ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ УРАЛО-СИБИРСКОЙ РОСПИСИ 7
1.1 Психолого-педагогические основы творческого мышления 7
1.2 Урало-сибирская роспись как средство формирования творческого
мышления учащихся 14
Выводы по первой главе 19
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В
ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ УРАЛО-СИБИРСКОЙ РОСПИСИ 22
2.1 Методическое обеспечение экспериментального исследования формирования творческого мышления учащихся на занятиях ИЗО в
процессе изучения урало-сибирской росписи 22
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 30
Выводы по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Потребность в творческом мышлении приобретает острый характер особенно в последние годы в связи с усиливающимся процессом обновления технологии и форм организации трудовой деятельности.
Именно о потребности в личности с высокими творческими способностями говорится в положении «Об образовательной политике России на современном этапе». В нем достаточно полно отражено основное требование времени к системе образования. В данном документе красной нитью проходит такая мысль: современное общество нуждается в
образованных людях, которые могут самостоятельно принимать решения, обладают способностью к сотрудничеству, отличаются конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, а более того обладают чувством ответственности за судьбу страны.
В условиях осуществления перехода на новые государственные образовательные стандарты усиливаются требования к выпускникам школы. Они должны быть готовы принимать решения, обладать
определенным набором компетенций, творческим подходом к учебе.
Соответственно, у учащихся должна быть сформирована готовность к творческой деятельности. Таким образом, одной из приоритетных задач современной общеобразовательной школы следует признать формирование личности, наделенной творческими способностями.
Постановка проблемы нашего исследования предполагает определение сущности мышления как познавательного процесса. Анализ совершенно разных подходов к рассмотрению проблемы развития мыслительной деятельности позволяет выделить сущность и специфику творческого мышления, занимающего одно из центральных мест в структуре художественно-творческих способностей.
Исходя из основных положений деятельностной теории развития мышления, становится возможным определить сущность творческого мышления как вида художественно-образного мышления, включающего специфические интеллектуальные структуры, обусловленные предметной деятельностью в области орнаментальной композиции.
Анализ педагогических условий развития творческого мышления, имеющего специфические проявления в различных видах деятельности и выступающего основой становления конкретных видов художественного мышления, приобретает большое практическое и теоретическое значение.
Мыслительная деятельность в данном случае выступает как важнейшая предпосылка всякой другой деятельности в качестве теоретической деятельности, опосредствующей деятельность практическую и неразрывно связанную с ней по своему происхождению и способам функционирования. Эволюционируя, мышление порождает различные производные формы интеллектуальной деятельности, как-то процессы восприятия, представления, навыки, которые служат основой формирования развитой структуры интеллекта, способной к решению все более сложных задач.
Проблема исследования заключается в поиске ответа на вопрос: каким должно быть содержание, методы и формы учебно-творческой деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства, которые стимулируют развитие их творческого мышления в процессе изучения Урало-сибирской росписи.
Объект исследования - процесс развития творческого мышления учащихся на уроках изобразительного искусства в процессе изучения Урало-сибирской росписи.
Предмет исследования - методические условия развития творческого мышления учащихся на уроках изобразительного искусства в процессе изучения Урало-сибирской росписи.
Цель исследования - определить методические условия развития творческого мышления учащихся на уроках изобразительного искусства в процессе изучения Урало-сибирской росписи.
Гипотеза исследования содержит следующее предположение: процесс формирования творческого учащихся на занятиях изобразительного искусства в процессе изучения урало-сибирской росписи приобретет качественно новое содержание за счетвнедрения в образовательный процесс концептуально разработанной и обоснованной разработанной модели методической системы.
Для достижения данной цели нами были определены следующие задачи:
1. Раскрыть психолого-педагогические особенности развития
творческого мышления учащихся.
2. Выявить возможности урока изобразительного искусства в развитии творческого мышления учащихся.
3. Исследовать дидактические возможности урока изобразительного искусства в развитии творческого мышления учащихся среднего школьного возраста.
Методы исследования:
• теоретические - анализ научной литературы по психолого-педагогическим, методическим аспектам, касающимся области исследования; анализ документов и литературных источников (программ, концепций);
• эмпирические - наблюдение за деятельностью учащихся и учителя на уроках ИЗО; беседы с учащимися и учителями.
Теоретические основы исследования составляют:
• современные исследования психологии творческого мышления (В.Н. Дружинин, Д.Б. Богоявленская.Н.С. Лейтес, Я.А. Пономарев, Л.С. Выготский);
• составляют концептуальные положения обучения учащихся Урало-сибирской росписи в процессе организации уроков изобразительного искусства (О.В. Островская, М.С. Соколова, Н.И. Ростовцев, А.Б. Салтыков, В.А. Барадулин и т.д.)
Практическая значимость работы заключается в том, что материал исследования может быть рекомендован участникам образовательного процесса на уроках изобразительного искусства.
Результаты проведенного исследования формирования творческого мышления учащихся в процессе изучения урало-сибирской
росписи свидетельствуют о достижении поставленной в исследовании цели и позволяют сделать следующие основные выводы.
1. В теоретическом анализе изучаемой проблемы:
1) рассмотрена сущность творческого мышления;
2) исследованы психолого-педагогические основы творческого
мышления;
3) выявлены педагогические условия формирования творческого
мышления учащихся в процессе изучения урало-сибирской росписи;
2. Практическая часть исследования представлена разработанной моделью формирования творческого мышления учащихся в процессе изучения урало-сибирской росписи на занятиях в детской художественной школе.
3. Целостно оценивая данные, полученные в ходе исследования, мы
полагаем, что они пополняют и систематизируют наши представления о методах формирования творческого мышления на занятиях
изобразительного искусства в процессе изучения свободной кистевой росписи (в нашем случае урало-сибирской). Эти данные и их обобщение могут быть использованы участниками образовательного процесса в процессе занятия творчеством.
1. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.
2. Бадаев, В.С. Русская кистевая роспись: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство» / В.С. Бадаев. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 96 с.
3. Барадулин, В.А. Народные росписи Урала и Приуралья. Крестьянский росписной дом / В.А. Барадулин. - Екатеринбург: Титул, 2004. - 195 с.
4. Барадулин, В.А. Уральский букет (народная роспись горнозаводского Урала) / В.А. Барадулин.- Екатеринбург: Титул, 2007. - 117 с.
5. Барадулин, В.А. Уральская народная живопись по дереву, бересте и металлу / В.А. Барадулин. - Екатеринбург: Титул, 2009. - 153 с.
6. Белошапкина, А. Федосова А. Использование народного прикладного искусства на занятиях по декоративному рисованию / А. Белошапкина, А. Федосова // Декоративно-прикладное искусство и образование. - 2012.- № 4. -С. 14- 18.
7. Богоявленская, Д.Б. Исследования творчества и одаренности / Д.Б. Богоявленская. - М.: Мол. Гвардия, 1997. - 434 с.
8. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2002. - 319 с.
9. Большой энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1985. - 1598 с.
10. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - М.:
Лабиринт, 1998. - 293 с.
11. Декор, выполненный по мотивам Урало-сибирской росписи. - Режим доступа: http://www. sibac.info.ru, свободный.
12. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 207 с.
13. Ермолаева - Томина, Л.Б. Психология художественного творчества: учеб.пос. для вузов / Л.Б. Ермолаева - Томина. - М.: Академический проект, 2003. - 318 с.
14. Концепция художественного образования в Российской Федерации
(приказ МО РФ от 28.12.2001 г., № 1403) - Режим доступа:
http://www.gnesin.ru/normativy/concept ofart education.html, свободный.
15. Концепция образовательной области «Искусство» в 12-летней школе // Искусство в школе. - 2002. - № 4. - С. 15 - 21.
16. Коротеева, Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты / Е.И.
Коротеева. - М.: Просвещение, 2008. - 276 с.
17. Кузин, В. С. Изобразительное искусство в начальной школе:
учебник для общеобразовательных учебных заведений / В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. - М.: Дрофа, 2012. - 294 с.
18. Кушнарева, Н.Ю. Обучение одаренных детей в соответствии с индивидуальным стилем их мышления / Н.Ю. Кушнарева // Одаренный ребенок - 2007. - №3. - С.114 - 119.
19. Левитес, Д.Г. Практика обучения: современные образовательные
технологии / Д.Г. Левитес. - М.: И1111Т, 1998. - 173 с.
20. Лейтес, Н.С. Психология одаренности детей и подростков / Н.С.Лейтес. - М.: Академия, 2000. - 364 с.
21. Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия /
Н.С. Лейтес. - Воронеж: МОДЭК, 1997. - 207 с.
22. Личностные достижения учащихся как результат деятельности учителя ИЗО/под ред. Морозкиной И. Л. - Оренбург: ООИПКРО, 2003.- 143 с.
23. Малахова, И. А. Способность к творчеству. Одаренность. Талант. / И.А. Малахова. - Минск: Беларускаянавука, 2002.- 263 с.
24. Материалы курса «Особенности обучения школьников по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»: учебно-методич. пособие / Б.М. Неменский, И.Б. Полякова, Т.Б. Сапожникова. - М.: Педуниверситет, Первое сентября, 2007. - 126 с.
25. Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности / А.М.
Матюшкин // Вопросы психологии. - 1989. - №6. - С. 29 - 33.
26. Мелик-Пашаев, А. А. Педагогика искусства и творческие способности / А.А. Мелик-Пашаев. - М.: Просвещение, 2001. - 183 с.
27. Неменский, Б.М. Познание искусством / Б.М. Неменский. - М.: УРАО, 2000. - 259 с.
28. Неменский, Б.М. Приглашение к диалогу / Б.М. Неменский. - М.:
МИОО, 2003. - 118 с.
29. Николаева, Е.И. Психология детского творчества / Е.И. Николаева. - СПб.: Речь, 2006. - 374 с.
30. Образовательная область «Искусство»: инструктивно-методическое
обеспечение содержание образования. - М.: Школьная книга, 2000. - 98 с.
31.Островская, О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе: 1- 4 кл.: пособие для учителя / О.В. Островская. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 121 с.
32. Полякова, И. Особенности обучения школьников по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» / И. Полякова. - М.: Искусство-М, 2013. - 112 с.
33. Пономарев, Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев. - М.: Наука, 1976. - 256 с.
34. Программа общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1 - 9 кл. под рук. Неменского Б. М. - М.: Просвещение, 2007. - 112 с.
35. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1 - 9 классы». - М.: Просвещение, 2006. - 108 с.
36. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство.
Начальная школа / Сост. В.С.Кузин, В.И.Сиротин. - М.: Дрофа, 1999. - 244 с.
37. Пьянкова, Н.И. Изобразительное искусство в современной школе / Н.И. Пьянкова. - М.: Просвещение, 2006. - 294 с.
38. Развитие промыслов России на примере Урало-сибирской росписи. - Режим доступа: http://www.magref.ru, свободный.
39. Роспись. Декоративные изделия. - Режим доступа: http://www.kladraz.ru, свободный.
40. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.- граф.фак. пед. ин-тов. / Н.Н. Ростовцев. - М.: АГАР, 1998. - 252 с.
41. Сердюкова, Н.С. Реализация ФГОС второго поколения в системе урочной и внеурочной деятельности по изобразительному искусству / Н. С. Сердюкова, С. И. Линник-Ботова. - Белгород, 2012. - 131 с.
42. Современное развитие промысла. Техника Урало-сибирской росписи. - Режим доступа: http://www.artorbita.ru, свободный.
43. Соколова, М.С. Художественная роспись по дереву: Технология
народных художественных промыслов / М.С. Соколова. - М.:
ВЛАДОС, 2002. - 174 с.
44. Сокольникова, Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.М. Сокольникова. - М.: Академия, 2012. - 368 с.
45. Урало-сибирская роспись или техника двойного мазка. - Режим доступа: http://www.liveinternet.ru, свободный.
46. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Сборник нормативных документов. - М.: Дрофа, 2004.
47. Художественная роспись по дереву. - Режим доступа: http://www. rusnardom.ru, свободный.
48. Шумилин, А.Г. Проблемы теории творчества / А.Г. Шумилин. - М.: Высшая школа, 1989. - 473 с.
49. Этапы Урало-сибирской росписи - Режим
доступа: http: //www. pedkopilka. ru, свободный.
50. Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е.Л. Яковлева. - М.: Флинта, 1997. - 265 с.