Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Окказиональное словообразование в современном медиапространстве (на материалах СМИ города Набережные Челны)

Работа №83923

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2016
Стоимость4875 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
178
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОККАЗИОНАЛЬНОГО
СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ЯЗЫКОЗНАНИИ 6
1.1. Потенциальное и окказиональное словообразование 6
1.2. Способы образования окказиональных слов 15
1.3 Основные направления исследования окказионального словообразования в отечественной лингвистике 19
1.4 Функционирование окказионализмов в публицистическом стиле 24
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ОККАЗИОНАЛЬНЫХ НОВООБРАЗОВАНИЙ В РЕГИОНАЛЬНЫХ СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 31
2.1. Лингвокреативное творчество журналистов в региональных средствах
массовой информации 31
2.2. Окказиональные слова как результат словотворчества в медиапространстве. 35
2.3. Актуализация семантики окказионализмов как средство экспрессивности в региональных средствах массовой информации 39
Выводы по главе 2 42
ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ
ОККАЗИОНАЛЬНОГО СЛОВОТВОРЧЕСТВА В УСЛОВИЯХ ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 44
3.1 Изучение окказионализмов на уроках русского языка 44
3.2 Изучение окказионализмов в русскоязычном классе 52
3.3 Изучение окказионализмов в нерусском классе 62
Выводы по главе 3 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ПРАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 82

Использование окказионализмов в художественном или публицистическом тексте является средством, которое позволяет достигать различных авторских целей, потому что окказионализмы в тексте всегда привлекают к себе внимание читателя необычностью своей формы и — зачастую — значения.
Тема нашего исследования — «Окказиональное словообразование в современном медиапространстве (на материалах СМИ города Набережные Челны)».
Данная тема представляется актуальной, поскольку в настоящее время очевиден подъём интереса не только к окказиональному словообразованию в целом, но к использованию окказионализмов в публицистическом и художественном тексте в частности. В последние годы вышло несколько исследований по данной теме: диссертационные исследования Ю.И. Жабаевой «Структурно-семантические и функциональные особенности окказионализмов В. Высоцкого» (2010), И.Г. Горовой «Авторские окказионализмы в романе А.И. Солженицына «Красное колесо» / «Август четырнадцатого»: на материале сложных прилагательных» (2009), Н.Д. Яцук «Лексические новообразования в прозе и публицистике Ю.М. Полякова» (2011), А.В. Шумиловой «Новообразования в газетном заголовке» (2011) и др., а также статьи В.Г. Фатхутдиновой, А.В. Спиридонова «Экспрессивно-оценочная функция индивидуально-авторских новообразований в текстах романов Василия Аксёнова» (2014), М.А. Пахомовой «Окказиональные слова и словари окказионализмов» (2013), Д.Ф. Мымриной, Д.С. Асеевой «Окказионализмы в художественном тексте: способы образования и особенности перевода (на материале произведений Стивена Кинга)» (2014) и др.
Целью данного исследования является изучение функционирования окказионализмов в региональном медиапространстве.
Данная цель определяет следующие задачи:
• проанализировать теоретические аспекты изучения окказионализмов в современном словообразовании, установить актуальные тенденции в рассмотрении данного лингвистического явления;
• дать характеристику подходам к классификации окказионализмов;
• в теоретическом аспекте рассмотреть функционирование окказионализмов в средствах массовой информации;
• рассмотреть использование окказионализмов в средствах массовой информации города Набережные Челны;
• установить средства актуализации окказионализмов в тексте статьи;
• описать способы изучения окказионального словообразования в школьном курсе.
Исходя из этого, объектом исследования являются собственно окказионализмы, а предметом — их использование в региональном медиапространстве.
Источником практического материала исследования стали такие СМИ города Набережные Челны, как «Вечерние Челны», «Автопремия», «Бизнес репаблик» и др. которые отличаются как по тематике, так и по целям. Всего было отобрано 115 единиц окказионализмов.
Научную новизну теме придаёт то, что исследование проводится на материале региональных СМИ города Набережные Челны, а данный материал до сих пор не становился предметом изучения с точки зрения использования в нём окказионализмов.
Теоретическая значимость работы определяется наличием обзорного анализа материала об окказиональном словообразовании на настоящем этапе его развития. Практическая значимость работы определяется возможностью использования полученных результатов как на семинарских занятиях по словообразованию и стилистике в вузе, так и в школе на уроках русского языка по теме «Окказионализмы».
В работе использовались такие методы исследования, как описание, сравнение, выборка, классификация, контент-анализ. Для подсчёта полученных данных использовался статистический метод.
Методологической базой исследования послужили работы А.Г. Лыкова, Е.А. Земской, Ю.Н. Пацулы, А. Спиридонова по вопросам окказионального образования, а также работы А.А. Леонтьева, Ю.Л. Воротникова, Л.А. Мардиевой и др. по особенностям языка средств массовой информации.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Окказионализмы противопоставляются как узуальным словам, так и потенциальным словам по таким параметрам, как новизна и актуальность образования их в речи, непосредственное использование средств языка для образования слова.
2. Публицистический стиль является стилем, в котором окказионализмы используются особенно активно, что позволяет преодолевать тягу к клишированности, однообразности выражений, которая является проблемой публицистики.
3. В региональной прессе создание окказионализмов идёт менее активно, что связано с большей ограниченностью тематики региональных СМИ, однако местные журналисты используют возможности русского языка для создания окказиональных единиц.
4. Наиболее продуктивной группой способов словообразования, используемых в региональном медиапространстве, является сложение, причём для создания окказионализмов берутся единицы, чьё значение в настоящее время является актуальным, востребованным.
5. Изучение окказионализмов в школе представлено достаточно слабо, хотя данные единицы обладают большим потенциалом в аспекте развития речи школьников, воспитания в них любви и интереса к родному или неродному языку.
Апробация. По теме исследования опубликованы работы:
Кашафутдинова М.К., Корнеева Т.А. Словотворчество в текстах региональных средств массовой информации // Общие и частные вопросы языкознания : сб. науч. ст. / Чуваш. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Н. В. Кормилина, Н. Ю. Шугаева. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. Ун-т, 2016. - С. 188-193.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исходя из поставленных во введении задач и с опорой на положения, выносимые на защиту, мы пришли к следующим выводам.
Окказионализмы, являясь единицами скорее речи, чем языка, противопоставляются неологизмам, которые мыслятся как слова, приходящие в язык или создаваемые в языке для дальнейшего использования, в то время как окказионализмы в большинстве случаев используются только самим автором в одном или крайне малом количестве контекстов. Исключение составляют окказионализмы, которые вошли в устойчивые сочетания и продолжили свою «жизнь» в языке. Но такие окказионализмы единичны.
Также окказионализмы противопоставляются потенциальным словам по двум параметрам: во-первых, окказионализмы являются уже созданными единицами, т.е. они не просто могут возникнуть в языке, как потенциальные слова, а уже используются (пусть даже в единичном случае), во-вторых, потенциальные слова обычно мыслятся как единицы, которые могут быть образованы по законам словообразования, существующим в языке, в то время как окказионализмы, будучи индивидуально-авторскими образованиями, могут быть образованы с нарушением этих законов, для них могут использоваться как несуществующие аффиксы, так и не существующие в данном языке (или вообще) модели словообразования. В рамках окказионального словообразования могут использоваться даже заимствованные способы словообразования, например, «блендинг», контаминация, которая характерна для английского языка, а в русском является только источником окказионализмов разной степени оригинальности.
В средствах массовой информации окказионализмы используются как одно из проявлений лингвокреативности журналистского творчества, наравне со средствами выразительности, языковой игрой.
Для практического анализа были выбраны средства массовой информации, которые отличаются как по поднимаемым в них темам, так и по целям и функциям. Подобное разнообразие позволило проследить за тем, в каких средствах массовой информации окказионализмы являются более частотными.
В ходе исследования из материалов, выбранных для практического анализа, было отобрано 115 единиц окказионализмов, которые были классифицированы с точки зрения способа их образования, а также частеречной принадлежности. Было установлено, что наиболее частым способом образования окказионализмов в рассматриваемых СМИ является сложение. Среди отобранных нами слов окказионализмы, представляющие собой сложные слова, преобладают (83%). С точки зрения частеречной принадлежности преобладают существительные и прилагательные, наречий и глаголов суммарно значительно меньше.
Для актуализации семантики окказионализмов авторами используется преимущественно ближайший контекст, причём зачастую актуализация идёт при помощи употребления в этом контексте однокоренных слов. В ряде случаев авторы используют уже существующие окказионализмы, причём они употребляются с упоминанием имени их создателя, что указывает на «авторский» статус окказионализмов в речи.
Несмотря на то, что в настоящее время наблюдается активное употребление окказионализмов как в языке СМИ, так и в повседневной речи и языке художественной литературы, они недостаточно тщательно изучаются в школе, хотя, по данным нашего исследования, изучение окказионализмов позволяет решить целый ряд образовательных и воспитательных задач.



1. Alchelny.ru. Городской информационно-развлекательный портал. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://alchelny.ru/. (Дата обращения: 15.05.2015).
2. Вечерние Челны. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://v- chelny.ru/. (Дата обращения: 15.05.2015).
3. Автопремьера. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://autopremiera.ru/. (Дата обращения: 15.05.2015).
4. Бизнес репаблик. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.business16.ru/. (Дата обращения: 15.05.2015).
5. Адресатъ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://adresat116.ru/. (Дата обращения: 15.05.2015).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
6. Астафьев А.Ю. Художественные функции окказионализмов: на материале поэм В.В. Маяковского. — М., 2007. — 174 с.
7. Бабенко Н. Г. Окказиональное в художественном тексте. Структурно-семантический анализ. — Калининград, 1997. - 158 с.
8. Белова Н.А. О критериях разграничения понятий «неологизм»,
«окказионализм» и «потенциальное слово». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lomonosov-
msu.ru/archive/Lomonosov_2009/russian/lexis/belova.pdf. (Дата обращения:
15.05.2015).
9. Будагов Р. А. История слов в истории общества. — М. : Просвещение, 1971. — 270 с.
10. Булавина Н.В. К проблеме разграничения неологизмов и окказионализмов (на материале периодической печати). [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.rusnauka.com/16_NPM_2007/Philologia/22054.doc.htm. (Дата
обращения: 15.05.2015).
11. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. — М., 2001. - 203 с.
12. Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. — Ростов н/Д., 2004. - 221 с.
13. Виноградов В. С.: Введение в переводоведение (общие и лексические вопросы). — Москва.: Издательство института общего среднего образования РАО, 2001. — 224 с.
14. Воротников А.Л. о некоторых особенностях языка средств массовой информации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gramota.ru/biblio/magazines/gramota/ruspress/28_606. (Дата обращения: 15.05.2015).
15. Габинская O.A. Особенности мотивировки при образовании окказиональных слов некоторых тематических групп // Актуальные проблемы русского словообразования. — Ташкент, 1975. — т. 143. — 4.1. — С.297-302.
16. Гак В. Г. Пределы семантической эволюции слов // Русский язык сегодня. — М., 2003. — С. 88-97.
17. Гинзбург, Е. Л. Синтаксическая типология сложных слов («Внутренний синтаксис сложений») / Е. Л. Гинзбург // Проблемы структурной лингвистики. — М.: Наука, 1968. — С. 202-239.
18. Горовая И.Г. Авторские окказионализмы в романе А.И. Солженицына «Красное колесо» / «Август четырнадцатого»: на материале сложных прилагательных. СПб., 2009.
19. Горшков А. И. Русская стилистика. Стилистика текста и функциональная стилистика. — М. : ACT; Астрель, 2006. — 367 с.
20. Григорьев, В. П. Словотворчество и смежные проблемы языка поэта. — М.: Наука, 1986. — 255 с.
21. Грищева Е.С. Структурно-семантическое и функциональное описание лексических окказионализмов в рамках теории элокутивного поля. — Абакан, 2006. — 232 с.
22. Грузберг Л., Грузберг А. Окказионализмы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_17_357. (Дата обращения: 15.05.2015).
23. Донецких Л.И. Реализация эстетических возможностей имён прилагательных в тексте художественных произведений. — Кишинёв, Штиин-ца, 1980. — 160 с.
24. Дрога М.А. Изучение неологизмов в школе (методические рекомендации). // Научный результат. Серия «Педагогика и психология образования». — № 2. — 2014.
25. Ермакова О.П. Семантические процессы в лексике. // Русский язык конца XX столетия (1985 - 1995). — М., 2000.
26. Жабаева Ю.И. Структурно-семантические и функциональные особенности окказионализмов В. Высоцкого. — Саранск, 2010. — 225 с.
27. Земская Е.А. Клише новояза и цитация в языке постсоветского времени. // Вопросы языкознания, 1996, №3.
28. Изюмская С.С. Структурные особенности
неологизмов английского происхождения. // Язык. Дискурс. — Текст. РГПУ. — Р.- н/Д., 2004.
29. Ильясова С.В. Словообразовательная игра в заголовках. // Филология на рубеже тысячелетий. Материалы международной научной конференции. — Вып. 2. — Р-н-Д, 2000.
30. Кожин А.Н. Современный русский литературный язык: лексикология, стилистика, лингвопоэтика. — М., 2003. — 231 с.
31. Крылова А. Лингвокреативная деятельность Д.Быкова (на примере материалов, опубликованных в «Новой газете»). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://journ.bsu.edu.ru/science/students/krylova.shtml. (Дата обращения: 15.05.2015).
32. Леденёва В.В. Особенности идиолекта Н.С.Лескова. — М.: МПУ, 2000. — 185 с.
33. Леонтьев А.А. Психолингвистические особенности языка СМИ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text12/06.htm. (Дата обращения: 15.05.2015).
34. Лыков А.Г. Можно ли окказиональное слово называть неологизмом // Русский язык в школе. — 1972. — №2. — с.85-89.
35. Лыков А.Г. Современная русская лексикология (русское окказиональное слово). — М., "Высшая школа", 1976. - 254 с.
36. Мардиева Л.А. Образное и рациональное в языковой репрезентации (на материале текстов СМИ). // Учёные записки Казанского университета. Гуманитарные науки. — 2014. — Том 156, кн. 5. — С. 129-137.
37. Масленников Д.Б. Окказионализмы в футуристической поэзии и особенности их функционирования. — Уфа, 2000. — 282 с.
38. Мицул Н.Д., Метликина Л.С. Окказиональные слова и их изучение в школе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://e-koncept.ru/2016/86228.htm. (Дата обращения: 15.05.2015).
39. Мымрина Д.Ф., Асеева Д.С. Окказионализмы в художественном тексте: способы образования и особенности перевода (на материале произведений Стивена Кинга) (2014)
40. Пахомова М.А. Окказиональные слова и словари окказионализмов. - М.,2013.- 205 с.
41. Пацула Ю.Н. Окказионализмы новейшего времени: Структурно-семантический и функционально-прагматический аспекты. — Р.-н/Д., 2005. — 167 с.
42. Самыличева Н.А. Окказиональные слова как средство экспрессивизации газетного текста. — Н.Новгород, 2011. — 301 с.
43. Стернин И.А. Методы описания семантки слова. — Ярославль, 2013. — 34с.
44. Тулаева Е.Б. Урок русского языка в 10-м классе на тему "Окказионализмы".
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://festival.1september.ru/articles/521790/. (Дата обращения: 15.05.2015).
45. Фатхутдинова В.Г., Спиридонов А.В. Экспрессивно-оценочная функция индивидуально-авторских новообразований в текстах романов Василия Аксёнова // Филология и культура. — № 1 (35). — 2014.
46. Шумилова А.В. Новообразования в газетном заголовке. — М., 2011. — 251 с.
47. Яцук Н.Д. Лексические новообразования в прозе и публицистике Ю.М. Полякова. — Орск, 2011. — 187 с.
48. Cerula V. Проблематика окказионального слова. // Jazyk a kultura. — №4. — 2010.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ