Введение 2
ГЛАВА 1.Туризм в системе регионального развития 5
1.1. Научные исследования в области регионального туризма 5
1.2. Современная структура туристского рынка 9
1.3 Уровень развития туристской инфраструктуры в регионах России 13
ГЛАВА 2. Оценка художественных промыслов России 20
2.1. История развития художественных промыслов России 20
2.2. Основные направления художественных промыслов в стране 27
2.3. Экономическая оценка рынка художественных промыслов России 39
ГЛАВА 3. Использование объектов художественного промысла России в развитии регионального туризма 43
3.1. Значение художественных промыслов в формировании туристского
продукта 43
3.2. Анализ известных туристских маршрутов страны, включающие центры
художественного промысла 48
3.3. Разработка туристского маршрута «Знаменитые места художественного
промысла России» 55
3.4. Перспективные направления художественного промысла России 60
Заключение 64
Список использованных источников и литературы
Народные художественные промыслы России - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной Российской Федерации.
Туризм является наиболее эффективным способом знакомства с той или иной культурой. В современных условиях туризм признается в качестве одного из перспективных и приоритетных направлений регионального социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
Народные художественные промыслы могут способствовать развитию внутреннего туризма, появлению рабочих мест для населения, наполнению рынка качественной аутентичной продукцией, что обеспечит их сохранность и жизнеспособность.
Актуальность проблем значения художественных промыслов в развитии регионального туризма России связана со следующими факторами:
- народные художественные ремёсла и промыслы, представляя материальные и духовные ценности народной культуры, являются частью культурного наследия России;
- народные художественные промыслы обладают инновационным потенциалом, который может быть реализован в культурной и хозяйственно¬экономической сфере общества через создание уникальных туристско- экскурсионных маршрутов, сувенирной продукции, бренда региона;
- необходимость в сохранении народных художественных промыслов и дальнейшем развитии их в соответствии с учетом современных требований;
- популяризации народных промыслов, их узнаваемости, в том числе в среде международного партнерства, активное участие в региональных, всероссийских и международных экспозиционно-выставочных проектах и выставках, проведение народных праздников, форумов, конференций.
Объектом исследования являются художественные промыслы России.
Предметом исследования является значение художественных промыслов России в развитии регионального туризма.
Цель исследования - провести анализ значения художественных промыслов как особого элемента туризма в регионах России.
Достижение поставленной цели связано с реализацией следующих задач исследования:
- изучить инфраструктуру туризма регионов России и раскрыть их туристский потенциал;
- изучить историю развития художественных промыслов Российской Федерации и их территориальное размещение;
- провести анализ существующих туристских маршрутов, включающих центры художественных промыслов России;
- разработать новый туристский продукт для рынка въездного туризма.
Методологической основой исследования являются эмпирические и логические методы познания, такие как наблюдение, сравнение, описание, определение понятий, классификация и типология, обобщение, индукция и дедукция, синтез и анализ.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что тур ««Знаменитые места художественного промысла России»» может быть использован в работе организаций социально¬культурного сервиса и туризма.
При написании работы был использован широкий круг учебной литературы по таким вопросам, как история народных художественных промыслов, анализ потенциала регионального туризма, внедрение художественных ремёсел в туристскую инфраструктуру региона.
В качестве информационно - статистической базы использованы фактические материалы, содержащиеся в монографиях, периодических изданиях, электронных ресурсах, таких как «Народные художественные промыслы России» и «Палата художественных промыслов».
Научная новизна работы заключается в обосновании практического направления усиления роли центров народных художественных промыслов в
4
формировании конкурентоспособного на региональном рынке туристского продукта.
Цели и задачи исследования обусловили структуру работы, которая состоит из введения, основной части, включающей три главы, заключения, списка использованных источников, приложения.
Туризм является одним из наиболее перспективных направлений развития региона, способствует эффективному использованию богатейшего природного и культурно-исторического наследия, приобщение к которому, с одной стороны, служит расширению культурной компетентности, оздоровлению и отдыху граждан, а с другой - экономическому развитию, решению проблемы занятости в небольших городах и населенных пунктах и привлечению дополнительных средств в экономику региона.
Каждый регион России обладает своей культурой. Поэтому культура региона рассматривается не только как отрасль, но и как принципиально важный аспект развития туризма. Самой главной составляющей культуры являются народные художественные промыслы. Народные художественные промыслы - изделия, изготовленные из простых подручных материалов при помощи несложных инструментов.
Особенность нашей страны том, что практически каждый ее уголок, область или автономный округ имеют собственный вид рукоделия. Это может быть роспись по различным материалам, глиняные изделия и игрушки, плетение кружев, выпечка и многое - многое другое. Через искусство народных художественных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим.
Общемировая тенденция развития туризма - возрастание интереса к нестандартному и увлекательному времяпрепровождению. Туристам важно не просто наблюдать событие, но и быть участниками обряда, церемонии. В таком случае центры народных художественных промыслов могут предоставить полный спектр услуг, которые смогут удовлетворить желания таких туристов:
- посетить мероприятия международного уровня через выставки, ярмарки, фестивали;
- соприкоснуться с историей региона через музеи;
- узнать методы производства и изготовления через мастерские и фабрики;
- принять непосредственное участие в производстве через мастер- классы;
- приобрести уникальные сувениры и подарки через магазины при музеях и фабриках.
Все это наглядно показывает потенциал народных промыслов для развития туризма.
Использованию потенциала народных промыслов и ремесел для развития туризма способствуют органы власти региона. Благодаря государственной заинтересованности в поддержании возрождения и дальнейшем развития НХП Министерством культуры РФ в 2013 г. был предложен проект стратегии развития туризма в РФ на период до 2020 г, В котором одной из предпосылок его развития является разработка системы мер по развитию традиционных ремесел и промыслов народов России.
Широкому охвату территорий народных промыслов способствуют разрабатываемые туристские проекты, направленные на знакомство с бытом и традициями народов: «Нижегородское Золотое кольцо народных промыслов и ремесел» (знакомство с росписью по дереву - хохломской, семеновской, городецкой, полховско-майданской; российским символом - матрешкой - семеновской и полхов-майданской; резьбой по дереву, камню, кости; золотной вышивкой; новинской и федосеевской деревянной игрушкой и др.), «Узоры городов России» (вологодское кружево, изделия из хрусталя и стекла, лозоплетение, лоскутное шитье, деревянные игрушки, ткачество, вышивка и др.), «Самоцветное кольцо Урала» (гончарное и камнерезное ремесло) и прочие. Значительна роль государства в поддержке и развитии ремесленных производств и народных промыслов, тем самым, создавая новые рабочие
места и поднимая качественный уровень производимой продукции, пользующейся повышенным спросом среди зарубежных туристов и гостей.
Использование потенциала народных промыслов и ремесел для развития туризма принесет реальную пользу всем заинтересованным сторонам:
- путешественникам - познание нового, яркие впечатления, уникальные приобретения;
- турфирмам - возможность развивать свой бизнес;
- народным промыслам - дополнительный стимул к развитию и расширению производства, укреплению статуса;
- региону и муниципальному образованию - инвестиции, повышение имиджа, социально - экономическое развитие, поступление налогов и др.;
- местному сообществу - сохранение и упрочение традиций, воспитание подрастающего поколения в духе национального самосознания и патриотизма, новые рабочие места, рост доходов.
Продвижение народных художественных промыслов в дальнейшем будет способствовать повышению общего культурного уровня и эстетического воспитания населения, поможет сохранить народное наследие. Это позволит пополнить музейные экспозиции, проводить мастер-классы и выставки-ярмарки, найдет отражение в просветительской деятельности среди российских и иностранных туристов. Как следствие, это еще больше усилит интеграцию в сферу туризма и положительно скажется на развитии регионального туризма в России.
1. Адашова Т.А., Косарева Н.В. и др. Перспективы развития этнографического туризма в республике Адыгея. - М: Изд-во РусАльянс Сова, 2015. С. 34 - 45.
2. Адашова Т.А.,Лапочкина В.В. Особенности продвижения туристского потенциала на внутреннем рынке. Том 10. - Югра: Изд-во Сервис PLUS,2016.
С. 17-25.
3. Азбука туризма [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.azbtour.ru/ (дата обращения 02.06.2017).
4. Алгафри М. А., Мохаммад М. А. Проблемы российского туризма. - Казань: Изд-во Молодой ученый, 2016. С. 586-588.
5. Аманжолова Д. А. и др. Народные художественные промыслы России: история, география и культура. - М.: Изд-во ФГБОУ ВПО «РГУТиС, 2012.С 291-298.
6. Белов М.С. Художественные промыслы как инновационный туристский продукт научно-образовательного центра - СПб: Изд-во Вестник СГУТиКД. №1 (19), 2012. С 15-18.
7. Белов, М. С. О критериях проявления исчезающего характера народных художественных промыслов. Гуманитарные науки и образование. - 2012. - № 1(9). - С. 92- 97
8. Важенина И.С., Важенин С.Г. Имидж и репутация как стратегические составляющие нематериальных активов территории. Экономика региона. 2010. № 3. С. 95-103.
9. Величкина А. В. Оценка развития туристской инфраструктуры региона. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2014. - № 2. - C. 239.
10. Внутренний туризм как основа устойчивого развития регионов России: сборник научных статей. - КемГУКИ, 2015. - 255 с.
11. Громова Е. Брендинг территорий. Рекламные идеи. 2011. № 6. С. 110-119.
12. Ганьшина Г.В. Природные материалы в народных художественных промыслах России. Современные проблемы сервиса и туризма. 2012. № 1. С. 74-83.
13. География российского внутреннего туризма: учебное пособие / А.Б. Косолапов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2014. - 272
14. Дусенко С. В [Коллективная монография] Современный туризм: актуальные проблемы и перспективы. - М.: РГУФКСМиТ, 2016. - 238 стр.
15. Дусенко С.В. Современный туризм: основные проблемы, состояние и тенденции развития / С.В. Дусенко. - Курск, 2012. - 310 стр.
16. Дусенко С.В., Теличева Е.Г. Туризм: социальный анализ и региональные тенденции развития. [Монография]. - Хабаровск: ТОГУ, 2014. - 157 стр.
17. Истомина Э., Гришунькина М. Внутренний туризм и туристские ресурсы России - М.:РГГУ, 2012. - 288 с.
18. Катамашвили В.В. Библиотека в 10-ти томах: народные художественные промыслы Новгородской области // Деко. 2012. № 1/2 (52). С. 32-37.
19. Катамашвили В.В. Проект «Нижегородское Золотое кольцо народных художественных промыслов» // Культура, наука, образование: влияние на нравственное развитие общества. Сб.докладов Междунар. науч. конф. «XXXVIII Добролюбовские чтения - 2014». Нижний Новгород: Гладкова О.В., 2014. С. 245-251.
20. Катунова В.В. Брендинг малых и средних городов России: опыт, проблемы, перспективы. Материалы Всерос. науч. - практ. конф. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2012. С. 85-89.
21. Клуб путешествий [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.888travel.ru/ (дата обращения 02.06.2017)
22. Косманёв А.Л. Подходы к определению туристской инфраструктуры. Материалы межрегиональной научно-практической конференции 28 октября 2011 г. - Томск, 2011. - С. 43-45.
23. Косманёв А.Л. Функциональные оценки туристской инфраструктуры. Теория социально-экономической географии: современное состояние и перспективы развития 2010 г. С. 636- 637.
24. Косманёв А.Л. Инфраструктурный каркас туристско-рекреационной территории Ред. М.Б.Иванова; Перм. гос. ун-т. - Пермь, 2010. - С.168-171.
25. Косманёв А.Л. Туристская инфраструктура Валдайского поозерья. Материалы научной студенческой конференции (г. Тверь, 13 мая 2010 г.). - Тверь, 2010. - С. 16-19.
26. Косманёв А.Л. Инфраструктура наиболее привлекательных видов туризма в Старицком районе. Материалы научной студенческой конференции (г. Тверь, 22 апреля 2010 г.). - Тверь, 2010. - С. 59-62.
27. Кружалин В.И. Научные подходы к формированию рейтингов России по уровню развития индустрии туризма. Кружалин В.И., Шабалина Н.В., Тульская Н.И. Туризм: право и экономика. - 2011. - № 4. - С. 2-6.
28. Магазин путешествий [электронный ресурс] Режим доступа: http://www.magput.ru/ (дата обращения 02.06.2017)
29. Мамедов О. Экономический потенциал современного туризма. Упр. экон. системами : электрон. науч. журн. - 2011. - № 33. - С. 9
30. Максимова Л.М. Мировой финансовый кризис и его влияние на развитие туризма. Сервис в России и за рубежом. - 2010. №4. - С. 96-100.
31. Матюхина Ю.А. «Организация туристкой индустрии: учебное пособие»- М.: Альфа-М.2012.-304 с.
32. Методологические основы оценки ресурсов развития туризма региона: монография Е. О. Ушакова, И. И. Золотарев, С. А. Вдовин. Новосибирск: СГГА, 2014. - 194 с
33. Мостурфлот компания [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.russia.tury.ru/ (дата обращения 02.06.2017)
34. Официальный сайт Ассоциация «Народные художественные промыслы России» [Электронный ресурс] Режим доступа: http ://www.nkhp .ru/ (25.04.2017)
35. Официальный сайт Палата народных помыслов: [Электронный ресурс] Режим доступа: http://palata-npr.ru/ (25.04.2017)
36. Официальный сайт туроператора «Кругозор» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.krugozor.ru/ (дата обращения 02.06.2017)
37. Проект развития внутреннего туризма России [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.russianasha.ru/ (дата обращения 02.06.2017)
38. Самостроенко Г. М. Создание неформальных систем продвижения территорий // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 11.
39. Ступин И. Туристов заманят разнообразием // Эксперт. 2011. № 14.
40. Сушкова Н. С. Теоретико-методические основы финансово-инвестиционной стратегии туристских предприятий. Воронеж: ВГУ. 2011.
41. Сущинская М.Д. Культурный туризм. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. 128с.
42. Туристическая компания Санкт - Петербурга «ВТ-Сервис» [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www.vt-service.ru/ (дата обращения 02.06.2017)
43. Туроператор по школьному туризму «Весёлое путешествие» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.edut-deti.ru/ (дата обращения 02.06.2017)
44. Шалимова А.А. Интернет-маркетинг в продвижении бренда Калининградской области. Культурная и гуманитарная география. 2013. Т. 2. № 1. С. 101-108.
45. Шапкина Ю.В. Использование аналитики при создании бренда территории. Известия Томского политехнического университета. 2012. Т. 320. № 6. С. 141-145.
46. Швец Ю. Ю. Формирование региональной системы управления инновационным развитием сферы туризма. Симферополь: ДАЙПИ, 2012. 19.
47. Швец И. Ю., Швец Ю. Ю. Показатели определения социально-экономического эффекта инноваций. М.: Научное образование. 2014. № 1. С. 126-134.
48. Яковенко Н.В. Депрессивные регионы России: методология, теория, прикладные аспекты: Автореф. дисс. д-ра геогр. н. Воронеж, 2013. 40 с.
49. Яковенко Н.В. Сельские гостевые дома как перспективное направление развития туризма. Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. Т. 9. № 3.С. 83-90.
50. Яковенко Н.В. Народные художественные промыслы как особый бренд культурного туризма депрессивного региона //Современные проблемы сервиса и туризма №4. - Том 9. -2015. С.62 - 71.
51. Якунин В.Н. Виды туризма: историография проблемы. Запад - Россия - Восток, 2014. № 8. С. 499-517
52. Svetlana Dusenko, Natalia Avilova, Viktoriya Lapochkina, Natalia Kosareva, Tatiyana Adashova, Dina Makeeva Educational Technology in the Field Of Russian Tourism and Hospitality // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences July - August 2016 RJPBCS 7(4) Page No. 1638 ISSN: 0975-8585
53. Narodnie promisli Russia http://pravme.ru/admin/2015-08-20-17-samyh- krasivyh-vidov-narodnyh-remesel-rossii.html [Электронный ресурс.
54. Hud/Prom/Rus/ http://yarodom.livejournal.com/1033913.html [Электронный ресурс].