Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОНЦЕПЦИЯ И СПЕЦИФИКА ПЕРЕДАЧ ГТРК «БАШКОРТОСТАН» НА КАНАЛЕ «РОССИЯ К»

Работа №65230

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

журналистика

Объем работы251
Год сдачи2020
Стоимость5200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
387
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РЕАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ФУНКЦИИ НА ОТЕЧЕСТВЕННОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ 11
1.1 Трансформация функций телевидения в условиях
глобализации информационного пространства 11
1.2 Степень представленности культурно¬
просветительской функции на отечественном телевидении 36
ГЛАВА 2. КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ
ФУНКЦИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАНАЛА «РОССИЯ К» В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН) 52
2.1 Анализ контента передач на канале «Россия К»
(ГТРК «Башкортостан») 52
2.2 Практические рекомендации по реализации
культурно-просветительской функции на региональном телевидении 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 106


Сегодня телевидение продолжает быть проводником культурно-просветительской функции, источником
распространения общечеловеческих ценностей.
Региональное телевидение, в свою очередь, формирует социально-культурное пространство и влияет на сохранение национальных традиций.
Одна из первых задач телевидения в целом, как писал Р. А. Борецкий, влияние на рост культурного уровня народа. Функция — приобщить широкие и разнообразные слои общества к тому, что для них было как недоступным, так ещё и не открытым. Таким образом, тема исследования «Концепция и специфика передач ГТРК "Башкортостан" на канале "Россия К"» посвящена тому, как региональное телевидение формирует социально-культурное пространство.
Актуальность темы обусловлена тем, что в 2019 году Башкортостан отмечал два юбилея: республики и писателя Мустая Карима. Исторические даты праздновались не только в Башкирии, но и в масштабах страны. Так, например, вышла в прокат военная драма «Сестрёнка», приуроченная к 100- летию народного поэта. Работу отметили наградами на нескольких кинофестивалях. Также ГТРК «Башкортостан» выложила в свободный доступ архивные материалы из Золотого фонда телерадиокомпании («Любимый город. Мустай Карим», «Этапы жизни. Мустай Карим», «Листает памяти рука... Мустай Карим», «Один день: Мустай Карим.
Наш на все 100!», «Один день: Мустай Карим. Интервью, которого никогда не было», «Звание твоё. Мустай Карим», «Ашка дар. Мустай Карим», «Я по земле иду. Мустай Карим», «Подвиг хлебороба. Мустай Карим»).
Исследование концепции и специфики передач ГТРК «Башкортостан» на телеканале «Россия К» через рассмотрение функций журналистики в условиях глобализации, выявление особенностей передач узкой направленности и проблем, связанных с формированием регионального вещания в современных условиях, видится нам важным, так как, по данным источника «Отраслевой доклад 2018» , можно заметить, что рекреативная и культурно-просветительская функции сегодня поменялись местами: развлекательный блок — художественные фильмы, сериалы, развлекательные программы — занимает первое место. Исходя из этих данных, необходимо выявить, каким образом можно вернуть начальные позиции культурно¬просветительской функции через вещание на региональном телевидении.
Объектом исследования выступают проекты телеканала «Россия К Башкортостан».
Предметом исследования является специфика формирования концепции региональных проектов и формы представления краеведческой информации на телеканале «Россия К Башкортостан».
Цель — проведение комплексного исследования проектов телеканала «Россия К Башкортостан» с целью определения особенностей концепции и подачи информации.
Задачи исследования состоят в следующем:
• определить, как трансформировались функции журналистики в современном мире;
• обозначить место культурно-просветительской функции на отечественном телевидении;
• выявить особенности проектов телеканала «Россия К Башкортостан»;
• разработать практические рекомендации по внедрению культурно-просветительской функции на региональном телевидении.
Степень изученности темы. Функциональный подход к анализу масс-медиа впервые был предложен Ч. Р. Миллсом в учебнике по теории массовых коммуникаций. Позже функции журналистики рассматривали немецкий социолог Н. Луман, американский исследователь Д. Гербнер и другие западные ученые. Представители отечественной науки также формировали свои подходы к этому вопросу: например, Б. А. Грушин, Б. М. Фирсов, Г. И. Хмара, Ю. А. Шерковин. Теоретическими представлениями о функциях журналистики занимались и такие исследователи, как Е. В. Ахмадулин, С. Г. Корконосенко, Т. В. Науменко, Г. Першке,
Е. П. Прохоров, В. Л. Цвик, Л. Н. Федотова, И. Д. Фомичева и другие. Интересующую нас функцию — просветительскую — Е. П. Прохоров называл культуроформирующей и подчёркивал, что журналистика должна давать образцы ценностей и языкового оформления. В. Л. Цвик добавил к названию принадлежность к культуре и назвал функцию культурно-просветительской, которая наиболее ярко проявляется на телеэкранах. С. Г. Корконосенко считает главным смыслом этой функции напоминание о вечных ценностях, культурных произведениях.
Также интересна в контексте нашего научного исследования монография Н. С. Гегеловой «Культурная миссия телевидения», в которой изучается деятельность советского и постсоветского телевидения в аспекте реализации им культурно-просветительской миссии в обществе. Автором анализируется современное состояние российского телевидения в статье «Культурно¬просветительская миссия российского ТВ: пути оптимизации». Н. С. Гегелова приходит к выводу о том, что на федеральных телевизионных каналах ещё не создана эффективная система культурно-просветительской вещания. Исследователю принадлежат и такие статьи, как «Язык и стиль телевизионных программ в аспекте культурно¬просветительской миссии ТВ», «Культурно-просветительская роль телеканала "Россия К"». Тезаурусный анализ социокультурного конструирования происходящего и роли телевидения в этом пространстве проводит М. В. Луков в работе «Социокультурное конструирование происходящего». Анализируется состояние художественного телевидения в современной России в работе «Художественные программы на телевидении» М. А. Мясниковой. Также она исследует практический опыт и современные теоретические подходы к осмыслению профессии, связанной с освещением в СМИ крупных событий культурной жизни в учебном пособии «Путь 
в профессию через фестивальный экран: арт-критика, культурная журналистика, телепублицистика, экранная
Сущность и функции телевидения как мировой культуры рассматриваются работе «Культурология телевидения:
основы истории мировой и российской культуры». Проблемам изучения эстетики современного телевидения посвящена
«Эстетические установки и
возможности телеканала «Культура» как
средства массового просвещения населения, опирающегося в своей деятельности на духовно-нравственные ценности и традиции отечественной культуры в статье О. Роженцовой «Телеканал "Культура" — современная модель просветительского ТВ».
Современные тенденции развития региональных эфирных полновещательных телеканалов рассматривает
А. В. Вырковский в монографии «Региональное телевидение России на пороге цифровой эпохи». Эти вопросы освещаются Ю. М. Ершовым в работе «Телевидение регионов в поисках моделей развития». Работа индонезийской исследовательницы С. Д. Н. Хенни «Модернизация регионального телевидения. Малые города в проекте "Интерньюс-Россия"» посвящена организации городского и районного телевидения России. В учебном пособии, отражающем специфику деятельности тележурналиста на региональном уровне, Н. В. Зверевой «Тележурналистам из регионов: ответы на ваши вопросы» рассматриваются различные по степени сложности вопросы профессионального ремесла. Методические рекомендации по изучению регионального телевидения России приведены в работе «История регионального телевидения России», составленной Р. В. Даутовой. Изучается развитие регионального телевидения в монографии А. А. Данилова «Телевидение в регионах России: история и современность». Функционирование местного телевидения рассматривается в работе Н. И. Дворецкой «Телевидение. Время местное».
Проблема исследования заключается в том, что сегодня культурно-просветительская функция сдала свои позиции: первое место, по данным «Отраслевого доклада- 2018», занимают передачи развлекательного характера. Поэтому важно, по нашему мнению, выявить, каким образом региональное телевидение может выполнять культурно-просветительскую функцию. Ведь оно способно осуществлять её в полной мере, так как одним из его достоинств является близость к зрителю.
Основными методами исследования являются общенаучные: такие, как анализ литературы, изучение и обобщение сведений, сравнение, синтез, классифицирование, и эмпирические: такие, как измерение, анкетирование, интервьюирование.
Гипотеза работы заключается в следующем: проекты телеканала «Россия К Башкортостан» могут выступать в качестве источника популяризации культурных ценностей с целью создания в обществе насыщенной духовной среды, интеллектуального и нравственного совершенствования человека за счёт передач краеведческой направленности, выполняя вместе с тем информационную, интегративную, социально-управленческую, образовательную, рекреативную функции, в системе которых лидирует культурно-просветительская миссия журналистики.
Теоретической базой исследования являются работы, в которых учёные рассматривают такой мировой феномен, как глобализация (Т. Левитт, Ю. В. Яковец, А. И. Уткин, Питер Л. Бергер, Терхи Рантаген и другие). В данном контексте интересны аспекты трансформации функций журналистики и телевидения в современном мире (Е. П. Прохоров, Я. Н. Засурский, С. И. Сметанина, Е. В. Ахмадулин, Е. Л. Вартанова, В. Т. Третьяков, О. Н. Савинова, И. Н. Блохин, Ю. В. Шемелина, М. Б. Боков, И. М. Дзялошинский, М. В. Шкондин, Е. В. Выровцева, Н. А. Федотова, У. Стивенсон, Д. Белл, К. Л. Воскобойник,
А. О. Князев, С. Н. Ильченко, А. С. Анохин и другие). Также необходимы теоретические исследования о месте культурно-просветительской функции на отечественном телевидении
(Н. В. Шеляпин, Э. М. Куртиева, И. В. Ерофеев,
Н. С. Гегелова, Э. Ефимов и другие).
Эмпирическим материалом исследования служат телевизионные передачи, созданные на телеканале «Россия К Башкортостан» в 2016-2019 годах. А именно: рубрики «Династии», «Открытый урок», «Из фонда ГТРК "Башкортостан"», «Хронограф», «Реликвия», «Музред», «Культурный сезон», «Прогулки по Уфе». Всего проанализировано 110 телевизионных работ: «Династия Абушахмановых», «Династия Шамсутдиновых», «Династия Амировых», «Аркаим», «Славяне», «Становление древнерусского княжества», «Княгиня Ольга», «Крещение Руси», «От Ярослава Мудрого до Мономаха», «Междоусобица», «Татаро-монгольское иго», «Татаро-монгольское иго II», «Правление Ивана III», «Иван Грозный», «Великая отечественная война», «Основание Уфы», «ГААНТ им. Гаскарова "Баик"», «ГААНТ им. Гаскарова "Семь девушек"», «ГААНТ им. Гаскарова "Загида"», «ГААНТ им. Гаскарова "Дружба"», «ГААНТ им. Гаскарова "Сэкэн"», «НСО РБ, "Фатима"», «НСО РБ, "Старые часы"», «Красный паша», «БГАТД им. М. Гафури, "Бибинур, ах, Бибинур!», «Неотосланные письма», «БГАТД им. М. Гафури, "Похищение девушки", 1», «БГАТД им. М. Гафури, "Похищеие девушки", 2», «БГАТД им. М. Гафури, "Близнецы"», «Ансамбль Бахти Гайсина, Фантазия на темы», «Бану Валеева, Соловей», «Геннадий Родионов, Очи чёрные», «Хабир Галимов, Былбылым», «Фидан Гафаров, Зимний романс», «З. Исмагилов и Х. Галимов», «Композитор Камиль Рахимов», «Магафур Химатуллин в годы преподавания в Институте искусств», «Талгат Сагитов», «Белебей, 1979», «Мустай Карим о памятнике Салавату Юлаеву», «История "Радио России Башкортостан"», «Белорецк, 1979», «Салават, 1964», «Матч "Салавата Юлаева" и "Ижстали" 1977», «Промо-1», «Промо-2», «Промо-3», «Башкирский хореографический колледж имени Рудольфа Нуреева», «Телецентр», «Башкирский государственный театр кукол», «БГУ», «Улица Карла Маркса», «Улица Карла Маркса-2», «Улица Пушкина», «Памятник Салавату Юлаеву», «Нуреев», «Камни лета», «Когда звучит тотрот пуч», «Святочные забавы», «Русская свадьба», «Серебристые тополя Вальдгейма», «Живая вода», «Беларусские музыки», «Цыгане», «Удмуртская пасха», «Ятаган», «Дарбуга», «Ситар», «Кубыз», «Кыл кубыз», «Думбыра», «Зурна», «Дудук», «Узляу», «Моринхур», «Мандолина», «Церковный хор», «Домра», «Волынка», «Гобой», «Колесная лира», «Флейта», «Клавишные гусли», «Контрабас», «Пила», «Капова пещера», «Горно-заводское прошлое Южного Урала», «Иремель», «Абзелиловский район», «Сплав по реке Белой», «Павловка», «Дикий мёд», «Дикий мёд-2», «Шульган Таш. Живопись эпохи Палеолита», «Италия, Апулия», «Абзелиловский район», «Природный парк Иремель», «Заповедник Шульган Таш. Зимний сплав по реке Белой», «Геленджик», «Калмыкия», «Интервью с Николаем Козыревым», «Баймакский район», «Над Южным Уралом на воздушном шаре», «Павловка», «Осень. Сплав. Белая», «Хутор Мельница, Белорецкий район», «Театры», «Спорт», «Музеи», «Уфа историческая», «Прогулки по Уфе» с Ингой Юмашевой.
Научная новизна магистерской диссертации заключается в том, что в исследовательской работе рассмотрен вопрос регионального телевидения в новых условиях и сделана попытка предложить иные способы по реализации культурно-просветительской функции на региональном телевидении.
Практическая значимость — результаты исследования могут быть внедрены в региональные телевизионные редакции, могут использоваться в преподавании и способствовать более успешному овладению профессиональными знаниями и умениями в сфере журналистики.
Апробация исследования:
1. Историческое краеведение как способ телевизионного исследования (на примере проекта ГТРК «Башкортостан» «Хронограф»). Материалы международной конференции «Медиа в современном мире. Молодые исследователи», СПбГУ, 2017.
2. Роль регионального телевидения в популяризации краеведческой информации. Материалы международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов», МГУ, 2020.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью данного исследования выступило проведение комплексного исследования проектов телеканала «Россия К Башкортостан» с целью определения особенностей концепции и подачи информации.
Для достижения этой цели необходимо было решить следующие задачи: определить, как трансформировались функции журналистики в современном мире; обозначить место культурно-просветительской функции на отечественном телевидении; выявить особенности проектов телеканала «Россия К Башкортостан»; разработать практические рекомендации по внедрению культурно¬просветительской функции на региональном телевидении.
В результате выполнения данных задач можно выявить следующие итоги.
В условиях глобализации изменяются значение функций журналистики, отношение к ним и в аудитории СМИ, и в самом профессиональном сообществе. Так, в эпоху Просвещения складывается представление о том, что общество совершенствуется, создаётся «образ журналиста» в единстве его профессионально-типологических
характеристик. Но события, которые происходят во второй половине XIX века: колониальные войны, превращение достижений науки и техники, инструменты уничтожения человека, и особенно в XX веке: мировые войны, нищета, социальное расслоение в мировом масштабе, вносят значительные коррективы.
Эволюция представлений о социальном прогрессе непосредственно отразилось на журналистике, в которой стали доминировать ориентации на выполнение критической, информативной и развлекательных функциях. В журналистику проникли игровое отношение к действительности, эклектика и мозаичность в подаче информации.
Трансформация информационной функции заключается в том, что она часто заменяется функцией селекции, испытывает процесс аберрации. Телевидение в погоне за рейтингом на первый план выносит негативную информацию, нежели позитивную повестку дня, стремится отражать ненормативные явления в общественной жизни, является «индикатором» социума.
Для продуктивного выполнения исходной функции журналистики — коммуникативной — актуальным для профессионального творчества становится умелое освоение инфосферы, очищение её от шумов, выявление социальных приоритетов, адаптация к ней реципиентов. Исходя из формулы К. Шеннона , при передаче информации
усиливаются помехи. То есть неусвоенная аудиторией информация воспринимается как шум и вызывает либо индифферентную, либо неприязненную реакцию. Глобализация информационного пространства влияет на роль журналиста в качестве коммуникатора. Аудитория может создавать удобную для себя параллельную действительность, получая разнообразную информацию из неограниченного числа источников, из-за чего происходит перенасыщенность миром информации, что, в свою очередь, негативно сказывается на психике человека. Актуальную информацию легче получать и воспринимать с помощью телевидения: не нужно тратить время и усилие на чтение, брать на себя ответственность за выбор источника и отбор информации. На разных исторических отрезках значение одного из факторов эволюционного развития. Определяющим в глобальной трансформации телевидения являются технологические изменения, которые одновременно увеличивают значение контента и снижают роль канала его доставки до потребителя. Если представить традиционную модель телевидения схематически, она будет выглядеть следующим образом: производитель — канал — оператор — частота — телевизор — потребитель. Сегодня привычная схема трансформируется и, благодаря развитию ОТТ-платформ и возможности получать телевизионный контент на другие устройства, приобретает следующий вид: производитель — платформа дистрибуции — интернет — устройство — потребитель. Интернет и телевизор могут эффективно дополнять друг друга, существенно расширяя возможности телеканалов и производителей контента по взаимодействию с аудиторией. При этом телевидение выступает в качестве основного поставщика контента, а компьютер или же мобильные устройства, подключенные к Интернету - в качестве вспомогательного. Коммуникативная функция сдвоенной модели телепотребления («second screen», «второй экран») делает еще более значимым фактор одномоментности просмотра: люди испытывают чувство сопричастности от осознания того, что в данный момент являются зрителями одного и того же события.
К функциональным возможностям «second screen» добавляются интерактивные возможности телевидения: от предоставления с их помощью дополнительного контента зрителю до ставших уже обыденными функций голосования. Таким образом, увеличивается интерактивный потенциал телевидения, который позволяет совмещать телевизионное смотрение с пользовательской активностью в Интернет- пространстве.
С помощью интерактивных возможностей выполняется сегодня и социально-педагогическая (управленческая) функция телевидения. Тем самым, идёт в ход понятие «четвёртой власти», когда кроме «давления» на социальные институты общественного мнения, осуществляется и прямое воздействие на них. Сегодня её выполнение подразумевает прямую вовлеченность в ту или иную систему воздействия на население, на пропаганду определенного образа жизни с соответствующим набором политических, моральных и духовных ценностей. Стоит отметить и феномен «инфотейнмента» — соединения развлечения и информации, который также эффективно воздействует на аудиторию.
Рекреативная (функция релаксации) часто носит познавательный характер. Именно карнавальность, которую можно заметить в телевизионном вещании, способствует социально-психологической разрядке и гармонизации общества. Мы потеряли часть аудитории, думаю, что, к сожалению, наиболее активной и интеллектуальной. Во многом это произошло вследствие ориентации телевидения на существующие в стране медиаизмерения. С одной стороны, они не являются корректными, с другой — ориентация на среднюю часть аудитории приводит к потере, что называется, продвинутых зрителей. Главная тенденция — это отсутствие в телевизионном программировании и в системе отношений с аудиторией новых идей и радикальных изменений. Доминирующей в медийной практике становится экономическая функция. Налицо возрастание экспансии коммерческих интересов при ослаблении просветительской и воспитательной миссии прессы.
Тотальная информатизация влияет и на роль журналистики как интеллектуального посредника в системе массовой социокультурной коммуникации. Глобализация провоцирует общую повестку дня мировых СМИ, потерю национально-информационной независимости, а образы и ценности средств массовой информации становятся синтетичны и гибридны: аудитория впитывает содержание, а не определённый смысл. Ценностные ориентиры представляют более широкий спектр: рекламность, конкурентоспособность, сенсационность, увлекательность. СМИ претерпели и претерпевают существенные изменения: от авторитарной модели в 90-е годы через формирование корпоративной журналистики, усиление роли медиамагнатов до развития коммерческой журналистики и коммерциализации СМИ в целом. Таким образом, одной стороны, многие СМИ рассчитаны на самые разнообразные вкусы аудитории, с другой, рыночными отношениями представлены не все сегменты. Так, социально-культурные типы не приносят прибыли и нуждаются в поддержке.
Культурно-просветительская функция внедряет в жизнь людей культурные инновации, делает культуру доступной для самых широких кругов. Но просветительские программы исчезают из сетки вещания каналов, полностью осваиваясь лишь на тематических. Культуру заставляют играть в современные игры, упоминая о том, что просветительский контент не пользуется спросом зрителей, а телеканалам нужны рейтинги, от которых зависит объём привлечённой рекламы. Но телевидение имеет такие технические возможности, которые могут сплачивать и развивать общество.
В эпоху глобализации появляется ещё одна тенденция — феномен массовой культуры, который обладает такими отрицательными качествами, как гомогенизация культуры, обращённость к однообразию и низшим образцам. Это может привести к информационной энтропии и к застою в духовной жизни общества. Таким образом, происходит «тривиализация» классических произведений: они превращаются в развлекательные и бездумные шоу. За счёт навязчивой рекламы и отсутствия интеллектуального напряжения при восприятии её произведений возникает потребительская психология. Назревает следующий вопрос, не идти на повод у массового вкуса.
Позиции культурно-просветительской функции в современном мире снизились. Кроме этого, мы можем наблюдать, что культура на телевидении, пересекаясь с развлечением, претерпевает деградацию. Телевизионные форматы, которые требуют эстетической подготовленности зрителя, в прайм-тайм не показываются, исчезли из сетки всех каналов телеспектакли по классической драматургии, классическая и народная музыка. Также прослеживается обратная сторона создания такого телеканала, как «Культура». С одной стороны, это государственный канал, направленный на просвещение. Но, с другой, с его появлением из других каналов исчезли произведения и темы, которые касаются культуры.
Во-первых, развитие средств массовой информации и коммуникации привело к расширению сегмента массовой культуры. Чтобы привлечь больше аудитории, эстетическая планка падает: пошлый юмор, эротика, скандалы — то, чем заманивают людей. Во-вторых, такое течение, как постмодернизм изменил характер творчества многих авторов, которые стали использовать иронию по отношению ко времени. В игровом кино и документалистике стали смешиваться жанры и стили (докьюментари, докудрама, мокьюментари, докуфикшен, анимадок). В-третьих, сработал закон минимизации усилий: проще снять очередное ток-шоу, чем проблемную телепередачу. В-четвертых, на место культурно-просветительской функции на телевидение оказало влияние изменение технологий. С одной стороны, цифровые технологии позволили создавать удивительное фантазийное пространство на экране, а с другой, упростился, убыстрился и удешевился съёмочный процесс — это сказалось на качестве аудиовизуального продукта.
Таким образом, телевидение как сложная система массовой коммуникации призвано выполнять в обществе чрезвычайно важные функции. В блоках — культурно-информационные передачи культурно-публицистические передачи, важнейшей функцией телевидения является культурно-образовательная (просветительская), которая возвращает нас к культуре личного контакта и диалоговому характеру. Особую роль играет функция по регулированию социокультурных процессов. Телевидение формирует политическую культуру, оказывает влияние на культуру экономических отношений как с помощью информационных и публицистических передач, так и через рекламу. Телевидение играет важную роль в регулировании межличностных, культурно-нравственных отношений. В блоке — художественные передачи, выполняются репродуктивно-коммуникативная и творчески-эстетическая функции. Всю большую значимость приобретают культурно¬развлекательная и рекреационная функции.
В России появляется, по определению А. С. Фролова, опасная тенденция развития «химерического общества». Нам навязывают цивилизацию, ценности которой уходят в культуру чужой страны. Отсюда проблема расслоения российского человека. Но проблема решаема.
Так, одним из достоинств регионального вещания является близость к зрителю. А от знания своей аудитории напрямую зависит работа тележурналиста. В силу специфики и особого положения регионального телевидения, возникают такие преимущества, как возможность разговаривать со зрителем более доверительно, устанавливать личную
дистанцию; погружение в ту среду, о которой и для которой он готовит передачу; иметь особую поддержку и любовь населения тем, кто ведёт настоящую журналистскую работу; находить потрясающих героев и экспертов. Поспособствовать глубокой реализации культурно-просветительской миссии телевидения могут региональные проекты на краеведческую тему.
Для того, чтобы выявить степень представленности культурно-просветительской функции на региональном телевидении, мы исследовали 8 рубрик, созданных ГТРК «Россия К Башкортостан», в которых проанализировали 110 сюжетов. Одна из особенностей передач — краеведческая направленность. Программы популяризируют такую информацию благодаря объекту, на который они направлены: в нашем случае большинство ориентировано на историю общества — на культурную и духовную жизнь, творческую деятельность населения. В случае, когда рубрика направлена на историю природы, в передачах изучаются все элементы природы, естественные процессы в её жизни, некоторые из которых частично обусловлены человеческой деятельностью.
Ориентируясь на все рубрики, которые мы исследовали, можно заключить, что передачи, созданные телеканалом «Россия К Башкортостан», выполняют такие журналистские функции, как: информационная, культурно-просветительская, интегративная, социально-управленческая, образовательная, рекреативная. Заметим, что они выполняются не по отдельности, а в комплексе. Так, частично возникает информационная функция: когда автор сообщает событиях, происходящих в республике. Интегративная функция объединяет: созданные рубрики направлены на жителей всей республики, следовательно, они могут быть интересны местному населению. Социально-управленческая возникает тогда, когда речь идёт о том, что наслаждаться природой реально в пределах Башкирии: природы, национальное многообразие и т.п. — есть пропаганда того, чтобы путешествовать по республике. Образовательная функция явно видна в рубрике «Открытый урок», которая показана в формате лекции. Можем отметить функцию релаксации: например, в рубрике о путешествиях «Культурный сезон». Но лидирует культурно-просветительская функция: она содержится во всех рубриках.
Хронометраж сюжетов о культурном наследии может быть выбран абсолютно любой: он зависит жанра, в котором подаётся информация, а также от темы. Объектами краеведения могут быть такие категории, как «история общества», которая чаще всего присутствует в сюжетах «России К Башкортостан», «история природы», «история общества и история природы». В большинстве случаев передачи выполняют такие краеведческие функции, как просветительская, комментирующая и ориентирующая. По фиксации реальности работы выполняются в художественно-публицистических жанрах, используя монологовые и синтетические тележанры по каналу восприятия. В равной степени представлены такие виды интервью, как интервью- диалог, интервью-монолог, интервью-зарисовка. По содержанию и по динамике можно используются все виды стендапов. В качестве героев можно увидеть народных артистов, режиссёров, общественных деятелей, музыкантов, местных жителей. В качестве экспертов привлекаются краеведы, историки, художники, кузнецы, научные сотрудники.
При формировании ценностных отношений в процессе краеведческой работы на 100% выполняется просветительская функция, большое значение отдаётся комментирующей и ориентирующей, 34% отдаётся демаскировочной, а стимулирующая раскрывается всего на 18%. Стоит отметить, что один проект — не значит одна функция: передача включает себя комплексное сочетание.
Что касается формы подачи сюжетов: предпочтение отдаётся художественно-публицистическим жанрам (76%), выполненным, в большинстве случаев, в монологовых (44%) и синтетических (55%) тележанрах (по каналу восприятия и общения). Авторы включают в передачи разные виды интервью: интервью-диалог, интервью-монолог, интервью- зарисовка. Также используется коллективное интервью, но редко (9%). Для достоверности информации, наглядности и привлечения телезрителя в рубриках присутствуют стендапы. Чаще всего это стендап-показ (по содержанию) и статичный стендап и стендап-проходка (по динамике).
Авторы обращаются к мнению экспертов. Среди таких людей можно увидеть краеведов, историков, фольклористов, композиторов, журналистов. Также в передачах присутствуют герои. Например, народные артисты, режиссёры, музыканты, художники, местные жители. Но, несмотря на то, что проекты продуманы, качественно и профессионально сделаны, молодёжной аудитории они мало
знакомы (61% телезрителей из проведённого нами опроса не слышали о проектах «Россия К Башкортостан»).
Сегодня потребление телевизионного контента стало более диверсифицированным как с точки зрения источников, так и с точки зрения устройств. Таким образом, одна из задач участников медийного рынка — достигать аудиторию на любой платформе, где бы она в данный момент не находилась. В настоящее время должен создаваться телевизионный продукт, который будет пригоден для размещения на всевозможных ресурсах — на сайте, в социальных сетях, мессенджерах, то есть не для конкретного канала коммуникации, а в расчёте на мультиканальную дистрибуцию. То есть таким образом, чтобы аудитория могла смотреть материал там, где удобно это сделать в данный момент.
Исходя из проведённого опроса, мы выяснили, что аудитория интересуется культурно-просветительским контентом, но ждёт новые формы, в которых такая информация будет подаваться. Стоит отметить, что Интернет- телевидение с такими современными формами Интернет- вещания, как интерактивность, способность к архивации информации, появление Интернет-форматов, не выводит его на первое место, по отношению к традиционному телевидению оно остаётся вторичным, дублируя, в большинстве случаев, традиционный эфир. Но у Интернет- телевидения есть большой потенциал, а возможности онлайн- вещания, выход в прямой эфир, появление других инноваций смогут более эффективно осуществлять культурно¬просветительскую миссию телевидения.
СМИ является средством воспитания современного человека. Одной из задач журналистики становится устремление в сферу нравственных ценностей. Таким образом, актуальным является формирование единой национальной информационной политики, которая будет учитывать и ментальность нации, и самобытное многообразие этносов и поможет обеспечить национальные интересы России в информационной среде. В связи с этим требуется увеличение авторских журналистских программ, которые будут направлены в сторону развития интеллектуального телевидения, которые заключают в себе культурно-просветительскую ценность и ориентированы на многообразную аудиторию. Необходимо расширить спектр познавательных, образовательных программ, обогащающих зрителей новыми знаниями. Возрождение авторской журналистики должно стать приоритетным направлением в телевизионной работе.
Телевидение сегодня — важнейший компонент общей системы культуры человека. Оно — явление полифункциональное, которое влияет на распространение, трансляцию, репродуцирование культурных ценностей, создаёт новые, специфические произведения. Но культурно-просветительская функция сдаёт свои позиции и в сетке вещания телеканалов присутствует крайне редко. Учитывая результаты исследования, в региональных проектах, созданных каналом «Россия К Башкортостан», преобладает краеведческая тема. Таким образом, чтобы внедрить культурно-просветительскую функцию через региональное телевидение, можно воспользоваться опытом коллег и сделать акцент на этой теме, рассмотрев её с разных ракурсов. Например, ориентируясь на культурную, духовную жизнь, творческую деятельность населения, или рассказывая о природных богатствах того или иного региона.
Назрела необходимость создавать передачи, которые будут проявлять постоянную заботу о зрителях, рассказывать о духовных ценностях и национальных культурах России и покажут многообразие жизни человека.
Журналистика — это часть культуры. Журналистика проясняет жизнь. Она ее отображает и напрямую связана с действительностью. Но сегодня мы находимся в тесной связи с технологиями. А вопрос культуры уходит на второй план. Но роль журналиста в качестве коммуникатора должна нести нравственное начало, стремиться к взаимопониманию людей. Степень реализации этой цели зависит от личностных свойств журналиста. Одна из сверхзадач журналистского творчества — коренное преобразование человеческой личности, её философской, политической, духовной, нравственной, физической культуры, коэволюции человека и природы.



1. Династии // Проекты ГТРК Башкортостан — официальный сайт [Электронный ресурс] // URL: https://gtrk.tv/proekty/dinastii (дата обращения: 20.03.2020).
2. Из фонда ГТРК Башкортостан // Проекты ГТРК
Башкортостан — официальный сайт [Электронный ресурс] // URL: https://gtrk.tv/proekty/fond-gtrk-
bashkortostan (дата обращения: 20.03.2020).
3. Культурный сезон // Проекты ГТРК Башкортостан — официальный сайт [Электронный ресурс] // URL: https://gtrk.tv/proekty/kulturnyy-sezon (дата обращения: 20.03.2020).
4. Музред // Проекты ГТРК Башкортостан — официальный сайт [Электронный ресурс] // URL: https://gtrk.tv/proekty/ muzred (дата обращения: 20.03.2020).
5. Проекты ГТРК Башкортостан — официальный сайт
[Электронный ресурс] // URL:
https://gtrk.tv/proekty/otkrytyy-urok (дата обращения: 20.03.2020).
6. Прогулки по Уфе // Проекты ГТРК Башкортостан — официальный сайт [Электронный ресурс] // URL: https://gtrk.tv/proekty/progulki-ufe (дата обращения: 20.03.2020).
7. Реликвия // Проекты ГТРК Башкортостан — официальный сайт [Электронный ресурс] // URL: https://gtrk.tv/proekty/relikviya (дата обращения: 20.03.2020).
8. Хронограф // Проекты ГТРК Башкортостан — официальный сайт [Электронный ресурс] // URL: https://gtrk.tv/proekty/hronograf (дата обращения: 20.03.2020).
Литература
1. Анохин П. К. Стратегии и способы психологического воздействия на аудиторию (на примере передачи «Человек и закон»).
2. Ахмадулин Е. В. Основы теории журналистики : учебник и практикум для академического бакалавриата / М.: Издательство Юрайт, 2016. [Электронный ресурс] // URL: https://static. my-shop. ru/product/pdf/238/2375008.pdf (дата обращения: 17.12.2019).
3. Бикчурин А. С. Мы учились ходить по земле на Уфимских улицах... // О Рудольфе Нуриеве. Башкирский хореографический колледж, 1998. [Электронный ресурс] // URL: http://nureevacademy.ru/o_nas/rudolf_nureev.html (дата обращения: 17.12.2019).
4. Биография Рудольфа Нуриева // РИА Новости. Россия
Сегодня, 2013. [Электронный ресурс] // URL: https://ria.ru/spravka/20130317/927499379. html (дата
обращения: 17.12.2019).
5. Блохин И. Н. Интегративные функции журналистики в
структуре национальных отношений, 2013. [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/integrativnye-funktsii- zhurnalistiki-v-strukture-natsionalnyh-otnosheniy/viewer (дата обращения: 01.09.2015).
6. Боков М. Б. Коммуникативная функция
СМИ [Электронный ресурс] // URL:
https://wciom. ru/fileadmin/file/monitoring/2009/93/2009_5% 20(93)_4_bokov.pdf (дата обращения: 17.12.2019).
7. Борецкий Р. А. Начало. К истории ТВ: выпавшее звено, или моё забытое телевидение / Москва, 2010.
[Электронный ресурс] // URL:
http://www.tvmuseum.ru/attach.asp?a_no=8417 (дата обращения: 17.12.2019).
8. Вартанова Е. Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. М.: МедиаМир, 2013.
— 280 с.
9. Ворошилов В. В. Журналистика / Учебник. 2-е издание.
— СПб, Изд-во Михайлова В.А., 2000. [Электронный ресурс] // URL: https://scicenter.online/jurnalistika-smi- uchebniki-scicenter/jurnalistika-uchebnik-izdanie-spbizd- mihaylova.html (дата обращения: 17.12.2019)
10. Выровцева Е. В. Художественная культура как объект исследования в современной журналистике // Средства массовой информации в современном мире / отв. ред.-сост. С.Г. Корконосенко. СПб.: С.-Петерб. гос. ун.-т, 2014. С. 172-176.
11. Дзялошинский И. М. Российский журналист в
посттоталитарную эпоху. Некоторые особенности личности и профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // URL: http://www.dzyalosh.ru/01- comm/books/russ-jornal/p-bib-russ-jorn.html (дата
обращения: 17.12.2019).
12. Емелин В. Постиндустриальное общество и культура постмодерна [Электронный ресурс] // URL: https://studfile.net/preview/2709292/ (дата обращения:
17.12.2019) .
13. Емельянов Ю. В. Марксизм-ленизм и историческое мышление / Вып. 1 (72), 2013. [Электронный ресурс] //
URL: https://www.politpros. com/j ournal/read/?
ID=1763&journal=132 (дата обращения: 17.12.2019).
14. Ерофеев И. В. Российская духовная система ценностей в контексте современных СМИ. — 240 с.
15. Есин Б. И. История русской журналистики XIX века / Учебник для студентов вузов. — 3-е изд., испр. М., изд- во МГУ, 2008. — 304 с.
16. Есин Б. И. История русской журналистики (1703-1917) / Учебно-методичекий комплект. М, Флинта, Наука, 2000. [Электронный ресурс] // http://evartist.narod.ru/text4/01.htm (дата обращения:
17.12.2019) .
17. Ефимов Э. Два телевидения — две культуры / Телевидение вчера, сегодня, завтра. М., 1981. Вып. 1. С. 54.
18. Жирков Г. В. Эпоха Петра Великого: основание русской журналистики. С.-Петерб. гос. ун-т. — СПб.: Роза мира, 2003. — 202 с.
19. Зверева Н. В. Школа регионального
тележурналиста: Учеб. Пособие для студентов вузов / Н. В. Зверева. — М.: Аспект Пресс, 2004. — С. 85. — 320 с.
20. Ильченко С. Н. Система жанров отечественного
телевидения и её трансформация в условиях глобализации информационного пространства. [Электронный ресурс] // URL:
http://www.ipk.ru/ftpgetfile.php?id=134 (дата обращения:
17.12.2019) .
21. История театра // Башкирский государственный театр кукол. [Электронный ресурс] // URL: http://teatrkukol-ufa.ru/istoriya-teatra/ (дата обращения:
17.12.2019) .
22. Князев А. О. Основы тележурналистики и телерепортажа / Бишкек, КРСУ, 2001. [Электронный ресурс] // URL: http://evartist.narod.ru/text1/10.htm (дата обращения: 17.12.2019).
23. Комаровский В. С. Государственная Служба и
средства массовой информации (Курс лекций) / Воронеж. Издательство ВГУ, 2003. [Электронный ресурс] // URL: http ://kursach .com/biblio/0005001/000. htm (дата
обращения: 17.12.2019).
24. Корконосенко С. Г. Основы журналистики. М.: Аспект Пресс, 2009. [Электронный ресурс] // URL: https:// studfile.net/preview/7544457/ (дата обращения:
17.12.2019) .
25. Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А. Я.
Телевизионная журналистика [Электронный ресурс] // URL: http://evartist.narod.ru/text6/23.htm (дата
обращения: 17.12.2019).
26. Куртиева Э. М. Умберто Эко о феномене культуры //
Каспийский регион: политика, экономика, культура. Вып. 2 (51), 2017. [Электронный ресурс] // URL: http://kaspy.asu.edu.ru/files/2(51)/145-150.pdf (дата
обращения: 17.12.2019)
27. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности
журналиста. Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. [Электронный ресурс] // URL:
http://evartist.narod.ru/text6/39.htm (дата обращения:
17.12.2019) .
28. Ленин В. С чего начать? [Электронный ресурс] // URL: http://wpered.su/2016/09/17/gazeta-kak-kollektivnyj- organizator/ (дата обращения: 17.12.2019).
29. Литвинцев А. Э. Тенденции развития российского телевидения в условиях противостояния и взаимодействия мировых моделей вещания (на примере канала «Культура») [Электронный ресурс] // URL: http://evartist.narod.ru/text16/021.htm (дата обращения:
17.12.2019) .
30. Лихачёв Д. С. Краеведение как наука и как деятельность, 1989. — 2 с.
31. Ломоносов, М. В. Рассуждение об обязанностях журналистов [Электронный ресурс] // URL: http://lomonosov.niv.ru/lomonosov/nauka/po-fizike-i-himii- 1753-1765/science-11.htm (дата обращения: 17.12.2019).
32. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начала XIX века) / Юрий Лотман. — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус,
2017. — 608 с.
33. Онтологические функции журналистики и её
конкретно-исторические роли, 2016. [Электронный ресурс] // URL:
https://revolution.allbest.ru/j ournalism/00753891_0. html (дата обращения: 17.12.2019).
34. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М.: Издательство АСТ, 2002. — 509 с.
35. Отраслевой доклад 2018 [Электронный ресурс] //
URL: http://www.unkniga.ru/images/docs/2018/pressa-
2018. pdf (дата обращения: 17.12.2019).
36. Познер В. Зритель должен иметь возможность
выбирать, что ему смотреть [Электронный ресурс] // URL: vladimirpozner.ru/?p=258 (дата обращения:
17.12.2019) .
37. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики:
учебник для студентов вузов [Электронный ресурс] // URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1039102
(дата обращения: 17.12.2019).
38. Рейтинг СМИ Приволжского федерального округа
по цитируемости в соцмедиа // Brand Analytics, 2019. [Электронный ресурс]. URL:
https://br-analytics.ru/blog/volga-federal-region-massmedia- ratings/ (дата обращения: 04.12.2019).
39. Савинова О. Н. К вопросу о трансформации функций журналистики [Электронный ресурс] // URL: http://www.mediascope.ru/node/660 (дата обращения:
17.12.2019) .
40. Савинова О. Н. Трансформация медиасистемы в современных условиях: к вопросу аберрации функций СМИ. Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского, 2008. // URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/transformatsiya-mediasistemy-v-sovremennyh-usloviyah-k- voprosu-aberratsii-funktsiy-smi (дата обращения:
17.12.2019) .
41. Сафонова А. Л. Учебное телевидение и его применение в вузе: учебно-методическое пособие / Москва, Издательство Московского университета, 1986. — 73 с.
42. Свитич Л. Г. Введение в специальность: Профессия:
журналист: Учеб. пособие для студентов вузов / Л. Г. Свитич. — 2-е изд., испр. и доп. [Электронный ресурс] // URL: http://www.repetitfind.ru/Literature/subjects/Vvedenie-v- specialnost-Professiya-zhurnalist-Svitich.pdf (дата
обращения: 17.12.2019).
43. Слуцкий П. А. СМИ в эпоху информационной
перегрузки: социальная функция ориентации
[Электронный ресурс] // Вестник СПбГУ, 2008. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smi-v-epohu- informatsionnoy-peregruzki-sotsialnaya-funktsiya-orientatsii (дата обращения: 17.12.2019).
44. Сметанина С. И. Медиа-текст в системе культуры
[Электронный ресурс] // URL:
https://lenizdat.ru/articles/96747/ (дата обращения:
17.12.2019) .
45. Сосновская А. М. Социально-психологические
функции журналистики [Электронный ресурс] // СПбГУ, 1998. URL: https://infopedia.su/1xd7d.html (дата
обращения: 17.12.2019).
46. Средства массовой информации России: Учеб. пособие для студентов вузов / М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова, Е. Л. Вартанова и др.; под ред. Я. Н. Засурского. — 2-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2011. — 391 с.
47. Татаринова М. В., Завьялова Г. И. Учение Ортеги-и-
Гассета [Электронный ресурс] // URL: https://nauchforum.ru/studconf/social/vi/1714 (дата
обращения: 17.12.2019).
48. Тертычный А. А. Жанры периодической печати / Учеб. Пособ. [Электронный ресурс] // URL: http://evartist.narod.ru/text2/01.htm (дата обращения:
17.12.2019) .
49. Третьяков В. Т. Как стать знаменитым журналистом: Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики / Предисл.
С. А. Маркова. — М.: Ладомир, 2004. — 623 с.
50. Ущиповский С. Н. Российская историческая журналистика: учеб.-метод. пособие / С. Н. Ущиповский, О. С. Кругликова. — СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2012. — 166 с.
51. Федотова Л. Н. Социология массовых коммуникаций. Теория и практика : учебник для бакалавров / Л. Н. Федотова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2014 — 603 с. — Серия : Бакалавр. Базовый курс. [Электронный ресурс] // URL: https://clck.ru/NNBM2 (дата обращения: 17.12.2019).
52. Федотова Н. А. Рекреативные функции СМИ [Электронный ресурс] // URL: http://elib.bsu.by/bitstream/ 123456789/117529/1/Fedotova.pdf (дата обращения:
17.12.2019) .
53. Филиал ВГТРК ГТРК «Башкортостан» // Socialblade,
2019. [Электронный ресурс] // URL: https://socialblade.com/youtube/user/gtrkbashkortostan (дата обращения: 04.12.2019).
54. Филиал ВГТРК ГТРК «Башкортостан», перспективы // Socialblade, 2019. [Электронный ресурс] // URL: https:// socialblade.com/youtube/user/gtrkbashkortostan/futureproj ections (дата обращения: 04.12.2019).
55. Фомичева И. Д. Социология СМИ: Учеб. пособие для студентов вузов / И. Д. Фомичева. — М.: Аспект Пресс, 2007. — 335 с.
56. Фортунатов А. Н. Проблемы истории телевидения:
философский и культурологический подход [Электронный ресурс] // URL:
http://evartist.narod.ru/text12/90.htm (дата обращения:
17.12.2019) .
57. Хмара Г. И. Печать в системе массовых коммуникаций // Проблемы социологии печати. Вып. 1. Новосибирск, 1969. С. 188-189.
58. Шеляпин Н. В. Основные тенденции формирования эстетических установок современного телевидения [Электронный ресурс] // СПб, СПбГПУ, 2014. URL: http:// www.russcomm.ru/rca_biblio/sh/shelyapin.shtml (дата обращения: 17.12.2019).
59. Шемелина Ю. В. Объективность в информационно-аналитических текстах (на материалах британской качественной прессы) / Ю.В. Шемелина // Журналистика в 2004 году. СМИ в многополярном мире. Сборник материалов научно-практической конференции. — М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В Ломоносова, 2005. — С. 41-42.
60. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. М.: Иностранная литература, 1963. — 824 с.
61. Шестёркина Л. П. Специфика медиатекстов
общественно-значимого телепроекта в контексте культурно-просветительской функции телевидения [Электронный ресурс] // Гуманитарный вектор, 2016. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/16678228 (дата
обращения: 17.12.2019)
62. Шишкин Н. Э. Введение в теорию журналистики. — Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2004. — 167 с.
63. Шкондин М. В. Функциональная целостность медиасистемы [Электронный ресурс] // Известия БГУ, 2014. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/15545800 (дата обращения: 17.12.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ