Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ БОРЬБА С МОРСКИМ ПИРАТСТВОМ

Работа №85026

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международное публичное право

Объем работы75
Год сдачи2016
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
205
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Понятие морского пиратства в современном международном праве 6
§ 1. Международно-правовое понятие морского пиратства 6
§ 2. Источники правового регулирования борьбы с морским пиратством 12
Глава II. Международно-правовое сотрудничество государств в борьбе с морским пиратством 20
§ 1. Понятие, классификация и уровни осуществления мер по борьбе с морским пиратством 20
§ 2. Реализация правовых мер по борьбе с морским пиратством в пределах морских акваторий и сухопутных территорий 32
Глава III. Порядок привлечения к ответственности за совершение морского пиратства 42
§ 1. Национальные правовые механизмы привлечения к ответственности за совершение морского пиратства 42
§ 2. Проблемы осуществления судебного преследования за совершение морского пиратства на национальном и международном уровнях... 52
Заключение 67
Список использованной литературы

Развитие современного мира идет по пути глобализации всех сфер международной жизни, которая отличается высоким динамизмом и взаимозависимостью событий. В данных условиях современного общества и возрастающих
угроз миропорядку одной из важных проблем, требующих консолидации усилий всего мирового сообщества и нуждающихся в своем немедленном решении, является проблема борьбы с морским пиратством. За последние десять лет
пиратство как в количественном, так и в качественном отношении весьма стремительно переросло в проблему мирового масштаба. Несмотря на наличие ряда
международных соглашений, направленных на борьбу с пиратством (Конвенция об открытом море 1958 г., Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.,
Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 г. и др.), на сегодняшний день механизмы, предусмотренные в этих соглашениях, не позволяют эффективно бороться с феноменом пиратства. Это объективно предопределяет и актуализирует критическое
рассмотрение нормативно-правовой регламентации и регуляции этой проблемы
на международном и национальном уровнях.
Морское пиратство наряду с наркотрафиком, незаконной торговлей оружием, контрабандой поддельных лекарств, переправкой нелегальных мигрантов в Европу названо в докладе Управления ООН по наркотикам и преступности в 2013 г. одной из основных областей деятельности транснациональных
преступных группировок1.
В 2014 г. в мире зафиксировано 245 случаев нападения морских пиратов
по сравнению с 264 такими инцидентами в 2013 г. В 2012 г. было совершено
297 актов пиратства. Последствия морского пиратства оказывают существенное
влияние на мировую экономику. Суммы выкупов составляют в среднем 5 млн.
долл. США, но известны и случаи уплаты 10-12 млн долл. за выкуп одного суд-
1 Брунер Р.А., Галиев Р.С. Проблема разграничения понятий «морское пиратство» и «государственное пиратство» : статья / Р.А. Брунер, Р.С. Галиев // Современное право. - 2013. - № 2. - С. 128.4
на1. Кроме того, судоходные компании отправляют суда в обход пиратоопасных районов, что приводит к удорожанию фрахта и стоимости перевозок.
В связи с изложенным международно-правовое сотрудничество государств в борьбе с морским пиратством представляет собой одно из ведущих направлений и требует на сегодняшний день разработки мер по повышению эффективности международного взаимодействия.
Сотрудничество государств в борьбе с морским пиратством регулируется
следующими международными соглашениями: Конвенция «Об открытом море»
1958 г. и Конвенция ООН «По морскому праву» 1982 г., а также некоторыми
секторальными антитеррористическими соглашениями и международными договорами в сфере борьбы с преступностью в целом (Международная конвенция
о борьбе с захватом заложников 1979 г., Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, принятая 10
марта 1988 г. (и Протокол к ней 2005 г.), Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г.). Несмотря на достаточно содержательный правовой массив, эффективность борьбы с морским пиратством
уступает темпам развития данного преступления, принимающего глобальный
характер, что обусловлено некоторыми пробелами международных соглашений
и некачественной имплементацией норм международного права в данной сфере
во внутригосударственное законодательство государств, в т.ч. и в законодательство Российской Федерации.
Основной целью настоящего исследования является анализ состояния
действующего правового регулирования институтов сотрудничества и ответственности за совершение преступлений пиратства, их соотношение, а также определение содержания других международно-правовых норм и институтов,
способствующих обеспечению защиты морского судоходства от угрозы пиратских нападений.
1 Пиджаков А.Ю., Ромашев Ю.С. Вопросы разграничения понятий «пиратство» и «морской терроризм» в международном праве : статья / А.Ю. Пиджаков, Ю.С. Ромашев // Мир юридической науки. - 2013. - № 3. - С. 78.5
Для достижения указанной цели поставлены следующие основные задачи:
определить правовую природу и точное нормативное содержание понятия
«морское пиратство» в международном праве;
установить соответствие нормативного определения и современного понимания морского пиратства исходя из существующей практики пиратских нападений;
рассмотреть меры по борьбе с морским пиратством в пределах морских акваторий и сухопутных территорий
рассмотреть национальные правовые механизмы привлечения к ответственности за совершение морского пиратства
рассмотреть судебное преследование за совершение морского пиратства на
национальном и международном уровнях.
Объектом исследования являются международно-правовые отношения,
складывающиеся при осуществлении мероприятий по предупреждению и пресечению актов пиратства, а также при решении вопросов привлечения к ответственности за их совершение.
Предметом исследования являются нормы международного и национального права, направленные на регулирование вопросов криминализации пиратства и сотрудничества государств при осуществлении борьбы с ним.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные (анализ и синтез, диалектический, системный, логический метод) и специальноправовые (формально-юридический и сравнительно-правовой метод) приемы
познания.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы.
1. Исследование истории нормативного закрепления понятия «пиратство», а также анализ содержания статьи 101 Конвенции 1982 г. позволяет сделать вывод о том, что концептуальная модель морского пиратства состоит из
трех основополагающих элементов: место совершения преступления, его цель,
а также способы действий и средства, применяемые для достижения этой цели.
Исходя из этого, данные элементы были приняты за основу для выявления
сильных и слабых сторон конвенционного определения.
В результате проведенного исследования, в доктрине международного
права общепринято следующее определение: морское пиратство - это акт любого неправомерного вмешательства в плавание судна, который совершен с
личными целями путем применением насилия или угрозы его применения лицами, находящимися на борту другого частного судна или частного летательного аппарата, и который направлен против данного судна, лиц или имущества
на его борту независимо от места совершения такого вмешательства.
2. Рассмотрение вопроса о соотношении пиратства и других преступлений международного характера, совершаемых на море, показало, что на сегодняшний день особую актуальность приобретает проблема квалификации
действий государств по укрывательству или поощрению пиратства. Признание
подобных действий «государственным» пиратством должно расцениваться не
иначе как шаг назад, поскольку любой такой акт необходимо квалифицировать
как акт агрессии.
При сопоставлении пиратства и терроризма на море очевидным становится вывод о том, что несмотря на некоторое внешнее сходство, рассматриваемые явления обладают качественным своеобразием присущих им черт, а потому должны иметь различную уголовно-правовую квалификацию. Это необходимо не столько для соблюдения терминологической точности, сколько для
выработки адекватных мер борьбы, которая должна учитывать связи пиратства
с иными преступлениями международного характера.68
Рассматривая практику совершения актов баратрии, можно сделать вывод о том, что зачастую непосредственными исполнителями преступного замысла морских мошенников выступают организованные пиратские группы,
для которых выполнение такого рода заказов является дополнительной статьей
дохода. Однако, несмотря на то, что отдельные акты баратрии являются результатом совместных усилий, действия его разработчиков должны квалифицироваться как акт мошенничества, а действия пиратов по захвату судна или
груза - как акт пиратства. Совершенные по заказу, такие действия, тем не менее, вполне соответствуют цели морского пиратства, предусмотренной конвенционными положениями.
3. При рассмотрении вопроса о мерах по борьбе с морским пиратством
предлагается следующая их классификация.
А. По характеру решаемых задач «противопиратские» меры могут быть
политическими, экономическими, правовыми, организационными и техническими (согласно представленным в диссертации определениям).
Б. По характеру направленности на причины пиратства все меры борьбы
можно разделить на две группы:
- меры, направленные на выявление и устранение коренных причин, условий и обстоятельств, способствующих совершению пиратства;
- меры, направленные на подавление преступных проявлений и устранение их негативных последствий.
В зависимости от условий, порядка и конечной цели своего применения
последняя группа может быть разделены на следующие подгруппы:
- защитные меры - комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности судна от возможной угрозы пиратского или разбойного нападениях
целью «заставить преступников отказаться от их намерений, а в случае нападения - пресечь их действия путем соразмерного отпора»;
- спасательные меры - комплекс мер, направленных на поиск и спасание
судов, подвергшихся пиратскому захвату, а также меры по реабилитации моряков, переживших нападение или пиратский плен;69
- карательные меры - комплекс мер, направленных на получение доказательств причастности к совершению преступления и задержание подозреваемых лиц с целью осуществления уголовного-преследования.
4. На сегодняшний день основная деятельность по борьбе с пиратством и
вооруженным разбое против судов разворачивается в пределах морских акваторий и, как следствие, направлена на защиту судов. Структурно такая защита
складывается из множества мероприятий, каждое из которых может быть отнесено к внешней или внутренней системе защиты.
Внешняя система защиты основана на обеспечении безопасности морского пространства, в котором осуществляется плавание судов на сегодняшний
день она практически: полностью реализуется за счет привлечения усилий военно-морских сил различных государств и коалиций.
Внутренняя система защита судна основана на взаимосвязи трех основных компонентов подготовленность находящихся на борту судна лиц, организационная слаженность их действий и надлежащая техническая оснащенность судна специальными средствами защиты.
Заинтересованность в высоком уровне защиты по каждому из представленных компонентов, прежде всего, должны испытывать судовладельцы.
Однако зачастую такая заинтересованность, наталкивается: на необходимость
производства дополнительных финансовых затрат на охранные мероприятия, и
тогда только предпочтения конкретного судовладельца могут повлиять на
судьбу судна и его экипажа.
Выходом из ситуации, когда выбор делается в ущерб безопасности судна, может послужить разработка и внедрение специальных стимулирующих
или компенсирующих такие затраты механизмов. Так, большинство положений, составляющих систему внутренней защиты, носят рекомендательный
характер. Наделение данных рекомендаций статусом императивных норм неизбежно повлечет за собой создание необоснованных препятствий к осуществлению судоходной деятельности. Поэтому в основе таких механизмов должен
лежать принцип экономической выгоды, который бы побуждал судовладельцев70
к выполнению таких рекомендаций. Одним из инструментов такого стимулирования должен стать институт страхования судов. При участии международных организаций судоходной и страховой отрасли можно было бы разработать
комплексные критерии, определяющие безопасность морских судов из расчета
специфики их работы (перевозимые грузы, маршруты движения и т.п.) и степени выполнения охранных рекомендаций. Принадлежность судна к той или
иной категории безопасности определяла бы затраты судовладельца на его
страхование: чем лучше судно подготовлено к плаванию, тем меньше размер
страховой премии.
5. На сегодняшний день, говоря о проблеме борьбы с морским пиратством, на первый план невольно выдвигаются вопросы обеспечения интересов
судовладельцев и прав лиц, вовлеченных в преступный промысел. Это с неизбежностью приводит к тому, что вопрос сохранения жизней членов экипажазахваченного пиратами судна становится для мировой общественности второстепенным и со всей остротой встает только в рамках конкретного инцидента.
Вместе с тем, разработка комплекса мер, который позволял бы произвести освобождение судна с минимальным риском для его команды, - это еще одно направление, по которому должна развиваться деятельность в данной области.
Помимо этого, дальнейшей разработки требуют вопросы расследования
преступлений пиратства и вооруженного разбоя против судов. С одной стороны, в, детализации нуждаются положения, определяющие порядок расследования морских инцидентов:
- требования к специалисту, ответственному за производство расследования, разрешение вопросов его правового статуса;
- проблемы проведения следственных действий представителями государств, которые в силу специфики расследуемых преступлений вынуждены
работать в условиях отсутствия материально-технической поддержки со стороны своего государства;
- условия и формы сотрудничества с властями прибрежных государств,
включая порядок передачи материалов расследования и т.п.71
С другой стороны, необходимо нормативное закрепление порядка международного сотрудничества государств и международных организаций (например, Интерпол, Европол) по расследованию деятельности пиратских преступных групп на суше (вопросы содействия, финансирования такой деятельности, отмывания преступных доходов и др.).
6. На сегодняшний день наиболее обсуждаемым вариантом судебного
преследования лиц, ответственных за совершение актов пиратства, является
создание международного трибунала. Вместе с тем, если обратиться к истории
создания международных уголовных трибуналов (или специальных международных палат); можно заметить, что все они учреждались в качестве временной меры и действовали в ситуации, когда соответствующее государство
было не в состоянии или не желало проводить судебные разбирательства самостоятельно. Однако при наличии малейшей возможности: использовать ресурсы данного государства оно все же привлекалось к осуществлению правосудия
в том или ином качестве.
Проблема уголовного преследования и тюремного заключения сомалийских граждан за совершение нападений на суда в районе Аденского залива
может быть решена различными; путями. Однако если говорить о долгосрочном решении данной проблемы, подходящим может быть признан только
один из них - планомерное создание потенциала внутри судебной пенитенциарной системы Сомали. При этом ООН должна взять на себя не только
роль основного разработчика и координатора программ помощи, направляемой
в Сомали, но и роль гаранта того; что осуществляемая под ее руководством
деятельность заслуживает доверия и всемерного содействия со стороны третьих лиц.


1. Устав Организации Объединенных Наций (вместе с «Правилами процедуры Генеральной Ассамблеи») : принят в г. Сан-Франциско 26 июня 1945 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. - М., 1956. - С. 14-47.
2. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву : заклю¬чена в г. Монтего-Бее 10 декабря 1982 г. // Бюллетень международных догово¬ров. - 1998. - № 1. - С. 3-168.
3. Конвенция об открытом море : заключена в г. Женева // Ведомости ВС СССР. - 1962. - № 46. - Ст. 457.
II. Специальная литература
1. Анянова Е.С. Разрешение кризиса в области международного пиратства в регионе Сомали : статья / Е.С. Анянова // Евразийский юридический журнал. -
2015. - № 2 (81). - С. 42-47.
2. Брунер Р.А., Галиев Р.С. Проблема разграничения понятий «морское пират¬ство» и «государственное пиратство» : статья / Р.А. Брунер, Р.С. Галиев // Со¬временное право. - 2013. - № 2. - С. 128-131.
3. Букреев К.Н. Объективные признаки основного состава пиратства : статья / К.Н. Букреев // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Фе¬дерации. - 2013. - № 1 (33). - С. 63-70.
4. Варламов С.Г., Деев Е.В., Томилин А.Н. Сущность и особенности совре-менного морского пиратства : статья / С.Г. Варламов, Е.В. Деев, А.Н. Томилин // Психология и педагогика на современном этапе. - 2015. - № 7. - С. 27-39.
5. Галиев Р.С. Борьба с морским пиратством. Международно-правовой аспект : монография / Р.С. Галиев. - Барнаул, 2015. - 239 с.
6. Галиев Р.С. Деятельность Совета Безопасности Организации Объединенных Наций в борьбе с морским пиратством : статья / Р.С. Галиев // Вестник Кали¬нинградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. -
2016. - № 1 (43). - С. 67-69.
7. Галиев Р.С. Международно-правовые проблемы борьбы с морским пиратст¬вом : статья / Р.С. Галиев // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. - 2016. - № 14-2. - С. 128-130.
8. Гудев П.А. Столкновение национальных и наднациональных подходов в области обеспечения морской безопасности : статья / П.А. Гудев // Пути к миру и безопасности. - 2015. - № 1 (48). - С. 22-47.
9. Джунусова Д.Н. Терроризм и пиратство на море : статья / Д.Н. Джунусова //
Национальная безопасность и стратегическое планирование. - 2015. - № 2-1
(10). - С. 23-26.
10. Кашубский М.В. Могут ли пиратские действия быть совершены против морской нефтяной платформы? : статья / М.В. Кашубский // Электронное при¬ложение к Российскому юридическому журналу. - 2014. - Т. 21. - № 1 (21). - С. 5-14.
11. Князева Н.А., Князева Е.А. Международное сотрудничество в борьбе с пи¬ратством и морским терроризмом : статья / Н.А. Князева, Е.А. Князева // Азиат¬ско-тихоокеанский регион: Экономика, политика, право. - 2015. - № 3 (36). - С. 126-135.
12. Князева Н.А., Князева Е.А. Применение норм международно-правового ха¬рактера как один из способов противодействия морскому терроризму и пират¬ству : статья / Н.А. Князева, Е.А. Князева // Криминологический журнал Бай¬кальского государственного университета экономики и права. - 2014. - № 4. - С. 175-187.
13. Князева Н.А., Князева Е.А. Применение норм международно-правового ха¬
рактера как один из способов противодействия морскому терроризму и пират¬ству : статья / Н.А. Князева, Е.А. Князева // Криминологический журнал Бай¬кальского государственного университета экономики и права. - 2014. - № 4. -
С. 175-187.
14. Лавлинская А.Н. Ниверсальная юрисдикция и принцип «aut dedere aut judicare» в международной борьбе с морским пиратством : статья / А.Н. Лав-линская // Евразийский юридический журнал. - 2011. - № 1 (32). - С. 46-50.
15. Липин Ц. Правовые проблемы обеспечения безопасности морских перево-зок от преступных посягательств пиратов : статья / Ц. Липин // Современное право. - 2011. - № 4. - С. 144-147.
16. Лушпай Д.В. Борьба мирового сообщества с современным морским пират¬ством в Юго-восточной Азии : статья / Д.В. Лушпай // Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. - № 14. - С. 11-16.
17. Мазуренко М.Н. Историко-правовой анализ возникновения морского пират¬ства : статья / М.Н. Мазуренко // Приоритетные научные направления: от тео¬рии к практике. - 2016. - № 23. - С. 257-261.
18. Микуленко Д.Г. Международно-правовая квалификация пиратства и терро¬ризма и проблемы их соотношения : статья / Д.Г. Микуленко // Актуальные проблемы современных международных отношений. - 2015. - № 5. - С. 100-106.
19. Михеев В.Л. Борьба с преступностью на море в системе обеспечения на-циональной безопасности России : статья / В.Л. Михеев // Пробелы в россий-ском законодательстве. - 2012. - № 3. - С. 144-149.
20. Михеев В.Л., Карачёв Д.В. Некоторые международно-правовые аспекты борьбы с морским пиратством : статья / В.Л. Михеев, Д.В. Карачёв // В сборни¬ке: Проблемы теории и практики борьбы с экстремизмом и терроризмом Все¬российская научно-практическая конференция. - 2015. - С. 71-74.
21. Нагаева Т.И. Пиратство как вид преступного деяния (историко-правовой аспект) : статья / Т.И. Нагаева // История государства и права. - 2011. - № 10. - С. 9-16.
22. Нечаев А.Д., Григоренко Д.С. Уголовная юрисдикция в отношении престу¬плений, совершаемых на морских судах : статья / А.Д. Нечаев, Д.С. Григоренко // Вопросы современной юриспруденции. - 2015. - № 56. - С. 100-107.
23. Нечаев А.Д., Григоренко Д.С. Уголовная юрисдикция в отношении престу¬плений, совершаемых на морских судах : статья / А.Д. Нечаев, Д.С. Григоренко // Вопросы современной юриспруденции. - 2015. - № 56. - С. 100-107.
24. Пиджаков А.Ю., Ромашев Ю.С. Вопросы разграничения понятий «пиратст¬во» и «морской терроризм» в международном праве : статья / А.Ю. Пиджаков, Ю.С. Ромашев // Мир юридической науки. - 2013. - № 3. - С. 77-82.
25. Ромашев Ю.С. Борьба с преступлениями международного характера, со-вершаемыми на море : монография / Ю.С. Ромашев. - М., 2011. - 376 с.
26. Смирнова Е.С. Перспективы решения проблем, связанных с морским пират¬ством в XXI веке : статья / Е.С. Смирнова // Международное право и междуна¬родные организации. - 2012. - № 2. - С. 16-33.
27. Федорова Н.С. Пиратство и береговое право в эпоху средневековья : статья / Н.С. Федорова // Мир юридической науки. - 2014. - № 3. - С. 24-28.
28. Цыганова О.А., Амелина Л.А. История борьбы с пиратством : статья / О.А. Цыганова, Л.А. Амелина // В сборнике: Актуальные проблемы международного права Материалы международной научно-практической конференции препода¬вателей и студентов. Редакционная коллегия: И.Д. Борисова, О.Д. Третьякова, В.В. Богатырев. - 2015. - С. 147-151.
29. Щербакова А.С. К вопросу о роли международных организаций в борьбе с морским пиратством : статья / А.С. Щербакова // Научные труды Северо-Западного института управления. - 2013. Т. 4. - № 3 (10). - С. 222-232.
30. Якубина Е.В. Морское пиратство в современном мире и пути его решения : статья / Е.В. Якубина // Студенческая наука XXI века. - 2016. - № 2-2 (9). - С. 253-254.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ