Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МИГРАНТОФОБИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН В СТРУКТУРЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН (НА ПРИМЕРЕ Г. КАЗАНЬ)

Работа №86897

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы83
Год сдачи2016
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
116
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основания мигрантофобии как социального феномена 8
1.1 Понятие мигрантофобии и основные подходы к исследованию
мигрантофобии как социального феномена 8
1.2 Причины возникновения и формы проявления фобий к мигрантам у
местного населения 18
Глава II. Проявления мигрантофобии в Республике Татарстан 31
2.1 Факторы, влияющие на появление фобий к мигрантам на
территории Татарстана 31
2.2 Межэтнические отношения между этносами, составляющие
этническое большинство и меньшинство в Республике Татарстан 38
Глава III. Исследование мигрантофобии среди студентов в высших образовательных учреждениях г. Казани 47
3.1 Феномен мигрантофобии среди студентов г. Казани 47
3.2 Рекомендации и конфликтологическое противодействие феномену
мигрантофобии в Республике Татарстан (на примере г. Казани) 50
Заключение 65
Список использованной литературы 70
Приложение

Актуальность проблемы исследования в первую очередь определяется необходимостью осмысления теоретических и методологических подходов по проблемам мигрантофобии, по причине того, что на сегодняшний день при многочисленных потоках этнических мигрантов в Россию, их взаимодействии с местными жителями появляются напряженность между мигрантами и резидентами, этническая нетерпимость и конфликты между представителями разных этносов. Мигрантофобия является социальным феноменом в межэтнических отношениях, которая еще больше приводит к росту негативных мнений о мигрантах, стереотипов по отношению к разным этносам. Все, выше перечисленное, является одним из самых опасных конфликтогенов, которые могут привести к непоправимым последствиям, то есть к этническим конфликтам, которые, в свою очередь, являются одним из самых сложных конфликтов, которые практически невозможно разрешить. В настоящее время миграция достигла исторически уникального уровня, формируя особую модель глобализации, включающую в себя относительно свободное перемещение людей, денег и товаров, что также вызывает недовольство у местных жителей, особенно в трудовой сфере, а именно то, что резидентам не нравится, что мигранты занимают много рабочих мест, и из-за этого появляется боязнь у местных жителей, что они останутся безработными. На сегодняшний день всё чаще в СМИ появляются новые информации об инцидентах со стороны мигрантов, о том, как они себя нестандартно по отношению норм и культуры местных жителей ведут, после которых в обществе появляются волнения и социум начинает проявлять свое недовольство, то есть возникает социальная напряженность, а именно боязнь и ненависть к мигрантам, основанное на том, что мигранты не уважают и не ценят как самих резидентов, так и их .На сегодняшний день обе стороны, как мигранты, так и резиденты, относятся друг к другу, в большинстве случаев, негативно, по данной причине важно выявить причины мигрантофобии и возможные пути устранения этих причин. Причем в возникшей конфликтной ситуации считают, что инициаторами напряженных отношений является противоположная сторона.
Степень разработанности темы. Проблема мигрантофобии включает много аспектов: такие как различные трудовые, исторические, этнические, социальные стороны проявлений мигрантофобии и деятельности государственных служб по их регулированию. Истоки изучения проблем народонаселения и рынка труда уходят в исследования многих величайших представителей различных научных школ, начиная с западных классиков.
Существует большое число работ, посвященных мигрантофобии. Можно выделить основные аспекты или направления изучаемой области: это влияние потоков внешней и внутренней миграции, этническая, социально - экономическая, трудовая и интеллектуальная область. В России известны такие исследователи, изучающие социальную мобильность как В.И. Переведенцев1, А.И. Вишняк, Т.И. Заславская и т.д. Анализом общих вопросов миграционной подвижности занимались В.А. Ионцев,Б.С. Хорев, А.Г. Гришанова и др. Региональные аспекты представлены В.В. Покшишевским, И.М Бадыштовой, Н.В. Воробьевым, И.Ю. Макеевым, С.В. Рязанцевым. Социально- экономической миграции посвящены работы О.А. Богомолова11, Н.В. Тарасовой, А.Г. Гришановой1, В.Ф. Галецкого. Трудовая и интеллектуальная миграция раскрыты в разной степени такими исследователями, как И.А. Малаха, Г.Ф. Морозова, Е.А. Трофимов, Т.В. Наумова и др. Проблемы миграции, а именно мигрантофобия и ксенофобия описаны в работах Мукомель В.И. и Рочева А.Л. Также В.И. Дятлов уделяет внимание вопросу мигрантофобии как фактору миграционных процессов. Существуют ряд работ о национальной нетерпимости в России, автором яркой работой является Здравомыслов А.
Определение объекта и предмета работы. Объектом данной работы является проявление мигрантофобии в г. Казань. Предмет работы - причины фобий местных жителей к мигрантам другой национальности.
Определение цели и задач исследования. Цель работы - изучить причины появления мигрантофобии в г. Казань. Из поставленной цели вытекает несколько задач:
1. Изучить теоретико-методологические основы мигрантофобии: сущность, понятие;
2. Раскрыть понятие мигрантофобии, как социальный феномена;
3. Рассмотреть особенности отношений мигрантов и резидентов в Татарстане;
4. Описать причины появления фобий у местных жителей к
мигрантам;
5. Выявить факторы, влияющие на образование негативного и
опасного образа мигранта в сознании резидента;
6. Изучить процесс проявления мигрантофобии в Республике
Татарстан;
7. Выделить основные последствия напряженности среди мигрантов и местных жителей при мигрантофобии, служащие источником межэтнического конфликта;
8. Предложить некие рекомендации по профилактике причин мигрантофобии в Татарстане в г. Казань;
9. Провести интервью принимающей стороны среди студентов Казанских ВУЗов на предмет того, есть ли у них фобии по отношению к мигрантам.
Методологическая основа исследования. Теоретико-методологическую основу работы составляют общенаучные методы и такие методы как: исторический метод, анализ документов, структурно¬
функциональный метод и интервью. В общенаучный метод входит анализ, синтез миграционных процессов. Метод анализа способствовал разделению сторон, признаков и факторов миграций с целью изучения объекта. Синтез объединил все признаки в одно единое целое и помог сформулировать вывод для дальнейшего изучения миграционных процессов. Исторический, структурно - функциональный методы и анализ документов использовались для целостного изучения причин возникновения мигрантофобии, динамики проявления фобий и последствий влиянии мигрантофобии на взаимодействие местных жителей и мигрантов. Интервью дал дополнительную информацию о мигрантофобии в Татарстане.
Новизна и самостоятельность проводимого исследования состоит в том, что на территории Республики Татарстан проблема мигрантофобии изучено не в полном объеме. Чаще всего изучают фобии у местных жителей к мигрантам, а вопрос с самими мигрантами, представителями других этносов опускается. В третьей главе, в практической части, автор исследует мнения, чувства и фобии самих мигрантов, которые чувствуют на себе неприязнь принимающей стороны. Также во второй главе автор исследует негативные последствия, которые в процессе проявления мигрантофобии, может перерасти в межэтнический конфликт.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, три главы, в каждой из которых по два параграфа, заключение и список использованной литературы. В первой главе выпускной квалификационной работы мигрантофобия была рассмотрена, как социальный феномен. Во второй главе ознакомились с проявлением мигрантофобии в Республике Татарстан. Третья глава является практической частью.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в деятельности конфликтолога по урегулированию конфликтов в миграционной и этнической сферах, то есть также при составлении программ проведения профилактических мер в данной области. Также данная работа может послужить лекционным материалом для студентов бакалавров по направлению конфликтология по таким предметам как: миграция и этнические конфликты. С данной работой можно выступить на различных конференциях связанных с этим направлением. Также в случаи поступления в магистратуру можно развивать данную тематику, например, изучая вопрос того, что могут ли люди другой этничности входить в группу местных жителей, и влияет ли это на их отношения внутри своей группы и между другими группами. Проведение интервью позволит выработать рекомендации, направленные на снижение уровни напряженности между местными жителями и мигрантами в среде студенческой молодежи, которое, возможно, поспособствует решению проблемы с мигрантофобией как на территории Республики Татарстан, так и в других регионах России.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Мигрантофобия является социальным феноменом в межэтнических отношениях, которая еще больше приводит к росту негативных мнений о мигрантах, стереотипов по отношению к разным этносам. Также мигрантофобия представляет собой установочное (оценочное) явление по отношению к мигрантам, поскольку этническая установка на основании системы ценностей предопределяет готовность местных жителей взаимодействовать с мигрантами. Обобщенная форма отрицательной этнической установки представляется в способах национальной и миграционной политики, преобразуясь в этнические предубеждения, которые могут играть значительную роль в формировании явления мигрантофобии в семантической структуре межэтнических отношений. Стоит отметить, что мигрантофобия как социальный феномен по социально-психологиескому подходу может возникнуть в тот момент, когда идет процесс этнической идентификации, которое началось из-за реальных или нереальных угроз безопасности человека или группы людей, также в состоянии фрустрации. В современном мире имеется целый ряд потребностей социума, которые могут удовлетворяться лишь за счет взаимодействия или же сотрудничества разных групп, которые могут добиться успеха в этом деле, действуя вместе, в интересах друг друга, где и мигрантофобия может быть нечто полезным. Однако, стоит также отметить, что иногда психике человека удается избежать формирования мигрантофобии при сопоставлении разных групп. Хотя при конфликтогенных явлениях в трудных периодах жизни общественности, особенно в обстановке общего кризиса, отношения групп, которые находятся в зоне риска, могут испортиться.
Автор делает вывод, что все процессы этнической идентификации, социального конструирования, деления на группы «мы» и «они» и сопоставление разных этнических групп друг с другом могут привести к формированию мигрантофобии у индивида или всей группы в целом. Однако стоит также отметить, что иногда психике человека удается избежать формирования мигрантофобии при сопоставлении разных групп. Хотя при конфликтогенных явлениях в трудных периодах жизни общественности, особенно в обстановке общего кризиса, отношения групп, которые находятся в зоне риска, могут испортиться, они могут дойти до конфликта или же между ними появятся ненависть или напряженность.
У местных жителей какого-либо региона на протяжении всего времени их существования в общем и их сосуществования с другими этническими группами в психике формулируются некие оценочные представления и стереотипы о каждой этнической группе. Таким образом, автор данной работы делает вывод, что мигрантофобия формируется в сознании человека вследствие страхов к специфическим чертам какой-либо этнической группы, вследствие полученных психологических травм со стороны мигрантов, от их деяния, от каких-либо чувств обид и гнева. В любой ситуации к основной причине этнических фобий прибавляются второстепенные причины, которые усиливают агрессивное проявление мигрантофобии. Следует также отметить, что один человек, у которого уже сформировалось данное явление мигрантофобии, будет распространять среди своего окружения свои фобии, связанные с этническими группами, которые причислены им в группу «чужие», тем самым заражать группу «свои» данной «болезнью».
На сегодняшний день этнокультурная политика Татарстана оценивается как положительная, однако существуют недостатки: в сфере миграционной политики можно отметить несовершенство законодательства при учете мигрантов и незнание прав работодателями, и отсутствие программ, которая бы помогала соотечественникам возвращаться на родину, не будучи мигрантом; в сфере религиозной политики это проблема с не обращением должного внимания к деятельностям различных религиозных организаций и другие проблемы.
Таким образом, автором данной выпускной квалификационной работы делается вывод, что необходимо проведение правильной и продуманной этнокультурной политики на территории Республики Татарстан, которая будет направлена на поддерживание и развитие различных этнических культур и соблюдение прав и интересов всех этнических групп, которые проживают на территории Татарстана. Правильная национальная политика приведет к тому, что будут происходить знакомства всех народов, проживающих в Татарстане, с культурами друг друга и возможно произойдет воспитание толерантности каждой этнической группы. Воспитывать толерантность нужно начинать с самых малых лет в семье, потом в детском саду, затем в школе и в высших учебных заведениях. На данных этапах толерантность уже заканчивает свое формирование и в дальнейшем нужно лишь поддерживать ее сохранность и проявление самого феномена.
В соответствии с вышесказанным, автор данной работы делает вывод, что необходимо преодолеть все этнические границы и сократить культурно- социальную дистанцию между группами различной этничности. Данные меры нужны для спокойного и мирного сосуществования всех этнических групп, которые проживают на одной территории и чтобы добиться этих целей необходимо провести некие меры, которые поспособствуют взаимному знакомству всех этнических групп с национальными культурами друг друга. Также необходимо провести меры, которые поспособствуют воспитанию взаимной толерантности. Воспитание толерантности стоит начинать с малых лет в семье, а затем в школах и в других образовательных учреждениях. Также в республике можно проводить такую этнокультурную политику, которая обеспечивала бы паритет языков, интересов, культур, экономическую, социальную и правовую поддержку всех этнических групп, проживающих на территории Республики Татарстан, в которой отражалось бы то, что эти группы равны.
Таким образом, политика не зависит ни от численности этнической группы, ни от конфессии, ни от статуса группы. Этому могут помочь проведения мероприятий, направленных на конструктивное взаимодействие этнических групп, где участвовали бы люди с различными религиями и этничностями.
Для проведения исследования на тему: «Влияние мигрантофобии на межэтнические отношения местных студентов с иностранными студентами г. Казани», с целью рассмотрения данного вопроса, автором данной работы было выбрано интервью, поскольку это позволяет получить максимальную информацию из ответов респондентов, которые могут отвечать в таком объеме и в таком стиле, которые они предпочитают, так как плюсом интервью по сравнению с опросом является то, что респонденты не ограничены в своих ответах. Это, действительно, позволило тщательно провести анализ исследования, полученных результатов, что, следовательно, поспособствовало качественному изучению данной проблематики и раскрытию многих нюансов данного вопроса.
В заключении автор данной работы делает вывод, что, в целом, в Республике Татарстан была отмечена необходимость в воспитании толерантности у татарского народа, и у остальных народов, которое бы приводило к сокращению социально-культурной дистанции. Однако после проведения исследования среди студенческой молодежи вузов г. Казани, результаты третьего сегмента интервьюирования показали, что у студентов- резидентов толерантность развита больше чем, ожидалось. Несмотря на провокационные вопросы в интервью, респонденты сохраняли спокойствие и здравый смысл. Результаты показали, что для студентов-резидентов важнее состояние их друзей, их успех или же их горе, чем этническая идентификация их друзей. Ведь этническая принадлежность не есть все, важен сам человек и его особенные черты характера, темперамента, поведения, жизненных принципов и установок.
Результаты исследования также содействовали выделениям главных причин возникновения мигрантофобии в студенческой среде, которые помогли понять, чем именно руководствуются студенты, когда проявляют свою ненависть к определенной этнической группе. Таким образом, можно сказать, что благодаря второму сегменту, мы определили отношение студентов-резидентов к иностранным студентам, которые являются в большей степени положительными или же нейтральными, что показывает терпимость татарских студентов к студентам, представляющим другие этнические группы, которые приехали в республику недавно. Что касается четвертого сегмента, то можно сказать, что автор из результатов увидел, что местные студенты готовы дружить со студентами из других регионов, однако они не могут дружить с людьми из других стран, которые готовы воевать и идти против страны, где они получали образование и где у них были знакомы и друзья. А пятый сегмент показал, на какие меры могут пойти местные студенты, чтобы решить свою проблему, связанную с фобиями к другим этническим группам. Которые способствовали автору при выработке оптимальных мер мирного разрешения проблемы с мигрантофобией.



1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии - М, 2003
2. Бадыштова И.М. Миграции в трансформирующемся обществе. М., 2000: 520 с.
3. Богомолова Т.Ю. Миграция бедности: масштабы,
воспроизводство, социальный спектр. - М.: 2004. С. 17-30.
4. Борусяк Л. Патриотизм как ксенофобия (результаты опроса молодых москвичей) // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. - М.: 2004. С. 74-88.
5. Воробьев, Н. В. Региональная организация миграции населения в сибирских условиях. - Новосибирск: 2001. - 158 с.
6. Галецкий В. Критическая апология мультикультурализма // Дружба народов. - М.: 2006. С. 169-189.
7. Дмитриев А.В. Конфликтогенность миграции: проблемы
взаимоотношений мигрантов и резидентов//Конфликтология. -М.: 2004. - 483с.
8. Дубин Б. Лицо эпохи. Брежневский период в столкновении различных оценок // Мониторинг общественного мнения. М.: 2003. С. 25-32.
9. Дятлов В.И. Мигрантофобия как фактор миграционных процессов и проблема национальной безопасности. - М.: 2007. - С. 138.
10. Е.Рябина. Мигранты и мигрантофобия. М.: 2004
11. Заславская Т.И. Методика выборочного обследования миграции сельского населения.- Новосибирск, 1969.
12. Здравомыслов А. «Национальное самосознание
россиян//мониторинг общественного мнения». - М.: 2004. - С. 48-54.
13. Козлов В.И. Самосознание этническое // Народы России Энциклопедия - M , 1994
14. Л. П. Крысин. Толковый словарь иностранных слов - М: Русский язык, 1998. -456с.
15. Макеев И.Ю. Миграция русскоязычного населения из Казахстана.- М.: 1999. С. 62-67.
16. Малаха, И.А. «Утечка умов» как глобальный феномен и его особенности в России. - М.: 2000. - С. 110 - 117.
17. Маслоу Абрахам Г. Мотивация и личность - СПб Евразия, 1999г.
18. Михаил Савва. Этнопсихология: межэтнические отношения. 2001 г. М. С. 67-85
19. Морозова Г.Ф. Влияние миграции на формирование рынка труда.
- М.: 2002. - С. 258.
20. Онохова В.В. Аннотация: Проблемы развития межнациональных отношений в РФ. СПб. 1999г.
21. Пемават Панкадж. Мир 3.0: Глобальная интеграция без барьеров. — М.:Альпина Паблишер, 2013. — С. 273.
22. Переведенцев В.И. Методы изучения миграции населения.- М., 1975.
23. Петров В.Н. Миграции насетения и этнические мигранты в современной России /Под ред В И Добренькова -Краснодар Кубанский гос ун-т, 2004
24. Покшишевский В.В. Население и география. М.: Мысль, 1978. - 115 с.
25. Рязанцев С. Трудовая миграция из России и новая российская диаспора за рубежом // Мировая экономика и международные отношения. - 2006. С 32-40.
26. Трофимов Е. А. Закономерности территориальной динамики рабочей силы рыночной экономики. - СПб., 1996. - 197 с.
27. Фрейд 3. Психоанализ Религия Культура - М, 1992г.
28. Юдина Т.Н. Социология миграции: к формированию нового научного направления. -М.:2003.- С. 324 — 326.
29. Юнг К. Психологические типы - М, 1995
30. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. 1995. N° 3-4
Книги двух или трех авторов
1. А.В. Дмитриев, Г.А. Пядухов мигранты в новой среде: практики взаимодействия М., альфа-м, 2011, с. - 96
2. Б.С. Хорев, В.А. Ионцев, М.Б. Денисенко. Миграциология. - М.: 1989.- 96с.
3. Вишняк А.И., Макеев С.А., Тарасенко В.И. Межгенерационнная трудовая мобильность. -Киев, 1988 г.
4. Гришанова А.Г, Тарасова Н.В. Изменения во внутренней миграции населения в период реформирования России (1985 1995 гг.).- М.: 1996.-131 с.
5. Козлов В.Е., Титова Т.А., Кушаев Р.Р. Межэтническая толерантность в континууме «этническое большинство - этническое меньшинство» (на примере Республики Татарстан) // Толерантность как фактор межэтнического и межконфессионального взаимодействия и сближения культур в условиях глобализации 2010: сборник материалов Международной научно-практической конференции 16-18 ноября 2010 года, г. Казань. Казань: Отечество, 2010. С. 140-143.
6. Мугомель В.И., Рочева А.Л. Мигранты, мигрантофобии и миграционная политика. - М.: 2014. - С. 245.
7. Мухаметшин Ф.Х., Терентьев А.М., Никифоров В.В. Материалы съездов народов Татарстана (г. Казань, 3 ноября 2007 г.) С. 170
8. Тарасова Н.В., Гришанова А.Г. Социально-демографические проблемы миграции населения России в 1990-е годы.- М.: 1997.- 36 с.
Книги четырех и более авторов, сборник
1. Минзарипов Р.Г., Ахметова С.А., Гузельбаева Г.Я., Ефлова М.Ю.,
Низамова Л.Р., Нурутдинова А.Н., Гилязова М.И., Гимадеева Д.Р.,
Набиуллина А.В. Научно-исследовательский проект в рамках
государственного задания Министерства образования и науки РФ на тему «Состояние и динамика межэтнических и межконфессиональных отношений в Республике Татарстан», выполненный виртуальной научно¬исследовательской лабороторией при кафедре социологии КФУ в 2012 г.
Электронные ресурсы
1. В.Р. Дольник Homomilitaris [Электронный ресурс] - Режим
доступа: http://ethology.ru/library/?Id=36 22.05.2016, свободный. -
Проверено? .05.2016
2. Е.Рябина. Мигранты и мигрантофобия. [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://narcom.ru/publ/info/604, свободный. - Проверено23.05.2016
3. ИА Татар-информ. В Татарстане поток иностранных работников
увеличился более чем на 30 процентов [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://news.mail.ru/society/23569805/,свободный. - Проверено
21.05.2016
4. Качанов Ю Л Шматко Н А Как возможна социальная группа (к
проблеме реальности в социологии) // Социологические исследования - 1996, - №2 [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.twirpx.com/file/405839/, свободный. - Проверено 9.05.2016
5. Ковальчука А. «Нелегальная миграция» // «Отечественные
записки» 2004 №4 [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://istina.msu.ru/media/publications/article/638/095/19051225/2007_Artamonov a_VTsUZh.pdf, свободный. - Проверено: 9.05.2016
6. Наумова Т.В. «Утечка умов из российской науки» // «Социально-гуманитарное знание» 1998№6105 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://opac.mpei.ru/notices/index/IdNotice:44114/Source:default, свободный. - Проверено: 9.05.2016
7. Онохова В.В. Аннотация: Проблемы развития межнациональных отношений в РФ. СПб. 1999г. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://rl-online.ru/articles/1-01/25.html,свободный. - Проверено 15.05.2016
8. Пичугина Т.А. Мигрантофобия как форма интолерантности [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://refdb.ru/look/3757219-p7.html,свободный. - Проверено 23.05.2016
9. Противодействие ксенофобии и этнической дискриминации — М.: Московская Хельсинкская группа, 2006 [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.mhg.ru/files/knigi/prksen2.pdf,свободный. - Проверено 10.05. 2016
10. Салагаев А.Л., Сафин Р Р, Туриянский И. Е. Межэтническая ситуация в Республике Татарстан: согласие, дискриминация и национализм (на материалах исследования студенческой молодёжи) [Электронный ресурс].http://www.cas d.ru/ru/publications/35-casdbook2006/103- salagaevethnicreltatarstan.html, свободный. - Проверено 18.05.2016
11. Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Шайгерова Л.А. Принципы
формирования толерантности и управления рисками ксенофобии. 2011г. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-formirovaniya-tolerantnosti-i-upravleniya-riskami-ksenofobii,свободный. - Проверено 23.05.2016
12. Соснин В. А. Культура и межгрупповые процессы этноцентризм,
конфликты и тенденции национальной идентификации// Психологический журнал -1997,-Том 18, -№1 [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://elibrary.ru/item.asp?id=21391400, свободный. - Проверено: 9.05.2016
13. Справочная информация. Республика Татарстан. [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://gokazan.ru/about_kazan/166/,свободный. - Проверено 18.05.2016
14. Темирова Ф.А., Накохова Р.Р., Накохова Д.Х. Этническое самосознание как научная проблема: теоретический анализ // современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1. [электронный ресурс] http://www. science-education.ru/ru/article/view?Id= 18037, свободный доступ. Проверено: 14.05.2016


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ