ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
|
Введение 3
Глава 1. Приватизация как основание возникновения права собственности 6
1.1. Сущностная характеристика приватизации и ее отличие от разгосударствления 6
1.2. Приватизация как гражданско-правовой институт 10
1.3. Исторические аспекты приватизации в России 18
Глава 2. Правовое регулирование приватизации государственных и муници-пальных предприятий 25
2.1. Система законодательства Российской Федерации о приватизации 25
2.2. Правоотношения между субъектами в процессе приватизации государ¬
ственных и муниципальных предприя¬тий 28
2.3. Способы, сроки и цели приватизации государственных и муниципальных
предприятий 35
Глава 3. Особенности судебной практики по делам о возникновении права собственности при приватизации государственных и муниципальных пред-приятий 41
3.1. Проблемные аспекты приватизации государственных и муниципальных
предприятий 41
3.2. Проблемы оспаривания приватизации государственных и муниципаль-ных предприятий 49
Заключение 57
Список использованной литературы 61
Глава 1. Приватизация как основание возникновения права собственности 6
1.1. Сущностная характеристика приватизации и ее отличие от разгосударствления 6
1.2. Приватизация как гражданско-правовой институт 10
1.3. Исторические аспекты приватизации в России 18
Глава 2. Правовое регулирование приватизации государственных и муници-пальных предприятий 25
2.1. Система законодательства Российской Федерации о приватизации 25
2.2. Правоотношения между субъектами в процессе приватизации государ¬
ственных и муниципальных предприя¬тий 28
2.3. Способы, сроки и цели приватизации государственных и муниципальных
предприятий 35
Глава 3. Особенности судебной практики по делам о возникновении права собственности при приватизации государственных и муниципальных пред-приятий 41
3.1. Проблемные аспекты приватизации государственных и муниципальных
предприятий 41
3.2. Проблемы оспаривания приватизации государственных и муниципаль-ных предприятий 49
Заключение 57
Список использованной литературы 61
Актуальность темы. Гражданско-правовые проблемы приватизации государственного и муниципального имущества ее последствия имеют особое значение по следующим причинам: во-первых, для выявления недостатков правового регулирования отношений, связанных с передачей государственного и муниципального имущества в частную собственность; во- вторых, для определения возможности и целесообразности использования этого института в дальнейшем; в-третьих, для устранения недостатков и пробелов в действующих нормативных правовых актах и принятия новых (необходимых). Анализ гражданско-правовых проблем приватизации позволяет глубже изучить механизм взаимодействия публично-правовых образований как собственников государственного и муниципального имущества.
Окончательно сформулированное выражение цели приватизации нашли в Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2284 . Главными целями программы, действующей и сегодня, правда, в значительно урезанном виде, в момент ее принятия были определены: 1) формирование широкого слоя частных собственников как экономической основы рыночных отношений; 2) вовлечение в процесс приватизации максимально широких слоев населения.
За прошедшие 22 года оценка роли и места приватизации в системе за-дач государственного управления практически не изменилась. Приватизация государственных и муниципальных предприятий продолжает оставаться политической задачей. Выступления первых лиц государства в период, когда наиболее ясно и четко формулируются программы и цели государственных деятелей, хорошо это иллюстрируют. Так, Президент России в статье «О наших экономических задачах», опубликованной 17 декабря 2015 г., утверждает: «...приватизация носит не фискальный, а структурный характер. То есть мы продаем не только для того, чтобы получить дополнительные деньги в бюджет, а в первую очередь для того, чтобы повысить уровень конкуренции в экономике, расчистить поле для частной инициативы» .
Причиной, усложняющей анализ гражданско-правовых проблем приватизации государственных и муниципальных предприятий, является отсутствие в течение всего периода приватизации адекватной нормативной базы, достаточно ясно и однозначно регулирующей правила, порядок и процедуры приватизации на разных ее этапах. Несмотря на постоянное многолетнее декларирование требования о соблюдении при приватизации принципа обеспечения выполнения функций и полномочий государства, до сих пор отсутствуют объективные представления об основаниях и критериях отнесения то¬го или иного государственного имущества к числу подлежащего приватизации или, наоборот, не подлежащего приватизации, приватизация которого нецелесообразна с точки зрения интересов государства.
Изложенное свидетельствует об актуальности изучения современных проблем правового регулирования приватизации государственных и муниципальных предприятий.
Степень разработанности темы. Вопросы собственности и, особенно, государственной собственности, всегда достаточно активно изучались российскими правоведами. Большой вклад в развитие социалистической собственности внесли С.С. Алексеев, A.B. Бенедиктов, С.Н. Братусь, О.С. Иоффе, В.П. Шкредов, B.C. Якушев и др. В современной литературе имеется не-мало работ, посвященных принципам и формам правового регулирования приватизации. Достаточно известны и работы таких российских юристов, как B.C. Белых, A.B. Васильева, В.В. Дерябина, В.А. Дозорцева, В.П. Камышан- ского, Н.М. Коршунова, В.В. Лаптева, Е.А. Суханова, В.Н. Тарасенко, анали¬зировавших различные стороны правового регулирования приватизации.
Объект исследования - совокупность общественных отношений, касающихся приватизации государственных и муниципальных предприятий.
Предметом исследования являются законодательство, регулирующее процесс приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также правоприменительная практика по проблемам приватизации государственной и муниципальной собственности.
Целью выпускной квалификационной работы является формирование целостных представлений о правовых аспектах приватизации государственных и муниципальных предприятий.
Для достижения поставленной цели в работе сделана попытка решения следующих основных задач работы:
1) раскрыть сущностную характеристику приватизации;
2) охарактеризовать приватизацию как гражданско-правовой институт;
3) изучить исторические аспекты приватизации в России;
4) проанализировать правоотношения между субъектами в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий;
5) рассмотреть способы, сроки и цели приватизации государственных и муниципальных предприятий;
6) изучить основания недействительности сделок по приватизации государственных и муниципальных предприятий;
7) обобщить проблемные аспекты приватизации государственных и муниципальных предприятий;
8) обобщить проблемы оспаривания приватизации государственных и муниципальных предприятий.
Методологической основой исследования является диалектический метод познания. При проведении исследования мы опирались на ряд частно-научных методов исследования, в том числе сравнительно-правовой и системно-структурный.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы.
Окончательно сформулированное выражение цели приватизации нашли в Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2284 . Главными целями программы, действующей и сегодня, правда, в значительно урезанном виде, в момент ее принятия были определены: 1) формирование широкого слоя частных собственников как экономической основы рыночных отношений; 2) вовлечение в процесс приватизации максимально широких слоев населения.
За прошедшие 22 года оценка роли и места приватизации в системе за-дач государственного управления практически не изменилась. Приватизация государственных и муниципальных предприятий продолжает оставаться политической задачей. Выступления первых лиц государства в период, когда наиболее ясно и четко формулируются программы и цели государственных деятелей, хорошо это иллюстрируют. Так, Президент России в статье «О наших экономических задачах», опубликованной 17 декабря 2015 г., утверждает: «...приватизация носит не фискальный, а структурный характер. То есть мы продаем не только для того, чтобы получить дополнительные деньги в бюджет, а в первую очередь для того, чтобы повысить уровень конкуренции в экономике, расчистить поле для частной инициативы» .
Причиной, усложняющей анализ гражданско-правовых проблем приватизации государственных и муниципальных предприятий, является отсутствие в течение всего периода приватизации адекватной нормативной базы, достаточно ясно и однозначно регулирующей правила, порядок и процедуры приватизации на разных ее этапах. Несмотря на постоянное многолетнее декларирование требования о соблюдении при приватизации принципа обеспечения выполнения функций и полномочий государства, до сих пор отсутствуют объективные представления об основаниях и критериях отнесения то¬го или иного государственного имущества к числу подлежащего приватизации или, наоборот, не подлежащего приватизации, приватизация которого нецелесообразна с точки зрения интересов государства.
Изложенное свидетельствует об актуальности изучения современных проблем правового регулирования приватизации государственных и муниципальных предприятий.
Степень разработанности темы. Вопросы собственности и, особенно, государственной собственности, всегда достаточно активно изучались российскими правоведами. Большой вклад в развитие социалистической собственности внесли С.С. Алексеев, A.B. Бенедиктов, С.Н. Братусь, О.С. Иоффе, В.П. Шкредов, B.C. Якушев и др. В современной литературе имеется не-мало работ, посвященных принципам и формам правового регулирования приватизации. Достаточно известны и работы таких российских юристов, как B.C. Белых, A.B. Васильева, В.В. Дерябина, В.А. Дозорцева, В.П. Камышан- ского, Н.М. Коршунова, В.В. Лаптева, Е.А. Суханова, В.Н. Тарасенко, анали¬зировавших различные стороны правового регулирования приватизации.
Объект исследования - совокупность общественных отношений, касающихся приватизации государственных и муниципальных предприятий.
Предметом исследования являются законодательство, регулирующее процесс приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также правоприменительная практика по проблемам приватизации государственной и муниципальной собственности.
Целью выпускной квалификационной работы является формирование целостных представлений о правовых аспектах приватизации государственных и муниципальных предприятий.
Для достижения поставленной цели в работе сделана попытка решения следующих основных задач работы:
1) раскрыть сущностную характеристику приватизации;
2) охарактеризовать приватизацию как гражданско-правовой институт;
3) изучить исторические аспекты приватизации в России;
4) проанализировать правоотношения между субъектами в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий;
5) рассмотреть способы, сроки и цели приватизации государственных и муниципальных предприятий;
6) изучить основания недействительности сделок по приватизации государственных и муниципальных предприятий;
7) обобщить проблемные аспекты приватизации государственных и муниципальных предприятий;
8) обобщить проблемы оспаривания приватизации государственных и муниципальных предприятий.
Методологической основой исследования является диалектический метод познания. При проведении исследования мы опирались на ряд частно-научных методов исследования, в том числе сравнительно-правовой и системно-структурный.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы.
По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.
Приватизация - это форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки. В обобщенном виде приватизация представляет собой составной элемент государственной политики дерегулирования экономики, реализация которой обычно ведет к увеличению вклада разных видов собственности, в том числе частной в хозяйственное развитие. В более узком смысле - приватизация означает полную или частичную передачу права собственности на капитал определенного государственного предприятия акционерному обществу, частному лицу, коллективному собственнику.
Разгосударствление и приватизация - не однозначные, хотя и тесно связанные между собой понятия: Под разгосударствлением следует понимать процесс упразднения государственного монополизма, формирование многоукладной смешанной экономики, её децентрализации, освобождения государства от функций прямого хозяйственного управления. Таким образом, разгосударствление означает, с одной стороны, переход от командно¬административных к экономическим методам руководства, а с другой - форм и содержание отношений собственности
В процессе развития юридического понятия приватизации в России по-степенно складывался обширный массив законодательства, регулирующего сам процесс перехода государственного и муниципального имущества в частную собственность. К настоящему времени сформирована достаточно разветвленная система законодательства, регулирующего отношения, связанные с изменением формы собственности имущества, принадлежащего государству или муниципальным образованиям. Необходимо отметить, что развитие приватизационного законодательства в наибольшей степени зависит от экономических целей, которые преследует государство, расставаясь со своим имуществом. И способы осуществления такого отчуждения (способы приватизации) неразрывно связаны с целью приватизации.
Законодатель разделил способы приватизации предприятий-гигантов и остальных предприятий. Для первой группы установлены такие способы приватизации, как: путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество; на аукционе; на специализированном аукционе; посредством продажи за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ; посредством внесения в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации федерального имущества в качестве вклада в уставный капитал стратегического акционерного общества.
Для второй группы установлены следующие способы приватизации: путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество; на аукционе; на специализированном аукционе; на конкурсе; посредством внесения акций в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества. При приватизации имущества второй группы, если аукцион, специализированный аукцион или конкурс по продаже такого имущества был признан не состоявшимся в силу отсутствия заявок, либо участия в нем одного покупателя, приватизация может быть осуществлена другим установленным ФЗ «О приватизации» способом.
В настоящее время возрастает роль законодательной деятельности государства в области распоряжения собственностью, что предъявляет к нему требования по усилению информационно-аналитической и концептуальной деятельности, что позволяет создать не вчерашнее проблемное законодательство с недействующими и противоречивыми нормами, а современное, приближенное к нормам международного права.
В целях совершенствования механизма реализации отношений приватизации государственных и муниципальных предприятий необходимо, по нашему мнению, принять за основу ряд общих положений.
1. Четко юридически закрепить равные права всех субъектов собственности (частной, государственной, муниципальной, акционерной, народной и т.п.), защитить их законом в равной степени, в том числе и самоуправляемых народных предприятий.
2. Необходим последовательный и долгосрочный регламент изменения прав собственности и прекращения права собственности, пользования и распоряжения ею в зависимости от того, находится ли имущество в собственности РФ, субъекта РФ, гражданина или юридического лица или муниципального образования на основе единого Федерального закона, а не временных подзаконных актов, указов и распоряжений.
3. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ.
4. Органы государственной власти на федеральном и местном уровнях осуществляют строго в соответствии с законодательством регламентирование и регулирование функций владения, распоряжения и пользования объектами собственности всех форм без исключения в интересах общества: обеспечения правопорядка, национальной безопасности, сохранения и восстановления среды обитания; обеспечения населения предметами первой необходимости и защиты здоровья граждан, сохранения и развития экономического и интеллектуального потенциала России.
Только на этом общем фоне законодательно определенных правил и норм распоряжения всеми видами собственности возможно формирование благоприятных условий и современных целей приватизации.
По результатам проведенного исследования предлагаем следующее:
1. Целесообразно прекращение института нормативной цены в процедуре приватизации. В основе идеологии нормативной цены - преодоление негативных эффектов разделения государственных функций по организации продажи государственного имущества между государственными органами по управлению имуществом и специализированным учреждением по его продаже. Нормативная цена является нижним порогом возможного значения начальной цены имущества (или цены продажи посредством публичного предложения). Необходимо закрепить непосредственно за собственником имущества полномочие по установлению начальной цены (и иных условий, имеющих отношение к цене продажи имущества), поэтому необходимость в подобном ограничении отпадает. Кроме того, установление нормативной цены дублирует деятельность независимых оценщиков, обладающих специальными профессиональными знаниями и прошедшими конкурсный отбор.
2. Считаем целесообразным переход на качественно новый уровень информационной прозрачности приватизации. Информационное обеспечение приватизации представляет собой комплекс мероприятий, направленный на создание свободного доступа неограниченного круга лиц к информации по проведению приватизации. Необходимо законодательно установить обязательность публикации информации обо всех этапах приватизационного процесса на всех уровнях собственности (федеральной, государственной собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципальных образований). В общедоступных информационных ресурсах (в том числе электронных) должны быть опубликованы акты о планировании приватизации, решения об условиях приватизации государственного или муниципального имущества, информационное сообщение о продаже указанного имущества, а также сведения о результатах продаж. Это позволит увеличить заинтересованность в таком имуществе потенциальных покупателей за счет улучшения информационного обеспечения процесса приватизации государственных и муниципальных предприятий.
Приватизация - это форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки. В обобщенном виде приватизация представляет собой составной элемент государственной политики дерегулирования экономики, реализация которой обычно ведет к увеличению вклада разных видов собственности, в том числе частной в хозяйственное развитие. В более узком смысле - приватизация означает полную или частичную передачу права собственности на капитал определенного государственного предприятия акционерному обществу, частному лицу, коллективному собственнику.
Разгосударствление и приватизация - не однозначные, хотя и тесно связанные между собой понятия: Под разгосударствлением следует понимать процесс упразднения государственного монополизма, формирование многоукладной смешанной экономики, её децентрализации, освобождения государства от функций прямого хозяйственного управления. Таким образом, разгосударствление означает, с одной стороны, переход от командно¬административных к экономическим методам руководства, а с другой - форм и содержание отношений собственности
В процессе развития юридического понятия приватизации в России по-степенно складывался обширный массив законодательства, регулирующего сам процесс перехода государственного и муниципального имущества в частную собственность. К настоящему времени сформирована достаточно разветвленная система законодательства, регулирующего отношения, связанные с изменением формы собственности имущества, принадлежащего государству или муниципальным образованиям. Необходимо отметить, что развитие приватизационного законодательства в наибольшей степени зависит от экономических целей, которые преследует государство, расставаясь со своим имуществом. И способы осуществления такого отчуждения (способы приватизации) неразрывно связаны с целью приватизации.
Законодатель разделил способы приватизации предприятий-гигантов и остальных предприятий. Для первой группы установлены такие способы приватизации, как: путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество; на аукционе; на специализированном аукционе; посредством продажи за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ; посредством внесения в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации федерального имущества в качестве вклада в уставный капитал стратегического акционерного общества.
Для второй группы установлены следующие способы приватизации: путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество; на аукционе; на специализированном аукционе; на конкурсе; посредством внесения акций в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества. При приватизации имущества второй группы, если аукцион, специализированный аукцион или конкурс по продаже такого имущества был признан не состоявшимся в силу отсутствия заявок, либо участия в нем одного покупателя, приватизация может быть осуществлена другим установленным ФЗ «О приватизации» способом.
В настоящее время возрастает роль законодательной деятельности государства в области распоряжения собственностью, что предъявляет к нему требования по усилению информационно-аналитической и концептуальной деятельности, что позволяет создать не вчерашнее проблемное законодательство с недействующими и противоречивыми нормами, а современное, приближенное к нормам международного права.
В целях совершенствования механизма реализации отношений приватизации государственных и муниципальных предприятий необходимо, по нашему мнению, принять за основу ряд общих положений.
1. Четко юридически закрепить равные права всех субъектов собственности (частной, государственной, муниципальной, акционерной, народной и т.п.), защитить их законом в равной степени, в том числе и самоуправляемых народных предприятий.
2. Необходим последовательный и долгосрочный регламент изменения прав собственности и прекращения права собственности, пользования и распоряжения ею в зависимости от того, находится ли имущество в собственности РФ, субъекта РФ, гражданина или юридического лица или муниципального образования на основе единого Федерального закона, а не временных подзаконных актов, указов и распоряжений.
3. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ.
4. Органы государственной власти на федеральном и местном уровнях осуществляют строго в соответствии с законодательством регламентирование и регулирование функций владения, распоряжения и пользования объектами собственности всех форм без исключения в интересах общества: обеспечения правопорядка, национальной безопасности, сохранения и восстановления среды обитания; обеспечения населения предметами первой необходимости и защиты здоровья граждан, сохранения и развития экономического и интеллектуального потенциала России.
Только на этом общем фоне законодательно определенных правил и норм распоряжения всеми видами собственности возможно формирование благоприятных условий и современных целей приватизации.
По результатам проведенного исследования предлагаем следующее:
1. Целесообразно прекращение института нормативной цены в процедуре приватизации. В основе идеологии нормативной цены - преодоление негативных эффектов разделения государственных функций по организации продажи государственного имущества между государственными органами по управлению имуществом и специализированным учреждением по его продаже. Нормативная цена является нижним порогом возможного значения начальной цены имущества (или цены продажи посредством публичного предложения). Необходимо закрепить непосредственно за собственником имущества полномочие по установлению начальной цены (и иных условий, имеющих отношение к цене продажи имущества), поэтому необходимость в подобном ограничении отпадает. Кроме того, установление нормативной цены дублирует деятельность независимых оценщиков, обладающих специальными профессиональными знаниями и прошедшими конкурсный отбор.
2. Считаем целесообразным переход на качественно новый уровень информационной прозрачности приватизации. Информационное обеспечение приватизации представляет собой комплекс мероприятий, направленный на создание свободного доступа неограниченного круга лиц к информации по проведению приватизации. Необходимо законодательно установить обязательность публикации информации обо всех этапах приватизационного процесса на всех уровнях собственности (федеральной, государственной собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципальных образований). В общедоступных информационных ресурсах (в том числе электронных) должны быть опубликованы акты о планировании приватизации, решения об условиях приватизации государственного или муниципального имущества, информационное сообщение о продаже указанного имущества, а также сведения о результатах продаж. Это позволит увеличить заинтересованность в таком имуществе потенциальных покупателей за счет улучшения информационного обеспечения процесса приватизации государственных и муниципальных предприятий.
Подобные работы
- Правовой статус государственных и муниципальных предприятий
Курсовые работы, законодательство и право. Язык работы: Русский. Цена: 3000 р. Год сдачи: 2020 - Государственные и муниципальные предприятия как юридические лица
Курсовые работы, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2023 - Разгосударствление и приватизация: цели, методы, итоги
Курсовые работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2016 - Правовые режимы и муниципальные предприятия в структуре муниципальной собственности
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2008 - УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА В КОРПОРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - ПРИВАТИЗАЦИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, земельное право. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - Разработка программы развития муниципальных предприятий (на примере муниципального унитарного предприятия «Волжское жилищно-коммунальное хозяйство»)
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - Приватизация как инструмент управления государственной собственностью в рыночной экономике (Экономика общественного сектора, Алтайский Институт Экономики (филиал СПбУТУиЭ))
Курсовые работы, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 750 р. Год сдачи: 2019



