Исследование основ оценки и управления товарным ассортиментом на примере производственно-торговой организации «Татпотребсоюз»
|
Введение 3
1. Теоретические аспекты оценки и управления конкурентоспособностью продукции современного предприятия 6
1.1. Понятие и параметры конкурентоспособности товарного ассортимента .. 6
1.2. Основные концепции и модели оценки конкурентоспособности 13
1.3. Анализ подходов и методов управления конкурентоспособностью 24
2. Анализ системы управления конкурентоспособностью в производственно-торговой организации Татпотребсоюз 33
2.1 Общая характеристика и основные направления деятельности производственно-торговой организации Татпотребсоюз 33
2.2. Анализ системы управления производственно-торговой организации
Татпотребсоюз 52
2.3. Анализ практики управления конкурентоспособностью товарного
ассортимента 61
3. Рекомендации по повышению конкурентоспособности товарного
ассортимента 66
3.1. Моделирование конкурентоспособного товарного ассортимента 66
3.2. Рекомендации по управлению конкурентоспособностью товарного
ассортимента производственно-торговой организации Татпотребсоюз 75
3.3. Оценка экономической эффективности предложенных рекомендаций. .. 83
Заключение 90
Список использованных источников 93
Приложения
1. Теоретические аспекты оценки и управления конкурентоспособностью продукции современного предприятия 6
1.1. Понятие и параметры конкурентоспособности товарного ассортимента .. 6
1.2. Основные концепции и модели оценки конкурентоспособности 13
1.3. Анализ подходов и методов управления конкурентоспособностью 24
2. Анализ системы управления конкурентоспособностью в производственно-торговой организации Татпотребсоюз 33
2.1 Общая характеристика и основные направления деятельности производственно-торговой организации Татпотребсоюз 33
2.2. Анализ системы управления производственно-торговой организации
Татпотребсоюз 52
2.3. Анализ практики управления конкурентоспособностью товарного
ассортимента 61
3. Рекомендации по повышению конкурентоспособности товарного
ассортимента 66
3.1. Моделирование конкурентоспособного товарного ассортимента 66
3.2. Рекомендации по управлению конкурентоспособностью товарного
ассортимента производственно-торговой организации Татпотребсоюз 75
3.3. Оценка экономической эффективности предложенных рекомендаций. .. 83
Заключение 90
Список использованных источников 93
Приложения
В нынешних условиях перехода к рыночной экономике, в стране начала активно развиваться рыночная концепция управления производством и сбытом названная маркетингом. Одним из главных направлений маркетинговых исследований можно назвать управление конкурентоспособностью товарного ассортимента предприятия.
Правильный выбор ассортиментной политики предприятия служит своего рода гарантией, что выгодные возможности не будут упущены. А для того, чтобы политика по формированию ассортимента, конкурентоспособности товара в частности и товарного ассортимента в целом была правильная, необходимо четко представлять, что же подразумевается под конкурентоспособностью товара.
Ученый Ю.И. Коробов под конкурентоспособностью товара понимает «способность товара удовлетворять потребительский спрос по доступной цене в условиях конкуренции и обеспечивать товаропроизводителям получение прибыли для организации расширенного воспроизводства при интенсивном использовании ресурсов».
Управление конкурентоспособностью товарного ассортимента предприятия - это целенаправленная деятельность в области товарного обеспечения рынка, которая основана на долгосрочном планировании. Она направлена на удовлетворение спроса потребителей, с учётом оптимизации номенклатуры товаров, и обеспечение рентабельности всей деятельности предприятия.
Для успешной работы торгового предприятия необходимо четко и правильно представлять и уметь превращать на практике политику формирования ассортимента, качества и конкурентоспособности товара. Во время реагировать на все внутренние и внешние изменения, поэтому очень важно разбираться во всех тонкостях этого направления деятельности торгового предприятия. Ведь в конечном счете именно от того на сколько правильно выбрана политика по формированию ассортимента, качества и конкурентоспособности товара, зависит конечный результат деятельности предприятия.
На основании выше изложенного можно сказать, что выбранная тема актуальна, так как при правильном выборе ассортиментной политики торгового предприятия будет удовлетворяться спрос потребителя, а, следовательно, произойдет получение прибыли торговой организацией.
Выбор этой темы для написания дипломной работы не случаен, так как эта тема недостаточно изучена и влияние правильного выбора ассортиментной политики предприятия очень велико для удовлетворения спроса потребителя, и рентабельности предприятия.
Все вышеизложенное представляет интерес и является актуальным для исследования.
Настоящая выпускная квалификационная работа посвящена исследованию основ оценки и управления товарным ассортиментом на примере производственно-торговой организации «Татпотребсоюз».
Предметом настоящей дипломной работы являются основы оценки и управления конкурентоспособностью товарного ассортимента на производственно-торговой организации «Татпотребсоюз».
Объектом работы является товарный ассортимент предприятия.
В дипломной работе рассмотрены теоретические и практические аспекты оценки и управления товарным ассортиментом.
Целью дипломного исследования стало разработка на основе анализа существующего ассортимента товара предложения по его совершенствованию и повышению конкурентоспособности.
Указанная цель достигается решением следующих задач:
1) Изучение теоретических аспектов оценки и управления
конкурентоспособностью продукции предприятия;
2) Анализ системы управления предприятия;
3) Анализ практики управления конкурентоспособностью товарного ассортимента предприятия;
4) Моделирование конкурентоспособного товарного ассортимента.
Поставленные цели решаются посредством использования общих и специальных методов теоретического исследования. Используются такие методы исследования как теоретический, структурный анализ и синтез, ситуационное моделирование.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, подразделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
Правильный выбор ассортиментной политики предприятия служит своего рода гарантией, что выгодные возможности не будут упущены. А для того, чтобы политика по формированию ассортимента, конкурентоспособности товара в частности и товарного ассортимента в целом была правильная, необходимо четко представлять, что же подразумевается под конкурентоспособностью товара.
Ученый Ю.И. Коробов под конкурентоспособностью товара понимает «способность товара удовлетворять потребительский спрос по доступной цене в условиях конкуренции и обеспечивать товаропроизводителям получение прибыли для организации расширенного воспроизводства при интенсивном использовании ресурсов».
Управление конкурентоспособностью товарного ассортимента предприятия - это целенаправленная деятельность в области товарного обеспечения рынка, которая основана на долгосрочном планировании. Она направлена на удовлетворение спроса потребителей, с учётом оптимизации номенклатуры товаров, и обеспечение рентабельности всей деятельности предприятия.
Для успешной работы торгового предприятия необходимо четко и правильно представлять и уметь превращать на практике политику формирования ассортимента, качества и конкурентоспособности товара. Во время реагировать на все внутренние и внешние изменения, поэтому очень важно разбираться во всех тонкостях этого направления деятельности торгового предприятия. Ведь в конечном счете именно от того на сколько правильно выбрана политика по формированию ассортимента, качества и конкурентоспособности товара, зависит конечный результат деятельности предприятия.
На основании выше изложенного можно сказать, что выбранная тема актуальна, так как при правильном выборе ассортиментной политики торгового предприятия будет удовлетворяться спрос потребителя, а, следовательно, произойдет получение прибыли торговой организацией.
Выбор этой темы для написания дипломной работы не случаен, так как эта тема недостаточно изучена и влияние правильного выбора ассортиментной политики предприятия очень велико для удовлетворения спроса потребителя, и рентабельности предприятия.
Все вышеизложенное представляет интерес и является актуальным для исследования.
Настоящая выпускная квалификационная работа посвящена исследованию основ оценки и управления товарным ассортиментом на примере производственно-торговой организации «Татпотребсоюз».
Предметом настоящей дипломной работы являются основы оценки и управления конкурентоспособностью товарного ассортимента на производственно-торговой организации «Татпотребсоюз».
Объектом работы является товарный ассортимент предприятия.
В дипломной работе рассмотрены теоретические и практические аспекты оценки и управления товарным ассортиментом.
Целью дипломного исследования стало разработка на основе анализа существующего ассортимента товара предложения по его совершенствованию и повышению конкурентоспособности.
Указанная цель достигается решением следующих задач:
1) Изучение теоретических аспектов оценки и управления
конкурентоспособностью продукции предприятия;
2) Анализ системы управления предприятия;
3) Анализ практики управления конкурентоспособностью товарного ассортимента предприятия;
4) Моделирование конкурентоспособного товарного ассортимента.
Поставленные цели решаются посредством использования общих и специальных методов теоретического исследования. Используются такие методы исследования как теоретический, структурный анализ и синтез, ситуационное моделирование.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, подразделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Под конкурентоспособностью следует понимать способность опережать других, используя свои исключительные преимущества в достижении поставленных целей. Конкурентоспособность товара - это его способность удовлетворять потребительский спрос по доступной цене в условиях конкуренции. Одной из составляющих конкурентоспособности товарного ассортимента является ассортиментная политика предприятия. Она заключается в том, чтобы предприятие своевременно предлагало определенную совокупность товаров, которая бы, соответствуя в целом профилю его деятельности, наиболее полно удовлетворяла требованиям определенных категорий покупателей и была максимально выгодной для предприятия. Ассортиментная политика призвана делать ассортимент рыночно-ориентированным и создавать положительные перспективы развития производства.
В настоящее время существуют различные методики анализа ассортимента товаров торговых предприятий: методы АВС- и XYZ-анализа, метод Дибба-Симкина, анализ по адаптированной матрице Бостонской консалтинговой группы и др.
Основным видом деятельности Союза организаций потребительской кооперации Республики Татарстан - «Татпотребсоюза» - является производственная, торговая и заготовительная деятельность. Одной из проблем, препятствующих эффективному и динамичному развитию организации, является ее недостаточная финансовая устойчивость, хотя за последние 3 года наблюдается положительная динамика показателей финансовой устойчивости предприятия. Причиной этого можно назвать социальную ориентированность предприятия. Торговая деятельность «Татпотребсоюза», как потребительской кооперации, отличается существенными особенностями:
- обслуживание значительной части сельского населения;
- некоторое количество магазинов работают в убыток, особенно в населенных пунктах с численностью населения менее 100 человек, и выполняют в основном социальную функцию.
Приращение финансового потенциала «Татпотребсоюза» возможно за счет эффективного управления собственным и заемным капиталом и оптимизации их соотношения, а также путем расширения доступа к внешним источникам финансирования.
Определением и планированием товарного ассортимента в Татпотребсоюзе занимается отдел управления торговлей. В управлении ассортиментом предприятия можно выделить также четыре основные функции управления: планирование ассортимента, организация ассортимента, координация ассортимента и его контроль.
Наибольший удельный вес в структуре продовольственных товаров «Татпотребсоюза» приходится на следующие группы товаров:
- Мясо (включая мясо домашней птицы и дичи), продукты и консервы из мяса. Удельный вес за 2 года вырос на 0,67% и в 2016 году составил 12,67%.
- Хлеб и хлебобулочные изделия. Их удельный вес в 2014году составлял 11,41%, в 2015 году упал на 0,2%, а в 2016 году, по сравнению с 2015 годом вырос на 0,62% и составил 12,03%
- Алкогольные напитки и пиво в 2014 году занимали самый большой удельный вес - 15,28%. В 2016 году их удельный вес упал почти в 3 раза и составил 6,39%.
Одной из важнейших стратегических направлений повышения конкурентоспособности «Татпотребсоюза» должно стать увеличение выпуска продукции собственного производства предприятиями общественного питания и реализация ее в розничной торговой сети потребительских обществ, что позволит в большей степени реализовать социальную миссию.
Реализация мер по активизации промышленного производства, расширению ассортимента, повышению качества и безопасности готовой продукции позволит «Татпотребсоюзу» сформировать устойчивую тенденцию роста производства потребительских товаров, обеспечить повышение конкурентоспособности организации..
Анализ товарного ассортимента организации с помощью матрицы БКГ, построенная для организации «Татпотребсоюза» показал, что основная доля продовольственных товаров приходится на «Звезды» и «Дикие кошки». А по сравнению с ними, доля «Дойных коров», которые считаются ценной составляющей продуктового портфеля корпорации, так как являются генераторами средств компании, не достаточно большая. Поэтому «Татпотребсоюзу» будет целесообразно переводить некоторые группы товаров, особенно тех, которые сейчас находятся в «Бедных собаках», в квадрант «Дойных коров».
В организации не уделяется достаточного внимания на формирование конкурентоспособного товарного ассортимента, который мог бы приносить компании большую прибыль. Поэтому мной было предложено внедрение в организацию программы «Marketing Analytic», с помощью которой можно будет анализировать и эффективно управлять товарным ассортиментом предприятия. А для контроля этого процесса, мы посчитали, что будет целесообразно включить в структуру «Татпотребсоюза» должность по управлению товарным ассортиментом, который будет являться связующим звеном компании с субъектами экономических связей как внутри города, так и за его пределами.
Анализируя показатели эффективности предложенных мероприятий, был сделан вывод, что предложенные мероприятия будут эффективными и способствовать улучшению деятельности предприятия вообще и объема выручки от продаж в частности, значительно повысится эффективность и оперативность производственной и торговой деятельности.
Под конкурентоспособностью следует понимать способность опережать других, используя свои исключительные преимущества в достижении поставленных целей. Конкурентоспособность товара - это его способность удовлетворять потребительский спрос по доступной цене в условиях конкуренции. Одной из составляющих конкурентоспособности товарного ассортимента является ассортиментная политика предприятия. Она заключается в том, чтобы предприятие своевременно предлагало определенную совокупность товаров, которая бы, соответствуя в целом профилю его деятельности, наиболее полно удовлетворяла требованиям определенных категорий покупателей и была максимально выгодной для предприятия. Ассортиментная политика призвана делать ассортимент рыночно-ориентированным и создавать положительные перспективы развития производства.
В настоящее время существуют различные методики анализа ассортимента товаров торговых предприятий: методы АВС- и XYZ-анализа, метод Дибба-Симкина, анализ по адаптированной матрице Бостонской консалтинговой группы и др.
Основным видом деятельности Союза организаций потребительской кооперации Республики Татарстан - «Татпотребсоюза» - является производственная, торговая и заготовительная деятельность. Одной из проблем, препятствующих эффективному и динамичному развитию организации, является ее недостаточная финансовая устойчивость, хотя за последние 3 года наблюдается положительная динамика показателей финансовой устойчивости предприятия. Причиной этого можно назвать социальную ориентированность предприятия. Торговая деятельность «Татпотребсоюза», как потребительской кооперации, отличается существенными особенностями:
- обслуживание значительной части сельского населения;
- некоторое количество магазинов работают в убыток, особенно в населенных пунктах с численностью населения менее 100 человек, и выполняют в основном социальную функцию.
Приращение финансового потенциала «Татпотребсоюза» возможно за счет эффективного управления собственным и заемным капиталом и оптимизации их соотношения, а также путем расширения доступа к внешним источникам финансирования.
Определением и планированием товарного ассортимента в Татпотребсоюзе занимается отдел управления торговлей. В управлении ассортиментом предприятия можно выделить также четыре основные функции управления: планирование ассортимента, организация ассортимента, координация ассортимента и его контроль.
Наибольший удельный вес в структуре продовольственных товаров «Татпотребсоюза» приходится на следующие группы товаров:
- Мясо (включая мясо домашней птицы и дичи), продукты и консервы из мяса. Удельный вес за 2 года вырос на 0,67% и в 2016 году составил 12,67%.
- Хлеб и хлебобулочные изделия. Их удельный вес в 2014году составлял 11,41%, в 2015 году упал на 0,2%, а в 2016 году, по сравнению с 2015 годом вырос на 0,62% и составил 12,03%
- Алкогольные напитки и пиво в 2014 году занимали самый большой удельный вес - 15,28%. В 2016 году их удельный вес упал почти в 3 раза и составил 6,39%.
Одной из важнейших стратегических направлений повышения конкурентоспособности «Татпотребсоюза» должно стать увеличение выпуска продукции собственного производства предприятиями общественного питания и реализация ее в розничной торговой сети потребительских обществ, что позволит в большей степени реализовать социальную миссию.
Реализация мер по активизации промышленного производства, расширению ассортимента, повышению качества и безопасности готовой продукции позволит «Татпотребсоюзу» сформировать устойчивую тенденцию роста производства потребительских товаров, обеспечить повышение конкурентоспособности организации..
Анализ товарного ассортимента организации с помощью матрицы БКГ, построенная для организации «Татпотребсоюза» показал, что основная доля продовольственных товаров приходится на «Звезды» и «Дикие кошки». А по сравнению с ними, доля «Дойных коров», которые считаются ценной составляющей продуктового портфеля корпорации, так как являются генераторами средств компании, не достаточно большая. Поэтому «Татпотребсоюзу» будет целесообразно переводить некоторые группы товаров, особенно тех, которые сейчас находятся в «Бедных собаках», в квадрант «Дойных коров».
В организации не уделяется достаточного внимания на формирование конкурентоспособного товарного ассортимента, который мог бы приносить компании большую прибыль. Поэтому мной было предложено внедрение в организацию программы «Marketing Analytic», с помощью которой можно будет анализировать и эффективно управлять товарным ассортиментом предприятия. А для контроля этого процесса, мы посчитали, что будет целесообразно включить в структуру «Татпотребсоюза» должность по управлению товарным ассортиментом, который будет являться связующим звеном компании с субъектами экономических связей как внутри города, так и за его пределами.
Анализируя показатели эффективности предложенных мероприятий, был сделан вывод, что предложенные мероприятия будут эффективными и способствовать улучшению деятельности предприятия вообще и объема выручки от продаж в частности, значительно повысится эффективность и оперативность производственной и торговой деятельности.



