Введение 3
Глава 1 Общая характеристика рыбной отрасли 5
1.1. История рыболовства в России 5
1.2. Значение рыбной отрасли в хозяйственном комплексе России 7
1.2.1. Современное состояние и проблемы развития рыбной промышленности России
1.2.2. Структура рыбной промышленности 15
1.2.3. Оценка ресурсной базы рыбной отрасли 17
1.2.4. Размещение рыбной промышленности по территории России, особенности размещения. Районы размещения данной отрасли
1.3. Основные способы промыслового рыболовства и особенности технологических процессов ее переработки
1.4. Экспорт и импорт рыбной продукции 29
Глава 2. Географическая характеристика рыбохозяйственного комплекса России на примере Дальневосточного, Северного и Волго - Каспийского бассейнов
2.1. Рыбохозяйственная деятельность в Дальневосточном бассейне 35
2.2. Рыбохозяйственная деятельность в Северном бассейне 44
2.3. Рыбохозяйственная деятельность в Волго-Каспийском бассейне 51
Глава 3. Методические особенности изучения АПК РФ в курсе
«География России. Природа. Население. Хозяйство» в IX классе
3.1. Использование современных технологий при изучении курса «География России. Природа. Население. Хозяйство» в IX классе
3.2. Опытно - экспериментальная работа по формированию знаний и умений в курсе IX класса
Заключение 72
Список использованной литературы 74
Приложение 79
Актуальность исследования. Исторически сложилось, что рыбное производство имеет ключевое значение в развитии страны и увеличение объема рыбной продукции. Рыбная отрасль - сложный взаимосвязанный производственно-хозяйственный комплекс. Она имеет для страны важнейшее экономическое, социальное и геополитическое значение.
Особенностями рыбной отрасли как деятельности являются сезонность промысла, зависимость от климатических условий, трудности прогнозирования водных биологических ресурсов и определения рациональной доли их изъятия без ущерба для воспроизводства, что характеризует ее как сложный и проблематичный сектор экономики.
Более половины улова рыбы и добычи морепродуктов России и 40% производства рыбных консервов приходится на долю северных районов.
Либерализация экономики, переход к рыночным отношениям привели к ликвидации монополии государства на производство рыбной продукции. Вместо одной крупной компании появились десятки самостоятельных фирм.
Целью нашего исследования является выявление особенностей развития АПК России (на примере рыбной отрасли).
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- рассмотреть значение отрасли в хозяйственном комплексе России, ее современное состояние и проблемы развития рыбохозяйственного комплекса России;
- проанализировать размещение рыбной промышленности по территории России, особенности размещения. Районы размещения данной отрасли;
- рассмотреть экспорт и импорт рыбной продукции;
- изучить географическую характеристику рыбохозяйственного комплекса России на примере Дальневосточного, Северного и Волжско-
Каспийского бассейнов;
- изучить процесс формирования знаний и умений в курсе «География России. Природа. Население. Хозяйство» в 9 классе;
- рассмотреть использование современных технологий в обучении географии;
- показать на примере уроков географии пути формирования знаний и умений с применением традиционной и проектной технологий обучения.
Методы исследования:
- анализ статистических данных диаграмм, психолого-
педагогической и методической литературы;
- изучение педагогического опыта;
- педагогический эксперимент: наблюдение, беседы, сравнение, тестирование; статистическая обработка полученных результатов исследования.
Объект исследования - рыбная отрасль России.
Предмет исследования - выявление особенностей развития рыбной отрасли.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав заключения, списка использованной литературы и приложения.
В первой главе рассматривается история возникновения и развития рыбного промысла в России; значение и структура рыбохозяйственного комплекса в России; география и особенности вылова, производства и потребления рыбы и морепродуктов.
Во второй главе рассматривается географическая характеристика и рыбное хозяйство на примере Дальневосточного, Северного и Волго-Каспийского бассейнов.
В третьей главе рассматривается использование современных технологий при изучении курса «География России. Природа. Население. Хозяйство» в IX классе и опытно - экспериментальная работа по формированию знаний и умений в курсе (IX) класса.
Рыбная отрасль России представляет собой сложный многоотраслевой комплекс. Она объединяет рыбную отрасль, в которую входят помимо добывающей и обрабатывающей промышленности аквакультура и ряд специализированных кооперированных отраслей: машиностроительная - машиностроительные организации, судоремонтные и судостроительные (ООО «Ливадийский ремонтно-судостроительный завод» Находка, Приморский край; ООО «Южный, Судоремонтный завод» Севастополь; ЗАО «Азовская судоверфь» г.Азов; «Судоремонтный завод» г.Туапсе; ОАО «Таганрогский судоремонтный завод» г. Таганрог; ОАО «Первомайский судоремонтный завод» г. Астрахань); жестяно-баночное производство (Находкинская жестяно-баночная фабрика., г. Находка); легкая - сетевязальные (АО "Астраханская сетевязальная фабрика", г.Астрахань, ООО «Авач- Трал», г. Петропавловск) канатные фабрики, фабрики орудий лова и другие производства; строительная; комбикормовая; транспортная.
Помимо этого рыбная отрасль осуществляет связь, охрану и воспроизводство водных биоресурсов, научные исследования и проектно - конструкторские разработки, подготовку рабочих кадров и специалистов.
В Камчатском крае на ее долю приходится свыше 80% товарной продукции, в Приморском крае - около 50%; в экономике Астраханской, Калининградской, Мурманской, Сахалинской и других областей она является основополагающей.
Россия является ведущим рыбопромышленным государствам, занимая пятое место в мире по уловам рыбы и нерыбных объектов. Рыбное хозяйство - одна из тех отраслей экономики страны, которая находится в постоянном контакте с мировым рынком и различными международными организациями.
Рассматривая методическую литературу по курсу география IX класса, мы обратили внимание на то, что в линейке учебников большое количество разночтений при изучения темы, касающейся АПК России, а в частности рыбной отрасли. Основой для нашего исследования стал учебник для IX класса автора Дронов и Ром.
Анализируя технологии преподавания, ФГОС по географии мы пришли к выводу, что личностно-ориентированные технологии являются более эффективными при формировании знаний и умений по курсу «География России. Природа. Население. Хозяйство» в IX классе, что подтверждает проведенная опытно-экспериментальная работа.
В ходе которой мы получили следующие данные, которые показывают актуальность и эффективность предлагаемой методики.
1. «Справочник по рыболовству и рыбоводству». -Минск: Урожай, 1986 г.223 с.
2. «Человек и проблемы рыбных ресурсов»: [Сборник (Ред.Н.
Филиповский)], - Москва: Знания, 1987 г.94 с.
3. «Экономические проблемы рыбного хозяйства», (Ред.Н. Филипповский: [Сборник]), - Москва: знания, 1983 г.93 с.
4. Баринова И.И., Дронов В.П. Душина И. В., Савельева Л. Е. Методическое пособие к учебникам географии под редакцией В.П. Дронова 5 - 9 класс - М.: Дрофа, 2013. - 142 с.
5. Бекетова С.И., Власова Е.И. Научн. ред. Гайсин И.Т.Методические рекомендации для прохождения педагогической практики студентов - бакалавров 4 и 5 курсов по географии.-Казань: Казан. Ун-т, 2017. - 46с.
6. Войниконис-Мирский В. Н «Техника промышленного рыболовства», - Москва: Легкая и пищевая пром-сть, 1983 г.486 с.
7. Войниконис-Мирский В.Н. «Основы промышленного рыболовства». [учебное пособие для вузов промышленности] -Москва: «Пищевая промышленность», 1969 г.303 с.
8. Галай И.П. Методика обучения географии. Учебное пособие для студентов педагогических специальностей и учителей географии. — Мн.: Аверсэв, 2006. — 157 с.
9. Дронов В.П., Савельева Л.Е.. География. Рабочая программа по географии для 5 - 9 классов. Предметная линия учебников «Сферы». 5¬9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2011. - 176 с.
10. Душина И.В., Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. Методика и технология обучения географии: Пособие для учителей и студентов пед. ин - тов. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. - 203, [5] с. - (Высшая школа). (ООО «Издательство АСТ»), (ООО
«Издательство Астрель»)
11. Киселев В.К., Киселева Р.А. «Экономика. Воспроизводство рыбных запасов». - Москва: Лег. и пищ. пром-сть, 1983г. 192 с.
12. Колядина И.В Рыбохозяйственный комплекс России: Современное состояние, проблемы и перспективы развития. «Вестник АГТУ» 2008 г. с. 34-38.
13. Корзун В.А. Интересы России в мировом океане в новых геополитических условиях Москва.: Наука, 2005 522с.
14. Крыжановский Р.А. Морская экономика: сегодня и завтра. М: Наука 1991, 159 с.
15. Кузнецова Т. С. Методические рекомендации «О преподавании школьного курса географии в 2014 - 2015 учебном году». - Санкт - Петербург - 2014 г. - 42 с.
16. Кукушкин В.С. Теория и методика обучения. - Ростов - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474, [1] с. - (Высшее образование)
17. Кустов Э.Д. «География рыбной промышленности» [учебное пособие для средне специальных учебных заведений]. -Москва: «Пищевая промышленность», 1968 г. 199 с.
18. Ламырев В.И. Океаническое природопользование. Географический аспект. Учеб. пос. Калининград: КГУ, 1991. - 85с.
19. Макоедов А.Н., Кожемяко О.Н. «Основы рыбохозяйственной политики России» Москва : Нац. рыбные ресурсы, 2007г. - 477.
20. Максаковский В.П. «Географическая картина мира. Пособие для вузов.
Кн. I: Общая характеристика мира. Глобальные проблемы
человечества» Дрофа; Москва; 2008 г. с.56
21. Максаковский В.П. «Географическая картина мира. Пособие для вузов.
Кн. I: Общая характеристика мира. Глобальные проблемы
человечества» Дрофа; Москва; 2008 г. с.99
22. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Ч.1. М.: Дрофа 2004 - 496 с.
23. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Ч.2. М.: Дрофа 2004 - 480 с.
24. Мезенева О.В., Уайкина И.Р. Проектирование в процессе обучения (на примере обучения географии). Методическое пособие для руководителей школ, учителей - предметников и студентов педвузов. - Самара: Изд-во Сам.обл. ин-та повышения квалификации и переподгот. работников образования - 2001 - 29 с.
25. Мельников В.Н. «Биотехнические основы промышленного рыболовства» [учебник для вузов], - Москва: Легкая и пищевая пром- сть, 1983 г.216 с.
26. Мурин В.А. «Освоения ресурсов внутренних водоемов». - Москва: Экономика, 1994 г.54 с.
27. Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы. - 3 - е изд. - М: Просвещение, 2012. — 75 с. — (Стандарты второго поколения).
28. Рыбацкое счастье. [Сборник]. - Волгоград: Волжское книжное изд-во 1984 г. 197 с.
29. Рыбкина Т. Аквакультура — шаг к процветанию «РБК - газета» 2013г с. 8-13
30. Светенко Т. В., Калинкина Е.Г., Петренко О.Л. Дебаты: Учебно - методический комплект. - М.: Издательство «Бонфи», 2001. - 296 с.
31. Сысоев Н.П. «Экономика рыбной промышленности», [учебник для вузов по спец. эконом. и орг. пром]. -Москва: Лег. и пищ. пром-сть, 1983 г.383 с.
32. Терещев А.И. «Интенсивность рыболовства», - Москва: Легкая и пищевая пром-сть, 1983 г.136 с.
33. Финаров Д. П. Методика обучения географии в школе. Учебное пособие для студентов вузов / Д.П.Финнаров. - М.: АСТ: Астрель, Хранит, 2007, - 382 с.
34. Хайруллина Н.М., Бекетова С.И. Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Методика обучения и воспитания в области географии»: методические указания. Казань: ГБУ «РЦМКО», 2015. - 64с.
35. Шамова Т.И., Белова С.Н. Ильина И.В., Подчалимова Г.Н., Худин А.Н. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. Учебное пособие. - М.: Педагогическе общество России, 2007. - 192 с.
Интернет - источники
36. Ильясов С. В. Рыбохозяйственный комплекс России http: //www.ecraft.ru/analytics/343/
37. Марковцев В. Марикультура и экология прибрежных акваторий http: //www.fishnews. ru/mag/articles/6 512
38. Марковцев В. Рыболовство и аквакультура мира
http: //www.fishnews. ru/mag/articles/3196;
39. Митупов Т. История развития рыбной отрасли России — тенденции и прогноз... http://www.fish-seafood.ru/news/detail.php?ID=6008
40.О развитии рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации проект 2014 годhttp://www.vniro.ru/files/Gossovet_doklad
41. Поляков А. С. Современное состояние аквакультуры в период кризиса и основные проблемы развития аквакультуры в России http://www..ru/forum/viewtopic.php?t=2195&sid=5746780cf3d0eeb8fa26c3 1f1d0a03ed;
42. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.09.2003 №
1265-р «О Концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года»
http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=EXP;n=426254;
43. Росстат. http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_13/IssWWW.exe/Stg/d4/15-
09.htm
44. Рыбохозяйственный комплекс современной России: состояние,
проблемы, перспективы развития
http: //www.vestnik.mstu.edu.ru/v 14_1_n43/articles/21 _semyon.pdf
78
45. Сайт Федерального Агентства по рыболовству. http://fish.gov.ru/press- tsentr/obzor-smi/15197-rossiya-uvelichivaet-proizvodstvo-rybnoj-produktsii
46. Стратегия развития аквакультуры в Российской Федерации на период до 2020 года http://www.mcx.ru/documents/document/show/12208.77.htm
47. Стратегия развития рыбной отрасли
http://www.varpe.org/upload/files/2016_03_28Strategiya_razvitiya_RH
K-2030._Etap_1 .pdf