприятий по улучшению условий функционирования особых экономических зон.
Предметом исследования является организация работы свободных экономических зон.
Объектом исследования являются особые экономические зоны в Российской Федерации.
Теоретическая основа исследования представлена теоретическими и экспериментальными экономическими трудами в области регионалистики, инновационных технологий, менеджмента инноваций.
Информационной базой исследования является отечественные и зарубежные периодические издания, законодательная база России, нормативные акты, данные российских официальных органов - Госкомстата, Министерства финансов, Правительства Российской Федерации, а также статистические базы Интернет.
Методическая основа исследования. В процессе написания бакалаврской работы применялись такие общенаучные методы исследования, как метод научной дедукции ретроспективный, системный и логический анализ, сопоставление, обобщение и синтез, экспертные методы.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Во введение обоснована актуальность проблемы, определены цели и задачи работы, объект, предмет, методы исследования.
В первом разделе исследовано понятие ОЭЗ, отражаются теоретико- методологические основы особых экономических зон, и дает характеристику современного состояния особых экономических зон в Российской Федерации.
Второй раздел посвящен анализу особых экономических зон, изложены предложения по совершенствованию функционирования особых экономических зон.
Конвенция Киото гласит, что свободная экономическая зона - часть территории государства, в котором ввозимые на территорию государства товары не подлежат обычному государственному таможенному контролю. Иначе говоря, в ОЭЗ действует особое законодательство, регулирующее вопросы в отношении льготного внешнеторгового, таможенного и налогового режимов.
Целью функционирования особых экономических зон в Российской Федерации является перспективным направлением привлечение инвестиций в капитал страны, стимулирование предпринимательской деятельности, с помощью которого повышается конкурентоспособность страны во всем мире. Для осуществления предпринимательской деятельности в землях принадлежащей особой экономической зоне резидентам предоставляются послабления финансово-правового характера: государственное финансирование инфраструктуры, гарантии финансового характера, налоговые и фискальные послабления, и предоставляются льготы по уплате страховых взносов. Оснащение приемлемым и продуктивным правовым управлением исходными процессами содействует приобретению высокого уровня финансовых возможностей региона.
Нормативная правовая база Российской Федерации по регулированию свободных экономических зон состоит из законодательных актов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, ведомственных правовых актов, а также из законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, то есть обладает достаточно полной базой для реализации полноценного управления в области экономики.
Степень разработанности проблемы. При подготовке работы были изучены труды известных ученных, методологические и теоретические материалы, Закон РФ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», нормативные акты, постановления правительства, отчеты деятельности. Изучены и применены работы таких авторов, как Батыров М.В., Вишняков В.Г., Дюмулен И.Н., Кириллова Т.В., Пушкин А.В., Рагулина Ю.В., Бутова Т.В., Дятлова Е.В., Юсупов Т.З., Богданов И.Г., Смородинская Н.
Целью бакалаврской работы является разработка комплекса мероприятий по совершенствованию механизмов государственного управления особыми экономическими зонами в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические аспекты создания особых экономических зон в Российской Федерации;
2) провести анализ системы особых экономических зон в российской Федерации;
3) выявить проблемы и недостатки в работе свободных экономических зон;
4) разработать комплекс мероприятий по улучшению условий функционирования особых экономических зон.
Предметом исследования является организация работы свободных экономических зон.
Объектом исследования являются особые экономические зоны в Российской Федерации.
Теоретическая основа исследования представлена теоретическими и экспериментальными экономическими трудами в области регионалистики, инновационных технологий, менеджмента инноваций.
Информационной базой исследования является отечественные и зарубежные периодические издания, законодательная база России, нормативные акты, данные российских официальных органов - Госкомстата, Министерства финансов, Правительства Российской Федерации, а также статистические базы Интернет.
Методическая основа исследования. В процессе написания бакалаврской работы применялись такие общенаучные методы исследования, как метод научной дедукции ретроспективный, системный и логический анализ, сопоставление, обобщение и синтез, экспертные методы.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Во введение обоснована актуальность проблемы, определены цели и задачи работы, объект, предмет, методы исследования.
В первом разделе исследовано понятие ОЭЗ, отражаются теоретико- методологические основы особых экономических зон, и дает характеристику современного состояния особых экономических зон в Российской Федерации.
Второй раздел посвящен анализу особых экономических зон, изложены предложения по совершенствованию функционирования особых экономических зон.
Таким образом, можно сделать вывод, что целью создания и функционирования особых экономических зон является развитие регионов на местах, привлечение частных и иностранных инвестиций. Как показал анализ, особые экономические зоны так и не стали действенным инструментом поддержки национальной экономики.
В период с 2005 по 2017 годы на основании постановлений Правительства РФ было создано 36 особых экономических зон на территориях 31 региона. В период с 2010 по 2016 годы досрочно прекращена деятельность 10 ОЭЗ. По состоянию на 1 июня 2017 г. на территориях 19 регионов существуют 21 особых экономических зон (ОЭЗ), из них 10 промышленно-производственного типа, 5 технико-внедренческого типа, 5 туристско-рекреационного типа и 1 портового типа.
По достижению 2017 года ситуация кардинально не изменилась: реальный экономический эффект от функционирования ОЭЗ так и не достигнут. За 11 лет существования ОЭЗ создано всего 21,1 тыс. рабочих мест. В среднем на создание одного рабочего места на территориях ОЭЗ направлено 9,1 млн. руб. бюджетных средств, а с учетом инвестиций, вложенных резидентами ОЭЗ, этот показатель увеличивается до 21 млн рублей.
Общий объем осуществленных резидентами инвестиций составил 217,7 млрд руб., что составляет всего 33,5% от заявленного объема. При этом 77,4% общего объема инвестиций привлечен резидентами 3 ОЭЗ (в Республике Татарстан (ОЭЗ «Алабуга»), Липецкой области и г. Санкт- Петербурге).
На сегодняшний день относительно эффективными можно признать только деятельность ОЭЗ, созданных на территориях Республики Татарстан («Алабуга»), Липецкой, Самарской областях и в г. Санкт-Петербурге, так как объем осуществленных резидентами инвестиций по этим зонам в основном превысил объем вложенных средств федерального бюджета. При этом, указанные ОЭЗ изначально создавались в регионах с благоприятным предпринимательским и инвестиционным климатом.
Что касается остальных ОЭЗ, то их деятельность или неэффективна или вообще не осуществляется. Одной из причин сложившейся ситуации является ненадлежащее исполнение Минэкономразвития России, органами исполнительной власти регионов и управляющими компаниями возложенных на них полномочий по управлению, созданию и развитию ОЭЗ.
Также, анализ текущей ситуации и действующих нормативных правовых актов показал, что принятых мер на сегодняшний день недостаточно для более эффективного функционирования ОЭЗ.
Так, до настоящего времени не принята стратегия создания и функционирования инструментов развития территорий, которая бы включала требования к содержанию обоснований целесообразности их создания. При этом в отсутствие стратегии за 2015 и 2017 гг. уже создано 30 территорий опережающего социально-экономического развития. Более того, приоритетной программой «Комплексное развитие моногородов» предусматривается возможность создания территорий опережающего социально-экономического развития в 100 моногородах.
Не внедрены на законодательном уровне единые подходы к созданию и функционированию ОЭЗ. Законодательство, действующее на данный момент, не предусматривает раскрытие понятия «инфраструктура особой экономической зоны», также как и «объекты, предназначенные для обеспечения функционирования особой экономической зоны». Отсутствие законодательно закрепленных понятий увеличивает риски строительства и приобретения за счет бюджетных средств объектов, не относящихся к инфраструктуре ОЭЗ или объектов, финансирование которых должно осуществляться за счет резидентов.
По состоянию на 1 января 2017 г. порядок компенсации затрат органам исполнительной власти регионов на создание инфраструктуры ОЭЗ, а также механизм передачи имущества АО «ОЭЗ» регионам не утверждены.
При этом регионы не выполняют взятые на себя обязательства по финансированию строительства инфраструктуры ОЭЗ. Так, на 1 января 2016 г. обязательства региональных бюджетов ориентировочно не выполнены на 38,9%[40].
В Российской Федерации при осуществлении деятельности особых экономических зон существуют множество различных проблем, и наличие существования особых экономических зон не гарантирует, что регионы, в которых они функционируют, беспрепятственно будут процветать и расти.
Предложенные решения проблем в организации Особых экономических зон направлены на оптимизацию работы и дальнейшее процветание Особых экономических зон.
В период с 2005 по 2017 годы на основании постановлений Правительства РФ было создано 36 особых экономических зон на территориях 31 региона. В период с 2010 по 2016 годы досрочно прекращена деятельность 10 ОЭЗ. По состоянию на 1 июня 2017 г. на территориях 19 регионов существуют 21 особых экономических зон (ОЭЗ), из них 10 промышленно-производственного типа, 5 технико-внедренческого типа, 5 туристско-рекреационного типа и 1 портового типа.
По достижению 2017 года ситуация кардинально не изменилась: реальный экономический эффект от функционирования ОЭЗ так и не достигнут. За 11 лет существования ОЭЗ создано всего 21,1 тыс. рабочих мест. В среднем на создание одного рабочего места на территориях ОЭЗ направлено 9,1 млн. руб. бюджетных средств, а с учетом инвестиций, вложенных резидентами ОЭЗ, этот показатель увеличивается до 21 млн рублей.
Общий объем осуществленных резидентами инвестиций составил 217,7 млрд руб., что составляет всего 33,5% от заявленного объема. При этом 77,4% общего объема инвестиций привлечен резидентами 3 ОЭЗ (в Республике Татарстан (ОЭЗ «Алабуга»), Липецкой области и г. Санкт- Петербурге).
На сегодняшний день относительно эффективными можно признать только деятельность ОЭЗ, созданных на территориях Республики Татарстан («Алабуга»), Липецкой, Самарской областях и в г. Санкт-Петербурге, так как объем осуществленных резидентами инвестиций по этим зонам в основном превысил объем вложенных средств федерального бюджета. При этом, указанные ОЭЗ изначально создавались в регионах с благоприятным предпринимательским и инвестиционным климатом.
Что касается остальных ОЭЗ, то их деятельность или неэффективна или вообще не осуществляется. Одной из причин сложившейся ситуации является ненадлежащее исполнение Минэкономразвития России, органами исполнительной власти регионов и управляющими компаниями возложенных на них полномочий по управлению, созданию и развитию ОЭЗ.
Также, анализ текущей ситуации и действующих нормативных правовых актов показал, что принятых мер на сегодняшний день недостаточно для более эффективного функционирования ОЭЗ.
Так, до настоящего времени не принята стратегия создания и функционирования инструментов развития территорий, которая бы включала требования к содержанию обоснований целесообразности их создания. При этом в отсутствие стратегии за 2015 и 2017 гг. уже создано 30 территорий опережающего социально-экономического развития. Более того, приоритетной программой «Комплексное развитие моногородов» предусматривается возможность создания территорий опережающего социально-экономического развития в 100 моногородах.
Не внедрены на законодательном уровне единые подходы к созданию и функционированию ОЭЗ. Законодательство, действующее на данный момент, не предусматривает раскрытие понятия «инфраструктура особой экономической зоны», также как и «объекты, предназначенные для обеспечения функционирования особой экономической зоны». Отсутствие законодательно закрепленных понятий увеличивает риски строительства и приобретения за счет бюджетных средств объектов, не относящихся к инфраструктуре ОЭЗ или объектов, финансирование которых должно осуществляться за счет резидентов.
По состоянию на 1 января 2017 г. порядок компенсации затрат органам исполнительной власти регионов на создание инфраструктуры ОЭЗ, а также механизм передачи имущества АО «ОЭЗ» регионам не утверждены.
При этом регионы не выполняют взятые на себя обязательства по финансированию строительства инфраструктуры ОЭЗ. Так, на 1 января 2016 г. обязательства региональных бюджетов ориентировочно не выполнены на 38,9%[40].
В Российской Федерации при осуществлении деятельности особых экономических зон существуют множество различных проблем, и наличие существования особых экономических зон не гарантирует, что регионы, в которых они функционируют, беспрепятственно будут процветать и расти.
Предложенные решения проблем в организации Особых экономических зон направлены на оптимизацию работы и дальнейшее процветание Особых экономических зон.
Подобные работы
- Создание и функционирования особых экономических зон в мировой и отечественной практике
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2017 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017 - Правовое регулирование предпринимательских отношений в особых
экономических зонах Российской Федерации
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 5730 р. Год сдачи: 2017 - ГРАЖДАНСКО — ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Особенности развития особых экономических зон в регионах России (на примере Республики Татарстан)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Анализ особых экономических зон как
способ привлечения иностранных инвестиций
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - Финансово-кредитные технологии развития особых экономических зон
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2016 - МОДЕРНИЗАЦИЯ ИНСТРУМЕНТОВ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ В
УСЛОВИЯХ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2017 - Правовое регулирование предпринимательской деятельности в особых экономических зонах РФ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017



