Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование объектов нематериального культурного наследия в развитии туризма

Работа №40452

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

туризм

Объем работы82
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
459
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретико-методологические и практические аспекты изучения объектов нематериального культурного наследия 6
1.1 Культурное наследие территории как туристский ресурс 6
1.2 Типология нематериального культурного наследия как объекта туризма 14
1.3 Опыт вовлечения нематериального культурного наследия Республики
Татарстан в сферу туризма 19
2 Анализ нематериального культурного наследия Республики Узбекистан в контексте туристической деятельности 28
2.1 Характеристика объектов нематериального культурного наследия в
Республике Узбекистан 28
2.2 Мониторинг привлечения туристских потоков на объекты
нематериального культурного наследия Республики Узбекистан 41
3 Проект разработки тура «Культурное наследие Республики Узбекистан» в рамках концептуальной модели региональной комплексной программы использования объектов нематериального культурного наследия в развитии
туризма 52
3.1 Объекты нематериального культурного наследия в региональных
программах и муниципальных проектах Республики Узбекистан в сфере туризма 52
3.2 Программа тура «Культурное наследие Республики Узбекистан» 59
Заключение 73
Список использованной литературы

На сегодняшний день туризм является одним из наиболее активно развивающихся сфер экономики. Процесс развития туристской индустрии благоприятствует изменению источников прибыли регионального бюджета, что в совокупности с остальными его источниками способен стать фактором усиливающегося эффекта развития той или иной дестинации. Следовательно, сфера туризма может обеспечить значительный вклад в рост внутреннего валового продукта, предоставление народу новых рабочих мест и улучшение качества жизни населения без исчерпания природных ресурсов. Событие, другими словами «ивент» является основным мотивирующим фактором в туризме. События и мероприятия значительно влияют на маркетинговые стратегии и развития большинства туристских регионов. Роль и воздействие заблаговременно распланированных событий в сфере туризма засвидетельствованы документально, наиболее сильное влияние события оказывают на конкурентоспособность туристского региона. Большое экономическое значение имеют мероприятия регионального туризма. Во время их проведения оживляется деятельность абсолютно всех объектов индустрии туризма. Потребительский спрос в значительной степени превышает предложение. Следует отметить, что наблюдается воссоздание местных культурных обычаев, традиций и развитие всенародного творчества. Главным достоинством регионального туризма считается тот факт, что для прогресса этого вида туризма не требуется наличие обильных туристско-рекреационных ресурсов. Так, региональный туризм является альтернативной формой туризма для регионов, которые не обладают выдающимся объектами историко-культурного наследия.
На самом деле, региональный туризм является относительно новым направлением, требующим подробное и внимательное научное исследование. Вследствие этого, для детального рассмотрения темы исследования были проанализированы и изучены работы важнейших зарубежных и отечественных ученых.
Основные задачи сферы туризма и стабильного развития изложены в трудах А. И. Балабанова, А. Ю. Александровой, А. JI. Беседина, В. Г. Гуляева, А. О. Блинова, Г. А. Карповой, H. А. Восколович, Г. П. Долженко, А. Д. Урсула, М. В. Ефремовой, И. В. Зорина, В. А. Квартальнова, И. А. Селиванова, B. М. Козырева, Ф. Котлера, B. С. Новикова, Ю. В. Темного и многих других.
Подходы к определению термина «туристская дестинация» были исследованы на базе работ М. Труаси, Л. Ф. Ходорков, М. Э. Немоляев, М. Г. Воронцова, П. Г. Дефер, Н. П. Крачило, А. П. Трунева, М. М. Амирханова и другие.
Немаловажный вклад в изучение существенных проблем, имеющих связь с реализацией и формированием региональных программ, внесли такие ученые как И. П. Даниленко, И. В. Арженовский, А. П. Егатов, Ф. Н. Клоцвог и другие.
В настоящее время, оценка воздействия региональных мероприятий на развитие России не производится. По этой причине появляется разногласие: с одной стороны, из года в год проводится большое количество региональных мероприятий, среди которых мероприятия и мирового уровня, однако не проводится оценка эффективности этих мероприятий ввиду отсутствия методологической базы.
Таким образом, основной целью данной работы является изучить использование объектов нематериального культурного наследия в развитии регионального туризма на примере Республики Узбекистан.
Объект исследования - объекты нематериального культурного наследия.
Предмет исследования - развитие регионального туризма посредством использования объектов нематериального культурного наследия.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1 Изучить теоретико-методологические и практические аспекты изучения объектов нематериального культурного наследия.
2 Изучить опыт вовлечения нематериального культурного наследия Республики Татарстан в сферу туризма.
3 Дать характеристику объектам нематериального культурного наследия Республики Узбекистан в контексте туристической деятельности.
4 Провести мониторинг привлечения туристских потоков на объекты нематериального культурного наследия.
5 Разработать проект тура «Культурное наследие Узбекистана» с использованием объектов нематериального культурного наследия в развитии туризма.
6 Разработать проект модели тура.
Практическая значимость исследования заключается в разработке нового туристического продукта - культурно-познавательного тура по Республике Узбекистан, что поможет активизировать туристический поток в данную область.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Международный туризм прошел в своем развитии долгий путь и сегодня является одной из наиболее успешно развивающихся отраслей мирового хозяйства.
Как и любая другая сфера хозяйственной деятельности, индустрия туризма является весьма сложной системой, степень развития которой зависит от степени развития экономики страны в целом.
Если раньше туризм служил для познавания новых стран и расширения кругозора туриста, то сегодня эта отрасль многолика, появились всевозможные новые, зачастую неожиданные виды туризма. Сегодня многие иностранные туристы желают также окунуться в национальную атмосферу, непосредственно почувствовать быт и культуру народа через участие в жизни семьи или деревни. Так возник региональный туризм, основанный на интересе туристов к подлинной жизни народов, к ознакомлению с народными традициями, обрядами, творчеством и культурой. Этот вид туризма интересен уже сегодня и будет востребован в будущем в связи с его уникальностью и неповторимостью, так как в настоящее время этническое разнообразие сокращается со скоростью, соизмеримой с темпами утраты биологического разнообразия.
Региональный туризм может рассматриваться как одно из возможных стратегических направлений сохранения и развития экономики традиционного хозяйства. Развитие регионального туризма должно способствовать сохранению культурного наследия и являться фактором устойчивого развития территорий проживания.
Пока ещё новый для Узбекистана региональный туризм постепенно завоёвывает свою популярность. Предпосылки для этого - богатый историкокультурный потенциал страны, устойчивые народные традиции, передающиеся из поколения в поколение, наличие разнообразных поселков (таджикские, казахские, узбекские, кыргызские и смешанные), в которых сохранился национальный дух, обычаи предков и образ жизни, которые могут привлечь в регион иностранных визитеров.
Проекты, разработанные туристическими кампаниями в рамках регионального туризма, предлагают гостям страны в любое время года интересную программу отдыха с уникальной возможностью знакомства с нерастраченной культурой, традициями и бытом коренных народов, включая посещение национальных домов, проживание в семьях различных национальностей, участие в народных праздниках и гуляниях, ознакомление с местными народными промыслами, прикладным искусством и т.д.
Региональный туризм способствует улучшению жизни и самих семей, принимающих у себя туристов. Включение местного населения в прием туристов вызывает у него заинтересованность в сохранении собственных традиций и охране природы родного края, а производство и реализация визитерам изделий ремесел и кустарного производства - это, кроме того, надежный источник материального благополучия местного населения.
К сожалению, существует тенденция, при которой из-за неожиданно быстрого и глобального скачка в развитии современного туризма зачастую наблюдается дефицит профессионалов, способных удовлетворить запросы этого успешно развивающегося направления, в том числе и в области этнографического туризма. В селах, где уже есть гостевые дома или планируются, люди нуждаются в профессиональной поддержке с организацией ответственного туризма, не приносящего ущерба окружающей среде, содействующего экономическому и культурному развитию села, в тренингах для персонала гостевых домов по процедуре визовой поддержки и регистрации иностранных гостей и туристов, обучению навыкам эффективной рекламы и продвижению своего туристического продукта на международный рынок.
Для более успешного развития регионального туризма в стране должны быть решены следующие задачи:
1. Разработка специальных законов и их правового механизма для формирования индустрии этнотуризма;
2. Разработка теоретических основ науки, образования и практики в сфере этнотуризма;
3. Повышение культуры населения посредством регионального туризма;
4. Решение вопросов социальной защиты местного населения с помощью регионального туризма;
5. Подготовка и переподготовка специалистов по региональному туризму;
6. Всесторонняя оценка региональных объектов и ведение их кадастра;
7. Налаживание мониторинга и перспектив регионального туризма;
8. Изучение тактических планов, стратегических программ и мероприятий в сфере регионального туризма других стран и мирового сообщества;
Перспективно объединение регионального и экологического туризма в один пакет, ибо невозможно путешествовать по заповедным уголкам страны, не соприкасаясь с народами, их культурой, традициями, бытом. Это даст возможность турфирмам разрабатывать все новые и новые туры по Узбекистану, делая акцент на комбинации "Человек-Природа", но для этого необходимо готовить специалистов или кадры, хорошо ориентирующихся в обоих направлениях, а также умеющих грамотно обслуживать туристов. Турфирмам необходимо помнить, что, формируя пакет и готовя базу для приема туристов, важно начинать работу с образовательно-информационного компонента как для гидов и сотрудников охраняемых природных территорий, так и для сельских жителей. Он должен быть основой для всех проектов по развитию регионального туризма.
При условии создания условий и базы для развития регионального туризма в стране (профессиональные кадры, обучающие программы в селе и заповедниках, разнообразие ориентированных на этот вид туризма турфирм) и государственной поддержки, туризм мог бы реально стать тем альтернативным источником дохода для Узбекистана, который уже не один десяток лет является основным источником для многих стран, ориентированных на туризм.



1. Звягина И. Ю. Развитие событийного туризма с целью сохранения национальных традиций // Вестник Российского Нового университета. 2013. № 2. с. 141-143.
2. Климова Т. Б., Вишневская Е. В., Стенюшкина С. Г. Событие как уникальный инструмент развития туристской отрасли // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. № 3. с. 105-112.
3. Кулагина Е. В. Виды туризма. Омск, Изд. во ОГИС, 2001 с.59.
4. Кротова Е. Л. Рекреационно-туристский комплекс Поволжского региона: теория и практика. Казань: Ур О РАО, 2014. с.180.
5. Алиева М. Т., Мирзаев М. А. Учебное пособие по основам туризма. Издательство Наука. 2007. с.314.
6. Лайко М. Ю., Ильина Е. Л., Латкин А. Н. Изучение опыта воздействия мегасобытийного туризма на развитие туристского пространства // Современные проблемы сервиса и туризма. 2012. № 2. с. 26-34.
7. Мишулина С. И. Наследие Олимпиады- 2014: развитие туристской инфраструктуры // Современные проблемы сервиса и туризма. 2014. № 4. с. 75-87.
8. Афонин Г. И. Туризм как социально-культурное явление: Автореферат дисс. канд. филос. наук. Казань, 2006. с. 24.
9. М. Э. Немоляев, Л. Ф. Ходорков «Международный туризм. Вчера, сегодня, завтра» Издательство: Международные отношения, 1985 с.22-26.
10. С.А. Быстров, М.Г. Воронцова. Туризм: макроэкономика и микроэкономика. - СПб.: «Издательский дом Герда», 2007. - 464 с.
11. Мударисов Р. Г., Кобитев А. Д. Гастрономический туризм по татарской национальной кухне города Казани // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. № 4. с. 95-103.
12. Розанова Л. Н., Кулягина Н. Г., Мустафина А. А. Значение этнографического туризма для развития народно-художественных промыслов в Республике Татарстан // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. № 4. с. 88-94.
13. Актуальные проблемы туризма. Сборник научных трудов / Коллектив авторов. Вып.1. -М.: Сов. спорт, 2001. с. 319.
14. Александров А. А. Международное сотрудничество в сфере культурного наследия: учебное пособие. 2009. с. 176.
15. М. М. Амирханов, Н. С. Лукашина, А. П. Трунев «Природные рекреационные ресурсы, состояние окружающей среды и экономико-правовой статус прибрежных курортов». Изд. во: Экономика, 1997, с. 53.
16. Аналитический доклад. Состояние и проблемы туризма в Российской Федерации / Научн. ред. Биржаков М. Б., Путрик Ю. С. - Москва, Санкт Петербург Московское отделение Национальной Академии туризма. 2004. с. 63.
17. Анчукина Н. В. Туризм в экономике региона. 2002. с. 134.
18. Веденин Ю. А. Социокультурные проблемы туристского освоения особо ценных историко-культурных и природных территорий / Проблемы и прогнозирование туристско-рекреационного использования природного и историко-культурного потенциала в регионах России. Москва НИИ наследия,1995. с.34-41.
19. Власова И. Б., Зорин И. В., Ильина Е. Н. Основы туристической деятельности. 1992 г. с. 145.
20. Гордин В. Э., Матецкая М. В. Культурный туризм как стратегия развития города: поиск компромиссов между интересами местного населения и туристов // Санкт-Петербург, Изд-во «Левша. 2009 г. с.109-119.
21. Джафар Джафари Феноменология туризма. Сайт «туристический
вестник». Электронный ресурс Режим доступа:
//http://www.tоurvеst.ru/аrtiсlеs/аrtiсlе 0003.
22. Зорин И. В., Квартальнов В. А, Каверина Т. П. и др. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности. Москва. Финансы и статистика, 2005. с. 287.
23. Квартальнов В. А., Зорин И. В., Толковый словарь туристских терминов: Туризм. Туристский бизнес. Туристская индустрия. Москва, Изд.во Афины: Infograp, 1994. с. 407.
24. Карамашева А. А. Культурный туризм: понятие и сущность // Тип культуры. Альманах. РАГС, 2003. с.322-334.
25. Горьканова. Л. В «Организационное поведение [Электронный ресурс]: учеб. пособие. Оренбург: ГОУ ОГУ 2011, с. 77
26. Квартальнов В. А. Основы туристской деятельности: учебник / Зорин И. В., Квартальнов В. А., Ильина Е. Н. Москва. Финансы и статистика, 2001. с.324.
27. Кокшаров Н. В. Взаимодействие культур: диалог культур. Электронный ре
сурс. ’№№^ро14а1ш.ги/ mоdulеs/philоsоphy/rеаdmе.php?subасtiоn=shоwfull&id= 1 108 501 879&агсЫуе=0211&в1а11_1:гот=&иса1=1&.
28. Культурное наследие России и туризм. Монография / Под ред. Ю. А. Веденина. Москва. Институт наследия, 2005. с. 172.
29. Румянцева Т. В. Перспективы развития дестинаций культурного туризма Санкт-Петербург , Изд- во СПбГУЭФ, 2003. с.215.
30. Богуславский М. М. Международная охрана культурных ценностей. Москва, Международные отношения, 1979. с. 192.
31. Боссе А. Н. Защита культурного наследия и культурной среды на международном уровне. Москва, 1977.
32. Веденин Ю. А. Основные положения современной концепции управления культурным наследием // Ориентиры культурной политики. Инф. выпуск. №9. Москва, 2000.
33. Веденин Ю. А. Экология культуры и сохранение наследия // Наследие и современность. Информационный сборник. Выпуск 14. Москва, Институт наследия, 2007. с. 4-5.
34. Мазуров Ю. Л. Всемирное культурное и природное наследие: документы, списки объектов, комментарии Москва, Институт Наследия, 1999. с.337.
35. Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии 2001
год.
36. Растопчин В. Г., Горбачев В. Г., Тищенко В. Н. Культурные ценности. Понятие, порядок приобретения, хранения и обращения, Справочное пособие. Москва, Издательство ВНИИ МВД РФ, 1994. с.22.
37. Жидков B. С. Культурная жизнь региона. Проблемы регулирования. -Москва, 1991. с.79.
38. Иванов А. B. Традиции живые и мертвые // Регионы России для
устойчивого развития: образование и культура народов Российской Федерации: Материалы Международной конференции. Новосибирск, Изд-
во ЗАОИПП «Офсет», 2010. с. 842-848.
39. Карамашева А. А. Роль туризма в развитии личности // Тип культуры. Альманах. Выпуск №2. Москва. Издательство РАГС 2004. с. 222-224.
40. Шульгин П. М. Комплексные региональные программы сохранения и использования культурного и природного наследия. Москва, Издательство Институт Наследия, 1994. с.174.
41. Конвенция об охране нематериального культурного наследия // Обсерватория культуры. Выпуск №2. 2004 год. с. 92-98.
42. Крачило Н. П. « География туризма»: [Учеб. Пособие для сред. спец. учеб. заведений по спец. «Гостинич. Хоз-во»] Киев, 1987. С.30
43. Костина А. В, Каргин А. С., Сохранение нематериального культурного наследия народов РФ как приоритет культурной политики России в XXI веке [Электронный ресурс] ЗПУ. 2008.
44. Международная конвенция ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия [Электронный ресурс].
http://www.un.от/ги/ёоситеМБ/ёеЫсопу/сопуепОот/сикига! Иеп- аае сопу.вЫт!.
45. Научно-практический семинар «Туризм как действенное средство сохранения элементов нематериального культурного наследия» [Электронный ресурс] <Шр://’№№^тЬе1киИ.Ьу.
46. Хухлындина Л. М. Культурное наследие в туризме. Учебнопрактическое пособие. Издательство БГЭУ. 2011 год. с. 335.
47. Кобитев А. Д., Мударисов Р. Г. Гастрономический туризм по татарской национальной кухне Казани//Современные проблемы сервиса и туризма. 2015 год. Выпуск № 4. с. 95-103.
48. Кулягина Н. Г., Мустафина А. А., Розанова Л. Н. Значение этнографического туризма для развития народно-художественных промыслов в Республике Татарстан // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015год. с. 88-94.
49. Аxматова М. М. Развите Культурного и исторического туризма в Республике Узбекистан. Научное сообщество студентов 21 столетия. [Электронный ресурс] http: /^Ьас ■infо/аrсhivе/есоnоmv/4.
50. Авлиякулов А. А., Рузиев, Бердиев С.Р., З. Н., Тураев З.Н. Международный туризм и его развитие. Учебное пособие для студентов ВУЗов». Tермез. с. 426.
51. Соколова М. В. История туризма. Учебное пособие. Москва. Изд- во: Мастерство, 2002, с.201
52. Сеитова А. Р. Становление и развитие законодательства об охране памятников истории и культуры. Ташкент, 1990 год с.201.
53. Собрание законодательства Республики Узбекистан. Закон Республики Узбекистан «О Туризме». 2006 год, № 14, с. 113.
54. Арапов А. В. Исторические памятники Узбекистана: Самарканд, Хива, Ташкент, Бухара, Шахрисабз. Десятое издание (на англ., рус. и франц. яз.) Ташкент, Издательство SMI^S^, 2014 год с. 112.
55. Расулова Н. Н. Потенциал и перспективы развития туризма в Узбекистане. Ташкент. Издательство Молодой ученый, 2016 год. с. 500-502.
56. Газета «Голос Узбекистана http://uzbеkistоnоvоzi.uz/ru/аrtiс1еs/indе- x.php информационно-правовой портал [Электронный pcvpclhttp://www.nor- ma.uz/nashi obzori/sozdaetsya kalendar turisticheskih sobytiy na 2016 god.
57. Национальное информационное агентство Узбекистана [Электронный ресурс] ЬА:р://’№№^и7а.и7/ги/1:оип8т/1:ип81:юЬе8к1у-ро1еп181а1-и7Ьек181апа- гав1е1
58. Воскресенский В. Ю. Международный туризм: учеб. пособие, 2006,
с.62.
59. Закон Республики Узбекистан 20.08.1999 г. № 830 "О Туризме".
60. Абдуганиева Н. К О'zbekiston tarixi (History of Uzbekistan) Опыт успешного сотрудничества между Республикой Узбекистан и Юнеско 2011 год, с. 68-74.
61. Акилова К. Х. Проблемы реставрации историко-культурного наследия в современном социокультурном контексте развития Центральной Азии [Электронный ресурс] http:// www.sanat. orexca■ com■
62. Арапов А. Ф. Самарканд. Шедевры Центральной Азии. Город Ташкент, Издательство Санат, 2004 год, с. 57.
63. Камалов У.Х. История народов Узбекистана (в двух томах). Ташкент. Издательство Куш, 1992 год, с. 203.
64. Саакаов В. Г., Музафаров А. А. Бухара 1973 г., с.187.
65. Сулейманов Р. Х. Культурное наследие Центральной Азии. Фергана: 2002 год. с. 305.
66. Хашимов М. Ы. Религиозные и духовные памятники Центральной Азии. Ташкент, Издательство «Сага», 2001. с. 88.
67. Шульгин П. М. «Историко-культурное наследие как особый ресурс региона и фактор его социально-экономического развития». Том 8. №2. 2004.
68. Ташматова К. А. «Реформы, проводимые в Узбекистане по вопросам нематериального культурного наследия» Ташкент. Изд. во Молодой ученый, 2014. №18. с769-773.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ