Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Внешняя политика СССР в 30-е годы ХХ века

Работа №83817

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы66
Год сдачи2016
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
133
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Методические основы использования документа в
образовательном процессе по истории
1.1 Виды документов. Требования к их использованию
1.2 Классификация исторических документов, принятая в методике
обучения истории
1.3. Методические приемы изучения документов
Глава 2. Научно-теоретические основы построения темы "Внешняя
политика СССР в 30-е г. ХХ в."
2.1. Внешняя политика СССР в первой половине 30-х годов ХХ в.
2.2. Внешняя политика СССР во второй половине 30-х годов ХХ века
Глава 3. Описание личного опыта изучения темы «Внешняя политика СССР в 30-е годы ХХ века» в школьных курсах истории
3.1. Структурно-функциональный анализ темы «Внешняя политика СССР в 30-е годы ХХ века»
3.2. Описание методических приемов при изучении темы «Внешняя политика СССР в 30-е годы ХХ века»
Заключение

Актуальность исследования. Федеральный государственный
образовательный стандарт образования относит предмет «История» к базовой (обязательной) части дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла. Ученику к моменту выпуска необходимо знать основные пути и способы исторического процесса, ступени исторического развития России, место и роль своей страны в мировой истории и современном обществе; уметь проводить анализ социально-политической и научной исторической литературы; приобрести навыки ведения дискуссии.
История - это наука, в основании и самой сути которой находятся точно известные факты. История не может стоять на месте, поэтому происходит постоянное накопление и открытие новых фактов. Эти факты добываются из исторических источников. Исторический источник - это такой документ, который имеет объективное знание об отраженной в нем эпохе. Важнейшими из источников по праву считаются письменные источники, хранящие в себе огромное количество явной и скрытой (опосредованной, интерпретируемой) информации о событиях и явлениях прошлого. Основной задачей исследователя является изучение исторического источника с помощью научных методов, чтобы в конечном итоге определить объективную информацию.
Изучение девятиклассниками темы «Внешняя политика СССР в 30-е годы XX века» должно решить следующие основные задачи: воспитание
патриотических чувств, уважения к отечественной истории и ее героям; усвоение знаний о самых значительных событиях, процессах и явлениях, происходивших в исследуемый период; знакомство с простейшими методами исторического познания, овладение навыками работы с историческими источниками.
Целью данного исследования является рассмотрение методов работы с историческими источниками и документами при изучении темы «Внешняя политика СССР в 30-е г. ХХ в.» в средней школе.
Учитывая указанную цель исследования, можно определить следующие задачи:
1) рассмотреть виды документов и требования к их использованию;
2) изучить классификации исторических документов, принятых в методике обучения истории;
3) разобрать методические приемы изучения документов;
4) охарактеризовать внешнюю политику СССР в первой половине 30¬х годов ХХ в.
5) дать оценку внешней политики СССР во второй половине 30-х годов ХХ в.
6) представить структурно-функциональный анализ темы «Внешняя политика СССР в 30-е годы ХХ в.» на материале учебного пособия;
7) описать методические приемы работы с источниками при изучении темы «Внешняя политика СССР в 30-е годы ХХ в.»
Характеристика источников. Исторические источники имеют неоднородную природу. Поэтому в источниковедении уже давно существует большое разнообразие классификаций исторических источников. Конечно, каждая из них связана с определениями исторического источника и в большой степени зависят от них. Если придерживаться того, что источник - это все, что может «источать информацию», и в этом случае сюда можно отнести даже природные явления, то тогда существование обобщающей классификации действительно будет совершенно не имеющим смысла. Если обратиться к определению более узкому, но более точному, то тогда существование единой классификации источников будет оправданным.
Источники, относящиеся к внешней политики СССР 30-х г. весьма разнообразны:
- военные и мирные договоры;
- договоры, касающиеся торговых отношений.
Некоторые из них «Документы внешней политики СССР. 1939 сентябрь- декабрь» , «Из письма народного комиссара иностранных дел СССР М.М. Литвинова председателю ХУ ассамблеи Лиги Наций. 15 сентября 1934 г.» , «Беседа тов. Сталина с монгольской делегацией 12 ноября 1934 года» проанализированы и представлены в данной выпускной квалификационной работе. Благодаря им изучение темы становится более глубоким, сами события 30-х годов интерпретируются более точно. Относительно темы «Внешней политики СССР в 30-е годы ХХ в.» документы показывают попытки СССР укрепить свои позиции на международной арене. Выдержки из этих документов использованы при разработке урока для 9-х классов по теме «Внешняя политика СССР в 30-е г. ХХ в.».
Также, важным документом для учителей является «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт» основного общего образования. В нем представлены обязательные требования для реализации образовательной программы основного общего образования . Обязательной частью учебного курса является учебная программа, которая наравне с требованиями, относящимися к результатам обучения, является главные ориентиром для разработки рабочих программ образовательных учреждений, предоставляющих основное общее образование.
Степень изученности темы. При написании данной выпускной квалификационной работы были использованы работы различных советских, современных и зарубежных историков.
К значимым произведениям советского периода можно отнести исследование Ахтамзянова А.А ., в ней представлен обзор военного внешнеполитического сотрудничества СССР с другими государствами. Хорошо прослеживается стремление Советского Союза ликвидировать фашизм.
Также, в данном исследовании представлена работа военного историка Жилина П.А. «Как фашистская Германия готовила нападение на Советский Союз» . Книга помогла раскрыть советско-германские отношения второй половины 30-х годов, так как здесь представлены многочисленные материалы и документы, которые показывают подготовку Германии к войне с разных сторон: военно-технической, идейной, классовой. Помимо этого представлен анализ западной литературы тех времен.
В статье «Миграционные процессы на Дальнем Востоке СССР в 1930-е - первой половине 1940-х годов» , автором которой является Исаев А.А., рассматривается вопрос взаимоотношений Советского Союза с восточными странами, их влияние на внутреннюю политику страны и последствия, возникшие в международных отношениях в связи с новым курсом.
Другой отечественный историк современности Горлов С.А. потратил много лет на изучение документов и архивных материалов СССР и Германии. В результате исследований историк пришел к выводу, что политика советского государства и фашисткой Германии в 30-е годы была направлена исключительно на укрепление своего внешнеполитического положения.
Петербуржский историк Кен О.Н. свою работу «Мобилизационное планирование и политические решения (конец 1920-х - середина 1930-х гг.)» , представленную в данной выпускной квалификационной работе, основал на сравнительном материале архивных материалов и современных исследований, касающиеся политики, экономики СССР.
Касательно зарубежной литературы, можно отметить книгу «Внешняя политика Советского Союза1936-1939 гг.» Сиполса В.Я. Автор, на основе существующей исторической базы, проводит свой анализ и раскрывает особенности советской внешней политики второй половины 30-х годов по новому.
Также внешнеполитический вопрос 30-х годов ХХ в. хорошо рассмотрен в книге С. Дюллена «Сталин и его дипломатия. Советский Союз и Европа 1930¬1939 гг.» . Особенно много внимания здесь уделено наркому иностранных дел Литвинову М.М.: взаимоотношениям с Иосифом Виссарионовичем, их роли в выборе внешнеполитического курса.
Проводя анализ историографии советского периода и современности, можно сделать вывод, что на советскую литературу большое влияние оказывали идеи тоталитарной внутренней политики правительства. В связи с чем в историографии того времени слабо раскрыты все проблемы и вопросы прошлого, чего нельзя сказать о современных исследованиях.
Что касается методологии исследования, то еще в 1863 г. профессор М.М. Стасюлевич высказал мысль, что для исторического развития учащихся гораздо большее значение имеет непосредственное знакомство учеников с источниками исторического знания (документами), чем работа по учебнику. Поэтому он предложил вести занятия по реальному методу, основанному на работе с первоисточниками . С этой целью М.М. Стасюлевич составил и опубликовал три тома хрестоматии «История средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых» .
Относительно методических рекомендаций советского периода наша работа опиралась на труды Агибаловой Е.В. и Донской Г.М. «Методическое пособие по истории средних веков» . Авторы в своей работе главное место отводят организации активной познавательной деятельности школьников, формированию основных исторических понятий. Также богато представлен материал по повторению и тематическому планированию.
В статьях Бирюкова С.А. «Работа с архивными документами на уроках истории» и Замараева О.В. «Обучение работе с историческими документами на основе документально-методического комплекса» даны развернутые методические рекомендации по обучению детей работе с историческими источниками. Эти данные были использованы при разработке урока истории по теме «Внешняя политика СССР в 30-е г. ХХ в.» а также при анализе методических приемов, входящих в его содержание.
Еще одна книга, отражающая методику преподавания истории в советский период «Методика преподавания истории в средней школе. Учение о методах. Теория урока» . Вагин А.А., в данной работе анализирует основные задачи по курсу истории в советской школе, обосновывает научные методы обучения, рассматривает взгляды учащихся относительно истории. Книга построена на основе личного опыта, а также с привлечением опыта большого количества учителей и советской методической литературы.
В целом исследование построено на работах Вяземского Е.Е. «Изучение истории на профильном уровне в современной школе» , Вяземского Е.Е., Стреловой О.Ю. «Методические рекомендации учителю истории. Основы
профессионального мастерства» , где подробно раскрывается процесс формирования мировоззрения учащихся при изучении истории, описываются эффективные методы развития их творческого и логического мышления.
Еще одна немало важная работа Студеникина М.Т. «Методика преподавания истории в школе» . Книга богата как теоретическим, так и практическим материалом; обширно раскрывается методика педагогической деятельности, на основе богатого педагогического опыта прошлых лет. Дано много рекомендаций по проведению открытых уроков, повторно- обобщительных и итоговых занятий.
Научная новизна данного исследования состоит в изучении темы «Внешняя политика СССР в 30-е годы ХХ в.» с привлечением современных исследований».
Объектом исследования является организация процесса работы с документами на уроках истории.
Предметом исследования стала методика работы с историческими источниками в процессе изучения внешней политики СССР в 30-е годы.
В качестве методов исследования были использованы: теоретический анализ литературы по данной проблеме; исторического познания и обобщение проведенных наблюдений.
Научная новизна данного исследования состоит в изучении темы «Внешняя политика СССР в 30-е годы ХХ в.» с привлечением современных исследований».
Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты, а конкретно, теоретический и практический материал может быть использован учителями истории в школах на уроках по изученным темам и студентами педагогических учреждений при подготовке к семинарским занятиям по данной теме.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной выпускной квалификационной работе исследована тема «Изучение исторических источников при изучении темы «Внешняя политика СССР в 30-е годы ХХ века» в средней школе». Наука, занимающаяся изучением источников, называется источниковедением. К историческим источникам в источниковедении относится весь комплекс документов и материальных предметов, имеющий прямое отношение к историческому процессу и сохранивший отдельные факты и события, на основании которых воссоздается образ о конкретной исторической эпохе. При этом каждый исторический источник является следствием социальной деятельности людей.
Изучение любого исторического источника представляет собой сложную научную задачу, предполагающую не пассивное следование за ним, но активное и пристрастное «вторжение», «вживание» в его структуру, смысл, специфику формы, содержание, язык, стиль.
Существует множество различных классификации исторических источников: по цели создания, по степени близости источника к историческому факту, по цели создания и носителю, по способу отражения источником исторического факта и по другим критериям. Однако современное источниковедение основывается на классификацию, состоящую из трех больших групп: письменные источники, материальные памятники и
этнографические памятники.
Традиционными способами включения исторических документов в образовательный процесс по курсу истории являются: 1) введение новых сведений из документальных источников в рассказ учителя в ходе занятия; 2) подготовка условий для деятельности учеников с текстом документа, его анализ.
Исходя из заявленной тематике урока истории, во второй главе рассматриваются исторические моменты, касающиеся направлений во внешней политике СССР в 30-е гг. ХХ века.
Мировой экономический кризис 1929 - 1932 гг. вызвал серьезные
внутриполитические изменения во всех капиталистических странах. В 1930-1931 гг. страны Запада обвинили СССР в том, что он, используя дешевый принудительный труд, экспортирует свои товары по демпинговым ценам, нанося тем самым урон европейской экономике.
В конце 1932 г. СССР вернул дружеские дипломатические отношения с Китаем, нарушенные в 1929 г. СССР, объединенный с Монголией договором о взаимопомощи 1921 г., послал свою армию заступиться за союзника против напавшей Японии. 15 сентября 1939 г. было подписано перемирие с Японией.
Основные направления советской внешней политики конца начала 30 -х годов составлялись под прямым управлением самого Сталина и были подписаны VI конгрессом Коминтерна в 1928 году. В 1932 г. Советский Союз заключил пакты о ненападении с Финляндией, Латвией, Эстонией, Польшей, Францией. В 1934 г. Советский Союз вошел в Лигу Наций. В следующем году СССР заключил договоры с Францией и Чехословакией, в которых оговаривалась взаимопомощь.
Демократические страны Запада вели политику умиротворения фашистской Германии. Политика умиротворения привела к мюнхенскому соглашению Англии, Франции, Германии и Италии, имеющего своей целью раздробление Чехословацкого государства.
23 августа 1939 г. СССР и Германия подписали в Москве пакт о ненападении. Неделей позже Германия совершила нападение на Польшу.
Началась вторая мировая война. СССР объявил нейтралитет относительно противостоящих стран. А в начале 1941 г. был разработан план войны (план «Барбаросса») и само наступление назначено на 22 июня 1941 г.
Каждое из ключевых событий этого периода имеет свой источник, подтверждающий правдивость изложенных фактов.
Этот урок призван помочь школьникам не только познакомиться с самой темой исследования, но и понять исторический путь дальнейшего развития России.
Существует несколько вариантов построения урока по данной теме, но каждый из них включает этап получения новых знаний. Он может быть построен в форме лабораторной работы, на которой учебно-исследовательская деятельность происходит с помощью историко-сравнительного метода. Этот метод помогает раскрыть и детализировать всю площадь познания изучаемого периода, поэтому является очень эффективным для процесса обучения. Для его организации необходимо обеспечить учеников определенной литературой, которая будет находиться в общем доступе, включая исторические источники и документы. Также целесообразно предложить учащимся памятку с вопросами, помогающими выстроить верную цепочку произошедших событий.
Другим продуктивным вариантом обучения является практическое занятие - урок изучения нового материала. Он строится с учетом того, что ученики должны получить практические навыки, используя метод анализа нескольких источников. Формы организации учебной деятельности здесь могут быть различными: фронтальной, групповой, индивидуальной.
Основное место при проведении практических занятий отводится критическому анализу, интерпретации письменных текстов. Для этого учитель предлагает учащимся вспомнить предшествующие события прошлого и с помощью исторических источников построить новую схему происходящих далее событий. В конце урока эти тезисы оказываются законспектированными в тетради.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ