Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Современное состояние и особенности развития туристского бизнеса (на основе исследования туристского бизнеса Алтайского края)

Работа №92635

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы136
Год сдачи2017
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
143
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава первая. Теоретико-методологические основы социологического
исследования туристского бизнеса 15
1.1. Теоретические подходы к рассмотрению туристского бизнеса 15
1.2. Состояние туристского бизнеса в Российской Федерации 42
1.3. Методика социологического исследования современного состояния
туристского бизнеса 57
Глава вторая. Состояние туристского бизнеса Алтайского края в
современных условиях 64
2.1. Особенности развития туристского бизнеса в Алтайском крае в оценках
туристов 64
2.2. Содержание экспертных оценок о состоянии и особенностях развития
туристского бизнеса в Алтайском крае 82
2.3. Рекомендации по развитию и совершенствованию туристского бизнеса на
региональном уровне в современных условиях 93
Заключение 107
Библиографический список 113
Приложение 1 121
Приложение 2 129


В настоящее время туризм стал неотъемлемой частью жизни общества развитых стран. Российская Федерация обладает высоким туристско- рекреационным потенциалом. Наличие необходимых ресурсов в стране позволяет развивать почти все виды туризма. Во многих регионах представлены туристские объекты и комплексы, которые пользуются большой популярностью не только у граждан РФ, но и у иностранных граждан.
Туризм в своем развитии зависит от состояния внутренней и международной политики. Большое влияние на современное состояние туризма оказало введение санкций США, ЕС и других стран в 2014 году против РФ. В результате введения антироссийских санкций сократились выезды из туристов из России в Европу, ухудшился имидж России как страны, благоприятной для въездного туризма, а также увеличились риски реализации совместных инвестиционных проектов в индустрии гостеприимства.
В 2015 году также произошел ряд событий, который повлиял на кризис российского туристского бизнеса. В результате теракта, который произошел на борту самолета над Синайским полуостровом, было приостановлено авиасообщение с Египтом. Министерство иностранных дел России рекомендовало россиянам воздержаться от поездок в Турцию из -за угрозы их безопасности после того, как российский бомбардировщик был сбит истребителем ВВС Турции. Таким образом, поездки в Турцию и Египет стали ограничены для российских туристов.
На туристском бизнесе в РФ отразилось влияние других негативных факторов, банкротства части туроператоров, которые занимались выездным туризмом и девальвации рубля.
В настоящее время отмечается спад реальных доходов населения страны, в результате которого происходит сокращение спроса на туристские услуги, расходы на отдых и досуг становятся первой статьей экономии большей части российских семей. В результате, большинство граждан предпочитают проводить свой отдых, на даче или загородном участке, либо путешествуя по территории Российской Федерации. Выездной отдых становится доступен лишь ограниченному числу домашних хозяйств.
Таким образом, произошедшие события нанесли серьезный удар туризму в РФ и с особой остротой поставили вопрос о поиске новых приоритетов развития, поэтому современное состояние и особенности развития туристского бизнеса являются актуальными и требуют исследования.
Степень научной разработанности проблемы
В результате многогранности туристского бизнеса, освещение данной темы нашло отражение во многих отраслях научного знания.
Экономические аспекты туристского бизнеса всесторонне отражены в работах по экономике туризма. И.Т.Балабанов и А.И. Балабанов в своем труде «Экономика туризма» освещают экономическую природу туризма, а также экономические основы туристской деятельности. Ярким представителем экономики туризма является А.Б. Здоров, который в своей работе «Экономика туризма» рассматривает специфику туризма как одного из видов хозяйственной деятельности. В работе Г.А. Папиряна «Международные экономические отношения: Экономика туризма» раскрываются важные аспекты международного туризма, такие, как исследования рынка туристских услуг, организационный процесс и обеспечение конкурентоспособности. Также значительный вклад в изучение экономических проблем развития туристского бизнеса внесли такие ученые, как В. С. Боголюбов, М.Б. Биржаков, В. А. Квартальнов, Е. А. Котляров, В.С. Ордовская и другие. В трудах отмеченных ученых-экономистов обобщены теория и практика механизма создания и эффективного функционирования субъектов туристского бизнеса.
Туристско-рекреационному районированию и экономико-географическим условиям туризма, посвящены работы многих ученых.
А.Ю. Александрова в работах «Экономика и территориальная организация международного туризма» и «География мировой индустрии гостеприимства», подробно освещает географию туристских потоков. С.А. Щербакова в работе «Международный туризм: экономика и география» представляет комплексное экономико-географическое исследование мировой туристской сферы с учетом современных тенденций развития. Е.А. Окладникова в учебном пособии «Международный туризм. География туристских ресурсов мира» освещает туристский потенциал стран различных регионов мира.
Большое значение для исследования туристского бизнеса имеют публикации статистических данных Росстата и ряда других организаций, которые собирают информацию о сфере туризма.
Социологическая составляющая исследования туризма представлена в работе Р. Бахлайтнера «Социология туризма или о социологии путешествий», где освещаются основные тенденции развития социологии туризма. В работе Н.Е. Покровского и Т.И. Черняевой «Туризм: от социальной теории к практике управления» анализ туризма осуществляется одновременно как сферы потребления, рекреации, предпринимательства и властных решений . В данной работе подробно освещено исследование туризма и туристского бизнеса как социального явления, включающее разнообразие научных представлений в данной сфере. Впервые в отечественной практике туризм как социальный институт был обоснован в исследовании А. П. Осауленко. Исследуя направления, формы и особенности становления и развития туризма как социального института, автор выделил основные признаки данного феномена.
Туризм Алтайского края нашел свое отражение в трудах ученых - географов (монография В.Е. Арефьева «Туризм на Алтае: предпосылки развития и проблемы полезности»), геологов, экологов, этнографов, историков, археологов, экономистов. В настоящее время туризму в крае уделяется внимание исследователями географического, биологического и исторического факультетов Алтайского государственного университета, а также исторического факультета Алтайского государственного педагогического университета.
Однако анализ степени научной разработанности темы исследования в науке показал отсутствие исследований, посвященных современному состоянию и особенностям развития туристского бизнеса, интерес социологов к данной проблематике только развивается.
Объект исследования - туристский бизнес.
Предмет исследования - современное состояние и особенности развития туристского бизнеса Алтайского края.
Цель исследования - разработка практических рекомендаций по развитию туристского бизнеса Алтайского края, на основе его современного состояния.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. исследовать основные теоретические подходы к рассмотрению туристского бизнеса;
2. проанализировать состояние туристского бизнеса в РФ;
3. сформировать методику исследования современного состояния туристского бизнеса;
4. определить особенности развития туристского бизнеса Алтайского края в оценках туристов;
5. охарактеризовать экспертные оценки о состоянии и особенностях развития туристского бизнеса в Алтайском крае;
6. разработать рекомендации по развитию туристского бизнеса в современных условиях на региональном уровне.
Гипотезы:
1) Наиболее адекватной теоретико-методологической основой исследования туристского бизнеса является применение функционального подхода в социологии, теории Т. Парсонса, теории Д. МакКеннела, концепции социального действия М. Вебера, концепции рационального действия Дж. Коулмена.
2) В современных реалиях большую популярность среди туристов получил отдых в пансионатах, санаториях в своем или соседнем регионе России.
3) Снижение материальных возможностей туристов современной России повлияло на структуру их ценовых предпочтений.
4) В современных условиях самостоятельное планирование туристских поездок является распространенным способом организации.
5) Туристы и эксперты отмечают среди факторов, сдерживающих
развитие внутреннего и въездного туризма в стране, низкую информационную пропаганду туристских возможностей России, дефицит современных гостиниц в регионах, а также неудовлетворительное оснащение рекреационных зон.
6) Эксперты оценивают современную внешнеполитическую ситуацию как импульс для развития внутреннего туризма в России.
Методы сбора информации:
В данной работе в качестве методов используются традиционный анализ научной литературы, анкетный опрос, экспертный опрос.
Традиционный анализ научной литературы является необходимым для изучения теоретико-методологической основы исследования туристского бизнеса, понимания сущности туристского бизнеса, а также понимания процессов и явлений, оказывающих влияние на его развитие.
Метод анкетного опроса позволил получить информацию, исходя из субъективных мнений и оценок туристов Алтайского края, об основных предпочтениях и способах организации туристских поездок, материальных возможностях современных туристов, основных проблемных местах в развитии внутреннего туризма в РФ, а также о влиянии политической и экономической ситуаций на развитие туристского бизнеса.
Вторым методом исследования был выбран экспертный опрос. Данный метод позволил получить компетентную оценку состояния туристского бизнеса, в связи с тем, что эксперты обладают более глубокими знаниями в исследуемой области, а также вовлечены в процессы организации туристских поездок. В результате проведения экспертного опроса было определено состояние туристского бизнеса в Алтайском крае на современном этапе развития, выявлены основные проблемы и оценены перспективы дальнейшего функционирования.
Применение данных методов позволило обеспечить обоснованность и достоверность выводов и предложений.
Теоретико - методологическая основа исследования
Теоретико-методологическую основу исследования составляют положения, которые содержатся в научных трудах ученых, представляющих различные области научного знания.
В рамках экономики туризма особое внимание отведено рассмотрению предпринимательства. Данная проблематика рассматривается Й. Шумпеттером, который отмечал, что главной особенностью предпринимателя, как субъекта, является новаторство, которое позволяет открывать новые виды туризма и осваивать новые туры по всему миру. С.Е. Грицай в работе «Влияние туризма на экономический потенциал РФ» подчеркивает, что современный туристский бизнес выступает катализатором ускоренного развития национальной экономики, перераспределяет национальный доход в пользу стран (регионов), специализирующихся на туризме, является мультипликатором роста национального дохода, занятости населения и развития местной инфраструктуры. Также обращает внимание на обратное влияние экономики страны на туризм и выделяет в качестве экономических факторов, влияющих на туристскую индустрию: инфляцию, повышение процентных ставок по кредитам, колебания в курсе обмена валют. М.А.Морозов в работе «Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме» уделяет внимание анализу влияния сезонности, экономических, политических и природных факторов на успешное функционирование туристского бизнеса.
Большое значение для исследования туристского бизнеса имеет статистическая информация о туризме, которая представлена государственной статистикой РФ, специально организованными наблюдениями научных и консалтинговых организаций РФ, а также статистикой зарубежных стран.
Рассмотрение туристского бизнеса также представлено в географии туризма. В рамках данного направления Нейл Лейпер разработал модель туризма, которая состоит из трех основных элементов: туристов, географической компоненты, туристской индустрии. Идея Н. Лейпера заключается в том, что именно желание человека осуществить путешествие приводит в действие всю систему и создает спрос на услуги туризма в регионе, который отправляет туристов.
В рамках рекреационной географии, под руководством В.С. Преображенского, была разработана концепция территориально рекреационной системы (ТРС), которая включает в себя взаимосвязанные подсистемы (природные и культурно - исторические комплексы, инженерные сооружения, обслуживающий персонал, туристов, органы управления) и характеризуется функциональной и территориальной целостностью. Позднее классическая концепция В.С. Преображенского была переосмыслена и в статье «Составляющие территориальной рекреационной системы: определение, классификация» В.И.Новиковой была предложена модифицированная модель ТРС, которая состоит из: рекреационных ресурсов, инфраструктуры рекреационной деятельности, рекреантов, рекреаторов, руководящих органов. В рамках рекреационной географии и географии туризма было подчеркнуто влияние географической компоненты на развитие туристского бизнеса.
Социология туризма, как особая отрасль социологического знания, составляет основу исследования туристского бизнеса. В данной отрасли основополагающей является работа Э.Кохена «Социология туризма: концепция, результаты исследования», где анализируется история развития социологии туризма, а также работы основных зарубежных представителей отрасли знания Р. Бахлайтнера, Д. Маккенела, Д. Урри, а также представлен обзор основных идей отечественных исследователей А.Ю. Александровой, Н.А. Михеевой и других. А.Н. Новгородцева в своем труде «Становление теории туризма в зарубежной и отечественной практике» представляет обзор концепций отечественных и зарубежных авторов к исследованию туризма, а также выделяет социологию туризма, как особую отрасль социологического знания.
В данном исследовании туристский бизнес понимается как социальный институт. Анализ туристского бизнеса осуществлялся на макросоциологическом и микросоциологическом уровнях. Основу макросоциологического анализа туристского бизнеса составляет функциональный анализ к пониманию сущности туристского бизнеса как социального института, который представляет собой устойчивую форму организации и регулирования совместной деятельности людей, направленной на получение и распределение прибыли в сфере туристских услуг. В рамках функционального анализа подробно проанализированы функции, выполняемые туристским бизнесом. Основные идеи представлены в работах И.М. Карицкой, М. Диаконидзе, А.Л. Кузевановой О.Ю.Тарасовой.
Микросоциологический анализ опирается на системный подход к пониманию туристского бизнеса, разработанный Т.Парсонсом, где основной акцент сделан на ценностно-нормативном аспекте социального института. Теория Д.МакКеннела позволила раскрыть основной смысл мотивации туристов в осуществлении туристских поездок, который заключается в стремлении прикоснуться к подлинной реальности. Для анализа мотивации туристов также была применена концепция М. Вебера, в рамках который были выделены целерациональные, ценностно-рациональные, аффективные, традиционные мотивы туристов. Также основу исследования составил сетевой подход, представителем которого является Дж.Коулмен, разработавший концепцию рационального действия.
Научная новизна исследования
1. В ходе работы были определены и систематизированы подходы к исследованию туристского бизнеса.
2. Была изучена и проанализирована информация о современном состоянии туристского бизнеса в РФ и выделены ключевые причины, оказавшие влияние на степень его развития.
3. Сформирована методика социологического исследования современного состояния туристского бизнеса.
4. В рамках проведенного исследования были выявлены особенности развития туристского бизнеса в Алтайском крае в оценках туристов.
5. По экспертным оценкам представителей туристского бизнеса Алтайского края было определено современное состояние туристского бизнеса Алтайского края и основные силы, воздействующие на него.
6. Разработан ряд рекомендаций по развитию и совершенствованию туристского бизнеса в современных условиях на региональном уровне.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Теоретико - методологическую основу исследования туристского бизнеса составляют функциональный подход в социологии, теория Т.Парсонса, теории Д.МакКеннела, концепция социального действия М.Вебера, концепция рационального действия Дж.Коулмена.
2. Ключевыми причинами, оказавшими влияние на современное состояние туристского бизнеса в РФ являются: экономические санкции и политико-экономическая ситуация, сложившаяся в России и в ее взаимоотношениях с мировым сообществом, снижение доходов населения РФ, запрет на продвижение и реализацию туристских продуктов в Турцию и Египет, банкротство крупных компаний в сфере туризма, которое в результате привело к падению уровня доверия туристов, а также активное распространение самостоятельного планирования туристских поездок.
3. Оптимальными методами социологического исследования современного состояния туристского бизнеса выступают анкетный опрос туристов Алтайского края и экспертный опрос представителей туристского бизнеса Алтайского края.
4. В современных условиях среди туристов Алтайского края большую популярность получил отдых в пансионатах, санаториях в своем или соседнем регионе России, а самостоятельное планирование туристских поездок является распространенным способом организации туризма.
5. Эксперты отмечают среди факторов, сдерживающих развитие внутреннего и въездного туризма в стране, низкую информационную пропаганду туристских возможностей России, дефицит современных гостиниц в регионах и неудовлетворительное оснащение рекреационных зон, а также оценивают современную внешнеполитическую ситуацию как импульс для развития внутреннего туризма в России.
6. Для развития и совершенствования в современных условиях регионального туристского бизнеса необходимо выполнение комплекса рекомендаций. А именно, разработка уникальных маршрутов на территории края, которая позволить сформировать имиджа Алтайского края как центра туризма, активное продвижение туристского продукта Алтайского края на внутренний и зарубежный рынок. Повышение качества предоставляемого сервиса, оборудование рекреационных зон в соответствии с мировыми стандартами, а также строительство и реконструкция средств размещения, отвечающим современным рыночным требованиям. С целью повышения уровня безопасности заграничного отдыха турагентствам было предложено регулярно проводить анализ обстановки каждого туристского направления и подготавливать памятки для туристов, содержащие полную информацию о стране прибытия. Особое внимание сотрудникам турагентств было рекомендовано обратить на консультации клиентов по поводу дополнительного страхования от террористических атак за рубежом.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается значительной теоретико - методологической основой по рассматриваемой теме, использованием научных методов исследования (традиционный анализ литературы, анкетный опрос, экспертный опрос), адекватных объекту, предмету, цели, задачам и характеру работы, анализом данных, полученных в ходе проведения эмпирической части исследования, а также наличием содержательного списка литературы.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что работа вносит дополнительный вклад в развитие основных подходов к исследованию туристского бизнеса, его современного состояния и особенностей развития.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования результаты, обобщения и практические предложения могут быть использованы организаторами туристского бизнеса и представителями органов власти при организации туристической деятельности, а также для развития и совершенствования туристского бизнеса в современных условиях на региональном уровне.
Информационно - эмпирическая база исследования:
1. Результаты анализа научной литературы, научных статей, данных государственной и региональной статистики в области исследования туризма и туристского бизнеса, а также основных тенденций, происходящих в области туризма.
2. Данные, полученные путем анкетного опроса туристов Алтайского края, а также с помощью экспертного опроса сотрудников турагентств, занимающихся подбором и организацией турпоездок.
Структура работы включает в себя введение, две главы, каждая из которых состоит из трех параграфов, заключение, библиографический список (86 наименований), приложения.
Общий объем работы составляет - 136 страниц печатаного текста.
Апробация результатов исследования
Основные положения и результаты обсуждались на региональной конференции «Мой выбор-наука!», посвященной дням Молодежной Науки в Алтайском Государственном Университете (г. Барнаул 2016 и 2017 г.г.)
По теме исследования опубликованы две статьи:
1) Шашмурина В.А. Современное состояние туристского бизнеса (по материалам социологического исследования в Алтайском крае) [Электронный ресурс] / В.А. Шашмурина// Novainfo.ru. - 2017. - № 63. - Режим доступа:http://novainfo.ru/article/12462
2) Шашмурина В.А. Самостоятельный туризм в современных условиях [Электронный ресурс] / В.А. Шашмурина// Novainfo.ru. - 2017. - № 65. - Режим доступа:http: //novainfo .ru/article/13053


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В диссертации на соискание степени магистра социологии рассматривается актуальная тема, касающаяся современного состояния и особенностей развития туристского бизнеса, на примере исследования туристского бизнеса Алтайского края.
Изучение темы проводилось на теоретическом и эмпирическом уровнях. В теоретической части работы было отмечено, что туристский бизнес является многоаспектной предметной областью, взаимодействующей с различными сферами знаний, в частности, с географией туризма, рекреационной географией, экономикой туризма, статистикой туризма. Широкий круг подходов к анализу туристского бизнеса позволил рассматривать его как организованную экономическую деятельность, которая имеет под собой туристско - рекреационные ресурсы. Данная деятельность направлена на формирование, продвижение и реализацию туристского продукта, и осуществляется всеми профессиональными участниками туристского рынка, с целью получения прибыли путем удовлетворения потребностей туристов в досуге. Такое понимание туристского бизнеса позволило анализировать его как часть социальной метасистемы, общества в целом, с точки зрения функций, выполняемых в обществе. А также рассматривать его с позиции микроподходов, где появляется возможность исследовать основные мотивы осуществления туристских поездок.
Также в рамках теоретического осмысления туристского бизнеса была рассмотрена эволюция развития турбизнеса в России и отмечено, что в процессе развития туристский бизнес прошел те же пространственно-временные этапы, что и все мировое хозяйство: зарождение и становление, развитие, расширение и консолидацию. Был подробно рассмотрен современный этап развития туристского бизнеса, который, по оценкам экспертов, является кризисным. В качестве основных причин, повлиявших на кризис в отрасли были отмечены: экономические санкции и политико-экономическая ситуация, сложившаяся в России и в ее взаимоотношениях с мировым сообществом, снижение доходов населения РФ, запрет на продвижение и реализацию туристских продуктов в Турцию и Египет, банкротство крупных компаний в сфере туризма, которое в результате привело к падению уровня доверия туристов, а также активное распространение самостоятельного планирования турпоездок. В сложившихся условиях ключевой задачей повышения устойчивости отечественного турбизнеса является переход российского туристского комплекса с выездного на внутренний туризм. Для этого есть все необходимые предпосылки, Российская Федерация обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом, который позволит активно развивать внутренний и въездной туризм.
В эмпирической части работы приводятся результаты конкретного социологического исследования, проводившегося по разработанной автором методике. В рамках эмпирического исследования был проведен анкетный опрос туристов, а также экспертный опрос представителей туристского бизнеса. В результате проведения анкетного опроса туристов Алтайского края были выявлены основные предпочтения туристов при планировании отдыха. Так, современные туристы Алтайского края предпочитают отдыхать как на территории России, так и за рубежом. В качестве привлекательных мест на территории России отмечают свой или соседний регион, морские курорты Юга России (Сочи, Геленджик), Крым. Для зарубежных поездок самыми популярными странами являются Тайланд, Италия, Индия. Самой распространенной по продолжительности является туристская поездка от 8 до 14 дней.
Особое внимание было отведено способам организации туристских поездок: самостоятельному и организованному туризму. Было выявлено, что в современных условиях большинство людей, предпочитают организовывать свой отдых самостоятельно, отмечая, что при таком способе организации отдыха, у них имеется самостоятельность и независимость от турагентства, они могут экономить, а также расширяется спектр направлений отдыха. Безусловно, респонденты, которые пользуются услугами турагентств, также имеются. Для большинства туристов Алтайского края турагентство является гарантом безопасности во время турпоездки. Также туристы отметили, что специалисты турагентств могут помочь в подборе и разработке тура, правильно оформить документацию.
Респондентами была дана оценка туризму в РФ и отмечены проблемы, сдерживающие развитие турбизнеса в РФ, в качестве основных были выделены: недостаточная информационная пропаганда за рубежом и внутри страны туристских возможностей России, низкий уровень сервиса, дефицит современных гостиниц в регионах, а также слаборазвитая инфраструктура и неудовлетворительное оснащение рекреационных зон. По мнению туристов Алтайского края, направления деятельности, которые позволят повысить развитие внутреннего и въездного туризма в РФ, должны быть направлены на устранение вышеперечисленных недостатков.
Влияние внешнеполитической ситуации на развитие туристского бизнеса в РФ в рамках анкетирования также было принято во внимание. Респонденты отметили, что политические санкции оказали существенное влияние на турбизнес РФ, в частности, наложение санкций со стороны других государств должно послужить толчком для развития внутреннего туризма в РФ. Также было отмечено, что террористическая угроза является наиболее негативным фактором для развития турбизнеса на сегодняшний день. Учитывая сложную внешнеполитическую ситуацию респонденты считают, что Правительству России сейчас следует сосредоточиться на развитии внутреннего туризма в стране.
По результатам экспертного опроса был отмечен набирающий популярность самостоятельный туризм, представляющий собой серьезную альтернативу организованному туризму. Экспертами была дана оценка уровню конкуренции в сфере турбизнеса Алтайского края, а также отмечены основные методы конкурентной борьбы, которая проявляется с помощью негативных способов, а именно, через манипуляции с ценами, либо же через распространение ложных и недостоверных сведений о конкурентах. Специалисты в области туристского бизнеса Алтайского края отметили, как отразилось влияние политической и экономической ситуаций на развитии туристского бизнеса, в частности, было отмечено, что современная политическая ситуация способствует развитию внутреннего туризма. По итогам экспертного опроса были отмечены причины банкротства и кризиса в сфере турбизнеса, а также основные проблемы, замедляющие развитие внутреннего и въездного туризма в РФ, к которым были отнесены низкий уровень сервиса, недостаточная информационная пропаганда туристских возможностей России, дефицит современных гостиниц в регионах России, также слабо развитая инфраструктура. Участниками экспертного опроса в качестве основных угроз, которые могут нанести урон деятельности турагентства в современных условиях, были выделены сезонность спроса, снижение уровня жизни населения, а также изменение законодательства и изменение ценовой политики туроператора
На основе результатов и выводов, полученных в ходе анализа данных проведенного исследования, были разработаны рекомендации, направленные на развитие и совершенствование туристского бизнеса в современных условиях на региональном уровне. А именно, разработка уникальных маршрутов на территории края, которая позволить сформировать имидж Алтайского края как центра туризма, а после активное продвижение данных маршрутов, как на внутренний, так и на зарубежный рынок. С целью устранения проблемы низкого качества сервиса рекомендовано применение программ повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере туризма, участие персонала в выставках, конференциях, зарубежных стажировках для получения новых знаний о профессии, посещение курсов иностранного языка, развитие наставничества на рабочем месте, с целью более быстрой адаптации новых сотрудников. В качестве основного способа оценки деятельности персонала рекомендовано внедрение программы «Секретный гость». Для решения проблемы с отсутствием современных гостиниц в регионе было предложено провести реконструкцию имеющихся средств размещения в Алтайском крае, а также начать строительство новых. Решение данной проблемы станет возможным на основе объединения усилий органов власти и частного бизнеса. Для обеспечения комплексного развития туризма в Алтайском крае было предложено начать оборудование рекреационных зон в соответствии с мировыми стандартами. Данное направление деятельности включает в себя: монтаж информационных вкладок, табличек, вывесок на русском и английском языке для получения туристами актуальной информации, оборудование рекреационных зон доступом в интернет и wi-fi, терминалами для безналичного расчета, установка автоматов для зарядки мобильных устройств, создание условий отдыха для людей с ограниченными возможностями, строительство аквапарков, парков аттракционов и развлечений, киноконцертных комплексов. С целью повышения уровня безопасности заграничного отдыха турагентствам было предложено регулярно проводить анализ обстановки каждого туристского направления и подготавливать памятки для туристов, содержащую полную информацию о стране прибытия. Особое внимание сотрудникам турагентств было рекомендовано обратить на консультации клиентов по поводу дополнительного страхования от террористических атак за рубежом. Для осуществления успешных продаж по зарубежным направлениям, турагентствам необходимо подстроить ценовую политику под запросы туристов, которые стали экономить. С целью привлечения новых и сохранения постоянных клиентов турагентствам было предложено вводить в работу бонусные программы лояльности клиентов. Была разработана и предложена программа повышения лояльности клиентов «Лучший клиент!». Особое место в рекомендациях было отведено контролю над деятельностью по развитию внутреннего и въездного туризма на территории региона.
В настоящее время весьма актуальным является анализ туристского бизнеса, так как сложившиеся условия развития экономики и политических отношений, позволяют выйти на новый уровень развития туристского бизнеса в РФ. Результаты социологических исследований в таком контексте могут внести значимый вклад в теорию и практику изучения внутреннего туризма, как перспективного направления развития бизнеса.



1. Российская Федерация. Законы. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации : федер. закон : [принят Гос. Думой 4 октября 1996 г.: одобр. Советом Федерации 14 ноября 1996 г.]. - М.: Кремль, 1996. - № 132. - ст. 1.
2. Аберкромби, Н Социологический словарь/ Н.Аберкромби, С.Хилл, Б.С.Тернер.- М.: Экономика, 2004.- 620 с.
3. Азар, В.И. Экономика и организация международного туризма. — М.: Экономика, 2008 — 321с.
4. Александрова, А.Ю. Теоретические основы географии туризма // Туризм и культурное наследие: межвуз. сб. науч. тр. - 2005.
5. Александрова, А.Ю. Международный туризм : учеб. пособие / А.Ю. Александрова. - М. : Аспект Пресс, 2002. - 470 с.
6. Альховик, Я.С. Проблемы и перспективы развития въездного туризма в
Алтайском крае / Я.С. Альховик // Материалы научно-практической конференции молодежи Барнаула [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Барнаул: АлтГТУ, 2012. - Режим доступа :
http://edu.secna.ru/media/f/konf molodej barnaulu 2012/pdf/%D0%90%D0%BB%D1%8C%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%AF%D0%A1%D0%90%D0%BB%D1%82%D0%93%D0%A2%D0%A32.pdf. - Загл. с экр. (дата обращения 17.04.2016).
7. Балабанов, И.Т. Экономика туризма /И.Т.Балабанов, А.И. Балабанов. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 176 с.
8. Барчуков, И.С. Методы научных исследований в туризме : учеб. пособие для вузов / И.С. Барчуков. - М. : Академия, 2008. - 224 с.
9. Барышев, А. Ф. Маркетинг в туризме и гостеприимстве : учеб. пособие/ А. Ф. Барышев. - М. : Финансы и статистика, 2007. - 160 с.
10. Бахлайтнер, Р. Социология туризма, или о социологии путешествий / Р. Бахлайтнер // Социал. и гуманит. науки. Отечеств. и заруб. лит. Сер. 11. - М.: Социология, 2006. - № 3. - С. 90 - 97.
11. Биржаков, М.Б. Аналитическая записка. Состояние и проблемы туризма в Российской Федерации / Под ред. М.Б. Биржакова, В.И. Никифирова. - СПб.: Невский фонд, 2004. - 82 с.
12. Биржаков, М. Б. Безопасность в туризме / М. Б. Биржаков, Н. П. Казаков ; Междунар. туристская акад. - СПб. : Герда, 2007. - 208 с.
13. Биржаков, М.Б. Введение в туризм: учеб. пособие / М.Б. Биржаков. - СПб. : Герда, 2004. - 192 с.
14. Бовтун, В. С. Развитие сферы туризма в 1980 - 2006 гг. / Бовтун В. С., Бовтун И. В. // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования. Труды Международной научно- практической конференции МГУ им. Ломоносова, географический факультет (Москва, 27-28 апреля 2006 г.) - М.: РИБ «Туризм», 2006. - 400 с
15. Булатова, Е.И. Концептуализация понятия «туристический опыт» в
теориях Н.Грабурна и Д.МакКеннела: Встреча с сакральным и поиск
подлинности/Е.И.Булатова// Теория и практика сервиса: экономика,
социальная сфера, технологии. - 2013. - С. 72 - 76.
16. Важенина И.С. Имидж как конкурентный ресурс региона/И.С.Важенина,
С.Г. Важенин // Регион: Экономика и Социология. . - 2006. - № 4. . - С.
72-84.
17. Варламова, А.В. Социология туризма как новая отрасль социологического знания / А.В. Варламова // Российский государственный университет туризма и сервиса. - М. - 2014.
18. Варламова, А.В. Туризм как социоэкономическое явление / А.В. Варламова // Вестник Кемеровского Государственного университета. - Кемерово, 2015. - № 2. - Т. 7. - С. 134 - 137.
19. Вебер, М. Основные социологические понятия//Западно-европейская социология XIX- начала ХХ веков. - М., 2006. - С. 455-491.
Ветитнев, А. М. Интернет-маркетинг санаторно-курортных услуг:учеб. пособие/ А. М. Ветитнев, Я. А. Ашкинадзе. - М. : Финансы и статистика, 2007. - 160 с.
20. Волков, Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес: учебник / Ю.Ф. Волков. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 348 с.
21. Воронкова, Л. П. История туризма и гостеприимства / Воронкова Л. П. - М.: ФАИР - ПРЕСС, 2004. - 304 с.
22. География туризма: учеб. пособие / Под ред. А.Ю. Александровой. - М.: КноРус, 2013. - 592 с.
23. Герасименко, В. Г. Развитие теории системного похода применительно к исследованию сферы туризма/ В. Г. Герасименко // Вестник национальной академии туризма. - 2013. - № 2 (26). - С. 11-15.
24. Голова, О. Б. Менеджмент туризма. Практический курс : учеб.- метод.пособие /О. Б. Голова. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 224 с.
25. Гончарова, Н.А. Роль исследований потребительского поведения туристов в разработке стратегии туристского региона/ Н.А. Гончарова, Л.Г.Кирьянова/ Известия Томского политехнического университета. 2010 - С. 41 - 47.
26. Грачева, О.Ю. Организация туристического бизнеса: технология создания турпродукта: учеб. пособие / О.Ю. Грачева, Ю.А. Маркова, Л.А. Мишина, Ю.В. Мишунина. - Дашков и Ко, 2008. - 276 с.
27. Грицай, С.Е. Влияние туризма на экономический потенциал РФ/ Грицай С.Е.// Символ науки. - 2016 - №11. - С. 30-32.
28. Гоффман, И. Представление себя другим в повседневной жизни/ И.Гоффман. - М.: КАНОН - ПРЕСС, 2000 - 200 с.
29. Даньшин, Н.К. Организация и технология туризма / Н.К. Даньшин, С.С. Кравцов. - М.: Феникс, 2010. - 54 с.
30. Девятко, И.Ф. Социологические теории деятельности и практической рациональности/ И.Ф.Девятко.- М.: Аванти-Плюс, 2003. - 336с.
31. Динамика спроса на туристские услуги в России [Электронный ресурс]
Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. -- Режим доступаhttp://ac.gov.ru/files/publication/a/11063.pdf - Загл. с экр. (дата
обращения 17.04.2017).
32. Диаконидзе, М. Туризм как перспективная отрасль национальной экономики [Электронный ресурс] /М.Диакондзе// Высшее гуманитарное образование XXI в: проблемы и перспективы - 2015 год. - Режим доступа https://elibrary.ru/item.asp?id=24354300- Загл. с экр. (дата обращения 26.01.2016).
33. Дмитриенко, Ю.В. Основы туристского бизнеса / Ю.В. Дмитриенко, Н.В. Кармашкова, Т.В. Чернова. - Хабаровск : ДВГУПС, 2003. - 124 с.
34. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда/ Э.Дюркгейм. - М.:
Канон, 2004. - 432 с.
35. Евграфова, Л. Что мешает туризму в России?/ Л. Евграфова//Рынок ценных бумаг. - 2009. - N 11/12. -С. 27-28.
36. Здоров, А.Б. Экономика туризма/ А.Б.Здоров. - М.: Финансы и
статистика, 2004. - 272 с.
37. Зелетдинова, Э.А. Туризм в регионе: состояние, проблемы, перспективы / Э.А. Зелетдинова // СоцИс. - 2005. - № 11. - С. 96 - 105.
38. Зиганшин, И.И. Влияние экономических санкций на развитие туризма/ И.И. Зиганшин, А.О.Овчаров, М.А.Рысаева// Актуальные проблемы экономики и права. - 2015. - № 1. - С. 17- 24.
39. Зорин, И.В. Туризм как вид деятельности : учеб. пособие / И.В. Зорин, Т.П. Коверина, В.А. Квартальнов. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 288 с.
40. Карицкая, И.М. Туризм как социальный институт/И.М.Карицкая// Идеи и идеалы. - 2011. - № 2(8). - С. 9-14.
41. Карпова, Г. А. Экономика современного туризма/ Г.А.Карпова. - СПб.: ИТД «Герда», 2008. - 412 с.
42. Квартальнов, В. А. Туризм: История и современность Избранные произведения: в 4-х томах / Квартальнов В. А. - М.: Финансы и статистика, 2002. - Т. 2. - 480 с.
43. Коль, О.Д. Особенности и принципы формирования туристского бизнеса в крупном городе/О.Д. Коль//Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: Труды IV Международной научно - практической конференции. МГУ им. В.И. Ломоносова.- М.: Диалог культур, 2009. - 712 с.
44. Кохен, Э. Социология туризма : подходы, проблемы и выводы / Э. Кохен // Годовой обзор социологии. - 2004. - С. 373 - 392.
45. Кузеванова, А.Л. К вопросу о ценностях бизнес-деятельности и предпринимательства (социологический анализ) / А.Л. Кузеванова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2010. - № 11.- С. 20 - 30.
46. Кусков, А.С. Основы туризма: учебник/ А.С. Кусков, Ю.А. Джаладян. - М.: КНОРУС, 2008. - 400 с.
47. Луганская, Е.В. Основные исследовательские подходы в изучении социального феномена туризма / Е.В. Луганская // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2012. - № 1 - 2. - С. 18 - 22.
48. Михеева, Н.А. Становление социологии туризма в РФ: к аналитическому обзору диссертаций, защищенных по специальностям ВАК / Н.А. Ми-хеева // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - СПб, 2013. - № 4. - С. 56 - 62.
49. Михеева, Н.А. Туризм как предмет социологии / Н.А. Михеева // Мат. IV Всерос. Социол. Конгр. - М. : РОС, 2012.
50. Моисеева, Н. К. Стратегическое управление туристической фирмой/ Н. К. Моисеева ; Рос. междунар. акад. туризма. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2007. - 208 с.
51. Морозов, М.А. Экономика туризма: учебник / М.А.Морозов, Н.С.Морозова, Г.А. Карпова, Л.В.Хорева. — М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. — 320 с
52. Морозов, М.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме. — М.: Академия, 2009. - 366 с.
53. Морозова, Н.С., Морозов М.А. Предпринимательство и конкуренция в туризме. — Монография. М. : РосНОУ, 2010. — 136 с.
54. Морозова, Н.С. Формирование конкурентной среды в туризме //Вестник российского государственного торгово-экономического университета — 2011. — № 12 (60), с. 100—106.
55. Мошняга, В.В. Основные тенденции развития туризма в современном мире/ В.В.Мошняга //Вестник РМАТ.- 2013. — № 3 (9). — С. 20—33.
56. Мусиенко, И. В. Туриндустрия России в зеркале международных сопоставлений / И. В. Мусиенко, С. В. Тихомиров // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. - 2012. - № 9. - С. 40-56.
57. Население Росси в 2016 году: доходы, расходы и социальное самочувствие: Мониторинг НИУ ВШЭ [Электронный ресурс]. - Электрон. дан.-2016.- Режим доступа:
https://isp.hse.ru/data/2016/08/02/1119858942/04%D0%98%D1%8E%D0%BB%D1 %8C%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D 1 %82%D0%BE%D 1 %80%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%92%D0%A8%D0%AD.pdf- Загл. с экр. (дата обращения 20.11.16)
58. Новгородцева, А.Н. Становление теории туризма в зарубежной и отечественной практике / А.Н. Новгородцева // Известия Государственного Педагогического Университета им. А.И. Герцена. - СПб., 2009. - № 115. - С. 310 - 319.
59. Новикова, В.И. Составляющие территориальной рекреационной системы: определение, классификация /В.И. Новикова// Псковский регионологический журнал. — 2013. — C. 133-150
60. Осауленко, А. П. Туризм: социально-институциональные основы развития/А.П. Осауленко// Владивосток: Дальнаука, 2002. 160 с.
61. Осипова, Е. Э. Российский туристический бизнес: перспективы для регионов и страны: развитие туристического бизнеса в России и его влияние на социально-экономическое развитие страны / Е. Э. Осипова, Е. Ю. Ширихина // Российское предпринимательство. - 2011. - № 12. -С. 111-115.
62. Остроумов, О. В. Туризм. Продвижение российского турпродукта :учеб. - метод. пособие / О. В. Остроумов ; под ред. Ю. С. Путрика. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 128 с.
63. Папирян, Г. А. Международные экономические отношения: маркетинг в туризме / Г. А. Папирян. - М. : Финансы и статистика, 2000. - 160 с.
64. Папирян, Г. А. Международные экономические отношения: экономика туризма / Г. А. Папирян. - М. : Финансы и статистика, 2000. - 208 с.
65. Парсонс, Т. Система современных обществ/ Пер. с англ.науч.рук.ред. М.С.Ковалева.- М.: Аспект Пресс, 2002.
66. Покровский, Н.Е. Туризм: от социальной теории к практике управления : учеб. пособие / Н.Е. Покровский, Т.И. Черняева. - М. : Университетская книга; Логос, 2009. - 215 с.
67. Полухина, А.Н. Качество персонала в сервисно-туристской сфере (опыт социологического анализа) / А.Н. Полухина // СоцИс. - М. : Наука, 2007. - № 2. - С. 132 - 136.
68. Потемкин, В. К. Социальный маркетинг международного туризма./Потемкин В. К., Потемкина Е. В. - СПб.: Издательский центр «Ривьера», 2004. - 142 с.
69. Рябова, Т.В. Социально-культурные аспекты самостоятельного туризма/ Т.В.Рябова, Е.В.Эртман // Сервис. - 2016. - № 3. -С. 3-9.
70. Севастьянова, С. А. Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства / Севастьянова С. А. - М.: Кнорус, 2007. - 256 с.
71. Соколова, М. В. История туризма. / Соколова М. В. - М.: Мастерство, 2002. - 352 с.
72. Социология предпринимательской деятельности : учеб. пособие / Под ред. Р.А. Костина, С.И. Бояркиной. - СПб. : СПбГЭУ, 2014. - 254 с.
73. Статистика туризма: учебник / коллектив авторов ; под ред. А.Ю. Александровой. — М. : Федеральное агентство по туризму, 2014. — 464 с.
74. Сундуев, Ч. Б. Рекреация и туризм: развитие научных представлений в истории географической науки/ Ч.Б.Сундуев/ Вестник Забайкальского государственного университета 2012 № 2 (81) С. 3 - 6
75. Тарасова, О.Ю. К вопросу об экономических характеристиках и содержании туристского бизнеса// О.Ю.Тарасова. - Вестник ТГУ.- 2009. - №10
76. Тарасова, Ю.И. Развитие внутреннего туризма в РФ / Современные научные исследования и инновации. - [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - 2015. - Режим доступа:http://web.snauka.ru/issues/2015/08/57165. - Загл. с экр. (дата обращения: 15.04.16).
77. Тихомиров С. В. Туризм как новая специализация Сибири / С. В. Тихомиров, И. В. Мусиенко // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. - 2012. - № 9. - С. 4-12.
78. Федеральное агентство по туризму [Электронный ресурс]. - М. -Режим доступа: https://fedstat.ru/indicator/data.do?id=37253&referrerType=1&referrerId=947153. - Загл. с экр. (дата обращения: 20.04.16).
79. Фенько А. Б. Туризм как показатель социального статуса / А. Б. Фенько //Социс.2007. -№ 2. - С. 125-131.
80. Фуко, М Надзирать и наказывать: рождение тюрьмы / М.Фуко. -М.: Ad Marginem, 2009. -467 с.
81. Экономика и организация туризма: международный туризм/ под. ред. Ю.В.Забаева, Е.Л. Драчевой, И.А. Рябовой. М.: КНОРУС, 2015.
82. Шимакова В.Е Роль кластеризации в развитии туристического бизнеса в регионах // В.Е. Шимакова Культура народов Причерноморья. Научный журнал. - 2008. - № 137. - С. 62-66.
83. Шумпетер, Й. Теория экономического развития / Й. Шумпетер. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. - 400 с.
84 Швери,Р Теоретическая социология Дж.Коулмена: Аналитический обзор/Р.Швери // Вопросы экономики. 2007. № 7.С. 37—46.
85. Щербакова С.А. Международный туризм: экономика и география Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 144 с.
86. Яковлев, Г.А. Экономика и статистика туризма : учеб. пособие / Г.А. Яковлев. - М. : РДА, 2011. - 132 с


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ