Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФЕНОМЕН ПРОЯВЛЕНИЯ МИГРАНТОФОБИИ И НЕОРАСИЗМА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕТСВЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)

Работа №85376

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы89
Год сдачи2017
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
182
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1.Теоретико-методологические основы изучения феномена
мигрантофобии и неорасизма в современном российском обществе 8
§1. Мигрантофобия как вид дискриминации: понятия и формы проявления в молодёжной среде 8
§2. Феномен неорасизма, как фактор влияющий на этническую нетерпимость в российском обществе 15
Глава II. Основные факторы развития мигрантофобии в структуре межэтнических отношений в Республике Татарстан 30
§ 1. Взаимодействие этнических мигрантов и принимающего общества в Республике Татарстан 30
§2. Роль социального доверия и толерантности в конструировании отношений сотрудничества и согласия между этническими мигрантами и принимающим обществом 41
Глава III. Феномен проявления мигрантофобии и неорасизма на примере Республики Татарстан 61
§1. Качественное исследование мигрантофобии и неорасизма как социального явления в структуре межэтнических отношений 61
§2. Формы и способы проявления мигрантофобии в структуре межэтнических отношений «местные жители - мигранты» 70
§3. Анализ результатов исследований и выработка рекомендаций по
снижению уровня мигрантофобии и неорасизма в Республике Татарстан.... 79
Заключение 81
Список литературы 84

Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют


Актуальность выбранной темы. Дискриминация - одна из актуальнейших проблем современного российского общества. Она представляет собой ограничение тех или иных прав человека на основании признаков, которые объективно не влияют на его возможность реализации этих прав на современном этапе развития человеческая цивилизация вошла в качественно новую фазу своего развития. Мы наблюдаем сближение стран и народов, усиление их взаимодействия, рост информационного, культурного, экономического обмена и сотрудничества, глобализация мира в целом, порождающие увеличение числа этнически смешанных семей, образование многонациональных коллективов в различных социальных институтах значительно расширяют рамки межкультурного и межэтнического общения. Это означает, что идет сложный процесс взаимной адаптации людей, коррекции поведения личности в соответствии с традициями и привычками «другой» культуры и мультикультурного окружения, а обособленное существование народов и культур становится невозможным. Вхождение в новую культуру зачастую осложнено внутренними переживаниями личности с одной стороны и внешним давлением, интолерантным отношением окружающих, с другой стороны.
Необходимо помнить, что в эффективной миграционной политике важной составляющей является проблема адаптации и интеграции мигрантов на новом месте. Данный аспект проблемы в настоящее время сохраняет свою актуальность и является важной составной частью эффективной миграционной политики государства. Серьезным препятствием успешной адаптации мигрантов является нетерпимость принимающего общества, которая отчасти стимулируется СМИ и Интернет-сообществами, проявляющими агрессивную позицию по отношению к мигрантам. В условиях глобализации и развития информационно-коммуникативного общества миграция выступает как неразрывная составляющая политического процесса; наблюдается политизация миграционных процессов; миграция становится элементом системы национальной безопасности.
Особую актуальность данная проблема приобретает по отношению к иммигрантам на территории Республики Татарстан. Приезжающие в другую страну мигранты зачастую попадают в «новую» социально-культурную сферу. И прежде чем эта культура будет понята, принята и освоена, им придется столкнуться с интолерантным отношением в обществе, в котором, возможно, придётся пережить так называемый «культурный шок». Исходя из вышеизложенного, актуальность выбранной темы очевидна.
Степень научной разработанности темы.
В настоящее время одной из существенных и актуальных проблем в межэтнических отношениях является феномен мигрантофобии и неорасизма, которые способствуют росту межэтнической напряженности, этнической нетерпимости и конфликтов. Республика Татарстан, как экономически привлекательный регион, выделяется нестабильным миграционным балансом из-за многих социальных и этнополитических факторов. Межэтнические отношения здесь проблематизируются изменениями в статусных диспозициях мигрантов и местных жителей, способом расселения и численностью мигрантов, монополизацией некоторых сфер предпринимательской деятельности, вовлеченностью мигрантов в криминальную деятельность, что нередко приводит к формированию явления ми грантофобии.
Рассматриваемая тема данной дипломной рабо ты, была ранее исследована такими учёными как Ж.А. Зайончковской, В.А. Ионцева, В.М. Кабузана, Н.В. Мкртчян, В.М. Моисеенко, В.И. Переведенцева, Л.Л. Рыбаковского, Т.Н. Юдиной и др. Также, этнодемографические и этномиграционные процессы анализируются в работах А.Г. Вишневского, Л.М. Дробижевой, А.Д. Назарова, С.А. Панарина, Э.А. Паина, Ю.А. Полякова, В.Б. Жиромской, Ш.С. Сулеймановой, В.А. Тишкова, А.В. Топилина и др.
Мигрантофобия и неорасизм имеют негативные последствия не только в среде местных жителей, которые могут испытывать дискомфорт, скрытое ощущение опасности и тревоги, но и для самих мигрантов, которые в условиях проявления данных феноменов, не смогут нормально адаптироваться и стать социально значимыми и полноценными гражданами. Поэтому преодоление мигрантофобии и неорасизма, снижение факторов, влияющих на их формирование и проявление, имеет важное значение для стабилизации межэтнических отношений и для общества в целом.
Актуальность и научно-практическая потребность в изучении мигрантофобии и неорасизма, как социального феномена, заключается в создании технологий, предупреждающих рост межэтнической напряженности в межэтнических взаимоотношениях че ре з осуществление скоординированных действий, предупреждающих её появление и обострение. Мигрантофобия как социальное явление выполняет определённую социальную роль, однако, следует признать, что отсутствует глубокая теоретическая проработка значения мигрантофобии для субъектов межэтнических отношений; остаются без научного исследования и систематизации цели и формы проявления, структура и функции ми грантофобии, отсутствует конкретизация факторов, формирующих данное явление.
Объектом дипломной работы являются иммигранты, проживающие на территории Республики Татарстан.
Предметом исследования является профилактика проявлений дискриминации в виде мигрантофобии и неорасизма среди жителей Республики Татарстан.
Цель дипломной работы: изучить способы профилактики проявлений дискриминации в виде мигрантофобии и неорасизма среди принимающего общества в Республике Татарстан, для выявления закономерностей формирования, развития и особенностей их влияния на социально-политическую жизнь г.Казани.
Задачи дипломной работы:
1. Изучить понятия и формы мигрантофобии в Республике Татарстан;
2. Исследовать формы и понятия неорасизма в современном
российском обществе на примере Республики Татарстан.
3. Проанализировать понятие «толерантность» как условие решения межкультурных конфликтов;
4. Отразить факторы, влияющие на этническую терпимость в российском обществе;
5. Определить проблемы религиозной терпимости в Республике Татарстан;
6. Выявить возможности Республики Татарстан (г.Казань) в формировании толерантного сознания общества, путём проведения социологического исследования и экспертного интервьюирования.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
1. Системный и структурно-функциональный метод - для обобщения информации и выделения отдельных элементов.
2. Анализ и синтез - для поиска нужных составляющих и интегрирования их с основными концепциями проявления дискриминации в современном обществе.
3. Сравнительный метод - для сопоставления теорий и выявления в них общих и различных черт.
4. Труды российских и зарубежных исследователей в области
социально-гуманитарного знания, определившие общие методологические подходы к исследованию миграционных процессов, являются теоретико-методологической базой дипломной работы.
Практическая значимость дипломной работы обуславливается возможностью использования материалов исследования для студентов при изучении и выявлении как позитивного, так и негативного опыта регулирования проявлений дискриминации, который, в свою очередь, может дать ценный материал для выработки ориентиров совершенствования законодательных основ соответствующей политики Российской Федерации.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, основной части, состоящей из 3-х глав, в которых решаются поставленные задачи, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По окончанию работы были получены определённые результаты и сделаны некоторые выводы. Мигрантофобия и неорасизм, с момента их научного выделения в качестве особого феномена, всегда рассматривались в различных контекстах - экономическом, социальном, культурном, демографическом, этническом и т.д. Мигрантофобия и неорасизм сильно детерминированы изменениям, происходящим в жизни общества, и в этом смысле являются индикатором развития практически любой из её сторон.
На настоящий момент уровень проявления мигрантофобии и неорасизма в обществе растёт. Отсутствие толерантности к имигрантам в современном Российском обществе обусловлена множествами признаков о которых говорилось в рамках данной . Но куда хуже взаимная дискриминация. Один конфликт повлечёт за собой следующий и эту цепочку будет невозможно прервать до те х пор, пока общество не научится терпимости, уважению к представителям другой расы, национальности, вероисповедания и т.д.
Уровень влияния социально-культурных факторов определяется глубиной интеграции различных культур на территории нашей страны, социальной стратификацией общества (то есть определенным расслоением по уровню доходов и занимаемого положения в обществе) и мобильностью, а также, зависит от уровня развития различных институтов гражданского общества.
В рамках проведения экспертного опроса и социологического исследования было выявлено 3 гипотезы:
1. На территории Республики Татарстан уровень мигранфтофобии и неорасизма находится на допустимом уровне;
Гипотеза подтвердилась. Результаты экспертного опроса и соц.опроса указывают о наличии проявлений мигрантофобии и неорасизма, что вызывает межэтнические конфликты, рост националистических настроений среди местного населения, радикализирует общество. Но, уровень их проявления по прежнему находится на допустимом уровне, не смотря на то, что данный уровень приближается к критическому.
2. На территории Республики Татарстан отсутствует терпимость и толерантное отношение к иммигрантам.
Гипотеза опровергнута. На территории Республики Татарстан присутствует терпимость и толерантное отношение у принимающего общества к иммигрантам. Это обуславливается тем, что принимающее общество имеет ряд приемуществ и положительных сторон в принятии мигрантов на свою территорию, а именно: обогащение собственной
культуры за счет знакомства с традициями других народов (языком, обычаями, кухней и т.д.), дешевая рабочая сила (особенно в тех сферах, где не работает коренное население), разнообразия генофонда за счет смешения браков, обмен знаниями и опытом, полученных мигрантом на своей территории.
3. На территории Республики Татарстан к проблеме мигрантофобии и неорасизма уделяется недостаточно внимания.
Гипотеза опровергнута. На территории Республики Татарстан к проблеме мигрантофобии и неотрасизма уделяется достаточно внимания. Этому свидетельствуют большое количество конференций, симпозиумов, посвящённых данной проблематике. Также, в сознании общества присутствует толерантное отношение к мигрантам, что демонстрирует повышение уровня межконфесиональнх отношений.
Самой главной аксиомой на сегодняшний день должна стать такая доктрина, что толерантность в межнациональных отношениях не требует принимать мировоззрение, культурные или религиозные ценности, какой- либо нации или национальности, а всего лишь настоятельно рекомендует проявлять терпение, уважение и понимание в межличностных отношениях, которые являются базисными по отношению к межнациональным.
Толерантность подвергается развитию, стимулированию и коррекции (самокоррекции), а целью ее воспитания является позитивное взаимодействие с окружающими, готовность к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения. Данная цель достигается за счет реализации таких частных з дач, как воспитание миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать; развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их религиозной принадлежности и мировоззрения; формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме; профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе. Таким образом, ключом к решению проблемы возникновения межкультурных конфликтов должно стать развитие межкультурного понимания, толерантного поведения.
Позитивное отношение к народу - носителю иностранного языка, его культу ре, характерным для нее взглядам, установкам, системе ценностей, какими бы непривычными они не казались на первый взгляд, способствует развитию терпимости к чужому мнению и принятию непохожести партнера по межличностному общению. Для выработки положительного отношения к межкультурным различиям нужно преодолеть культурную замкнутость, порождающую негативные реакции. Адаптация и интеграция в чужую культуру основываются не столько на знании языка, обычаев, норм и ценностей других народов, сколько тесном эмоциональном кон акте с ее представителями.



1. Абросимова М.Ю. Состояние здоровья и самосохранительное поведение молодежи (комплексное медико-социальное исследование по материалам Республики Татарстан): Автореферат дис. ... д-ра мед. наук. - Казань, 2005. -47 с.
2. Аклаев А.Р. Проблема насилия в межнациональных конфликтах.
Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технология
разрешения. Вып. 3.4.2. М., 1993. - 56 с.
3. Андреев В.И. Саморазвитие культуры разрешения конфликтов.
Хрестоматия по социальной психологии / В.И. Андреев - М.:
Международная педагогическая академия, 1994. — 76 с.
4. Анцупов А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский, — 2-е изд., перераб. — СПб.: Питер, 2009. — 304 с.
5. Артунян Ю.В. Этносоциология / Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов - М.: Аспект-Пресс, 1999. - 281 с.
6. Бадаева А.Г. Интеграция европейского образовательного пространства.
Мировая экономика и международные отношения / А.Г. Бадаева, Д.Г. Зайцев
- М.: Эннес, 2013. - 137 с.
7. Белик А.А. Психологическая антропология: некоторые итоги развития. Этнологическая наука за рубежом: Проблемы, поиски, решения / Под ред. СЛ. Козлова, П.И. Пучкова. М., 1991. - 346 с.
8. Беляева Н В. «Мозговые центры» в России и странах Запада: сравнительный анализ. Мировая экономика и международные отношения / Н.В. Беляева, Д.Г. Зайцев - М.: Эннес, 2011. - 33 с.
9. Бондырева В.Г. Толерантность / В.Г. Бондырева, Д.В. Колесов. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 520 с.
10. Булатов А.С. Мировая экономика / А.С. Булатов - М.: Экономист,
2010. - 858 с.
11. Гриценко В.В. Роль индивидуальных различий в процессе адаптации вынужденных мигрантов. Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы / В.В. Грищенко - М., 2001. - 271 с.
12. Дмитриев А.В. Региональная конфликтология: экспертное мнение / А.В. Дмитриев, В.А Авксентьев, Г.Д. Гриценко. Под ред. чл.-корр. РАН М.К. Горшкова. —М: Альфа - 2007. - С. 100-135.
13. Дмитриев А.В. Насилие: социо-политический анализ / А.В. Дмитриев, И.Ю. Залысин - М.: (РОССПЭН), 2000. - 328 с.
14. Дробижева Л.С. Этничность и политика в отношениях между новыми
государствами на территории бывшего СССР: Миграционные процессы
после распада СССР / Л.С. Дробижева - М., 1994. - 267 с.
15. Зайцев А.К. Социальный конфликт / А.К. Зайцев - М., 2000. - 235 с.
16. Зайончковская Ж.А. Миграция населения в России: новейшие
тенденции // Проблемы расселения: история и современность / Ж.А. Зайончковская - Спб, 2002. - 264 с.
17. Зайончковская Ж.А. Миграции в России после распада / Зайончковская Ж.А - М., 1998. - 199 с.
18. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях
преодоления кризиса / А.Г. Здравомыслов - М., 1995. - 351 с.
19. Калачева Л.Л. Условия труда: Методологические вопросы
комплексного исследования / Л.Л. Калачева - Новосибирск: Наука, 2008. - 286 с.
20. Коротеева В.В. Теории национализма в зарубежных штуках / В.В. Коротеева - М., 1999 - 242 с.
21. Красинец Е. Д. Нелегальная миграция в Россию / Е.Д. Красинец - М., 2000. - 359 с.
22. Лебедева Н.М. Вынужденные мигранты: интеграция и возвращение / Н.М. Лебедева - М., 1997. - 347 с.
23. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций / Н.М. Лебедева-М., 1993.-242 с.
24. Лебедева Н.М. Социально-психологические закономерности
аккультурации этнических групп / Н.М. Лебедева - М. 2001. - 216 с.
25. Лебедева Н.М. «Синдром навязанной этничности» и способы его преодоления / Н.М. Лебедева - М. 2000. - 198 с.
26. Лихачев Д.С. О национальном характере русских. Вопросы философии / Д.С. Лихачев - М. 1990. - 321 с.
27. Лурье С.В. Метаморфозы традиционного сознания. Опыт разработки теоретических основ этнопсихологии и их применения к анализу исторического и этнографического материала /С.В. Лурье - СПб., 1994. - 279 с.
28. Малашенко А.В. Исламское возрождение в современной России. / А.В. Малашенко - М., 2012. - 304 с.
29. Мукомель В.И. Миграционная политика России: постсоветские
контексты / В.И. Мукомель - М.: Диполь-Т, 2010. - 564 с.
30. Мчедлов М.П. Толерантность / М.П. Мчедлов -М.: Республика, 2004. - 325 с.
31. Натовских Н.А. Толерантность в современном мире / Н.А. Натовских - Киров: РОССПЭН, 2000. - 147 с.
32. Океньшин Р. Методологические основания к изучению
самосохранительного поведения детского и взрослого населения [Электронный ресурс] / Р. Океньшин // Современные исследования социальных проблем 2016 - № 5 - С. 3-8. - Режим доступа:http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/6219, свободный. - Проверено 30.03.2017.
33. Орлова И.Б. Социальные последствия российских миграционных процессов / И.Б. Орлова - М., 2012. - 157 с.
34. Павленко В.Н. Аккультурационные стратегии и модели трансформации
идентичности у мигрантов: Психология беженцев и вынужденных
переселенцев: опыт исследований и практической работы / В.Н. Павленок - М., 2001. - 197 с.
35. Пименов В.В. Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат / В.В. Пименов - М., 1994. - 301 с.
36. Пугачёв В.П. Введение в политологию: учебник для студентов вузов / В.П.Пугачев, А.И. Соловьев. - 4 изд., пераб. И доп. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 477 с.
37. Романова О.Л. Развитие этнической идентичности в этнически смешанной среде: Процессы психического развития. В поисках новых подходов / О.Л. Романова - М., 1995. - 203 с.
38. Савва М.В. Этнический статус (конфликтологический анализ социального феномена) / М.В. Саава - Крс., 2005 - 109 с.
39. Семёнова Е.М. Толерантность: проблема осмысления и понимания. Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. Проблема субъекта в гуманитарной психологии / Е.М. Семёнова - С.: МОФ, 2014. - 88-92 с.
40. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских / З.В. Сикевич - Спб., 2002 - 272 с.
41. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряжённости / Г.У. Солдатова - М.: Смысл, 1998. - 252 с.
42. Солдатова Г.У. Психодиагностика толерантности личности / Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова - М.: Смысл, 2008. - 172 с.
43. Соснин В.А. Культура и межгрупповые процессы: этноцентризм, конфликты и тенденции национальной идентификации / В.А. Соснин - М., 2002. - 196 с.
44. Степанов Е.И. Современная глобализация: Состояние и перспективы / Е.И. Степанов // Л.А. Зеленов, А.А. Владимиров, Е.И. Степанов — М.: ЛЕНАНД, 2009. — С.138-214.
45. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения. Общение и оптимизация совместной деятельности / Т.Г. Стефаненко - М., 1987. - 295 с.
46. Стефаненко Т.Г. Этническая идентичность в ситуации социальной нестабильности: Этническая психология и общество / Т.Г. Стефаненко - М., 1997. - 284 с.
47. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России / А.В. Тишков - М., 1997. 314 с.
48. Тюркин М.Л. Миграционная политика в Российской Федерации. Опыт и перспективы развития / М.Л. Тюркин. - М.: Зимогляд, 2011. - 330 с.
49. Фролов С.С. Социология / С.С. Фролов — М.: Гардарики, 2006. — 218 с.
50. Цейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение / В.П. Цейнов. - М.: Амалфея, 2013. - 375 с.
51. Шалин В.В. Проблема толерантности в социальном развитии
современного российского общества / В.В. Шалин - М., 2000. - 285 с.
52. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. [Пер. с франц.] 2¬е издание. - М.: Мысль, 1994. - 399 с.
53. Мишель Ле Барон. Трансформация межкультурных конфликтов в наше сложное время / Мишель Ле Барон — Влк.: Triandis, 1990. — С.254.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ