Введение 4
Глава I. Теоретические основы статистического анализа и прогнозирования временных рядов 7
1.1 Общие сведения о временных рядах 7
1.2 Основные элементы временного ряда 14
1.3 Автокорреляция уровней временного ряда 18
1.4 Моделирование тенденции временного ряда 19
1.5 Моделирование сезонных и циклических колебаний 21
1.6 Применение фиктивных переменных для моделирования сезонных
колебаний 23
1.7 Методы анализа и прогнозирования временных рядов 25
1.7.1 ARIMA - модель 25
1.7.2 Экспоненциальное сглаживание 30
1.7.3 Сезонная декомпозиция 31
Выводы по главе 32
Глава II. Анализ рынка автомобилей 33
2.1 Автомобильный рынок 33
2.2 Состояние автомобильного рынка России в 2015 году 36
2.3 Компания KIA на рынке автомобилей 40
Выводы по главе 42
Глава III. Анализ и прогнозирование объемов продаж автомобилей Kia Rio в РФ
43
3.1 Статистика продаж автомобилей Kia Rio в России 43
3.2 ARIMA - модель 45
3.3 Сезонная декомпозиция 53
3.4 Экспоненциальное сглаживание 66
Выводы по главе 73
Заключение 74
Список использованных источников
Актуальность данного исследования состоит в увеличении значимости
прогнозирования продаж продукции компании, создания сотрудничества между производителем и предприятиями розничной торговли. Целью использования партнерских взаимоотношений является обеспечение выполнения производственных целей и задач обоих сторон партнеров, в том числе оптимизация
уровня продаж продукции и прибыли в краткосрочном и среднесрочном периоде.
При анализе информации, которая имеется в информационной системе,
мы можем намного точнее подходить к определению стратегических целей и
планов продаж. Следует различать понятия прогноза и плана продаж. Прогноз
продаж - это размер объема продаж, которая может быть достигнута, если соблюдать некоторые условия. Данная величина может быть использована для
уточнения плана продаж. План продаж - это размер объема продаж, которая
должна быть достигнута, при выполнении определенных действий. На основе
этой величины строится практически все планирование в компании, он прямо
или косвенно влияет на многие управленческие решения, часто на него ориентируются акционеры и инвесторы. Прогнозов может быть несколько, но план,
как правило, существует в единственном экземпляре. Результаты, полученные
после прогнозирования, используются при решении следующих задач.
Составление бюджета компании в части его доходов. Обладая информацией о планируемых доходах, можно увеличить эффективность использования
финансовых ресурсов, доступных компании. Так же с его помощью можно
спланировать расходы компании, таким образом, чтобы использовать как можно меньше заемных средств и инвестировать свободные средства в другие проекты.
Составление плана производства и закупок. Планы имеют связь не только с вопросами расходов, но и с вопросами в потребности в оборудовании, пер5
сонале. Также позволяют оптимизировать производственный план, путем экономии в связи со снижением цен на закупки, минимизацией запасов на складах.
Составление плана и бюджета продвижения. Для увеличения или поддержания уровня продаж на текущем уровне требуется привлекать новых клиентов, путем проведения маркетинговых мероприятий. Каждое из мероприятий
обладает ограниченным сроком действий и стоимостью.
Прогнозирование продаж является одним из составляющих успеха компании. Правильно рассчитанные прогнозные сведения дают возможность эффективного ведения бизнеса, в первую очередь, контролировать и оптимизировать расходы компании и оптимизировать складские запасы готовой продукции.
Целью данной выпускной квалификационной работы является
составление прогноза объема продаж автомобилей Kia Rio, используя
статистические данные за 2011-2016 года. Объектом исследования выступает
рынок продаж автомобилей Kia Rio, предметом исследования – статистическое
прогнозирование и анализ объема продаж автомобилей Kia Rio.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить статистические методы анализа и прогнозирования.
2. Описать рынок продаж автомобилей в России.
3. Провести анализ объемов продаж с помощью пакета Statistica 10.
Методологической основой для написания выпускной
квалификационной работы послужили труды следующих ученых: Айвазяна
С.А., Енюкова И.С., Мешалкина Л.Д., Халафяна А.А., Елисеевой И.И.
Информационную базу исследования составляют учебники
отечественных и зарубежных специалистов в области эконометрики и
статистики, статистические данные.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав,
заключения, списка использованных источников.6
В первой главе выпускной квалификационной работы приведены
теоретические основы статистического анализа и прогнозирования
необходимые для написания данной работы.
Во второй главе рассматривается характеристика рынка автомобилей:
Понятие автомобильного рынка,
Субъекты автомобильного рынка;
Классификация автомобильных рынков;
Описание компании KIA.
Третья глава посвящена прогнозированию объема продаж автомобилей
Kia Rio в России в пакете Statistica на период с мая по август 2016 года.
В последнее время значимость прогнозирования объемов продаж увеличилось. Прогнозирование позволяет производителям и предприятиям розничной торговли оптимизировать продажи продукции, складские запасы, а также
прибыль.
Ситуация на рынке продаж может развиваться непредсказуемо, но при
этом в компаниях существует планы продаж на определенный период с учетом
прошлых данных о продажах и рынке.
Спрогнозировать продажи можно различными методами, среди них различают прогнозы на основе опросов потребителей, на основе экспертных оценок. Более точный прогноз можно рассчитать с помощью эконометрических
методов. Но для прогнозирования необходимо обладать достаточным объемом
данных, которые позволят составить наиболее точный прогноз.
В данной выпускной квалификационной работе использованы несколько
методов прогнозирования временных рядов. Эти методы являются взаимодополняющими.
В качестве объекта исследования был рассмотрен рынок продаж автомобилей Kia Rio. С помощью методов прогнозирования временных рядов, получены прогнозные модели на период с мая по август 2016 года. Для каждой
модели определены ошибки.
При выполнении работы были решены следующие задачи:
1. Изучены статистические методы анализа и прогнозирования временных
рядов.
2. Проведен анализ рынка продаж автомобилей в России.
3. Проведено прогнозирование объемов продаж автомобилей Kia Rio с
помощью пакета Statistica 10.
Полученные в результате выполнения работы прогнозные модели
применимы в краткосрочном периоде для принятия управленческих решений75
при составлении плана производства автомобилей компанией производителем
или плана продаж для предприятий розничной продажи.
В результате выполнения работы также были получены следующие результаты:
1. В результате прогнозирования с помощью ARIMA - модели было
получено, что объём реализации Kia Rio за апрель, май, июнь, июль 2016 года
составит 30066 автомобилей, что говорит об уменьшении объёма реализации на
11,54 % в сравнении с аналогичным периодом 2015 года.
2. В результате прогнозирования с помощью сезонной декомпозиции
с логарифмическим трендом было получено, что объём реализации Kia Rio за
апрель, май, июнь, июль 2016 года составит 34097 автомобилей, что говорит об
увеличении объёма реализации на 0,32 % в сравнении с аналогичным периодом
2015 года.
3. В результате прогнозирования с помощью сезонной декомпозиции
с полиномиальным трендом было получено, что объём реализации Kia Rio за
апрель, май, июнь, июль 2016 года составит 28164 автомобилей, что говорит об
уменьшении объёма реализации на 17,14 % в сравнении с аналогичным периодом 2015 года.
4. В результате прогнозирования с помощью экспоненциального
сглаживания было получено, что объём реализации Kia Rio за апрель, май,
июнь, июль 2016 года составит 24398 автомобилей, что говорит об уменьшении
объёма реализации на 28,36 % в сравнении с аналогичным периодом 2015 года.
1. Айвазян, С.А. Прикладная статистика и основы эконометрики./ С.А. Айвазян, В.С. Мхитарян - М.: Юнити, 1998. - 1022 с.
2. Басовский, Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рын¬ка: Учебное пособие - М.: ИНФРА-М, 2012. - 260 с.
3. Бессалов, А.В. Эконометрика: Учебное пособие для студентов эко-номических специальностей вузов. - К.: Кондор, 2007. - 196 с.
4. Боровиков, В.П. Популярное введение в программу Statistica - М.: КомпьютерПресс, 1998. - 267 с.
5. Боровиков, В.П. Прогнозирование в системе Statistica в среде Win¬dows. Основы теории и интенсивная практика на компьютере: Учебное посо¬бие/ В.П. Боровиков, Г.И. Ивченко - М.: Финансы и статистика, 2006. - 368 с.
6. Бородич, С.А. Эконометрика: Учебное пособие - М.: Новое знание, 2004. - 416 с.
7. Валентинов, В.А. Эконометрика: Учебник. - М. «Дашков и Ко»,
2009. - 448 с.
8. Теория статистики: Учебник/ Под редакцией Г.Л. Громыко - М.: ИНФРА-М, 2005, - 476 с.
9. Давнис, В.В. Компьютерный практикум по эконометрическому мо¬делированию./ В.В. Давнис, В.И. Тинякова - Изд-во ВГУ, 2003. - 63 с.
10. Дайитбегов, Д.М. Компьютерные технологии анализа данных в эконометрике - М.: Инфра-М 2008. - 578с.
11. Дуброва, Т.А. Статистические методы прогнозирования в экономи¬ке: Учебное пособие/ Т.А. Дуброва, М.Ю. Архипова Московский государ¬ственный университет экономики, статистики и информатики. — М., 2004. —
136 с.
12. Ежеманская, С.Н. Эконометрика / Серия «Учебники, учебные посо¬бия». - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 160 с.
13. Эконометрика: Учебник/ Под редакцией И.И. Елисеевой. - М.: Фи-нансы и статистика, 2003г. - 344с.
14. Практикум по эконометрике: Учебное пособие/ Под редакцией И.И. Елисеевой. - М.: Финансы и статистика, 2002г. - 192с.
15. Статистика: Учебник /Под редакцией И.И. Елисеевой. - М: Юрайт,
2010. - 565 с.
16. Экономическая статистика.: Учебник/ Под ред. Ю.Н. Иванова. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 480 с.
17. Эконометрика: Учебник для вузов / Под ред. проф. Н.Ш. Кремера. - М.:ЮНИТИ_ДАНА, 2008. - 311 с.
18. Кулинич, Е.И. Эконометрия. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 304 с.
19. Леванова, Л.Н. Учебно-методическое пособие по курсу «Основы эконометрики». - ООО Издательский центр Наука 2007. - 68с.
20. Луговская, Л.В. Эконометрика в вопросах и ответах: Учебное по-собие. - М.: Изд-во Проспект, 2005. - 208 с.
21. Магнус, Я.Р. Эконометрика. Начальный курс./ Я.Р. Магнус, П.К. Катышев, А.А. Пересецкий - М.: Дело, 1997. - 248 с.
22. Мардас, А.Н. Эконометрика. - СПб: Питер, 2001. - 144 с.
23. Маркин, Ю.П. Экономический анализ: учебное пособие - М. Изда-тельство «Омега-Л», 2010. - 450 с.
24. Минашкин, В.Г. Теория статистики/ В.Г. Минашкин,
Р.А. Шмойлова - М.: Московская финансово-промышленная академия,
2004. - 198 с.
25. Орлов, А.И. Эконометрика: Учебное пособие для вузов - М.: Изда¬тельство «Экзамен», 2002. - 576 с.
26. Перцев Н.В. Лекции по эконометрике. Часть II. Вычислительные аспекты. - Омск: ОмГУ, 2003. - 31 с.
27. Розенцвайг А.К. Статистика. Часть II: Методические указания к анализу временных рядов в статистических исследованиях. / Составитель:
A. К. Розенцвайг, Набережные Челны: КамПИ, 2000 - 45 с.
28. Розенцвайг А.К. Статистика. Сводка и группировка данных стати-стического наблюдения: Методические указания к лабораторным занятиям для студентов экономического факультета / Составители: А.К. Розенцвайг, И. Г. Ба¬тракова Набережные Челны: Изд-во ИНЭКА, 2009 - 25 с.
29. Садриев Д.С. Экономика транспортной отрасли. Учебное пособие. - Набережные Челны: Изд-во Камского политехнического института, 2002. - 134 с.
30. Салин, В.Н. Социально-экономическая статистика: Учебник/
B. Н. Салин, Е.П. Шпаковский - М.: Юристъ, 2001 - 461 с.
31. Семенова, Е. Г. Основы эконометрического анализа: учеб. Пособие/ Е. Г. Семенова, М. С. Смирнова - ГУАП. - СПб., 2006. - 72 с.
32. Суслов, В.И., Эконометрия: Учебное пособие./ В.И. Суслов, Н.М. Ибрагимов, Л.П. Талышева, А.А. Цыплаков - Новосибирск: Издательство СО РАН, 2005. - 744 с.
33. Тихомиров, Н.П. Эконометрика: Учебник / Н.П. Тихомиров, Е.Ю. Дорохина - М.: Издательство «Экзамен», 2003г. - 521 с.
34. Тюрин, Ю.Н. Анализ данных на компьютере / Ю.Н. Тюрин, А.А. Макаров - М.: ИНФРА-М, 2003. - 544 с.
35. Халафян, А.А. Statistica 6 Статистический анализ данных. Учебник - М. ООО «Бином-Пресс», 2008. - 512 с.
36. Лернер, Э.Ю. Экономическое моделирование и прогнозирование на компьютере: Учебное пособие./ Э.Ю. Лернер, О.А.Кашина - Казань: Издатель¬ство Казанского университета, 2002. - 144 с.
37. Шанченко, Н. И. Лекции по эконометрике: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «При-кладная информатика (в экономике)» - Ульяновск : УлГТУ, 2008. - 139 с.
38. Шанченко, Н.И. Эконометрика: лабораторный практикум - Улья-новск: УлГТУ, 2004. - 79 с.
39. Ассоциация «Российские автомобильные дилеры»: [Электронный ресурс]. http://www.asroad.org/ (дата обращения 15.02.2016)
40. Ассоциация европейского бизнеса: [Электронный ресурс].
http://www.aebrus.ru/ (дата обращения 15.02.2016)
41. : Автомобильный сайт MotorPage: [Электронный ресурс].
http://www.motorpage.ru (дата обращения 15.02.2016)
42. Официальный сайт компании KIA Motors в России: [Электронный ресурс]. http://www.kia.ru (дата обращения 15.02.2016)
43. Официальный сайт Акционерного общества «ПрайсвотерхаусКу- перс Аудит»: [Электронный ресурс]. http://www.pwc.ru (Дата обращения 21.03.2016)
44. Учебник СтатСофт: [Электронный ресурс]. http://www.statsoft.ru (Дата обращения 14.03.2016)
45. Википедия - свободная энциклопедия: [Электронный ресурс]. https://ru.wikipedia.org (Дата обращения 28.03.2016)
46. Аналитическое агентство АВТОСТАТ: [Электронный ресурс].
https://www.autostat.ru/ (Дата обращения 10.04.2016)
47. Сайт журнала «За рулем»: [Электронный ресурс]. http://www.zr.ru/ (Дата обращения 28.02.2016)