Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Архетипические образы в романе М. Петросян «Дом, в котором...» и их проявления в молодёжной субкультуре «Домовцы»

Работа №80745

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

культурология

Объем работы171
Год сдачи2018
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
227
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СОДЕРЖАНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
АРХЕТИПИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ С ЛИЧНОСТЬЮ В ОБЛАСТИ ВИРТУАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА 17
1.1. Интерпретация виртуального пространства в философско-
культурологической традиции 17
1.2. Положение архетипических образов в системе формирования и
дальнейшего существования культурного продукта 30
Глава 2 АНАЛИЗ ТРАНСЛЯЦИИ АРХЕТИПИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ ПРОИЗВЕДЕНИЯ М. ПЕТРОСЯН «ДОМ, В КОТОРОМ...» В УСТРОЙСТВЕ
СУБКУЛЬТУРЫ «ДОМОВЦЫ» 44
2.1. Архетипические образы, как символическое основание в жизни
субкультур 44
2.2. Общий анализ субкультуры «Домовцы» 58
Глава 3 ПРОЯВЛЕНИЕ АРХЕТИПИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ ПРОИЗВЕДЕНИЯ М. ПЕТРОСЯН «ДОМ, В КОТОРОМ.» В ПОВСЕДНЕВНЫХ ПРАКТИКАХ «ДОМОВЦЕВ» НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЛЕНОВ ЗАКРЫТОЙ МОЛОДЁЖНОЙ ГРУППЫ «ОСКОЛКИ» 100
3.1. Архетипические образы произведения М. Петросян «Дом, в
котором.» в отражении творческой деятельности фанатов 100
3.2. Проявление архетипических образов произведения М. Петросян «Дом,
в котором.» в жизни стаи «Осколки» 112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 142
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 147

Сегодня с развитием компьютерных технологий, появлением «киберпространства», появилась необходимость изучить и определить положение виртуального пространства в культуре, как культурной сцены выражения молодёжной идентичности. Динамичное, гибкое,
неконтролируемое взрослыми пространство Internet всё чаще выбирается молодёжными группами в качестве территории реализации самых разнообразных культурных практик, начиная с таких «фановских» практик, как рисование и сочинение историй, и, заканчивая созданием виртуального пространства и трансляции ролевого поведения.
Актуальность выбранной темы. Культура - сложный, многомерный феномен, который позволяет рассматривать свою природу с разных позиций и с применением различных систем описания и методов осмысления. Сегодня, современная культурология активно привлекает в свою исследовательскую деятельность методы и приёмы различных гуманитарных наук. Характер постнеклассической науки (зависимость познания от качеств субъекта, временного момент и т.д.) требует новых подходов в изучении явлений культуры, и, в частности, результатов творческой деятельности человека и их роли воздействия на развитие самой культуры и возникновение новых субкультур. Стремление понять суть возникновения и функционирования архетипов в поле культуры способствует расширению исследовательского поля и предоставляет нам, исследователям, рассматривать механизмы восприятия и воздействия, как следствие побуждающего эффекта архетипических образов. В современной науке архетипы и архетипические образы всё более осознаются как некая модель поведения «. архетип - это не только отпечатки постоянно повторяющихся опытов, но и вместе с тем... силы и тенденции к повторению тех же опытов, поскольку он несёт в себе некоторое особое влияние или силу, благодаря
которой воздействие его носит «нуминозный», то есть зачаровывающий либо побуждающий к действиям характер» .
Современное общество находится в состоянии системной и структурной трансформации пространства нормативности. В центре внимание оказываются молодёжные группы, чьё поведение, образ жизни, так или иначе, не вписываются в существующую нормативность. Новые проявления индивидуальной и групповой идентичности чаще воспринимаются как угроза существующему порядку в обществе, тем более, если данные проявления индивидуальности происходят в неподдающемся контролю виртуальном пространстве Internet.
Развитие информационного поля влечёт за собой появление разнообразных практик освоения культурного пространства, в том числе и виртуального. Данный факт обуславливает необходимость к новым исследованиям молодёжных структур, поднятие вопроса о взаимоотношении виртуальности и культуры.
Молодежь особенно подвержена эмоциональным кризисам. Молодые участники общества наиболее остро обращают внимание на существующие парадоксы и негативные изменения в окружающем мире. Переходный период - экстремальные условия обитания, поскольку здесь индивид оказывается на самой низшей ступени экономической и социальной пирамиды, при этом испытывает сильное давление социальных ожиданий при присутствии ощущения заброшенности. От выбора молодежью социальных ориентиров - зависит будущее общества, но, при этом, у молодых людей в этот период, зачастую, нет достаточного жизненного опыта, профессиональных навыков и компетенций, твёрдых ценностных и социальных ориентаций. В кризисные периоды жизни человека, группы, общества в целом, происходит наиболее активное воздействие архетипическими образами, что объясняет необходимость нашего исследования проявления архетипических образов как определённого фактора субкультуры виртуального сообщества и реального процесса взаимодействия культуры и личности человека.
Степень изученности проблемы. Категория архетип в своём развитии претерпело несколько этапов становления: первые попытки категоризации лексемы «архетип» в эпоху античной философии (Платон, Плотин) ; во времена средневековой патристики (Св. Павел, Ириней Лионский ), схоластике (Эриуген, Фома Аквинскй) ; в классической и неклассической философии (И. Кант, А. Шопенгауэр, Г.Г. Шпет) . Категоризация термина «архетип» была осуществлена учеником и соперником З. Фрейда, основателем аналитической школы К. Г. Юнгом . Швейцарский психиатр предложил свою теорию бессознательного человека, где особо важную роль занимали компоненты коллективного бессознательного - архетипы. Следующее развитие теория архетипов получила в трудах: И. Якоби, М. Хобсон, М.-Л. Фон Франц, Э. Найман и др .
Теория архетипического инициировала активную деятельность по исследованию психологии искусства и тех закономерностей, которые участвуют в создании художественных образов, а также способствовала дальнейшей интерпретации произведений с позиции психологии. В литературе в разное время преобладали разные принципы и подходы изучения литературы. В многообразии подходов отражается сложность самого произведения, как формы проявления искусства, так и авторского бессознательного участвующего в процессе творчества. С начала своего становления психологическая наука оказывала своё влияние на общетеоретическое познание форм искусств. Данное влияние С. Выготский охарактеризовал как необходимость «языком объективной психологии, говорить об объективных фактах искусства» . Исследователь в своей работе «Психология искусства» делал акцент на необходимости специальных психологических исследований, чтобы понять механизм психического воздействия художественного произведения на читателя.
Среди последователей К. Г. Юнга занимавшихся литературоведческой практикой можно выделить М.-Л. фон Франца, Е. М. Мелетинского, Дж. Кэмбелл, Э. К. Пинкола, А. М. Руткевич, С. С. Аверинцева, А. Ю. Большакову, Ю. В. Доманского и др .
В рамках нашего исследования так же необходимо обратиться к опыту исследователей, рассматривающих феномен виртуальности. Традиции прочтения феномена виртуальности прошли несколько этапов своего развития:
1. Виртуальность рассматривается косвенно как своеобразное инобытие культуры.
Философы, уже с времён античности, развивали идею своеобразной двойственности мира: где был мир действительный и «мир идей» (Платон ); информационный эквивалент вещи (И. Д. Скотт ); потенциальная внутренняя
возможность, реализуемая при совпадении определённых условий в действительности (Н. Кузанского ); «душа вещей» (Фома Аквинский ); «ноумен» (И. Кант ); утопический мир (Т. Мор );
2. Исследования авторов, рассматривающих виртуальную реальность, как симуляцию реальности.
В основе данного направления находятся фундаментальные положения постмодернистской философии. Прежде всего, это мысль Ж. Бодрийара о существовании симулякров, результатом объединения которых выступает создание особого мира - виртуальной реальности. К работам данного направления могут быть отнесены исследования Г. Дебора, Ж. Делеза, Ж. Деррида, Ж. Лакана, Ж.-Ф. Лиотара, У. Эко .
3. Осмысление виртуальной реальности, как созданной техническими средствами информационной среды.
Исследования виртуальности как искусственно созданной среды представлены преимущественно в работах современных специалистов: И. А. Акчурина, Б. Вули, В. А. Емелина, С. Жижека, Н. Б. Маньковской, Н. А. Носова, А. Ю. Севальникова, С. С. Хоружего .
Проблемы моделирования виртуальной реальности в мире, созданном, компьютерами и в Интернет-пространстве рассматриваются в работах М. Кастельса, У. Купера, В. М. Розина, Э. Тоффлера, У. Эшби, К. Янг .
4. Виртуальность как фактор трансформации традиционного поля культуры и как новая символически-духовная сфера социума;
Данная сфера вопросов находят своё отражение в исследованиях современных культурологов Д. В. Иванова, А. В. Костиной, С. Б. Синецкого, А. Я. Флиера, Т. Е. Шехтера, О. В. Шлыковой и других .
Изучение виртуальных сообществ только начало своё развитие. Существенный вклад внесли исследователи, специализирующиеся на изучении киберпространства: Е. П. Белинская, В. И. Дрожжинов, С. А. Дятлов, В. Б. Наумов, В. В. Печенкин, В. П. Терин, Н. О. Арестова, В. Ю. Несторов .
Интерес к изучению молодёжной культуры обозначился ещё в начале XX века. Исследования молодёжной субкультуры в рамках возрастного подхода развивались в трёх направлениях: психобиологический - молодость определяется через психофизиологические особенности пубертатного периода (Г. Стэнли Холл ); Структурный функционализм - молодость обладает структурным смыслом и содержанием (Ш. Эйзенштадт, Т. Парсонс ); Исторический подход - молодость, как определённое поколенческое сознание, имеющее связь с особым переживанием исторической ситуацией. В. Уайт, Ф. Трэшер и Р. Парк изучали механизмы формирования групповых идентичностей, трансляции ценностей и норм молодёжных культур через исследования образа жизни группировок из городских трущоб американских городов. А. Коэн и Р. Мертон исследовали молодёжные субкультуры в рамках девиантного подхода. Молодёжная культура как динамичная и подверженная трансформациям формы и содержаниям территория, рассматривалась в трудах Т. Джефферсон, К. Гриффин, П. Уиллис, А. Макробби, М. Брейк .
В отечественной социологии можно отметить работы Т. Б. Щепанской, В. В. Костюшева, Т. Т. Исламшиной, А. Л. Салагаева, А. С. Запесоцкого, Т. П. Долгова и Ю. А. Клейберг, Е. Л. Омельченко, И. И. Ильинского, Ю. А. Зубок, И. Ю. Сундиева, И. Н. Андреевой .
Можно зафиксировать недостаточное количество работ, касающихся виртуальных молодёжных практик, так же почти полностью отсутствует материал по культуре виртуальных субкультур. В ходе нашего исследования мы не встретили ни одного примера рассмотрения субкультурных практик через призму активизации определённого архетипического образа, диктующего, вследствие, определённую модель поведения.
Источниковая база исследования представлена комплексом источников, неопубликованных и опубликованных как традиционным способом, так и посредством ресурсов Интернет.
Среди неопубликованных источников: Полевой дневник автора на основе включенного скрытого наблюдения .
Среди опубликованных источников: произведения Л. Кэррол, Т. Мор, М. Петросян ; собрание сочинений Платона и Плотина , труды Ф. Аквинского, И.-Д. Скотта, Иринея, Н. Кузанского .
К Интернет-источникам относятся: ресурсы Бесплатной Российской Библиотеки, Научной электронной библиотеки eLibrary.ru, Научной электронной библиотеки «КИБЕРЛЕНИНКА», Философской Библиотеки Ренессанса, Философской библиотеки средневековья, Электронной библиотеки Александра Белоусенко . Материалы некоммерческого литературного интернет-проекта, представляющий деятельность русских толстых литературно-художественных и гуманитарных журналов, выходящих в России и за рубежом - «Журнальный зал»; сайта созданного
студентами-социологами для студентов-социологов - «Socioline.ru - Учебники, монографии по социологии»; сайта по психологии «Флогистон»; Результаты научно-практических конференций ученых и студентов представленных на сайте «СибАК» . Данные с официального сайта литературной премии «Студенческий букер - 2010»; официального сайт издательства Гаятри/LiveBook . Информация опубликованная в личном сайте-блоге Елены Полярной и в электронных СМИ: Частный
Корреспондент, Meduza . Материалы видео хостинга YouTube и социальной сети VKontakt .
Совокупность предложенных источников позволила нам достичь цели и решить поставленные в исследовании задачи.
Гипотезой исследования является положение, согласно которому архетипические образы представляют собой определённый фактор поведения субкультуры виртуального сообщества и реального процесса взаимодействия культуры и личности человека.
Объект исследования. В качестве объекта исследования выбрана молодёжная виртуальная субкультура «Домовцы».
Предмет исследования - воздействие архетипических образов произведения М. Петросян «Дом, в котором...» на культурные практики молодёжной субкультуры «Домовцы».
Целью данного исследования является рассмотрение воздействия архетипических образов на деятельность субкультурной молодёжной группы.
Для достижения данной цели нам необходимо выполнить ряд исследовательских задач:
1. Рассмотреть основные интерпретации виртуального пространства в философско-культурологической традиции;
2. Определить положение архетипического образа в системе формирования и дальнейшего существования культурного продукта;
3. Охарактеризовать архетипические образы как символическое основание в жизни субкультур;
4. Провести общий анализ субкультуры «Домовцы»;
5. Обозначить архетипические образы произведения М. Петросян «Дом, в котором...» в отражении творческой деятельности фанатов;
6. Выявить формы проявления архетипических образов произведения М. Петросян «Дом, в котором.» в жизни стаи «Осколки».
Теоретико-методологическая база. Избранные теоретико¬
металогические подходы исследования базируются на концептуальных достижениях зарубежной и отечественной науки в таких областях, как культурология, социологии, психологии, теории и практики коммуникаций. В качестве методологического основания исследования был избран компаративистский подход, согласно которому изучение другой культуры опирается на герменевтический метод и сравнение на основе метода «вживления» себя в другую культуру. При работе с областью виртуального пространства мы избрали концепцию А. Я. Флиера, согласно которой культура в целом рассматривается, как виртуальное образование. Для анализа современных молодёжных культур мы опираемся на постсубкультурный подход, в подвиде которого предполагается для удобства применение термина «субкультура» (данное направление представлено в работах С. Ридхеда, Ж. Делеза и Р. Вайнцирль) . Данный подход позволяет нам рассматривать жизненно-стилевые стратегии молодёжной повседневности в условиях процессов глобализации и виртуализации. Теоретический анализ проблемы задан рамками структурного функционализма, а именно особенностями социализации молодёжи и функциональной специфики молодёжной культуры (Т. Парсонс).
В нашем исследовании мы придерживаемся принципов: объективности, системности, а так же целостности, многомерности и вариативности развития социокультурных процессов.
Диссертационная работа опирается на учение К. Г. Юнга об архетипах коллективного бессознательного . Использование мифологии для обнаружения архетипических образов в произведении М. Петросян «Дом, в котором.» обосновывается через современное представление о мифе как реальности (А. Ф. Лосев, Б. Малиновский), а так же о понимании мифа как основы культурных форм - символический поход к культуре (Э. Кассирер). В процессе работы применялись следующие методы исследования: Общелогические: анализ, обобщение, синтез, абстрагирование, аналогия и моделирование; Общенаучные: описание, сравнение, индукция, дедукция; и методы частных наук: культурологии, психологии, литературоведения и социологии. В частности:
Историко-генетический метод - для исследования происхождения и эволюции понятия «архетип» и «виртуальность».
Сравнительно-исторический метод - чтобы выявить произошедшие изменения в культуро-философской мысли касательно вопроса отношения к виртуальности. И в частности через историко-типологическое сравнение объяснить сходство архетипической и виртуальной природы.
Структурно-функциональный метод - позволяющий провести моделирование структуры бессознательного отражённого в произведения; структуры и функционального содержания, характеристик виртуального пространства и культурных практик субкультуры;
Типологический метод - применение, которого позволит произвести дальнейшую классификацию виртуального молодёжного объединения «Домовцы» по существенным признакам были выбраны типологии С. Фролова, Н. Фрадкина и А. Толстых.
Психоаналитический метод - как основной метод выделения архетипического в произведении и последующая интерпретация представленного образа, применяется в сочетании с ассоциативным методом.
Метод наблюдения - включённое, скрытое наблюдение, для получения необходимой первичной информации о жизни внутри группы.
Контент-анализ - послужил вспомогательным методом при взаимодействии с содержанием тематических групп в социальной Interner сети Vkontakt.
Хронологические и территориальные рамки исследования.
Нижняя временная граница нашего исследования 2009 г. - время публикации произведения М. Петросян «Дом, в котором...», которое служит для участников субкультуры «Домовцы» Каноном - неизменной совокупностью законов, норм и правил, подлежащих воспроизводству в культурном пространстве субкультуры. Верхняя граница - 2017 г, когда было окончено наблюдение и сбор первичных данных. В качестве территориальной рамки исследования у нас обозначено виртуальное Inernet пространство социальной сети Vkontakte.
Научная новизна исследования. Впервые в отечественной культурологии произведён комплексный анализ и представлена характеристика молодёжной виртуальной субкультуры «Домовцы». Впервые представлена роль архетипических форм как символического основания существования и развития субкультуры.
Положения, выносимые на защиту:
1. Архетипические образы окружающие нас в продуктах культуры представляют собой побочный продукт взаимодействия виртуальной реальности коллективного бессознательного с окружающей нас действительностью.
2. Субкультура имеет свой фундамент смыслов, среди которых есть и архетипические образы, которые отражаются в повседневных практиках самой субкультуры и составляют её символическое основание для возможного развития и актуальности.
Научно-практическая значимость исследования. С теоретической точки зрения, исследование воздействия архетипических образов на культурные практики и модели поведения членов группы, позволяет нам понять психологические механизмы культурного взаимодействия продукта и потребителя.
С практической точки зрения, материалы и результаты работы могут быть использованы для дальнейшего исследования и реконструкции архетипического в результатах творческой деятельности человечества, и , как следствие, выявить универсальные компоненты современной культуры искусства.
Апробация результатов исследования осуществлялась в выступлениях на ряде студенческих научно-практических конференций регионального, республиканского и всероссийского уровней. По проблематике выпускной квалификационной работы опубликованы статьи в сборниках материалов научных конференций:
1. Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей VIII
Международной научно-практической конференции. В 4 ч. Ч. 1-Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2017.
2. WORLD SCIENCE: PROBLEMS AND INNOVATIONS сб. ст. победителей X Международной научно-практической конференции : в 3 ч.. -Пенза, Изд: «Наука и Просвещение». - 2017.
3. Научные достижения и открытия современной молодёжи: сборник статей III Международной научно-практической конференции. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2018.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


С развитием компьютерных технологий, появлением «киберпространства» появилась необходимость изучить и определить положение виртуального пространства в культуре. Для философско- культурологической традиции проблематика отношений между реальностью и «псевдо-миром» одна из наиболее устойчивых тем на протяжении многих веков. В развитии проблемы сложилось несколько концептуальных подходов к идее виртуальности: Виртуальность, как инобытие (несуществующая реальность); Виртуальность, как непознанная реальность; Виртуальность, как идеалистическая реальность; Виртуальность, как субъективно-переживаемая реальность; Виртуальность, как имитативная реальность; Виртуальность - как киберпространство. В свою очередь, в культурологической традиции проблема соотношения виртуальности с культурой приобрело три объединяющих различные концепции пути: Виртуальность, как часть культуры реального мира; Виртуальная культура, как синонимичная или рядом расположенная категория к концептам: информационная культура, медиа- культура, аудиовизуальная культура, интернет культура; Культура - как виртуальная реальность. Идеи разделения мира на безусловную (объективную) реальность и виртуальную развивалась вместе с философской мыслью человечества. Специфика виртуального мира проявлялась в попытках осуществления воплощения транцедентного, идеального и абсолютного в объективной реальности, например, через культуру. На сегодняшний день нет единого определения, что есть виртуальная реальная, как нет и единого подхода к рассмотрении виртуальной культуры. В рамках нашего исследования мы придерживаемся подхода определения в вопросе соотношения культура - виртуальность, где виртуальность является основной характеристикой культуры. Лексема архетипов, как и идея виртуального мира, развивалась вместе с философской мыслью человечества. В античность, как образец, заданный космический порядком; в средневековье
- божественная идея; в классической философии - форма интеллекта. В XX веке понятие «архетип» претерпевает новый этап развития, где особую роль играет развитие теории архетипов К. Г. Юнга. Юнг зафиксировал тесную связь архетипа и мифологии, индивидуального и коллективного психического, наличие в культурной информационной среде определённых образцов формирующих модели поведения. Архетипы представляют собой суть памяти культуры. Архетипические образы мы можем встретить в любом культурном продукте. Л. Н. Кошетарова отмечала, что «Первичными основополагающими носителями смысла в культуре стали архетипы» и, поскольку, культуру в целом мы можем рассматривать, как виртуальное образование, соответственно, архетипические образы окружающие нас в продуктах культуры являются ни чем иным, как продукт взаимодействия виртуальной реальности коллективного бессознательного с окружающей нас действительностью.
Архетип зачастую представлен тем неким образованием, что, не имея собственного содержания (но, имея сильный воздействующий энергетический потенциал), как ноумен, может вобрать в себя множество различных значений, через символическую схему, которая преобразует энергию ноумена в феномен, доступный нашему исследованию. Архетипический образ - носитель определённой модели, сценария действия, источник воспроизведения архетипического смысла. В культуре данная архетипическая схема вбирает в себя внешний мир символики и значений, создает свою интерпретацию и адаптируется к современным реалиям.
Как и в любой другой культуре, субкультура имеет свой фундамент смыслов, среди которых есть и архетипические образы, которые составляют её символическое основание для возможного развития и актуальности, поскольку именно архетипические образы и сам архетип в целом находит отклик в душе человека. В качестве объединяющего архетипического образа
субкультуры «Домовцы» выступает центральный архетипический образ произведения М. Петросян «Дом, в котором.» - Дом, представляющий собой совершенный соединяющий в себе сразу несколько пространств: Наружность, Изнанка и Лес. Устройство внутреннего виртуального пространства субкультуры «Домовцев» соответствует внутреннему устройству пространства описанного в произведении Дома. В традициях и устройстве быта участников субкультур находят отражение основные правила и традиции жизни Дома: Ритуал посвящения и инициации, табу, нормирующие отношения к Наружности, табу о неразглашении существования Изнанки и, собственно, традиции, нормирующие образ жизни жителей Дома. Архетипический образ Дома - это образ, носитель определённой модели, сценария действия, которой стараются придерживаться участники субкультуры. События, происходящие в субкультуре «Домовцы», носят ритуализированный характер и выполняют те же функции, что и традиции, и ритуалы в традиционном обществе. Исполняют необходимость удовлетворения потребности самоопределения и преодоления переходного состояния. Дом представляет собой для Домовцев сетевой заменитель функций и образов из «реальной жизни». Площадка реализации оппозиции родительской и массовой культуре. Некое убежище от реальности - агрессора. Поскольку, в современных реалиях к проявлениям своей принадлежности к той или иной субкультуре общество относится негативно, Домовцы реализуют свою деятельность в виртуальном пространстве, которое предоставляет больше возможностей для реализации, демонстрации и поддержания жизни смыслового поля группы. Как субкультура, Домовцы представляет общество без стилевых и идеологических обязательств с развитием свободной трактовки, что есть правильно/неправильно, красиво/некрасиво, аутентично/неаутентично.
Правила существующие в Доме регулируют взаимоотношения и действия внутри Дома, но никак не затрагивают вкусовые и мировоззренческие представления участника сообщества. Является ли Дом площадкой для преодоления состояния «заброшенности»? Остаётся открытым. Насколько будет жизнеспособна так или иная субкультура, зависит только от её способности заново возрождать очаровывающую силу архетипического образа и воспроизводить новые смыслы, что будут выходить за рамки потребностей узкого круга сторонников.
Мы провели скрытое включенное наблюдение в закрытой молодёжной виртуальной субкультуре «Домовцы» и выделили пятнадцать основных транслируемых архетипических образов произведения М. Петросян «Дом, в котором...»в творчестве и поведении участников субкультуры: Слепой, Сфинкс, Табаки, Лорд, Стервятник, Македонский, Курильщик, Русалка, Рыжая, Рыжий, Горбач, Волк, Чёрный, Крыса, Седой. На примере стаи «Осколки» мы выявили, что: наиболее популярный сценарий поведения для вступления в группу представляется модель поведения образа Трикстера - Табаки; как определитель неопытности и плохой адаптации к Дому - Курильщик; Русалка, Рыжая и Крыса - больше предпочитали транслировать женские персонажи Виртуального Дома; для реализации мотива жертвы и одиночества выбирали модель поведения Македонского и Горбача; Волк и Чёрный - сценарии, которые избирают для проявления революционного духа, либо для проявления своих тёмных сторон; Седой и Сфинкс - модель поведения для наставников, советчиков; Однако так же Сфинкс, Стервятник, Слепой и Рыжий - это стратегии стиля вожачества. Модель поведения участника стаи не ограничивается одним образом, но обычно не выходит за пределы двух. Транслируемый образ поведения в повседневной деятельности стаи, так или иначе, находит прямое или косвенное отражение в личном творчестве. Художественное произведение М. Петросян «Дом, в котором.» - это сложное произведение, повествующее о болезненном ритуале инициации. Мотив смерти, как физической и символической в произведении занимает одну из центральных ролей, ту же картину мы встречаем и внутри субкультуры, но в отличие от опасных для жизни «групп смерти», Домовцы ценят жизнь и, если у состайника замечают наклонности к суициду, стараются уберечь его от данного поступка.
Внутри Дома существует сложная социальная динамичная система, со своими правилами, традициями и собственным жизненным циклом. Домовцы - это субкультура, которая пытается продублировать, или воспроизвести жизнь, если не самих героев произведения М. Петросян «Дом, в котором..», то хотя бы самим (или своим персонажам) прожить в духе данного произведения. Главная цель Дома - создать убежище от Наружности. Субкультура Домовцев на данный момент представляет собой временное образование и возможно в будущем исчезнет, если практики, существующие в данной молодёжной субкультуре, будут продолжаться подвергаться упрощению.



1. Полевой дневник П. Е. Воронкова. - Владивосток, 2018. - 224 с.
Опубликованные
2. Аквинский, Ф. Избранное / Ф. Аквинский. - М.: Мысль, 1966. - 212 с.
3. Аквинский, Ф. Сумма Теологии/ Ф. Аквинский. - Киев: Эльга, 2005. Часть 1. Вопросы 75—119. - 576 с.
4. Блаженный Иоанн Дунс Скотт. Избранное/Составление и общая редакция Г. Г. Майорова. — М., 2001. — 583 с.
5. Ириней Против ересей. Творения. - М., 1996. - 272 с.
6. Канетти, Э. Человек нашего столетия/ Э. Канетти. - М.: Прогресс, 1990. -1019 с.
7. Кузанский, Н. Избранные философские сочинения/Н. Кузанский. - М.: Соцэкгиз, 1937. - 364 с.
8. Кэррол, Л. Алиса в Стране чудес и Зазеркалье. Пища для ума: [перевод с англ]/ Л. Кэррол. - Москва: Издательство «Э», 2016. - 608 с.
9. Мор, Т. Утопия. / Пер. с латин. Ю. М. Каган. Вступ. ст. И. Н. Осиновского. — М.: Наука, 1978. — («Предшественники научного социализма») — 416 с.
10. Петросян, М. Дом, в котором. / М. Петросян. - М.: Гаятри/Livebook, 2009. - 960 с.
11. Петросян, М. Дом, в котором./ М. Петросян. - Москва: Лайвбук, 2017.- 976 с.
12. Платон. Собрания сочинений: В 4-х т. Т. 3 / Платон.- М.: Мысль, 1994. - 657 с.
13. Плотин. Избранные трактаты в 2-х т. Т.2 / Плотин. - М.: Мысль, 1993. - 250 с.
14. Mariam Petrosjan. La casa del tempo sospeso = Thehousethat = Дом, в котором / Traduzione di Emanuela Guercetti. — Milano: Salani, 2011. - 880 c.
Литература
Монографии, исследования
15. Акчурин, И.А. Концепция виртуальных миров и научное познание/ И. А. Акчурин - СПб.: РХГИ, 2000. - 320 с.
16. Барулин, В.С. Основы социально-философской антропологии / В. С. Барулин. - М.: Академкнига, 2002. - 455 с.
17. Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса/ М.М. Бахтин. - М.: Худож.лит., 1990. - 543 с.
18. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. - Изд. 2-ое, испр. и доп. — Москва: Академия, 2004. - 788 с.
19. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть/ Ж. Бодрийяр. — Москва: Добросвет. 2000. - 387 с.
20. Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляция / Ж. Бодрийяр; пер. А. Качалова. — Москва: Постум, 2016. - 240 с.
21. Бодрийяр, Ж. Прозрачность зла / Ж. Бодрийяр; пер. Л. Любарской, Е. Марковской. - М.: Добросвет, 2000. - 259 с.
22. Выготский, Л.С. Психология искусства, - М.: Искусство, 1968. - 573 с.
23. Воглер, К. Путешествие писателя Мифологические структуры в литературе и кино/ К. Воглер. - М.: Альпина нон-фикшн. - 2015.- 476 с.
24. Гончаренко, Н. В. Гений в искусстве и науке/ Н.В. Гончаренко. - М.: Искусство, 1991. - 432 с.
25. Гуревич, А.Я. Средневековый мир/ А.Я. Гуревич // Избранные труды: в 2 т. - СПб.: Университетская книга, 1999. - 560 с.
26. Давыдов, Ю.Н. Социология контркультуры: (Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь) / Ю. Н. Давыдов, И. Б. Роднянская. - М.: Наука, 1980. - 264 с.
27. Дебор, Г. Общество спектакля/пер. с фр. Ст. Офертаса, М. Якубович. - М.: Логос, 2000. - 184 с.
28. Делёз, Ж. Капитализм и шизофрения / Ж. Делез, Ф. Гваттари; пер. с франц. и послесл. Д. Кралечкина; науч. ред. В. Кузнецов. - Екатеринбург: У-Фактория, 2007. - 672 с.
29. Деррида, Ж. О грамматологии / Пер. с фр., вст. ст. и комм. Н.С. Автономовой. - Москва: Издательство "AdMarginem", 2000. - 540 с.
30. Деррида, Ж. Призраки Маркса/ Ж. Деррида — М.: Logosaltera, 2006. — 254 с.
31. Долгова, Т.П., Клейберг Ю.А. Молодёжная культура и наркотики. - Тверь: Изд-во ТГТУ, 1997. - 166 с.
32.Запесоцкий, А.С. Отцы и дети: Конфликт поколений. Социализация. Молодежная субкультура . - СПб.: СПбГУП, 2006. — 64 с.
ЗЗ.Запесоцкий, А.С. Молодежь в современном мире: проблемы
индивидуализации и социально-культурной интеграции/ А. С.
Засопецкий. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 1996. - 350 с.
34.Зубок, Ю.А. Социальная интеграция молодежи в условиях
нестабильного общества / ИСПИ РАН. - М.: НИЦ при Ин-те молодежи - 141 с.
35. Иванов, Д.В. Виртуализация общества. Версия 2.0. - СПб.:
«Петербургское Востоковедение», 2002.- 224 с.
36. Иванов, Д.В. Императив виртуализации. Современные теории
общественных изменений / пред. А.О. Бороноева. - СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2002. - 212 с.
37. Исламшина, Т.Г. Молодежные субкультуры /Т. Г. Исламшина [и др.]. - Казань: Изд-во Казан, гос. технолог, ун-та, 1997. - 166 с.
38. Кант, И. Сочинения в 8-ми т. Т. 8. / И. Кант. - М. :Чоро, 1994. - 718 с.
39. Кассирер, Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры// Проблема человека в Западной философии. - М.: Прогресс,
1988. - 552 с.
40. Кастельс, М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе
и обществе (англ.)русск. / Пер. с англ. А. Матвеева под ред. В. Харитонова. — Екатеринбург: У-Фактория (при участии
Гуманитарного ун-та), 2004. - 328 с.
41. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура/ пер. с анг. под науч. ред. О. И. Шкаратана - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 606 с.
42. Клейберг, Ю.А. Молодежь и досуг: сущность, проблемы, основные тенденции: Монография. — Бишкек, 1993. - 164 с.
43. Костюшев, В.В. Молодёжные движения и субкультуры Санкт- Петербурга (социологический и антропологический анализ)/ В. В. Костюшев. - СПб: Норма, 1999. - 304 с.
44. Криппнер, С. Сновидения и творческий подход/ С. Криппнер, Дж. Диллард. - М: Издательство Трансперсонального Института. 1997. - 256 с.
45. Кудрявцев, О.Ф. Чаша Гермеса. Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция/ сост. и авт. вступ. ст. О.Ф. Кудрявцев; коммент. О.Ф. Кудрявцев,- М.: Юрист, 1996. - 336 с.
46. Кэмбелл, Дж. Тысячеликий герой/ Дж. Кэмбелл. - М.: АСТ, 1997. - 336 с.
47. Лакан, Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе/ Ж. Лакан. - М.: Гнозис, 1995. - 192 с.
48. Левикова, С.И. Молодежная культура/ С.И. Левикова. - М.: Вузовская книга, 2002. - 359 с.
49. Лиотар, Ж. -Ф. Состояние постмодерна/Пер, с фр. Н.А. Шматко. - М.: Институт экспериментальной социологии, Спб.: Алетейя, 1998. - 1б0 с.
50. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста/ Ю.М. Лотман // Лотман Ю.М. Об искусстве. - СПб.: Искусство, 1998. - 704 с.
51. Луман, Н. Эволюция/ Н. Лукман: пер. с нем. А. Антовский. - М.: Логос,
2005. - 256 с.
52. Мангейм, К. Диагноз нашего времени/ К. Мангейм. - М.: Юрист, 1994.
- 700 с.
53. Манхейм, К. Диагноз нашего времени/ К. Манхейм. - М.: Юристъ, 2004. - 704 с.
54. Маклюэн, М. Галактика Гутенберга. Становление человека
печатающего = The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man. — 2-е изд. — М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2013. - 496 с.
55. Мелетинский, Е.М. О литературных архетипах / Е.М. Мелетинский. - М.: Просвещение, 1994. - 214 с.
56. Мертон, Р.К. Социальная теория и социальная структура / Пер. с англ. Е. Н. Егоровой, и др.; науч. ред. З. В. Коганова. — М.: АСТ, Хранитель,
2006. — 873 с.
57. Моль, А. Социодинамика культуры = Sociodynamique de la culture: Пер. с фр. /Предисл. Б. В. Бирюкова. Изд. 3-е. - М.: Издательство ЛКИ, 2008.
- 416 с.
58. Мудрик, А.В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/А. В. Мудрик. -2-е изд., испр. и доп. -М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 304 с.
59. Нойман, Э. Происхождение и развитие сознания/ Э. Нойман. - М.: Рефл-бук, 1998. - 462 с.
60. Носов, Н.А. Манифест виртуалистики/ Н.А. Носов// Труды
лаборатории виртуалистики. Вып. 15. - М.: Путь, 2001. - 17 с.
61. Омельченко, Е. Молодёжные культуры и субкультуры/ Е. Омельченко.
- М.: ИС РАН. 2000. - 261 с.
62. Парсонс Т. О структуре социального действия/ Т. Парсонс. — М.: Академический Проект, 2000. — 880 с.
63. Руткевич, A.M. Архетипы в фольклоре и литературе/ А.М. Руткевич // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения; Науч.- информ. сб.- Вып. 5.-М., 2001.- 215 с.
64. Синецкий, С.Б. Культурная политика XXI века: от прецендента Истории к проекту Будущего: монография./ С. Б. Синецкий. - Челябинск: Энциклопедия, 2011.- 288 с.
65. Супрун, В.И. Современная буржуазная футурология: Проблемы, тенденции / В. И. Супрун / отв.ред. В. В. Алексеев и А. Н. Кочергин. - Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1986. - 205 с.
66. Тарнас, Р. История западного мышления: пер. с англ. / Р. Тарнас. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. - 448 с.
67. Тарт, Ч. Измененные состояния сознания/ Пер. с англ. Е. Филиной, Г. Закарян. М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 288 с.
68. Толстых, А.В. Взрослые и дети: парадоксы общения/ А. В. Толстых. - М.: Педагогика, 1988. - 128 с.
69. Тоффлер, Э. Третья волна = TheThirdWave, 1980. — М.: АСТ, 2010. - 784 с.
70. Тоффлер, Э. Шок будущего = Future Shock, 1970. - М.: АСТ, 2008. - 560 с.
71. Усманова, А.Р. Умберто Эко: парадоксы интерпретации. — Мн.: "Пропилеи", 2000. - 200 с.
72. Хобсон, М. Архетипы и коллективное бессознательное К.Г. Юнга / М. Л. Хобсон - М.: Центр, 1998. - 267 с.
73. Франц фон, М.Л. Психология сказки. Толкование волшебных сказок /Пер. К. Бутырина. - М.: БСК, 2004. - 583 с.
74. Фрейд, 3. Введение в психоанализ. Лекции / 3. Фрейд.
Наука, 1991. - 356 с.
75. Хейзинга, Й. Ното Ludens / Человек играющий: ст. по истории культуры / Й. Хейзинга / пер. с ни-дерланд. и сост. Д. В. Сильвестрова. - 2-е изд., испр. - М.: Айрис-пресс, 2003. - 496 с.
76. Шиллер, Ф. Письма об эстетическом воспитании / Ф. Шиллер. Собрание сочинений: в 7 т. - М., 1957. - Т. 6. - 794 с.
77. Шлыкова, О.В. Феномен мультимедиа. Технологии эпохи электронной культуры: Монография/ Шлыкова О. В. - М.:МГУКИ, 2003. - 268 с.
78. Шопенгауэр, А. Избранные произведения / Сост., авт. вступ. ст. и примеч. И.С. Нарский. - М.: Просвещение, 1992. - 479 с.
79. Шопенгауэр, А. Свобода воли и нравственность / А. Шопенгауэр; общ. ред., сост, вступ, ст. А. А. Гусейнова, А. П. Скрипника. - М.: Республика, 1992.- 448 с.
80. Шпет, Г.Г. Очерк развития русской философии / Г. Шпет. - М.: Правда,
1989. - 602 с.
81. Щепанская, Т.Б. Система: тексты и традиции субкультуры/ Т. Б. Щепанская. - М.: ОГИ, 2004. - 286 с.
82. Эко, У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста/ Пер. с англ. и итал. С. Серебряного. - СПб.: Симпозиум, 2007. - 572 с.
83. Юнг, К.Г. Аналитическая психология/ К. Г. Юнг. - М.: Мартис,1994. - 265 с.
84. Юнг, К.Г. Архетип и символ / К. Г. Юнг. - М.: Канон, 1991.- 334 с.
85. Юнг, К.Г. Структура психики и архетипа./Пер. с нем. Т.А. Ребеко, - 2-е издание - М: Академический Проект, 2009. - 302 с.
86. Юнг, К. Г. Человек и его символы / К. Г. Юнг. - М.: Центр, 1997.- 289 с.
87. Якоби, И. Психологическое учение К.Г.Юнга/ И. Якоби// Юнг К.Г. Дух и жизнь. - М.: Практика, 1996. - 109 с.
88. Brake, M. Comparative Youth Culture. The Sociology of Youth Culture and Youth Subculture in America, Britain and Canada// London: Routledge & Kegan Paul, 1985. - 228 с.
89. Buhl, A. Die virtuelle Gesellschaft: Okonomie, Politik und Kultur im Zeichen des Cyberspace. Opladen: Westdeutscher Verlag, 1997. - 397 с.
90. Clarke J., Hall S., Jefferson Т., Roberts B. Subcultures, Cultures and Class. - London: Routledge. 1976. - 599 с.
91. Eisenstadt, S.N. From Generation to Generation: Age Groups and Social Structure. - London: Free Press of Glencoe, 1964. - 375 с.
92. Park, R.E. Biography of a sociologist. -Duke University Press, 1979. - 206 c.
93. Riesman D. The Lonely Crowd. — 13th edition. — Yale University, 1968. - 315 с.
94. Whyte, W.F. Street Corner Society: The Social Structure of an Italian Slum.
- University of Chicago Press, 1943. - 364 с.
95. Willis, P.E. Learning to Labor: How Working-Class Kids Get Working-Class Jobs. New York, - NY: Columbia University Press, 2017. - 304 с.
96. Woolley, B. Virtual Worlds. A Journey in Hype and Hyperreality. - Oxford, Cambridge: Blackwell, 1992. - 274 с.
Статьи
97. Аверинцев, С.С. «Аналитическая психология» К. Г. Юнга и
закономерности творческой фантазии / С. С. Аверинцев // Вопросы литературы. - 1970. - № 3. - С. 112-143.
98. Андреева, И. Молодежные субкультура: норма и система ценностей /И. Андреева, Н. Голубкова, Л. Новикова //Социологические исследования.
- 1989. - N 4. - С. 50-51.
99. Аникина, Т.В. Имя собственное в Интернет-коммуникации/ Т. В. Аникина // Изв. Урал. гос. ун-та. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2010. - № 2(75). - С. 71-76.
100. Арестова, О.Н. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия / О. Н. Арестова, Л. Н. Бабанин, А. Е. Войскунский//Вестн. Моск. ун-та. Сер. Психология. 1996., -No 4. - С. 14-20.
101. Белинская, Е.П. Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие/ Е.П. Белинская // Психологические исследования.-
2013. - Т. 6,- № 30.- С. 5.
102. Большакова, А.Ю. Литературный архетип/ А. Ю. Большакова// Литературная учёба. — 2001. — № 6.- С.169-173.
103. Бочаров, В.В. Антропологическая наука и общество/ В. В. Бочаров// Журнал социологии и социальной антропологии. - 2000. - №1. - С. 121-134.
104. Бурдье, П. О телевидении и журналистике / Пер. с фр. Т. В.
Анисимовой и Ю. В. Марковой. Отв. ред и предисл. Н. А. Шматко. - М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», Ин-т
экспериментальной социологии, - 2002. - С. 88-104.
105. Воронкова, П.Е. Архетипический образ героя в произведении М. Петросян «Дом, в котором.»/ П.Е. Воронкова// Научные достижения и открытия современной молодёжи: сборник статей III Международной научно-практической конференции. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2018. - С. 285-294.
106. Воронкова, П.Е. Образы архетипа Тени в произведении М. Петросян «Дом, в котором.»/П. Е. Воронкова// Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. В 4 ч. Ч. 1-Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2017. - С. 301-308.
107. Воронкова, П.Е. Символ дракона в произведении М. Петросян «Дом, в котором.», как определяющий фактор анализа архетипического образа персонажа/ П.Е. Воронкова// Научные достижения и открытия современной молодёжи: сборник статей III Международной научно-практической конференции. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2018. - С. 299-305.
108. Дятлов, С.А. Информационная парадигма социально-экономического развития/ С. А. Дятлов // Известия Санкт- Петербургского университета экономики и финансов. - СПб., 1995. - № 3-4. - С. 17-30.
109. Ильинский, И.М. Наш молодой современник/ И.М. Ильинский. // СоцИс. 1987, - №2. - С. 21-28.
110. Корсунцев, И.Г. Рефлексия и виртуальная реальность./ И.Г. Корсунцев // Философские исследования. - 1997. - № 3. - С. 138-158.
111. Кошетарова, Л.Н. Архетип и символ как основные формы выражения культурных смыслов рекламы/ Л.Н. Кошетарова // Знание. Понимание. Умение. - 2010. - №4. - С. 122-126.
112. Коэн, С. Средства массовой коммуникации, моральная паника и девиантность/ С. Коэн // Средства массовой коммуникации и социальные проблемы. - Казанский Университет, 2000. - С. 218-223.
113. Левикова, С.И. Две модели динамики ценностей культуры (на примере молодёжной субкультуры)/ С.И. Левикова// Вопросы философии. - 2006. - №4. - С. 71-79.
114. Левикова, С.И. Молодежных субкультур в России/ С.И. Левикова// Социол. Исследования, - 2002. - №10.- С. 79-87.
115. Маньковская, Н.Б. Виртуалистика: художественно-эстетический аспект/ Н.Б. Маньковская // Виртуалистика: экзистенциальные и эпистемологические аспекты. М.,- 2004. - С. 328-341.
116. Матвеева, С.Я. Субкультуры в динамике культуры/ С. Я. Матвеева// Субкультурные объединения молодёжи: критический анализ. - М., 1987. - С. 16-23.
117. Муртазина, М.Ш. Связь категорий «культура» и «цивилизация» в
контексте глобализационных процессов: философско-
культурологический анализ/ М.Ш. Муртазина // Вестник Челябинского государственного университета, - 2011. -Вып. 21. - С. 111-114.
118. Найдыш, В.М. Происхождение архетипов коллективного бессознательного/ В.М. Найдыш//Вестник РУДН. Серия: философия. - 2004-2005. - №1 (10-11). - С. 27-47.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ