Введение 3
Глава 1. Исторические корни и взаимодействие шиитской и суннитской общин 7
1.1 Исторические корни противостояния шиитов и суннитов 7
1.2 Взаимоотношения суннитской и шиитской общин в период
правления Саддама Хусейна (1979-2003) 14
Глава 2. Взаимоотношения суннитов и шиитов в период политических трансформации на Ближнем Востоке в конце ХХ - начало XXI в.в 21
2.1 Взаимоотношения суннитов и шиитов в Сирии в конце ХХ - начало
XXI в. в 21
2.2. Взаимоотношения суннитов и шиитов в Ираке и
Иране 37
Заключение 52
Список использованной литературы 56
Приложение
Человеческая жизнь состоит из постоянного противостояния, несовпадение мнений, разногласий в мировосприятии. Не обошел это и религии. Мусульманский религиозный мир также в течение всего времени своего существования отличался тем, что в нем постоянно происходили разделения, возникновение новых направлений и сект. Главной причиной такого разделения можно считать тесную связь в прошлом государственной власти и религиозной жизни, мирские амбиции переносились в сферу духовной жизни, подкреплялись разнообразной трактовкой священных писаний и восхваление "своих" пророков.
Несмотря на разные предназначения, цели, сферы деятельности, религия (сфера сверхъестественного, духовной жизни, личных чувств и убеждений) и политика (специфическая сфера организации общественной жизни, властных отношений, управление социальными слоями, обществом и государством) неизменно взаимосвязаны. Взаимоотношения политики и религии требуют в каждой исторический период конкретного рассмотрения, призванного раскрыть специфику участия различных звеньев религиозных организации любой конфессии в политике и особенности использования религии политическими деятелями. В современном мире наблюдается широкое участие религиозных организации в общественной и политической жизни разных стран, в т.ч и в военных конфликтах.
В новой и особенно в новейшей истории для большинства стран мира стал общепринятым светским (секулярный) правовой принцип отделения религиозных дел от государственных, признание независимости и автономности друг от друга политики и религии. Подобные нормы зафиксированы в конституциях, законодательства множества стран; в свою очередь, сходные положения имеются и в современных принципиальных документах.
Однако признание автономии политики и религии, церкви и государства, даже при наличии их целенаправленных усилий на деполитизацию религиозных организации, на практике не означает их взаимную изоляцию. Все зависит от степени развития демократии в данном обществе, популярности в нем светских или же религиозных идей, особенностей данного региона, характера догматов и традиции распространяемых здесь религиозных систем.
Анализ социальной и духовной истории различных народов позволяет выяснить следующие ставшие традиционными формы переплетения политики и религии, основные направления их взаимодействия. Взаимодействия религии на политику неизменно ощущаются в первую очередь в том, что религии как определенная мировоззренческая система, включающая обязательные нравственные установки, влияет на умонастроения своих последователей на их жизненные устремления, социальное поведение, политические действия.
В исламе действует принцип слитности религии и политики. Выдвинут он был практикой пророка Мухаммада, который был руководителем мусульманской общины и мусульманского государства. Это реальность получила закрепление в Коране и сборниках хадисов (изречения и описаний поступков пророка Мухаммада), являющихся руководством для мусульман при решений всех жизненных проблем. Требования Корана стали законами мусульманского государства. Лидер исламской революции в Иране аятолла Хомейни писал: «В Коране содержится в сто раз больше стихов по социальным вопросам, чем по вопросам отправления обрядов».
На основе установок ислама на протяжении столетий в мусульманских странах строилась деятельность политических институтов, налоговой, судебной и образовательной систем, благотворительных организации, решались проблемы семейно-брачных и имущественных отношении, вопросы войны и мира. Во многом именно такой остается ситуация и в наши дни в целом ряде мусульманских стран, хотя и не исключается определенные модификации, продиктованные жизнью.
Исходя из этого, в исламском мире появились два больших религиозных течений - суннизм и шиизм - яркое подтверждение таким процессам.
Тема данной работы является актуальной, поскольку она носит не только теоретическое, но и практическое значение. Интерес к прошлому всегда присутствует в нашей жизни, ведь не зная истории, невозможно наблюдать тенденции развития, использовать положительный и отрицательный опыт отдельных государств, тем самым совершенствуя и одновременно создавая историю своей страны. Изучение государственного устройства в мире противостоянии религии как Ирак весьма актуально, особенно в современных условиях глобальных интеграционных процессов в экономической, политической и других сферах жизни. Ирак - это одна из стран исламского мира, уникальная в своей культуре и внутреннем устройстве. Ислам является одной из основных мировых религий, а поскольку мусульманское право стоит в центре учений ислама, необходимо также исследовать его сущность. Ислам оказывает существенное влияние на внутриполитическое развитие мусульманских стран, а также на развитие международных отношений.
Объектом исследования выступает взаимоотношение суннитской и шиитской общин на Ближнем Востоке в настоящее время.
Предметов исследования данной дипломной работы является механизмы регулирования и предотвращения конфликтов в взаимоотношении суннитов и шиитов на Ближнем Востоке.
Цель данного исследования - провести анализ и определить характер взаимодействия шиитской и суннитской общин на современном Ближнем Востоке.
Достижение поставленной цели подразумевает решение следующих
задач:
• рассмотреть исторические корни противостояния суннитов и шиитов;
• охарактеризовать взаимоотношения суннитской и шиитской общин на Ближнем Востоке в период правления Саддама Хусейна;
• изучить взаимоотношения суннитов и шиитов в Сирии;
• изучить местные особенности религиозной жизни в Ираке и в Иране.
Методологическую основу данного исследования составляют труды в области истории государства и межрелигиозных отношении шиитов и суннитов. В работе были использованы общие и частные методы исследования: анализ, наблюдение, синтез, исторический, системный,
сравнительный, дескриптивный анализ документов.
Хронологические рамки исследования охватывает период с 1979 по 2015г.г.
Религия, как и любое другое общественное явления, имеет свою историю. Во второй половине XX века началось постепенное объединение разных стран. Одновременно с этим обозначились не очень благовидные течения, связанные с исламом. Это, прежде всего ряд мусульманских организаций, как, например, «Братья - мусульмане», «Серые волки», «Аль Каида» и другие. Подобные организации возникли еще в период борьбы исламских государств против колонизации, а после окончания освободительных войн, они направили свою деятельность против правительств своих стран.
Исламизм сегодня - один из центров силы. Если говорить, о многополярном мире, то одним из его плюсов, наряду с Америкой, Китаем, международными организациями типа БРИКС, безусловно, является исламизм. Исламистов всех стран объединяет желание перекроить по мусульманским лекалам и государство, и общество.
Исламский мир неоднороден. Да, Коран, Сунна едины для всех мусульман земли, но жизнь показывает, что на Ближнем Востоке, в Иране, на Аравийском полуострове свои особенности религиозной жизни, связанные с историей ислама именно в данной стране. И общественно-политические процессы идут по разному. Да о каком единстве исламского мира можно говорить, если мусульманские государства воюют между собой.
Можно сделать вывод, что было сделано не мало шагов для примирения двух главных течении ислама. Но они ни к чему не приводили. Суннизм и шиизм так же оставались на своих принципиальных религиозных постулатах, никто из них не хотел уступать. Но примирения как не было, так и не произошло вплоть до нашего времени.
Взаимоотношения всегда были очень натянутыми. Еще в историческом прошлом в мусульманском мире были разногласия между двумя главными течениями ислама. Также можно сделать вывод, что в годы правления
Саддама Хусейна взаимоотношения суннитской и шиитской общин 1979-2003 годах совсем не изменились. В Ираке Саддам Хусейн стал первым, кто начал открыто притеснять шиитов. Он держал страну в ежовых рукавицах и, как и Асады, сдерживал порывы представителей разных конфессий своей авторитарной властью. Тем не менее, с течением лет дискриминациями и репрессиями он посеял давшие сегодня всходы зерна религиозной ненависти. Эти года характеризуются как противоречивые по ряду проблем. Отношения были напряженными, которые тем не менее, в силу авторитарного характера правления С.Хусейна конфликт не вылился в открытое противостояние. Но и не было предложено решения этих проблем.
Например, большинство населения в Сирии составляют сунниты, однако отец и сын Асады всегда ставили на первые места сирийских алавитов (10-12%) в ущерб суннитам. Семья Асадов — алавиты, и это религиозное сообщество тесно связано с сирийским государством. Алавиты представляют собой весьма далекое ответвление шиизма, однако их зачастую все равно считают его частью. В первую очередь такой позиции придерживаются суннитские экстремисты, которые сейчас сражаются в Сирии. Эти радикалы называют алавитов еретиками, точно также как и шиитов.
На Ближнем Востоке, в Ираке, Сирии, Бахрейне, Йемене и даже на востоке Саудовской Аравии враждебность между некоторыми сообществами шиитов и суннитов все больше скатывается в яму неконтролируемого насилия. Сегодня противостояние этих двух религиозных течений лежит в основе иракского кошмара и сирийской трагедии. Соперничество шиитов и суннитов возникло отнюдь не вчера: оно уходит корнями в самые истоки ислама и раздор после смерти.
Сегодня оплотом шиизма является Иран: аятоллы считают защиту шиитов всего мира своим долгом и обвиняют суннитские страны региона в их притеснении. 20 арабских стран — за исключением Бахрейна и Ирака — преимущественно суннитские. Суннитами же являются в основном и представители многочисленных радикальных течений, воюющих в Сирии и Ираке, в том числе боевики «Исламского государства».
Таким образом, можно сделать вывод, в Ираке сохраняется напряженные отношения между суннитами и шиитами. Во время правления А.Хомейни делались попытки для соединения эти течения, но по настоящее время этот конфликт не исчерпан, но и не приводит к открытому конфликту. В Иране в условиях диктаторского правления С.Хусейна удавалось не давать выходить конфликту между суннитами шиитами на первый план. Хоть в этот период сунниты занимали лидирующие позиции в государственном аппарате и армии, но сейчас Иранская республика считается шиитского толка, баланс сил перешел к шиитам. В Сирии с появлением террористической организации ИГИЛ, конфликт между суннитами и шиитами перешел на второй план, можно даже сказать что они объединились в связи с последними событиями. У суннитов и шиитов один враг - ИГИЛ.
В основе большинства конфликтов лежат не религиозные, а политические и экономические разногласия. Многие политики просто передергивают идеи ислама, вкладывают в отдельные положения совершенно другой смысл, призывая к борьбе с «неверными», сея раздор между народами для достижения своих целей.
Ислам становится массовой религией в мире. По заявлениям социологов, за последние 50 лет численность населения Земли выросла на 137%. При этом среди христиан прирост составил 46%, а среди мусульман - 235%. Только в США каждый год около 100 тысяч человек принимают Ислам. География Ислама в современном мире весьма обширна. Мусульманские общины есть в 120 странах, в 35 странах мусульмане составляют большую часть населения, в 29 представляют собой влиятельное меньшинство. А в 28 странах Ислам признан официальной религией.
Не Ислам является причиной сегодняшних проблем и жестоких столкновений во многих мусульманских регионах. Все дело в бессмысленной агрессии, максимализме и политических провокациях со стороны некоторых западных держав.
1) Источники:
1.1) Конституция Сирийской Арабской Республики. Интернет-библиотека конституции Романа Пашкова. Электронный ресурс//Режим доступа http://worldconstitutions.ru/?page id=5 Свободный. Дата обращения 10.04.2016
1.2) Конституция Иракской республики. Интернет-библиотека конституции
Романа Пашкова. Электронный ресурс// Режим доступа
http://worldconstitutions.ru/?page id=5 Свободный. Дата обращения 12.04.2016
1.3) Конституция Исламской республики Иран. Интернет-библиотека конституции Романа Пашкова. Электронный ресурс// Режим доступа http://worldconstitutions.ru/?page id=5 Свободный. Дата обращения 15.04.2016
2) Список литературы:
2.1) Багдасаров С.В. Масштабы и структура военных расходов стран Ближнего и Среднего Востока//Военная экономика стран Влстока - М.. 1986
2.2) Ближний Восток: грядет большая война / В. Макарчев // Эхо планеты. 2012. - №47. - С.- 12-14.
2.3) Бромлей. Ю.В. Народы мира: Историко-этнографический справочник / гл. ред. Ю.В. Бромлей. - М.: «Советская энцеклопедия», 1988.
2.4) Исламизм: сегодня и завтра: интервью авторитетного исламоведа и политолога / А. Малашенко; беседовал М. Смирнов // Наука и религия. 2013. - №8. - С. 2-5.
2.5) Ирак завис над пропастью / Д. Пьяных // Эхо планеты. - 2013. - №19. - С. 2-4.
2.6) Климович, Л. Книга о Коране, его происхождении и мифологии / Л. Климович. - М.: Издательство политической литературы, 1986. С. -145.
2.7) Люсин. С. Г. Роль шиитского движения в общественной политической жизни современного Ирака / С. Люсин // Арабский мир в конце 20 века. М. - 1996. - С 43.
2.8) Ниязматов Ш.А. Ирано-Иракский конфликт. Исторический очерк - М., 1989
2.9) Республика Ирак в системе международных отношений (80-е годы XX в.
- начало XXI в.) / Под ред. В.А. Заир-Бека. М.: ИВ РАН, 2002.
2.10) Саддам Хусейн Ирак отстаивает свой суверенитет. Речь на заседании Национального Совета 17 сентября 1980 г. Багдад Дар аль Мамун, 1982
2.11) Саддам Хусейн Ирак призывает к миру Речь на заседании Национального Совета 28 сентября 1980 г. Багдад Дар аль Мамун, 1982
2.12) Сирия в политике США в 1939-1953 гг. / Т.А. Воробьева // вопросы истории. -2015.- №12. - С.3-18.- Библиогр.: 14-18
2.13) Сильная власть людей хаки / Е. Сатановский // Эхо планеты. - 2014. - №7. - С. 12-13.
2.14) Устинов Е. Этноконфессиональный фактор и политика США в странах БСВ / Е. Устинов // Мировая экономика и международные отношения. -
2013. - №10. - С. 85-90.
2.15) Халифат и закат Европы / Б. Ключников // Наш современник. 2015. - №9. - С. 192-199
2.16) Шахов. А.С. Новейшая история стран Азии и Африки 20век 1945-2000: Учебник / под.ред. А. М. Родригеса. - М.: Владос, 2004. С.- 55
2.17) Шахбазян, Г. Экономические и социальные последствия для Ирака вооружённого конфликта с Ираном / Г. Шахбазян //Арабские страны Западной Азии и Северной Африки (новейшая история, экономика и политика). М. - 1997 .
2.18) Яблокова. И.Н. История религии: Учебник/ под.ред. И.Н. Яблокова. - М.: Высшая школа.- 2002. - С.67.
3) Электронные ресурсы:
3.1) Интернет-библиотека конституции Романа Пашкова. Электронный ресурс// Режим доступа http://worldconstitutions.ru/?page id=5 Свободный. Дата обращения 10.04.2016
3.2) Интернет-книга / Робин Дж. Апдайк/ Саддам Хусейн (Политическая
биография) Электронный ресурс// Режим доступа:
http://propagandahistory.ru/1998/Protivostoyanie-mezhdu-shiitami-i-sunnitami/ Свободный. Дата обращения - 05.03.2015.
3.3) Ниязматов Ш.А. Ирано-иракский конфликт. Исторический очерк. М.: Наука, 1989. Научная библиотека диссертаций и авторефератов. Электронный ресурс// Режим доступаhttp://www.dissercat.com/content/politika- ssha-v-otnoshenii- iraka#ixzz3n8qwFbhB Свободный. Дата обращения - 25.04 2015.
3.4) Панкин С.Ф. История мировых религий.{электронный ресурс}//режим
доступа http://www.e-reading.club/bookreader.php/99691/Pankin-
Istoriya mirovyh religiii konspekt lekciii.html, свободный, 14 апреля 2015.
3.5) Шумов С.А., Андреев А.Р. Ирак: история, народ, культура. Документальное историческое исследование. Электронный ресурс// Режим доступа http://www.twirpx.com/file/449388/ Свободный. Дата обращения 15.04.15.
3.6) Щенников В. Последствия возможных действий США против Ирака для
России, прилегающих к Ираку регионов и всего мира. Электронный ресурс// Режим доступа: http://www.iimes.ru/rus/stat/2002/26-09-02.htm Свободный.
Дата обращения - 14.04.2015.
3.7) «Серые кардиналы » или беспомощные наблюдатели? США, Россия и ЕС на Ближнем Востоке. Электронный ресурс // Режим доступа. Свободный. Дата обращения 15.04.2016 http://ru.valdaiclub.com/files/12294/