Введение
Глава 1. Административные правонарушения в сфере обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ 6
1.1 Понятие и общая характеристика режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ 6
1.2 Понятие, виды и состав административных правонарушений в сфере обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ . 6
1.3 Административная ответственность за нарушение режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ: содержание и специфика 18
Глава 2. Производство по делам об административных правонарушениях в сфере обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ 32
2.1 Органы исполнительной власти, полномочные рассматривать административные дела в сфере нарушения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ 32
2.2 Особенности административного производства по делам об административных правонарушениях в сфере обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ 36
Заключение 50
Список использованной литературы
Значительное место в структуре противоправных деяний занимают административные правонарушения в сфере обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ. Характеризуются данные правонарушения масштабностью причинением значительного вреда законным интересам личности, общества и государства. За совершение правонарушений в данной сфере к административной ответственности привлекаются физические и юридические лица при условии совершения ими противоправного, виновного действия или бездействия, предусмотренного Кодексом об административных правонарушениях.
Административная ответственность за правонарушения в сфере обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ - сложное и многогранное правовое явление, которое обеспечивает защиту широкого круга лиц общественных отношений в данной области. Основными целями и задачами этого института административной ответственности является: защита личности, охрана прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений в регулируемой сфере.
Актуальность работы заключается в том, что привлечение иностранных граждан и лиц без гражданства к административной ответственности и особенность их правового статуса, как на материально-правовом уровне, так и на процессуальном, требует научного исследования в связи с массовостью пребывания мигрантов на территорию РФ. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики наблюдается ежегодный прирост численности мигрантов. Так, за 2012 г. в Российскую Федерацию из зарубежных стран прибыли 3482241 млн. граждан, а в 2014 г. - 5785111 млн. иностранцев и лиц без гражданства. На октябрь 2016 г. в России находились 9867115 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства. В отношении этих субъектов имеются существенные статистические данные по возбуждению дел об административных правонарушениях и привлечению к административной ответственности. Данное явление обусловлено тем, что иностранцы и апатриды совершают не только распространенные административные правонарушения, но и специфические - посягающие на определенный порядок пребывания на территории Российской Федерации. За 2014 г. к административной ответственности привлечены 224912 иностранных граждан и лиц без гражданства, за 2015 - 278017. Существенная часть данных лиц подвергается мерам административного принуждения, связанным с невозможностью дальнейшего пребывания на территории Российской Федерации: за 2012 г. административному выдворению и депортации подвергнуты 59 тысяч иностранцев и апатридов; за 2015 — 150 тысяч.
В данных условиях существенно возрастает актуальность исследования административно-правовых средств борьбы с правонарушениями в сфере обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ, основой которых является административная ответственность.
Наблюдается значительная работа по совершенствованию законодательства об административных правонарушениях в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ. В КоАП РФ появились новые составы административных правонарушений в сфере трудовой миграции, за ряд правонарушений увеличились размеры административных штрафов. Так, Федеральным законом от 5 ноября 2006 года «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» усилилась ответственность за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и апатридов. Впервые, за данный вид правонарушений введена мера административного наказания - административное приостановление деятельности. 6 декабря 2011 года в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях было внесено дополнение, которым определена новая мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях — помещение в специальные учреждения иностранных граждан или апатридов, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации.
Объектом данного исследования стал комплекс общественных отношений, складывающихся в процессе установления и применения административной ответственности за нарушения в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России.
Предметом исследования являются теоретические и практические стороны функционирования института административной ответственности за нарушения в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан и апатридов на территории РФ в современный период, его содержание и нормативная база, целевое направление, задачи и проблемы правоприменительной деятельности.
Цель данного исследования - анализ теоретических и практических проблем, возникающих в процессе реализации административной ответственности за нарушения в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ.
Цель исследования достигается путем решения следующих задач:
1. сформулировать определение понятия режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ;
2. определить характер и специфику административной ответственности, применяемой к иностранным гражданам и лицам без гражданства;
3. охарактеризовать особенности административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации;
4. раскрыть понятие и нормативно-правовую основу административного производства в сфере обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства;
5. установить особенности материально-правового и процессуального регулирования производства по делам об административных правонарушениях в вышеназванной сфере;
6. обобщить общетеоретические вопросы и практические проблемы применения административной ответственности к иностранным гражданам и лицам без гражданства.
Достоверность выводов обоснована при использовании различных источников получения информации, в том числе статистических баз данных МВД РФ по Республике Татарстан и других субъектов РФ.
Теоретическая значимость исследования определяется актуальностью
вышеназванных рассматриваемых положений об особенностях механизма правоприменения и реализации административной ответственности в данной области. В работе уточняется содержание основных понятий и терминов, используемых в правоотношениях, возникающих в связи с реализацией административной ответственности за нарушения в сфере обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка используемой литературы.
Подводя итог можно сделать определенные выводы. Государством предпринимаются определенные меры для регулирования административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства за нарушение режима пребывания на территории РФ (реформирование Федеральной миграционной службы, внесение существенных изменений в отечественное законодательство в миграционной сфере и т.д.).
Анализ санкций норм Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающих ответственность за нарушение режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ показал, что за административные правонарушения в сфере обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц
административное выдворение;
административное приостановление деятельности.
Административно-правовой режим пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ - специальный административно-правовой режим, который предназначен для обеспечения безопасности государства и охраны общественного порядка, представляющий собой совокупность закрепленных в правовых нормах общеобязательных правил поведения в сфере миграционных отношений иностранных граждан и лиц без гражданства, граждан РФ, должностных и юридических лиц, как российских так и иностранных, а также статус указанных субъектов, механизм взаимодействия между ними и государством, и деятельность органов государственной власти по охране и обеспечению указанного режима.
Неотъемлемой частью деятельности правоохранительных органов по применению законодательства об административных правонарушениях является квалификация административных правонарушений. При этом существенное значение для работы правоприменителей имеет системность законодательства. В то же время современное состояние главы 18 КоАП РФ противоречит принципу системности. В ней содержатся достаточно разнородные составы административных правонарушений (статьи, предусматривающие административную ответственность за правонарушения в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Вместе с тем правонарушение, выражающееся в представлении ложных сведений при осуществлении миграционного учета (ст.19.27 КоАП РФ), относящееся по признаку родового объекта к группе правонарушений в области обеспечения режима пребывания иностранных и лиц без гражданства на территории России, включено законодателем в содержание гл. 19 КоАП РФ.
Законом установлены специальные правила рассмотрения дел об административных правонарушениях, выполнение которых гарантирует права граждан, привлекаемых к ответственности, позволяет установить истину по делу и объективно разрешить его по существу. Административное производство по делам о правонарушениях в сфере обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ на ряду с общими правилами имеет ряд особенностей, обусловленных тем, что кроме общего субъекта административного
правонарушения ряд административно-правовых норм в указанной сфере предполагают наличие специальных субъектов, обладающих особым административно-правовым статусом (иностранные граждане и лица без гражданства, иностранные юридические лица, российские должностные лица). Каждая стадия производства по делам об административных правонарушениях в вышеназванной сфере имеет свои характерные особенности и связанные с ними проблемы осуществления. Данные проблемные вопросы процесса административного производства по делам об административных правонарушениях в сфере обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России детально рассмотрены в работе. Институт административной ответственности за правонарушение в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ характеризуется широким спектром научных и практических проблем, требующих комплексного подхода и неотложного решения.
1. Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. // Ведомости ВС СССР. 1964. № 18. Ст. 221.
2. Венская конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. //
Сборник международных договоров СССР. Вып. XLV. М.: Международные отношения, 1991. С. 124-147.
3. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года. // Российская газета. 1998. 10 декабря.
4. Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 г.// СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163.
5. Международный пакт от 16 декабря 1966 г. «О гражданских и политических правах» // Бюллетень ВС РФ. 1994. № 12. Ст.402
6. Конвенции Содружества Независимых Государств от 26 мая 1995 г. «О правах и основных свободах человека» //
СЗ РФ. 1999. № 13. Ст.1489.
7. Соглашение государств-участников СНГ о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 г. // СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163.
8. Соглашение государств - участников СНГ о сотрудничестве в борьбе с незаконной миграцией от 06 марта 1998. // СЗ РФ. 1999. № 34.
Ст. 4029
Законы и иные нормативно-правовые акты
9. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // СЗ РФ. 2016. № 31. Ст. 4398.
10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // СЗ РФ. 2016. №46. Ст. 3458.
11. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // СЗ РФ. 17.07.2016. № 25. Ст. 2954.
12. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ // СЗ РФ. 2015. № 10. Ст. 1391; 2016. № 7. Ст. 906.
13. Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 17. Ст. 594;2013. № 23. Ст. 2868.
14. Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Собрание законодательства Российской Федерации, 19.08.1996. № 34. Ст.4029.
15. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. от 30 декабря 2015 г.) //
СЗ РФ. 2002. № 22.Ст. 2031; 2016. № 1 (ч. I). Ст. 58, 85, 86.
16. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 30 декабря 2015 г.) // СЗ РФ. 2016. № 30. Ст. 3032.
17. Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 N 109-ФЗ // СЗ РФ. 2007. № 8. Ст. 1012.
18. Федеральный закон «О полиции» от 07 февраля 2011 г. № З-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
19. Указ Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании
государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» // СЗ РФ. 2016. № 15. Ст. 2071.
20. Постановление Правительства РФ от 11 октября 2002 г. № 754 «Об
утверждении перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на
которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение» (в ред. от 14 июля 2006 г.) // СЗ РФ. 2002. № 41. Ст. 3995.
21. Постановление Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. N 790 «О квотах на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание» // СЗ РФ. 2002. №46. Ст.4581.
22. Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2003 г. N 199 «Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации» // РГ. 2003. 11 апреля.
23. Постановление Правительства РФ № 94 от 14.02.2007 г. «О государственной информационной системе миграционного учета» //
СЗ РФ. 2007. № 8. Ст. 1012.
24. Приказ МВД России от 15.04.2016 N 192 «Об утверждении Положения о Главном управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 15. Ст. 2074.
Монографии, учебники и учебные пособия
25. Абашидзе А.Х. Применение норм международного и российского права в сфере миграции. Миграция в России: проблемы правового обеспечения. Саратов. 2001. 437 с.
26. Абашидзе А.Х. Российское законодательство и международные правила в сфере миграции. Миграция и экономическая безопасность современной России: состояние, проблемы, эффективность защиты. М.: Нижний Новгород. 2004.103 с.
27. Абрамов М.А. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства: понятие и направления совершенствования его осуществления. Закон и право. 2010. № 4. 64 с.
28. Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. Закон и право. 2011. №6. 32 с.
29. Административное право России: учебник / под ред. Н.М. Конина, Ю.Н. Старилова. 2-е изд., пересм. М.: Норма, ИНФРА-М, 2010.784 с.
30. Административное право Российской Федерации: учебник для бакалавров / под ред. А.Ю. Соколова. М.: Норма, ИНФРА-М, 2016. 352 с.
31. Андриченко Л.В. Международно-правовая защита беженцев и лиц, перемещенных внутри страны. Миграция, права человека и экономическая безопасность современной России: состояние, проблемы, эффективность защиты. М.: Нижний Новгород. 2004. 31 с.
32. Амосов А.Е. Миграция, права человека и гражданина в современной России. Миграция, права человека и экономическая безопасность современной России: состояние, проблемы, эффективность защиты. М.: Нижний Новгород. 2004. 109 с.
33. Баранов В.М. Незаконная миграция в современной России: Понятие, виды, эффективность противодействия. М.: Норма, 2004. 304 с.
34. Баранов. В.М. Миграция, права человека и экономическая безопасность современной России: состояние, проблемы, эффективность защиты. Н.Новгород. 2004. 45 с.
35. Бахрах Д.Н. Административная ответственность. Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 1966. 193 е.Воронина Н. Правовое регулирование миграции в России
М.:1997. 87 с.
36. Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник. 3-е изд., исп. и доп. М.: Эксмо. 2007. 528 с.
37. Бахрах Д.Н. Принуждение и ответственность по административному
праву: учебное пособие для студентов юридических вузов. //
Екатеринбург: Уральская государственная юридическая академия,
1999. 144 с.
38. Бахрах Д.Н., Ренов Э.Н. Административная ответственность по российскому законодательству. М.: Норма, 2004. 304 с.
39. Бахрах Д.Н., Дымченко В.Г., Лурье О.П. Советское административное право. Методы и формы государственного управления. М.: Юридическая литература, 1977. 331 с.
40. Васильев Ф.П. Некоторые особенности регулирования вопросов депортации иностранных граждан. Миграция и экономическая безопасность современной России: состояние, проблемы, эффективность защиты. М.: Нижний Новгород. 2004. 165 с.
41. Воронина Н. Правовое регулирование миграции в России М.:1997. 87 с.
42. Власов В.А., Евтихиев И.И., Студеникин С.С. Советское административное право. М.: Госюриздат, 1950. 439 c.
43. Галаган И.А. Административная ответственность в СССР (государственное и материально-правовое исследование). Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1970. 252 с.
44. Глущенко Г. Государственная политика в области трудовой миграции. Внешняя торговля. №1. 1995. 67 с.
45. Катаева О.В. Административная ответственность за нарушения в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан и
лиц без гражданства на территории РФ.Воронеж:Издательство Воронежского государственного университета, 2010. 80 с.
46. Каплунов А.И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел: теория и практика / под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб.: СПбУ МВД России, 2004. 296 с.
47. Кобец П.Н. Особенности предупреждения правонарушений иностранных граждан и лиц без гражданства в России. М.: Норма 2006. 34 с.
48. Ковалев П.В. Государственная поддержка миграционных процессов. Миграция, права человека и экономическая безопасность современной России: состояние, проблемы, эффективность защиты. М.: Нижний Новгород. 2004. 220 с.
49. Кондрашина К.П. Административная ответственность за правонарушения в сфере миграции иностранных граждан и лиц без гражданства. М.:Норма 2005. 56 с.
50. Конин Н.М. Административное право России: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2010. 448 с.
51. Комарова О., Тишков В. Российская Федерация: миграции и миграционная политика. Миграции и новые диаспоры в постсоветских государствах / Под ред. В. А. Тишкова; Ин-т этнологии и антропологии РАН. М.: 1996. 97 с.
52. Корнелюк О.В. Диалектика миграционных процессов. Миграция, права человека и экономическая безопасность современной России: состояние, проблемы, эффективность защиты. М.: Нижний Новгород. 2004. 239 с.
53. Кригер А.Е. Некоторые особенности установления личности иностранного гражданина. Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. № 13-1. 2015. 195 с.
54. Липатов Э.Г., Филатова А.В., Чаннов С.Е. Административная ответственность: учебно-практическое пособие. М.: Волтерс Клувер.
55. 2010. 400 с.
56. Макарейко Н.В., Никифоров М.В., Скляров И.А. Административное принуждение в России: учебное пособие. Н. Новгород: Изд-во ННГУ. 2002. 228 с.
57. Максимов И.В. Система и виды административных наказаний по Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Саратов: Изд- во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права». 2004. 240 с.
58. Овсянко Д.М. Административное право: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2000. 468 с.
59. Панова И.В. Административно-процессуальное право России.
4-е изд., пересм. М.: Норма, ИНФРА-М. 2016. 336 с.
60. Салищева Н.Г. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. М.: Проспект. 2009.1136 с.
61. Соколов А.Ю. Система мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Саратов: Научная книга, 2012.305 с.
62. Серегина В.В. Государственное принуждение по советскому праву.
Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та. 1991. 120 с.
63. Тимошенко И.В. Административная ответственность: учебное пособие. М.: Ростов-на-Дону. ИКЦ «МарТ». 2004. 288 с.
Интернет-ресурсы
64. Материалы Федеральной службы государственной статистики.
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography
65. Федеральная миграционная служба. URL: http:
//www.fms.gov.ru/fms/activity/stats/Statistics/Statisticheskie_svedenija/