Особенности реализации коммуникативно-когнитивного подхода к обучению учащихся основной школы иноязычной лексике (Алтайский государственный педагогический университет)
Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКЕ НА ОСНОВЕ КОММУНИКАТИВНО-КОГНИТИВНОГО ПОДХОДА 6
1.1. Роль лексики в обучении иностранному языку и трудности овладения ею учащимися основной школы 6
1.2. Принципы обучения иноязычной лексике на основе коммуникативно-когнитивного подхода 14
Выводы по 1 главе 19
Глава 2 Методика обучения лексике в основной школе на основе коммуникативно-когнитивного подхода 21
2.1. Система коммуникативно-когнитивных лексических упражнений 21
2.2. Приемы обучения иноязычной лексике на основе коммуникативно-когнитивного подхода 29
Выводы по 2 главе 35
Заключение 36
Список использованных источников 38
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС ООО) установлены требования к предметным результатам освоения программы по иностранному языку. Так, выпускник начальной школы должен «уметь вести разные виды диалога в стандартных ситуациях общения» и овладеть «овладение навыками употребления в устной и письменной речи не менее 1350 изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише)». При этом опыт педагогов-практиков показывает, что именно необходимость запоминания большого количества новых слов иностранного языка вызывает значительные затруднения у обучающихся 5-9 классов, что резко снижает мотивацию к изучению предмета.
Таким образом, в настоящее время существует противоречие между требованиями ФГОС ООО к результатам освоения программы по иностранному языку и затруднением младших школьников при изучении и активном использовании иноязычной лексики.
Разрешить указанное противоречие возможно при нахождении методов и приемов обучения английскому языку в средней школе, которые бы с одной стороны облегчали запоминание обучающимися новой лексики, стимулируя ее активное использование, а с другой – были бы для них интересны и повышали мотивацию к изучению иностранного языка.
Ведущим подходом к обучению иностранным языкам в современных условиях признаётся коммуникативно-когнитивный подход. Благодаря когнитивному подходу к изучению иностранного языка, возможно накапливать и упорядочивать теоретические, лингво-культурологические знания, развивать познавательные возможности учащихся. Объединив коммуникативный и когнитивный подходы в методике преподавания иностранного языка, возможно повысить эффективность использования приобретенных знаний.
Проблему когнитивного подхода к обучению изучали Н.В. Баграмова,
Г.В. Елизарова, С.Ф. Шатилов, Т.Д. Шевченко, А.В. Щепилова и др. Когнитивно-компонентный подход рассматривал Е.Ю. Северинова, коммуникативно-когнитивный – Ю.А. Ситнов, А.В. Щепилова, К.А. Виноградов, И.В. Баценко и др.
Все вышеизложенное поясняет актуальность нашего исследования и определяет выбор его темы: «Особенности реализации коммуникативно-когнитивного подхода к обучению иностранному языку».
Цель исследования: выявить особенности реализации коммуникативно-когнитивного подхода к обучению иностранному языку.
Объект исследования: обучение иноязычной лексике.
Предмет исследования: методика обучения учащихся основной школы иноязычной лексике при коммуникативно-когнитивном подходе.
Реализация цели предполагает решение следующих задач:
1) Описать трудности овладения иноязычной лексикой в средней общеобразовательной школе.
2) Охарактеризовать принципы обучения иноязычной лексике на основе коммуникативно-когнитивного подхода в обучении.
3) Проанализировать систему коммуникативно-когнитивных лексических упражнений английскому языку в рамках коммуникативно-когнитивного подхода.
4) Приемы обучения иноязычной лексике на основе коммуникативно-когнитивного подхода на уроках английского языка.
В ходе работы использовались следующие методы научного исследования: анализ научно-педагогической, научно-психологической, методической и учебной литературы, обобщение опыта школьных учителей, моделирование (при составлении комплекса упражнений).
Анализ теоретических основ коммуникативно-когнитивного подхода в обучении иностранному языку позволяет заключить, что в настоящее время в отечественной практике преподавания иностранного языка в средней общеобразовательной школе существуют два основных подхода к обучению иностранным языкам — коммуникативный и грамматический. В современной российской методике обучения иностранным языкам выделяется коммуникативно-когнитивный подход, который обогащает коммуникативный подход когнитивным аспектом, то есть усиленной ориентацией заданий и упражнений на развитие памяти, внимания, логики, мышления. Кроме этого, за счет когнитивного аспекта, такой подход становится более ориентированным на усвоение учащимися знаний о языковой системе, о существующих грамматических и семантических моделях, чем исключительно коммуникативный поход.
Обогащение коммуникативного подхода когнитивным аспектом изучения иностранного языка необходимо в рамках современной системы обучения иностранному языку в общеобразовательной школе по нескольким причинам.
Во-первых, он базируется на уже полученных при овладении родным языком обучающимися когнитивных умениях, что значительно облегчает и ускоряет процесс овладения иностранным языком. Это немаловажно при небольшом количестве часов в учебном плане, отводимом на изучение иностранного языка.
Во-вторых, этот метод предполагает использование всех средств для интенсификации учебного процесса, в том числе учет индивидуальных познавательных стратегий, самостоятельное получение информации через операции сравнения, индукции, дедукции.
Для иллюстрации возможного практического применения коммуникативно-когнитивного подхода на уроках английского языка нами была описана система работы по УМК «Rainbow English» (5-9)
О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой.
При работе по описанной нами системе у учащихся будут развиваться лексическая память; лингвокреативное мышление; механизмы языкового кодирования и прогнозирования; развитие языковой догадки; языковая интуиция. Отметим, что представленный нами комплекс упражнений может быть легко изменен учителем в зависимости от конкретной темы урока, индивидуальных познавательных стратегий, уровня подготовки учащихся и т.д.
1. Асташкина М.А.Методика использования современных технологий в обучении иностранному языку учащихся 5-9 классов средней общеобразовательной школы / М. А. Асташкина // StudNet. - 2020. - Т. 3. - № 12. - С. 1650-1655.
2. Аввакумова, В. В. Об обучении иноязычной лексике на основе когнитивно-коммуникативного подхода/ В. В. Аввакумова // Герценовские чтения. Иностранные языки. Сборник научных статей. – Ворожнеж, 2018. –С. 300-302.
3. Анисимова, А. Т., Стетюха Н. В. Образовательный потенциал когнитивно-коммуникативного подхода в лингводидактике/ А. Т. Анисимова, Н. В. Стетюха // Современные проблемы науки и образования. –2016. –№ 6. –С. 433.
4. Атутов, П. Р. Технология и современное образование / П. Р. Атутов // Педагогика. – 1996. – № 2. – С. 11-14.
5. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. – Москва: Педагогика, 1995.– 412 с.
6. Бим, И. Л. Модернизация структуры и содержания школьного языкового образования / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. 2005. – №8. – С. 2-6.
7. Бондарчук, В. В., Гмызина Г. Н. Когнитивно-коммуникативный подход при формировании иноязычных лексических навыков/ В. В. Бондарчук, Г. Н. Гмызина// Известия Казахского университета международных отношений и мировых языков имени Абылай Хана. – 2017. – № 1 (44). – С. 51-59.
8. Буковский, С. Л. Основы методики обучения иностранным языкам в схемах и таблицах: иллюстративно-графический курс / С.Л. Буковский, А.Н. Щукин. – Москва : ФЛИНТА, 2020. – 238 с.
9. Витлин Ж.Л. Проблемы обучения учащихся активному и пассивному владению языком / Ж.Л. Витлин // Иностранные языки в школе. – 2003. – № 3. – С. 7-11.
10. Дружинин, А. С. Когнитивно-коммуникативный подход к объяснению английских времен (на примере Future simple)/ А. С. Дружинин // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2017. – № 3-2 (69). – С. 195-197.
11. Егорова, К. А. Когнитивно-коммуникативный подход в обучении иностранному языку: сущность, особенности, принципы/ К. А. Егорова// Язык: категории, функции, речевое действие. Материалы X юбилейной международной научной конференции к 75-летию Валерия Степановича Борисова. – Москва: МГПУ, 2017. – С. 69-71.
12. Жеребило Т.В. Анализ ошибок в устной и письменной речи / Т. В. Жеребило. – Назрань: Пилигрим, 2008. – 92 с.
13. Иванченко, А.И. Практическая методика обучения иностранным языкам : методическое пособие / А.И. Иванченко. – Санкт-Петербург : КАРО, 2016. – 255 с.
14. Коммуникативно-когнитивный подход к обучению французскому языку как второму иностранному : Теорет. основы / А. В. Щепилова. – Москва: Просвещение, 2003. – 486 с.
15. Кукушина, B.C. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. B.C. Кукушина. – Москва: ИКЦ «МарТ», 2004. –336 с.
16. Кульгильдинова, Т.А. Когнитивно-коммуникативный подход как концептуальная позиция в языковом образовании/ Т. А. Кульгильдинова// Педагогика и психология. – 2015. – № 3. – С. 162-168.
17. Лискина О.А. Формирование лексических навыков в системе дополнительного образования как важнейший этап подготовки к успешной межкультурной коммуникации / О.А. Лискина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета, – 2011. – № 4. – С. 462-465.
18. Логинова, А.А. Изучение английского языка в средней школе России: трудности и их преодоление/ А. А. Логинова// Педагогика XXI века: традиции и инновации. - 2012. - С. 188-192.
19. Майборода, С. В. Коммуникативно-когнитивный подход в обучении связной речи иностранных студентов-медиков / С. В. Майборода. – Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. – 2016. – № 1 (4). – С. 66-68.
20. Манукян, И.Ю. Когнитивно-коммуникативный подход к обучению в процессе формирования межкультурной компетенции/ И. Ю. Манукян//
Инновационная наука. – 2017. – № 10. – С. 72-76.
21. Маслыко, Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка/ Е. А. Маслыко. – Минск, 2009. – 287 с.
22. Махмурян, К.С. Когнитивно-коммуникативные методы и технологии обучения иностранному языку// Современные проблемы преподавания иностранных языков в школе и вузе. – Москва: МПГУ, 2006. – С.72-79.
23. Методика преподавания и технологии обучения иностранному языку в образовательной организации : учебно-методическое пособие / авт.-сост. М. В. Салтыкова, Г. Е. Поторочина ; Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко. – Глазов : Глазовский государственный педагогический институт (ГГПИ), 2016. – 90 с.
24. Пассов, Е. И. Теория методики : цель и содержание иноязычного образования / Е. И. Пассов. - Липецк : МУП "Типография", 2013. - 452 с.
25. Петухова, Г. Н. Роль когнитивно-коммуникативного подхода в преподавании грамматики английского языка/ Г. Н. Петухова. - Таврический научный обозреватель. – 2016. – № 11-1 (16). – С. 144-146.
26. Пирожкова, А. О. Обучение английскому языку младших школьников с учетом их психологических особенностей/ А. О. Пирожкова // Проблемы современного педагогического образования. – 2014. – №44-1. - С. 199-207.
27. Саутина, Е.В. Использование лексического материала с целью развития языковой личности младшего школьника/ Е. В. Саутина // Начальная школа. – 2011. – №4. – 73-79.
28. Сейдалыева, А.С. Методика освоения английского языка / А. С. Сейдалыева// Наука и образование в XXI веке. – Кишенев, 2018. – С.134-137.
29. Томина, Ю.А. Объективная оценка языковой трудности текстов (описание, повествование, рассуждение, доказательство) 13.00.02, кандидат педагогических наук / Ю.А. Томина //. – Москва. – 1985. – 226 с.
30. Труханова, Т.Н. Обучение лексике английского языка в 5 классе/ Т. Н. Труханова // ИЯШ. – 1993. – №3. – С.29-31.
31. Холодная, М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума / М. А. Холодная. – Санкт-Петербург : Питер, 2004. - 384 с.
32. Шамов, А. Н. Методика обучения иностранным языкам: теоретический курс / А.Н. Шамов. – Москва : ФЛИНТА, 2020. – 296 с.
33. Шамов, А. Н. Когнитивный подход к обучению лексике: моделирование и реализация : монография / А. Н. Шамов ; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Нижегородский гос. лингвистический ун-т им. Н. А. Добролюбова". - Нижний Новгород : НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2006. - 277 с.
34. Щепилова, А. В. Когнитивный принцип в обучении второму иностранному языку: к вопросу о теоретическом обосновании/ А. В. Щепилова // Иностранные языки в школе. – 2003. - № 2. – С. 4-12.
35. Щепилова, А. В. Теория и методика обучения французскому языку как второму иностранному : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 033200 "Иностр. яз." / А. В. Щепилова. - Москва : Гуманитар. изд. центр "ВЛАДОС", 2005. - 245 с.
36. Юйцзян, Ч. Пути преодоления лексических ошибок в речи китайских учащихся / Ч. Юйцзян // Учёные записки ЗабГУ Серия: Филология, история, востоковедение. – – №2. – С. 275 – 278.
37. Юсупова ,Т. Г. Содержание когнитивно-коммуникативного подхода к обучению иностранному языку/ т. Г. Юсупова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2014. – Т. 20. № 4. – С. 36-37.
38. Юсупова, Т. Г. Сущность и составляющие когнитивно-коммуникативного подхода к обучению иностранному языку/ Т. Г. Юсупова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2010. – № 3. – С. 103-106.
39. Юсупова, Т. Г. Условия реализации когнитивно-коммуникативного подхода к обучению иностранному языку в средней школе/ Т. Г. Юсупова // Спецкурс по педагогике: «Социально-личностное развитие школьников как педагогическая проблема». – Орехово-Зуево, 2016. – С. 63-79.
40. Вовк О. І. Когнітивні аспекти методики викладання англійської мови у вищих навчальних закладах : навчально-методичний посібник / О. І. Вовк. – Черкаси : Видавництво "САН", 2010. - 506 с.
41. Gardner H. Frames of Mind : The Theory of Multiple Intelligences / H. Gardner. – N.Y. : Avon Books, 1983. – 253 p.