СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 7
1.1 Понятие и значение проблемы сиротства 7
1.2 Социальная работа с неблагоприятной семьей 18
Глава 2. Система социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей 25
2.1 Анализ системы работы с детьми - сиротами на примере Нижнекамского
детского дома 25
2.2 Система социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей 43
Заключение 65
Список использованной литературы 68
Приложения
Глава 1. Теоретические аспекты социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 7
1.1 Понятие и значение проблемы сиротства 7
1.2 Социальная работа с неблагоприятной семьей 18
Глава 2. Система социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей 25
2.1 Анализ системы работы с детьми - сиротами на примере Нижнекамского
детского дома 25
2.2 Система социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей 43
Заключение 65
Список использованной литературы 68
Приложения
Актуальность темы заключается в стремительном росте детей - сирот и отсутствие эффективных моделей их социальной защиты. Социальная защита детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - одна из важнейших задач государства и общества. Проблема сиротства сегодня - это актуальнейшая из проблем современной действительности России.
Рост социального сиротства, детской безнадзорности так же как демографическая катастрофа (число несовершеннолетних в Российской Федерации убывает ежегодно на миллион), имеют в основе своей общий кризис семьи. Небывалый духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясший Россию, привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации. Резкое падение жизненного уровня населения впервые вызвало такое явление как отказ от ребенка в связи с отсутствием возможности его прокормить. Кризисные явления в российском обществе подтолкнули рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия.
В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни страны продолжает расти число детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Среди них - сироты, социально дезадаптированные дети и юные преступники, дети -инвалиды, дети-беженцы и вынужденные переселенцы, дети, проживающие в неблагоприятных экологических условиях.
В России, согласно статистическим данным, количество учтенных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приближается к 1 млн. человек, и, что особенно тревожно, на протяжении последних десятилетий сохраняется устойчивая тенденция роста контингента таких детей (в среднем на 100 тыс. в год). Таким образом, на сегодняшний день дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, составляют значительный пласт населения нашей страны.
В сложившейся ситуации наряду с понятием сирота, появляется и укрепляется понятие социальный сирота. Дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. Это дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей.
Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и не получившие положительного опыта семейной жизни не могут создать здоровую полноценную семью. Воспитываясь в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства. По данным исследователей данной проблемы 40% детей вышедших из интернатных учреждений становятся преступниками, 40 % - наркоманами, 10% - заканчивают жизнь самоубийством и лишь 10 % - способны к полноценной самостоятельной жизни. [46]
На фоне увеличивающегося числа сиротских учреждений в последние годы все более явным становится проблема дезадаптации, вызывает беспокойство психосоциальное здоровье детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Представленная проблема обусловила выбор темы исследования: «Социально-педагогическое сопровождение в процессе адаптации детей- сирот в условиях учреждений детского дома.
Объект исследования - процесс адаптации детей-сирот в условиях детского дома.
Предмет исследования — социально-педагогическое сопровождение детей-сирот в условиях учреждений детского дома.
Цель исследования - разработать и обосновать модель и технологию социально-педагогического сопровождения в процессе адаптации детей- сирот в условиях детского дома.
Гипотеза исследования состоит в том, что социально-педагогическое сопровождение детей-сирот в условиях интернатного учреждения будет эффективным, если:
- модель социально-педагогического сопровождения наиболее полно отражает данные мониторинга об индивидуальных особенностях ребенка, ресурсной обеспеченности воспитательной деятельности учреждения, а также взаимодействия со специалистами (психолог, педагог, социальный работник, воспитатели) - их готовности к оказанию эффективной помощи в подготовке воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности, их адаптированность к условиям работы с детьми;
- содержание социально-педагогического сопровождения включает формирование у ребенка умений по самоорганизации своей жизнедеятельности, профессиональному самоопределению, самоорганизации свободного времени;
- осуществляется воспитательная работа совместно со специалистами других учреждений региона (учреждения социальной защиты населения, образования, здравоохранения, культуры и спорта, правоохранительных органов, общественных организаций и др).
Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы исследования, определены следующие задачи:
- выявить сущность и содержание социально-педагогического сопровождения детей-сирот;
- разработать и экспериментально проверить модель социально-педагогического сопровождения в процессе адаптации детей-сирот в условиях учреждений интернатного типа;
- выявить условия эффективности социально-педагогического сопровождения воспитанников интернатного учреждения.
Для решения поставленных задач исследования, проверки гипотезы использовалась следующая совокупность методов:
- теоретические методы: анализ философской, исторической, психолого-педагогической и научно-методической литературы и нормативно-правовых актов, обобщение научно-исследовательских работ и передового педагогического опыта по исследуемой проблеме;
- эмпирические методы: наблюдение, в том числе включённое, различные виды опросов, диагностические методы, включая обобщение независимых характеристик, математические методы обработки собранного материала, формирующий педагогический эксперимент, отсроченный контроль.
Рост социального сиротства, детской безнадзорности так же как демографическая катастрофа (число несовершеннолетних в Российской Федерации убывает ежегодно на миллион), имеют в основе своей общий кризис семьи. Небывалый духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясший Россию, привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации. Резкое падение жизненного уровня населения впервые вызвало такое явление как отказ от ребенка в связи с отсутствием возможности его прокормить. Кризисные явления в российском обществе подтолкнули рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия.
В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни страны продолжает расти число детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Среди них - сироты, социально дезадаптированные дети и юные преступники, дети -инвалиды, дети-беженцы и вынужденные переселенцы, дети, проживающие в неблагоприятных экологических условиях.
В России, согласно статистическим данным, количество учтенных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приближается к 1 млн. человек, и, что особенно тревожно, на протяжении последних десятилетий сохраняется устойчивая тенденция роста контингента таких детей (в среднем на 100 тыс. в год). Таким образом, на сегодняшний день дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, составляют значительный пласт населения нашей страны.
В сложившейся ситуации наряду с понятием сирота, появляется и укрепляется понятие социальный сирота. Дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. Это дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей.
Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и не получившие положительного опыта семейной жизни не могут создать здоровую полноценную семью. Воспитываясь в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства. По данным исследователей данной проблемы 40% детей вышедших из интернатных учреждений становятся преступниками, 40 % - наркоманами, 10% - заканчивают жизнь самоубийством и лишь 10 % - способны к полноценной самостоятельной жизни. [46]
На фоне увеличивающегося числа сиротских учреждений в последние годы все более явным становится проблема дезадаптации, вызывает беспокойство психосоциальное здоровье детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Представленная проблема обусловила выбор темы исследования: «Социально-педагогическое сопровождение в процессе адаптации детей- сирот в условиях учреждений детского дома.
Объект исследования - процесс адаптации детей-сирот в условиях детского дома.
Предмет исследования — социально-педагогическое сопровождение детей-сирот в условиях учреждений детского дома.
Цель исследования - разработать и обосновать модель и технологию социально-педагогического сопровождения в процессе адаптации детей- сирот в условиях детского дома.
Гипотеза исследования состоит в том, что социально-педагогическое сопровождение детей-сирот в условиях интернатного учреждения будет эффективным, если:
- модель социально-педагогического сопровождения наиболее полно отражает данные мониторинга об индивидуальных особенностях ребенка, ресурсной обеспеченности воспитательной деятельности учреждения, а также взаимодействия со специалистами (психолог, педагог, социальный работник, воспитатели) - их готовности к оказанию эффективной помощи в подготовке воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности, их адаптированность к условиям работы с детьми;
- содержание социально-педагогического сопровождения включает формирование у ребенка умений по самоорганизации своей жизнедеятельности, профессиональному самоопределению, самоорганизации свободного времени;
- осуществляется воспитательная работа совместно со специалистами других учреждений региона (учреждения социальной защиты населения, образования, здравоохранения, культуры и спорта, правоохранительных органов, общественных организаций и др).
Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы исследования, определены следующие задачи:
- выявить сущность и содержание социально-педагогического сопровождения детей-сирот;
- разработать и экспериментально проверить модель социально-педагогического сопровождения в процессе адаптации детей-сирот в условиях учреждений интернатного типа;
- выявить условия эффективности социально-педагогического сопровождения воспитанников интернатного учреждения.
Для решения поставленных задач исследования, проверки гипотезы использовалась следующая совокупность методов:
- теоретические методы: анализ философской, исторической, психолого-педагогической и научно-методической литературы и нормативно-правовых актов, обобщение научно-исследовательских работ и передового педагогического опыта по исследуемой проблеме;
- эмпирические методы: наблюдение, в том числе включённое, различные виды опросов, диагностические методы, включая обобщение независимых характеристик, математические методы обработки собранного материала, формирующий педагогический эксперимент, отсроченный контроль.
Проблемы детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и воспитывающихся в условиях детского дома очень обширны. Актуальной является социальная защита детей-сирот в школах интернатах.
Дети не получают необходимого развития их личности, позволяющего преодолеть типичный для них социальный и психологический инфантилизм, подчиняемое, психологически зависимое поведение, что делает их почти беззащитными в отношении любых асоциальных влияний на них.
Существующая социальная система в детском доме не формирует у детей навыков преодоления трудных жизненных ситуаций, психологической защиты и правильного поведения при стрессе. В результате у них легко возникают эмоциональные расстройства и девиантное поведение.
Последствия отставания педагогических технологий работы с детьми - социальными сиротами и недостаточное их психологическое обеспечение и сопровождение проявляются в конечном итоге в том, что после детского дома эти дети значительно уступают детям, воспитывающимся в семьях, по всем основным параметрам социальной адаптации.
По способности к приобретению профессии и трудоустройству; По способности избегать кризисных и криминальных ситуаций в жизни; По способности образовать собственную семью и успешно выполнять родительские воспитательные функции. В настоящее время на государственном уровне принимаются меры, направленные на преодоление сложившейся ситуации. Идет активная работа по внедрению новых форм призрения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это семейный детский дом, патронатное воспитание, приемная семья и др. Основными недостатками организации социально-психологической помощи, призванной обеспечить оптимальные условия для полноценного развития детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома, являются: недостаточное кадровое обеспечение детских домов; низкая квалификация специалистов, в частности воспитателей, работающих с детьми дошкольного возраста; недостаточная работа по организации воспитательного процесса, который должен включать в себя развитие всех качеств и навыков ребенка, способствующих успешному взаимодействию ребенка в обществе в дальнейшем (психологических, социальных и т.д.); ведется недостаточная работа с педагогическим коллективом детского дома по предупреждению эмоционального выгорания и деформации личности специалиста, что существенно снижает эффективность воспитательного процесса.
Для улучшения положения детей, оставшихся без попечения родителей, создания благоприятных условий для их развития необходимы меры по пересмотру и комплексной перестройке системы воспитания и развития детей, воспитывающихся в условиях традиционных детских домов и школ-интернатов для сирот и детей, лишенных родительского попечения. Для этого необходимо:
1. Подготовка и привлечение высококвалифицированных специалистов для работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.
2. Создание психологической службы в интернатных учреждениях. Для повышения эффективности оказания социально-психологической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, воспитывающихся условиях детского дома, необходимо участие специалиста по социальной работе, деятельность которого должна быть направлена на решение следующих задач:
- организация мероприятий, направленных на повышение квалификации сотрудников интернатных учреждений;
- организация и проведение мероприятий на разнообразные темы, способствующие знакомству ребенка с социумом и формированию у него адекватной социальной роли.
Ребенок, воспитывающийся в интернатном учреждении лишен очень многого, что есть у обычных детей и без чего немыслимо его полноценное развитие и становление его как личности. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и не получившие положительного опыта семейной жизни не могут создать здоровую полноценную семью. Воспитываясь в государственных учреждениях, они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым, расширяя поле социального сиротства, следовательно, с теоретической точки зрения социальная работа не соответствует потребностям социального заказчика по работе с детьми сиротами и детьми оставшиеся без попечения родителей, а также нуждается в дальнейшем в развитии специализированной подготовки таких социальных работников, чья деятельность будет направлена непосредственно на работу с данной категорией детей.
Дети не получают необходимого развития их личности, позволяющего преодолеть типичный для них социальный и психологический инфантилизм, подчиняемое, психологически зависимое поведение, что делает их почти беззащитными в отношении любых асоциальных влияний на них.
Существующая социальная система в детском доме не формирует у детей навыков преодоления трудных жизненных ситуаций, психологической защиты и правильного поведения при стрессе. В результате у них легко возникают эмоциональные расстройства и девиантное поведение.
Последствия отставания педагогических технологий работы с детьми - социальными сиротами и недостаточное их психологическое обеспечение и сопровождение проявляются в конечном итоге в том, что после детского дома эти дети значительно уступают детям, воспитывающимся в семьях, по всем основным параметрам социальной адаптации.
По способности к приобретению профессии и трудоустройству; По способности избегать кризисных и криминальных ситуаций в жизни; По способности образовать собственную семью и успешно выполнять родительские воспитательные функции. В настоящее время на государственном уровне принимаются меры, направленные на преодоление сложившейся ситуации. Идет активная работа по внедрению новых форм призрения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это семейный детский дом, патронатное воспитание, приемная семья и др. Основными недостатками организации социально-психологической помощи, призванной обеспечить оптимальные условия для полноценного развития детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома, являются: недостаточное кадровое обеспечение детских домов; низкая квалификация специалистов, в частности воспитателей, работающих с детьми дошкольного возраста; недостаточная работа по организации воспитательного процесса, который должен включать в себя развитие всех качеств и навыков ребенка, способствующих успешному взаимодействию ребенка в обществе в дальнейшем (психологических, социальных и т.д.); ведется недостаточная работа с педагогическим коллективом детского дома по предупреждению эмоционального выгорания и деформации личности специалиста, что существенно снижает эффективность воспитательного процесса.
Для улучшения положения детей, оставшихся без попечения родителей, создания благоприятных условий для их развития необходимы меры по пересмотру и комплексной перестройке системы воспитания и развития детей, воспитывающихся в условиях традиционных детских домов и школ-интернатов для сирот и детей, лишенных родительского попечения. Для этого необходимо:
1. Подготовка и привлечение высококвалифицированных специалистов для работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.
2. Создание психологической службы в интернатных учреждениях. Для повышения эффективности оказания социально-психологической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, воспитывающихся условиях детского дома, необходимо участие специалиста по социальной работе, деятельность которого должна быть направлена на решение следующих задач:
- организация мероприятий, направленных на повышение квалификации сотрудников интернатных учреждений;
- организация и проведение мероприятий на разнообразные темы, способствующие знакомству ребенка с социумом и формированию у него адекватной социальной роли.
Ребенок, воспитывающийся в интернатном учреждении лишен очень многого, что есть у обычных детей и без чего немыслимо его полноценное развитие и становление его как личности. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и не получившие положительного опыта семейной жизни не могут создать здоровую полноценную семью. Воспитываясь в государственных учреждениях, они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым, расширяя поле социального сиротства, следовательно, с теоретической точки зрения социальная работа не соответствует потребностям социального заказчика по работе с детьми сиротами и детьми оставшиеся без попечения родителей, а также нуждается в дальнейшем в развитии специализированной подготовки таких социальных работников, чья деятельность будет направлена непосредственно на работу с данной категорией детей.
Подобные работы
- Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (правовые вопросы на примере отдела опеки и попечительства г.Ак-Довурак)
Дипломные работы, ВКР, семейное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015 - Государственная политика в сфере социального сиротства
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Правовая основа социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2018 - Правовая основа социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Всероссийский Государственный Университет Юстиции (Ростовский филиал))
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2022 - Социальная помощь семьям с приемными детьми (Уральский Промышленно-Экономический Техникум)
Курсовые работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2023 - Правовая основа социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Международный институт бизнеса и управления (колледж))
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2024 - Социальная защита детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2024 - Правовое регулирование социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Российский Государственный Университет Правосудия (Дальневосточный филиал))
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2024 - Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации
Магистерская диссертация, обществознание. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2019



