ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУННИТОВ И ШИИТОВ НА СОВРЕМЕННОМ БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ
|
Введение 3
Глава 1. Исторические корни и взаимодействие шиитской и суннитской общин 7
1.1 Исторические корни противостояния шиитов и суннитов 7
1.2 Взаимоотношения суннитской и шиитской общин в период
правления Саддама Хусейна (1979-2003) 14
Глава 2. Взаимоотношения суннитов и шиитов в период политических трансформации на Ближнем Востоке в конце ХХ - начало XXI в.в 21
2.1 Взаимоотношения суннитов и шиитов в Сирии в конце ХХ - начало
XXI в. в 21
2.2. Взаимоотношения суннитов и шиитов в Ираке и
Иране 37
Заключение 52
Список использованной литературы 56
Приложение
Глава 1. Исторические корни и взаимодействие шиитской и суннитской общин 7
1.1 Исторические корни противостояния шиитов и суннитов 7
1.2 Взаимоотношения суннитской и шиитской общин в период
правления Саддама Хусейна (1979-2003) 14
Глава 2. Взаимоотношения суннитов и шиитов в период политических трансформации на Ближнем Востоке в конце ХХ - начало XXI в.в 21
2.1 Взаимоотношения суннитов и шиитов в Сирии в конце ХХ - начало
XXI в. в 21
2.2. Взаимоотношения суннитов и шиитов в Ираке и
Иране 37
Заключение 52
Список использованной литературы 56
Приложение
Человеческая жизнь состоит из постоянного противостояния, несовпадение мнений, разногласий в мировосприятии. Не обошел это и религии. Мусульманский религиозный мир также в течение всего времени своего существования отличался тем, что в нем постоянно происходили разделения, возникновение новых направлений и сект. Главной причиной такого разделения можно считать тесную связь в прошлом государственной власти и религиозной жизни, мирские амбиции переносились в сферу духовной жизни, подкреплялись разнообразной трактовкой священных писаний и восхваление "своих" пророков.
Несмотря на разные предназначения, цели, сферы деятельности, религия (сфера сверхъестественного, духовной жизни, личных чувств и убеждений) и политика (специфическая сфера организации общественной жизни, властных отношений, управление социальными слоями, обществом и государством) неизменно взаимосвязаны. Взаимоотношения политики и религии требуют в каждой исторический период конкретного рассмотрения, призванного раскрыть специфику участия различных звеньев религиозных организации любой конфессии в политике и особенности использования религии политическими деятелями. В современном мире наблюдается широкое участие религиозных организации в общественной и политической жизни разных стран, в т.ч и в военных конфликтах.
В новой и особенно в новейшей истории для большинства стран мира стал общепринятым светским (секулярный) правовой принцип отделения религиозных дел от государственных, признание независимости и автономности друг от друга политики и религии. Подобные нормы зафиксированы в конституциях, законодательства множества стран; в свою очередь, сходные положения имеются и в современных принципиальных документах.
Однако признание автономии политики и религии, церкви и государства, даже при наличии их целенаправленных усилий на деполитизацию религиозных организации, на практике не означает их взаимную изоляцию. Все зависит от степени развития демократии в данном обществе, популярности в нем светских или же религиозных идей, особенностей данного региона, характера догматов и традиции распространяемых здесь религиозных систем.
Анализ социальной и духовной истории различных народов позволяет выяснить следующие ставшие традиционными формы переплетения политики и религии, основные направления их взаимодействия. Взаимодействия религии на политику неизменно ощущаются в первую очередь в том, что религии как определенная мировоззренческая система, включающая обязательные нравственные установки, влияет на умонастроения своих последователей на их жизненные устремления, социальное поведение, политические действия.
В исламе действует принцип слитности религии и политики. Выдвинут он был практикой пророка Мухаммада, который был руководителем мусульманской общины и мусульманского государства. Это реальность получила закрепление в Коране и сборниках хадисов (изречения и описаний поступков пророка Мухаммада), являющихся руководством для мусульман при решений всех жизненных проблем. Требования Корана стали законами мусульманского государства. Лидер исламской революции в Иране аятолла Хомейни писал: «В Коране содержится в сто раз больше стихов по социальным вопросам, чем по вопросам отправления обрядов».
На основе установок ислама на протяжении столетий в мусульманских странах строилась деятельность политических институтов, налоговой, судебной и образовательной систем, благотворительных организации, решались проблемы семейно-брачных и имущественных отношении, вопросы войны и мира. Во многом именно такой остается ситуация и в наши дни в целом ряде мусульманских стран, хотя и не исключается определенные модификации, продиктованные жизнью.
Исходя из этого, в исламском мире появились два больших религиозных течений - суннизм и шиизм - яркое подтверждение таким процессам.
Тема данной работы является актуальной, поскольку она носит не только теоретическое, но и практическое значение. Интерес к прошлому всегда присутствует в нашей жизни, ведь не зная истории, невозможно наблюдать тенденции развития, использовать положительный и отрицательный опыт отдельных государств, тем самым совершенствуя и одновременно создавая историю своей страны. Изучение государственного устройства в мире противостоянии религии как Ирак весьма актуально, особенно в современных условиях глобальных интеграционных процессов в экономической, политической и других сферах жизни. Ирак - это одна из стран исламского мира, уникальная в своей культуре и внутреннем устройстве. Ислам является одной из основных мировых религий, а поскольку мусульманское право стоит в центре учений ислама, необходимо также исследовать его сущность. Ислам оказывает существенное влияние на внутриполитическое развитие мусульманских стран, а также на развитие международных отношений.
Объектом исследования выступает взаимоотношение суннитской и шиитской общин на Ближнем Востоке в настоящее время.
Предметов исследования данной дипломной работы является механизмы регулирования и предотвращения конфликтов в взаимоотношении суннитов и шиитов на Ближнем Востоке.
Цель данного исследования - провести анализ и определить характер взаимодействия шиитской и суннитской общин на современном Ближнем Востоке.
Достижение поставленной цели подразумевает решение следующих
задач:
• рассмотреть исторические корни противостояния суннитов и шиитов;
• охарактеризовать взаимоотношения суннитской и шиитской общин на Ближнем Востоке в период правления Саддама Хусейна;
• изучить взаимоотношения суннитов и шиитов в Сирии;
• изучить местные особенности религиозной жизни в Ираке и в Иране.
Методологическую основу данного исследования составляют труды в области истории государства и межрелигиозных отношении шиитов и суннитов. В работе были использованы общие и частные методы исследования: анализ, наблюдение, синтез, исторический, системный,
сравнительный, дескриптивный анализ документов.
Хронологические рамки исследования охватывает период с 1979 по 2015г.г.
Несмотря на разные предназначения, цели, сферы деятельности, религия (сфера сверхъестественного, духовной жизни, личных чувств и убеждений) и политика (специфическая сфера организации общественной жизни, властных отношений, управление социальными слоями, обществом и государством) неизменно взаимосвязаны. Взаимоотношения политики и религии требуют в каждой исторический период конкретного рассмотрения, призванного раскрыть специфику участия различных звеньев религиозных организации любой конфессии в политике и особенности использования религии политическими деятелями. В современном мире наблюдается широкое участие религиозных организации в общественной и политической жизни разных стран, в т.ч и в военных конфликтах.
В новой и особенно в новейшей истории для большинства стран мира стал общепринятым светским (секулярный) правовой принцип отделения религиозных дел от государственных, признание независимости и автономности друг от друга политики и религии. Подобные нормы зафиксированы в конституциях, законодательства множества стран; в свою очередь, сходные положения имеются и в современных принципиальных документах.
Однако признание автономии политики и религии, церкви и государства, даже при наличии их целенаправленных усилий на деполитизацию религиозных организации, на практике не означает их взаимную изоляцию. Все зависит от степени развития демократии в данном обществе, популярности в нем светских или же религиозных идей, особенностей данного региона, характера догматов и традиции распространяемых здесь религиозных систем.
Анализ социальной и духовной истории различных народов позволяет выяснить следующие ставшие традиционными формы переплетения политики и религии, основные направления их взаимодействия. Взаимодействия религии на политику неизменно ощущаются в первую очередь в том, что религии как определенная мировоззренческая система, включающая обязательные нравственные установки, влияет на умонастроения своих последователей на их жизненные устремления, социальное поведение, политические действия.
В исламе действует принцип слитности религии и политики. Выдвинут он был практикой пророка Мухаммада, который был руководителем мусульманской общины и мусульманского государства. Это реальность получила закрепление в Коране и сборниках хадисов (изречения и описаний поступков пророка Мухаммада), являющихся руководством для мусульман при решений всех жизненных проблем. Требования Корана стали законами мусульманского государства. Лидер исламской революции в Иране аятолла Хомейни писал: «В Коране содержится в сто раз больше стихов по социальным вопросам, чем по вопросам отправления обрядов».
На основе установок ислама на протяжении столетий в мусульманских странах строилась деятельность политических институтов, налоговой, судебной и образовательной систем, благотворительных организации, решались проблемы семейно-брачных и имущественных отношении, вопросы войны и мира. Во многом именно такой остается ситуация и в наши дни в целом ряде мусульманских стран, хотя и не исключается определенные модификации, продиктованные жизнью.
Исходя из этого, в исламском мире появились два больших религиозных течений - суннизм и шиизм - яркое подтверждение таким процессам.
Тема данной работы является актуальной, поскольку она носит не только теоретическое, но и практическое значение. Интерес к прошлому всегда присутствует в нашей жизни, ведь не зная истории, невозможно наблюдать тенденции развития, использовать положительный и отрицательный опыт отдельных государств, тем самым совершенствуя и одновременно создавая историю своей страны. Изучение государственного устройства в мире противостоянии религии как Ирак весьма актуально, особенно в современных условиях глобальных интеграционных процессов в экономической, политической и других сферах жизни. Ирак - это одна из стран исламского мира, уникальная в своей культуре и внутреннем устройстве. Ислам является одной из основных мировых религий, а поскольку мусульманское право стоит в центре учений ислама, необходимо также исследовать его сущность. Ислам оказывает существенное влияние на внутриполитическое развитие мусульманских стран, а также на развитие международных отношений.
Объектом исследования выступает взаимоотношение суннитской и шиитской общин на Ближнем Востоке в настоящее время.
Предметов исследования данной дипломной работы является механизмы регулирования и предотвращения конфликтов в взаимоотношении суннитов и шиитов на Ближнем Востоке.
Цель данного исследования - провести анализ и определить характер взаимодействия шиитской и суннитской общин на современном Ближнем Востоке.
Достижение поставленной цели подразумевает решение следующих
задач:
• рассмотреть исторические корни противостояния суннитов и шиитов;
• охарактеризовать взаимоотношения суннитской и шиитской общин на Ближнем Востоке в период правления Саддама Хусейна;
• изучить взаимоотношения суннитов и шиитов в Сирии;
• изучить местные особенности религиозной жизни в Ираке и в Иране.
Методологическую основу данного исследования составляют труды в области истории государства и межрелигиозных отношении шиитов и суннитов. В работе были использованы общие и частные методы исследования: анализ, наблюдение, синтез, исторический, системный,
сравнительный, дескриптивный анализ документов.
Хронологические рамки исследования охватывает период с 1979 по 2015г.г.
Религия, как и любое другое общественное явления, имеет свою историю. Во второй половине XX века началось постепенное объединение разных стран. Одновременно с этим обозначились не очень благовидные течения, связанные с исламом. Это, прежде всего ряд мусульманских организаций, как, например, «Братья - мусульмане», «Серые волки», «Аль Каида» и другие. Подобные организации возникли еще в период борьбы исламских государств против колонизации, а после окончания освободительных войн, они направили свою деятельность против правительств своих стран.
Исламизм сегодня - один из центров силы. Если говорить, о многополярном мире, то одним из его плюсов, наряду с Америкой, Китаем, международными организациями типа БРИКС, безусловно, является исламизм. Исламистов всех стран объединяет желание перекроить по мусульманским лекалам и государство, и общество.
Исламский мир неоднороден. Да, Коран, Сунна едины для всех мусульман земли, но жизнь показывает, что на Ближнем Востоке, в Иране, на Аравийском полуострове свои особенности религиозной жизни, связанные с историей ислама именно в данной стране. И общественно-политические процессы идут по разному. Да о каком единстве исламского мира можно говорить, если мусульманские государства воюют между собой.
Можно сделать вывод, что было сделано не мало шагов для примирения двух главных течении ислама. Но они ни к чему не приводили. Суннизм и шиизм так же оставались на своих принципиальных религиозных постулатах, никто из них не хотел уступать. Но примирения как не было, так и не произошло вплоть до нашего времени.
Взаимоотношения всегда были очень натянутыми. Еще в историческом прошлом в мусульманском мире были разногласия между двумя главными течениями ислама. Также можно сделать вывод, что в годы правления
Саддама Хусейна взаимоотношения суннитской и шиитской общин 1979-2003 годах совсем не изменились. В Ираке Саддам Хусейн стал первым, кто начал открыто притеснять шиитов. Он держал страну в ежовых рукавицах и, как и Асады, сдерживал порывы представителей разных конфессий своей авторитарной властью. Тем не менее, с течением лет дискриминациями и репрессиями он посеял давшие сегодня всходы зерна религиозной ненависти. Эти года характеризуются как противоречивые по ряду проблем. Отношения были напряженными, которые тем не менее, в силу авторитарного характера правления С.Хусейна конфликт не вылился в открытое противостояние. Но и не было предложено решения этих проблем.
Например, большинство населения в Сирии составляют сунниты, однако отец и сын Асады всегда ставили на первые места сирийских алавитов (10-12%) в ущерб суннитам. Семья Асадов — алавиты, и это религиозное сообщество тесно связано с сирийским государством. Алавиты представляют собой весьма далекое ответвление шиизма, однако их зачастую все равно считают его частью. В первую очередь такой позиции придерживаются суннитские экстремисты, которые сейчас сражаются в Сирии. Эти радикалы называют алавитов еретиками, точно также как и шиитов.
На Ближнем Востоке, в Ираке, Сирии, Бахрейне, Йемене и даже на востоке Саудовской Аравии враждебность между некоторыми сообществами шиитов и суннитов все больше скатывается в яму неконтролируемого насилия. Сегодня противостояние этих двух религиозных течений лежит в основе иракского кошмара и сирийской трагедии. Соперничество шиитов и суннитов возникло отнюдь не вчера: оно уходит корнями в самые истоки ислама и раздор после смерти.
Сегодня оплотом шиизма является Иран: аятоллы считают защиту шиитов всего мира своим долгом и обвиняют суннитские страны региона в их притеснении. 20 арабских стран — за исключением Бахрейна и Ирака — преимущественно суннитские. Суннитами же являются в основном и представители многочисленных радикальных течений, воюющих в Сирии и Ираке, в том числе боевики «Исламского государства».
Таким образом, можно сделать вывод, в Ираке сохраняется напряженные отношения между суннитами и шиитами. Во время правления А.Хомейни делались попытки для соединения эти течения, но по настоящее время этот конфликт не исчерпан, но и не приводит к открытому конфликту. В Иране в условиях диктаторского правления С.Хусейна удавалось не давать выходить конфликту между суннитами шиитами на первый план. Хоть в этот период сунниты занимали лидирующие позиции в государственном аппарате и армии, но сейчас Иранская республика считается шиитского толка, баланс сил перешел к шиитам. В Сирии с появлением террористической организации ИГИЛ, конфликт между суннитами и шиитами перешел на второй план, можно даже сказать что они объединились в связи с последними событиями. У суннитов и шиитов один враг - ИГИЛ.
В основе большинства конфликтов лежат не религиозные, а политические и экономические разногласия. Многие политики просто передергивают идеи ислама, вкладывают в отдельные положения совершенно другой смысл, призывая к борьбе с «неверными», сея раздор между народами для достижения своих целей.
Ислам становится массовой религией в мире. По заявлениям социологов, за последние 50 лет численность населения Земли выросла на 137%. При этом среди христиан прирост составил 46%, а среди мусульман - 235%. Только в США каждый год около 100 тысяч человек принимают Ислам. География Ислама в современном мире весьма обширна. Мусульманские общины есть в 120 странах, в 35 странах мусульмане составляют большую часть населения, в 29 представляют собой влиятельное меньшинство. А в 28 странах Ислам признан официальной религией.
Не Ислам является причиной сегодняшних проблем и жестоких столкновений во многих мусульманских регионах. Все дело в бессмысленной агрессии, максимализме и политических провокациях со стороны некоторых западных держав.
Исламизм сегодня - один из центров силы. Если говорить, о многополярном мире, то одним из его плюсов, наряду с Америкой, Китаем, международными организациями типа БРИКС, безусловно, является исламизм. Исламистов всех стран объединяет желание перекроить по мусульманским лекалам и государство, и общество.
Исламский мир неоднороден. Да, Коран, Сунна едины для всех мусульман земли, но жизнь показывает, что на Ближнем Востоке, в Иране, на Аравийском полуострове свои особенности религиозной жизни, связанные с историей ислама именно в данной стране. И общественно-политические процессы идут по разному. Да о каком единстве исламского мира можно говорить, если мусульманские государства воюют между собой.
Можно сделать вывод, что было сделано не мало шагов для примирения двух главных течении ислама. Но они ни к чему не приводили. Суннизм и шиизм так же оставались на своих принципиальных религиозных постулатах, никто из них не хотел уступать. Но примирения как не было, так и не произошло вплоть до нашего времени.
Взаимоотношения всегда были очень натянутыми. Еще в историческом прошлом в мусульманском мире были разногласия между двумя главными течениями ислама. Также можно сделать вывод, что в годы правления
Саддама Хусейна взаимоотношения суннитской и шиитской общин 1979-2003 годах совсем не изменились. В Ираке Саддам Хусейн стал первым, кто начал открыто притеснять шиитов. Он держал страну в ежовых рукавицах и, как и Асады, сдерживал порывы представителей разных конфессий своей авторитарной властью. Тем не менее, с течением лет дискриминациями и репрессиями он посеял давшие сегодня всходы зерна религиозной ненависти. Эти года характеризуются как противоречивые по ряду проблем. Отношения были напряженными, которые тем не менее, в силу авторитарного характера правления С.Хусейна конфликт не вылился в открытое противостояние. Но и не было предложено решения этих проблем.
Например, большинство населения в Сирии составляют сунниты, однако отец и сын Асады всегда ставили на первые места сирийских алавитов (10-12%) в ущерб суннитам. Семья Асадов — алавиты, и это религиозное сообщество тесно связано с сирийским государством. Алавиты представляют собой весьма далекое ответвление шиизма, однако их зачастую все равно считают его частью. В первую очередь такой позиции придерживаются суннитские экстремисты, которые сейчас сражаются в Сирии. Эти радикалы называют алавитов еретиками, точно также как и шиитов.
На Ближнем Востоке, в Ираке, Сирии, Бахрейне, Йемене и даже на востоке Саудовской Аравии враждебность между некоторыми сообществами шиитов и суннитов все больше скатывается в яму неконтролируемого насилия. Сегодня противостояние этих двух религиозных течений лежит в основе иракского кошмара и сирийской трагедии. Соперничество шиитов и суннитов возникло отнюдь не вчера: оно уходит корнями в самые истоки ислама и раздор после смерти.
Сегодня оплотом шиизма является Иран: аятоллы считают защиту шиитов всего мира своим долгом и обвиняют суннитские страны региона в их притеснении. 20 арабских стран — за исключением Бахрейна и Ирака — преимущественно суннитские. Суннитами же являются в основном и представители многочисленных радикальных течений, воюющих в Сирии и Ираке, в том числе боевики «Исламского государства».
Таким образом, можно сделать вывод, в Ираке сохраняется напряженные отношения между суннитами и шиитами. Во время правления А.Хомейни делались попытки для соединения эти течения, но по настоящее время этот конфликт не исчерпан, но и не приводит к открытому конфликту. В Иране в условиях диктаторского правления С.Хусейна удавалось не давать выходить конфликту между суннитами шиитами на первый план. Хоть в этот период сунниты занимали лидирующие позиции в государственном аппарате и армии, но сейчас Иранская республика считается шиитского толка, баланс сил перешел к шиитам. В Сирии с появлением террористической организации ИГИЛ, конфликт между суннитами и шиитами перешел на второй план, можно даже сказать что они объединились в связи с последними событиями. У суннитов и шиитов один враг - ИГИЛ.
В основе большинства конфликтов лежат не религиозные, а политические и экономические разногласия. Многие политики просто передергивают идеи ислама, вкладывают в отдельные положения совершенно другой смысл, призывая к борьбе с «неверными», сея раздор между народами для достижения своих целей.
Ислам становится массовой религией в мире. По заявлениям социологов, за последние 50 лет численность населения Земли выросла на 137%. При этом среди христиан прирост составил 46%, а среди мусульман - 235%. Только в США каждый год около 100 тысяч человек принимают Ислам. География Ислама в современном мире весьма обширна. Мусульманские общины есть в 120 странах, в 35 странах мусульмане составляют большую часть населения, в 29 представляют собой влиятельное меньшинство. А в 28 странах Ислам признан официальной религией.
Не Ислам является причиной сегодняшних проблем и жестоких столкновений во многих мусульманских регионах. Все дело в бессмысленной агрессии, максимализме и политических провокациях со стороны некоторых западных держав.
Подобные работы
- ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ И НЕФТЯНОЙ ФАКТОР В
ПОЛИТИКЕ СТРАН БЛИЖНЕГО ВОСТОКА
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2020 - ИРАНО-ИЗРАИЛЬСКИЙ КОНФЛИКТ В КОНТЕКСТЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2020 - СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА И СЕВЕРНОЙ АФРИКИ В СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ (НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИСЛАМСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МУСУЛЬМАНСКОЙ ОБЩИНЫ В ГЕРМАНИИ
Дипломные работы, ВКР, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Проявление общественно-политических факторов терроризма на Ближнем Востоке (по материалам Сирии)
Курсовые работы, политология. Язык работы: Русский. Цена: 2970 р. Год сдачи: 2014 - Особенности внешнеполитического курса Катара в конце XX-
начале XXI вв
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2018 - ТРАНСФОРМАЦИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ США ПОСЛЕ 11 СЕНТЯБРЯ 2001 ГОДА И ВОЙНЫ В ИРАКЕ И АФГАНИСТАНЕ
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2020 - Проблема иранской экспансии на Ближнем Востоке в современном медийном пространстве США, Израиля и арабских стран: соотношение мифов и реальности
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Сравнительная характеристика политики США на Ближнем Востоке на примере Афганистана, Ирана, и Ирака в конце ХХ - начале XXI века
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



