Введение 3
Глава I. Правовой статус налогоплательщиков - физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью 6
§1 Понятие и виды налогоплательщиков - физических лиц 6
§2 Права и обязанности налогоплательщиков - физических лиц 10
Глава II. Налогообложение индивидуальных предпринимателей,
находящихся на общем режиме налогообложения 16
§1 Налог на доходы физических лиц, занимающихся
предпринимательской деятельностью 16
§2 Правовое регулирование отношений по взиманию поимущественных налогов с физических лиц 21
Глава III. Налогообложение индивидуальных предпринимателей, находящихся на специальных налоговых режимах налогообложения 28
§1 Система налогообложения для сельскохозяйственных
товаропроизводителей (ЕНС) 28
§2 Упрощенная система налогообложения 34
§3 Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (единый налог) 45
§4 Патентная система налогообложения 53
Заключение 61
Список нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы
Основная цель организации деятельности индивидуальных предпринимателей - развитие отдельных видов экономической деятельности на базе полученной прибыли. Исходя из этого, любой предприниматель должен стремиться к максимизации собственного дохода. Один из путей такой максимизации дохода - юридически обоснованная оптимизация системы налогообложения с целью снижения налоговой нагрузки на бизнес. Такая оптимизация возможна и способна уменьшить налоговые расходы индивидуальных предпринимателей в несколько раз, что позволит соответственно увеличить экономическую базу для развития действующего бизнеса и предложения новых и более качественных видов услуг.
Актуальность работы заключается в необходимости углубления теоретических исследований и практических разработок по налогообложению индивидуальных предпринимателей.
Индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Как показывает опыт стран с высокоразвитой экономикой, индивидуальные предприниматели, имеющие прямое отношение к малому бизнесу, - это базовая составляющая рыночного хозяйства.
Главными чертами индивидуального предпринимательства являются: деятельность в хозяйственной сфере с целью получения прибыли, экономическая свобода, инновационный характер, реализация товаров и услуг на рынке. Важная роль индивидуальных предпринимателей заключается в том, что они обеспечивают значительное количество новых рабочих мест, насыщают рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяют многочисленные нужды крупных предприятий, выпускают специальные товары и услуги.
Таким образом, развитие индивидуального предпринимательства в России является одним из важнейших направлений решения экономических и социальных проблем на федеральном и региональном уровне.
Развитие индивидуального предпринимательства в России тесно связано с реализацией политики его налогообложения. Определяя объём взимаемых налогов с субъектов - индивидуальных предпринимателей, государство оказывает воздействие на объем финансовых ресурсов, используемых данными субъектами, на простое или расширенное воспроизводство, на уровень занятости, а также на уровень поступлений налогов в бюджет. В этой связи изучение проблем налогообложения индивидуальных предпринимателей как одних из субъектов малого бизнеса позволяет проанализировать и оценить влияние налоговой политики государства на индивидуальных предпринимателей и на основе обобщения и анализа опыта налогообложения данных субъектов определить пути решения данных проблем.
Целью исследования является изучение проблем налогообложения индивидуального предпринимателя в России и выявление путей их решения.
В силу поставленной цели намечены главные задачи работы:
- проанализировать права и обязанности налогоплательщиков - физических лиц;
- изучить основные системы налогообложения индивидуального предпринимателя;
- рассмотреть практику применения общего режима налогообложения, специальных режимов налогообложения индивидуальных предпринимателей в РФ (упрощенной системы налогообложения, системы единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности), выявить их особенности, разработать направления их совершенствования;
Теоретической основой исследования послужили работы ведущих отечественных и зарубежных ученых и практических работников в области налогообложения индивидуальных предпринимателей - Андреева И.М., Злобиной Л.А., Дыбова А.И., Романовского М.В., Полторак А.Ф. и др. Основу исследования также составили часть 1 и 2 Налогового кодекса РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы РФ, нормативно-правовые документы министерств и ведомств, а также материалы судебной практики по вопросам применения индивидуальными предпринимателями общего режима налогообложения и специальных режимов налогообложения.
Исследование базируется на данных Федеральной налоговой службы Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Кемеровской области, Государственного комитета по статистике Российской Федерации. Также были использованные данные бухгалтерской и статистической отчетности индивидуального предпринимателя.
В заключении приводятся основные выводы по теоретической части исследования, результаты проведенного анализа налогообложения индивидуального предпринимателя, выявленные проблемы по теме исследования и пути их решения.
За прошедшие годы индивидуальные предприниматели постоянно сталкиваются со множеством проблем, которые заставляют их действовать сообразно складывающейся ситуацией и нередко вне правового поля, придумывать хитроумные схемы занижения налогов или вовсе ухода от их уплаты.
Индивидуальные предприниматели являются необходимыми и неотъемлемыми субъектами рынка. Субъекты индивидуального предпринимательства являются стабильным источником налоговых поступлений, важнейшим способом преодоления дотационности местных бюджетов.
Российским государством неоднократно применялись меры для развития индивидуального предпринимательства. Это отражается в ходе принятия в 1995 г. Федерального закона «О государственной поддержке предпринимательства РФ» и в 1996 г. Федерального закона «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малых предприятий». Однако, данные законы не проявили себя в полной мере и не обеспечили решения задач наиболее полного учета объектов обложения индивидуальных предпринимателей и малых предприятий. Очередным шагом для дальнейшего развития данного сектора рынка, а также логичным продолжением упрощенной системы налогообложения был закон «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности», принятый Государственной думой в 1998 г.
Применение вмененного налога в России, методика расчета налога не отличается гибкостью и не может учитывать всю совокупность факторов, влияющих на результаты финансовой деятельности хозяйствующих лиц. Поэтому вмененный налог должен носить временный характер.
Установленный законодательством Российской Федерации специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения предоставляет субъектам малого предпринимательства возможность снижения налогового бремени, упрощения учета и отчетности, сокращения документооборота.
Упрощенная система налогообложения обладает рядом преимуществ по сравнению с общим режимом. Так, например, ряд налогов, такие как налог на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей, налог на имущество физических лиц для индивидуальных предпринимателей, НДС заменяются единым налогом, с сохранением обязанности выплат страховых взносов в пенсионный фонд и оплаты больничных листов в предусмотренном порядке. Данное обстоятельство значительно упрощает ведение налогового учета и сдачи налоговой отчетности, так как обязанность вести налоговый учет и сдачу налоговой отчетности по каждому, указанному выше, налогу в отдельности заменяется необходимостью проведения указанных мероприятий только в отношении одного налога.
Несмотря на перечисленные выше недостатки, положительные стороны УСН значительно облегчают труд налогоплательщиков в области налогового и бухгалтерского учета, что делает упрощенную систему налогообложения привлекательной для субъектов малого бизнеса.
Действующая с 2003 года упрощенная система предоставляет налогоплательщику самостоятельный выбор объекта налогообложения, что делает возможным при прогнозе налогового бремени учесть специфику деятельности индивидуального предпринимателя. Такие налоговые прогнозы очень важны при планировании работы субъекта предпринимательства.
Данный вывод подтверждается практической частью настоящей работы, в которой проведен анализ систем налогообложения, применяемых действующим индивидуальным предпринимателем, проанализированы правовые аспекты налогообложения индивидуального предпринимателя, выявлены проблемы, встречающиеся при выборе систем налогообложения, и обозначены пути их решения.
В качестве основного пути максимизации прибыли в работе предложена юридически обоснованная оптимизация системы налогообложения с целью снижения налоговой нагрузки на бизнес. Такая оптимизация возможна, поскольку применяется конкретным индивидуальным предпринимателем, выбранным в качестве объекта исследования, и способна уменьшить налоговые расходы индивидуальных предпринимателей в несколько раз, что позволит соответственно увеличить экономическую базу для развития действующего бизнеса и предложения новых и более качественных видов услуг.
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст] // Российская газета. - 1993. - 25 декабря. - Собрание законодательства РФ. - 2014. -№ 4. Ст. 4398
2. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон РФ: часть первая от 30 ноября 1994 №51- ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 года №14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 года №146-ФЗ, часть четвертая от 18 декабря 2006 года №230-ФЗ с изм. и доп. 31.01.2016] // СЗ РФ. - 1994. - №32. - Ст.3001; СЗ РФ. - 1996. - №5. - Ст.410; СЗ РФ. - 2001. - №49. - Ст.4552; СЗ РФ. - 2006. - №52 (ч.1). - Ст.5496.
3. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. Закон РФ: часть первая от от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ, часть вторая от от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ с изм. и доп. 15.02.2016г.] // «Собрание законодательства РФ», № 31, 03.08.1998, ст. 3824.
4. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в часть
первую Налогового кодекса Российской Федерации» № 154-ФЗ от
09.07.1999. // «Собрание законодательства Российской Федерации»,
12.07.1999, № 28, ст. 3487.
5. Федеральный закон «О введении в действие Части второй Налогового
кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» № 118-ФЗ от
05.08.2000. // «Собрание законодательства Российской Федерации»,
07.08.2000, № 32, ст. 3341.
6. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Часть вторую налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» № 104-ФЗ от 24.07.2002. // «Собрание законодательства Российской Федерации», 14.07.2003, № 28, ст. 2873.
7. Федеральный закон «О внесении изменений в Части первую и вторую
налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах» № 95-ФЗ от 29.07.2004 (в ред. от 24.07.2009 № 213-ФЗ). // «Собрание законодательства Российской
Федерации», 10.07.2005, № 12, ст. 2176.
8. Федеральный закон «О внесении изменения в ст. 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации от 17 июля 2009 г. № 162-ФЗ. // «Собрание законодательства Российской Федерации», от 20 июля 2009 г. N 29 ст. 3599.
9. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (в ред. от 01.07.2011 № 169-ФЗ). // «Собрание законодательства Российской Федерации», 12.07.2008, № 24, ст. 1193.
10. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 01.12.2007) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», принят ГД ФС РФ 13.07.2001. // «Российская газета» от 10 августа 2001 г. № 153.
11. Федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (принят Государственной Думой 19 декабря 2008 г.). // «Российская газета» от 30 декабря 2008 г. № 266.
12. Федеральный закон Российской Федерации от 09.12.1991 г. № 2003-1
«О налогах на имущество физических лиц» (в ред. от 27.07.2010 г.). -
http://www.consultant.ru/popular/nalogfiz/67_1 .html.
13. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.2009 № 212-ФЗ
«О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (в ред. от 18.07.2011 № 234-ФЗ). -
http://www.consultant.ru/popular/nalogfiz/236 1.html.
14. Основы законодательства РФ о нотариате в редакции от 29.12.2015 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // "Ведомости СНД и ВС РФ", 11.03.1993, N 10, ст. 357, "Российская газета", N 49, 13.03.1993.
15. Приказ Минфина РФ и МНС РФ от 13 августа 2002 г. N 86н/БГ-3- 04/430 "Об утверждении Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей" // Минюст России 29 августа 2002 г. N 3756
16. Федеральный закон от 04 октября 2014 года № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» // Проект N 51763-4 во втором чтении.
17. Федеральный закон от 08.12.1995 N 193-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "О сельскохозяйственной кооперации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 11 декабря 1995 г., N 50, ст. 4870, в "Российской газете" от 16 декабря 1995 г. N 242
18. Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) // "Российская газета" от 6 декабря 2007 г. N 273
19. Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (с изменениями и дополнениями) // опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации"(www.pravo.gov.ru) 21 марта 2014 г.
20. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 05.04.2016) "О банках и банковской деятельности" // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР от 6 декабря 1990 г. N 27 ст. 357
21. Указание Банка России от 11 марта 2014 г. N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" // "Вестник Банка России" от 28 мая 2014 г. N 46
22. Указание Банка России от 07.10.2013 N 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов" (Зарегистрировано в Минюсте России 23.04.2014 N 32079) // "Вестник Банка России" от 21 мая 2014 г. N 45
23. Приказ Минфина РФ от 22 октября 2012 г. N 135н "Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и Порядков их заполнения" // "Российская газета" от 28 декабря 2012 г. N 301
24. Письмо Минфина России от 19 декабря 2013 г. N 07-01-06/55941 «О документах, подтверждающих статус налогоплательщика применяющего ЕСХН, УСН и ЕНВД, патентную систему налогообложения» // официально опубликован не был
25. Письмо ФНС России от 29 декабря 2012 г. N ЕД-4-3/22651@ "О
применении норм Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ" //
"Российская газета" от 27 июня 2012 г. N 144
26. Письмо ФНС России от 19 сентября 2014 г. N ГД-4-3/19079@
27. Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а так же физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей». // Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 33, ч. I, ст. 3431.
28. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем размер фиксированного платежа» № 148 от 11.03.2003 г. // Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 42, ч. I, ст. 2719.
29. Закон РТ от 29 сентября 2012 г. N 65-ЗРТ "О введении на территории Республики Татарстан патентной системы налогообложения" (с изменениями и дополнениями) // Ведомости Государственного Совета Татарстана, N 9, сентябрь 2012 г.
Судебная практика
1. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июля 2013 г. N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации"// "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2013 г., N 10
2. Решение по делу № А65-3610/2016 от 13 апреля 2016 года
вынесенное Арбитражным судом Республики Татарстан
3. Решение по делу N 3-3 от 29.11.2005 вынесенное Представительным органом муниципального образования г. Казань
4. Решение по делу №А65-22838/2015 от 16.06.2016 вынесенное Арбитражным судом Республики Татарстан
Специальная литература
1. Андреев И. М. Налогообложение субъектов малого предпринимательства // «Налоговый вестник». - 2015. - № 10.
2. Анализ существующих систем налогообложения малого бизнеса / Ингман Н. И., к. э. н., доцент Конищев Е. В. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.cfin.ru/taxes/taxation_as_tool .shtml.
3. Бойков О. В. О некоторых вопросах Части второй Налогового кодекса Российской Федерации // Налоги. - 2009. - №12, с. 37-39.
4. Буев В., Варнавский А., Шестоперов О. Налогообложение малого бизнеса [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.nisse.ru/business/ help/magazine/gildia/articles_40.html.
5. Дмитриева Н. Г., Дмитриев Д. Б. Специальные налоговые режимы // Налоги. - 2014. - №2, с. 29-35.
6. Дыбов А. И., Елина Л. А., Попов П. А. Считаем единый налог. - Тематические статьи и обзоры ЗАО «Консультант Плюс» // www.consultant.ru.
7. Злобина Л. А., Стажкова М. М. Оптимизация налогообложения экономического субъекта // Налоги. - 2009. - №1, с. 24-27.
8. Зыкова Т. Налоги на малый бизнес [Текст] // «Российская газета» - Столичный выпуск №5219 (140) от 29.06.2010.
9. О повышении налогов для малого бизнеса с 2011 года [Электронный ресурс]. - http://www.b-post.info/news/8918/13185.
10. Полторак А. Ф. Система налогообложения малых предприятий // Бухгалтерский учет. - 2014. - №12, с.18-19.
11. Романовский М. В., Врублевская О. В. Специальные налоговые режимы // Налоги. - 2008. - №4, с. 49-53.
12. Садыков Р. Р. Упрощенная система налогообложения // Налоги. - 2009. - №3, с. 11-19.
13. Самохвалова Ю. Н. Упрощенная система налогообложения в 2015 году. - М.: Дело и Сервис, 2016. - 189 с.
14. Хабарова Л. П. Упрощенная система налогообложения. - М.: Интел- Синтез, 2009. - 156 с.
15. Черник Д. Г. О малом предпринимательстве // Налоговый вестник. - 2009. - №1, с.17-18.
16. Шуткин А. С. Единый налог для малых предприятий: иллюзия или реальность //Финансы. - 2010. - №6, с. 34-36.