Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовая охрана коммерческой тайны по законодательству России и отдельных зарубежных стран: сравнительно-правовое исследование

Работа №84906

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

гражданское право

Объем работы67
Год сдачи2016
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
155
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОНЯТИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ
1.1. Понятие коммерческой тайны 7
1.2. Содержание понятия коммерческой тайны 11
ГЛАВА II. ПРАВО НА КОММЕРЧЕСКУЮ ТАЙНУ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Природа права на коммерческую тайну 22
2.2. Субъекты права на коммерческую тайну 28
2.3. Содержание права на коммерческую тайну 32
ГЛАВА III. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВА НА КОММЕРЧЕСКУЮ ТАЙНУ
3.1. Понятие, виды и условия ответственности за нарушение права на
коммерческую тайну 47
3.2. Гражданско-правовая ответственность за нарушение права на
коммерческую тайну 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Современное состояние экономики характеризуется необычайно бурным и стремительным развитием хозяйственных связей, интернационализацией мирового производства и потребления. Данный процесс приобрел всеобъемлющий характер: он уже не ограничивается исключительно торговыми отношениями, а включает в себя промышленное производство, сферу услуг и использование результатов интеллектуальной деятельности.
Роль последних неизмеримо возросла, что получило выражение в том, что результаты интеллектуальной деятельности стали объектами экономического оборота наряду с традиционными объектами материального характера.
Это обусловлено и тем обстоятельством, что качественно новый уровень развития науки и техники позволил субъектам предпринимательской деятельности использовать различные виды результатов интеллектуальной деятельности (технические, биологические, экономические и т. п.) для укрепления своей конкурентоспособности. Наиболее эффективно данная цель достигается в случае, когда сведения, составляющие содержание того или иного результата интеллектуальной деятельности, обусловливают в силу их неизвестности третьим лицам фактическую монополию субъекта предпринимательской деятельности.
Традиционно используемая в международной практике конструкция коммерческой тайны была известна еще российскому дореволюционному праву. Вопросы, касающиеся правовой природы коммерческой тайны и защиты коммерческой тайны от разглашения, рассматривались в работах известных российских ученых Розенберга В. В. и Шершеневича Г.Ф. Однако в дальнейшем в силу особенностей государственной политики советского периода коммерческая тайна рассматривалась в течение более семидесяти лет как конструкция non grata, о чем свидетельствуют, в частности, такие нормативные правовые акты как Положение о рабочем контроле от 14 (27) ноября 1917 г. и Правила публичной отчетности промышленных и торговых предприятий и кредитных учреждений, утвержденные Постановлением СНК от 24 августа 1926 г.
Законодательное возрождение института коммерческой тайны в начале 1990-х годов в рамках Закона СССР от 4 июня 1990 г. «О предприятиях в СССР», Закона РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР», Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности», Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», и, наконец, Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. Окончательное оформление понятие коммерческой тайны получило в статье 139 Гражданского кодекса РФ. Это, однако, не внесло необходимой для эффективного использования данной конструкции определенности в вопросы правового положения субъектов предпринимательской деятельности, являющихся обладателями сведений, которые составляют коммерческую тайну. Данное обстоятельство породило различные теоретические и практические проблемы, в частности, проблему соотношения законодательно закрепленного понятия коммерческой тайны с такими используемыми в российской и зарубежной правовой доктрине и правоприменительной практике терминами как ноу-хау, секреты производства, торговые секреты, промысловая тайна, предпринимательская тайна и т. п.; проблему определения природы права на коммерческую тайну; проблему выявления круга возможностей (правомочий), предоставленных обладателю права на коммерческую тайну; проблему совершенствования законодательного регулирования, касающегося вопросов ответственности за нарушение права на коммерческую тайну; и другие.
В этой связи особенно актуальным является исследование российского доктринального, законодательного и правоприменительного опыта как в историческом, так и в сравнительно-правовом аспекте. Сравнительно-правовое ислледование приобретает особое значение, поскольку использование института коммерческой тайны в практике зарубежных государств, основанное на многовековой традиции, представляет обширный материал для изучения и в некоторых случаях - для творческого заимствования.
В российской юридической литературе имеются монографические исследования, посвященные рассмотрению отдельных вопросов правового
регулирования коммерческой тайны.
В работах отечественных авторов исследованы общие проблемы, связанные с особенностями института коммерческой тайны и защитой коммерческой тайны. Данные вопросы рассматривались, в частности, в рамках курсов и учебных изданий, посвященных как полностью, так и частично вопросам охраны исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. «Информационное право; Берегова Г. М., Семеусов В. А. «Коммерческая тайна и реклама»; Ионова О. В., Комиссаров А. А., Малаева Л. 3., Судаков А. А. «Правовая охрана деловых секретов за рубежом: Обзорная информация»; Калятин В. О. «Интеллектуальная собственность (Исключительные права)»; Копылов В. А. «Информационное право»; Мэггс П. Б., Сергеев А. П «Интеллектуальная собственность»; Петровский С. В. «Исключительное право и интеллектуальная собственность в РФ»; Сергеев А. П. «Право интеллектуальной собственности в РФ»; «Гражданское право»/ Под ред. Суханова Е. А. Том 1; «Гражданское право»/ Под ред. Суханова Е. А. Том 2.
Зарубежные авторы уделяют особое внимание рассмотрению понятия коммерческой тайны, а также подробно рассматривают вопросы защиты коммерческой тайны от неправомерного использования третьими лицами. Имеются и специальные монографии, посвященные вопросам защиты коммерческой тайны от разглашения работниками.
Предметом исследования является правовое регулирование института коммерческой тайны, в том числе нормативные правовые акты РФ и зарубежных государств, международные соглашения, проекты национальных и международных правовых актов.
Объектом исследования является содержание правоотношений по коммерческой тайне, правовые интересы, возникающие в сфере данных отношений, возможности и средства защиты субъективного права обладателя коммерческой тайны.
Цель данной работы - проанализировать законодательство РФ и зарубежных стран, посвященное коммерческой тайне.
Основные задачи исследования заключались в следующем:
- комплексное изучение понятия и содержания коммерческой тайны;
- выявление особенностей юридического инструментария защиты права предпринимателя на коммерческую тайну;
- рассмотрение сущности ответственности за нарушение права на коммерческую тайну.
При этом акцент делается на преимущества и недостатки применения механизма коммерческой тайны для обеспечения фактической монополии предпринимателя на использование необщеизвестных сведений, обладающих свойством коммерческой ценности.
Специальному анализу подвергаются также вопросы, связанные с определением тенденции развития института коммерческой тайны в российской и зарубежной законодательной и правоприменительной практике, а также на международном уровне.
При написании работы использовались логический, исторический, системно-правовой и сравнительно-правовой методы. Использование указанных методов в их комплексе было направлено на максимально объективное и обстоятельное исследование рассматриваемой проблематики.
Настоящая работа представляет собой сравнительно-правовое исследование института коммерческой тайны как одного из средств обеспечения конкурентоспособности и защиты экономических интересов субъектов предпринимательской деятельности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итоги исследования, следует сделать следующие теоретические выводы и практические предложения.
Во-первых, коммерческой тайна, являясь одним из важнейших средств обеспечения конкурентоспособности и защиты экономических интересов субъектов предпринимательской деятельности и представляя собой понятие, исторически сложившиеся в российской правовой доктрине и закрепленное в российском законодательстве, имеет в силу своей оригинальности по сравнению с другими способами защиты не общедоступной (закрытой) информации, а также наличия самостоятельного нормативно-правового регулирования данного института в законодательстве РФ приоритетное значение перед такими часто используемыми в российской и зарубежной деловой практике терминами как ноу- хау, торговые секреты, секреты производства, торговая тайна, производственная тайна и т. п. Во-вторых, в развитии понятия коммерческой тайны в законодательстве стран Европейского союза (например, Австрии, Германии), а также на международном уровне (например, в рамках Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности) прослеживается тенденция к его универсализации, выражающаяся в отходе от концепций секретов производства, торговых секретов и т. п. к более общим категориям, охватывающим весь спектр не общеизвестных сведений, представляющих коммерческую ценность для их обладателя (технических, экономических, организационных и т. п.).
В-третьих, формулировка статьи 139 ГК РФ соответствует мировой тенденции к универсализации понятия коммерческой тайны и допускает возможность отнесения к коммерческой тайне как технических, так и экономических, организационных и других не общеизвестных сведений, представляющих коммерческую ценность для субъекта предпринимательской деятельности, за исключением сведений, отнесение которых к коммерческой тайне не допускается законодательством РФ.
В-четвертых, целесообразным представляется законодательное закрепление следующего определения коммерческой тайны: коммерческая тайна - это техническая, экономическая, и иная используемая в предпринимательской деятельности информация (как документированная, так и недокументированная), обладающая действительной или потенциальной коммерческой ценностью в силу неизвестности ее третьим лицам, обычно имеющим дело с подобными видами информации, при том, что к данной информации нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает разумные меры к охране ее конфиденциальности.
В-пятых, коммерческая тайна, представляя собой нематериальный объект товарного характера и результат интеллектуальной деятельности, выступает в качестве самостоятельного объекта субъективного права.
В-шестых, право на коммерческую тайну как право на результат интеллектуальной деятельности, представляет собой исключительное право особого рода, не являющееся исключительным правом в традиционном его понимании, но близкое природе исключительного права.
В-седьмых, обладателями права на коммерческую тайну являются исключительно индивидуальные предприниматели и юридические лица в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в то время как пользователями коммерческой тайны могут выступать и физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
В-восьмых, необходимым представляется законодательное закрепление меры гражданско-правовой ответственности, применяемой к нарушителю права на коммерческую тайну в форме возложения на него обязанности по выплате денежной компенсации обладателю коммерческой тайны, право которого нарушено, в размере, определяемом судом или арбитражным судом в установленных законом пределах в случае невозможности определения точного размера убытков, подлежащих возмещению нарушителем. Вышеуказанные теоретические выводы и практические предложения основываются на анализе российского законодательства, правовой доктрины и правоприменительной практики, опыта международно-правового регулирования института коммерческой тайны, а также соответствующего опыта зарубежных государств.



1.1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ. 2014. №31. Ст.4398.1.2.
1.2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 30.12.2015)// Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301 (с изм. и доп.).
1.3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 29.12.2015)// СЗ.РФ. 1998. 331. Ст.3824 (с изм. и доп.).
1.4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.12.2015) //Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1 (с изм и доп.).
1.5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532 (с изм. и доп.).
1.6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015) // СЗ РФ. 2006. №52 (ч.1). Ст.5496 (с изм. и доп.).
1.7. Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О коммерческой тайне» / СЗ РФ. 2011. № 32. Ст.3283.
1.8. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»// Российская газета. 2006. 29 июля.
1.9. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О защите конкуренции» // СЗ РФ. 2006. №31 (ч.1). Ст.3434.
1.10. Распоряжение Правительства РФ от 09.10.2011 № 1374-р «О проекте Федерального закона «О коммерческой тайне»// СЗ РФ. 2011. №2. Ст.12.
1.11. Закон РФ от 09.07.1993 № 5351-1 (ред. от 20.07.2004) «Об авторском праве и смежных правах»// Российская газета.1993. 8 августа (утратил силу).
II. Специальная литература
2.1. Артемов В.В. Проблемы совершенствования уголовного закона об ответственности за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну // Российский следователь.
2010. № 3. С. 135-138.
2.2. Безгодов Е.В. Режим коммерческой тайны. защита конфиденциальности информации // Научно-технический вестник Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики. 2008. № 52. С. 232-236.
2.3. Белова А.А. Соглашения о конфиденциальности в отечественном гражданском обороте (практические аспекты) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2009. № 1. С. 76-83.
2.4. Беляев М.В. Субъекты права на коммерческую тайну: проблемы правового статуса // Информационное право. 2005. № 3. С.45-47.
2.5. Бондаренко Э.Н. Проблемы ответственности работника за разглашение конфиденциальной информации // Российский ежегодник трудового права. 2009. № 4. С. 239-242.
2.6. Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. М.: Юридическая литература, 2005. 325 с.
2.7. Волчинская Е.К. Коммерческая тайна в системе конфиденциальной информации // Информационное право. 2005. № 3.С.76-77.
2.8. Гаврилов Э.П. О коммерческой тайне // Подготовлен для системы КонсультантПлюс. 2005. 271 с.
2.9. Головацкий Р.Е., Карнаков Я. Коммерческая тайна: новеллы правового регулирования // Корпоративный юрист. 2007. № 6.С.54-55.
2.10. Гордеева И. Проблемные вопросы охраны коммерческой тайны // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2010. № 7. С. 24-26.
2.11. Добровольский В.И. Инсайдерская информация в мировой практике, служебная информация и коммерческая тайна в России // Предпринимательское право, 2008, № 4. С. 35-37.
2.12. Дорозцев В.А. Интеллектуальные права. Понятие, система, задачи кодификации. М.: Статут, 2005. 112 с.
2.13. Забегайло Л.А., Назарова И.А. Актуальные вопросы охраны коммерческой тайны в отношениях с органами государства // Современное право.
2011. № 7. С. 129-130.
2.14. Забегайло Л.А., Назарова И.А. Актуальные вопросы охраны коммерческой тайны работодателя // Юрист. 2011. № 10.С.89-90.
2.15. Зайков Д.Е., Мельникова А.И. Коммерческая тайна в военных организациях // Право в Вооруженных Силах. 2011. № 7.С.12-15.
2.16. Занин К.А. Коммерческая тайна как гражданско-правовой институт: общая характеристика, порядок применения и пределы защиты // Вестник Воронежского института МВД России. 2011. № 2. С. 147-150.
2.17. Иванов Д.В. Коммерческая тайна как разновидность
конфиденциальной информации и условие трудового договора // Право и государство: теория и практика. № 2 (50). 2009. С. 42-45.
2.18. Киракосян С.А., Максимич А.В. О коммерческой тайне и ее защите // Юрист. 2011. № 20. С. 31-34.
2.19. Колебошин Г.М. Обязанности работника в отношении коммерческой тайны работодателя // Трудовое право. 2007. № 5. С. 101-103.
2.20. Комментарий к Закону «О коммерческой тайне». Охрана интеллектуальной собственности в России. Сборник законов, международных договоров, правил Роспатента с комментариями отв. ред. Л.А. Трахтенгерц, науч. ред. В.М. Жуйков // М.: КОНТРАКТ, 2005. С.67-89.
2.21. Лагушкин В.П., Мельникова Е.И. Коммерческая тайна как правовая категория // Налоги. 2008. № 32.С.67-69.
2.22. Мельникова Е.И. Некоторые вопросы правовой защиты коммерческой тайны // Юрист, 2008, № 10. С. 76.
2.23. Мельникова Е.И. Формы утечки информации, составляющей коммерческую тайну, и управление персоналом предприятия в целях обеспечения информационной безопасности // Юридический мир. 2009. № 12. С.76-78.
2.24. Молчанов С.В., Нехайчик В.К. Обеспечение конфиденциальности информации в России и некоторых зарубежных странах: сравнительно-правовое исследование // Право и политика. 2008.№ 6. С. 1395-1400.
2.25. Мэггс П. Б., Сергеев А. П. Интеллектуальная собственность. М. 2011. 213 с.
2.26. Погуляев В.В. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О коммерческой тайне». М.: Юстицинформ, 2005. 432 с.
2.27. Пресняков М.В. Социально-трудовые гарантии работника в связи с допуском к сведениям, составляющим коммерческую тайну // Право и экономика. 2007. № 1.С.78-80.
2.28. Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Комментарий к Федеральному закону от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» постатейный // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006.
2.29. Пронин К.В. Защита коммерческой тайны // М.: ГроссМедиа, 2006.213 с.
2.30. Северин В.А. Тенденции развития института коммерческой тайны // Коммерческое право. Научно-практический журнал. 2009. № 1. С. 65-70.
2.31. Северин Р.В. Объект коммерческой тайны: понятие и признаки // Законодательство. № 11.2009. С. 53-62.
2.32. Сергейчик А.Л. Коммерческая тайна как конфиденциальная информация и объект интеллектуальной собственности // Вестник Прикамского социального института. № 2 (33). 2009. С. 24-27.
2.33. Станскова У.М. Включение в трудовой договор условия об обеспечении секретности и конфиденциальности информации ограниченного доступа // Вестник Южно-Уральского государственного университета. № 25 (201) Вып. 23. Челябинск. Изд-во ЮУрГУ. 2010. С. 73-78.
2.34. Станскова У.М. К вопросу об ответственности работника за разглашение коммерческой тайны // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 21. С. 91-93.
2.35. Ханкевич А.Г. Особенности формирования и использования режима коммерческой тайны // Информационное право. № 1 (16). Москва. Юрист. 2009. - С. 26-31.
2.36. Шигин А.И. Конфиденциальность информации в гражданско- правовых договорах // Законность и правопорядок в современном обществе: сборник материалов I Международной научно-практической конференции. Новосибирск: Изд-воНГТУ, 2010. С. 96-100.
2.37. Шигин А.И. Правовое регулирование коммерческой тайны как элемента конфиденциальности // Российское законодательство в современных условиях. Материалы VII ежегодной Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, г. Брянск, 9 октября 2009 г. В 2-х т. Т. С. 631-634.
2.38. Шишмарева Е.В. Признак коммерческой тайны - неизвестность информации третьим лицам // Безопасность бизнеса. 2005. № 1. С. 136-138.
2.39. Штумпф Г. Договор о передаче ноу-хау. М.: Коммерсантъ, 2006. 126 с.
III. Материалы судебной практики
3.1. Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2016 N 04АП-6006/2015 по делу N А19-10952/2015 Требование: Об обязании предоставить заверенные надлежащим образом копии документов // СПС Консультант плюс.
3.2. Определение Санкт-Петербургского городского суда от 23.04.2012 N 33-5413/2012 Требование о признании незаконными приказов о применении дисциплинарных взысканий не удовлетворено в связи с установлением фактов нарушения истцом трудовой дисциплины - опозданий на работу, разглашения конфиденциальных сведений, составляющих коммерческую тайну// СПС Консультант плюс.
3.3. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 6 июня 2009 г. по иску компании «Пепси Ко Инк» к Государственному комитету РФ по антимонопольной политике/ Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное право. М., 2011. С. 504.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ