Введение
Глава 1. Методические основы использования документа в
образовательном процессе по истории
1.1 Виды документов. Требования к их использованию
1.2 Классификация исторических документов, принятая в методике
обучения истории
1.3. Методические приемы изучения документов
Глава 2. Научно-теоретические основы построения темы "Внешняя
политика СССР в 30-е г. ХХ в."
2.1. Внешняя политика СССР в первой половине 30-х годов ХХ в.
2.2. Внешняя политика СССР во второй половине 30-х годов ХХ века
Глава 3. Описание личного опыта изучения темы «Внешняя политика СССР в 30-е годы ХХ века» в школьных курсах истории
3.1. Структурно-функциональный анализ темы «Внешняя политика СССР в 30-е годы ХХ века»
3.2. Описание методических приемов при изучении темы «Внешняя политика СССР в 30-е годы ХХ века»
Заключение
Актуальность исследования. Федеральный государственный
образовательный стандарт образования относит предмет «История» к базовой (обязательной) части дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла. Ученику к моменту выпуска необходимо знать основные пути и способы исторического процесса, ступени исторического развития России, место и роль своей страны в мировой истории и современном обществе; уметь проводить анализ социально-политической и научной исторической литературы; приобрести навыки ведения дискуссии.
История - это наука, в основании и самой сути которой находятся точно известные факты. История не может стоять на месте, поэтому происходит постоянное накопление и открытие новых фактов. Эти факты добываются из исторических источников. Исторический источник - это такой документ, который имеет объективное знание об отраженной в нем эпохе. Важнейшими из источников по праву считаются письменные источники, хранящие в себе огромное количество явной и скрытой (опосредованной, интерпретируемой) информации о событиях и явлениях прошлого. Основной задачей исследователя является изучение исторического источника с помощью научных методов, чтобы в конечном итоге определить объективную информацию.
Изучение девятиклассниками темы «Внешняя политика СССР в 30-е годы XX века» должно решить следующие основные задачи: воспитание
патриотических чувств, уважения к отечественной истории и ее героям; усвоение знаний о самых значительных событиях, процессах и явлениях, происходивших в исследуемый период; знакомство с простейшими методами исторического познания, овладение навыками работы с историческими источниками.
Целью данного исследования является рассмотрение методов работы с историческими источниками и документами при изучении темы «Внешняя политика СССР в 30-е г. ХХ в.» в средней школе.
Учитывая указанную цель исследования, можно определить следующие задачи:
1) рассмотреть виды документов и требования к их использованию;
2) изучить классификации исторических документов, принятых в методике обучения истории;
3) разобрать методические приемы изучения документов;
4) охарактеризовать внешнюю политику СССР в первой половине 30¬х годов ХХ в.
5) дать оценку внешней политики СССР во второй половине 30-х годов ХХ в.
6) представить структурно-функциональный анализ темы «Внешняя политика СССР в 30-е годы ХХ в.» на материале учебного пособия;
7) описать методические приемы работы с источниками при изучении темы «Внешняя политика СССР в 30-е годы ХХ в.»
Характеристика источников. Исторические источники имеют неоднородную природу. Поэтому в источниковедении уже давно существует большое разнообразие классификаций исторических источников. Конечно, каждая из них связана с определениями исторического источника и в большой степени зависят от них. Если придерживаться того, что источник - это все, что может «источать информацию», и в этом случае сюда можно отнести даже природные явления, то тогда существование обобщающей классификации действительно будет совершенно не имеющим смысла. Если обратиться к определению более узкому, но более точному, то тогда существование единой классификации источников будет оправданным.
Источники, относящиеся к внешней политики СССР 30-х г. весьма разнообразны:
- военные и мирные договоры;
- договоры, касающиеся торговых отношений.
Некоторые из них «Документы внешней политики СССР. 1939 сентябрь- декабрь» , «Из письма народного комиссара иностранных дел СССР М.М. Литвинова председателю ХУ ассамблеи Лиги Наций. 15 сентября 1934 г.» , «Беседа тов. Сталина с монгольской делегацией 12 ноября 1934 года» проанализированы и представлены в данной выпускной квалификационной работе. Благодаря им изучение темы становится более глубоким, сами события 30-х годов интерпретируются более точно. Относительно темы «Внешней политики СССР в 30-е годы ХХ в.» документы показывают попытки СССР укрепить свои позиции на международной арене. Выдержки из этих документов использованы при разработке урока для 9-х классов по теме «Внешняя политика СССР в 30-е г. ХХ в.».
Также, важным документом для учителей является «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт» основного общего образования. В нем представлены обязательные требования для реализации образовательной программы основного общего образования . Обязательной частью учебного курса является учебная программа, которая наравне с требованиями, относящимися к результатам обучения, является главные ориентиром для разработки рабочих программ образовательных учреждений, предоставляющих основное общее образование.
Степень изученности темы. При написании данной выпускной квалификационной работы были использованы работы различных советских, современных и зарубежных историков.
К значимым произведениям советского периода можно отнести исследование Ахтамзянова А.А ., в ней представлен обзор военного внешнеполитического сотрудничества СССР с другими государствами. Хорошо прослеживается стремление Советского Союза ликвидировать фашизм.
Также, в данном исследовании представлена работа военного историка Жилина П.А. «Как фашистская Германия готовила нападение на Советский Союз» . Книга помогла раскрыть советско-германские отношения второй половины 30-х годов, так как здесь представлены многочисленные материалы и документы, которые показывают подготовку Германии к войне с разных сторон: военно-технической, идейной, классовой. Помимо этого представлен анализ западной литературы тех времен.
В статье «Миграционные процессы на Дальнем Востоке СССР в 1930-е - первой половине 1940-х годов» , автором которой является Исаев А.А., рассматривается вопрос взаимоотношений Советского Союза с восточными странами, их влияние на внутреннюю политику страны и последствия, возникшие в международных отношениях в связи с новым курсом.
Другой отечественный историк современности Горлов С.А. потратил много лет на изучение документов и архивных материалов СССР и Германии. В результате исследований историк пришел к выводу, что политика советского государства и фашисткой Германии в 30-е годы была направлена исключительно на укрепление своего внешнеполитического положения.
Петербуржский историк Кен О.Н. свою работу «Мобилизационное планирование и политические решения (конец 1920-х - середина 1930-х гг.)» , представленную в данной выпускной квалификационной работе, основал на сравнительном материале архивных материалов и современных исследований, касающиеся политики, экономики СССР.
Касательно зарубежной литературы, можно отметить книгу «Внешняя политика Советского Союза1936-1939 гг.» Сиполса В.Я. Автор, на основе существующей исторической базы, проводит свой анализ и раскрывает особенности советской внешней политики второй половины 30-х годов по новому.
Также внешнеполитический вопрос 30-х годов ХХ в. хорошо рассмотрен в книге С. Дюллена «Сталин и его дипломатия. Советский Союз и Европа 1930¬1939 гг.» . Особенно много внимания здесь уделено наркому иностранных дел Литвинову М.М.: взаимоотношениям с Иосифом Виссарионовичем, их роли в выборе внешнеполитического курса.
Проводя анализ историографии советского периода и современности, можно сделать вывод, что на советскую литературу большое влияние оказывали идеи тоталитарной внутренней политики правительства. В связи с чем в историографии того времени слабо раскрыты все проблемы и вопросы прошлого, чего нельзя сказать о современных исследованиях.
Что касается методологии исследования, то еще в 1863 г. профессор М.М. Стасюлевич высказал мысль, что для исторического развития учащихся гораздо большее значение имеет непосредственное знакомство учеников с источниками исторического знания (документами), чем работа по учебнику. Поэтому он предложил вести занятия по реальному методу, основанному на работе с первоисточниками . С этой целью М.М. Стасюлевич составил и опубликовал три тома хрестоматии «История средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых» .
Относительно методических рекомендаций советского периода наша работа опиралась на труды Агибаловой Е.В. и Донской Г.М. «Методическое пособие по истории средних веков» . Авторы в своей работе главное место отводят организации активной познавательной деятельности школьников, формированию основных исторических понятий. Также богато представлен материал по повторению и тематическому планированию.
В статьях Бирюкова С.А. «Работа с архивными документами на уроках истории» и Замараева О.В. «Обучение работе с историческими документами на основе документально-методического комплекса» даны развернутые методические рекомендации по обучению детей работе с историческими источниками. Эти данные были использованы при разработке урока истории по теме «Внешняя политика СССР в 30-е г. ХХ в.» а также при анализе методических приемов, входящих в его содержание.
Еще одна книга, отражающая методику преподавания истории в советский период «Методика преподавания истории в средней школе. Учение о методах. Теория урока» . Вагин А.А., в данной работе анализирует основные задачи по курсу истории в советской школе, обосновывает научные методы обучения, рассматривает взгляды учащихся относительно истории. Книга построена на основе личного опыта, а также с привлечением опыта большого количества учителей и советской методической литературы.
В целом исследование построено на работах Вяземского Е.Е. «Изучение истории на профильном уровне в современной школе» , Вяземского Е.Е., Стреловой О.Ю. «Методические рекомендации учителю истории. Основы
профессионального мастерства» , где подробно раскрывается процесс формирования мировоззрения учащихся при изучении истории, описываются эффективные методы развития их творческого и логического мышления.
Еще одна немало важная работа Студеникина М.Т. «Методика преподавания истории в школе» . Книга богата как теоретическим, так и практическим материалом; обширно раскрывается методика педагогической деятельности, на основе богатого педагогического опыта прошлых лет. Дано много рекомендаций по проведению открытых уроков, повторно- обобщительных и итоговых занятий.
Научная новизна данного исследования состоит в изучении темы «Внешняя политика СССР в 30-е годы ХХ в.» с привлечением современных исследований».
Объектом исследования является организация процесса работы с документами на уроках истории.
Предметом исследования стала методика работы с историческими источниками в процессе изучения внешней политики СССР в 30-е годы.
В качестве методов исследования были использованы: теоретический анализ литературы по данной проблеме; исторического познания и обобщение проведенных наблюдений.
Научная новизна данного исследования состоит в изучении темы «Внешняя политика СССР в 30-е годы ХХ в.» с привлечением современных исследований».
Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты, а конкретно, теоретический и практический материал может быть использован учителями истории в школах на уроках по изученным темам и студентами педагогических учреждений при подготовке к семинарским занятиям по данной теме.
В данной выпускной квалификационной работе исследована тема «Изучение исторических источников при изучении темы «Внешняя политика СССР в 30-е годы ХХ века» в средней школе». Наука, занимающаяся изучением источников, называется источниковедением. К историческим источникам в источниковедении относится весь комплекс документов и материальных предметов, имеющий прямое отношение к историческому процессу и сохранивший отдельные факты и события, на основании которых воссоздается образ о конкретной исторической эпохе. При этом каждый исторический источник является следствием социальной деятельности людей.
Изучение любого исторического источника представляет собой сложную научную задачу, предполагающую не пассивное следование за ним, но активное и пристрастное «вторжение», «вживание» в его структуру, смысл, специфику формы, содержание, язык, стиль.
Существует множество различных классификации исторических источников: по цели создания, по степени близости источника к историческому факту, по цели создания и носителю, по способу отражения источником исторического факта и по другим критериям. Однако современное источниковедение основывается на классификацию, состоящую из трех больших групп: письменные источники, материальные памятники и
этнографические памятники.
Традиционными способами включения исторических документов в образовательный процесс по курсу истории являются: 1) введение новых сведений из документальных источников в рассказ учителя в ходе занятия; 2) подготовка условий для деятельности учеников с текстом документа, его анализ.
Исходя из заявленной тематике урока истории, во второй главе рассматриваются исторические моменты, касающиеся направлений во внешней политике СССР в 30-е гг. ХХ века.
Мировой экономический кризис 1929 - 1932 гг. вызвал серьезные
внутриполитические изменения во всех капиталистических странах. В 1930-1931 гг. страны Запада обвинили СССР в том, что он, используя дешевый принудительный труд, экспортирует свои товары по демпинговым ценам, нанося тем самым урон европейской экономике.
В конце 1932 г. СССР вернул дружеские дипломатические отношения с Китаем, нарушенные в 1929 г. СССР, объединенный с Монголией договором о взаимопомощи 1921 г., послал свою армию заступиться за союзника против напавшей Японии. 15 сентября 1939 г. было подписано перемирие с Японией.
Основные направления советской внешней политики конца начала 30 -х годов составлялись под прямым управлением самого Сталина и были подписаны VI конгрессом Коминтерна в 1928 году. В 1932 г. Советский Союз заключил пакты о ненападении с Финляндией, Латвией, Эстонией, Польшей, Францией. В 1934 г. Советский Союз вошел в Лигу Наций. В следующем году СССР заключил договоры с Францией и Чехословакией, в которых оговаривалась взаимопомощь.
Демократические страны Запада вели политику умиротворения фашистской Германии. Политика умиротворения привела к мюнхенскому соглашению Англии, Франции, Германии и Италии, имеющего своей целью раздробление Чехословацкого государства.
23 августа 1939 г. СССР и Германия подписали в Москве пакт о ненападении. Неделей позже Германия совершила нападение на Польшу.
Началась вторая мировая война. СССР объявил нейтралитет относительно противостоящих стран. А в начале 1941 г. был разработан план войны (план «Барбаросса») и само наступление назначено на 22 июня 1941 г.
Каждое из ключевых событий этого периода имеет свой источник, подтверждающий правдивость изложенных фактов.
Этот урок призван помочь школьникам не только познакомиться с самой темой исследования, но и понять исторический путь дальнейшего развития России.
Существует несколько вариантов построения урока по данной теме, но каждый из них включает этап получения новых знаний. Он может быть построен в форме лабораторной работы, на которой учебно-исследовательская деятельность происходит с помощью историко-сравнительного метода. Этот метод помогает раскрыть и детализировать всю площадь познания изучаемого периода, поэтому является очень эффективным для процесса обучения. Для его организации необходимо обеспечить учеников определенной литературой, которая будет находиться в общем доступе, включая исторические источники и документы. Также целесообразно предложить учащимся памятку с вопросами, помогающими выстроить верную цепочку произошедших событий.
Другим продуктивным вариантом обучения является практическое занятие - урок изучения нового материала. Он строится с учетом того, что ученики должны получить практические навыки, используя метод анализа нескольких источников. Формы организации учебной деятельности здесь могут быть различными: фронтальной, групповой, индивидуальной.
Основное место при проведении практических занятий отводится критическому анализу, интерпретации письменных текстов. Для этого учитель предлагает учащимся вспомнить предшествующие события прошлого и с помощью исторических источников построить новую схему происходящих далее событий. В конце урока эти тезисы оказываются законспектированными в тетради.