Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Реализация демографической политики на муниципальном уровне (на примере МКУ «Управление ЗАГС» Исполнительного комитета города Набережные Челны)

Работа №85966

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

муниципальное право

Объем работы82
Год сдачи2017
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
115
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы демографической политики государства 8
1.1 Понятие государственной демографической политики 8
1.2 Факторы, определяющие демографическую политику Российской
Федерации 15
1.3 Нормативно-правовые основы государственной демографической
политики в Российской Федерации 26
2 Реализация государственной демографической политики в МКУ «Управление ЗАГС» Исполнительного комитета г. Набережные Челны и разработка программы по ее совершенствованию на муниципальном уровне.33
2.1 Анализ демографической ситуации г. Набережные Челны 33
2.2 Анализ реализации демографической политики в г. Набережные Челны..41
2.3 Муниципальная программа по реализации государственной
демографической политики в г. Набережные Челны 55
2.4 Социально-экономическая эффективность муниципальной программы . 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В настоящее время данная проблема, как ни когда актуальна для российской действительности, ведь всем известен факт, что невозможно воспитать здоровое, развитое социально-экономическое общество, не касаясь вопросов демографии. Практически во всех средствах массовой информации идет речь о демографической ситуации Российской Федерации и об основных направлениях деятельности государства в этой сфере.
Общее сокращение численности населения, снижение его плотности до уровня в три раза меньше среднемирового, создает опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире. Такова острота проблемы. И задача сбережения народа - это вопрос суверенитета страны, главным носителем которого, согласно Конституции Российской Федерации, является именно народ. Зависимость здесь простая: чем меньше народа - тем меньше суверенитета. Поэтому сегодня понятие "демографическая политика" для России выходит далеко за пределы статистики, анализа брачности, плодовитости и теории воспроизводства населения в целом.
В задачи федерального уровня власти входит установление основ государственной демографической политики, правовое регулирование в сфере управления социально-демографическими процессами, разработка федеральных программ по улучшению демографической ситуации. Субъекты Российской Федерации разрабатывают основы региональной демографической политики с учетом исторических и культурных традиций территории: устанавливают региональные стандарты и нормы.
Муниципальный уровень призван конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенных в рамках федеральной и региональной демографической политики, в привязке к особенностям конкретных территорий. Задачей органов местного самоуправления, как наиболее приближенных к населению, является непосредственное предоставление комплекса муниципальных услуг, обеспечивающих условия для стабильного воспроизводства человека. На основе региональных норм и нормативов органами местного самоуправления могут разрабатываться местные нормы и нормативы, учитывающие специфику конкретного муниципального образования. Сложившаяся демографическая ситуация и наблюдаемые тенденции ее развития вызывают все большее беспокойство как у ученых-демографов, так и у руководства страны. Отражением этого является, в частности, принятие «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», где сформулированы задачи деятельности государства в этой сфере.
Степень разработанности проблемы. Различные аспекты регулирования отражены в трудах многих российских ученых и практиков, а именно при написании работы опирались на Конституцию РФ, Федеральные законы о физической культуре и спорту, а также на положения к законам и другую научную литературу. Проблемы общего характера, влияющие на демографическую ситуацию в России, источники данных о населении, показатели динамики и структуры населения, брачность, рождаемость, смертность, воспроизводство населения в целом, демографическое прогнозирование, проблемы демографической политики отражены в работах A. Я. Боярского, Д.И. Валентея, А.Я. Кваши, Ю.А. Корчак-Чепурковского, B. М. Медкова.
Целью данной выпускной квалификационной работы является разработка программы по совершенствованию реализации государственной демографической политики на муниципальном уровне, на примере город Набережные Челны.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы государственной демографической политики;
- проанализировать реализацию государственной демографической политики в городе Набережные Челны МКУ «Управлением ЗАГС» Исполнительного комитета г. Набережные Челны;
- разработать предложения по совершенствованию реализации государственной демографической политики в муниципальном образовании г. Набережные Челны.
Предметом исследования является демографическая политика Российской Федерации.
Объектом исследования является реализация государственной демографической политики на муниципальном уровне на примере города Набережные Челны.
Информационной базой исследования являются нормативные акты законодательных и исполнительных органов Российской Федерации, статистические данные Госкомстата Российской Федерации, труды отечественных и зарубежных исследований, а так же статистические материалы и интернет.
Методическая основа исследования. В ходе исследования использованы научные методы сравнительного анализа, системного и логического анализа, метод научной дедукции, сопоставления. В ходе исследования применялся метод анализа документов. Основными методами исследования являются теоретико-эмпирический, социологический, статистический.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Во введении рассматриваются актуальность работы, цели, задачи, объект, предмет и методы исследования.
В первой главе изложены теоретические аспекты демографической политики. Даны определения понятиям демографическая политика, концепция демографической политики, численность населения, рождаемость, смертность, ожидаемая продолжительность жизни. Рассмотрены в динамике демографические показатели Российской Федерации и Республики Татарстан. Проанализированы нормативно-правовые основы государственной демографической политики.
Во второй главе проводится анализ реализации государственной демографической политики в муниципальном образовании г. Набережные Челны. Проанализирована демографическая ситуация г. Набережные Челны, деятельность МКУ «Управления ЗАГС» Исполнительного комитета по реализации государственной демографической политики, а также разработан проект муниципальной программы по реализации государственной демографической политики в г. Набережные Челны.
В заключении подведены итоги исследования, сделаны выводы. Список используемых источников включает ряд нормативно-правовых актов, специальную литературу и источники удаленного доступа.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что ее выводы могут быть использованы органами государственной статистики, МКУ «Управлением ЗАГС» муниципального образования города Набережные Челны для разработки мероприятий по улучшению демографической ситуации в г. Набережные Челны

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучив теоретические основы демографической политики можно сделать следующие выводы:
A) демографическая политика - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения.
Б) демографическая политика бывает двух видов:
- направленная на увеличение рождаемости;
- направленная на снижение смертности.
B) демографическую политику в Российской Федерации определяют следующие направления:
- увеличение продолжительности жизни населения,
- сокращение уровня смертности,
- рост рождаемости,
- регулирование внутренней и внешней миграции,
- сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.
Г) основной нормативно-правовой основой государственной демографической политики является Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Концепция Российской Федерации определяет цели и задачи демографической политики:
- сокращение уровня смертности граждан, прежде всего в трудоспособном возрасте;
- сокращение уровня материнской и младенческой смертности, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;
- сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;
- повышение уровня рождаемости;
- укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;
- регулирование внутренней и внешней миграции, привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.
Д) демографическая ситуация в г. Набережные Челны оценивается, как стабильная, за последние 2011-2016 года наблюдается положительный естественный прирост населения, динамика рождаемости постепенно медленно увеличивается, показатель смертности снижается. Количество абортов снижается, но остается все же велико. Младенческая смертность постепенно снижается, но не достигло наилучшего для города результата.
Реализацией государственной демографической политики в г. Набережные Челны, частично, занимается МКУ «Управление ЗАГС» Исполнительного комитета г. Набережные Челны. Следует отметить, что МКУ «УЗАГС» играет важнейшую роль в муниципальном образовании, так как ежегодно через него проходит тысячи людей, оно выполняет функции, как учет рождаемости, смертности, заключения и расторжения браков, что позволяет вести статистику по этим показателям. Данная статистика позволяет реализовывать или вводить различные социальные программы для населения, рассчитывать бюджет города на те или иные сферы, формировать жилищные условия города, а также, анализировать демографическую ситуацию в городе и разрабатывать программы по улучшению ее показателей. Подводя итоги, было выявлено, что МКУ «УЗАГС» играет важнейшую и незаменимую роль в муниципальном образовании города Набережные Челны.
Е) однако существуют проблемы, снижающие эффективность демографической политики муниципального образования.
Особое внимание должно быть обращено на уменьшение показателей материнской и младенческой смертности, профилактику и лечение бесплодия, в связи, с чем представительными органами муниципальных образований должны разрабатываться соответствующие программы, направленные на обеспечение ранней диагностики и лечения нарушений репродуктивного здоровья, а также повышенный контроль над детьми со стороны медперсонала и родителей.
Ж) для решения этих проблем, автором разработана усовершенствованная, ранее использованная, муниципальная программа по совершенствованию реализации государственной демографической политики на муниципальном уровне (на примере г. Набережные Челны).
Цель Программы: Повышение уровня естественного прироста населения г. Набережные Челны и формирование положительного имиджа семьи.
Задачами Программы являются:
- укрепление института семьи, повышение статуса семьи в обществе, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, создание положительного имиджа семьи;
- формирование мотивации на ведение здорового образа жизни, содействие укреплению здоровья населения, сокращению смертности, увеличению рождаемости увеличению ожидаемой продолжительности жизни;
- сокращение уровня материнской и младенческой смертности, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков
- усиление государственной поддержки семей, имеющих детей и многодетных семей.
Программа рассчитана на 3 года.
Внедрение этой программы позволит:
- увеличение общего коэффициента рождаемости с 14,95 до 16,7%;
- увеличение естественного прироста населения с 7,4 до 8,7%;
- снижение темпа смертности населения с 8,5 до 8%;
- снижение коэффициента младенческой смертности в 2016-2018 годах с 2 до 0,68%;
- увеличение ожидаемой продолжительности жизни челнинцев (и мужчин, и женщин) в 2016-2018 годах с 75,4 до 78 лет;
- увеличение числа квалифицированных категорией врачей и узких специалистов;
- увеличение полных семей с детьми и многодетных семей;
- оптимальное использование финансовых ресурсов здравоохранения.



1. Конституция Республики Татарстан от 6 ноября 1992 г. // Редакция законов Республики Татарстан. - 2012. - № 40.;
2. Статья 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Ведомости Государственного Совета Татарстан. - 2010. - № 4. - Ст.1446.;
3. Статья 40 Устава муниципального образования города Набережные Челны // Редакция решения Городского Совета - 2014. - № 29,17.;
4. Бирюков А.А. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 - № 51-ФЗ / А.А. Бирюков. - М.: Издание «Проспект» - 2014. - 230 с.;
5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12. 1995 - № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015 г.)// Изд-во: «Эксмо». - 2015. - 53 с.;
6. Конституция Республики Татарстан: «О наделении органов местного самоуправления в Республике Татарстан полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния» // Редакция законов Республики Татарстан от 22 июня 2012 года - № 40.;
7. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан: от 22.07.1993 г. - № 5487-1 в ред. ФЗ РФ, от 30.12.2008 г. - № 309- ФЗ. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 2008. - № 33. - Ст.1318;
8. Об основах обязательного социального страхования: Федеральный закон РФ от 16.07.1999 - № 165-ФЗ, в ред. ФЗ РФ от 14.07.2008 г. - № 117- ФЗ // СЗ РФ. -2008. - № 29. - Ст.3686.;
9. Об обязательном социальном страховании: Федеральный закон РФ от 24.07.1998 г. - № 125-ФЗ, в ред. ФЗ РФ от 23.07.2008 г. - № 160-ФЗ // СЗ РФ. - 2008. - № 31. - Ст.3803.;
10. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 06.10.2003 г. - № 131-ФЗ, в ред. ФЗ РФ от 25.12.2008 г. - № 281-ФЗ // СЗ РФ. - 2008. - № 40. - Ст.3822.;
11. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: Федеральный закон РФ от 14.11.2002 г. - № 161-ФЗ, в ред. ФЗ РФ от 01.12.2007 г. - № 318-ФЗ // СЗ РФ. - 2002. - № 48. - Ст.4746.;
12. Об Уставе муниципального унитарного предприятия города Набережные Челны: решение Представительного органа муниципального образования г. Набережные Челны // Челнинские известия. - 2012. - № 6. - Ст.5.;
Учебники и учебные пособия:
17. Численность населения Республики Татарстан по городам, поселкам городского типа и районам на 1 января 2014 года // Федеральная служба гос. статистики. - М., 2014. - 209 с.;
18. Демография: современное состояние и перспективы развития / Н.В. Зверева [и др.]. - М.: Высш. шк. - 2012. - 271 с.;
19. Багирова А.П. Концептуальные основы репродуктивной политики в современной России / А.П.Багирова, М.Г.Абилова. - 2013. - 13-20 с.;
20. Вальчук Э.А. Основы организационно-методической службы и статистического анализа в здравоохранении. / Э.А. Вальчук, Н.И. Гулицкая, Ф.П. Царук. - М.: БелМАПО, 2013. - 345 с.;
21. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление / И.А. Василенко. - М.: Гардарики, 2013. - 426 с.;
22. Виханский О.С. Менеджмент / О.С. Виханский. - М.: Экономистъ, 2012. - 670 с.;
23. Вялков А. И. Управление и экономика здравоохранения / А. И. Вялков, Б. А. Райзберг, Ю. В. Шиленко. - М.: ГЕОТАР - МЕД, 2012. - 328с.;
24. Глинский В. К вопросу об оценке перспектив развития демографической ситуации в России / В. Глинский // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. - №12. - С.17-21.;
25. Зверева Н.В. Демография: современное состояние и перспективы развития / Н.В. Зверева, А.Я. Кваша, В.И. Козлов. - М.: Высш. шк., 2012. - 271 с.;
26. Волгина Н.А. Демография / Н.А. Волгина. - М.: Изд-во «РАГС», 2012. - 384 с.;
27. Журавлев В.А. Организация системного управления, учета и контроля амбулаторно-поликлинической службе / В.А. Журавлев // Здравоохранение. - 2012. - 157-169 с.;
28. Кобилев А.Г. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве./ А.Г. Кобилев // Ростов Н-Д. «Феникс». - 2012. - 446 с.;
29. Колосницына М. Г. Экономика здравоохранения / М. Г. Колосницына, И. М. Шейман. - М.: ГУ ВШЭ, 2012. - 479с.;
30. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления / О.М. Рой. - М.: Питер, 2012. - 471 с.;
31. Семенов В. Ю. Экономика здравоохранения / В. Ю. Семенов. - М.: Медицинское информационное агентство, 2013. - 472 с.;
32. Зотов В.Б. Система муниципального управления/ В.Б. Зотов. - М.: 2012. - 512 с.;
33. Лисицын Ю.П. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения / Ю.П. Лисицын, Н.В. Полунина, К.А. Отдельнова. - М.: 2012. - 139 с.;
34. Миняев В.А. Социальная медицина и организация здравоохранения: Руководство для студентов, клинических ординаторов и аспирантов / В.А. Миняев, Н.И. Вишняков, В.К. Юрьев. - М.: 2012. - 251 с.;
35. Столяров С. А. Краткий курс экономики здравоохранения/ С. А. Столяров, В. Б. Колядо. - М.: Барнаул, Издательство АГМУ - 2010. - 260с.;
36. Численность населения Российской Федерации по городам, поселкам городского типа и районам на 1 января 2014 года / Федеральная служба гос. статистики. - М., 2014. - 209с.;
37. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление / В.Е.
Чиркин. - М.: Юристъ - 2012. - 320 с.;
Электронные материалы:
38. Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 г. - № 143-ФЗ // [электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www.consultant.ru/;
39. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // [электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www.constitution.kremlin.ru/;
40. Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, от 9 октября 2011 № 1351 // [электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www. Kremlin.RU/;
41. Официальный сайт МКУ «УЗАГС» Набережные Челны // [электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www.chelnyzags.ru/;
42. Международный медицинский журнал 2014 // [электронный
ресурс]- Режим доступа: http:// www.journals.medi.ru/;
43. Министерство Здравоохранения РТ // [электронный ресурс] - Режим доступа: http://minzdrav.tatarstan.ru/;
44. Минздравсоцразвития России // [электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.minzdravsoc.ru/;
45. Официальный сайт муниципального образования города Набережные Челны // [электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www.nabchelny.ru/;
46. Сайт о правовых отношениях в мире // [электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www.pravosweb.ru/;
47. Федеральная служба государственной статистики // [электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru/;
48. Демография - Статистика населения // [электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www.bono-esse.ru/.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ