ВВЕДЕНИЕ 5
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ЛЕГКОВЫХ
АВТОМОБИЛЕЙ РФ 7
1.1 Определение рынка автомобилей 7
1.2 Рынок легковых автомобилей в РФ 12
1.3 Ценообразование на рынке легковых автомобилей РФ 16
1.4 Динамика рынка легковых автомобилей России 18
1.5 Рынок автомобилей Renault Logan в России 24
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМЕТРИЧЕСКОГО
МОДЕЛИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ 27
2.1 Основные этапы и цели эконометрического моделирования 27
2.2 Парная регрессия и корреляция 32
2.3 Оценка и нахождение параметров уравнений парной регрессии 33
2.3 Множественная регрессия и корреляция 38
2.4 Временные ряды и прогнозирование 44
2.5 Модель авторегрессии и скользящего среднего 50
2.6 Модель авторегрессии и проинтегрированного скользящего среднего 53
2.7 Экспоненциальное сглаживание 55
2.8 Сезонная декомпозиция 58
3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОБЪЕМОВ ПРОДАЖ АВТОМОБИЛЕЙ
RENAULT LOGAN В РФ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОГРАММНОГО
ПРОДУКТА STATISTICA 62
3.1 Обоснование выбора программной среды проведения исследования 62
3.2 Прогнозирование объема продаж методом ARIMA 63
3.3 Прогнозирование объемов продаж с применением метода сезонной
декомпозиции 77
3.4 Прогнозирование методом экспоненциального сглаживания 84
3.5 Выбор модели прогноза и анализ данных 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Для принятия управленческих решений и адаптаций к современным и будущим рыночным условиям необходимо оценить динамику определенных экономических процессов и величин. Оценку динамики таких процессов можно получить, используя методы эконометрического моделирования, которые позволяют выявить зависимости между различными экономическими величинами и
построить прогноз на определенный период. Внедрение информационно-технологических средств обработки данных во многие сферы экономической деятельности способствовало распространению и совершенствованию методологии эконометрического моделирования.
Актуальность исследования состоит в том, что для того, чтобы определить
закон изменения во времени некоторых экономических величин, можно использовать специальные программные продукты для построения эконометрических
моделей и прогнозирования будущих значений изучаемого признака.
Объект исследования данной работы – рынок автомобилей семейства
Renault Logan.
Предмет исследования – методы эконометрического моделирования и
прогнозирования.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в том, чтобы построить эконометрическую модель, описывающую динамику объема продаж автомобилей Renault Logan и построить прогноз данной величины.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ предметной области (рынка легковых автомобилей
РФ);
2. Изучить теоретические основы эконометрического моделирования и
прогнозирования;6
3. Построить модели прогнозирования объема продаж автомобилей Renault Logan в РФ, на основе анализа статистических данных с помощью специального программного продукта.
В ходе проведения исследования были использованы научные труды и теоретические материалы В.П. Боровикова, Р.А. Шмойловой, И.И. Елисеевой, Л.Л.
Самородовой, Д.Д. Шевчука, Н.Ш. Кремера и других.
Информационная база исследования включает учебные пособия по эконометрике и экономике, а также статистические данные о продажах автомобиля
Renault Logan в РФ, статьи экспертов предметной области.
Выпускная квалификационная работа состоит из 3-х глав, введения, заключения, списка использованных источников.
В первой главе рассматриваются основные аспекты предметной области, в
частности, понятие рынка легковых автомобилей, субъекты рынка, взаимодействие спроса и предложения, динамика продаж.
Вторая глава посвящена теоретическим основам эконометрического моделирования и прогнозирования.
В третьей главе описано построение моделей прогноза на основе имеющихся статистических данных.
Продажи - это один из ключевых показателей рентабельности предприятия, поэтому их исследование является актуальным для автодилеров и автопроизводителей. В процессе формирования ценовой политики и проведения маркетинговых мероприятий важную роль играет информация о динамике определенных экономических показателей в будущих периодах времени.
Прогнозирование ключевых показателей рыночного механизма, таких как
спрос и предложение, позволяет предприятиям оценить экономические условия
и спланировать свою деятельность в соответствии с будущими перспективами.
Основная целью коммерческих организаций – извлечение прибыли, которая
напрямую зависит от объема продаж определенного товара или услуги. Чтобы
минимизировать издержки в будущем, необходимо определить соответствующую величину спроса. В зависимости от динамики спроса, предприятия должны
адаптировать предложение товаров и услуг и спланировать ценовую политику.
От того, как компания подготовилась к определенному уровню спроса, зависит
уровень прибыли. Также, зная будущие значения спроса на товар, предприятия
могут изменять ценовую политику и проводить соответствующие маркетинговые мероприятия, с целью оказания воздействия на спрос. В этом заключается
актуальность эконометрических методов исследования.
Целью данной выпускной квалификационной работы было построение
эконометрической модели, описывающей динамику объема продаж автомобилей
Renault Logan и построить прогноз данной величины.
Цель работы достигнута – были построены три модели, самой производительной из которых оказалась модель АРПСС.
Также были решены и поставленные задачи:
1. Проведен анализ предметной области (рынка легковых
автомобилей РФ);
2. Изучены теоретические основы эконометрического моделирования и
прогнозирования;93
3. Построены модели зависимости и прогнозирования объема продаж автомобилей Renault Logan в РФ, на основе анализа статистических данных с помощью программного пакета STATISTICA.
Исследование показало, что ожидается значительное снижение спроса на
автомобили Renault Logan. Автопроизводителям и автодилерам, занимающимся
реализацией данного автомобиля, следует подготовиться либо отреагировать на
снижение продаж в период 2016 - 2017 года.
1. Боровиков В.П., Прогнозирование в системе STATOSTICA в среде Windows: учеб. пособие / В.П. Боровиков, Г.И. Ивченко. - М: Финансы и ста-тистика, 2000. - 384 с.
2. Бородич С.А. Вводный курс в эконометрику: учеб. пособие. - Мн: БГУ, 2000. - 354 с.
3. В 2015 году продажи автомобилей в России упали на треть [Элек-тронный ресурс]. http://motor.ru/news/2016/01/14/market15/ (дата обращения: 06.03.2016).
4. Войтов А.Г., Экономическая теория: учеб. пособие для бакалавров. - М.: «Дашков И К», 2012. - 392 с.
5. Герасименко В.В., Ценообразование: учеб. пособие. - М. Инфра-М, 2005. - 422 с.
6. Елисеева И.И., Статистика: учеб. пособие. - М: ООО «Проспект», 2010. - 448 с.
7. Исмагилов И.И., Эконометрика: учеб. пособие / И. И. Исмагилов, А. В. Костромин, Е. И. Кадочникова. - Казань: КФУ, 2014. - 152 с.
8. Касьянов В.А., Эконометрика: учеб. пособие. - Екатеринбург: УПИ, 2015. - 258 с.
9. Кризис на авторынке: что будет с ценами на машины [Электронный ресурс]. URL: https://auto.mail.ru/article/55090 (дата обращения: 06.03.2016).
10. Курс лекций по эконометрике / Под ред. А.В. Костромина. - Казань: КГФЭИ, 2004. - 186 с.
11. Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселе-вой. - Киров: «АСА», 2006. - 332 с.
12. Михтарян В.С., Эконометрика: учебно-методический комплекс / В.С. Михтарян, М.Ю. Архипова, В.П. Сиротин. - М.:ЕАОИ, 2008. - 144 с.
13. Новиков А.И., Эконометрика: учеб. пособие. - М: «Инфра-М»,
2007. - 144 с.
14. Орехов С.А., Эконометрика: учеб. пособие / С.А. Орехов, Н.М. Горе-ева, Л.Н. Демидова. - М:ЭКСМО, 2008. - 305 с.
15. Плотницкий М.И., Курс экономической теории / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, А.А. Рудак, А.К. Корольчук. - Мн.: «МИСАНТА», 2010. - 496 с.
16. Практикум по эконометрике / Под ред. И.И. Елисеевой. - М: «Фи¬нансы и статистика», 2002. - 192 с.
17. Продажи автомобилей в России упали на 43% [Электронный ресурс]. http://www.gazeta.ru/auto/2015/11/05_a_7874633.shtml (дата обращения: 06.03.2016).
18. Рынок легковых и коммерческих автомобилей в России: результаты 2015 г. и перспективы развития [Электронный ресурс]. URL: www.pwc.ru/ru/automotive.html (дата обращения: 06.03.2016).
19. Садовникова Н.А., Анализ временных рядов и прогнозирование: учеб. пособие / Н.А. Садовникова, Р.А. Шмойлова. - М.:ЕАОИ, 2009. — 264 с.
20. Самородова Л.Л., Экономика: учеб. пособие / Л.Л. Самородова, К.А. Сулименко, А.В. Федорова. - Кемерово: КузГТУ, 2011. - 236 с.
21. Сегментация рынка легковых автомобилей [Электронный ресурс]. URL: http://www.dealeron.ru/articles/8-Классификация-легковых-автомобилей/ (дата обращения: 06.03.2016).
22. Статистика продаж автомобилей Renault Logan в России [Электрон¬ный ресурс]. URL: http://abreview.ru/stat/aeb/top-25 (дата обращения: 06.02.2016).
23. Статистика продаж легковых автомобилей в России [Электронный ресурс]. URL: http://abreview.ru/stat/aeb/ (дата обращения: 06.03.2016).
24. Тюрин Ю.Н., Анализ данных на компьютере: учеб. пособие / Ю.Н. Тюрин, А.А. Макаров. - М.: «ИНФРА-М», 2003. - 544 с.
25. Халяфин А.А., STATISTICA 6. Статистический анализ данных: учеб. пособие. - М: ООО «Бином-Пресс», 2007. - 512 с.
26. Ценообразование на рынке автомобилей [Электронный ресурс]. URL: http://pricinginfo.ru/publ/praktika_cenoobrazovanija/ (дата обращения: 06.03.2016).
27. Шалабанов А.К., Эконометрика: учеб. пособие / А.К. Шалабанов, Д.А. Роганов. - Казань: ТИСБИ, 2008. - 202 с.
28. Шевчук Д.А., Ценообразование: учеб. пособие. - М.: ГросМедиа,
2008. - 240 с.
29. Эконометрика: учеб. пособие / Под ред. Н.Ш. Кремера. - М.: Юнити- Дана, 2005. - 311 с.
30. Яковлева А.В., Эконометрика: учеб. пособие. - М: Высшая школа, 2008. - 224 с.