Введение 4
1 Теоретические основы повышения финансовых результатов деятельности
предприятия 8
1.1 Сущность, понятие, значение и виды финансовых результатов 8
1.2 Состав и структура финансовых результатов предприятия. Источники
их формирования 16
1.3 Методы анализа финансовых результатов 22
2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Альтерра» 29
2.1 Общая характеристика ООО «Альтерра» 29
2.2 Анализ производства и реализации продукции ООО «Альтерра» 33
2.3 Анализ использования основных производственных фондов
ООО «Альтерра» 35
2.4 Анализ себестоимости продукции ООО «Альтерра» 41
2.5 Анализ финансовых результатов ООО «Альтерра» 45
2.6 Анализ финансового состояния предприятия 52
2.6.1 Анализ динамики и структуры баланса 52
2.6.2 Анализ финансовой устойчивости 53
2.6.3 Анализ платежеспособности предприятия 56
3 Разработка мероприятий по повышению финансовых результатов
деятельности ООО «Альтерра» 61
3.1 Пути повышения финансовых результатов ООО «Альтерра» 61
3.2 Расчет экономической эффективности мероприятий 66
Заключение 78
Список использованных источников 83
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
В условиях рыночной экономики эффективность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности выражается в финансовых результатах. От организаций в нынешнее время нестабильной экономики, для рентабельной работы требуется повышение эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса и повышения эффективности форм хозяйствования и управления производством.
Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятий. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития организации, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.
Тема весьма актуальна, в связи с тем, что для эффективной работы организации необходимо грамотное управление ее прибылью. Анализ проводится для того, чтобы оценить финансовые результаты предприятия, а также, чтобы постоянно проводить мероприятия, направленные на их улучшение. Анализ финансовых результатов показывает, по каким конкретным направлениям надо вести эту работу. В соответствии с этим результаты анализа дают ответ на вопрос, каковы важнейшие пути улучшения финансовых результатов организации в конкретный период его деятельности.
Любое предприятие является связующим звеном, между возникающими потребностями людей и возможностями удовлетворения этих потребностей. Создаваясь, оно ставит перед собой задачу производства товаров, выполнение работ и услуг для потребления и имеет свою экономическую целью создать более высокий результат своей работы в денежном выражении за определенный период, или получить максимальную прибыль.
Прибыль - важнейший показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия. По прибыли определяются доля доходов учредителей и собственников, размеры дивидендов и других доходов. Прибыль является показателем для определения рентабельности собственных и заемных средств предприятия, основных производственных фондов, авансированного капитала и каждой акции. Характеризуя целесообразность вложений средств в активы данного предприятия и степень умелости его хозяйствования, прибыль является наилучшим измерителем его финансового здоровья.
Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения социальных и материальных проблем предприятия. За счет прибыли выполняются обязательства перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями. Таким образом, показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятий. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия.
Чтобы управлять прибылью, нужно знать механизм ее формирования, уметь определить долю каждого фактора ее роста или снижения.
На основании этих факторов можно выделить два основных показателя, составляющих основу для расчета величины прибыли: себестоимость производства и реализации продукции (работ, услуг) и выручка от реализации произведенной продукции.
Таким образом, прибыль является конечным финансовым результатом деятельности предприятия.
Целью данного дипломного проекта является разработка мероприятий по повышению финансовых результатов деятельности ООО «Альтерра».
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1) изучить теоретические и методические основы анализа финансовых результатов деятельности предприятия;
2) дать общую характеристику ООО «Альтерра»;
3) провести анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Альтерра»;
4) выявить проблемы в финансово-хозяйственной деятельности ООО «Альтерра» и причины их возникновения;
5) разработать мероприятия, направленные на увеличение финансовых результатов деятельности ООО «Альтерра».
Объектом анализа является ООО «Альтерра».
Предметом исследования являются финансовые результаты деятельности предприятия.
Дипломный проект состоит из трех частей.
В первой части дипломной работы рассмотрены теоретические вопросы повышения финансовых результатов предприятий.
Во второй части дипломной работы дана общая характеристика ООО «Альтерра», а также проведен анализ финансово- хозяйственной деятельности предприятия, в том числе:
- анализ выпуска и реализации продукции;
- анализ использования основных фондов;
- анализ общих затрат предприятия;
- анализ прибыли и рентабельности;
- анализ финансового состояния предприятия.
Тут же выявлены проблемы функционирования предприятия, и причины их возникновения.
В третьей части дипломной работы разработаны мероприятия, направленные на повышения финансовых результатов ООО «Альтерра».
В работе были использованы следующие методы экономического исследования: диалектический, статистико-экономический, математический, монографический, абстрактно-логический, расчетно-конструктивный, балансовый метод и другие.
Исходной базой финансового анализа работы являются данные бухгалтерского и налогового учёта и отчетности ООО «Альтерра».
В качестве источников написания работы послужили нормативные документы, бухгалтерская отчетность организации ООО «Альтерра», а также специализированные учебные пособия и материалы периодической печати.
Теоретической и методологической основой дипломного проекта послужили многие положения, изложенные в трудах российских ученых экономистов и финансистов, таких как: В.В. Ковалев, Г.В. Савицкая, Е.С. Стоянова, А.Д. Шеремет, Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова, Л.Т. Гиляровская, В.Р. Банк, В.М. Глазунов, П. Ревенко, Л.Г. Скамай и другие.
В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то, по крайней мере, к тому объему прибыли, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. В конечном итоге это предполагает знание источников формирования прибыли и нахождение методов по лучшему их использованию.
Анализ производств и реализации продукции ООО «Альтерра» показал, что в 2014 году по сравнению с 2013 годом произошло увеличение производства и реализации продукции на 82%. В 2015 г. на предприятие снова повысился выпуск продукции - на 30 % по сравнению с 2014 г. и на 137% по сравнению с 2013 г. В среднем за год, на предприятии увеличивается объем производства и реализации продукции на 38%.
В целом, за период 2013-2015 гг. план по выпуску товарной продукции был перевыполнен на 22%. Коэффициент ритмичности составил 82%.
Значительную часть основных фондов за весь рассматриваемый период составляет группа «машины и оборудование». Удельный вес этой группы основных фондов в общей сумме средств составил соответственно по годам 62% и 69%. Движение основных средств в течение года привело к их росту на 3003 тыс. руб.
На предприятии четверть основных средств - это вновь поступившие основные средства. Доля выбывших фондов в общей их стоимости составляет 1%. Износ основных фондов в 2014 г. - 4,8%, в 2015 г. - 5%, основные фонды практически новые, что отражает высокую эффективность их использования. В целом, можно сделать вывод о высоком техническом уровне развития предприятия ООО «Альтерра».
Анализ эффективности использования основных фондов, выявил отрицательную динамику фондоотдачи. Фондоотдача активной части производственных фондов соответственно тоже снизилась в течение 2014-2015 гг. При снижении фондоотдачи увеличивается фондоемкость, что оценивается отрицательно, т.к. для получения 1 рубля выручки теперь предприятию нужно затрачивать большее количество основных средств.
Общие затраты предприятия на реализацию продукции увеличились в 2015 г. на 8995 тыс. руб. по сравнению с 2014 г. за счет увеличения затрат по всем статьям расходов. В структуре затрат наибольший удельный вес занимают материальные затраты (в 2015 г. - 52% от общей суммы затрат), в связи с чем производство можно назвать материалоемким.
Темп роста выручки опережает темп роста затрат, в связи с этим показатель затрат на рубль товарной продукции соответствует нормативу. В 2014 г. для получения 1 руб. выручки предприятие затрачивало 83 коп. денежных ресурсов, в 2015 г. - 77 коп.
Прибыль от продаж в 2014 - 2015 гг. имеет положительные значения, к тому же в 2015 г. она увеличилась на 4577 тыс. руб. за счет увеличения валовой прибыли. Прибыль предприятия до налогообложения, напротив, имеет тенденцию к снижению, к концу отчетного периода она уменьшилась на 3153 тыс. руб. Снижение прибыли до налогообложения обусловлено ростом прочих расходов. В связи со снижением прибыли до налогообложения чистая прибыль предприятия также снизилась в 2015 г. - на 2207 тыс. руб. по сравнению с 2014 г. В целом прибыль предприятия имеет положительные значения, что характеризуется положительно, но при этом имеет отрицательную динамику.
По анализу рентабельности можно сделать вывод об отрицательной динамике рентабельности деятельности предприятия. Это обусловлено отрицательной динамикой прибыли предприятия.
Анализ оборачиваемости показал, что по предприятию показатели оборачиваемости имеют тенденцию к увеличению, что является отрицательной тенденцией для дальнейшего функционирования предприятия.
За период с 2014 по 2015 гг. валюта баланса предприятия выросла на 36%, что положительно характеризует деятельность предприятия. Увеличение произошло как по внеоборотным, так и по оборотным активам.
Наибольший удельный вес в общей сумме актива занимают оборотные активы - 70% и 74% соответственно в 2014 и 2015 гг., что положительно характеризует уровень маневренности предприятия. Среди оборотных активов наибольший удельный вес имеют запасы и дебиторская задолженность. Увеличение именно этих статей актива баланса оказало большое влияние на рост общей суммы активов предприятия. При этом увеличение запасов оценивается отрицательно, т.к. снижается количество материалов в обороте, увеличение дебиторской задолженности также оценивается отрицательно, т.к. это препятствует высвобождению денежных средств предприятия.
На увеличение общей суммы пассивов баланса наибольшее влияние оказало увеличение кредиторской задолженности, что оценивается отрицательно. В общей сумме пассивов наибольший удельный вес занимает заемный капитал: 75% и 80% в 2014-2015 гг. соответственно. В структуре заемного капитала в 2014 г. преобладает кредиторская задолженность (28%), в 2015 г. - кредиты банков (29%). Превышение заемного капитала над собственным оценивается отрицательно.
В 2015 г. 80% от общего капитала составляет заемный капитал, т.е. предприятие сильно зависит от заемных средств. Коэффициент финансового риска за весь отчетный период больше 1, что подтверждает наличие большого финансового риска предприятия.
При этом, коэффициент маневренности соответствует нормативному значению в 2014-2015 гг., что характеризуется положительно. Коэффициент мобильности также удовлетворяет норме, что свидетельствует о том, что оборотные активы покрываются собственными оборотными средствами. Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными оборотными средствами также соответствует нормативному значению на протяжении отчетного периода.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что предприятию необходимо принимать меры по наращиванию собственного капитала для повышения финансовой устойчивости предприятия.
На протяжении всего отчетного периода в организации наиболее ликвидные активы не покрывают наиболее срочных пассивов, а также основной капитал не покрывает труднореализуемые активы.
Предприятие располагает значительным объёмом свободных ресурсов, формируемых за счёт собственных источников, но при этом в 2014 г. предприятие может погасить 13%, в 2015 г. - 10% своих обязательств в ближайшие несколько месяцев. Таким образом, предприятие можно назвать неплатёжеспособным.
В данной работе предлагается возможность увеличения прибыли ООО «Альтерра» за счет увеличения в целом выручки от реализации услуг, в том числе за счет изменения ассортимента предоставляемых услуг.
В этом случае, эффективным может оказаться выход на новые сегменты рынка. Производственные мощности предприятия обладают резервом к увеличению объема производства, к тому же основные фонды предприятия практически новые, а это дает гарантию, что оборудование выдержит увеличенные нагрузки. Компания вполне может выстроить деятельность и организовать свои возможности несколько иначе.
Как было сказано во 2 главе дипломного проекта, продукция ООО «Альтерра» реализуются в следующих сферах применения:
- офисные светильники;
- промышленные светильники;
- антивандальные светильники для ЖКХ.
В качестве одного из мероприятий, направленных на повышение выручки предприятия, предлагается организация выпуска светодиоидных светильников для уличного освещения, а именно грунтовых светильников.
В качестве еще одной возможности увеличения выручки, а соответственно и финансовых результатов ООО «Альтерра» можно рассмотреть оказание предприятием третьим лицам сопутствующего вида услуг - монтаж светильников. Выпуская новый вид продукции, такой как грунтовые светильники, ООО «Альтерра» будет предлагать услуги по их монтажу, так как это ответственный момент для долговечного их функционирования.
Также с целью повышения финансовых результатов деятельности компании предлагается провести рекламную кампанию. Для повышения выручки за счет рекламных мероприятий необходимо выбрать наиболее подходящие средства размещения рекламы. Одним из таких средств является раскрутка собственного сайта в сети Интернет.
Таким образом, на основании приведенных расчетов можно сделать вывод, что данные мероприятия являются экономически эффективными и могут быть осуществлены в реально существующих экономических условиях.
1. Абрютина, М.С., Грачев, А.В. Анализ финансово- хозяйственной деятельности предприятия: Учебно - практическое пособие. - 2-е изд., испр.- М:Издательство «Дело и Сервис», 2013.- 256с.
2. Бариленко, В.И. Анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие. - М.: Эксмо, 2013. - 352 с.
3. Барнгольц, С.Б., Мельник М.В. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующих субъектов: учебник. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 114 с.
4. Берзон, Н.И. Финансовый менеджмент: учебник. - М.: Academia,
2014. - 336 с.
5. Бланк, И.А. Управление финансовой стабилизацией предприятия. - К.: Ника-Центр, Эльга, 2011. - 496 с.
6. Волкова, О. И. Экономика предприятия. - М.: Инфра - М., 2013. - 124 с.
7. Глухов, В.В., Медников, М.Д., Коробко, С.Б. Математические методы и модели для менеджмента: учеб.пособие. 3-е изд., стер. - СПб.: Издательство «Лань», 2011. - 528 с.: ил.
8. Донцова, Л.В. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2014. - 336 с.
9. Ефимова, О.В. Финансовый анализ. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 512с.: ил.
10. Ковалев, В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - 2-е изд. - М: Финансы и статистика, 2013.¬512с.: ил.
11. Ковалев В.В. Финансы предприятий: учебник. - М.: ТК Велби, Изд- во Проспект, 2013. - 352 с.
12. Крейнина, М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. - М: ИЕЦ «ДИС», 2015. - 224с.
13. Любушин, Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 510 с.
14. Макарьева, В. И. «Анализ финансово- хозяйственной деятельности организации». - М. «Налоговый вестник», 2014.-256с.
15. Пожидаева, Т.А., Щербакова, Н.ф,, Коробейникова, Л.С. Практикум по анализу финансовой отчетности: учеб. пособие. - М.: Финансы и статисткиа,
2015. - 264с.
16. Прыкина, Л.В. Экономический анализ предприятия: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 407 с.
17. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА - М, 2015. - 425 с. - (Высшее образование).
18. Хеддервик, К.Н. Финансово - экономический анализ деятельности предприятий. - М.: Финансы и статистика, 2015 - 192с.
19. Бухгалтерский баланс ООО «АЛЬТЕРРА» за 2015 гг.
20. Отчет о финансовых результатах ООО «АЛЬТЕРРА» за 2013-2015 гг.