ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НОВОСТНОЕ ТЕЛЕВИЗИОННОЕ ВЕЩАНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 7
1.1. Глобализация новостной тележурналистики 7
1.2. Современное телевещание: мультимедиатизация контента и рост
интерактивности 15
ГЛАВА 2. НОВОСТНОЕ ВЕЩАНИЕ НА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ
ИНФОРМАЦИОННЫХ КАНАЛАХ (НА ПРИМЕРЕ РИК «РОССИЯ 24») .. 27
2.1. Критерии отбора и стандарты подачи новостей на телеканале 27
2.2. Тематические форматы, стилистика контента и тенденции развития
вещания канала «Россия 24» в современных условиях 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ
Полноценное функционирование современного общества сложно представить без средств массовой информации. В условиях глобализации СМИ не только представляют собой важный социокультурный общественный институт, но и оказывают определенное влияние на мировую экономику и политику. Масс-медиа чутко реагируют на изменения в обществе и подстраиваются под интересы аудитории, а та, в свою очередь, черпает знания об окружающем мире не из личного опыта, а посредством потребления СМИ. Значительную роль в медиапространстве играет новостная журналистика. Специфика информационной, или новостной журналистики - в том, что она должна быть максимально оперативной и беспристрастной.
Основное отличие новостной телевизионной журналистики от подобных жанров на радио или в печати - в канале передачи информации. Эмоциональное воздействие телевещания значительно сильнее - опираясь на невербальную составляющую эфира, зритель доверяет или не доверяет сообщению, исходя из отношения к журналисту, который его озвучивает. Телевизионной аудитории присуща массовость, кроме того, телевидение - это СМИ коллективного потребления: телевизор чаще всего одновременно смотрит сразу несколько человек. Третьим отличительным свойством телевизионных новостей можно назвать возможность трансляции события в момент его свершения, иными словами - передача происходящего на экран в прямом эфире. Данное качество новостной тележурналистики обеспечивает ее особую достоверность.
В последние годы журналистика в целом и наполнение выпусков новостей на телевидении в частности претерпели значительные изменения. В первую очередь, они испытывают на себе влияние технического прогресса и вызванных им трансформаций в потребностях аудитории. Таким образом, актуальность исследования определяется той значительной ролью,
которую играет телевидение на рынке современных СМИ, востребованностью в современном информационном обществе в получении постоянно обновляемых свежих данных о текущих событиях, отражением в медиа постоянно растущего интереса общества к новостям, а также удовлетворении потребностей телезрителей быть проинформированными. Она связана с необходимостью проанализировать контент новостной телевизионной журналистики, меняющийся в соответствии с последними требованиями аудитории и перемены в формате новостного телевещания.
Таким образом, объектом исследования является современная информационная тележурналистика, предметом - функционирование телеканала «Россия 24» на современном этапе. Целью работы является исследование отечественной круглосуточной информационной
телевизионной журналистики на примере информационного телеканала «Россия 24». Для достижения поставленной цели в выпускной квалификационной работе решается ряд задач:
- изучить глобализационные процессы в новостной тележурналистике;
- выяснить, в результате действия каких факторов происходит развитие современной новостной телевизионной журналистики;
- определить стандарты подачи новостей на телеканале;
- проанализировать контент телеканала «Россия 24» в контексте появления новых форматов журналистики и современных тенденций развития СМИ.
Степень разработанности проблемы. За последние годы телевизионная журналистика в целом была проанализирована многими исследователями. Интерес к изучению телевещания нашел свое отражение в исследованиях как российских, так и зарубежных авторов. Развитие отечественного телевидения подробно описывается в работах Е.П. Прохорова «Введение в теорию журналистики», Г.В. Кузнецова «ТВ- журналист», В.Л. Цвика «Телевизионная журналистика. История, теория, практика». Анализ телевизионного дискурса приводится в исследованиях В.Н. Егорова. Телевидению посвящены труды культурологов (И. Хейзинга), социологов (А. А. Глисков, Д. Лернер, Д. Рисмэн, Э. Ноэль-Нойман), социальных психологов (А. Бандура, Р. Харрис), теоретиков журналистики (Я. Н. Засурский). Системный анализ телевидения и его взаимосвязи с развитием экономики, общественных наук, права проводил П. Бурдье. Исследованию социальных функций телевидения, характера его влияния на общество посвящены работы Т. Адорно, М. М. Назарова, Г. Г. Почепцова, В. П. Терина, Ф. И. Шаркова, Ф. Уэбстера, М. Хоркхаймера и других.
Методология исследования - наблюдение, анализ. В основу теоретической базы данного исследования легли труды таких отечественных ученых, как А. Н. Алексеев, Г. М. Андреева, Е. Г.Андрющенко, Н. Н. Богомолова, В. В. Бойко, А. И. Верховская, П. С. Гуревич, В. В. Егоров, Я. Н. Засурский, В. С. Коробейников, Г. В. Кузнецов, Г. С. Мельник, Е. П. Прохоров, В. Ю. Саппак, Л. Г. Свитич, Л. Н. Федотова, И. Д. Фомичева, Ю. А. Шерковин, В. А. Ядов и другие. Эмпирической базой исследования стали последние, обладающие наибольшей актуальностью выпуски новостей на телеканале «Россия 24» в период с февраля по апрель 2016 года.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности применения выводов осуществленного исследования в практике производства новостей. Проведенный анализ также может быть использован в дальнейшем изучении деятельности круглосуточных информационных каналов, принципов и методов программирования новостного эфира. Материалы работы могут быть также учтены студентами, готовящимися стать профессиональными журналистами, и их преподавателями.
С переходом на круглосуточное вещание, к тому же беспрепятственно проникающим через географические границы, телевизионная новостная журналистика претерпела существенные изменения в контенте, стандартах, критериях отбора новостей и языке. Так, в выпусках новостей на круглосуточном информационном канале большее внимание уделяется международным новостям и, вместе с тем, событиям из регионов. Журналисты стремятся к нейтральному освещению событий, большое количество тем выдается в прямом эфире без каких-либо комментариев - чтобы зритель сам мог увидеть полную версию происходящего и самостоятельно сделать выводы. Увеличивается интерактивность новостей - любой желающий может отправить видео с места событий, и оно выйдет в эфир (рубрика «Мобильный репортер»). Кроме того, прокомментировать любую новость можно на сайте телеканала «Россия 24». Появилась возможность подписаться на последние обновления и новости, добавив аккаунт телевещателя в социальных сетях или установив приложение на мобильный телефон. А также посмотреть все новости на наиболее обсуждаемую в обществе тему, сгруппированные под единой ссылкой в шапке сайта, и пользуясь гипертекстовыми ссылками в текстах сообщений. При написании текстов для ведущих учитываются общепринятый стандарт «перевернутой пирамиды», когда наиболее важная информация сообщается в первую очередь.
В данной работе была рассмотрена организация и систематизированы принципы вещания круглосуточного российского информационного канала «Россия 24», были выявлены главные особенности вещания телеканала «Россия 24»: фиксированное расположение новостных блоков и рубрик с фиксированным хронометражем, и оперативность - возможность выдачи в эфир материала с максимальной быстротой. Большая часть вещания построена на прямых включениях и трансляциях (количество прямых включений за изученный период достигало 14 за день. Это происходило в дни проведения крупных мероприятий, например, 7 марта, в начале православной масленичной недели, либо происшествий, как правило, в горячих точках Сирии). Кроме того, еще одним отличием канала «Россия 24» являются эксклюзивные интервью и комментарии известных политиков, экономистов, общественных деятелей по наиболее важным темам дня (они даются отдельной рубрикой «Реплика»). В эфире канала они идут каждый час. Гости приезжают в студию или общаются с ведущим в прямом эфире, также есть формат больших эксклюзивных интервью в записи.
Были выявлены языковые и жанрово-стилистические особенности «России 24». Разбор конкретных примеров показал, что стремление этого средства массовой информации к объективному и беспристрастному освещению событий сравнительно часто находит отражение в его деятельности. Журналисты телеканала сообщают основанные исключительно на фактах новости, нейтральность заключается и в форме подачи сообщений - в соответствии с жанровой стилистикой «России 24», корреспонденты и ведущие не интерпретируют события, а выдают их в эфир без купюр и дополнительных пояснений с расчетом на подготовленную аудиторию. Однако интерпретация содержится в самой новости, поскольку полностью исключить человеческий фактор в ее подаче невозможно. Нельзя забывать также и о том, что понимание медиасообщения находится в зависимости и от восприятия его зрителем, сложившейся у него картины мира, ценностей, а также контекста новости.
«Россия 24» использует ресурсы региональных ГТРК, имеет доступ к объединенной корреспондентской сети телерадиокомпании и является агрегатором информации, которая поступает в остальные каналы холдинга. В рамках медиахолдинга происходит взаимное употребление теле- и радиокомпаниями ресурсов друг друга, принципы мультимедийности отражаются и при работе по сбору и подготовке информации. Российский информационный канал и телеканал «Россия 1» имеют общую технологическую систему, один общий штат операторов, общую съемочную технику. Также РИК использует в своем эфире материалы программ «Вести», «Дежурная часть», «Вести-Москва», «Вести в субботу», «Вести недели», телеканалов «Россия 2», «Москва 24» и других.
Среди неоспоримых плюсов канала необходимо отметить полноценное освещение российских новостей - аудитория получила возможность узнавать о жизни соотечественников не только из отчетов о поездках чиновников или сообщениях о катастрофах, но и из ежедневных выпусков региональных новостей, не подвергающихся редакторской правке в Москве. Впервые на отечественном телевидении в федеральном эфире появились выпуски локальных новостей в том виде, в котором они выходят в своем регионе. Это не только является признаком стремления к организации единого информационного пространства, но и следование одной из основных тенденций в развитии новостной журналистики - локализации. Крупные глобальные медиакомпании стремятся проникнуть на национальные рынки и начинают освещать события, интересующие локальную аудиторию, а также привлекать местных корреспондентов. В дальнейшем местным ГТРК еще предстоит достичь классических стандартов федерального эфирного продукта для того, чтобы завоевать интерес большей аудитории. Но, как показывает практика, этот формат уже нашел своего зрителя и оказался востребованным.
Таким образом, в настоящее время одной из основных задач, стоящих перед информационными службами круглосуточных телеканалов, является производство интересного зрителю, качественного гипертекстуального медиасодержимого, которое можно было бы распространить с помощью различных каналов передачи информации.
В целом, телеканал «Россия 24» следует за последними тенденциями развития СМИ и изменениями в потребностях аудитории. Руководство канала планирует расширить объем новостного вещания и документальных съемок, а также осуществляет постепенный переход к формату телевидения высокой четкости. В целях повышения информативности, увеличения аудитории и роста разнообразия информационного и новостного вещания было бы целесообразно расширить продуктовый ряд телеканала: создать новые рубрики и программы, освещающие ситуацию в различных секторах общественной жизни, политике, экономике страны и мира. Поскольку руководство канала делает ставку на «премиум-аудиторию», разумно было бы продолжить расширение экономического вещания, расширить линейку специализированных программ. Для России создание круглосуточного информационного телеканала стало не только имиджевым шагом, но и реализацией стремления к созданию непрерывного средства получения последней информации о жизни страны и мира. Таким образом, данная работа подтверждает актуальность исследования новостной круглосуточной тележурналистики и определяет направления в этой сфере, которые можно было бы изучить подробнее.
1. Россия 24: архив выпусков // Режим доступа: http://www.vesti.ru.
2. Подготовлен документ по политическому переходу в Сирии // Россия 24. - Режим доступа: http://www.vesti.rU/videos/show/vid/678189/cid/5/ (дата обращения: 3.05.2016)
3. Романова А. Лавров в Пекине готовит российско-китайский
саммит // Россия 24. - Режим доступа:
http://www.vesti.rU/videos/show/vid/678200/cid/5/ (дата обращения: 10.05.2016)
4. Привалов А. О чем спорим? Реплика Александра Привалова // Россия 24. - Режим доступа: http://www.vesti.ru/doc.html?id=2759981 (дата обращения: 10.05.2016)
5. Министр обороны РФ Сергей Шойгу встретился с вьетнамским
коллегой // Россия 24. - Режим доступа:
http://www.vesti.rU/videos/show/vid/677976/cid/5/ (дата обращения: 10.05.2016)
6. Принса пытались спасти //Россия 24. - Режим доступа:
https://youtu.be/W4peBt6M9Q0 (дата обращения: 25.04.2016)
7. Премьера бьет рекорды: «Экипаж» взлетел отлично // Россия 24. - Режим доступа: https://youtu.be/CuicwWz1V_g (дата обращения: 25.04.2016)
8. Школьник Степа Савельев стал звездой соцсетей // Россия 24. - Режим доступа: https://youtu.be/at5nw6qQ_mI (дата обращения: 25.04.2016)
9. Кроме шуток: как Эрдоган зажал немецкую свободу слова в
тиски // Факты. - Режим доступа:
http://www.vesti.ru/videos/show/vid/677333/cid/2901/# (дата обращения: 25.04.2016)
10. Голодные игры: почему чем больше Савченко голодает, тем сильнее растут ее политические аппетиты // Факты. - Режим доступа:
http://www.vesti.rU/videos/show/vid/673276/cid/2901/# (дата обращения:
25.04.2016)
11. «Мы порем правду-матку для достижения идеальной мировой
справедливости» // Коммерсант FM. Режим доступа:
http://www.kommersant.ru/doc/2888186 (дата обращения: 25.04.2016)
12. Агапитова С.Ю. Информационное вещание на ТВ. / С.Ю. Агапитова. - СПб: Литера, 2003. - 286 с.
13. Алексеева А. Говорим «видео в интернете» - подразумеваем YouTube / А. Алексеева // Частный корреспондент. - Режим доступа: http: //www. chaskor. ru/article/govorim_video_v_internete_podrazumevaem_youtu be_14433 (дата обращения: 25.04.2016)
14. Баранова Е.А. Конвергенция СМИ глазами российских журналистов / Е.А. Баранова // Медиаскоп. - Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/672 (дата обращения: 17.04.2016)
15. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. / В.М. Березин. - Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text7/62.htm (дата обращения: 18.04.2016)
16. Березин В.М. Теоретико-методологический анализ
телевизионной коммуникации: сущность, структура: дис. д-ра филол. наук. / В.М. Березин. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 241 с.
17. Бурдье П. О телевидении и журналистике. / П. Бурдье. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 515 с.
18. Вартанова Е.Л. К чему ведет конвергенция СМИ? / Е.Л. Вартанова. - М.: Праксис, 2010. - 267 с.
19. Вартанова Е.Л. Мультимедийные стратегии московских FM- радиостанций / Е.Л. Вартанова // Вестник Московского университета. - М.,
2011. - №6. - С. 7-18.
20. Вартанова Е.Л. Теория СМИ: Актуальные вопросы. /
Е.Л. Вартанова. - М.: Наука, 2009. - 263 с.
21. Васильева Л. А. Делаем новости! / Л.А. Васильева. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 116 с.
22. Василькова В.В. Глобализация информационного пространства и информационная безопасность. / В.В. Василькова. - СПб: Литера, 2006. - 257 с.
23. Вачнадзе Г.Н. Всемирное телевидение. Новые средства массовой информации, их аудитория, техника, бизнес, политика. / Г.Н. Вачнадзе. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 372 с.
24. Вербицкая Л.А. Современная журналистика: мировые тенденции и национальные особенности // Компаративистика: Альманах сравнительных социо-гуманитарных исследований. - СПб, 2007. - С.143-151.
25. Вся правда - в телевизоре? // Всероссийский центр изучения общественного мнения. - Режим доступа: http://infographics.wciom.ru/theme- archive/society/mass-media/mass-media-trust/article/vsja-pravda-v-televizore.html (дата обращения: 21.04.2016)
26. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. / Э. Гидденс. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 531 с.
27. Данилова Г. Какие новости? / Г. Данилова // Индустрия рекламы. - М., 2004. - № 6. - С. 17-25.
28. Демина И.Н. Трансформация медиасистемы: общие подходы и технологический аспект / И.Н. Демина // Известия ИГЭА. - М., 2010. - №2. - С. 53-61.
29. Демина И.Н. Трансформация медиасистемы: социальная
структура / И.Н. Демина // Известия ИГЭА. - М., 2010. - №3. - С. 69-76.
30. Дигитализация нашей жизни // Национальный исследовательский университет Высшей школы экономики. - Режим доступа: https://nnov.hse.ru/news/51891192.html (дата обращения: 16. 04.2016)
31. Егоров В.В. На пути к информационному обществу. /
В.В. Егоров. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 234 с.
32. Жирков Г.В. Журналист и информация: учеб. пособие. /
Г.В. Жирков. - СПб, 2004. - 66 с.
33. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г. Качкаевой. - М.: Наука,
2010. - 372 с.
34. Казик Е. 24 часа новостей для «продвинутых» телезрителей / Е. Казик // Media Online. - М., 2006. - Режим доступа: http://www.media- online.ru/index.php3?id=38511 (дата обращения: 24.04.2016)
35. Калин А. Телевещание: возраст магического преображения / А. Калин // Broadcasting. - М., 2012. - №2. - С. 46-55.
36. Калин А. Телевещание: возраст магического преображения. Часть
3 ТВ и видео на дорожной карте Интернета / А. Калин // Broadcasting. - М.,
2012. - №1. - Режим доступа:
http://broadcasting.ru/articles2/Regandstan/televeshanie-vozrast-magicheskogo- preobrajeniya-3 (дата обращения: 20.04.2016)
37. Князев А. А. Основы тележурналистики и телерепортажа / А.А. Князев // Библиотека Центра экстремальной журналистики. - Режим доступа: http://www.library.cjes.ru/online/?a=con&b_id=367&c_id=3699 (дата обращения: 25.04.2016)
38. Козловский В.В. Глобальная информационная инфраструктура и особенности распространения информации. / В.В. Козловский // Журналистика XX век: эволюция и проблемы. - СПб: Литера, 2006. - С. 6-17.
39. Корнев М.С. Понимание журналистики: что такое
«Журналистика» в современной цифровой среде? / М.С. Корнев // Вестник ЧелГУ. - Челябинск, 2015. - №5 (360). - С. 229-235.
40. Кузнецов Г.В. Критерии качества телевизионных программ. / Г.В. Кузнецов. - М.: Наука, 2002. - С. 6-15.
41. Ларина Ю. Зарядка зрителя от сети / Ю. Ларина // Огонек. - М.,
2011. - №46. - Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/1818066 (дата обращения: 17.04.2016)
42. Лукина М. Старые заповеди и новые мантры: российский взгляд на эволюцию журналистики. Журналистика на перепутье: опыт России и США. / Лукина М., - М.: Наука, 2006. - 266 с.
43. Мазо В. Фрагментация аудитории и агрегирование контента, или Все на продажу / В. Мазо // Broadcasting. - М., 2007. - №1. - С. 27-40.
44. Маклюэн М. Понимание медиа. / М. Маклюэн. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 645 с.
45. Мальковская Я.В. Тенденции развития и потенциал телевизионной отрасли в России / Я.В. Мальковская // Пространство экономики. - М., 2009. - №4-3. - С.226-237.
46. Медников Д.Ю. Работаем на целевую аудиторию / Д.Ю. Медников // Журналист. - М., 2007. - №10. - С. 48-52.
47. Митрофанов А. Концепция вещания Russia Today / А. Митрофанов // Меди@льманах. - М., 2007. - № 4. - С. 43-51.
48. Михайлов С.А. Зарубежная журналистика: традиционные и новые СМИ. / С.А. Михайлов. - СПб: Литера, 2009. - 236 с.
49. Михайлов С.А. Мультимедиа в журналистике. / С.А. Михайлов // Периодическая печать на пороге электронной эры. - СПб, 2000. - С. 16-27.
50. Монро П. Масс-медиа и государственный суверенитет. / П. Монро. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 332 с.
51. Москвина Ж. О. Процессы преобразования классических СМИ и возникновение нового сегмента медиасистемы Европы / Ж.О. Москвина // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - М., 2012. - №10. - С.79-86.
52. Нараленкова О. Супермаркет новостей: интервью с
Д. Медниковым / О. Нараленкова // Российская газета. - М., 2007. - №136 (4426). - С. 5-6.
53. Рантанен Т. Глобальное и национальное. Масс-медиа и коммуникации в посткоммунистической России. / Т. Рантанен. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 335 с.
54. Сундуков С.А. Информация на рубеже тысячелетий. / С.А. Сундуков // Век информации. - М.: Наука, 2010. - С.45-56.
55. Теория конвергенции // Lenta.ru. - Режим доступа:
http://lenta.ru/articles/2010/09/24/kandelaki (дата обращения: 21.04.2016)
56. Тоффлер Э. Третья волна. / Э. Тоффлер. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 581 с.
57. Хаффман С. Новости в телерадиоэфире. Подготовка, продюсирование и презентация новостей в СМИ. / Хаффман С. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 335 с.
58. Хелемендик B.C. Конвергенция как современная форма взаимодействия СМИ / В.С. Хелемендик // Проблемы современного образования. - М., 2013. - №3. - С.106-112.
59. Ярославцева А.Е. Региональное ТВ и сласть: к вопросу о status quo накануне «Цифровой эры» / А.Е. Ярославцева // Журналистский ежегодник. - М., 2014. - №3. - С.99-108.