Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблема места и роли феноменов страха, ужаса и тревоги в философской традиции

Работа №67226

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

филология

Объем работы76
Год сдачи2017
Стоимость5000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
315
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Проблема места и роли феноменов страха, ужаса и тревоги в философской традиции 16
§ 1. Основные вехи зарождения и развития изучения проблематики страха, ужаса и тревоги 16
§2. Краткий обзор опубликованных работ по вопросам изучения онтологических феноменов страха, ужаса и тревоги в современной исследовательской литературе 28
Глава 2. Страх как временная модальность расположения 33
§1. Авторизация как модус страха 35
§2. Персуазивность как модус страха 38
§3. Оценочность как модус страха 39
Глава 3. Ужас как повторное «выбрасывание в мир» 44
§1. Ужас как модальность не действительности 48
§2. Ужас как модальность действительности 48
§2.1. Ужас как дебитивная модальность 49
§2.2. Ужас как потенциальная модальность 50
§2.3. Ужас как гипотетическая модальность 51
§2.4. Ужас как императивная модальность 52
§2.5. Ужас как интенциональная модальность 53
§2.6. Ужас как оптативная модальность 54
Глава 4. Тревога как неотъемлемая часть сущего 57
§1. Тревога как модус трагического ощущения 59
§2. Тревога как модус предвосхищения 60
Заключение 63
Библиографический список 66


Предлагаемая диссертация посвящена недостаточно изученным проблемам онтологии, связанным с прояснением феноменов страха, ужаса и тревоги как модальностей расположения (die Befindlichkeit). Этот экзистенциал обозначает настройку или установку. Die Befindlichkeit имеет функцию непосредственного раскрытия (дорефлексивного отношения к миру и к себе). Помимо таких способов как речь и понимание, расположенность является важнейшим способом открытости в контексте хайдеггеровской философии.
В большинстве случаев страх, ужас и тревога рассматриваются как предмет изучения, а не как способ присутствия человека и раскрытое бытие. Мы рассматриваем данные феномены как способы бытийствования. Сущность страха, ужаса и тревоги не схватывается, если мы поставим их в качестве познаваемого предмета. Следует отметить и необходимость изучения данных феноменов не изолированно друг от друга. Так как изолированное истолкование страха от ужаса и тревоги приводит к утрате присущего каждому из них содержания в результате неосознанной подмены одного понятия на другое.
Страх, ужас и тревога направлены не только на содержание жизни как реакция на внешнюю угрозу, но и коренятся в самом человеке. Поэтому мы считаем страх, ужас и тревогу не только реакцией и онтологическим феноменом, но и способом (модусом расположения) человеческого бытия. В исследовании страха, ужаса и тревоги следует учитывать, что сами эти феномены - есть смысловое поле, модус расположения. Состояние страха, ужаса и тревоги - момент схватывания присутствия. Эти феномены не являются добавлением к содержанию бытия, а они и есть его содержание. Поэтому описание признаков или проявлений страха, ужаса и тревоги представляется нам вторичным по отношению к задаче прояснения глубокого смысла страха, ужаса и тревоги как открытого присутствия. Страх,
ужас и тревога могут быть поняты лишь потому, что сами открыты нами вхождением в них как в модальности расположения.
Вопрос «почему мы страшимся, ужасаемся и тревожимся», задает плоскость причинного описания и подводит под общее правило условий, почему возникает страх, ужас, тревога. Вопрос о смысле («зачем») данных феноменов проясняет ту правду о мире, которую этот вопрос открывает.
Специфика нашего подхода заключается в том, чтобы не говорить о страхе, ужасе и тревоге как лишь о предмете анализа, а как о живом проявлении бытия человека в мире. Мы рассматриваем страх, ужас и тревогу не в этическом смысле как «вредные» или «полезные», «плохие» или «хорошие» свойства человека, а в феноменологическом как явления сами себя толкующие своей наличностью, и позволяющие нам обозначить и понимать бытие присутствия в мире. Мы рассматриваем феномены страха, ужаса и тревоги, опираясь на философию М. Хайдеггера не потому, что считаем её единственно возможной или самой важной, а лишь в соответствии со своей герменевтической установкой философского подхода к вопросам онтологии.
Страх, ужас и тревога никогда не имели достаточно строго установленного и общеупотребительного смысла, что можно считать симптомом не столько недостаточной изученности, сколько многоаспектности, сложности явлений. Определения понятий страха, ужаса, тревоги очень часто несвободны от психологизма. И психологическое описание данных феноменов выдается за философское исследование. Игнорирование собственно философской проблематики в этих случаях вызвано методологически ошибочным описанием не структуры феномена и бытия, а того какие чувства у человека вызывают те или иные модальности расположения. Поэтому ошибочно выводить различие видов из характера впечатления (тоска, грусть, боязнь, печаль и т.п.). Всё это указывает на важность понимания того, что изучаемые нами феномены являются не отдельными объектами, а частью системы бытия более обширной и сложной, чем отдельный психологический случай.
Страх, ужас и тревогу мы понимаем не как застывшее явление, а как процесс, образующий модус расположения. Разработка модальностей расположения позволит осуществить переход на следующий уровень осмысления. Аспект 1. Шаг 1. Признание того, что страх, ужас, тревога - это есть бытийные модальности расположения. Шаг 2. Разбор этих элементов в отдельности и в сравнении друг с другом. Аспект 2. Шаг 1. В ходе работы прояснить ситуативность и конкретность страха, латентность тревоги, фундаментальность ужаса. Шаг 2. Выяснить и описать как происходят переходы из одной модальности в другую; как сознание фиксирует пребывание в той или иной модальности, как оно реагирует на такое пребывание; какие имеются механизмы (условия) поиска выхода из нежелательных модальностей; поставить вопрос о том, возможно ли путем рефлексии и развивая возможности мышления спроектировать правильную постановку проблемы и задачи в этих условиях.
Актуальность темы диссертации.
Существование протекает таким образом, что происходящая смена его модальностей остается зачастую за пределами рефлексии. Основания для этого лежат отчасти в пренебрежении экзистенциальной аналитикой присутствия вообще, особенно же в игнорировании феномена расположения. В некоторой степени истолкованность самих отдельных феноменов, в том числе и феноменов страха, ужаса, тревоги не имеет строгой системы. Во- первых, остается за рамками размышлений сама возможность данных феноменов являть себя в рамках присутствия. Во-вторых, констатируя наличие различных модальностей расположения
присутствия, не стоит вопрос о причинах вхождения в эти модальности расположения. В XXI веке многое остается упущенным в изучении этой области, которая всё еще требует осмысления. Специфика предпринятого нами анализа в том, чтобы исходя из разработок М. Хайдеггера, развить и конкретизировать структуру бытийных модальностей расположения с целью выявления способностей мышления реагировать на вхождение в ряд модальностей расположения.
Само присутствие как бы заранее понято и истолковано, но потенциал его еще не до конца раскрыт. Поэтому представляется продуктивным его использовать. В нашей работе мы намереваемся предложить принципы подхода к описанным явлениям.
Степень научной разработанности проблемы.
Недостаточная изученность онтологических феноменов «страх», «ужас», «тревога» объясняется тем, что работы, которые посвящены данной проблеме или затрагивают её, в основном сосредоточены на пересказе известных работ С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, А. Камю, Ж. - П. Сартра. Например, это исследования: П. С. Гуревича «Философская антропология» в разделе «Экзистенциализм о страхе» и работе Е. Торчинова «Хайдеггер и восточная философия: поиски взаимодополнительности культур». Либо такой пересказ дополняется опорой на понятия психологии, психиатрии, социологии и культурологи, как мы можем обнаружить в совместной работе Т. К. Касумова и Л. К. Гасановой «Страхи в жизни и жизнь в страхе». Если сравнивать феноменологический подход и другие, которые опираются на иносказание (аллегорию): марксизм, психология, культурология и фрейдизм, то очевидно различие установок. Эти подходы обращены к тому, что скрыто за теми или иными вещами, тогда как феноменологический подход позволяет, прежде всего, высказываться самим вещам.
Изучая научные взгляды последних лет мы отмечаем наблюдения Д. Н. Баринова, которые опубликованы в журнале «Философия и культура» № 3 в 2011г. «Эволюция представлений о страхе и тревоге в истории философии» [10, с. 64]. Автор рассматривает труды тех философов, которые занимались вопросами тревоги и страха, классифицируют формы и виды данных феноменов, демонстрируют связь с состояниями психики. В философских теориях отмечен анализ социальных аспектов поведения и управления.
В диссертационной работе Елены Николаевны Романовой «Основные смыслы категории "страх" в аспекте феноменологического и социально-философского анализа», автор рассматривает формы проявления сознания, в категориях индивидуального и общественного. Цель исследования состоит в раскрытии творческого и разрушительного смысла феномена страха, который, по мнению автора, присутствует в индивидуальном и общественном сознании. По отношению к общественному сознанию страх по словам Е. Н. Романовой выполняет разрушительную функцию. Исследовательницей выделяются три модуса страха: тоска, тревога, ужас. В работе обосновано, что страх является онтологическим феноменом, бытийным способом человеческого существования и способом понимания смысла бытия сознания. В диссертации выделяются три смысловые формы функционального страха: страх одиночества, страх свободы, страх смерти. Так, страх-тоска раскрывает бытие сознания как полноту одиночества. Страх-тревога раскрывает бытие сознания как полноту свободы. Страх-ужас «раскрывает» небытие сознания как смерть. Обнаружено, что страх, как феномен общественного сознания, есть драматический страх, открывающий свою разрушительную силу. Он не осуществляет исходной целостности сознания, но напротив, дробит его, рассыпает в бесконечном числе метаморфоз, одними из которых являются «расколотое», манипулируемое и катастрофическое сознание.
Постановка проблемы
Когда сознание в силу своей интенциональности обращено к обнаружению смысла, предметом его становится бытие. Однако само такое обращение требует особых усилий, и потому совершается только в особенных случаях. Эти случаи намечаются рядом причин и событий, которыми поглощен человек до того, как его сознание обратится к вопросу о смысле. Остановка бесконечно производимых действий происходит в момент схватывания сознанием подвешенности положения незыблемых, как казалось ранее, ценностей, над пропастью возможности Небытия. Страх содержит в себе прорыв в более фундаментальное понимание бытия, так как в отличие от сущего становится доступным через Ничто, а страх и есть «дыхание» Ничто.
Мы считаем необходимым предложить рассмотрение этих феноменов не только в качестве предмета изучения, а не как способ присутствия человека и раскрытое бытие. Проблема в том, что недостаточно уделено внимания определенным модусам бытия или их интерпретации, поэтому их тщательное исследование может быть продуктивным в исследовательской философской работе.
Сущность страха, ужаса и тревоги не схватывается, если мы просто поставим их в качестве познаваемого предмета. Следует отметить и необходимость изучения данных феноменов не изолированно друг от друга. Так как изолированное истолкование страха от ужаса и тревоги приводит к утрате присущего каждому из них содержания в результате неосознанной подмены одного понятия на другое.
Хотя проблемы, связанные с феноменом страха и ужаса, так или иначе рассматривались в ряде работ, задача исследования остаётся актуальной поскольку страх рассматривается нами как временная модальность расположения, а ужас как повторное «выбрасывание в мир» во второй и третьей главе диссертации. Отдельным пунктом учитывается феномен тревоги. Мы опираемся на работы исследователей, которые рассматривали проблему страха и ужаса. Отталкиваясь от основных методологических требований феноменологии, в изучении данного вопроса для нас будет значимо положение об обнаружении смысла в отношении сознания к предметности и интенциональности.
Мышление позволяет нам ставить вопрос о критериях рациональности и осуществлять проверку представлений о содержании норм, которые различаются у различных групп, классов, наций не случайно. Здесь важны догадки, содержащиеся в работах Э. Гуссерля о природе и значении нормативности, о связи интеллектуального развития человечества и его культуры.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются онтологические феномены страх, ужас и тревога. Предметом - интерпретация бытия данных феноменов в виде модальностей расположения и их внутренняя структура.
Рабочая гипотеза
Работа представляет собой результат рассмотрения страха как временной модальности расположения и подводит нас к необходимости рассмотрения ужаса как «повторного выбрасывания в мир». Онтологический феномен тревоги требует отдельного рассмотрения в дополнительной (четвертой) главе нашей работы. Разработка темпоральности модальностей расположения является продолжением поисков Мартина Хайдеггера. В ходе работы над магистерской диссертацией мы рассматриваем, каким образом страх, ужас и тревога оказывают значительное влияние на действия, переживания, мышление. Идея исследования обусловлена острой необходимостью обратить внимание на то, что обычно опускается как «само собой разумеющееся», укрепляя иллюзию понятности и упущение в отношении своих представлений о данном предмете; отсутствием разработки вопроса о структуре модальностей расположения.
Разработка вопроса, посвященного пониманию Бытия, как совокупности модальностей расположения и их структурной организации, осуществляется в нашей работе на осознанно ограниченном материале. Экзистенциальная аналитика Dasein представляет собой интерпретацию основных структур, которые составляют бытие Dasein. Мы рассматриваем только три модальности расположения, теснейшим образом связанных между собой, однако, нуждающиеся в прояснении и строгом разграничении.
Мы полагаем, что феномены тревоги и ужаса не могут являться модусами страха, так как располагаются на разных уровнях категоризации сознания. Страх всегда конкретен и включает объект и субъект (эта мысль намечена в трудах К. Ясперса). Ужас ситуативен и тотален, представляет собой раскрытие неподлинного бытия. Тревога обладает протяженностью во времени и маркирует сокрытость бытийных движений человеческого существования, указывает на конфронтацию одновременной свободы и при этом заброшенности человека в мир.
Мы также понимаем бытие сознания, как выдвигающее проект с учетом того, что отсылка к сущему происходит через Ничто. Открывание Ничто осуществляется через Ужас. Отсюда следует что первым шагом нашего исследования служит рассмотрение страха, ужаса и тревоги как модальностей расположения в первую очередь требующих осмысления. К осмыслению предлагается организованность бытия в виде модальностей расположения.
Разрабатываемая нами структура нескольких модальностей расположения позволит
1) углубить понимание конкретных модальностей как содержания бытия;
2) убедиться в реальной возможности логичного представления некоторых взаимосвязей, которые до настоящего времени не были отрефлексированы;
3) актуализировать рассмотрение феномена страха и его конфигураций как модальности расположения;
4) раскрыть понимание ужаса как повторного выбрасывания в мир;
5) охарактеризовать феномен тревоги как способ актуализации подлинных ценностей;
6) обратиться к рассмотрению не причин, страха, ужаса и тревоги, а смысла встречи человека со страхом, ужасом и тревогой.
С целью реализации такого проекта, мы представляем анализ в четырех частях нашего первого исследования. Каждая часть исследования имеет свои локальные задачи. Эти задачи реализованы через общие подступы к осмыслению феномена как особой модальности расположения. Далее в каждой части обозначено деление на параграфы, которые представляют собой аспекты данной модальности расположения.
Цель и задачи исследования.
Цель - Интерпретация феноменов страха, ужаса и тревоги как модальности расположения (как способ присутствия человека и раскрытое бытие) в их взаимосвязи и взаимозавимости.
Задачи:
1) сделать обзор предшествующих работ, посвященных данной теме;
2) определить бытийственный статус страха, ужаса и тревоги
3) дать определение страха, как временной модальности расположения
4) раскрыть понимание феномена ужаса как уединяющего и совершающего с человеком второе рождение, то есть повторное выбрасывание человека в мир.
5) рассмотреть феномен тревоги как способ обратить свой взгляд на отложенные жизненные задачи.
Теоретико - методологическую основу исследования
Для решения поставленных нами задач был использован экзистенциально-феноменологический, герменевтический и аналитический подход.
Обращение к феноменологическому методу в работе позволяет, обращаясь к множеству явлений тревоги, обнаружить и истолковать сущностное ядро феномена. Теоретико-методологическими ориентирами понимания социально-феноменологических характеристик тревоги послужили труды Г. Г. Гадамера, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера.
Новизна исследования
Новизна исследования объясняется тем, что в настоящее время исследования, в которых бы существовала такая постановка проблемы, посвященная модусам этих бытийных феноменов, отсутствуют. Мы представляем работу в которой
- развивается и конкретизируется структура бытийных модальностей;
-привлекается внимание к положению о заранее установленной понятности, которая всё же требует осмысления;
- представлены принципы подхода к проблемам мышления с опорой на взгляды М. Хайдеггера;
- страх понимается как временная модальность расположения;
- ужас понимается как повторное выбрасывание в мир;
- рассматривается латентный характер тревоги;
Практическая значимость исследования
Основные идеи и результаты диссертации вносят вклад в осмысление феноменов страха, ужаса и тревоги как модусов человеческого существования. Методология исследования, основные положения и выводы могут быть использованы в преподавании базового курса философии, ряда других гуманитарных дисциплин, а также при подготовке спецкурсов.
Практическая цель: предложить специалистам целостный взгляд на источник, генезис и проявления страха, ужаса и тревоги как переживания, имманентно присущего бытию человека. Представить точку зрения о необходимости регулярного пересмотра человеком основополагающих ценностей для обращения к вопросу о связи интеллектуального развития человека и его культуры. Такой пересмотр во многих случаях происходит при вхождении в те модальности расположения, о которых идет речь в данной работе. Таким образом вхождение в эти модальности нельзя относить к положительному или отрицательному свойству, так как оно просто является закономерностью развития и становления личности.
Положения, выносимые на защиту
1. Онтологические феномены страха, ужаса и тревоги не должны
взаимозамещаться, а подлежат различению как модусы человеческого существования, которые, однако, имеют общее основание в своей функции актуализировать фундаментальные ценностные приоритеты,
мировоззренческую позицию, уровень развития и степень интеграции сознания.
2. Страх ни в коем случае не является для нас случайным моментом сознания, но всегда существует как скрытая возможность, но обнаруживает себя только как временная модальность расположения. Страх - это такая временная модальность расположения, при которой правильность выбора и наполнения ценностей или их отсутствие в конкретной жизни человека ставится под вопрос.
3. Изучение страха как временной модальности расположения приводит нас к необходимости рассмотрения трех модусов: авторизация, персуазивность, оценочность.
4. Авторизация как модус страха является первичным по отношению к двум другим - персуазивности и оценочности. Страх в модусе авторизации приводит к дискредитации способности оберегать свое личное пространство от устрашения и становится способом вхождения в состояние устрашенности. Это зависит от свойств личности и от самой угрозы, которая устрашает. Устойчивость веры в несокрушимость личного достоинства, своего превосходства над любыми силами и обстоятельствами влияет на вхождение человека в стадию авторизации феномена страха.
5. Страх в модусе персуазивности проявляется как утрата под влиянием мнений реального представления о своей уникальности и осознанию свободы своих возможностей, не позволяя вырываться из обыденности, блокирует возможности творчества. В результате утрачивается власть над самим собой и ослабевает воля к действиям.
6. Состояние страха напрямую зависит от типа оценочности, подвижности шкалы ценностей и отчетливой воспроизводимости данного соотношения в сознании страшащегося. Оценочность как модус страха, призвана отвечать на вопрос человека к миру именно в той его части, в которой этот мир освоен. Все, что лежит за рамками освоенного оценке не подлежит. Чем уже кругозор личности, тем негативнее оценка и тем сильнее чувство страха.
7. Человеком в состоянии ужаса схватывается присутствие. Это противостоит состоянию заботы, в котором свое присутствие устраняется на задний план, а в центр внимания выдвигается сам предмет заботы. Ужас уединяет и совершает с человеком второе рождение, то есть повторное выбрасывание человека в мир.
8. Если в страхе осуществляется попытка обнаружения бытия-как- такового, то тревога указывает на саму необходимость этой попытки. Тревога служит не только предвосхищением опасности, но и способом обратить свой взгляд на отложенные жизненные задачи.
9. Существующая в настоящее время в некоторой степени истолкованность самих отдельных феноменов, в том числе и феноменов страха, ужаса, тревоги не означает, что мы продвинулись в понимании причиности. Во-первых, остается за рамками размышлений сама возможность данных феноменов являть себя в рамках присутствия. Во- вторых, констатируя наличие различных модальностей расположения присутствия, мы забываем себя спросить о причинах вхождения в эти модальности расположения.
Апробация результатов диссертации.
Результаты исследования были представлены в публикациях:
Аксенова А. А. Понятие объекта у Г. Фреге, Э. Гуссерля и Л. Витгенштейна // Вестник КемГУ 2015 № 4 (64) Т. 2. Статья (ВАК) в журнале, индексируемом в РИНЦ.
Аксенова А. А. Онтологический феномен ужаса, как один из модусов человеческого бытия // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/?p= 14357 (дата
обращения: 07.03.2016), Статья (не ВАК) в журнале, индексируемом в РИНЦ.
Аксенова А. А. Страх как онтологический феномен // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12 [Электронный ресурс].
URL: http://human.snauka.ru/?p=13608 (дата обращения: 23.12.2015). Статья (не ВАК) в журнале, индексируемом в РИНЦ.
Аксенова А. А. Авторизация как модус страха // (сдано в печать)
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, 4 глав и заключения. Диссертация изложена на 80 страницах машинописного текста, библиография включает 230 наименований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Начиная с античного периода философии, страх появился в поле сознательной рефлексии мыслителей. До антропологического поворота тревога не была предметом целенаправленного изучения. Еще более важным стало открытие онтологической природы страха, ужаса и тревоги благодаря представителям экзистенциально-феноменологического направления.
Вопросы региональной онтологии, поставленные Э. Гуссерлем, сосредоточенные на объяснении работы мышления и учении об интенциональности, расширяются в философии М. Хайдеггера до границ учения о жизни (фундаментальная онтология). В связи с этим из плоскости интенциально мыслимого он переходит к вопросу озабоченности Dasein, которая определяет расположение бытия в форме мира. Актуальность - это почему важна та или иная тематика.
Обратившись к изучению данного вопроса, мы обнаруживаем, что происходящая смена модальностей расположения в качестве объекта изучения игнорируется в связи с пренебрежением экзистенциальной аналитикой присутствия. Такая ситуация чревата забвением глубоких философских проблем. На наш взгляд, развитие и конкретизация феномена расположения является необходимым условием поворота в мышлении. Для этого следует предпринять систематическую разработку нового подхода к осмыслению феномена расположения.
Нами рассматривается страх в трёх модусах, которые являются, с одной стороны, последовательными этапамивхождения в модус страха, а с другой - локализованы в конкретной точке «здесь-и-сейчас» состояниями Dasein. Отсюда следует, что движение между этими локальностями могут быть управляемы и регламентированы процессом мышления.
Для нас особую важность имеет понимание ужаса как повторное переживание заброшенности. Мы полагаем, что ужас есть единственная возможность такого порядка. Человек и его ощущения, эмоции,
переживания, вызванные ужасом, принадлежат действительности. То, что ужасает ужасающегося лежит в плоскости иного ряда (модальность недействительности). Нет необходимости рассматривать подробно модальность действительности ужаса, так как это сфера медицины и психологии. Модальность недействительности - это то, что от нас не зависит, выглядывает к нам из вне, приходит как ужас и пугает. Ужасающее делится на виды, то есть модификации модальностей недействительности. Бытие представляет собой непрерывное вхождение в разные модальности. Вопрос и в том, как сами эти модальности влияют на мышление.
Совершая тот или иной выбор, человек либо приближается к воплощению своего проекта, либо отдаляется от него. Потому выбор страшен. Жизнеутверждающее или разрушительное действие страха, ужаса и тревоги зависит от способности человека к мышлению.
Переосмысление человеком роли и значения страха, ужаса и тревоги способно серьезно повлиять на качество его жизни. Удивление, которое происходит с вхождением в модальность ужаса, открывает глаза на мир заново (повторное «выбрасывание в мир»).
Мы считаем необходимым разграничивать и подвергать рефлексии вхождение в эти модальности расположения. Нами рассмотрены возможные варианты, в которых данные феномены являют себя в рамках присутствия. Эти варианты представляют собой виды модальностей вхождение в которые имеет существенное значение для проявления страха (авторизация, персуазивность, оценочность) и ужаса (дебитивная, оптативная, гипотетическая, императивная и др). Тревога иначе ведет себя чем страх или ужас. Тревога присуща человеку вне зависимости от исторически временного отрезка, в котором он живет, возраста и места в пространстве. Тревога имманентна социальному бытию человека, что подтверждает ее онтологический статус. Тревога возникает, когда уже улегся страх и ещё не настал ужас. Тревога - это своего рода рефлексия страха. Это реакция на способность осознавать угрозу. Мы полагаем, что тревога есть некая настроенность на трагическое предвосхищение неотвратимо грядущего и находится в одном ряду с такими феноменами, как страх и ужас в качестве напоминания о смерти.
Довольно сложная структура онтологического феномена «ужас» требует более пристального изучения. Мы считаем, что данная область требует осмысления и стремимся указать на эту необходимость. Мы спрашиваем себя: о чем свидетельствует сама возможность данных феноменов являть себя в рамках присутствия? Для понимания этого мы рассмотрели варианты вхождения в обозначенные модальности расположения, стремясь приближаться к разомкнутости
основорасположения.
Перспективы исследования усматриваются в более подробном описании той структуры, которая нами была выделена, обсуждении данной проблематики среди исследователей этой темы. Особое внимание предполагается уделить проблемам взаимосвязи мышления и онтологических феноменов страха, ужаса, тревоги. Возможно подключение
экспериментальных данных в аспектах этой темы, углубленное изучение иностранной литературы, организация тематических конференций, публикация полученных данных в виде монографии и ряда статей.



1. Аббаньяно Н. Мудрость философии и проблемы нашей жизни. СПб.: Алетейя, 2000. 312 с.
2. Аббаньяно Н. Структура экзистенции. Введение в экзистенциализм. Позитивный экзистенциализм. СПб.: Алетейя, 1998. 506 с.
3. Аврелий М. Наедине с собой. М.: Алетейя, 2000. 219 с.
4. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. СПб., 2003. с. 23.
5. Андрусенко В. Н. Социальный страх. Свердл., 91 г.
6. Антология мировой философии. В четырех томах. Т. 1 Философия древности и средневековья. 4.1. М.: Мысль, 1968. 576с.
7. Антология средневековой мысли. В 2т. Т1. Теология и философия европейского средневековья. СПб.: РХГИ; СПб.: Амфора, 2008. 539с.
8. Антонова Н. В. Проблема личностной идентификации в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии. // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 131 -143.
9. Астапов В.М. Феномен тревоги с позиции функционального подхода: автореф. дисс. д-ра. психол.н. М., 2002. 47с.
10. Баринов Д. Н. - Эволюция представлений о страхе и тревоге в истории философии // "Философия и культура", №3, 2011
11. Барышков В.П. Аксиология личностного бытия. Саратовский
межрегиональный институт общественных наук. М.: Логос, 2005. 187 с.
12. Бергер П., Т. Лукман. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995. 323 с.
13. Бердяев H.A. Самопознание М.: Транзиткнига, 2003. 412с.
14. Бердяев H.A. Философия свободного духа. М.: ACT, 2006. 416 с.
15. Бердяев H.A. Философия свободы. М.: ACT, 2010. 319 с.
16. Бердяев H.A. Царство Духа и царство Кесаря. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. М.: ACT, 2006. 349 с.
17. Березин Ф.Б Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — Л.: Наука, 1988. С.13-21.
18. Бинсвагер JI. Бытие-в-мире. М.; Ювента, СПб: Ленато, 1999. 300 с.
19. Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма: Философия существования. СПб.: Лань, 1999. 222 с.
20. Боровой Е.М. Страх и социальное бытие человека: автореф. дисс. к. филос.н. Новосибирск, 2006. 17с.
21. Боровой, Е. М. Страх и социальное бытие человека: дис. к.филос.наук: 09.00.11./ ун-т. - Новосибирск. - 2006. - 182с. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.dissercat.com/content/strakh-i-sotsialnoe-bytie-cheloveka
22. Братченко С.Л. Экзистенциальная психология глубинного общения. Уроки Джеймса Бьюджентала. Москва: Смысл" 2001. 197 с.
23. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М., 1994. С. 246.
24. Бэкон Ф. Сочинения. В 2 томах. Т. 2. М., 1972. С. 252.
25. Вайсс Дж. Как работает психотерапия: Процесс и техника. М.: Класс, 1998. 240с.
26. Вежбицкая А. Русский язык // Язык. Культура. Познание. М. 1996. С. 33¬
88.
27. Витгенштейн Л. Философские работы М.: Наука, 1994.520 с.
28. Вознесенский A.A. Дубовый лист виолончельный: Избранные
стихотворения и поэмы. М.: Художественная литература, 1975. 604с.
29. Гагарин A.C. Экзистенциалы человеческого бытия: одиночество, смерть, страх (от античности до Нового времени): Историко-философский аспект: автореф. дисс. д-ра филос.н. Екатеринбург: УРАГС, 2002. 46с.
30. Гадамер Г.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988. 704 с.
31. Гартман Н. К основоположению литологии. СПб.: Наука, 2003. 639с.
32. Гаспарян Ю.Л. Семья на пороге XXI века // Социологические проблемы. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1999. 320с. (С. 13, 55-57).
33. Гегель Г.Ф.В. Философия религии. В 2 томах. Т. 2. М., 1977. С. 111.
34. Гегель Г.Ф.В. Философия религии: в 2 т. Т.2. Общ. ред. А. В. Гулыги. Пер. с нем. П. П. Гайденко и др. - М.: Мысль, 1977. 573 с.
35. Гелен А. О систематике антропологии. М.: Прогресс, 1988.552 с.
36. Гоббс Т. Избр.произв. В 2 т. Т.2 / Т. Гоббс. -, М.: Мысль, 1965. 748с.
37. Гоббс Т. Избранные произведения. В 2 томах. Т. 2. М., 1964. С. 167-168.
38. Гольбах П.А. Избранные произведения. В 2 томах. Т. 2. / П.. А. Гольбах; пер. с фр. Т. С. Батищева. - М.: Соцэкгиз, 1963. 563 с.
39. Гольбах П.А. Избранные произведения. В 2 томах. Т. 2. М., 1963. С. 90.
40. Гончарова Т.И. Эпикур. М.: Молодая Гвардия, 1988. 303с.
41. Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. М.: Российск. гос. гуман. ун-т., 1998. 191с.
42. Гуревич, Павел Семенович. Философская антропология : учеб. пособие /
П. С. Гуре вич. — 2-е изд., стер, — М.: Издательство «Омега-Л»,2010. — 607 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://all-
sci.net/filosofskaya-antropologiya/ekzistentsializm-strahe-25336.html
43. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — Гардарики, 2003. — 472 с.
44. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т 1. Общее введение в чистую феноменологию. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. 336 с.
45. Гуссерль Э. Логические исследования. Исследования по феноменологии и теории познания. // Собрание сочинений. Том 3 (1). М.: Гнозис, 2001. 474 с.
46. Гуссерль Э. Метод прояснения. // Современная философия науки. 2 -ое изд. М.: Логос, 1996 С. 365-375
47. Декарт Рене Соч., т. 1. М., 1989, с. 336
48. Денисенко Т. А. Герменевтико-фейоменологический подход в
психологии: принципы построения онтологии личности: автореф.
диссерт. к.филос.н. М., 2008. 44с.
49. Денисова Т.Ю. Одиночество как экзистенциально-социальный феномен: автореф. дисс. к. филос.н. Новосибирск, 2008. 17с.
50. Дидро Д. Философские мысли. Всероссийская государственная
библиотека иностранной литературы имени М. И. Рудомино
[Электронный ресурс] - Режим
доступа: http: //hyperlib.libfl. ru/viewurl. php?url=/files/archive/texts/D/Didro Filosofskie mysli/Didro Filosofskie mysli.htm
51. Дильтей В. Герменевтика. Психология. История. М.: Три квадрата, 2002. 208с.
52. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. С. 303.
53. Доброхотов A. Jl. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М.: МГУ, 1986. 246с.
54. Дорцен Э. Ван. Практическое экзистенциальное консультирование и
психотерапия. Ростов-на-Дону: Ассоциация. экзистенциального
консультирования, 2007. 216с.
55. Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций. — М.: Изд-во МГОУ, 2003. — 176 с.
56. Жук И.В. Онтология ужаса: трое в комнате Кьеркегор, Хайдеггер и . //Кьеркегор и современность: Сб.ст. Мн.: РИВШиГО, 1996. 204с.
57. Жукова О.И. Самость человека как предмет социально-философского анализа. Кемерово, 2009. — 183с.
58.Заворуева A.C. Проблема трансгрессии тревоги в жизни современного общества: социально-философские аспекты: автореф. дисс. к. филос.н. М., 2007. 46с.
59.Захер-Мазох Л. фон. Венера в мехах. СПб.: Азбука-классика, 2004. 224с.
60.Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. СПб.: Питер, 2005. 412с.
61. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993. С. 164.
62. История духа и целостность человека. // Сб. статей / Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 1994. 206с.
63. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М.: Политиздат, 1990. 415с.
64. Камю А. Изнанка и лицо: Сочинения М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во "Фолио", 1998. 864 с.
65. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде. // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1990.С. 222-318.
66. Кант И. Сочинения. В 6 томах. Т. 5. М., 1966. С. 270.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ