Особенности реализации коммуникативно-когнитивного подхода к обучению учащихся основной школы иноязычной лексике (Алтайский государственный педагогический университет)
|
Работа носит методический характер.
Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКЕ НА ОСНОВЕ КОММУНИКАТИВНО-КОГНИТИВНОГО ПОДХОДА 6
1.1. Роль лексики в обучении иностранному языку и трудности овладения ею учащимися основной школы 6
1.2. Принципы обучения иноязычной лексике на основе коммуникативно-когнитивного подхода 14
Выводы по 1 главе 19
Глава 2 Методика обучения лексике в основной школе на основе коммуникативно-когнитивного подхода 21
2.1. Система коммуникативно-когнитивных лексических упражнений 21
2.2. Приемы обучения иноязычной лексике на основе коммуникативно-когнитивного подхода 29
Выводы по 2 главе 35
Заключение 36
Список использованных источников 38
Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКЕ НА ОСНОВЕ КОММУНИКАТИВНО-КОГНИТИВНОГО ПОДХОДА 6
1.1. Роль лексики в обучении иностранному языку и трудности овладения ею учащимися основной школы 6
1.2. Принципы обучения иноязычной лексике на основе коммуникативно-когнитивного подхода 14
Выводы по 1 главе 19
Глава 2 Методика обучения лексике в основной школе на основе коммуникативно-когнитивного подхода 21
2.1. Система коммуникативно-когнитивных лексических упражнений 21
2.2. Приемы обучения иноязычной лексике на основе коммуникативно-когнитивного подхода 29
Выводы по 2 главе 35
Заключение 36
Список использованных источников 38
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС ООО) установлены требования к предметным результатам освоения программы по иностранному языку. Так, выпускник начальной школы должен «уметь вести разные виды диалога в стандартных ситуациях общения» и овладеть «овладение навыками употребления в устной и письменной речи не менее 1350 изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише)». При этом опыт педагогов-практиков показывает, что именно необходимость запоминания большого количества новых слов иностранного языка вызывает значительные затруднения у обучающихся 5-9 классов, что резко снижает мотивацию к изучению предмета.
Таким образом, в настоящее время существует противоречие между требованиями ФГОС ООО к результатам освоения программы по иностранному языку и затруднением младших школьников при изучении и активном использовании иноязычной лексики.
Разрешить указанное противоречие возможно при нахождении методов и приемов обучения английскому языку в средней школе, которые бы с одной стороны облегчали запоминание обучающимися новой лексики, стимулируя ее активное использование, а с другой – были бы для них интересны и повышали мотивацию к изучению иностранного языка.
Ведущим подходом к обучению иностранным языкам в современных условиях признаётся коммуникативно-когнитивный подход. Благодаря когнитивному подходу к изучению иностранного языка, возможно накапливать и упорядочивать теоретические, лингво-культурологические знания, развивать познавательные возможности учащихся. Объединив коммуникативный и когнитивный подходы в методике преподавания иностранного языка, возможно повысить эффективность использования приобретенных знаний.
Проблему когнитивного подхода к обучению изучали Н.В. Баграмова,
Г.В. Елизарова, С.Ф. Шатилов, Т.Д. Шевченко, А.В. Щепилова и др. Когнитивно-компонентный подход рассматривал Е.Ю. Северинова, коммуникативно-когнитивный – Ю.А. Ситнов, А.В. Щепилова, К.А. Виноградов, И.В. Баценко и др.
Все вышеизложенное поясняет актуальность нашего исследования и определяет выбор его темы: «Особенности реализации коммуникативно-когнитивного подхода к обучению иностранному языку».
Цель исследования: выявить особенности реализации коммуникативно-когнитивного подхода к обучению иностранному языку.
Объект исследования: обучение иноязычной лексике.
Предмет исследования: методика обучения учащихся основной школы иноязычной лексике при коммуникативно-когнитивном подходе.
Реализация цели предполагает решение следующих задач:
1) Описать трудности овладения иноязычной лексикой в средней общеобразовательной школе.
2) Охарактеризовать принципы обучения иноязычной лексике на основе коммуникативно-когнитивного подхода в обучении.
3) Проанализировать систему коммуникативно-когнитивных лексических упражнений английскому языку в рамках коммуникативно-когнитивного подхода.
4) Приемы обучения иноязычной лексике на основе коммуникативно-когнитивного подхода на уроках английского языка.
В ходе работы использовались следующие методы научного исследования: анализ научно-педагогической, научно-психологической, методической и учебной литературы, обобщение опыта школьных учителей, моделирование (при составлении комплекса упражнений).
Таким образом, в настоящее время существует противоречие между требованиями ФГОС ООО к результатам освоения программы по иностранному языку и затруднением младших школьников при изучении и активном использовании иноязычной лексики.
Разрешить указанное противоречие возможно при нахождении методов и приемов обучения английскому языку в средней школе, которые бы с одной стороны облегчали запоминание обучающимися новой лексики, стимулируя ее активное использование, а с другой – были бы для них интересны и повышали мотивацию к изучению иностранного языка.
Ведущим подходом к обучению иностранным языкам в современных условиях признаётся коммуникативно-когнитивный подход. Благодаря когнитивному подходу к изучению иностранного языка, возможно накапливать и упорядочивать теоретические, лингво-культурологические знания, развивать познавательные возможности учащихся. Объединив коммуникативный и когнитивный подходы в методике преподавания иностранного языка, возможно повысить эффективность использования приобретенных знаний.
Проблему когнитивного подхода к обучению изучали Н.В. Баграмова,
Г.В. Елизарова, С.Ф. Шатилов, Т.Д. Шевченко, А.В. Щепилова и др. Когнитивно-компонентный подход рассматривал Е.Ю. Северинова, коммуникативно-когнитивный – Ю.А. Ситнов, А.В. Щепилова, К.А. Виноградов, И.В. Баценко и др.
Все вышеизложенное поясняет актуальность нашего исследования и определяет выбор его темы: «Особенности реализации коммуникативно-когнитивного подхода к обучению иностранному языку».
Цель исследования: выявить особенности реализации коммуникативно-когнитивного подхода к обучению иностранному языку.
Объект исследования: обучение иноязычной лексике.
Предмет исследования: методика обучения учащихся основной школы иноязычной лексике при коммуникативно-когнитивном подходе.
Реализация цели предполагает решение следующих задач:
1) Описать трудности овладения иноязычной лексикой в средней общеобразовательной школе.
2) Охарактеризовать принципы обучения иноязычной лексике на основе коммуникативно-когнитивного подхода в обучении.
3) Проанализировать систему коммуникативно-когнитивных лексических упражнений английскому языку в рамках коммуникативно-когнитивного подхода.
4) Приемы обучения иноязычной лексике на основе коммуникативно-когнитивного подхода на уроках английского языка.
В ходе работы использовались следующие методы научного исследования: анализ научно-педагогической, научно-психологической, методической и учебной литературы, обобщение опыта школьных учителей, моделирование (при составлении комплекса упражнений).
Анализ теоретических основ коммуникативно-когнитивного подхода в обучении иностранному языку позволяет заключить, что в настоящее время в отечественной практике преподавания иностранного языка в средней общеобразовательной школе существуют два основных подхода к обучению иностранным языкам — коммуникативный и грамматический. В современной российской методике обучения иностранным языкам выделяется коммуникативно-когнитивный подход, который обогащает коммуникативный подход когнитивным аспектом, то есть усиленной ориентацией заданий и упражнений на развитие памяти, внимания, логики, мышления. Кроме этого, за счет когнитивного аспекта, такой подход становится более ориентированным на усвоение учащимися знаний о языковой системе, о существующих грамматических и семантических моделях, чем исключительно коммуникативный поход.
Обогащение коммуникативного подхода когнитивным аспектом изучения иностранного языка необходимо в рамках современной системы обучения иностранному языку в общеобразовательной школе по нескольким причинам.
Во-первых, он базируется на уже полученных при овладении родным языком обучающимися когнитивных умениях, что значительно облегчает и ускоряет процесс овладения иностранным языком. Это немаловажно при небольшом количестве часов в учебном плане, отводимом на изучение иностранного языка.
Во-вторых, этот метод предполагает использование всех средств для интенсификации учебного процесса, в том числе учет индивидуальных познавательных стратегий, самостоятельное получение информации через операции сравнения, индукции, дедукции.
Для иллюстрации возможного практического применения коммуникативно-когнитивного подхода на уроках английского языка нами была описана система работы по УМК «Rainbow English» (5-9)
О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой.
При работе по описанной нами системе у учащихся будут развиваться лексическая память; лингвокреативное мышление; механизмы языкового кодирования и прогнозирования; развитие языковой догадки; языковая интуиция. Отметим, что представленный нами комплекс упражнений может быть легко изменен учителем в зависимости от конкретной темы урока, индивидуальных познавательных стратегий, уровня подготовки учащихся и т.д.
Обогащение коммуникативного подхода когнитивным аспектом изучения иностранного языка необходимо в рамках современной системы обучения иностранному языку в общеобразовательной школе по нескольким причинам.
Во-первых, он базируется на уже полученных при овладении родным языком обучающимися когнитивных умениях, что значительно облегчает и ускоряет процесс овладения иностранным языком. Это немаловажно при небольшом количестве часов в учебном плане, отводимом на изучение иностранного языка.
Во-вторых, этот метод предполагает использование всех средств для интенсификации учебного процесса, в том числе учет индивидуальных познавательных стратегий, самостоятельное получение информации через операции сравнения, индукции, дедукции.
Для иллюстрации возможного практического применения коммуникативно-когнитивного подхода на уроках английского языка нами была описана система работы по УМК «Rainbow English» (5-9)
О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой.
При работе по описанной нами системе у учащихся будут развиваться лексическая память; лингвокреативное мышление; механизмы языкового кодирования и прогнозирования; развитие языковой догадки; языковая интуиция. Отметим, что представленный нами комплекс упражнений может быть легко изменен учителем в зависимости от конкретной темы урока, индивидуальных познавательных стратегий, уровня подготовки учащихся и т.д.
Подобные работы
- Особенности реализации коммуникативно-когнитивного подхода к обучению иностранному языку (Методика обучения иностранному языку (английский язык), Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2021 - ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2020 - ОТБОР И ОРГАНИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ БУДУЩИХ АВИАДИСПЕТЧЕРОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2016 - МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ: ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ УСТНОЙ РЕЧИ
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ИКТ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



