Введение 3
1. Продвижение бренда на автомобильном рынке: теория и
методология 5
1.1. Понятие рекламной и PR-стратегии 5
1.2 Специфика продвижения бренда на автомобильном рынке 14
1.3 Стратегия продвижения на автомобильном рынке 19
2 Стратегия и тактика продвижения автомобильного бренда на местном рынке 33
2.1 Характеристика предприятия «ТрансТехСервис» 33
2.2 Конкурентоспособность бренда «Jaguar Land Rover» на рынке 36
2.3. Характеристика существующей на сегодняшний день PR-стратегии 42
2.4 Меры по повышению эффективности рекламной и PR-стратегии 47
Заключение 56
Список использованной литературы 60
Приложение
В развитии мирового рынка автомобильной промышленности на сегодняшний день можно выделить несколько основных тенденций: возрастание роли развивающихся стран - производителей автомобилей, рост доли производства легковых автомобилей, укрупнение рынка и ужесточение конкуренции, переход на производство более экономичных и экологичных автомобилей. Несмотря на сложившуюся непростую ситуацию, автомобильные компании продолжают развиваться. Падение доходов, жесткая конкуренция цен и качества выпускаемых автомобилей вынуждает производителей искать различные пути повышения эффективности своей деятельности. Одним из таких направлений становится совершенствование процесса продвижения бренда, развитие дилерской сети. Количество автодилеров по России на сегодняшний день исчисляется тысячами. Но не каждая компания имеет эффективную PR-стратегию. PR имеет универсальные цели и задачи в продвижения бренда. Отсутствие грамотного PR в Интернете и маркетинговой стратегии сегодня - это потери существенного сегмента потенциальных покупателей.
Современный автомобильный рынок, в силу своего динамизма, требует все новых и новых решений в области эффективной рекламной и PR- стратегии. Это в полной мере справедливо и для крупных дилеров регионального масштаба, выставляющих на продажу одновременно более 20 автомобильных брендов, которым требуется своевременная продуманная рекламная и PR-стратегия. Чтобы не проигрывать по имиджевым характеристикам конкурентам, чьи усилия сосредоточены на продвижении одного бренда, а потому имеющим возможность экономить ресурсы и точнее фокусироваться на целевой аудитории, необходимо быть на шаг впереди по качеству и количеству применяемых рекламных и PR-технологий. Все эти факторы обусловили актуальность и новизну данной выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования выступает специфика продвижения товара на автомобильном рынке средствами рекламы и PR.
Предмет исследования - эффективные рекламные и PR-стратегии для продвижения автомобильного бренда на местном рынке.
Цель данной работы - разработка рекомендаций по повышению эффективности рекламной и PR-стратегии компании. Для достижения цели ставятся следующие задачи:
1) выявить факторы, определяющие эффективность рекламной и PR- стратегии;
2) выявить специфику продвижения товара на автомобильном рынке;
3) дать анализ существующей на сегодняшний день рекламной и PR- стратегии компании «Jaguar Land Rover»;
4) дать рекомендации, способствующие усилению
конкурентоспособности компании «Jaguar Land Rover».
В данной работе использовались работы ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области рекламы: исследования таких авторов, как Батра Р., Гольман И.А., Гермогенова Л .Ф., Крылов И.В. и др.
Специфика рекламной и PR-деятельности на автомобильном рынке рассмотрена в исследованиях таких авторов, как Никулина О.В., Ладыгина., Шевченко И.В., Симонян С.М. и др.
Методы исследования: работа с документами, SWOT-анализ, включенное наблюдение, системно-функциональный анализ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные в работе проектные рекомендации позволят компании выйти на более высокий уровень экономического развития и более эффективно использовать рекламные и PR-технологии в бизнесе.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, приложений.
Во введении определяется актуальность темы, формулируются объект, предмет, цель и задачи, описывается теоретическая и методологическая основа, выявляется практическая значимость и новизна работы.
В первой главе описывается продвижение бренда на автомобильном рынке, подробно рассматривается понятие рекламной и PR-стратегии, выявляется специфика продвижения бренда на автомобильном рынке, отдельный параграф посвящен стратегиям продвижения на автомобильном рынке.
Во второй главе дается описание стратегии и тактики продвижения автомобильного бренда на местном рынке, приводится характеристика компании, анализируется конкурентоспособность бренда, дается характеристика существующей на сегодняшний день PR-стратегии компании, предлагаются рекомендации по повышению эффективности рекламной и PR-стратегии.
В заключении подводятся итоги проделанной работы, формулируются обобщающие выводы.
В настоящее время мировой рынок автомобилестроения представлен большим разнообразием торговых марок, производство которых осуществляется в различных странах мира, мировой рынок автомобильной промышленности является одним из наиболее масштабных и развитых в современном мире. Но помимо производства востребованных на рынке автомобилей, не менее важное значение приобретает проблема реализации произведенной продукции. В условиях финансово-экономического кризиса и жесткой конкуренции на рынке особенно значимым становится выбор грамотно и последовательно проводимой маркетинговой политики, мероприятий по стимулированию сбыта, а также разработка и внедрение оптимальной эффективной рекламной и PR-стратегии.
Рекламные стратегии делятся на медийные и креативные. Существует три основных типа креативных рекламных стратегий: рационалистическая, эмоциональная, смешанная.
Стратегия формулируется для реализации конкретного плана действий, тогда как концепция является совокупностью основ деятельности. Автомобиль - это не товар повседневного спроса, следовательно, его реклама должна существенно отличаться от кампаний потребительских товаров. Одна из важнейших особенностей - тесная связь рекламной и PR-деятельности.
Реклама автомобилей и сопутствующих товаров, веб-услуг, организовала особенный интернет-рынок. Это единый автобизнес, рекламная политика на котором играет главную роль.
В России большей популярностью пользуются традиционные методы, такие, как наружная реклама, реклама в прессе и на телевидении.
Основой PR-стратегии являются PR-инструменты, цель которых - обеспечить безвозмездное освещение деятельности компании в прессе. Данные инструменты условно можно поделить на две категории:
1. Традиционные (используемые практически всеми);
2. Инновационные (передовая PR-практика, инструменты, применяемые компаниями-новаторами).
Анализ сильных и слабых сторон существующей на сегодняшний день рекламной и PR-стратегии компании ГК «ТрансТехСервис» проводился посредством таких методов, как работа с документами, SWOT-анализ, включенное наблюдение, системно-функциональный анализ, его основные результаты могут быть обобщены в следующих положениях.
Компания «ТрансТехСервис» - один из крупнейших региональных автодилеров России и лидер автомобильного рынка Поволжья.
На данный момент доля рынка (по количеству проданных автомобилей) компании «Jaguar Land Rover» на российском рынке премиальных автомобилей составляет около 13%. При этом объем рынка автомобилей в России - 2,3 млн автомобилей в год. Премиальные автомобили составляют 5,5% от всего рынка автомобилей.
О положении компании на рынке говорят такие показатели, как уважение к бренду, желание его приобрести и соответствие стилю жизни клиентов. Лишь 50% опрошенных испытывают уважение к бренду Land Rover, 36% желали бы его купить, и 33% знают, как вписать такой автомобиль в собственный образ жизни.
По результатам проведенного исследования, во второй главе выпускной квалификационной работы были разработаны рекомендации по повышению эффективности рекламной и PR-стратегии компании «ТрансТехСервис».
Исходя из результатов проведенного исследования, можно заключить, что «Jaguar Land Rover» нуждается в проведении ряда рекламных мероприятий, которые помогли бы ему приобрести более широкую известность в различных слоях населения и заложить прочную основу для разработки имиджа фирмы, ее статуса на рынке товаров и услуг. Проблема планирования рекламной деятельности является, таким образом, первоочередной для предприятия, но ввиду отсутствия в штате сотрудников на должности рекламного работника ее приходится решать совместными усилиями менеджера, директора и сметчика.
Для совершенствования рекламной и PR-стратегий, с учетом выявленных в аналитической части плюсов и минусов, рекомендуется провести мероприятия по следующим направлениям:
1) создание единой рекламно-маркетинговой службы:
- введение дополнительных должностных штатных единиц (специалист по маркетинговым исследованиям, специалист по рекламе).
- разработка положения о маркетинговой службе;
- разработка должностных инструкций.
2) совершенствование рекламной политики: разработка образцов рекламно-информационного характера;
3) совершенствование стимулирования сбыта:
- введение гибкой системы ценообразования;
- совершенствование стимулирования покупателей.
В рамках данного проекта решается задача помощи «Jaguar Land Rover» в выборе наиболее эффективных средств рекламы.
Характеризуя настоящий план рекламных мероприятий данной фирмы, необходимо отметить, что планирование рекламной деятельности является очень сложной проблемой, так как при сегодняшних изменчивых и непредсказуемых условиях рынка трудно делать точные прогнозы. Поэтому, к сожалению, в планировании все больше применяются субъективные и интуитивные методы. Что касается данной конкретной фирмы, план ее рекламных мероприятий построен на сочетании вышеназванных методов с объективным подходом, результаты рекламы прогнозируются лишь частично с помощью квантитативных (точных математических) методов. Однако при этом план отличается тем, что в нем учитываются такие показатели, как сроки и качество производства и распространения рекламных средств. То есть разработчики плана учитывают возможность возникновения различных проблем по вине партнеров по рекламе, и это свидетельствует о способности руководства фирмы подстраиваться под реальные условия, принимать гибкие и оперативные решения. Результаты нашего исследования позволяют сделать вывод, что наиболее эффективными рекламоносителями для нашего предприятия являются:
• реклама в Интернет,
• наружная реклама.
Кроме того, еще один ресурс, который с нашей точки зрения используется компанией недостаточно активно, - это реклама в социальных сетях. В современных условиях компании стремятся сократить расходы на рекламу, поэтому производителям приходится либо отказываться от рекламной деятельности, либо делать ставку на более дешевые и эффективные виды рекламы. Следовательно, реклама в сети Интернет в целом, и в социальных сетях, в частности, приобретает особое значение, в силу своей доступности, новизны и эффективности.
1. «Деловой квартал» журнал [Электронный ресурс] http: //www. dk.ru/
2. «Психология и бизнес» интернет журнал [Электронный ресурс] http: //www.psycho .ru/
3. Автомобильный сайт [Электронный ресурс]http://www.bibika.ru
4. Алтухова, Н. В. Рекламное дело: Учебное пособие / Сарат. гос. техн. ун-т. - Саратов, 2008. - 409с.
5. Балабанов А. Медиаисследования: немного подробнее//
Индустрия рекламы -2006- №4 -с.20-24
6. Балакирева О.Н. Как проводить маркетинговое исследование (Анкета в маркетинговых исследованиях)// Маркетинг и реклама. -2007 - №5- с.23-25
7. Батра, Р. Рекламный менеджмент /Пер.с англ. - 5-е изд. - М.- С.Пб.; Вильямс, 2013. - 784с.
8. Белявский, И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учеб. Пособие. - М.: Проспект, 2011. - 392с.
9. Березин, И.С. Маркетинг и исследования рынков. - М.: Омега-Л, 2009. - 307с.
10. Бернет Дж.., Уэлс У., Мориарти С. Реклама: принципы и практика. - М.: Маркетинг для профессионалов, 2008. - 800 с.
11. Васильев, Г.А., Поляков В.А. Организационно-экономические проблемы управления рекламной деятельностью//Маркетинг, № 5, 2009. 379с.
12. Веселов С. Оценка эффективности рекламной деятельности// Рекламные технологии. - № 4- 2004-с.6-8
13. Виноградов А. Дума о рекламе// Рекламный мир - 2006 - №6- с.13
14. Гасаненко Н.А. Как оценить эффективность рекламной кампании// Маркетинг и реклама. - 2003 - №7-8- с.17-20
15. Гермогенова, Л.Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации. - М.: Рус партнер Лтд, 2013. - 188с.
16. Головлева, Е. Л. Основы рекламы [Текст] : учеб.пособие / Е. Л. Головлева. - М. : Академ.Проект, 2008. - 330 с.
17. Гольман, И.А. Рекламное планирование. Рекламные технологии. Организация рекламной деятельности. М.: Гелла-Принт, 2013.- 387с.
18. Горчакова, В. Г. Имидж.Искусство и реальность [Текст] : учеб.пособие / В. Г. Горчакова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 279 с.
19. Горчакова, В. Г. Прикладная имиджелогия [Текст] : учеб.пособие / В. Г. Горчакова. - М. : Акад.Проект, 2007. - 400 с.
20. Группа ТТС в контакте [Электронный ресурс]: http: //vk.com/ttsauto
21. Гундарин, М. В. Книга руководителя отдела PR [Текст] : практ.рекомендации / М. В. Гундарин. - 2-е изд.,доп. - М.;СПб.;Н.Новгород : Питер, 2009. - 330 с.
22. Гуревич, П. С. Психология рекламы [Текст]: ист.-аналит.и филос.содержание: Учеб.пособие / П. С. Гуревич. - Ростов н/Д. : Феникс, 2009. - 459 с.
23. Джефкинс, Ф. Реклама [Текст] : учеб.пособие:Пер.с англ. / Ф. Джефкинс. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 523 с.
24. Дубровин, И. А. Маркетинговые коммуникации [Текст] : учеб. / И. А. Дубровин. - М.: Дашков и К, 2009. - 577 с.
25. Жуликов, П. П. Реклама [Текст] / П. П. Жуликов. - М.: [Изд-во ЛКИ], [2008]. - 43 с.
журнал. - № 4 (20). - С. 241-246. Шевченко И.В., Коробейникова
26. К. А. Иванова. - 2-е изд. - М.;СПб.;Н.Новгород : Питер, 2009. - 157 с.
кого товарооборота в 2014 г. // Экономика устойчивого развития: научный
27. Краско Т.И. Психология рекламы. - Харьков: Студцентр, 2002.¬216 с.
28. Крылов И.В. Тестирование рекламы: последние достижения в оценке рекламной эффективности// Реклама. Advertising. - 2003 - №2-3 с 6-7, 12.
29. Лебедев-Любимов, А. Н. Психология рекламы [Текст]: учеб.пособие / А. Н. Лебедев-Любимов. - 2-е изд. - М.; СПб. Н. Новгород : Питер, 2008. - 384 с.
30. Литвиненко С. Автомобильный рынок России: результаты 2015 года и перспективы развития [Электронный ресурс] / pwc.com. - Режим доступа:
http: //www.pwc. ru/ru_RU/ru/automotive/publications/assets/201502_pwc_automotive_press-briefing_final.pdf.
31. Лысикова, О. В. Имиджелогия и паблик рилейшнз в социокультурной сфере [Текст]: учеб.пособие / О. В. Лысикова, Н. П. Лысикова. - М.: Флинта: МПСИ, 2006. - 167 с.
32. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы: Учеб.пособие/ Науч.ред. М.В. Удальцова. - М.: Инфрам-М, Новосибирск: Новосибирское соглашение, 2009, с. 57-61.
33. Назайкин, А. Н. Рекламный текст в современных СМИ [Текст] : практ.пособие / А. Н. Назайкин. - М. : Эксмо, 2007. - 344 с.
34. Никулина О.В., Ладыгина Шевченко И.В., Симонян С.М. Анализ структуры российско-китайс-
35. Овчинникова, Н. Н. Рекламное дело [Текст]: учеб.пособие / Н. Н. Овчинникова. - М.: Дашков и К, 2008. - 367 с.
36. Отчет о прибылях и убытках ООО "Ягуар Ленд Ровер"
37. Официальный сайт «Jaguar» [Электронный ресурс]: http: //www.j aguar.ru/index .html
38. Официальный сайт «Land Rover» [Электронный ресурс]: http: //www.landrover.ru/index .html/
39. Панкратов, Ф. Г. Основы рекламы Победаш О. Количественные и качественные методы в маркетинговых исследованиях// Маркетинг и реклама. - 2007- №12 - с.14-17 538с.
40. Райс Э., Траут Дж. Позиционирование: битва за узнаваемость. - С.Пб. Питер, 2001.- 336 с.
41. Рекламное агентство в сфере автомобильного бизнеса [Электронный ресурс]http://motor.smart-media.ru/
42. Ривс Р. Реальность в рекламе. - М.: Внешторгореклама, 2013.¬111с.
Российский PR-портал [Электронный ресурс]: http://www.raso.ru/
43. Росситер Дж. Р., Перси Л. Реклама и продвижение товаров. Спб.: Питер, 2005.- 656 с.
44. Сайт ГК «ТрансТехСервис» [Электронный
ресурс]: http: //www.tts.ru/
45. Середа, К. Н. Справочник по рекламе [Текст] / К. Н. Середа. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 301 с.
46. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг и др.; Под общ. ред. Б.А. Райзберга. - 6-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 512 с
47. Сэндидж И., Фрайбургер В., Ротцол К. Реклама: теория и практика. - М.: Прогресс, 2005.-630 с.
48. Уэллс, У. Реклама [Текст]: принципы и практика: [Пер.с англ.] /
У.Уэллс, С.Мориарти, Дж.Бернетт. - 7-е изд. - М.; СПб.Н. Новгород: Питер,
2008. - 733с.
49. Шарков, Ф. И. Разработка и технологии производства рекламного продукта [Текст] : учеб. / Ф.И.Шарков,В.И.Гостенина. - 2-е изд.,перераб.и доп. - М. : Дашков и К, 2009. - 406 с.
50. Шептухина, И. И. Рекламный бизнес в рыночной экономике [Текст] : учеб.-метод. пособие / И. И. Шептухина ; Самар.гос.техн.ун-т. - Самара : [б. и.], 2009. - 77 с.
51. Ю.В.,Кизим А.А., Старкова Н.О. Анализ мирового рынка легковых автомобилей // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2013. -№ 88. - С. 680-691.